Научная статья на тему 'Общественная безопасность - социальное условие устойчивого развития современного белорусского общества'

Общественная безопасность - социальное условие устойчивого развития современного белорусского общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УСТОЙЧИВОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПЬЯНСТВО / АЛКОГОЛИЗМ / PUBLIC SECURITY / SUSTAINABLE SOCIAL DEVELOPMENT / CRIME / CORRUPTION / DRUNKENNESS / ALCOHOLISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Барановский Н.А.

В статье представлен анализ общественной безопасности как важнейшего условия устойчивого развития современного белорусского общества. Определены содержание, объекты, субъекты, угрозы и основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности в стране. Выявлены проблемы, требующие первостепенного внимания государства по предупреждению и противодействию преступности, пьянству, наркомании и другим антиобщественным явлениям как основным угрозам общественной безопасности, препятствующим развитию современного белорусского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public security - social condition of sustainable development of modern Belarusian society

He article presents an analysis of public security as an important condition for the sustainable development of modern Belarusian society. The content, objects, subjects, threats and main directions of activities to ensure public security in the country are defined. The problems that require the state’s primary attention to prevent and counteract crime, drunkenness, drug addiction and other antisocial phenomena are identified as the main threats to public security that hamper the development of modern Belarusian society.

Текст научной работы на тему «Общественная безопасность - социальное условие устойчивого развития современного белорусского общества»

УДК 316.624

Н. А. БАРАНОВСКИЙ,

доктор социологических наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ - СОЦИАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО БЕЛОРУССКОГО

ОБЩЕСТВА

В статье представлен анализ общественной безопасности как важнейшего условия устойчивого развития современного белорусского общества. Определены содержание, объекты, субъекты, угрозы и основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности в стране. Выявлены проблемы, требующие первостепенного внимания государства по предупреждению и противодействию преступности, пьянству, наркомании и другим антиобщественным явлениям как основным угрозам общественной безопасности, препятствующим развитию современного белорусского общества.

Ключевые слова: общественная безопасность, устойчивое социальное развитие, преступность, коррупция, пьянство, алкоголизм.

N. A. BARANOVSKI,

Doctor of Sociology, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk

PUBLIC SECURITY - SOCIAL CONDITION OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF MODERN BELARUS SOCIETY

The article presents an analysis of public security as an important condition for the sustainable development of modern Belarusian society. The content, objects, subjects, threats and main directions of activities to ensure public security in the country are defined. The problems that require the state's primary attention to prevent and counteract crime, drunkenness, drug addiction and other antisocial phenomena are identified as the main threats to public security that hamper the development of modern Belarusian society.

Keywords: public security, sustainable social development, crime, corruption, drunkenness, alcoholism.

В новейший период развития белорусского общества - эпоху системной трансформации экономических, политических и культурных институтов и общественных отношений, построения основ постиндустриального информационного общества, наряду с экономическими и социальными преобразованиями первостепенное значение имеет укрепление суверенитета страны, обеспечение национальной безопасности и создание благоприятных условий для устойчивого и прогрессивного развития государства. Неотъемлемой составной частью национальной безопасности является обеспечение общественной безопасности. В соответствии с Концепцией национальной безопасности

Республики Беларусь, принятой в 2010 г., основными национальными интересами в социальной сфере являются: 1) удовлетворение основных социальных потребностей граждан, минимизация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе; 2) обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедеятельности населения, снижение уровня преступности и криминализации общества; 3) обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда; 4) развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала общества, сохранение и преумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма; 5) обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда [1].

Общественная безопасность - это нормативно-правовое, культурно-нравственное и социально-психологическое состояние защищенности человека, семьи, трудовых коллективов, государства и других социальных институтов и общностей, материальных и духовных благ общества от преступности, коррупции, пьянства, алкоголизма, наркомании и других антиобщественных явлений, социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые посягают на жизнь и здоровье человека, конституционные права и свободы граждан, причиняют большой материальный и моральный ущерб обществу, дестабилизируют экономическую, политическую, социальную и социокультурную ситуацию, препятствуют устойчивому и прогрессивному развитию общества.

В качестве основных объектов деятельности по обеспечению общественной безопасности выступают: жизнь, здоровье, права и свободы человека и гражданина; семья, трудовые коллективы, государство и другие социальные институты и общности; экономическая, политическая, социальная и социокультурная стабильность, консолидация и единство социума; материальные и духовные блага общества. Источниками угроз общественной безопасности являются: преступность, коррупция, пьянство и алкоголизм, наркомания и другие антиобщественные явления и правонарушения; социальные, межнациональные и религиозные конфликты; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Эти антиобщественные явления и правонарушения, социальные конфликты и чрезвычайные ситуации потенциально и реально могут вызывать следующие социальные, природные и техногенные негативные последствия для общества: причинение вреда здоровью и жизни человека, нарушение конституционных прав и свобод граждан, причинение материального и морального ущерба обществу, дестабилизация экономической, политической, социальной и социокультурной ситуации, препятствова-ние устойчивому и прогрессивному развитию общества.

Социально-правовая система обеспечения общественной безопасности направлена на достижение следующих целей: а) достижение и сохранение высокого уровня защищенности человека, семьи, трудовых коллективов, го-

сударства и других социальных институтов и общностей, материальных и духовных благ общества от преступности, коррупции, пьянства и алкоголизма, наркомании и других антиобщественных явлений и правонарушений, социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) снижение размера материального и морального ущерба, причиняемого обществу преступностью и другими источниками угроз общественной безопасности; в) повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения; г) поддержание в стране экономической, политической, социальной и социокультурной стабильности, консолидации и единства социума как важнейшего условия устойчивого и прогрессивного развития личности, государства и общества.

В связи с этим основными задачами обеспечения общественной безопасности выступают:

выявление, нейтрализация и устранение потенциальных и реальных источников угроз общественной безопасности - преступности, коррупции, пьянства и алкоголизма, наркомании и других антиобщественных явлений, и правонарушений, социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

предупреждение и активное противодействие потенциальным и реальным угрозам, которые могут или причиняют вред здоровью и жизни человека, нарушают конституционные права и свободы граждан, наносят обществу материальный и моральный ущерб, дестабилизируют экономическую, политическую, социальную и социокультурную ситуацию, препятствуют устойчивому и прогрессивному развитию общества;

минимизация негативных последствий, связанных с причинением вреда здоровью и жизни человека, нарушением конституционных прав и свобод граждан, причинением материального и морального ущерба обществу, дестабилизацией экономической, политической, социальной и социокультурной ситуации, пре-пятствованием устойчивому и прогрессивному развитию общества;

поддержание в высокой степени готовности и постоянное совершенствование сил и средств обеспечения общественной безопасности, в том числе системы экстренного вызова оперативных служб Министерства внутренних дел, МЧС и Министерства обороны;

мониторинговый научно-практический анализ, оценка и прогнозирование состояния общественной безопасности в стране, информирование органов государственной власти и управления о состоянии, проблемах и средствах их решения, связанных с обеспечением общественной безопасности;

разработка и реализация национальных и региональных государственных программ, включающих систему социально-практических мер, направленных на предупреждение и противодействие преступности, коррупции, пьянству и алкоголизму, наркомании и другим антиобщественным явлениям и правонарушениям, социальным, межнациональным и религиозным конфликтам, а также чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

Субъекты деятельности по обеспечению общественной безопасности: центральные и местные органы государственной власти и управления, прежде всего Министерство внутренних дел, Министерство чрезвычайных ситуаций и Министерство обороны; общественные объединения, специализирующиеся в данной области деятельности; граждане.

Основными направлениями деятельности государственных органов власти и управления, общественных объединений и граждан по обеспечению общественной безопасности являются:

превентивное предупреждение, защита граждан и общества, а также активное противодействие преступности и другим правонарушениям, причиняющим физический, материальный, моральный и другой ущерб обществу;

постоянная, целенаправленная и эффективная борьба с коррупцией во всех структурах государственной власти и управления и сферах общественных отношений;

системная государственная антиалкогольная политика, включающая меры по профилактике и противодействию пьянству и алкоголизму, борьбу с незаконным оборотом алкоголя, оказание наркологической помощи алкоголикам, а также создание благоприятных условий формирования здорового и социально активного образа жизни населения;

научно обоснованная государственная антинаркотическая политика, направленная на профилактику и противодействие потреблению наркотиков, борьбу с наркобизнесом, лечение и социально-реабилитационную работу с лицами, страдающими наркотической зависимостью;

совершенствование системы государственной антитеррористической деятельности, включая профилактические меры по подготовке и реализации террористических актов, а также повышение эффективности уголовной ответственности за терроризм;

повышение безопасности дорожного движения, сокращение количества и общественно опасных последствий дорожно-транспортных происшествий, связанных с причинением вреда здоровью и жизни граждан;

профилактика и пресечение социальных, межнациональных и религиозных конфликтов, незаконной миграции, противоправной деятельности, направленной на разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды;

сохранение и поддержание экономической, политической, социальной и социокультурной стабильности, консолидации и единства в обществе;

превентивная защита материальных и духовных ценностей общества, защита прав и законных интересов белорусских граждан за рубежом;

укрепление режима безопасной работы предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного комплекса, ядерного, химического, энергетического и лесного комплексов страны, а также объектов жизнеобеспечения населения.

Правовую основу деятельности по обеспечению общественной безопасности составляют Конституция Республики Беларусь, общепринятые принципы и нормы международного права, национальное уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, государственные национальные и региональные программы борьбы с преступностью и коррупцией, предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма, противодействия незаконному обороту наркотиков и профилактике их потребления, а также другие законы и нормативно-правовые акты.

Белорусское государство уделяет большое внимание активизации деятельности по борьбе с антиобщественными явлениями и обеспечению общественной безопасности. Об этом свидетельствует принятие в конце 1990-х гг. нового национального уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства, а также последовательное планирование государственной деятельности в сфере предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, пьянством и наркоманией. Одновременно с этим были приняты краткосрочные Государственные программы борьбы с преступностью и коррупцией, а также две Концепции антиалкогольной государственной политики (2000 и 2010 гг.) и четыре Государственные программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, которые придали антикриминальной политике системный и комплексный характер, способствовали повышению социальной эффективности деятельности по предупреждению и противодействию антиобщественным проявлениям и укреплению общественной безопасности в Республике Беларусь.

Социологическое измерение и оценку социодинамики результатов и социальной эффективности функционирования государственной системы обеспечения общественной безопасности в Республике Беларусь, которые позволяют выявить значительные достижения нашей страны в данной сфере государственной деятельности за последние два десятилетия, можно осуществить по следующим количественным и качественным критериям: 1) состояние, структура, динамика, латентность и характер преступности как наиболее общественно опасной формы антиобщественных явлений с выделением наиболее распространенных и общественно опасных видов преступности (преступлений против личности, коррупционной, экономической, молодежной, женской, организованной и рецидивной преступности, преступлений, связанных с наркотиками, и др.); 2) состояние, структура, динамика, латентность и характер пьянства, алкоголизма, наркомании, токсикомании, беспризорности, бездомности, проституции, суицида и других социальных девиаций;

3) уровень криминальной виктимизации населения и объема физического, морального, материального и социального ущерба, причиняемого преступностью и другими антиобщественными явлениями и правонарушениями;

4) система социальных и личностных детерминант и особенности генезиса преступности и других антиобщественных явлений; 5) состояние личной, имущественной и общественной безопасности населения и социально-пра-

вового порядка, а также уровень страха перед преступностью; 6) уровень нравственно-правовой культуры населения и культуры безопасной жизнедеятельности населения; 7) объем, качество и эффективность работы государственных органов и общественности по предупреждению и противодействию преступности и другим антиобщественным явлениям; 8) уровень доверия населения к правоохранительных органам и другим субъектам деятельности по предупреждению и противодействию преступности и другим антиобщественным явлениям.

Анализ данных мониторинговых социологических исследований и государственной статистики показывает, что если в 1990-е гг. в стране имел место стремительный рост преступности (с 1990 по 2000 г. в 1,8 раза - с 75 699 до 135 540 преступлений), то в двух первых десятилетиях нынешнего столетия, начиная с 2006 г., отмечается устойчивая тенденция значительного снижения уровня преступности. Так, общее количество зарегистрированных преступлений в 2016 г. стало значительно меньше, чем в 2000 г. (92 943 преступления -снижение в 1,5 раза), но пока еще несколько превышает показатель 1990 г. (в 1,2 раза) и остается быть серьезной социально-правовой проблемой, требующей дальнейшей активизации антикриминальной деятельности правоохранительных и других государственных органов, общественных объединений и граждан. При этом следует иметь в виду так называемую латентную (скрытую и незарегистрированную) преступность, которая по оценкам экспертов-криминологов в два-три раза превышает показатель зарегистрированной преступности.

Наиболее значимым количественным показателем состояния и динамики криминальной ситуации является уровень (коэффициент) зарегистрированных преступлений, рассчитанный на 10 тыс. населения. Так, если в кризисные 1990-е гг. в стране имела место негативная тенденция значительного увеличения уровня преступности (с 74 преступлений в 1990 г. до 130 преступлений в 2000 г., то есть рост в 1,8 раза), то в первые два десятилетия XXI столетия -устойчивый обратный процесс - снижение уровня преступности в стране в 1,3 раза - со 130 до 97,9 преступлений. Анализируя динамику количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений в Республике Беларусь за период 1990-2016 гг., можно отметить ее циклический характер, что частично связано со значительными нововведениями в Уголовный кодекс Республики Беларусь 2000 г., а также общую тенденцию к снижению тяжкой преступности. Изучение удельного веса тяжкой преступности по стране позволяет сделать вывод, что максимально высокий показатель (54,5 %) зафиксирован в 2001 г., а в 2016 г. - в несколько раз меньше - 13,2 %. Значительные позитивные изменения отмечаются и в таком важном показателе, как уровень (коэффициент) тяжкой преступности на 10 тыс. населения в стране за 1990-2016 гг. Так, если в 1993 г. он составлял 16,5 тяжких и особо тяжких преступлений, а в 2001 г. - 74,2 тяжких и особо тяжких преступлений, то в 2016 г. - 12,9 тяжких и особо тяжких преступлений, то есть в 5,8 раза меньше, чем в неблагополучном 2001 г. По прогнозам экспертов-криминологов,

в ближайшие годы сохранится позитивная тенденция дальнейшего снижения количества и уровня зарегистрированной преступности, в том числе и тяжкой преступности в стране, и к 2020 г. будут достигнуты показатели 1990 г.

Важной социальной проблемой, связанной с обеспечением общественной безопасности, является борьба с коррупцией. Социальная опасность коррупции состоит в том, что она угрожает принципам правового государства, верховенству закона, развитию демократии, обеспечению прав и свобод человека, подрывает принципы эффективного государственного управления, социальной справедливости, негативно влияет на развитие экономики, духовно-нравственное благополучие человека и общества. Среди коррупционных преступлений в стране доминируют хищения путем злоупотребления служебными полномочиями и взяточничество. Анализ данных мониторинговых социологических исследований, проводимых Институтом социологии НАН Беларуси, показывает, что в стране в последние два десятилетия имеет место значительная активизация деятельности по борьбе с коррупцией, которая уже принесла существенные позитивные социальные результаты. Так, если в 2005 г. 68 % респондентов с тревогой отмечали распространение коррупции в стране, то в 2008 г. - 51 %, а в 2012 г. - 50 %. Из общего количества опрошенных граждан в исследовании 2005 г. 34 % опрошенных полагали, что коррупция встречается в значительной степени, в 2008 г. - 26 %, а в 2016 г. - 16,2 %. По данным социологического исследования 2016 г. наиболее коррумпированными сферами и структурами являются: учреждения здравоохранения и образования, местные органы власти и управления, администрация предприятий и учреждений, милиция, предприятия торговли и бытового обслуживания и др. По мнению большинства опрошенных граждан, основным органом борьбы с коррупцией должны быть правоохранительные структуры - милиция, прокуратура, суд и Комитет госбезопасности. Вместе с тем каждый третий из опрошенных убежден, что включаться в борьбу с коррупцией должен каждый гражданин страны, а 11,5 % респондентов существенную роль в борьбе с коррупцией отводят средствам массовой информации. Главными причинами, порождающими коррупцию, по мнению населения, являются: желание людей обогатиться любым способом, в том числе и противозаконным (41,6 %); высокий уровень социального расслоения общества на богатых и бедных (33,9 %); отсутствие эффективного контроля деятельности чиновников (26,6 %); распространенность мнения, что «коррупция всегда была, есть и будет» (24,4 %); непрофессионализм, бюрократизм и безответственность чиновников (19,5 %), безнаказанность многих коррупционеров (17,8 %); неудовлетворительная работа правоохранительных органов по борьбе с коррупцией (13,9 %), несовершенство законодательства о борьбе с коррупцией (13,8 %) и др. Современный уровень эффективности борьбы с коррупцией 39,9 % опрошенных граждан оценивают как эффективный, а 26,2 % - как неэффективный, что свидетельствует, с одной стороны, о позитивной динамике социальной эффективности государственной антикоррупционной деятельности,

а с другой - о социальной востребованной дальнейшей ее активизации. Главными направлениями государственной антикоррупционной политики, по мнению населения, являются: усиление уголовной и другой ответственности за коррупционные правонарушения (41,0 %); повышение качества и эффективности работы органов власти и управления (31,2 %); усиление общественного контроля за деятельностью работников государственного аппарата (27,3 %); повышение открытости для общественности и граждан эффективности работы государственных служащих (23,0 %), поощрение граждан, предоставляющих информацию о фактах коррупции (23,0 %), широкое освещение в СМИ проблемы борьбы с коррупцией (19,3 %); усиление координации действий правоохранительных органов и других организаций (12,8 %).

Таким образом, социально-практическая реализация социально-экономических, организационно-управленческих, социально-культурных, законодательных, правоприменительных и других мер, направленных на выявление и устранение факторов, причин и условий, детерминирующих коррупционные правонарушения (негативная профилактика), а также создание социальных условий для формирования и реализации законопослушного поведения государственных служащих и всех других граждан (позитивная профилактика) могут обеспечить устойчивое снижение коррупции, укрепление правопорядка и обеспечение общественной безопасности в стране.

Для более полной характеристики криминальной ситуации и защищенности граждан от преступных проявлений целесообразно обратить внимание на виктимологический аспект - численность и динамику лиц, потерпевших от преступлений. Анализ данных статистики показывает наличие общей тенденции роста числа лиц, потерпевших от преступлений за период 1993-2016 гг. Однако если в период с 1993 по 2005 г. в стране наблюдался рост числа потерпевших от преступлений (более чем в 4,2 раза), то в последующие годы -позитивная тенденция их уменьшения в 2,5 раза (с 17 295 до 65 130 человек). По данным социологического исследования 2016 г. состояние общественной безопасности население страны оценивает как вполне удовлетворительное (чувствуют себя в безопасности в собственном жилище 93,3 %, на улице своего населенного пункта - 84,6 %, в общественных местах - 67,8 %). В связи с этим заслуживает большого внимания проблема повышения уровня общественной безопасности населения во время массовых общественных мероприятий, на стадионах, концертах и т. п. (16,2 % опрошенных высказывают тревогу и беспокойство по данному поводу).

С состоянием и динамикой преступности как важнейшего фактора риска общественной безопасности тесно взаимосвязаны пьянство, алкоголизм, наркомания и другие антиобщественные формы социальных девиаций. Основным показателем состояния пьянства и алкоголизма выступает уровень потребления алкогольных напитков на душу населения. Уровень среднедушевого потребления абсолютного алкоголя в Беларуси является высоким. С 1990 г. он увеличился более чем в 1,5 раза и составил в 2016 г. 8,8 литра алкоголя в рас-

чете на душу населения, но все же значительно ниже, чем в 2011 г., когда был зафиксирован максимально высокий показатель - 13,3 литра. Официальная статистика не отмечает латентный уровень потребления спиртных напитков. По оценкам экспертов, уровень реального потребления спиртных напитков составляет более 15-16 литров на человека. Всемирная организация здравоохранения определяет критический уровень употребления алкоголя - 8 литров в пересчете на абсолютный алкоголь на человека в возрасте 15 лет и старше. В случае превышения данной черты происходит постепенная деградация нации в демографическом, социальном, экономическом и культурном отношении. Беларусь, по оценкам ВОЗ, входит в десятку стран с наиболее высоким уровнем потребления алкоголя на душу населения. Усугубляет ситуацию преобладание в структуре потребляемых спиртных напитков так называемой «водочной» модели потребления алкоголя (36 %), удельный вес которой более чем в 2 раза превышает 15%-ный стандарт, установленный экспертами ВОЗ для европейских стран. По данным социологического опроса 2013 г., употребление алкоголя распространено среди 89,4 % взрослого населения страны. В состоянии алкогольного опьянения совершается каждое четвертое преступление. В момент совершения преступлений 17 % потерпевших находились в состоянии алкогольного опьянения. Результаты социологических опросов свидетельствуют, что среди взрослого населения в целом преобладает эпизодическое употребление алкогольных напитков различной крепости (45,8 %), однако достаточно тревожно представлено регулярное (31,4 %) и систематическое употребление алкоголя (12,2 %, а среди 2,3 % - практически ежедневно). По обобщенным эмпирическим данным 2013 г. бытовое пьянство распространено среди 21 % взрослого населения (каждого пятого), что характеризует современную алкогольную ситуацию как чрезвычайно тревожную и критическую для социально-нравственного здоровья белорусского общества. Таким образом, наметившаяся после 2007 г. тенденция некоторого снижения распространенности бытового пьянства (по данным социологических опросов - 15,0 %) сменилась его ростом, что требует принятия неотложных мер по стабилизации алкогольной ситуации в стране.

Изучение причин и условий, детерминирующих потребление алкогольных напитков населением страны, проведенное в декабре 2013 г., показывает, что основные причины употребления алкогольных напитков имеют социально-культурный и социально-психологический характер: культурные застольные традиции и обычаи, социальные поведенческие стереотипы на их соблюдение в повседневной жизни - 56,6 %, а также конформизм при общении в малых социальных группах («за кампанию») - 34,9 %. Большое значение имеют психологические причины: для общения и развлечения - 40,9 %, снять усталость и расслабиться - 35,8 %, поднять настроение - 34,7 %, отвлечься от жизненных проблем - 27,0 %. И, наконец, личностные причины, связанные с бездельем, неорганизованностью и неумением проводить свободное время: просто так, без существенных причин - 9,7 %. Таким образом, можно сделать вывод, что основные причины бытового пьянства в стране лежат в сфере экономических

и социальных отношений, а также связаны с уровнем и особенностями общественной, социально-групповой и индивидуальной культуры, психологии и образа жизни населения.

Научный анализ социальной практики предупреждения и борьбы с пьянством и алкоголизмом в различных странах мира показывает, что наиболее эффективной государственной антиалкогольной политикой является стратегия социального предупреждения и снижения уровня потребления спиртных напитков, противодействия пьянству и алкоголизму, а также формирования здорового образа жизни, которая в полной мере учитывает социоантропокуль-турную природу и сущность данных форм социальных девиаций, закономерности их генезиса и детерминации. В связи с этим чрезвычайно актуальным и социально востребованным является разработка инновационной научно обоснованной теоретико-прикладной концепции предупреждения пьянства, алкоголизма и других социальных девиаций, которая учитывала бы особенности алкогольной ситуации в нашей стране. В этом концептуальном документе следует четко определить сущность и комплекс факторов, детерминирующих различные формы потребления спиртных напитков, а также влияющие на формирование здорового образа жизни. Исходя из сущности каждой формы поведения, необходимо наметить направления и конкретные эффективные средства их предупреждения и главное - замещения и вытеснения этих форм поведения, связанных с употреблением алкогольных напитков, другой социально позитивной деятельностью.

Социологические исследования и социальная практика свидетельствуют о наличии тесной взаимозависимости между преступностью, потреблением алкоголя и употреблением наркотиков. За последние 25 лет в Беларуси число больных-наркоманов, состоящих на учете в органах здравоохранения, увеличилось более чем в 20 раз, и на 1 октября 2016 г. составляет 14 222 человека. Ежегодный рост лиц, страдающих наркоманией, составляет 6-10 %. По оценкам экспертов реальное число потребителей наркотиков в 6-8 раз больше, то есть порядка 100 тыс. человек, а группа риска потребления наркотиков насчитывает более 200 тыс. человек. Сохраняется высокий уровень преступности, связанной с потреблением наркотиков и наркобизнесом (хотя в 2016 г. по сравнению с 2015 г. количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, уменьшилось с 2275 до 2016; уменьшилось и количество выявленных наркопреступлений - с 7268 в 2015 г. до 6374 в 2016 г., в том числе с целью сбыта - с 3266 до 2798, совершенных несовершеннолетними -с 536 преступлений в 2015 г. до 269 в 2016 г.). Одновременно с этим в 2016 г. резко увеличилось число погибших от отравлений наркотическими средствами (с 33 человек в 2015 г. до 95 человек в 2016 г.). На этом неблагоприятном фоне вызывает тревогу резкое (в 3,5 раза по сравнению с 2015 г.) сокращение обращаемости за наркологической помощью пациентов, употребляющих наркотики, что превращает их в хронических наркоманов. Эти статистические данные свидетельствуют, что проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков в стране продолжает оставаться чрезвычайно тревожной.

По опросам общественного мнения проблема наркомании входит в пятерку социальных проблем, которые вызывают наибольшее беспокойство населения страны. По мнению экспертов, первоочередного практического решения требуют следующие актуальные проблемы: 1) связанные с выявлением, обследованием, лечением и социальной реабилитацией лиц, употребляющих наркотики, и лиц, злоупотребляющих алкоголем; 2) повышение эффективности координации и взаимодействия деятельности правоохранительных органов с учреждениями здравоохранения, образования и местными органами власти; 3) совершенствование деятельности учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта, труда и социальной защиты с несовершеннолетними, употребляющими наркотики или алкоголь; 4) активизация антиалкогольной и антинаркотической работы в трудовых и учебных коллективах.

Общепризнано, что наркомания является преимущественно молодежной проблемой - более двух третей потребителей наркотиков - это молодежь в возрасте до 35 лет. Социологический опрос, проведенный Институтом социологии НАН Беларуси в 2015 г. среди белорусской молодежи, показал, что потребление наркотиков среди молодежи имеет достаточно высокий уровень распространенности и тенденцию к дальнейшему увеличению - 5,4 % современной белорусской молодежи употребляет наркотики, и за последние десять лет потребление наркотиков среди молодежи увеличилось в 1,6 раза (по данным опроса 2004 г. - 3,4 % молодежи употребляло наркотики). Помимо 5,4 % молодежи, которая употребляет наркотики, имеется так называемая группа наркотического риска (молодежь, которая не употребляет наркотики, но в ближайшем социальном окружении имеются лица, употребляющие наркотики) - она составляет 11-12 %. Таким образом, реальная сфера наркопотребления затрагивает 17 % молодежи (по социологическим данным 2004 г. - около 10 %). В зависимости от временной регулярности употребления наркотиков эмпирически выявлены три модели регулярности потребления наркотиков среди молодежи: 1) модель эпизодического употребления наркотиков (1 раз в месяц и реже) - удельный вес составляет 50 % молодежи, употребляющей наркотики; 2) модель регулярного употребления наркотиков (2-3 раза в месяц) - удельный вес составляет 20 %; 3) модель систематического употребления наркотиков (1 раз в неделю и чаще) - удельный вес составляет 30 %.

Наибольшее влияние на наркотизацию молодежи оказывают социокультурные и психологические причины и условия: массовая социокультурная аномия в молодежной среде; недостатки семейного воспитания и семейное неблагополучие; деформация системы ценностных ориентаций в направлении индивидуализма, гедонизма и потребительства; влияние субкультурных модных течений; групповой конформизм; несформированность волевых качеств и навыков самоконтроля; социальная замкнутость и пессимизм; социально-девиантные особенности повседневного поведения и образа жизни; низкий уровень нравственно-правовой культуры и др. Данные социокультурные и психологические обстоятельства индивидуально-личностного и социально-

группового характера в свою очередь обусловлены деструктивными факторами и процессами микро- и макросоциального уровней: неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране; большим материальным расслоением в обществе и значительной социальной несправедливостью; безработицей среди молодежи; неудовлетворительными условиями и плохой организацией досуга подростков и молодежи по месту жительства; кризисом и противоречивостью системы духовных ценностей в обществе; низкой эффективностью работы по профилактике пьянства, наркомании и правонарушений среди подростков и молодежи; недостатками воспитательно-просветительской работы в учреждениях образования; негативным влиянием СМИ, кино и видеопродукции; несовершенством законодательства, практики ответственности и наказания за производство, транспортировку, реализацию и потребление наркотиков, а также преступления, связанные с наркотиками; высоким уровнем распространенности в молодежной среде вредных привычек, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением; безнаказанностью молодых потребителей наркотиков и лиц, занимающихся наркобизнесом; распространенностью преступности в обществе и влиянием криминальной субкультуры; невысокой эффективностью работы по лечению и социальной реабилитации наркоманов и др. Деформированность личности и образа жизни молодых потребителей наркотиков в сочетании с социальной дезорганизацией ближайшего социального окружения закономерно порождают деструк-тивность социальных отношений и взаимодействий молодежи с другими людьми, социальными группами и общностями. На социокультурном уровне личностно-социальная деструктивность, ценностно-нормативная напряженность и конфликтность проявляются в значительном несоответствии между потребностями молодежи, их ожиданиями, притязаниями и реальными социальными условиями, возможностями их удовлетворения. Таким образом, в современном белорусском обществе имеются многочисленные социальные и личностные факторы, причины и условия, обусловливающие высокий и прогрессирующий уровень распространенности потребления наркотиков и наркомании среди молодежи.

Своевременное раннее выявление и социально-практическое решение в белорусском обществе на макро- и микросоциальном, а также индивидуально-личностном и поведенческом уровнях всех вышеперечисленных социальных и личностных проблем, недостатков и противоречий должно быть главным направлением и предметным содержанием системы экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых и социально-реабилитационных мер современной антинаркотической политики в стране.

Социологический опрос 2015 г. показал, что молодежь достаточно невысоко оценивает эффективность деятельности белорусского государства по предупреждению и противодействию наркомании (каждый третий опрошенный (36,7 %) отметил, что современная антинаркотическая политика белорусского государства является неэффективной). Это свидетельствует, что, несмо-

тря на проведение активной антинаркотической политики и некоторые успехи в противодействии наркомании в стране, многое еще предстоит сделать для устойчивого снижения распространенности потребления наркотиков и формирования здорового образа жизни населения, особенно в плане реализации социальной, социокультурной и нравственно-правовой молодежной политики.

Значительная часть опрошенной белорусской молодежи полагает, что политика белорусского государства по противодействию наркомании должна быть более активной, системной, социально созидающей и даже более жесткой, чем сегодня - такого мнения придерживается 49,9 % опрошенной молодежи (за сохранение нынешней политики высказывается 12,7 % респондентов и только 4,6 % - за более мягкую антинаркотическую политику). Проведенный социологический анализ государственных программ по предупреждению и борьбе с наркоманией, которые принимались в стране в последние два десятилетия, в том числе и Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», а также оценка теоретических концепций, положенных в их основу, дает основание сделать вывод, что в настоящее время реализуется «воспитательно-просветительская антинаркотическая стратегия» с отдельными элементами «государственно-репрессивной политики». Полагаем, что такая государственная антинаркотическая стратегия является недостаточно эффективной, она не может обеспечить значительное и устойчивое снижение уровня потребления наркотиков и наркомании. По существу, ее нельзя назвать профилактической. Она имеет преимущественно индивидуально-личностную направленность и недостаточно влияет на социальные причины и условия, порождающие потребление наркотиков и наркоманию. Данная стратегия не учитывает, что потребление наркотиков - это социокультурная проблема, наркомания - социально-медицинская проблема, а наркобизнес -социально-правовая проблема. Без дифференцированного и предметного подхода данные социальные проблемы решить невозможно. Именно поэтому новая государственная антинаркотическая концепция и стратегия должна иметь комплексный междисциплинарный характер и быть направлена на: а) системный макро-, микросоциальный и индивидуально-личностный социальный контроль потребления наркотиков и наркомании; б) включать меры как «негативной профилактики» (выявление, нейтрализация и устранение наркогенных факторов, причин и условий), так и «позитивной профилактики» (создание благоприятных социальных условий для формирования культуры здорового образа жизни населения); в) обеспечение оптимального соотношения мер общего, специального и индивидуального предупреждения; г) единство мер «первичной» профилактики (работу по профилактике приобщения к потреблению наркотиков), «вторичной» профилактики (работу с лицами, употребляющими наркотики) и «третичной» профилактики наркомании (социальную и психологическую работу с лицами, прошедшими курс лече-

ния от наркотической зависимости); д) эффективную и решительную борьбу с незаконным оборотом наркотиков. Особого внимания требует оптимизация системы управления, координации и взаимодействия общих, специальных и вспомогательных субъектов профилактической деятельности, а также организация научно-практического мониторинга наркомании и других, взаимосвязанных с ней, антиобщественных проявлений.

На основе научного анализа данных статистики и результатов социологических исследований можно сделать следующие выводы. Преступность, пьянство, наркомания и другие антиобщественные явления, которые выступают в качестве главных источников угроз общественной безопасности в современном белорусском обществе, несмотря на позитивную динамику последнего десятилетия, сохраняют высокий уровень распространения и препятствуют устойчивому развитию страны. Они создают реальные угрозы и риски глубоких кризисных процессов в демографическом, экономическом, социальном и культурном развитии страны. Научно-теоретическое и социально-практическое решение проблемы преступности, пьянства, алкоголизма, наркомании и других антиобщественных явлений как важного направления деятельности по обеспечению общественной безопасности - чрезвычайно актуальная и важная социальная и правовая задача, одно из приоритетных направлений социальной и правовой политики современного белорусского государства и общества. В данной сфере государственной политики за последние два десятилетия имеются значительные достижения, однако многое еще предстоит сделать для совершенствования защиты человека, семьи, трудовых коллективов, государства и других социальных институтов и общностей, материальных и духовных благ общества от преступности, коррупции, пьянства и алкоголизма, наркомании и других антиобщественных явлений, которые посягают на жизнь и здоровье человека, конституционные права и свободы граждан, причиняют большой материальный и моральный ущерб обществу, дестабилизируют экономическую, политическую, социальную и социокультурную ситуацию, препятствуют устойчивому и прогрессивному развитию общества.

Список использованных источников

1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -Минск, 2010. - Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?gшd=3871&p0=p31000575. - Дата доступа: 18.09.2017.

Поступила 03.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.