Научная статья на тему 'Правовое регулирование обеспечения безопасности в России'

Правовое регулирование обеспечения безопасности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1715
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕСТУПНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухаренко Александр Николаевич

В статье содержится краткий анализ нормативной базы обеспечения общественной безопасности в России и Приморском крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обеспечения безопасности в России»

УДК 343.4

| Сухаренко А.Н. Sukharenko A.N.

Правовое регулирование обеспечения безопасности в России

The legal regulation of security in Russia

В статье содержится краткий анализ нормативной базы обеспечения общественной безопасности в России и Приморском крае.

Ключевые слова : безопасность, преступность, стратегия

The article provides a brief analysis of the regulatory framework to ensure public safety in Russia and Primorsky Krai.

Key words : security, crime, strategy

Эффективность обеспечения общественной безопасности напрямую зависит от состояния правового регулирования в этой сфере. Сегодня вопросы общественной безопасности регламентированы множеством нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней.

Обеспечение общественной безопасности имеет многоуровневый характер. В соответствии с п. «б» статьи 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В ст. 132 Конституции РФ говорится, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления. По вопросам участия граждан в обеспечении правопорядка в субъектах РФ были приняты 63 отдельных закона.

В целях модернизации правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения безопасности был принят Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности». Согласно ему, государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики России и представляет собой совокупность скоординированных и объединённых единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. Она реализуется органами государственной власти и местного самоуправления на основе Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом. Наряду с этим в её реализации участвуют также граждане и общественные объединения [5].

Ранее действовавший Закон РФ от 05.03.1992 № 2446-1 «О безопасности» определял безопасность как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних

СУХАРЕНКО Александр Николаевич, директор АНО «Центр новых вызовов и угроз национальной безопасности» (г. Владивосток). E-mail: sukharenko@mail.ru

и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы подразумевали совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства [2]. В связи с этим содержание деятельности по обеспечению безопасности определяется, прежде всего, реальной и потенциальной угрозой объектам безопасности, исходящей от внешних и внутренних факторов. Угроза безопасности всегда характеризуется совокупностью тех условий и факторов, которые создают опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству. Отсюда следует, что объектами безопасности являются: личность — её права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, «угроза национальной безопасности» определяется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются: деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя РФ, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путём применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности РФ, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и групп, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией [6].

Главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности на долгосрочную перспективу являются, в том числе, совершенствование нормативно-правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также создание единой государственной системы профилактики преступности и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработку и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утверждённой распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р [7], определены следующие приоритеты в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности: снижение уровня преступности; повышение безопасности населе-

ния и защищённости критически важных объектов; обеспечение равной защиты прав собственности на объекты недвижимости; предотвращение и пресечение рейдерских захватов; сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса; противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём; борьба с коррупцией.

Согласно Разделу I Концепции приграничного сотрудничества в РФ (2001 г.), одной из основных задач такого сотрудничества является содействие обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на государственной границе РФ, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и другими правонарушениями. При этом в Разделе III рекомендовано развивать сотрудничество в правоохранительной сфере, в том числе совместные действия по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, осуществление взаимодействия в сфере охраны общественного порядка, борьбы с трансграничной организованной преступностью и терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере экономики [4]. Впоследствии эти рекомендации были закреплены в «Перечне мероприятий по реализации Концепции приграничного сотрудничества в РФ», утверждённом распоряжением Правительства РФ от 18 июня 2004 г. № 826-р.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 390, деятельность по обеспечению безопасности включает в себя прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование; правовое регулирование; разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления; применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности; разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники в целях обеспечения безопасности; организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности; координацию деятельности федеральных, региональных и муниципальных органов; финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств; международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности, а также осуществление других мероприятий в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства РФ в области обеспечения безопасности [5].

Распоряжением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 313-р утверждена государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [8]. Документ включает четыре подпрограммы: «Предварительное следствие», «Полиция», «Внутренние войска МВД России» и «Обеспечение реализации государственной программы». Её выполнение в целом предусматривается в один этап — с 2013 по 2020 год. Общий объём финансирования программы составляет 9 574 141 882, 77 тыс. рублей.

Цель программы — повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышение доверия к органам внутренних дел со стороны населения.

Целевые индикаторы программы: количество тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела о которых впервые приостановлены по пп. 1 - 3 ч.1 ст. 208 УПК РФ, по отношению к 2011 году; удельный

вес возмещённого ущерба от фактически причинённого по уголовным делам, оконченным следователями, и по уголовным делам, оконченным дознавателями; количество неразысканных преступников по отношению к 2011 году; число тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых в общественных местах, по отношению к 2011 году; уверенность граждан в защищённости своих личных и имущественных интересов (доля положительных оценок в числе опрошенных); социальный риск (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в расчёте на 100 тыс. населения).

По итогам выполнения программы планируется достижение таких результатов как:

— реализация принципа неотвратимости ответственности за совершённое преступное деяние за счёт сокращения числа наиболее общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, оставшихся нераскрытыми, а также числа неразысканных подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осуждённых;

— увеличение удельного веса возмещённого ущерба от фактически причинённого по оконченным уголовным делам за счёт повышения эффективности работы следователей и дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации;

— повышение уровня безопасности граждан за счёт сокращения числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершённых на улицах, площадях, в парках, скверах;

— повышение уровня уверенности граждан в защищённости своих личных и имущественных интересов;

— сохранение положительной динамики сокращения количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.

Распоряжение предусматривает организацию мониторинга показателей (индикаторов) реализации программы, требующих официального статистического наблюдения, и утверждение в установленном порядке методик расчёта показателей (индикаторов) реализации.

Кроме того, учитывая, что программа направлена на решение вопросов, относящихся к предмету совместного ведения федеральных и региональных властей, распоряжением предусмотрена рекомендация органам государственной власти субъектов РФ о принятии соответствующих региональных программ.

Что касается Приморского края, то с середины 2000-х годов действует Закон № 138-К3 от 09.08.2004 «Об участии населения в охране общественного порядка на территории Приморского края». Документ устанавливает правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей в охране общественного порядка, оказании содействия полиции.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г., утверждённой Законом Приморского края от 20 октября 2008 г. № 324-К3 [3], предусмотрено проведение мероприятий, направленных на сокращение преступлений против личности, а также принятие профилактических мер по снижению преступности в целом.

Общеизвестно, что уровень преступности, общественной и личной безопасности граждан, их защищённости является одним из ведущих факторов, влияющим на все сферы общественной жизни, в том числе на социально-экономическое развитие Приморского края, его инвестиционную привлекательность, а также уровень доверия жителей к полиции и иным органам государственной власти. Именно поэтому особую важность приобретает выработка комплексных мер, направленных на профилактику правонарушений и снижение уровня преступности, в том

числе на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений.

В целях совершенствования системы профилактики преступлений и иных правонарушений, повышения уровня обеспечения общественного правопорядка и общественной безопасности, в том числе в местах массового пребывания граждан, постановлением Администрации Приморского края от 19 августа 2011 г. № 219-па была утверждена краевая целевая программа «Комплексные меры программы профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае» на 20112015 гг. Основными задачами программы являются: снижение уровня преступности, в том числе подростковой, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений, формирование позитивного общественного мнения о правоохранительной деятельности, проводимой на территории края с целью повышения уровня доверия к правоохранительным органам [1].

Несмотря на столь обширную нормативно-правовую базу, по-прежнему сохраняются пробелы в правовом регулировании отдельных аспектов обеспечения общественной безопасности. Так, до сих пор не приняты следующие федеральные законы: «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», «Об участии граждан в охране общественного порядка», «О потерпевших от преступлений», «О борьбе с организованной преступностью», «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Принятие перечисленных законов, несомненно, повысит эффективность деятельности государственных органов в рассматриваемой сфере.

Литература

1. Ведомости Законодательного Собрания Приморского края. 2008. № 89. Ст. 1-2.

2. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 15, Ст. 769.

3. Приморская газета от 26.08.2011.

4. Распоряжение Правительства РФ от 09.02.2001 г. № 196-р

5. Российская газета от 29.12.2010.

6. Российская газета от 19.05.2009.

7. Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

8. Собрание законодательства РФ. 2013. № 11. Ст. 1145.

Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б

1. Vedomosti Zakonodatel'nogo Sobraniya Primorskogo кгауа. 2008. № 89. St. 1-2.

2. Vedomosti S"ezda патс^пу^ deputatov Rossijskoj Federatsii i Verkhovnogo Soveta Rossijskoj Federatsii, 1992, № 15, St. 769.

3. Рптогекауа gazeta ot 26.08.2011.

4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 09.02.2001 g. № 196-г

5. Rossijskaya gazeta ot 29.12.2010.

6. Rossijskaya gazeta ot 19.05.2009.

7. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. № 47. St. 5489.

8. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. № 11. St. 1145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.