Научная статья на тему 'О системном подходе к проблемам национальной безопасности'

О системном подходе к проблемам национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
SAFETY / NATIONAL SAFETY / SYSTEM OF NATIONAL SAFETY / THE CONCEPT OF NATIONAL SAFETY / STRATEGY OF NATIONAL SAFETY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саболирова Зухра Хазретовна

В статье предпринимается попытка системного подхода к раскрытию содержания проблем обеспечения национальной безопасности. Проводится анализ доктринальных документов, определяющих основные принципы и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SYSTEM APPROACH TO PROBLEMS OF NATIONAL SECURITY

In offered article the author undertakes attempt of the system approach to disclosing of the maintenance of problems of maintenance of national safety in Russia. On the basis of the analysis of the Message, the Concept and Strategy of national safety questions of national safety of the Russian Federation are investigated, activity of Academy of national safety and Academy of problems of national safety in modern conditions reveals.

Текст научной работы на тему «О системном подходе к проблемам национальной безопасности»

А. Я. Вышинским в июле 1938 года на Всесоюзном совещании работников науки советского права: «Советское социалистическое право есть совокупность правил поведения (норм), установленных или санкционированных социалистическим государством и выражающих волю рабочего класса и всех трудящихся правил поведения, применение которых обеспечивается принудительной силой социалистического государства...».

Основные постулаты нового понимания права, утверждающего общеобязательную «единственно верную» марксистско-ленинско-сталинскую линию в юридической науке, сводились к следующему:

- в основу понятия права закладывалось тоталитарное государство, устанавливающее и санкционирующее правовые нормы, обеспечивающее их принудительное исполнение;

- роль общества в формировании права была сведена на нет;

- право становилось инструментом утверждения мощи государственного аппарата, средством государственного принуждения;

- приказы и предписания тоталитарной диктатуры признавались самым прогрессивным социалистическим правом;

- все другие концепции, в том числе и советских юристов предшествующего периода, объявлялись «враждебными» и «антимарксистскими».

Таким образом, на советском «правовом фронте» утвердилась «генеральная линия», подкрепленная реалиями массового террора. Некоторые изменения стали возможны лишь в послесталинский период (во время «оттепели»). Однако классовое понимание права оставалось неизменным, и оно доминировало во всех социалистических странах, которые образовывали социалистическую правовую семью. Правовая система Российского государства выступала в качестве центрального звена социалистической правовой семьи.

Следует отметить, что некоторые авторы

рассматривали социалистическое право как самостоятельный тип права, обусловливающий характер социалистической правовой семьи. Один из известных исследователей правовых систем Р. Давид полагал, что следует выделить социалистическое право в особую семью, отличную от романо-германской и других правовых систем. В связи с этим он указывал, что между социалистической и несоциалистическими правовыми системами существует определенное сходство, но «в настоящее время существуют и фундаментальные различия между структурой, институтами, образом жизни и мышления социалистических и несоциалистических стран». Р. Давид рассчитывал на то, что эти различия, возможно, когда-либо «смягчатся». В то же время исследователь подчеркивал, что «пока еще пересечь границу социалистической страны - это значит попасть в новый мир с другой постановкой проблемы, в мир, где такие понятия, как демократия, выборы, парламент, федерализм, профсоюзы, коллективные договоры в области политической, или такие понятия, как собственность, договор, арбитраж, приобретают часто другой смысл» [2, с. 162-163].

Итак, в Советском государстве, по мнению многих отечественных и зарубежных ученых, правовая система являлась разновидностью социалистической семьи, своеобразие которой заключалось в классовом понимании права и сущностном многообразии всех правовых явлений социалистического и капиталистического мира.

Литература

1. Рассказов Л. П. Теория государства и права. М., 2010.

2. Давид Р. Основные правовые системы современности (сравнительное правоведение). М., 1967.

© 2014 г. 3. X. Саболирова

О СИСТЕМНОМ ПОДХОДЕ К ПРОБЛЕМАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье предпринимается попытка системного подхода к раскрытию содержания проблем обеспечения национальной безопасности. Проводится анализ доктринальных документов, определяющих основные принципы и направления деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, система национальной безопасности, концепция национальной безопасности, стратегия национальной безопасности.

Вопросы национальной безопасности принадле- вание государств. В России с ними связана одна из жат к числу наиболее острых, поскольку от этого главных проблем - отношений государства и об-зависят перспективы развития, а нередко и выжи- щества в стандартных и критических ситуациях.

Понятие «национальная безопасность» в системе юридических, философских, социологических и политических наук входит в число основных и наиболее распространенных. Сама сфера национальных отношений нередко рассматривается как своеобразное поле конфликта и взаимодействия различных национальных интересов, в рамках которого осуществляется или не осуществляется их реализация.

Впервые термин «национальная безопасность» был употреблен в 1904 году американским президентом Теодором Рузвельтом в послании Конгрессу, а в 1947 году в США издан закон «О национальной безопасности», который ввел понятие «национальная безопасность» в американскую правовую систему [1].

При этом в СССР безопасность никогда не называлась национальной и интерпретировалась как безопасность государства. Действия властей, которые обосновывались интересами безопасности, составляли стержень государственной политики. В то же время эти действия не получали законодательного оформления в данной области, в результате чего она регламентировалась преимущественно закрытыми решениями высших инстанций, инструкциями ведомств.

В связи с острым политическим кризисом и распадом СССР новому государству - Российской Федерации - необходимо было содержательно определить термин, воспринятый из зарубежного политического словаря, в значительно более широком контексте и сформулировать все основополагающие положения. Первый шагом на этом пути закрепления понятия «национальная безопасность» стало принятие Закона от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности». Затем в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 июня 1996 года содержание национальной безопасности по сравнению с Законом «О безопасности» существенно расширилось - формула из закона была включена в контекст «развития и укрепления прав и свобод» и обстоятельно развернута в дальнейшем изложении. Далее Указом Президента от 17.12.1997 № 1300 была утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, претерпевшая изменения в 2000 году и в 2009 замененная Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Следует отметить, что указанные документы подписывались тремя президентами страны, и этим фактом их различия не исчерпываются.

В послании Президента Российской Федерации предпринималась попытка сформулировать и

систематизировать национальные интересы, суть которых сводилась к процветанию народа, защите и обустройству территории его проживания и развитию национальной культуры. С точки зрения ценностных ориентиров выбор был сделан в пользу гражданского общества, правового государства и рыночной экономики.

В Концепции национальной безопасности тема национальных интересов также получила развитие. Сюда были отнесены интересы личности, общества и государства. В ней раскрывалось содержание специфических интересов каждого из этих трех субъектов. В. И. Авер-ченков считает, что «к такой интерпретации трудно предъявить какие-либо претензии с демократических и правовых позиций, но сложные вопросы неизбежно возникают как только ставится задача реализовать их в жизни, ибо не очевидно, как должна выстраиваться их иерархия, располагаться приоритеты (которые со временем могут меняться местами) и так далее. В России с ее давними государственными традициями выбор между преимущественной заботой о безопасности государства или общества и граждан в практической политике всегда решался однозначно - в пользу государства» [2, с. 205].

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплялись четыре основополагающих интереса страны: развитие демократии и гражданского общества; повышение конкурентоспособности национальной экономики; обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета России; превращение России в мировую державу многополярного мира [3]. В число главных вопросов входили оборона, государственная и общественная безопасность, а в число второстепенных - повышение качества жизни граждан, экономический рост, наука, технологии, образование, здравоохранение и культура. При этом был сделан акцент на доминантной роли государства в обеспечении национальной безопасности.

Отличие последующих документов от предыдущих наиболее отчетливо проявляется в общих оценках внутренней и международной ситуации и характеристике угроз национальной безопасности России. В послании эти оценки были достаточно тревожными и критическими, в Концепции национальной безопасности они постепенно «смягчились» в связи со сменой президента. Между тем движение в заданном направлении продолжалось, и Стратегия национальной безопасности сегодня демонстрирует уже сущест-

венно иной подход ее разработчиков к проблемам в данной сфере [2, с. 206-207].

Система обеспечения национальной безопасности России формируется в условиях совершенствования новой концепции - безопасности личности, общества и государства в целом. В любом государстве она имеет характерные особенности, которые определяются геополитическим положением, историей развития, национальной идеологией, национальными интересами, влияющими на структуру системы.

Национальная безопасность является настолько широкой и значительной по охвату сфер общественной жизни категорией, что ее обеспечению и защите служат практически все функции государства. Под национальной безопасностью следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие России, ее оборону и безопасность [5, с. 304].

В национальной безопасности выделяются три уровня: безопасность личности, общества и государства. Решающую роль в ее формировании и обеспечении играют:

- национальные ценности, содержание которых сводится к процветанию народа, защите и обустройству территории проживания, сохранению и развитию национальной культуры;

- национальные интересы, представленные тремя группами интересов: жизненно важные интересы (связанные с реализацией и защитой таких ценностей, утрата которых может привести к подрыву самих основ существования граждан, общества и государства. Сюда относят суверенитет, государственную и территориальную целостность, конституционный строй, обороноспособность страны, нравственное и физическое здоровье нации); важные интересы (касающиеся реализации конституционных прав и свобод граждан, сохранения социально значимого достояния общества, преодоления и пресечения социальной, расовой, национальной и религиозной розни, организованной преступности и других); интересы (как правило, связанные с обеспечением благоприятных условий для развития общества, гражданского мира и согласия, реализацией принципов демократического общества и социальной справедливости, защитой окружающей среды, утверждением взаимовыгодного и добрососедского сотрудничества с зарубежными государствами);

- национальные цели, являющиеся наиболее подвижным элементом в системе национальной безопасности, определяющиеся и формирующиеся через призму национальных ценностей и интересов. Национальные цели представляют собой основополагающие ориентиры в деятельности государства, общества и отдельных граждан по реализации и защите национальных интересов.

Безопасность - это обеспечение всем гражданам государства нормальных условий для самореализации, защита их жизни, свободы и собственности от посягательств со стороны отдельного человека, организации или самого государства [6, с. 78].

В разные годы было создано много учреждений и организаций, профессионально занимающихся проблемами национальной безопасности России в общегосударственном и региональном аспектах, но систему эти учреждения и организации не образовывали. К числу первых из них относится Академия национальной безопасности (АНБ), созданная в 1997 году. Основной целью в работе АНБ является мониторинг и анализ ситуации по всем основным направлениям жизнедеятельности страны в целом и региона в частности. Сотрудники принимают самое непосредственное участие в совершенствовании федеральных и региональных программ, во внедрении собственных предложений и разработок, всемерно способствующих повышению эффективности государственной политики в вопросе укрепления национальной безопасности. Одна из главных задач академии - поддержание постоянных контактов с ведущими российскими и зарубежными учеными, научными центрами и организациями по вопросам, имеющим отношение к проблеме национальной безопасности страны.

Достаточно новым и более эффективным образованием в отечественной науке явилась Академия проблем национальной безопасности (АПНБ). Эта организация, объединившая в своем составе свыше 150 научных и практических работников (более 80 % - доктора наук), осуществляет научное обеспечение, консультирование и экспертизу многих федеральных и региональных программ, определяющих государственную политику в области национальной безопасности, поспешная реализация которых могла бы нанести непоправимый ущерб национальным интересам страны. В частности, речь идет о проектах в области ТЭК, транспорта, ВПК, космонавтики, металлургии, фармацевтики, приборостроения и некоторых других.

В этом качестве академия осуществляет научное обеспечение деятельности Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения национальной безопасности при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также тесно сотрудничает с министерствами и ведомствами, РАН, отраслевыми академиями, силовыми структурами. В академии представлены специалисты-эксперты из разных отраслей науки и техники, общественных и коммерческих организации многих регионов России.

В составе АПНБ функционируют десять департаментов по разработке системных подходов к обеспечению безопасности и стабилизации обстановки в Северо-Кавказском регионе и информационно-аналитические структуры, обеспечивающие централизованное информационное взаимодействие между российскими и зарубежными партнерами. Интересы академии, отделения которой имеются в ряде регионов России, не замыкаются только на проблемах безопасности государства. АПНБ активно содействует развитию экономических и культурных связей между многими странами и участвует в реализации ряда федеральных и региональных программ [7, с. 30-40].

Вместе с тем системная работа по выполнению некоторых положений Стратегии национальной безопасности до настоящего времени в достаточной мере не ведется. Попытки отдельных депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и законодательных органов российских регионов подготовить законопроекты по разным аспектам национальной безопасности не нашли поддержки в Правительстве страны и президентских структурах. Проекты закона «О Совете безопасности» (в 2010 году принят указ, определяющий состав аппарата и научного совета по безопасности) [8], «О продовольственной безопасности», «О военной реформе», ряд других законопроектов по этим причинам не были приняты. При этом значительный объем действующих федеральных законов по своему содержанию не нацелен на реализацию положений Стратегии национальной безопасности.

Для приведения в действие этих положений потребуется проведение достаточно сложной работы по систематизации и совершенствованию существующего законодательства, разработке и внесению на рассмотрение парламента новых правовых актов, конкретизирующих и развивающих их применительно ко всем составляющим Стратегии.

В законодательном обеспечении международной сферы необходимо принятие закона о международной доктрине Российской Федерации. Он должен предусматривать создание эффективных механизмов противодействия угрозам, направленным на ослабление России, стремлению лишить ее статуса великой державы, навязать невыгодные условия международного сотрудничества.

Во внутриполитической сфере, по нашему мнению, целесообразно законодательно закрепить меры, принимаемые Президентом Российской Федерации по укреплению вертикали власти, и реализовать соответствующие положения Стратегии национальной безопасности до 2020 года.

Реформированию МВД России, начатому новым министром, также следует придать законодательный характер. Предыдущие ломки силовых структур без парламентского контроля обернулись большими потерями и в первую очередь квалифицированных кадров. На этом сделал акцент министр внутренних дел В. А. Колокольцев в своем выступлении на заседании Государственной Думы: «В рамках реформы было сокращение личного состава органов внутренних дел на 20 %... Однако сейчас мы столкнулись с проблемой нехватки участковых, сотрудников патрульно-постовой службы, дорожно-пат-рульной и ряда других служб, работающих непосредственно "на земле"» [9].

При этом принимаемые федеральные законы должны поддерживаться сбалансированными, научно обоснованными федеральными программами, рассчитанными на 5-10 лет, ежегодно корректируемыми с учетом возможностей федерального бюджета и новых задач, которые возникают в области национальной безопасности государства.

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / под ред. К. И. Бы-тыра. М., 2013.

2. Аверченков В. И. История системы государственной безопасности России: учебное пособие / В. И. Аверченков, В. В. Ерохин, О. М. Голембиовская. 2-е изд., стереотип. М., 2013.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 18.05.2009. № 20. Ст. 2444.

4. Авдеев Ю. И. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: монография / Ю. И. Авдеев, С. В. Ален-кин и др.; под ред. А. В. Опалева. М., 2012.

5. Бабурин С. Н., Дзлиев М. И., Урсул А. Д. Стратегия национальной безопасности России: теоретико-методологические аспекты: монография. М., 2012.

6. Валовая М. Д. Политология: учебник. 2-е изд. М., 2011.

7. Смирнов А. С. К проблемам национальной безопасности найден системный подход // Борьба с терроризмом: актуальные проблемы законодательного обеспечения: сборник научных статей. Ростов н/Д, 2003.

8. Указ Президента Российской Федерации от 06.05.2011 №№ 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // СПС Консультант-Плюс.

9. policemagazine.ru/showhread.php&t=4902

© 2014 г. М. К. Кумышева

СОВРЕМЕННАЯ КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: МАСШТАБЫ И УГРОЗЫ

В статье на основе анализа современного состояния борьбы с коррупцией оцениваются масштабы коррупционных проявлений в российском обществе, которые несут угрозы нормальному функционированию политической системы страны.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, масштабы коррупции, коррупционные угрозы.

В современном мире коррупция является сложной проблемой для любой страны, озабоченной благополучием граждан и нравственным здоровьем нации, она доставляет массу проблем правоохранительным органам, призванным защищать права и свободы граждан, оказавшихся беспомощными наблюдателями откровенного, хотя и глубоко скрытого коррупционного грабительства. Поэтому 8 апреля 2014 года, выступая на расширенном заседании коллегии МВД России, Президент Российской Федерации В. В. Путин особо отметил, что актуальными задачами МВД являются «декриминализация экономики и противодействие коррупции».

При относительно стабильном количестве преступлений государственных служащих-взяточников, по официальной статистике, становится меньше*. Однако статистические данные за 2013 год свидетельствуют об обратном. Так, по информации МВД России, «количество выявленных фактов взяточничества возросло на 18 %, взяток в крупном и особо крупном размере задокументировано в полтора раза больше» [ 1].

В постоянно меняющемся списке из 90, затем 159 стран, тестированных на уровень коррупции,

Россия занимает соответственно 83 и 126 места. По мировым стандартам индекс восприятия коррупции (ИВК) России равен 2,4 баллов из 10 возможных, которыми располагают Дания, Финляндия и другие страны. В 2000 году по уровню коррупции Россия находилась на 82 позиции, в 2007 году -на 143 [2], в 2012 году она заняла 133 место из 176 стран, набрав 28 баллов [3].

«Индекс восприятия коррупции, - записано на официальном сайте Transparency International за 2012 год, - показывает, что по всему миру это явление продолжает оказывать разрушительное воздействие на общество.

Не менее тревожные сигналы поступают из отечественных источников. В частности, по данным МВД России, «ежегодный ущерб от коррупции в экономике составляет 40 млрд рублей. При этом данная проблема касается не отдельных бизнесменов, а большинства россиян. Согласно опросам, 70 процентов граждан сталкивались с вымогательством взяток» [4].

Данный процесс особенно захватил сферу предпринимательства, не давая возможности развиваться здоровому, конкурентоспособному бизнесу и усугубляя криминальный имидж пред-

* «За последние 4 года, - сообщается в официальной прессе, - количество лиц, осужденных в целом за коррупционные преступления, неизменно сокращается. В 2009 году их было 10 700, в 2010 году - 10 тыс., в 2011 году - 7,5 тыс., а в 2012 - 5,5 тыс. Аналогичным образом сокращалось и число осужденных: за получение взятки с 1 800 человек в 2009 году до 1 300 в 2012 году, а за дачу взятки с 3 600 до 2 тыс. осужденных соответственно». Рассудим честно. Тысячи раскрытых дел по коррупции не совпадают с судебной статистикой (Российская газета. Неделя. 2013. 21 февраля).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.