ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ЭК0А0Г0 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРИГОРОДНЫХ АГРАРНО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ТЕРРИТОРИЙ
КАНЧУКОЕВ В.О.,
доктор экономических наук, профессор, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, e-mail: [email protected];
ИВАНОВА З.М.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия, e-mail: [email protected];
МАШУКОВА Б.С.,
кандидат химических наук, старший преподаватель, Кабардино-Балкарский государственный университет,
e-mail: [email protected]
Исследованы актуальные проблемы и перспективы развития аграрнорекреационных пригородных комплексов курортных городов Юга России.
Ключевые слова: пригородные аграрно-рекреационные комплексы; анализ и прогноз эколого-экономического состояния территорий.
Vital problems and prospects for the development of the agrarian-recreational suburban complexes of the health resort cities of the south of Russia are investigated.
Keywords: suburban agrarian-recreational complexes; analysis and the forecast of the ecological-economic state of territories.
Коды классификатора JEL: JEL Q26.
Переход к устойчивому развитию пригородных территорий с приоритетными направлениями в сфере рекреации и сельскохозяйственного производства предполагает не только наличие базовых предпосылок, открывающих перспективы применения их естественно-природных, ландшафтно-исторических и прочих преимуществ, но и искусства использования новейших методов и моделей управления современными сложными экологическими и хозяйственными системами.
Социально-экономическая и природоохранная политика в области развития аграрно-рекреационных пригородов, как комплекс технико-технологических, экологоэкономических и других мероприятий, должна обеспечивать эффективность элементов системы пользования ресурсами, с одной стороны, и перевод производственной и непроизводственной сфер на эффективные рыночные отношения, с другой.
© Канчукоев В.О., Иванова З.М., Машукова Б.С., 2010
Такие управленческие воздействия должны преследовать решение имеющихся проблем и стратегической цели — укрепление сбалансированного природного и производственного потенциалов, способствующего максимально возможному достижению экономической и социальной эффективности, полной занятости трудоспособного населения, росту производства продовольствия и производительного труда, созданию условий отдыха и повышению комфортности жизни местных жителей и рекреантов.
Именно сбалансированность экономики, экологии и социальных процессов, укрепление природно-ресурсных и производственных потенциалов в зонах рекреации позволяют успешно решать экологические и социально-экономические задачи ресурсопользования, снижать напряженность на таких территориях, обеспечивать развитие рыночных отношений.
С другой стороны достижение вышеперечисленных позитивных результатов устойчивого развития возможно лишь на основе использования новых методов, средств и подходов к повышению социально-экономической эффективности управления деятельностью производственных элементов зон рекреации регионов. Между тем сложный, многоплановый характер проблем рекреации, требующий проведения исследований в широком спектре научных направлений, предполагает поиск подходов, которые позволили бы объединить их в одно гармоничное целое, используя комплексный подход.
С точки зрения общественных интересов эколого-экономический механизм управления аграрно-рекреационными территориями является многоплановым и многогранным инструментом гармонизации взаимодействия рекреационного хозяйства, человека и производственной сферы в единой системе. Взаимосвязи аграрно-рекреационных территорий с окружающей средой разнообразны. Проиллюстрируем их на примере пригородного сельского хозяйства (рис. 1).
Рис. 1. Система «Пригородное сельское хозяйство — окружающая среда»: взаимосвязи.
Например, аграрно-рекреационные показатели развития пригорода Нальчика, являющегося единственным городом России, одновременно выполняющим функции столицы и города-курорта, формируются под влиянием такого двоякого положения. Эти особенности диагностируются при сравнении количества выбросов и размеров зон влияния городов-курортов Северного Кавказа и Черноморского побережья. Из данных, приводимых в табл. 1, видно, что Нальчик имеет высокие показатели численности населения, объемов промышленных и автотранспортных выбросов, наибольшую зону
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
загрязнения (фиксируемую, кстати, по снежному покрову на космических снимках — 500 км)1.
Таблица 1
Количество выбросов в атмосферу и зоны влияния городов-курортов Северного Кавказа и Черноморского побережья*.
Города Численность населения на 01.01. 1987 г., тыс. чел. Площадь пятна застройки, км2 Площадь ареала загрязнения, км2 Количество выбросов в год, тыс. т
От промышленности От автотранспорта Всего
Нальчик 250 30 500 9,6 46,1 55,7
Ессентуки 84 30 130 0,8 4,8 5,7
Кисловодск 110 20 200 1,1 5,8 6,9
Минводы 75 10 150 3,2 4,9 8,1
Пятигорск 121 30 150 3,6 12,1 15,7
Сочи 317 - - 4,5 48,0 52,5
Туапсе 145 - - 20,0 28,8 28,8
* Составлена по данным Управления по экологическому и технологическому надзору Ростехнадзора РФ по КБР.
Существенное влияние на атмосферный воздух оказывают промышленные предприятия, которые выбрасывают в воздушный бассейн города вещества более 40 наименований (оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, пыль и т.д.). Особо большое количество выбросов и значительное загрязнение почв обнаруживается в городах и их пятикилометровой зоне.
Основными негативными процессами воздействия человека и нарушения экологии окружающей среды на землях являются водная эрозия, переувлажнение, окисление почв, выходы каменистых пород и т.д. (см. табл. 2).
Использование пахотных земель без соблюдения севооборотов, агротехнических агромелиоративных мероприятий ведет к минерализации гумусового слоя. В таких условиях для восстановления плодородия пахотного слоя необходимо ежегодно вносить органические и минеральные удобрения, проводить известкование кислых почв. В ряде регионов РФ имеется положительный опыт внедрения почвозащитных систем земледелия и отдельных их элементов. Например, система фиторемедиации, которая позволяет восстановить качество ранее загрязненных земель, увеличить производство продукции растениеводства. Очевидно, что повсеместно следует реализовать комплекс мероприятий по восстановлению плодородия путем введения в севооборот сельскохозяйственных культур, характеризующихся высокой биологической продуктивностью, интенсивным выносом из почвы биогенных и токсических веществ. Фиторемедиация — агронанотехнология, считающаяся перспективной технологией, малозатратной, высокопроизводительной, эффективной, основанной на природных закономерностях очистки цензов.
1 Для анализа эколого-экономической ситуации взят период до 1990 г., так как последующие периоды развития
экономики в регионе характеризуются глубоким кризисом, и поэтому выводы были бы неадекватными, как по потенциалу, так и фактическому состоянию дел. Например, сокращение использования средств химизации сельского хозяйства связано с кризисом экономики, а не с нерешенными проблемами охраны окружающей среды. Также отсутствие или минимизация количества выбросов промышленных предприятий г. Нальчика в настоящее время свидетельство того, что они не функционируют, а не того, что они оснастили точки выбросов фильтрами и очистными установками.
Таблица 2
Показатели негативного воздействия человека и загрязнения окружающей среды на состояние земель в аграрно-рекреационных территориях Кабардино-Балкарской Республики (в среднем за 2004-2008 гг.)*.
Площади, находящиеся под отрицательным влиянием на состояние и плодородие почв Сельскохозяйственные угодья, га
Всего в том числе
Пашня Многолет- ние насаждения Сенокосы Пастбища
Подверженные водной эрозии 2897 398 1053 645 801
Переувлажненные 1554 1040 347 60 107
Заболоченные 298 90 83 48 77
Кислые 2782 664 956 553 609
Каменистые 877 405 8 93 371
Зарастание пастбищ — всего 741 741
в т.ч.: Кустарником 327 - - - 327
Лесом 14 - - - 14
Сбитых 400 - - - 400
* Авторские разработки по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству КБР.
Таким образом, провозглашение приоритета экологии над экономикой утверждает обязательность соблюдения в сельском хозяйстве экологических принципов, то есть эколого-экономического обоснования принятия хозяйственных решений. Оно должно осуществляться с учетом условий формирования природно-ресурсного и аграрноэкологического потенциалов региона.
В современных условиях управление охраной природной среды должно быть направлено, в первую очередь, на поддержание природного равновесия и, прежде всего, на улучшение почвенного плодородия, чем должны заниматься агрономическая, мелиоративная, зооветеринарная, инженерная и другие службы в системе управления АПК и сельским хозяйством.
Здесь функции министерств сельского хозяйства и продовольствия в регионах не должны ограничиваться директивно-контрольными функциями, их необходимо расширить в плане предоставления прав и ответственности в области разработки, финансирования и реализации целевых программ эколого-экономического развития товаропроизводителей всех форм организации и собственности на соответствующей территории.
В ряде регионов министерства, курирующие курорты и туризм играют ключевую роль в планировании и структурной перестройки экономики в сторону экологизации внутреннего рынка, приоритетного развития высокотехнологических и ресурсосберегающих технологий и ресурсощадящих отраслей, увеличения производства экологически чистой продукции при одновременном обеспечении инвестициями зон рекреации.
Мы считаем, что приоритетом в управлении этими процессами должно выступать формирование завершенной вертикали и создание эффективной организационной структуры государственного управления рекреационным природопользованием.
Функционирование механизма природопользования сопряжено с ограничениями экономического пространства деятельности хозяйствующих субъектов. Проблема формирования и развития эколого-ориентированного сознания, как у населения и хозяйствующих субъектов, так и у субъектов, принимающих решения на государственном уровне, с одной стороны, и проблема повышения готовности экономических субъектов
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
к принятию ограничений экологического характера (экологической акцептабельно-сти), с другой стороны, выступают актуальной и первоочередной задачей развития2.
Совершенствование управления агрорекреационными пригородными территориями необходимо основывать на принципах комплексности и научности, а также единства политики и экономики. В экономическом механизме управления природопользованием следует выделить подсистемы планирования, стимулирования и организации, предполагающей использование принципа системности. Одновременно охрану окружающей среды следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных решений и мероприятий, объединенных общей целью функционирования.
Важнейшими этапами системного анализа эколого-экономических показателей производственных элементов зон рекреации и охраны природы являются выбор цели, сбор и оформление исходной информации, а также использование прикладных методов математического моделирования изучаемых процессов и явлений. Выбор стратегии развития рекреации должен быть ориентирован на социальные потребности человека, которые обусловлены природными, духовными факторами существования людей. Они либо являются основой выбора стратегий развития, либо определяют дополнительное включение природных элементов. При этом основные средства производства выступают пространственной базой размещения производительных сил в зоне рекреации. Таким образом, зона рекреации может являться и главным средством производства, и пространственной базой существования самого человека. Развитие производственных элементов зон рекреации и рационального ресурсопользования направлено на все потребности, необходимые для поддержания жизнедеятельности человека, человеческой личности, социальной группы людей, общества в целом. Последние следует подразделять на два условных уровня: потребности эколого-экономические и социальноэкономические. Их наличие осложняет осуществление системного анализа и выполнение стратегического планирования производственных элементов зон рекреации. В условиях рыночной экономики особенности социально-экономического и экологического развития заключаются в том, что эта проблема не возникает на пустой, свободной территории, а начинает свое развитие на базе ранее функционировавшей системы государственного регулирования и управления ресурсами и производственной деятельностью в зонах рекреации. Исходя из этого, назрела необходимость разработки и применения основного принципа управления рациональным природопользованием — эколого-экономического, предполагающего моделирование сбалансированности взаимодействия рекреации и окружающей среды, в т.ч. производственной и непроизводственной сфер деятельности человека.
В настоящее время эколого-экономический механизм управления аграрнорекреационными территориями характеризуется отсутствием учета экологических последствий производства на окружающую среду (см. рис. 2).
Деятельность предприятий по улучшению среды обитания практически никак не стимулируется. Современная практика перераспределения земель в зонах рекреации порождает проблемы пределов трансформации отдельных видов растений и животных в мутантов, ограниченности изымаемых ресурсов, сокращения их отводов для нерациональных производств.
2 Как следует понимать наши заключения? Поясним их следующими рассуждениями: «Недостаточно понимания необходимости принятия экологических ограничений, а также недостаточно готовности к принятию ограничений экономического пространства (несмотря на понимание их необходимости), но достаточно, чтобы воспрепятствовать акцептабельности. Недостаточное понимание может вызываться, как недостатком информации, так и информационными конфликтами. Недостаток информации может быть вызван как субъективными (недостаточная воспринимаемость и обработка), так и объективными (низкий уровень знания) причинами. Субъективно обусловленный недостаток информации можно ликвидировать через расширение информационного предложения, улучшенную его структуризацию с целью облегчения восприятия и обработки, через создание стимулов к восприятию информации. Объективно обусловленный недостаток информации можно восполнить через проведение научно-исследовательской работы, повышение уровня познания проблем».
Рис. 2. Эколого-экономический механизм управления агрорекреационными территориями
В рекреационных зонах все виды эффективности могут быть существенно увеличены, например, рациональным распределением и/или перераспределением ресурсов между ресурсопользователями. Такие меры призваны обеспечивать устойчивое развитие производственных элементов зон рекреации, а также достижение их сбалансированности (эколого-экономической, социальной, финансовой, другой).
Разработка стратегического плана развития аграрно-рекреационных территорий должна предусматривать повышение эффективности инвестиций в объекты рекреации. Важным резервом в деле рационального использования рекреационных ресурсов при их отводе для несельскохозяйственных нужд являются разработка и внедрение новой, более совершенной и менее землеемкой технологии строительства производственных и социальных объектов. При отчуждении территорий на эти цели неизбежны и закономерны потери. Однако нельзя не учитывать необходимость, которую сопровождает развитие зон рекреаций, — наличие селитебных территорий, лесозащитных полос и пр. Специфика малоземельных территорий — это ограниченность высокоплодородных земель, заслуживающих бережного к себе отношения.
Экономическое положение аграрно-рекреационных территорий априори во многом зависит от их базовой структуры и места расположения в регионе. Дальнейшее функционирование и развитие этих субъектов претерпевают существенные изменения не только внутренней и внешней среды хозяйствования, но и окружающей среды, которым особенно подвержены территории пригородных аграрно-рекреационных зон.
Территория пригородной зоны, как правило, — это ограниченные площади, представляющие из себя резерв для развития поселений, размещения промышленных, складских объектов, мест отдыха населения, садоводческих, дачных кооперативов и т.п. Организация сельскохозяйственного производства здесь имеет специфические особенности: ограничение условий ведения сельского хозяйства в зоне развития населенных пунктов (1); удобное размещение и высокое плодородие земель (2); значительное антропогенное давление из-за масштабности промышленного производства (3); узкая
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
специализация сельскохозяйственных предприятий на производстве скоропортящихся и малотранспортабельных продуктов как растениеводческого, так и животноводческого происхождения (4) и др.
Исходя из проведенных исследований нами предложен следующий прогноз перспективного развития производства сельскохозяйственной продукции в пригородной территориально-рекреационной системе г. Нальчика (табл. 3).
Таблица 3
Прогноз перспективного развития производства сельскохозяйственной продукции в территориально рекреационной системе «Пригородное сельское хозяйство г. Нальчика»*
Показатели В среднем за 20042008 гг. Прогноз на 2012 . в % к среднему за 2004-2008 гг.
2010 г. 2011 г. 2012 г.
Овощи
Посевная площадь, га 30,0 32,0 34,0 36,0 120,0
Урожайность, ц/га 137,0 139,0 142,0 145, 105,8
Валовой сбор, т 41,1 44,5 48,3 52,2 127,0
Картофель
Посевная площадь, га 100,0 101,0 103,0 105,0 105,0
Урожайность, ц/га 135,3 136,1 137,6 139,2 108,2
Валовой сбор, т 135,3 137,4 141,3 147,6 117,0
Мясо
Производство, т 503,8 535,5 580,0 600,0 119,1
Поголовье КРС, голов 1492 1612 1716 1980 132,6
Молоко
Производство, т 1010,0 1090,0 1120,0 1200,0 118,8
Поголовье коров, голов 358 463 510 582 149,0
* Авторские разработки.
По результатам проведенных расчетов пригородным предприятиям АПК г. Нальчика сформулированы и выданы соответствующие рекомендации.
Далее, потенциал инвестиционной привлекательности территорий пригородной зоны слагается из наличия соответствующих объектов природной, производственной и социальной инфраструктуры.
Важнейшими условиями развития аграрно-рекреационных территорий являются: возможность интенсивного развития сельского хозяйства на окружающих территориях (1); повышение плодородия земель с помощью комплексного внесения удобрений и системных агротехнических и мелиоративных мероприятий (2); наличие дебитоемких свободных местных водных ресурсов (3); удобство ландшафтно-географического положения (4); приведение в соответствие организации и ведения сельскохозяйственного производства с градостроительными регламентами (5); достаточный экономический и демографический потенциал городов и окружающих районов (б); благоприятный климат региона/района (7).
Проблемы эффективного использования аграрно-рекреационных территорий должны решаться с учетом максимального соответствия установленным нормативам эффективности капитальных вложений и факторов, обеспечивающих комплексную оценку и оздоровление природной среды развития общества. Но для эффективной организации работ по улучшению состояния аграрно-рекреационных территорий и
поддержания благоприятной экологической обстановки, необходимо их финансовое обеспечение.
Очевидно, что для формирования различных фондов восстановления, улучшения и сохранения природных ресурсов можно использовать различные источники: земельный налог, который должен расходоваться на природоохранные мероприятия (1); часть сверхдоходов добывающих отраслей экономики, использующих национальные природные ресурсы (2); штрафные санкции за нанесение ущерба природной среде (3); часть доходов сельскохозяйственных предприятий, крестьянско-фермерских хозяйств, хозяйств населения, направляемых на целевые нужды их развития (4) и др. Мы считаем, что необходимо создать следующие специальные экологические фонды:
1. На уровне страны и субъекта Федерации: фонд восстановления и сохранения природных ресурсов (за счет доли доходов добывающих отраслей экономики, штрафных санкций по отношению к предприятиям, наносящим ущерб природной среде путем консолидации этих средств и части поступлений земельного налога).
2. На уровне муниципальных органов: фонд сохранения сельскохозяйственных земель и экологии пригородных территорий (за счет средств земельного налога, штрафных санкций в отношении предприятий наносящих ущерб природной среде и других источников. Основная часть земельного налога должна оставаться в муниципальных органах управления и использоваться только по целевому назначению).
3. На уровне предприятий: фонд повышения плодородия земель и охраны окружающей среды (на долю доходов от деятельности самого предприятия, возможного субсидирования, а также спонсорских ресурсов).
В ближайшее время необходимо устранить негативное влияние на развитие аграрнорекреационных территорий полного отсутствия и/или недостаточно полного обеспечения механизма принятия управленческих решений в этой области, совершенствуя всю совокупность правовых, политических и экономических факторов и рычагов воздействий, обеспечивающих сбалансированное воспроизводство потенциала региона. При планировании социально-экономического развития этих территорий необходимо уделить особое внимание экологическому подходу, который предполагает приоритет ландшафтной первоосновы, учет особенностей климата и исторически сложившегося уклада жизни и хозяйствования населения. Так, рассматривая каркас эколого-экономического механизма защиты земель пригородов, необходимо соблюдать основные принципы землепользования. Мы выделяем для этого три принципа: обеспечения сбережения, исключения потребительского отношения и приостановки негативных процессов деградации земли.
Таким образом, совершенствование механизма управления аграрно-рекреационными территориями пригородного типа должно осуществляться по следующим направлениям эколого-экономических приоритетов:
1. Эколого-экономическая консолидация, как основа развития рекреационного природопользования, то есть налаживание механизма партнерства между основными пользователями рекреационными ресурсами и сельскохозяйственными товаропроизводителями, оказывающими антропогенное воздействие на ресурсы, с одной стороны, и органами государственного надзора и контроля качества ресурсов, с другой стороны.
2. Развитие и совершенствование стимулирующей компоненты механизма управления природопользованием для внедрения новых технологий, способствующих увеличению объемов производства, улучшающих использование и охрану природных ресурсов.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
TERRA ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2010 Том 8 № 1 (часть 3)
3. Разработка механизмов, регламентирующих и санкционирующих возмещение ущерба за загрязнение земли, утрату плодородия и других полезных ее качеств, за выведение земель из сельскохозяйственного оборота.
4. Государственная поддержка и экономическое стимулирование работ по улучшению состояния земли и повышению ее плодородия, охране окружающей среды.
5. Внедрение новых систем и технологий управления аграрно-рекреационными территориями. Так, рационально использовать методы экспертных оценок, анализа производственно-экономического рисков по степени деградации ресурсов, возможности восстановления, сезонности антропогенной нагрузки, а также прибыльности ресурсов, соответственно.
6. Концепция экономико-экологического управления сельскохозяйственным природопользованием должна основываться на мероприятиях и смете природоохранных расходов, относимых на себестоимость продукции. Это означает, что объектом управления такой системы должна быть не прибыль хозяйствующего субъекта, а маржинальный доход от средозащитных затрат.
7. Максимальное уменьшение отрицательного воздействия и/или безоговорочный отказ от агротехнических и технологических приемов, загрязняющих окружающую среду. Расширение рационального использования местных ресурсов и средств производства, почвозащитных технологий.
8. Сохранение культурно-исторического ландшафта, имеющего как рекреационную, так и сельскохозяйственную ценность, его дальнейшее формирование с учетом местных особенностей.
9. Организация мониторинга землепользования и землевладения, выявление необрабатываемых земель, разрушающих плодородие и экологическую безопасность земель и окружающей среды, и выработка мер экономического и правового (формирование нормативных рамок поведения, определение ответственности за их нарушение и т.д. ) воздействия за бездействия или неправомерные действия собственников (арендаторов) при решении вопросов утилизации отходов, осуществлении очистных мероприятий и т.п.
ЛИТЕРАТУРА
1. Балкаров, М.И. Курортные богатства Кабарды / М.И. Балкаров. — Нальчик: Эльбрус, 1953.
2. Бжедугова, А.Н. и др. Экологические проблемы курорта Нальчика / А.Н. Бжедугова, Б.М. Бероев // Проблемы устойчивого развития горных территорий Кавказа. — 1998. — С. 17-18.
3. Бураев, Р.А. Экономико-географический очерк / Р.А. Бураев. — Нальчик: Эльбрус , 1985.
4. Емузова, Л.З. Рекреационная оценка погодно-климатических условий Нальчикской территориально-рекреационной системы в целях развития санаторно-курортного лечения / Л.З. Емузова. — Нальчик, 1997.
5. Иванова, И.К. Эффективность использования городских территорий / И.К. Иванова. — М.: Стройиздат, 1984.
6. Кубанов, А.М. и др. Интеграция общественного производства и личного подсобного хозяйства населения — основа удовлетворения потребностей населения в продуктах питания / А.М. Кубанов, Д.А. Ногайлова // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2004. — № 2. — С. 30-32.
7. Щуплова, О. Региональные аспекты экологического механизма природопользования / О. Щуплова // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 2. — С. 31-32.
8. Югай, А. Обеспеченность экологизации аграрного сектора / А. Югай // Экономика сельского хозяйства России. — 2005. — № 11. — С. 2б-28.
9. Яницкий, О.И. Экологическая перспектива городов / О.И. Яницкий. — М.: Мысль, 1987.