Научная статья на тему 'К вопросу о деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

К вопросу о деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1591
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / УГРОЗЫ / THREATS / ЛИЧНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / IDENTITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амельчакова В. Н.

Рассматривается вопрос о деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Амельчакова В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the activities of internal affairs agencies in the national security system of the Russian Federation

Discussed the question of the internal affairs bodies in the system of national security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 242.951 ББК 67.301

К ВОПРОСУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЕНЕРА НАИМОВНА АМЕЛЬЧАКОВА,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, полковник полиции Научная специальность 12.00.14 - административное право;

административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук, доцент, полковник полиции Суслова Г.Н. E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается вопрос о деятельности органов внутренних дел в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: национальная безопасность, безопасность, Конституция Российской Федерации, глобализация, угрозы, личность, стратегия.

Annotation. Discussed the question of the internal affairs bodies in the system of national security of the Russian Federation. Keywords: national security, the safety, the Constitution of the Russian Federation, globalization, threats, identity strategy.

В Российской Федерации проблема обеспечения национальной безопасности приобретает глобальное значение. Создание системы обеспечения безопасности личности, общества и государства является достаточно актуальной. Безопасность является состоянием защищенности и является важнейшим приоритетом для личности, общества и государства от угроз как внутренних, так и внешних.

Преступность и сопряженные с ней иные формы противоправного поведения приобрели характер реальной угрозы национальной безопасности Российской Федерации, поэтому вопрос поиска оптимальных путей повышения эффективности деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), приобретает большое значение.

Необходимо отметить роль Российской Федерации в системе глобальной безопасности и современных международных отношений.

Понятие глобальной безопасности охватывает актуальные проблемы всего человечества, подразумевает защищенность системы международных отношений и экологической ситуации от угроз, способных дестабилизировать обстановку в мире, вызвать кризис общепланетарного масштаба.

В последние годы на мировой арене произошли

существенные перемены. Нарастающие процессы глобализации, несмотря на свои противоречивые следствия, ведут к более равномерному распределению ресурсов влияния и экономического роста, закладывая объективную основу для многополярной конструкции международных отношений.

В этих условиях качественно возросли роль и ответственность России в международных делах. Главное достижение последних лет - вновь обретенная внешнеполитическая самостоятельность России. В глобализирующемся мире не может быть островков стабильности. Национальная безопасность России не может быть обеспечена вне глобального и регионального контекста. В условиях глобализации успех внутренних преобразований во все большей степени зависит от влияния факторов, находящихся за пределами наших границ. Более того, очевидно, что Россия может существовать в своих нынешних границах только как активная мировая держава, проводящая инициативную политику по всему спектру актуальных международных проблем на основе реалистичной оценки собственных возможностей1.

При рассмотрении сущности национальной безопасности Российской Федерации, необходимо учитывать, что гарантиями безопасности является соблюде-

ф-

ние всеми органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, должностными лицами, и гражданами Конституции Российской Федерации и законов, и способность государства создать условия, обеспечивающие безопасность человека, общества и самого государства от внутренних и внешних угроз.

Конституция Российской Федерации рассматривается как нормативно-правовая основа для их разрешения и достижения безопасности личности, общества и государства. Конституция Российской Федерации как основной закон государства призвана отражать на правовом уровне соответствующие противоречия и по мере возможности способствовать их разрешению с помощью специфического, юридико-правового конституционного инструментария воздействия на различные сферы общественных отношений.

Конституция Российской Федерации отражает различные характеристики состояния безопасности участников конституционно-правовых и иных отношений в обществе и государстве. В первую очередь, это состояние правовой (юридической) безопасности личности - безопасность личности (ст.ст. 20-23), информационная безопасность (ст.ст. 24, 29), экономическая безопасность (ст.ст. 34, 35), финансовая безопасность (ст. 75) и т.п.

В Конституции Российской Федерации отражаются также различные стороны безопасности государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71), общества (ч. 2 ст. 7, ч. 1 ст. 9). Однако наиболее широкая, в данном случае интегральная основа юридической и соответственно конституционной безопасности воплощается в категории национальной безопасности.

Под понятием «национальная безопасность» следует понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства2.

Кроме того, в Указе Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» дается понятие «угроза национальной безопасности» - как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты. Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В зависимости от источников, виды угроз можно подразделить на два типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внутренние и внешние.

К внутренним угрозам относят:

• в сфере государственной и общественной безопасности - деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией;

• в сфере здравоохранения и здоровья нации - возникновение масштабных эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности психоактивных и психотропных веществ 3.

К внешним угрозам относятся: территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации и границах ее союзников и дипломатических посольств; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации (в бывших союзных государствах).

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»4 субъектами, обеспечивающими безопасность Российской Федерации, являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные

ф-

органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также Совет Безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации формируется в условиях совершенствования новой концепции национальной безопасности - безопасности личности, общества и государства. В любом государстве она имеет характерные особенности, которые определяются геополитическим положением, историей развития, национальной идеологией, национальными интересами, влияющими на структуру системы5.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года «система обеспечения национальной безопасности» (СОНБ) определена как силы и средства обеспечения национальной безопасности.

По мнению И.Б. Кардашовой «система обеспечения национальной безопасности» - это организационная система сил, средств, различных организаций, граждан, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности6.

Н.Н. Миняйленко и А.С. Лунгу отмечают, что под системой обеспечения национальной безопасности следует понимать совокупность взаимодействующих субъектов, сил, органов и средств национальной безопасности, обеспечивающих на основе действующего законодательства и в рамках единой государственной политики Российской Федерации устойчивое развитие, реализацию и защиту национальных интересов7.

Силами обеспечения национальной безопасности являются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Важнейшую роль в системе субъектов обеспечения национальной безопасности играет МВД России, которое является неотъемлемой частью государственного механизма, и составным звеном системы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основными задачами МВД России по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются: обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности; управление органами внутренних дел

Российской Федерации и внутренними войсками МВД России8.

В существующей системе МВД России функционируют подразделения полиции, для которых одной из задач является предотвращение внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации.

К ним относятся следующие подразделения полиции, выполняющие задачи и функции по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации:

• вневедомственной охраны, осуществляющие функции по охране особо важных и режимных объектов и специальных грузов в пределах своей компетенции, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в том числе при чрезвычайных ситуациях и в особый период9;

• по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, организация обеспечения общественного порядка в случае введения правового режима чрезвычайного или военного положения, при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий10;

• по противодействию экстремизму - организация и осуществление противодействия экстремистской деятельности и терроризму, организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений экстремисткой направленности, в том числе, носящих транснациональный, межрегиональный характер, преступлений, вызывающих большой общественный резонанс;

• на транспорте - организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта, участие в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта, участие в проведении мероприятий по противодействию организованной преступности, экстремизму и терроризму на объектах транспорта, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений на объектах транспорта, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также вызывающих большой общественный резонанс, организация в пределах своей компетенции деятельности органов внутренних дел на транспорте по осуществлению контроля за оборотом гражданского, служебного оружия и патронов к нему, боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании, и боеприпасов к нему11;

• уголовного розыска - организация и участие в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии

тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, в том числе, носящих межрегиональный, транснациональный характер, вызывающих большой общественный резонанс: тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, преступлений, совершенных в особых условиях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях на особо важных и режимных объектах, организация и осуществление раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, организация и осуществление борьбы с организованной преступностью общеуголовной направленности: выявление и пресечение деятельности транснациональных и межрегиональных организованных групп и преступных сообществ общеуголовной направленности, в том числе преступных сообществ (преступных организаций), сформированных по этническому принципу, взаимодействие по данному направлению деятельности с территориальными органами МВД России; выявление, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с бандитизмом, похищением людей, незаконным лишением свободы и торговлей людьми12;

• экономической безопасности и противодействия коррупции - обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс, осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством, документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.

Постепенное значение для функционирования и развития Российской Федерации имеет реализация национальных интересов государства в различных сферах: внутриполитической, экономической, социальной, науки и образования, в международной,

духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной, экологической, а также в сфере общественной безопасности. Совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих состояние защищенности личности, общества и государства от различных угроз, а также реализацию национальных интересов, характеризует уровень национальной безопасности государства.

Для поддержания должного уровня национальной безопасности Российской Федерации, позволяющего удовлетворять национальные интересы в различных сферах жизнедеятельности, создана и функционирует система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, включающая в себя органы, силы и средства, среди которых подразделения органов внутренних дел (полиции), занимают приоритетное положение, исходя из стоящих перед ними задач и реализуемых функций.

1 См.: Обзор внешней политики Российской Федерации // www.mid.ru.

2 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 18 мая 2009 г., № 20, ст. 2444.

3 Там же.

4 СЗ РФ. 3 января 2011 г., № 1, ст. 2.

5 Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 30-32.

6 Кардашова И.Б. Там же.

7 Миняйленко Н.Н., Лунгу А.С. Генезис внутренних войск МВД России как элемента системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2010. № 1. С. 2-6.

8 См.: п.п. 3,4 ч. 3 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 7 марта 2011 г., № 10, ст. 1334.

9 См.: Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 677 «Об утверждении положения о Главном управлении вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации».

10 См.: Приказ МВД России от 18 июля 2011 г. № 849 «Об утверждении положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации».

11 См.: Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 680 «Об утверждении положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации».

12 См.: Приказ МВД России от 11 июля 2011 г. № 823 «Об утверждении положения о Главном управлении уголовного розыска Министерства внутренних дел Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.