ББК 67.401.133 УДК 342.951
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ ИШМУРАТОВ,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат юридических наук. Научная специальность 12.00.14 — административное право,
административный процесс Рецензент: доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук, доцент Ю.Н. Сосновская
E-mail: [email protected]
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Раскрываются вопросы обеспечения общественной безопасности в современных условиях, в частности, актуальность и необходимость их рассмотрения (в том числе на основе анализа официальных статистических данных), определяются основные понятия и правовое регулирование указанной сферы деятельности, основные цели, приоритетные задачи и субъекты обеспечения общественной безопасности. Также определяются основные источники угроз общественной безопасности в России и основные направления по повышению эффективности ее обеспечения.
Ключевые слова: общественная безопасность, обеспечение общественной безопасности, субъекты общественной безопасности, правовое регулирование общественной безопасности.
Annotation. the article reveals the issues of public security in modern conditions, in particular, the relevance and necessity of their consideration (including on the basis of the analysis of official statistical data), defines the basic concepts and legal regulation of this sphere, the main objectives, priorities and actors to ensure public safety. Also identifies the major sources of threats to public security in Russia and the main directions for improving the efficiency of its components.
Keywords: public safety, public safety entities public safety, legal regulation of social security
Актуальность рассматриваемого вопроса не вызывает сомнения, и обусловлена прежде всего, тем, что обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации.
Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы ее обеспечения путем принятия:
• во-первых, мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и
гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;
• во-вторых, мер, направленных на развитие международного сотрудничества в правоохранительной сфере1.
В настоящее время в условиях активного процесса формирования современного подхода к обеспечению общественной безопасности в России вопросы ее обеспечения, несомненно, являются актуальными и требующими пристального внимания со стороны государства.
Необходимо заметить, что систему правового регулирования обеспечения общественной безопасности в Российской Федерации составляет значительное количество нормативных правовых актов различного уровня. При этом основополагающими являются:
• Конституция Российской Федерации2, закрепляющая, что защита прав и свобод челове-
ка и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72);
• Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»3, определяющий основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.
В свою очередь концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями:
• Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»4, являющийся официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющей состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу;
• Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»5, целью которой является повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также повышение доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения;
• Распоряжения Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»6, которой определяются пути и способы обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 — 2020 годы), в том числе, национальной безопасности.
• Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 14 ноября
2013 г. № Пр-26 857, которая является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Кроме того необходимо отнести к системе правового регулирования указанной сферы:
• Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»8, в соответствии с которым Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, безопасности личности, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
• Федеральный закон «О полиции»9, которым определяется, что полиция является одним из субъектов обеспечения общественной безопасности, а именно, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности;
• а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в данной сфере ряда министерств, ведомств и федеральных служб.
Отметим, что в России проводилась разработка проекта доктрины общественной безопасности Российской Федерации, в которой общественная безопасность определялась как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от общественно опасных деяний, стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций10.
Вместе с тем вышеуказанной Концепцией общественной безопасности в Российской Федерации предлагается использовать такие понятия как:
• общественная безопасность, под которой понимается состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных
ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
• угроза общественной безопасности, которая определяется как прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;
• обеспечение общественной безопасности, предполагающее реализацию определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• система обеспечения общественной безопасности, включающая в себя силы и средства обеспечения общественной безопасности.
Отметим, что перечисленными нормативными правовыми актами не конкретизируется перечень субъектов обеспечения общественной безопасности, к которым, как представляется, необходимо отнести:
• прежде всего, само государство в лице Президента Российской Федерации, который при осуществлении своих полномочий обязан уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать безопасность и целостность государства (ст. 82);
• федеральные органы государственной власти;
• органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
• органы местного самоуправления;
• иные организации и общественные объединения правоохранительной направленности, принимающие участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (частные охранные организации, народные дружины, казачьи общества и др.).
Также необходимо обратить внимание на то, что в соответствии с Паспортом выше обозначенной государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» ответственным исполнителем Про-
граммы определяется Министерство внутренних дел Российской Федерации, при этом участниками Программы, или субъектами обеспечения, в том числе, и общественной безопасности, являются: Министерство обороны Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная таможенная служба; Федеральная служба по труду и занятости; Федеральное дорожное агентство.
Здесь необходимо отметить особую роль в обеспечении общественного порядка таких субъектов, как МВД России, Министерство обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, МЧС России и, не указанной выше, Федеральной миграционной службы Российской Федерации.
В качестве аргумента необходимости рассмотрения вопросов в сфере обеспечения общественной безопасности приведем краткий анализ официальной статистики.
Так, по сведениям МВД России11 за 2014 год органами внутренних дел рассмотрено 29,28 млн. заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, что больше на 18,4 %, чем в 2010 году (23,88 млн.). Почти по каждому семнадцатому сообщению, было принято решение о возбуждении уголовного дела, при этом всего возбуждено 1728,6 тыс. уголовных дел.
В результате преступных посягательств в 2014 году погибло более 35 тыс. человек, здоровью более 52,6 тыс. человек причинен тяжкий вред, что больше на 3,4 %, чем в 2010 году (50,8 тыс.). При этом ущерб от преступлений (по оконченным и приостановленным уголовным делам) составил 349,34 млрд. руб., что на 24,9 % больше по сравнению с 2010 годом (262,26 млрд. руб.).
Как видим, в современных условиях возникает насущная необходимость в рассмотрении обеспечения общественной безопасности именно как части национальной безопасности Российской Федерации.
С этой целью необходимо определение основных источников угроз общественной безопасности в нашем государстве, целей, задач, принципов и основных
направлений деятельности уполномоченных на то субъектов.
К сожалению, стоит отметить, что состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый и достаточный уровень обеспечения общественной безопасности, пока не достигнут.
Так, по сведениям МВД России почти половину всех зарегистрированных в 2014 году преступлений в Российской Федерации (45,3%) составляют хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи — 892 тыс., грабежа — 76,2 тыс., разбоя — 14,2 тыс. Каждая четвёртая кража (25,6%), каждый двадцать второй грабеж (4,5%), и каждое тринадцатое разбойное нападение (7,6%) были сопряжены с незаконным проникновением в жилище, помещение или иное хранилище.
Более того, количество выявленных в 2014 году преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия составило 26,2 тыс., количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств — 1,4 тыс. фактов. Всего с использованием оружия совершено 7,2 тыс. преступлений.
Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации также продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны.
Особую обеспокоенность вызывает количество преступлений террористического характера, которых в 2014 году было зарегистрировано 1127, что больше на 48,4% по сравнению с 2010 годом (581преступление).
В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса мероприятий в области противодействия терроризму и разрушения его основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Еще одним источником угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
Так, в 2014 году было зарегистрировано 1024 преступления экстремистской направленности, что больше на 36% (368) по сравнению с 2010 годом (656 преступлений).
Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Также в крупных городах и приграничных регионах страны увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
В 2014 году выявлено 253,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 12,2% (30,9 тыс.) больше, чем в 2010 году. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 83,6 тыс. преступлений, сотрудниками органов внутренних дел — 162,8 тыс. преступлений, что больше на 16,7%, чем в 2010 году (135,7 тыс.).
Вместе с тем, благодаря объединенным усилиям государства и общества, направленным на борьбу с преступностью, достигнут определенный прогресс в уменьшении степени криминализации общественных отношений, о чем свидетельствует статистика по целому ряду значимых показателей.
Однако ряд криминогенных факторов продолжает оказывать негативное воздействие на состояние общественной безопасности в стране. Всего в 2014 году раскрыто 1 млн. 176,4 тыс. преступлений, что меньше на 17,8%, чем в 2010 году (1431 тыс.). Не раскрытыми осталось 948,6 тыс. преступлений, из которых на тяжкие и особо тяжкие преступления приходится 25,4%. При этом остались нераскрытыми 1,2 тыс. убийств и покушений на убийство, 3,4 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 542,1 тыс. краж, 33,4 тыс. грабежей, 4,5 тыс. разбойных нападений. 925,3 тыс. преступлений остались нераскрытыми в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.
Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространенности этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В ходе надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 2014 году по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации12 выявлено 381054 нарушений закона, что больше на 8,4% чем в 2011 году (349099), при этом возбуждено 4098 уголовных дел (по инициативе прокурора), что на 10,3% меньше чем в 2011 году (4567).
Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене.
Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, также способствует возникновению угроз общественной безопасности.
Так по данным ФМС России13 о миграционной ситуации в Российской Федерации в 2014 году всего въехало в Россию иностранных граждан более 17 281 971 человек, при этом привлечено к административной ответственности более 2,3 млн. человек, в результате наложено административных штрафов на сумму более 6,2 млрд. руб. Выдворено и депортированов 2014 году 139034 иностранных граждан, что, например, больше 74,73%, чем в 2012 году. Кроме того количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации, в 2014 году составляет 44,4 тыс.
Одними из основных целей обеспечения общественной безопасности являются:
• достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
• повышение уровня защищенности населения от террористических угроз.
При этом приоритетной задачей обеспечения общественной безопасности является защита жизни, здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина.
К иным задачам обеспечения общественной безопасности относятся:
• выявление и нейтрализация источников угроз
общественной безопасности;
• оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области;
• принятие и сопровождение комплексных целевых программ, направленных на обеспечение общественной безопасности, в том числе федеральных, региональных, муниципальных и отраслевых программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• постоянное совершенствование и поддержание в достаточной степени готовности сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации;
• превентивная защита материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения;
• повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан, снижение тяжести их последствий;
• совершенствование профилактических мер по снижению риска террористических актов;
• противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан;
• пресечение социальных и межнациональных конфликтов, незаконной миграции, деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
• противодействие коррупции;
• совершенствование механизмов эффективного взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами по вопросам обеспечения общественной безопасности;
• и наконец, повышение уровня материального и технического оснащения сил обеспечения общественной безопасности, а также уровня правовой и социальной защищенности их сотрудников.
Глобальность затронутой в выступлении сферы деятельности также подтверждается общим объемом ресурсного обеспечения указанной выше Программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности»14 за счет средств федерального бюджета в 2013 — 2020 годах, который составляет более 7 триллионов 404 млрд. рублей, что является довольно значительным показателем15.
В заключении отметим, что в целях эффективного вовлечения заинтересованных субъектов Российской Федерации в формирование и реализацию государственной политики в сфере обеспечения общественной безопасности необходимо выстраивание новой модели развития общества, обеспечивающей эффективность механизмов защиты прав и свобод граждан, выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, равноправный диалог общественных организаций и государства по ключевым вопросам общественного развития, высокое доверие граждан государственным и общественным институтам.
1 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) // По информации СПС «КонсультантПлюс», 2015.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
3 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета, № 295, 29.12.2010.
4 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Страте-
гии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, № 88, 19.05.2009.
5 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ,
05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2188.
6 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
7 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 14 ноября 2013 г. № Пр-2685) // По информации СПС «Консультант-Плюс», 2015.
8 Указ Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 (ред. от 25.07.2014) «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2721.
9 Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от
12.02.2015, с изм. от 06.04.2015) «О полиции» // Российская газета, № 25, 08.02.2011.
10 Кардашова И.Б. Об общественной безопасности // Административное право и процесс. 2008. № 2.
11 Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации / Состояние преступности — январь-декабрь 2014 года [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Министерство внутренних дел Российской Федерации, 2015. — Режим доступа: https://mvd.ru/reports/item/2994866/, свободный. — Загл. с экрана.
12 Основные статистические данные о деятельности органов прокуратуры / Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за январь-декабрь 2014 г. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Генеральная Прокуратура Российской Федерации, 2015. — Режим доступа: http://genproc.gov.ru/stat/data/602117/, свободный. — Загл. с экрана.
13 Основные показатели деятельности ФМС России / Официальные статистические данные / Сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2014 год [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М.: Федеральная миграционная служба Российской Федерации, 2015. — Режим доступа: http:// www.fms.gov.ru/about/statistics/data/details/110975/, свободный. — Загл. с экрана.
14 Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2188.
15 Например, 0,05% от общего объема расходов федерального бюджета на текущий 2015 год в сумме 15361540902,0 тыс. рублей. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ (ред. от 26.12.2014) «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» // По информации СПС «Кон-сультантПлюс», 2015.