76
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)
4. О практике применения судами уголов- налоговые преступления: постановление Плену-ного законодательства об ответственности за ма Верховного Суда Российской Федерации от
28.12.2006 № 6.
СИНИЧКИН Андрей Аркадьевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии и правоохранительных органов. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
СЕРГЕЕВА Алёна Валерьевна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
SINICHKIN, Andrei Arkadevich - Candidate of Laws, Associate Professor of Department of criminology and law enforcement. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
SERGEEVA, Alena Valerievna - Graduate student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уцк 342
обеспечение общественной безопасности как обязанность сильного государства
М.с. тимофеев
Анализируется содержание принятой Концепции общественной безопасности. Обосновывается тезис о том, что сильное государство обязано обеспечить высокий уровень общественной безопасности.
Ключевые слова: общественная безопасность; сильное государство; обеспечение общественной безопасности; обязанность государства; эффективность; общественное развитие; Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.
M.S. Timofeev. PUBLIC SECURITY AS AN OBLIGATION OF A STRONG STATE
The article is devoted to analysis of the content of the adopted Concept of Public Security. In the article we prove the thesis that a powerful state is obliged to provide a high level of public security.
Keywords: public security, a powerful state, public security providing, state duty; efficiency; social development; the National Security Strategy of the Russian Federation.
В критериальных оценках разрабатываемого юридической наукой теоретического конструкта «сильное государство» важное место отводится такому признаку, как степень управляемости государством общественными процессами. «Без эффективного, умело управляющего государства, - отмечал академик Б.Н. То-порнин, - невозможно добиться подъема экономики, преодолеть преступность, сохранить и уберечь единство и целостность страны, обеспечить права человека, обеспечить права человека и достойный уровень жизни общества» [3, с. 22].
Эффективность общественного развития и управления этими процессами требуют как необходимую гарантию создание надлежащих условий безопасности. Поэтому обеспечение общественной безопасности следует рассматривать как обязанность сильного государства,
способного формировать концептуально-стратегические основы практической деятельности системы обеспечения общественной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г, утвержденной Указом Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 [2] в разделе IV «Обеспечение национальной безопасности» в самой общей форме говорится о целях общественной безопасности, о необходимости сохранения гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. На фоне растущих этноконфессиональных конфликтов, роста экстремизма, преступности по отдельным направлениям и техногенных катастроф этот пробел становится очень заметным. Государство обязано эффективно регулировать общественные отношения в этой сфере, совершенствовать
концептуальные и организационные основы обеспечения безопасности.
Учитывая эти современные реалии, 20 ноября 2013 г. Президент России В.В. Путин утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации (далее - Концепция). С ее принятием деятельность государства по обеспечению общественной безопасности получает концептуальное обеспечение.
Концепция представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации, состоит из 7 разделов и является концептуальным документом стратегического планирования деятельности государства, институтов гражданского общества и граждан по обеспечению общественной безопасности [1].
В разделе Концепции «Общие положения» общественная безопасность определяется как «состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Отмеченный подход и иное доктриналь-ное понимание общественной безопасности в юридической литературе опираются на одноименный правовой институт, получивший свое закрепление прежде всего в административном и уголовном законодательстве.
Так, в Кодексе об административных правонарушениях РФ это гл. 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность». В УК РФ есть раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», в котором выделена специальная гл. 24 «Преступления против общественной безопасности», устанавливающая уголовную ответственность, например, за террористический акт (ст. 205), содействие террористической деятельности (ст. 205.1), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2), прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3), захват заложника (ст. 206), бандитизм (ст. 209), массовые беспорядки (ст. 212), хулиганство (ст. 213), нарушение требований пожарной безопасности (ст. 219), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст. 224), пиратство (ст. 227), всего - за 33 состава преступления. В целом речь идет об обеспечении защищенности общественных отношений, жизненно важных интересов личности, общества
и государства в публично-правовой сфере от целого комплекса противоправных деяний.
Обозначенный широкий спектр противоправных посягательств на общественную безопасность определяет общие контуры общественных процессов в этой сфере как объекта государственного управленческого воздействия. Для этого в первую очередь требуется проведение регулярного общего и криминогенного мониторинга ситуации в рамках регулируемых отношений, учета действия внешних и внутренних угроз общественной безопасности.
Права граждан и их безопасность в общественных местах должны быть надежно защищены и гарантированы. Ситуация здесь на момент принятия Концепции продолжает оставаться сложной. В общественных местах в 2013 г. зарегистрировано 594,9 тыс. преступлений (+1,5%). На улицах, площадях, в парках и скверах зарегистрировано 383,7 тыс. (-0,4%) преступлений, в том числе: 170,5 тыс. (-1,0%) краж, 43,8 тыс. (-15,0%) грабежей, 5,3 тыс. (-14,2%) разбойных нападений. На дорогах и трассах вне населенных пунктов совершено 158 разбойных нападений (+21,5%), 326 грабежей (+4,8%), выявлен 121 факт незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+37,5%).
В Концепции выделены основные источники угроз общественной безопасности. Отмечается высокий уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации и растущая активность террористов, которые стремятся расширить географию своей деятельности в контакте с международными террористическими организациями, которые оказывают финансовую помощь, привлекают наемников и боевиков, поставляют оружие. В январе - октябре 2013 г. зарегистрировано 516 преступлений террористического характера ( 4,1%) и 787 преступлений экстремистской направленности (+29,7%). Государство должно организовать и эффективно применять систему мер по противодействию терроризму, обеспечению безопасности инфраструктуры и систем жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В современной России одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитиче-
ской и социальной ситуации в стране. В России насчитывается около 22 тыс. зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям. Кроме того, значительное число религиозных групп осуществляет свою деятельность без государственной регистрации, не получая статуса юридического лица, что допускается законом. В стране заметна активность общественных структур националистической окраски, часто происходят конфликты на бытовом уровне и в криминогенной среде с националистической мотивацией. Нередко национальная проблематика используется для решения вопросов о переделе сфер влияния на рынках и прав собственности, что повышает напряженность в обществе.
При этом для распространения экстремистских материалов и агитационной работы, особенно в молодежной среде, активно используются новые технологии с использованием возможностей сети Интернет.
В различных регионах страны увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. В январе - октябре 2013 г. выявлено 196,9 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 4,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом сотрудниками органов наркоконтроля выявлено 68,2 тыс. преступлений (+0,9%), сотрудниками органов внутренних дел - 124,3 тыс. преступлений (+6,1%). По сравнению с январем - октябрем 2012 г. на 6,1% возросло число выявленных преступлений, совершенных с целью сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а их удельный вес в числе преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возрос с 46,4% в январе - октябре 2012 г. до 46,9%.
Статистика свидетельствует, что количество преступников увеличивается за счет беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определенного места жительства, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода.
Угрозой общественной безопасности является коррупция, уровень которой в России продолжает оставаться высоким, и государство обязано системно заниматься этой проблемой. 30 октября 2013 г. на заседании Совета по
противодействию коррупции при Президенте отмечалось, что, по данным МВД, количество выявленных преступлений коррупционной направленности в этом году сократилось. Если в первом полугодии 2012 г. их было зарегистрировано более 34 тыс., если точнее - 34 049, то в первом полугодии 2013 г. - 29 501. Нужно внимательно проанализировать эти цифры. Никакой самоуспокоенности здесь быть не должно - с учётом скрытого, латентного характера коррупционных преступлений эта позитивная динамика не может внушать оптимизма. Число привлечённых к ответственности взяточников за этот же период времени выросло почти на треть - 32 %. Между тем только 8 % взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы. Большинство приговорены к штрафам, которые преступники не платят, находят всевозможные нормативные лазейки. На совещании отмечалось, что либерализация законодательства по борьбе с коррупцией провалилась.
По данным Генеральной прокуратуры, за 2013 г. за коррупционные преступления осуждены 3600 чиновников, 59 тыс. чиновников привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.
В Администрации Президента РФ недавно было создано Управление по вопросам противодействия коррупции, которое должно выступить координатором в борьбе с коррупцией в среде чиновников.
В Концепции констатируется, что наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.
Коррупция является системной угрозой общественной безопасности, существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьезную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене. Обязанность сильного государства - подавить коррупцию, минимизировать ее негативное действие как угрозы общественной безопасности.
Одной из угроз общественной безопасности является незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой,
способствует возникновению угроз общественной безопасности. Их незаконное пребывание нередко ухудшает социальную обстановку в местах их проживания, повышает уровень кри-миногенности и конфликтности.
Иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Российской Федерации совершено в 2013 г. 39,7 тыс. преступлений, что на 10,1% больше, чем за январь - октябрь 2012 г., в том числе гражданами государств-участников СНГ - 34,1 тыс. преступлений (+7,7%), их удельный вес составил 85,9%. Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства возросло на 5,4% и составило 10,9 тыс. преступлений.
Социальная напряженность в обществе связана и с внутренней миграцией, которая вызывает в ряде регионов рост конфликтности, национальной и религиозной розни, сплочение этнических организованных преступных групп.
В России наблюдается ухудшение технического состояния промышленной, транспортной инфраструктуры, производственных объектов с особым режимом эксплуатации, существуют серьезные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. Отмеченные и иные угрозы общественной безопасности требуют к себе пристального внимания со стороны государства и системного реагирования. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.
В третьем разделе Концепции излагаются цели обеспечения общественной безопасности. К ним относятся:
• достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера;
• повышение уровня защищенности населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от террористических угроз;
• сохранение гражданского мира, политической, социальной и экономической стабильности в обществе.
Силы обеспечения общественной безопасности ориентируются на выполнение следующих задач: выявление и нейтрализация
источников угроз общественной безопасности; оценка состояния общественной безопасности, прогнозирование ее развития, информирование руководства страны, государственных органов, общественности и населения о положении дел в данной области.
Важное значение имеет принятие и сопровождение комплексных целевых программ разного уровня, направленных на обеспечение общественной безопасности, а также программ по профилактике правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, предупреждению, ликвидации и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Сильное государство обязано постоянно совершенствовать и поддерживать в достаточной степени готовность сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации; превентивную защиту материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера, защиту прав и законных интересов российских граждан за рубежом, укрепление режима безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического, атомно-энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения и выполнение иных задач в соответствии с принятой Концепцией и действующим законодательством.
Противодействие терроризму в Концепции выделено приоритетным среди основных направлений деятельности сил обеспечения общественной безопасности (раздел IV). Обращается внимание на необходимость совершенствования системы противодействия идеологии терроризма, осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, совершенствование организации и взаимодействия сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами.
Концепция в области противодействия экстремизму выделяет важность принятия профилактических, воспитательных и пропагандистских мер по предупреждению социальных и этноконфессиональных конфликтов, также по противодействию распространению экстремистских материалов через средства массовой
80
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. № 2(12)
информации и информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов является выявление субъектов экстремистской деятельности, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций путем осуществления мер по предупреждению такой деятельности, совершенствование мер организационного и оперативного характера, направленных на пресечение экстремистской деятельности организаций и физических лиц.
Системное противодействие преступным и иным противоправным посягательствам на общественные отношения в сфере общественной безопасности входит в число приоритетных направлений деятельности. Оно требует совершенствования системы профилактики правонарушений, принятия мер по их устранению, реализации разного уровня программ по предупреждению правонарушений, социальных и межнациональных конфликтов, привлечение граждан к участию в охране общественного порядка, развитие правовой грамотности и правосознания населения.
Неослабного внимания требует комплекс мер по противодействию организованной преступности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, незаконным вывозом и ввозом стратегических ресурсов, причинением ущерба материальным и духовным ценностям общества, а также по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Концепция также предусматривает комплекс мер в области противодействия коррупции; защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; противодействия незаконной миграции; расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Механизм реализации Концепции (раздел 5) включает в себя ряд элементов. Необходимо формирование государственной системы мониторинга состояния общественной безопасности, содержащего критерии оценки угроз общественной безопасности, показатели и индикаторы ее состояния, анализ ситуации. Это даст возможность составлять прогнозы развития явлений и процессов в сфере общественной безопасности.
Важным элементом механизма реализации Концепции является совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся:
• профилактики правонарушений;
• защиты детей от насилия и любых форм эксплуатации, вовлечения их в преступную и иную антиобщественную деятельность;
• прохождения правоохранительной службы;
• установления дисциплинарной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере общественной безопасности;
• социальной поддержки жертв преступлений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы;
• создания системы комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотических средств и психотропных веществ.
Концепция предусматривает необходимость разработки и внедрения комплексных целевых программ обеспечения общественной безопасности; совершенствования единой государственной системы профилактики правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработки и использования профилактических мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений; совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ее взаимодействия с аналогичными иностранными системами, а также приграничного сотрудничества в данной сфере; исследования и внедрения передового опыта иностранных государств в сфере обеспечения общественной безопасности.
Реализация настоящей Концепции будет проходить в два этапа, до 2020 г. Оценка эффективности ее реализации должна проводиться на основе установленной системы целевых показателей и индикаторов комплексных целевых программ по обеспечению общественной безопасности. При этом учитываются: общественное мнение, бюджетная обеспеченность соответствующих программ, показатели социально-экономического развития российского общества.
В заключительном разделе Концепции излагаются ожидаемые результаты ее реализации. Обращает на себя внимание то, что эти ожидаемые результаты излагаются в самой общей форме как своеобразные пожелания
и предположения об улучшении процессов в сфере общественной безопасности, без разбивки по этапам реализации Концепции. Это один из слабых разделов Концепции. Здесь допустимо и оправдано применение ряда количественных и качественных показателей, индикаторов состояния общественной безопасности. Их динамика за длительный период времени наглядно свидетельствовала бы об управленческом потенциале, воле и силе государства в обеспечении общественной безопасности.
Таким образом, реализация всех положений принятой Концепции обеспечения обще-
ственной безопасности предполагает большей управленческой, организационной и иной деятельности государства. Способность эффективно управлять и контролировать общественные процессы в сфере обеспечения общественной безопасности - признак сильного государства.
список литературы
1. Рос. газ. 2013. 21 нояб.
2. Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2044.
3. Топорнин Б.Н. Сильное государство - объективная потребность времени // Вопр. философии. 2001. №7.
ТИМОФЕЕВ Михаил Сергеевич - кандидат юридических наук, доцент, декан юридического факультета. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
TIMOFEEV, Mikhail Sergeyevich - Candidate of Law, Associate Professor, Dean of the Faculty of Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: MSTimofeev@mail. ru
удк 343.1
системообразующие новеллы уголовного судопроизводства России
и.З. Федоров
Анализируются изменения и дополнения, внесенные в УПК РФ 29 декабря 2010 г. и 4 марта 2013 г., которые существенно преобразили систему отечественного уголовного процесса относительно последовательности и содержания отдельных его стадий, а также дополнили дознание, являющееся одной из двух форм предварительного расследования, новым видом производства, осуществляемого в сокращенный срок. Автор прослеживает связь между предпосылками к появлению, этапами развития и современным состоянием исследуемых правовых институтов и механизмов уголовного судопроизводства России.
Ключевые слова: система уголовного процесса; стадии производства по уголовному делу; апелляция; кассация; надзорное производство; формы предварительного расследования; предварительное следствие.
I.Z. Fedorov. BACKBONE NOVELS OF CRIMINAL PROCEEDINGS RUSSIA
The paper analyzes the changes and additions made to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation December 29, 2010 and March 4, 2013, which essentially converts a domestic criminal trial about the sequence and content of some of its stages, and must complement the inquiry, which is one of the two forms of the preliminary investigation, the new view the proceedings being conducted in a reduced term. The author traces the connection between the premises of the appearance, the stages of development and the current state of the studied legal institutions and mechanisms of Russian criminal proceedings.
Keywords: system of criminal proceedings; stage of the criminal proceedings; appeal; cassation; review proceedings; the forms of the preliminary investigation; preliminary investigation.
Приступая к исследованию заявленной ния и дополнения в действующий УПК РФ в темы, мы насчитали 135 федеральных законов, период с 29 мая 2002 г. по 25 ноября 2013 г. которыми были внесены те или иные измене- Подобный бурный процесс обновления