В. С. ТАРАСОВ,
кандидат философских наук,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И БОРЬБЫ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ И ДРУГИМИ АНТИОБЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
В статье рассматриваются проблемы предупреждения и борьбы с девиантным поведением и негативными общественными явлениями среди населения Беларуси. Важным средством предупреждения и уменьшения уровня антиобщественных явлений, правонарушений, преступности и других преступных действий является социальная политика, направленная на повышение уровня жизни, культуры и формирование в обществе здорового образа жизни.
В переходный период среди населения Беларуси широкое распространение получили такие антиобщественные явления, как пьянство, алкоголизм, наркомания, токсикомания и другие, возросло количество правонарушений и преступлений. Растущее потребление спиртных напитков, натуральных и синтетических наркотических веществ, табачных изделий и др. было вызвано резким изменением системы социально-экономических отношений и лежащих в ее основе социальных ценностей. Экономические реформы, при проведении которых не учитывались масштабы и глубина социальных последствий перехода к рыночным отношениям (рост безработицы, потеря личных сбережений, сильное падение размеров заработной платы, деградация социальных механизмов помощи малообеспеченным и нуждающимся людям и др.), негативно отразились на условиях труда и быта, социальных ожиданиях и перспективах основной массы населения.
При переходе к рыночным отношениям Беларусь, как и другие государства СНГ, пошла по пути либерализации цен, свертывания важнейших социальных гарантий и льгот населению (в здравоохранении, образовании, социальном обеспечении и др.). Услуги образовательных, лечебно-оздоровительных, культурных, спортивных и других учреждений стали малодоступными для основной массы населения, и особенно для молодежи. Экономия на социальной сфере обернулась для республики катастрофическим падением уровня жизни, обострением социально-демографических проблем, снижением образовательного и культурного уровня населения, ростом антиобщественных явлений и преступности и др.
Формирование тонкого слоя экономически состоятельных людей из структур государственного и хозяйственного управления сопровождалось увеличением количества малообеспеченного населения, среди которого оказались ранее привилегированные и высокообразованные социальные группы. Система общественных ценностей, мораль, нравственные принципы и нормы поведения постепенно утрачивали важнейшую функцию регуляторов общественной жизни. Особенно сильно изменения в экономике и социальной сфере повлияли на поведение социальных групп и индивидов, оказавшихся в сложном социально-экономическом положении (потеря денежных вкладов, работы и возможности трудоустройства и др.). Глубокий системный кризис способствовал росту антиобщественных явлений, девиантного поведения и преступности в различных слоях и социальных группах населения, усилил социальноэкономическую нестабильность и привел к ослаблению важнейших институтов государства, в том числе правоохранительной системы.
Формирование рыночных структур при сохранении модели государственной системы экономики и управления обернулось для общества резким снижением уровня жизни населения. Социальная неустроенность, отсутствие у населения надежды на улучшение в ближайшей перспективе материального положения, деградация механизмов социальной защиты населения, сильное социальное расслоение и другие факторы способствовали ухудшению общественных нравов, уменьшению влияния семьи как важнейшего института социальной стабильности. Снижение воспитательной роли семьи и школы в процессе формирования личности способствовало распространению антиобщественных явлений, девиантного поведения, правонарушений среди подростков и молодежи. На ухудшение криминогенной ситуации в республике оказали немаловажное влияние такие факторы, как: а) низкий авторитет старшего поколения, воспринимаемого молодежью как «неудачники», б) распад семей вследствие алкоголизма и асоциального поведения родителей, в) изменение этических и нравственных стандартов семьи в условиях деградации системы социальных ценностей.
Социальная неустроенность, невысокие возможности получения образования, трудоустройства, решения социально-бытовых проблем, организации отдыха и культурного досуга стали оказывать растущее влияние на образ жизни молодежи, ее мораль и социальное поведение. Уменьшение финансирования учреждений образования привело к ограничению доступа молодежи из малообеспеченных семей и провинции к высшему и среднетехническому образованию. Для многих молодых людей стало характерным употребление легких и крепких спиртных напитков, курение и фривольное поведение в общественных местах. Средства массовой информации вместо пропаганды здорового образа жизни и культурного проведения досуга обеспечили широкую рекламу различных сортов водки, пива и табачных изделий, связывая их потребление с признаком хорошего вкуса и материального благополучия. Появились молодежные субкультурные группы с особым сленгом и модой, для которых были
характерны употребление спиртных напитков и наркотиков. Среди молодежи получили распространение девиантные формы поведения, чреватые риском заболевания ВИЧ-инфекцией, СПИДом, гепатитом В. Провал социальной политики на стадии перехода к рыночной экономике был основной причиной падения уровня жизни, формирования заниженных материальных и культурных потребностей населения, что негативно отразилось на духовно-нравственном климате и общественных отношениях. Молодежь как специфическая социальная группа с ее социальными проблемами и интересами оказалась обойденной вниманием в социальной политике.
В экономически развитых странах мира социальная политика является важнейшим фактором социально-экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основным субъектом социальной политики является государство, которое определяет ее задачи и цели, финансирует и контролирует выполнение социальных обязательств и программ. Социальная политика включает в себя широкий комплекс проблем: от улучшения условий труда и быта, развития здравоохранения, образования, науки и культуры, морали и нравственности, поддержания правопорядка до развития социальной инфраструктуры, транспорта, связи, торговли, коммунального и бытового обслуживания и др. Она оказывает сильное влияние на образ жизни общества, духовно-нравственную культуру, ценностные ориентации, динамику социальнодемографических процессов, состояние правопорядка и др. Ее суть заключается в обеспечении общественно приемлемого уровня материального благосостояния и социальной защиты населения на основе относительно справедливого распределения ресурсов между высшими и низшими слоями населения.
Социальная политика является средством предупреждения социальных конфликтов и поддержания политической и социально-экономической стабильности. Ее цель заключается в обеспечении баланса интересов различных социальных групп на основе высокой степени согласия между ними с системой распределения социальных благ, а также создании экономических и социальные условий для осуществления населением и отдельными индивидами своих жизненных целей. Состояние социальной сферы, уровень и качество жизни населения, условия развития человеческого потенциала (образование, культура, здравоохранение и др.), демографическая ситуация (продолжительность жизни, рождаемость), межличностные отношения, состояние преступности и другие факторы являются важными показателями эффективности государственной социальной политики. Чем эффективнее экономика, тем больше у государства средств для инвестиций в социальную сферу (на развитие здравоохранения, образования, культуры и спорта, социального обеспечения, профилактику и борьбу с антиобщественными явлениями и преступлениями и др.).
Серьезные просчеты в социальной политике привели к тому, что в Беларуси, как и в других государствах СНГ, с начала 90-х годов растет преступность. Согласно статистическим данным, наиболее высокий уровень преступности был зарегистрирован в 2005 г. и составил 192 506 случаев. По сравнению с 1990 г.
количество преступлений увеличилось более чем 2 раза. В той же пропорции возросло количество преступлений среди мужчин и женщин. Более 314 преступлений приходится на долю социально-демографических групп в возрасте 18-29 лет и от 30 лет и старше. В 2005 г. их количество в группе от 18 до 29 лет составило 38,9 тыс. чел. против 17,8 тыс. чел. в 1990 г. Соответственно количество преступлений в группе от 30 лет и старше возросло с 18 тыс. чел. в 1990 г. до 41,1 тыс. чел. в 2005 г. Было зафиксировано увеличение преступности среди подростков 14-15 лет с 1,6 тыс. чел. в 1990 г. до 2,1 тыс. чел. в 2007 г., а также в группе 16-17-летних с 5,0 тыс. чел. до 5,6 тыс. чел. Подавляющее большинство преступлений было совершено нигде не работавшими и не учившимися индивидами. Если в 1990 г. на их долю приходилось 7,6 тыс. преступлений, то в последующие годы наблюдается устойчивая тенденция роста преступности, которая достигла своего пика в 2005 г. - 55,9 тыс. преступлений. Второй криминогенной группой является группа рабочих. В 2005 г. на ее долю приходилось 15,4 тыс. преступлений. Более чем на 50 % увеличилось число преступлений в группе учащихся.
Большинство осужденных за различные преступления относятся к категории активного трудоспособного населения в возрасте от 18 до 49 лет. На их долю приходится более 314 преступлений, тогда как на группы 14-17-летних и от 50 лет и старше - менее 1/4. Причем большинство осужденных составляют ранее судимые, нигде не работающие и не учащиеся лица [1, с. 267-273]. Социально-экономическая ситуация и материальный уровень жизни являются важнейшими факторами влияния на криминогенную обстановку в республике, состояние преступности и др. В течение многих лет экономическая ситуация в Беларуси характеризуется крайне ограниченными условиями для реализации населением, и особенно молодежью, своих жизненных стратегий, скрытой безработицей, невысоким уровнем оплаты труда, растущим разрывом в уровне жизни и социальном обеспечении привилегированных и остальных социальных групп.
В республике прогрессирует рост подростковой преступности, на которую оказывают все более сильное влияние структуры организованной преступности. Правоохранительные органы и криминологи отмечают высокую степень сплоченности подростковых антиобщественных групп, их высокие навыки самоорганизации, конспирации, а также готовность при необходимости использовать холодное или огнестрельное оружие. Все чаще насильственные действия со стороны подростков квалифицируются правоохранительными органами не как хулиганское поведение, а как целенаправленные уголовные действия с целью извлечения личной выгоды. Причем подобные действия начинают распространяться и среди подростков из вполне благополучных семей, учащихся или работающих. Основными видами подростковой преступности являются кражи, грабежи, мошенничество, разбои, вымогательство. В структуре преступности несовершеннолетних более 3/4 преступлений составляют преступления против собственности. Пик подростковой преступно-
сти в республике был зафиксирован в 2005 г. и составил 9096 преступлений. В 2006 г. количество преступлений уменьшилось до 8333, однако возросло количество преступлений, связанных с наркотиками - 138 [2, с. 82-83]. По темпам роста краж, грабежей, преступлений на почве злоупотребления алкоголем и наркотиками Беларусь входит в число лидеров среди стран СНГ.
В предкризисные годы произошло улучшение экономической ситуации в республике, о чем свидетельствовали рост доходов, потребления и уменьшение количества малоимущих людей. Однако эти изменения не оказали существенного влияния на структуру потребления, возможности и формы проведения культурного досуга. Глобальный финансово-экономический кризис и растущие цены на российские энергоносители и сырье серьезно осложнили экономическую и финансовую ситуацию в республике. Многие предприятия были вынуждены перейти на неполную рабочую неделю, сократить производственный персонал и др., что повлекло за собой увеличение потребления населением спиртных напитков. Так, за период с января по апрель 2009 г. на 4,1 % увеличилась продажа водки, доля которой в общем объеме производства составила 49,4 % против 47,1 % в прошлом году; было реализовано на 14,3 % больше ликероводочных изделий. Несмотря на некоторое сокращение производства низкокачественных вин, в республике растет производство и потребление спиртных напитков. По официальным данным, на каждого гражданина республики приходится 8,9 л чистого алкоголя. Объем продажи спиртных напитков за 1995-2009 гг. увеличился с 6,7 до 12 л на душу населения [3]. Алкоголизация населения грозит республике не только серьезными демографическими и социально-экономическими проблемами, но и увеличением количества правонарушений, преступлений и других антиобщественных явлений.
Не менее остро стоит в республике проблема наркопотребления. Так, весной 2010 г. в наркологических учреждениях республики на учете состояли более 181 тыс. чел. Причем 25 % находящихся под наблюдением пациентов являются молодыми людьми в возрасте до 21 года. Потребление молодежью спиртных напитков и наркотиков является одной из основных причин роста молодежной преступности. Если в 1990 г. в Беларуси было зарегистрировано 372 преступления, связанных с употреблением наркотиков, то в 2007 г. -4459 преступлений. Подавляющее большинство потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, среди них особенно высок риск заболевания смертельно опасными инфекционными болезнями. По данным Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общего здоровья на 1 августа 2009 г. в республике был зарегистрирован 10 201 случай ВИЧ-инфекции (показатель на 100 тыс. населения составляет 105,5). Только за 7 месяцев 2009 г. были выявлены 583 ВИЧ-инфицированных пациента [4, с. 129].
В течение переходного периода государство последовательно уменьшало социальные гарантии населению, перекладывая на них решение социальных проблем. Негативными чертами социальной политики последних лет стали ограничение бюджетной формы обучения, введение контрактной системы тру-
дового найма, отмена льгот пенсионерам и студентам на проезд в общественном транспорте, сокращение продолжительности отпусков и др. Одновременно возросло финансирование аппарата государственного управления и силовых ведомств, что способствует усилению социальной дифференциации и росту среди населения настроений социальной несправедливости.
Политика государства по отношению к высокообразованным слоям населения, которая характеризуется недооценкой их важности в духовной жизни общества и формировании подрастающего поколения, наносит непоправимый вред общественным отношениям, способствует снижению уровня культуры и нравственности, распространению в обществе различных социальных девиаций и антиобщественных явлений. Высокий удельный вес государственного сектора экономики, низкий уровень модернизации предприятий, спрос на малоквалифицированную рабочую силу и другие экономические факторы оказывают негативное влияние на состояние рынка труда, размеры заработной платы, покупательную способность, семейное потребление и др. При сохранении прежних приоритетов в социальной политике государство едва ли может рассчитывать на прогресс в образовании, науке и культурном уровне населения.
Основными направлениями в экономической политике должны стать структурные изменения в экономике, увеличение доли частного сектора, развитие малого и среднего бизнеса, защита прав и интересов собственников, стимулирование доходов и потребления, повышение уровня жизни населения и т. д. Структурные реформы позволят расширить возможности выбора населением сферы экономической деятельности, стимулировать экономическую активность и способствовать становлению новых социальных отношений. Модернизация экономики может вызвать изменения в организации производства, культуре труда, производственной дисциплине и стимулировать спрос на высококвалифицированных специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Это приведет к повышению престижа образования как основного условия успешной жизненной карьеры и восстановлению высокого социального статуса интеллектуальной и творческой элиты общества (врачей, учителей, работников культуры, науки и др.).
Несмотря на экономический рост, белорусская модель экономики нуждается в глубоких структурных реформах, сокращении размеров государственной собственности, развитии рыночных механизмов управления и ценообразования, сведении к минимуму вмешательства государственных структур в хозяйственную деятельность. Государству необходимо решить проблемы обеспечения занятости, создать механизмы социальной защиты и помощи нуждающимся слоям населения, реформировать систему заработной платы, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования и др. Острота криминогенной ситуации, распространение антиобщественных явлений, правонарушений и преступности зависят от состояния социальной сферы, социальнобытовых, материальных и культурных условий жизни населения. Внимание
государства к проблемам молодежи, облегчение ей доступа к бесплатному образованию, создание условий для реализации молодежью своих жизненных стратегий могут существенным образом повлиять на ценностные ориентации и поведение молодежи. Особое внимание следует уделять группам риска (малообеспеченным и неполным семьям, подросткам, вступающей в трудовую жизнь молодежи), условия жизни и социальное окружение которых способствуют развитию отклоняющегося поведения, правонарушений и других антиобщественных явлений.
Инвестиции в социальную сферу позволят улучшить материально-техническую базу учебных заведений, обеспечить доступность для молодежи кружков художественного творчества, объектов спортивного и культурного назначения, спортивных секций, привлечь к работе с молодыми людьми высококвалифицированных педагогов, психологов, тренеров и др. Совместными усилиями государства и общества в лице семьи, школы, социальных педагогов, психологов, средств массовой информации, государственных и общественных организаций можно добиться утверждения среди молодежи норм культурного поведения и тем самым предупредить распространение антиобщественных явлений и девиантных форм поведения.
Литература
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2009. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2009. - 600 с.
2. Максименя, С. А. Преступность несовершеннолетних в Республике Беларусь / С. А. Мак-сименя. - Минск: Амалфея, 2008. - 117 с.
3. Усиление борьбы с пьянством и алкоголизмом. Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www. mvd-gov. by/modules. php?name=News&file=article&sid. - Дата доступа: 17.06.2010.
4. Левицкая, И. В. Ценностное сдерживание девиантизации современного белорусского общества: Социологический анализ / И. В. Левицкая // Социология. - 2009. - № 3. - С. 120-134.
V. S. TARASOV
SOCIAL POLICY AS MEANS OF PREVENTION AND FIGHT AGAINST DEVIANT BEHAVIOR AND ANTISOCIAL Phenomena OF PEOPLE IN BELARUS
Summary
The article deals with problems of prevention and fight against deviant behaviour and negative social phenomena among the people of Belarus. The important means of prevention and reducing of antisocial phenomena, delinquencies, crimes and other criminal activities is the social policy that enables to raise standard of life, culture and form healthy way of life.