Научная статья на тему 'Социальная профилактика наркомании среди молодежи'

Социальная профилактика наркомании среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3875
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
молодежь / наркомания / антинаркотическая политика / социальная профилактика / youth / drug addiction / drug policy / social prevention

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н. А. Барановский

На основе результатов социологического эмпирического исследования рассматриваются актуальные теоретические и прикладные проблемы социальной профилактики наркомании среди молодежи. Предлагается комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию государственной антинаркотической политики, направленной на снижение распространенности потребления наркотиков и формирование социально позитивного и здорового образа жизни белорусской молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE

On the basis of results of the sociological empirical study, actual theoretical and applied problems of the social prevention of drug abuse among young people are analyzed. The author offers the complex of scientific and practical recommendations for the improvement of the state of drug policy aimed at the reduction of the spread of drug consumption and the formation of the socially positive and healthy way of life of Belarusian youth.

Текст научной работы на тему «Социальная профилактика наркомании среди молодежи»

УДК 316.33:321

Н. А. БАРАНОВСКИЙ,

доктор социологических наук, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск

СОЦИАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

На основе результатов социологического эмпирического исследования рассматриваются актуальные теоретические и прикладные проблемы социальной профилактики наркомании среди молодежи. Предлагается комплекс научно-практических рекомендаций по совершенствованию государственной антинаркотической политики, направленной на снижение распространенности потребления наркотиков и формирование социально позитивного и здорового образа жизни белорусской молодежи.

Ключевые слова: молодежь, наркомания, антинаркотическая политика, социальная профилактика.

Наркомания как негативное социальное явление в настоящее время имеет место практически во всех странах мира, и проблема уменьшения уровня потребления наркотиков давно стала предметом пристального внимания социологов, юристов, психологов, культурологов и представителей других наук. В условиях устойчивой тенденции массового распространения потребления наркотиков, особенно среди молодежи, актуальной и социально востребованной проблемой является повышение эффективности работы государственных органов и общественности по предупреждению и противодействию наркомании в современном белорусском обществе.

Масштабы наркомании и токсикомании, незаконного массового производства наркотиков и наркобизнеса, длительность их исторического существования, распространенность среди различных групп населения и на территории практически всей страны дают основание считать наркотизм массовым социальным явлением. Общепризнано, что наркомания является преимущественно молодежной проблемой - более двух третей потребителей наркотиков - это молодежь в возрасте до 35 лет. Именно данное обстоятельство обусловливает научную новизну и социально-практическую необходимость социологического исследования актуальных проблем профилактики наркомании среди молодежи. В рамках отдельного исследовательского проекта Президиума НАН Беларуси Институтом социологии НАН Беларуси, под научным руководством автора, в октябре 2015 г. осуществлен социологический анкетный опрос 1000 человек молодежи в возрасте от 14 до 35 лет. Эмпирическое исследование проведено во всех регионах страны среди всех

социальных групп белорусской молодежи, то есть оно имело общенациональный и репрезентативный характер, что позволило обеспечить научную обоснованность и достоверность полученных эмпирических данных.

Социологический опрос показал, что потребление наркотиков среди молодежи имеет достаточно высокий уровень распространенности и тенденцию к дальнейшему увеличению - 5,4 % современной белорусской молодежи употребляет наркотики, и за последние 10 лет потребление наркотиков среди молодежи увеличилось в 1,6раза (по данным социологического опроса 2004 г. употребляло наркотики 3,4 % молодежи). Структура потребляемых молодежью наркотиков за последние 10 лет изменилась в сторону преобладания употребления марихуаны, гашиша и курительных смесей. По данным социологического опроса, молодежь, как правило, начинает употреблять наркотики в 15-17-летнем возрасте, ингалянты (клей) - в 13-14 лет, алкогольные напитки - в 14-15 лет, курить - в 12-14 лет, что свидетельствует о снижении за последние десятилетия примерно на два года возраста первичного приобщения к вредным привычкам. Среди психологических причин (мотивов) употребления наркотиков преобладает «желание получать приятные ощущения от наркотических веществ» (56,9 %), далее - «стремление забыть о своих проблемах» (25,5 %), «за компанию» (23,5 %), «не выделяться из группы» (15,7 %), «от нечего делать» или «из-за любопытства» (по 9,8 %), другие (7,8 %).

Социологический опрос выявил наличие относительной доступности приобретения наркотиков для молодежи: 15,3 % респондентов указало, что для них «достаточно легко» (10,3 %) или даже «очень легко» (5,0 %) приобрести наркотики. Наиболее доступными и чаще всего используемыми местами приобретения наркотиков являются: Интернет (14,5 %), дискотека, бар, ресторан (9,0 %), улица, парк (5,0 %), дома у торговца наркотиками (4,8 %), рынок (3,1 %), по месту учебы, работы (2,5 %) и др. (за последнее десятилетие Интернет стал самым популярным местом и способом приобретения наркотиков). По данным социологического опроса, в ближайшем социальном окружении 17 % молодежи имеет место употребление наркотиков, чаще всего марихуаны или гашиша, а также курительных смесей. Таким образом, помимо 5,4 % молодежи, которая употребляет наркотики, имеется так называемая группа наркотического риска (молодежь, которая не употребляет наркотики, но в их ближайшем социальном окружении имеются лица, употребляющие наркотики) - она составляет 11-12 %. Таким образом, реальная сфера наркопотребления затрагивает 17 % молодежи (по социологическим данным 2004 г. - около 10 %).

Выделение типологических групп молодежи в зависимости от когнитивного и поведенческого отношения к употреблению наркотиков и здоровому образу жизни («молодежи, ведущей здоровый образ жизни без употребления наркотиков»; «группы риска употребления наркотиков»; «потребителей наркотиков»), а также их сравнительная характеристика по социально-демографическим, социально-статусным, социокультурным и другим особенностям личности, образа жизни и ближайшего социального окружения позволили

представить социально-типологическую модель современного белорусского молодого потребителя наркотиков.

По социально-демографическим и социально-статусным параметрам: это - молодой человек: мужского пола (86,0 %); 18-35-летнего возраста (37,2 %, однако очень часто 18-24 лет - 25,6 %); имеет среднее общее образование (51,2 %); студент колледжа или вуза (21,1 %), либо молодой рабочий промышленности, строительства, транспорта (20,9 %), либо молодой предприниматель (19,7 %), либо учащийся школы, гимназии (15,8 %); холостой (53,5 %); имеет средний уровень материальной обеспеченности (27,9 %), либо «бедный» (23,3 %), либо с достатком ниже среднего уровня (20,9 %);

По месту жительства: проживает в г. Минске (34,9 %), в Брестской (23,3 %) или Витебской (16,3 %) областях, а также в среднем городе более 70 тыс. человек (30,2 %) либо в малом городе до 70 тыс. человек (18,6 %).

По состоянию здоровья и семейно-бытовой обстановке проживания: нередко имеет неудовлетворительное здоровье (14,0 %); проживает в конфликтной семейной обстановке (26 %) либо в атмосфере непонимания и отчужденности (20,9 %), а нередко и внутрисемейного насилия (4,7 %).

По ценностным ориентациям и образу жизни: в своем поведении и образе жизни ориентируется на такие базовые ценности, как материальный достаток и благополучие (72,1 %), свобода и независимость (53,5 %), отдых и развлечения (44,2 %); не удовлетворен практически всеми сторонами социальной жизни, особенно материальным положением (53,5 %), жилищными условиями проживания (46,5 %), перспективами в жизни (41,9 %), отношениями в родительской семье (34,9 %), учебой (20,96 %), проведением свободного времени (16,3 %).

По отношению к вредным привычкам и употреблению наркотиков: курит (76,7 %), регулярно употребляет крепкие спиртные напитки (81,4 %); полагает: часто наркотики легко достать (46,5 %) и даже очень легко (27,9 %) у торговца дома или на дискотеке, баре, ресторане (по 30,2 %), на улице (25,6 %) или Интернете (23,3 %); главные мотивы употребления наркотиков: «получить приятные ощущения» (71,8 %), «от нечего делать» (66,7 %), «забыть о проблемах» (28,2 %), «за компанию» (23,1 %), «не выделяться из группы» (17,9 %); не обращается самостоятельно за медпомощью, чтобы избавиться от наркотической зависимости (89,7 %).

По отношению к антинаркотической политике: полагает, что лично ему могут помочь уменьшить употребление наркотиков следующие обстоятельства: легализация «легких» наркотиков (38,5 %), интересная работа (28,2 %), доступные условия интересного и полезного проведения свободного времени (17,9 %), семья, любовь, дети (17,9 %), борьба с торговлей наркотиками (15,4 %), занятия физкультурой, спортом, туризмом (12,8 %), информация о вреде наркотиков для здоровья и жизни (12,8 %); его не тревожит распространенность наркомании в стране (58,1 %); полагает, что государственная антинаркотическая политика является неэффективной (58,1 %) и она должна быть более мягкой, чем сегодня (18,6 %).

Данная социологическая информация может служить основой для дифференцированного и предметно-целевого подхода к организации, а также выбору конкретных мер профилактики и практической реализации эффективной государственной антинаркотической политики по предупреждению и противодействию потреблению наркотиков, наркомании и наркобизнесу в нашей стране.

В зависимости от временной регулярности употребления наркотиков эмпирически выявлены и представлены характеристики трех типологических моделей регулярности потребления наркотиков среди молодежи: 1) модель эпизодического употребления наркотиков (1 раз в месяц и реже) - удельный вес составляет 50 % молодежи, употребляющей наркотики; 2) модель регулярного употребления наркотиков (2-3 раза в месяц) - удельный вес составляет 20 %; 3) модель систематического употребления наркотиков (1 раз в неделю и чаще) - удельный вес составляет 30 % потребителей наркотиков. Установлено, что для модели систематического употребления наркотиков среди молодежи (то есть молодым наркоманам, патологически страдающим от наркотической зависимости) присущи следующие социально-демографические, социокультурные и поведенческие особенности: мужской пол (71,4 %, однако достаточно высоким является удельный вес молодых женщин - 28,6 %); 18-24-летний возраст (50,0 %); наличие среднего образования (50,0 %); рабочий промышленности, строительства, транспорта, учащийся школы, гимназии, технического училища, студент (по 28,6 %); холост (78,6 %); проживает в малом городе с населением менее 70 тыс. человек (42,9 %) и среднем городе с населением более 70 тыс. человек (28,6 %); житель Брестской (42,9 %), Витебской, Гомельской, Минской областей и г. Минска (по 14,3 %). Молодые наркоманы нередко имеют неудовлетворительное здоровье (14,3 %) либо являются хронически больными (7,1 %). Они любят в свободное время пользоваться Интернетом (85,7 %), посещать дискотеки, бары, рестораны (57,1 %). По уровню материальной обеспеченности относятся к категории «бедных» (35,7 %) либо лиц «среднего достатка» или «богатых» (по 21,4 %). Проживают в семейной атмосфере непонимания и отчужденности (28,6 %) либо властности и внутрисемейного насилия (14,3 %). Ориентированы на такие жизненные ценности, как отдых и развлечения (71,4 %), свободу и независимость (71,4 %) и материальный достаток (64,3 %). В решении жизненных проблем ориентируются на помощь приятелей, друзей (57,1 %) либо сами решают свои жизненные проблемы (21,4 %). Не удовлетворены перспективами в жизни (64,3 %), материальным положением (57,1 %), работой и отношениями в родительской семье (по 50,0 %), проведением свободного времени (30,0 %), отношениями в своей семье (21,4 %), отношениями с коллегами по работе, учебе (14,3 %). Имеют вредные привычки: курят (92,9 %), а также эпизодически или регулярно употребляют крепкие спиртные напитки (по 42,9 %), а нередко и систематически (7,1 %). Полагают, что достаточно легко (57,1 %) или даже очень легко (28,6 %) достать наркотики. В их ближайшем социальном окружении большинство

приятелей, друзей курят сигареты (92,9 %) и употребляют алкоголь (92,9 %), курят марихуану или гашиш (21,4 %) или курительные смеси (14,0 %), а некоторые приятели и друзья употребляют курительные смеси (57,1 %), транквилизаторы (42,9 %), экстази (28,6 %) или ингалянты (14,3 %). Они полагают, что при желании могут приобрести наркотики дома у торговца наркотиками (42,9 %), на работе, учебе (35,7 %), на дискотеке, в баре, ресторане (21,7 %) либо на улице, в парке (21,4 %). Предпочитают систематически употреблять марихуану, гашиш (64,3 %) либо курительные смеси (38,5 %). Главными мотивами употребления наркотиков у них являются: «получить приятные ощущения» (78,6 %) или «забыть о трудностях и проблемах» (35,7 %). Некоторые из них добровольно обращались за медпомощью, но лечение им не помогло (21,4 %). Полагают, что уменьшить употребление наркотиков могут помочь любовь, семья, дети либо создание доступных условий для проведения свободного времени (по 28,6 %), наказание за употребление наркотиков в общественных местах (28,6 %), интересная работа (21,4 %). По их мнению, политика государства по борьбе с табакокурением (100,0 %), пьянством (85,7 %) и наркоманией (71,4 %) является неэффективной. Государственная антинаркотическая политика с их точки зрения должна быть более жесткой, чем сегодня (35,7 %). С учетом эмпирически выявленных вышеперечисленных особенностей, присущих молодым людям, хронически страдающим от наркотической зависимости, должны быть разработаны и реализованы на практике специальные социальные, психологические и медикаментозные технологии по их лечению и реабилитации.

В процессе социологического исследования установлены особенности этиологии (генезиса и детерминации) потребления наркотиков среди белорусской молодежи. Выявлено, что наибольшее влияние на наркотизацию молодежи оказывают социокультурные и психологические причины и условия: массовая социокультурная аномия в молодежной среде; недостатки семейного воспитания и семейное неблагополучие; деформация системы ценностных ориентаций в направлении индивидуализма, гедонизма и потребительства; влияние субкультурных модных течений; групповой конформизм; несформи-рованность волевых качеств и навыков самоконтроля; социальная замкнутость и пессимизм; социально-девиантные особенности повседневного поведения и образа жизни; низкий уровень нравственно-правовой культуры и др.

Данные социокультурные и психологические обстоятельства индивидуально-личностного и социально-группового характера в свою очередь обусловлены деструктивными факторами и процессами микро- и макро-социального уровней: неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране; большим материальным расслоением в обществе и значительной социальной несправедливостью; безработицей среди молодежи; неудовлетворительными условиями и плохой организацией досуга подростков и молодежи по месту жительства; кризисом и противоречивостью системы духовных ценностей в обществе; низкой эффективностью работы по профилактике

пьянства, наркомании и правонарушений среди подростков и молодежи; недостатками воспитательно-просветительской работы в учреждениях образования; негативным влиянием СМИ, кино и видеопродукции; несовершенством национального законодательства, практики ответственности и наказания за производство, транспортировку, реализацию и потребление наркотиков, а также преступления, связанные с наркотиками; высоким уровнем распространенности в молодежной среде вредных привычек, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурением; безнаказанностью молодых потребителей наркотиков и лиц, занимающихся наркобизнесом; распространенностью преступности в обществе и влиянием криминальной субкультуры; невысокой эффективностью работы по лечению и социальной реабилитации наркоманов, другими социальными, организационно-управленческими, культурными и правовыми факторами.

Деформированность личности и образа жизни молодых потребителей наркотиков в сочетании с социальной дезорганизацией ближайшего социального окружения закономерно порождают деструктивность социальных отношений и взаимодействий молодежи с другими людьми, социальными группами и общностями. На социокультурном уровне личностно-социальная деструк-тивность, ценностно-нормативная напряженность и конфликтность проявляются в значительном несоответствии между потребностями молодежи, их ожиданиями, притязаниями и реальными социальными условиями, возможностями их удовлетворения. Таким образом, в современном белорусском обществе имеются многочисленные социальные и личностные факторы, причины и условия, обусловливающие высокий и прогрессирующий уровень распространенности потребления наркотиков и наркомании среди молодежи.

Длительный и устойчивый характер существования социальных и личностных причин, порождающих распространенность потребления наркотиков и наркомании, свидетельствует о невысоком уровне эффективности работы органов государственной власти и управления, правоохранительных структур и общественных организаций, которые в соответствии с действующим национальным законодательством призваны заниматься профилактикой и противодействием потреблению наркотиков и наркомании. Своевременное раннее выявление и социально-практическое решение в белорусском обществе на макро- и микросоциальном, а также индивидуально-личностном и поведенческом уровнях всех вышеперечисленных социальных и личностных проблем, недостатков и противоречий должно быть главным направлением и предметным содержанием системы экономических, социальных, культурных, нравственных, правовых и социально-реабилитационных мер современной антинаркотической политики в стране.

Проведенный социологический опрос показал, что молодежь достаточно невысоко оценивает эффективность деятельности белорусского государства по предупреждению и противодействию табакокурению, пьянству и наркомании (каждый третий опрошенный (36,7 %) отметил, что современная анти-

наркотическая политика белорусского государства является неэффективной). Это свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые успехи в противодействии наркомании в стране, многое еще предстоит сделать для устойчивого снижения распространенности потребления наркотиков и формирования здорового образа жизни населения, особенно в плане реализации социальной, социокультурной и нравственно-правовой молодежной политики. Значительная часть опрошенной белорусской молодежи полагает, что политика белорусского государства по противодействию наркомании должна быть более активной, системной, социально созидающей и вместе с тем более жесткой, чем сегодня, - такого мнения придерживаются 49,9 % опрошенной молодежи (за сохранение нынешней политики высказались 12,7 % респондентов, и только 4,6 % -за более мягкую антинаркотическую политику).

Чрезвычайно актуальными и социально-практически значимыми представляются ответы молодежи на вопрос: «Какие молодежные проблемы вызывают у Вас наибольшую тревогу?» Если вся опрошенная молодежь указывает на «трудности с получением работы» (64,7 %), «проблему пьянства и алкоголизма» (61,9 %), «жилищную проблему» (54,4 %), «проблему наркомании и токсикомании» (53,9 %) и «отсутствие жизненных перспектив» (30,0 %), то молодежь, употребляющая наркотики, наравне с этими проблемами отмечает большую значимость для них и других социальных и культурных проблем. В частности, таких, как «трудности с получением хорошего образования» (31,0 %), «недостаток возможностей для проведения свободного времени» (30,2 %), «правовая незащищенность» (24,8 %), «недостаток в обществе экономической и политической свободы» (23,3 %), «пассивность и безразличие в обществе» (13,2 %).

Проведенный социологический анализ государственных программ по предупреждению и борьбе с наркоманией, которые принимались в стране в последние два десятилетия, в том числе и Декрета Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2014 г. № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», а также оценка теоретических концепций, положенных в их основу, дают основание сделать вывод, что в настоящее время реализуется преимущественно «воспитательно-просветительская антинаркотическая стратегия» с отдельными элементами «государственно-репрессивной политики». Полагаем, что такая государственная антинаркотическая стратегия является малоэффективной, она не может обеспечить значительное и устойчивое снижение уровня потребления наркотиков и наркомании. По существу, данную стратегию нельзя назвать профилактической. Она имеет преимущественно индивидуально-личностную направленность и недостаточно влияет на социальные и культурные причины и условия, порождающие потребление наркотиков и наркоманию. Данная стратегия не учитывает, что потребление наркотиков - это социокультурная проблема, наркомания -социально-медицинская проблема, а наркобизнес - социально-правовая проблема. Без дифференцированного и предметного подхода данные социальные

проблемы решить невозможно. Именно поэтому новая государственная антинаркотическая концепция и стратегия должны иметь комплексный междисциплинарный характер и быть направлены на системный макро-, микросоциальный и индивидуально-личностный социальный контроль потребления наркотиков, а также «первичную» (профилактику приобщения к потреблению наркотиков), «вторичную» (профилактическую работу с лицами, употребляющими наркотики) и «третичную» (социальную и психологическую работу с лицами, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости) профилактику наркомании и более активную и непримиримую борьбу с наркобизнесом.

При разработке стратегии и тактики современной антинаркотической политики целесообразно учитывать результаты проведенного социологического исследования, согласно которому молодежь в плане сокращения употребления наркотиков основные социальные ожидания связывает не с запретами, наказанием и лечением, воспитанием и просвещением, а с активной и реальной социальной политикой государства и общественности - созданием условий для интересной работы, поддержкой семьи, наличием доступных условий для полезного проведения досуга, занятий физкультурой, спортом, туризмом, формированием здорового образа жизни. Не менее значимы и абсолютно необходимы, по мнению молодежи, меры по борьбе с производством, транспортировкой и торговлей наркотиками (наркобизнесом), а также формирование общественного мнения, осуждающего употребление наркотиков, оказание эффективной медицинской и социально-реабилитационной помощи лицам, страдающим от наркотической зависимости. Молодежь полагает, что уровень потребления наркотиков можно уменьшить, если в обществе будет активно осуществляться комплексная экономическая, социальная и культурная политика по следующим главным направлениям: «активная борьба с производством и торговлей наркотиками» (67,6 %), «развитие общей и нравственной культуры молодежи» (47,7 %), «усиление ответственности за потребление наркотиков» (44,7 %), «улучшение экономических и социальных условий жизни» (43,8 %), «повышение эффективности лечения от наркомании» (37,7 %), «развитие антинаркотической пропаганды и просвещения» (31,3 %), «создание центров профилактики и социальной реабилитации наркоманов» (31,2 %). Как свидетельствуют результаты социологического опроса, эти приоритеты в социальной, нравственно-правовой и культурной государственной политике поддерживает, в том числе, и молодежь, употребляющая наркотики и входящая в группу наркотического риска.

На основании вышеизложенного полагаем, что современная государственная антинаркотическая политика должна быть направлена на комплексное решение следующих первоочередных социальных, культурных и правовых проблем:

создание реальных экономических, социальных и культурных условий, обеспечивающих устойчивое развитие общества, социальных институтов

и личности, развитие нравственной и правовой культуры, формирование ценностных ориентаций на активное социально позитивное поведение и здоровый образ жизни («позитивная антинаркотическая профилактика»);

смягчение, нейтрализация и постепенное преодоление основных социальных и личностных факторов, причин и условий, детерминирующих употребление наркотиков, наркоманию и наркобизнес, включая индивидуальную и групповую профилактическую работу с потребителями наркотиков и группами наркотического риска («негативная антинаркотическая профилактика»);

научно обоснованная и эффективная законодательная и правоприменительная антинаркотическая политика («правовое противодействие наркотизации населения»);

оказание медицинской, психологической, социальной и другой реабилитационной помощи наркоманам и лицам из групп наркотического риска, включая создание центров профилактики и социальной реабилитации наркоманов («социально-реинтеграционная антинаркотическая профилактика»);

организационно-управленческое, финансовое, кадровое, информационное и научное обеспечение деятельности по предупреждению и противодействию наркомании и наркобизнесу.

В последние годы много споров ведется об эффективности лечения и профилактики наркомании с помощью заместительной метадоновой терапии (ЗМТ), которая официально поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В настоящее время она практикуется в более ста странах мира, включая большинство государств на постсоветском пространстве, кроме Российской Федерации и Туркменистана. Заместительная метадоновая терапия осуществляется в рамках концептуальной стратегии «снижения вреда» потребления наркотиков и паллиативной терапии наркомании, вызванной употреблением опиоидов (например, героина) путем медицинского назначения метадона взамен употребляемого наркотика. Она применяется только к лицам с медицинским диагнозом наркотической опиодной зависимости, достигшим восемнадцатилетнего возраста. Заместительная метадоновая терапия наркомании в обязательном порядке сопровождается оказанием пациентам психологической и психотерапевтической помощи, а также социальной поддержки в трудоустройстве, получении образования, создании семьи и в других формах социальной реабилитации и адаптации в обществе.

В Республике Беларусь в различных регионах страны функционируют 18 кабинетов заместительной метадоновой терапии, в которых такую медицинскую помощь получают более одной тысячи человек, то есть 10 % от всех наркозависимых лиц, находящихся на наркологическом учете органов здравоохранения. Потенциально программа ЗМТ может быть распространена на 2-3 тыс. человек, страдающих опиодной наркотической зависимостью. С учетом высокого уровня и неблагоприятной динамики наркотической ситуации в стране Министерство здравоохранения Республики Беларусь планирует

в ближайшие годы не только продолжить, но и расширить программу заместительной метадоновой терапии, открыть еще как минимум 5 кабинетов и в два раза увеличить общее количество пациентов. По экспертному мнению белорусских специалистов-наркологов и результатам эмпирических исследований, программа ЗМТ не направлена на решение проблемы наркомании вообще, а ориентирована на специализированную терапевтическую работу с общественно опасной целевой группой наркоманов - лицами, страдающими явно выраженной опиодной зависимостью. Для данной категории наркоманов лечение метадоном является, по сути дела, единственным и достаточно эффективным доступным средством снижения вреда от употребления наркотиков и способом их социализации.

В Российской Федерации среди наркологов имеется много противников метадоновой терапии, которая рассматривается как маскированная легализация наркотиков, ослабляющая контроль за распространением наркотических средств, и вместо проведения комплексной медико-социальной реабилитации обрекает пациентов на легальную жизнь с наркотиками. Российское научное сообщество, законодатели и правоохранительные органы придерживаются принципа, одобренного ООН в 1961 г., согласно которому лечение наркоманов должно проводиться исключительно в свободной от наркотиков атмосфере. Противником заместительной метадоновой терапии выступает также Министерство внутренних дел Республики Беларусь. По его мнению, данный метод терапии наркомании не оказывает положительного влияния на криминальную ситуацию в сфере незаконного оборота наркотических средств, и большинство участников программы не желают социально адаптироваться. Органы внутренних дел решение проблемы лечения больных наркоманией связывают с развитием наркологической службы, ориентированной в своей работе на комплексную реабилитацию и ресоциализацию наркоманов, основанной «на полном отказе от употребления наркотиков, а не на замену одного наркотика другим». Таким образом, имеет место коллизия подходов и мнений Министерства здравоохранения и Министерства внутренних дел по проблеме целесообразности функционирования программы ЗМТ на территории Беларуси. В научном сообществе и среди практических работников также отсутствует единое мнение по данной проблеме. Активно полемизируют между собой сторонники и противники программы заместительной метадоновой терапии, приводится множество статистических, эмпирических и экспертных аргументов и доказательств из теории и практики различных стран мира. В связи с этим, учитывая большую социальную значимость программы ЗМТ в системе государственной антинаркотической политики и необходимость неотложного решения вопросов, связанных с ее дальнейшим финансированием, необходимо всесторонне изучить вопрос об экономической, социальной, правовой и медицинской эффективности программы заместительной метадоновой терапии наркомании на территории Республики Беларусь, а также разработать научно обоснованные предложения о перспективах ее развития в систе-

ме государственной антинаркотической политики, включая вопрос об объеме и источниках финансирования.

Употребление наркотиков и наркомания имеют общую природу, закономерности генезиса и детерминации, а также тесно взаимодействуют с другими негативными социальными явлениями - пьянством и алкоголизмом, преступностью и другими правонарушениями. В связи с этим важным условием эффективности государственной антинаркотической политики является разработка и реализация социально-правовой стратегии системной антидеви-антной политики, направленной на комплексное предупреждение и противодействие пьянству и алкоголизму, потреблению наркотиков и наркомании, преступности и другим правонарушениям, негативным социальным девиациям.

Большое значение имеет работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, то есть разработка и практическая реализация новых законов, в частности законов Республики Беларусь «Об основах государственной антидевиантной политики», «О предупреждении преступности и других антиобщественных явлений», «Ювенальная антидевиантная политика», «Профилактика насилия в семье», «Профилактика пьянства и алкоголизма, потребления наркотиков и наркомании» и др.

Актуальной является разработка организационно-управленческих технологий эффективного взаимодействия между всеми субъектами профилактической работы с наркоманами, пьяницами и другими категориями лиц с девиантным поведением, группами наркотического и другого девиантного риска, с неблагополучной социальной средой их воспитания и жизни на всех социальных уровнях, этапах и формах профилактической деятельности. Целесообразно профилактическую работу осуществлять системно и одновременно дифференцированно с учетом личностных и поведенческих особенностей различных категорий и социально-психологических типов лиц с девиантным поведением. Для этого необходима разработка комплекса прикладных программ и методик по профилактической и социально-реабилитационной работе с различными категориями молодежи, предрасположенными к наркотической зависимости и другим социальным девиациям, которые должны быть теоретически и эмпирически научно обоснованными.

Нуждается в совершенствовании система статистико-информационно-го и научного обеспечения деятельности по комплексному предупреждению антиобщественных явлений. Большое значение имеет проведение мониторинговых и междисциплинарных социологических, криминологических, психологических и социально-медицинских научных исследований пьянства, алкоголизма, табакокурения, наркомании, преступности и других социальных девиаций. Данные исследования должны надлежащим образом финансироваться и проводиться на профессиональном уровне и межведомственной основе. В связи с этим целесообразно директивным органам страны рассмотреть вопрос об организации постоянно действующего криминологического

и социально-девиантологического мониторинга преступности и других антиобщественных явлений.

Заслуживает серьезного государственного внимания и научного обсуждения вопрос об организации специализированного Научно-исследовательского института криминологии, девиантологии и виктимологии, а также Национального комитета по предупреждению преступности и других правонарушений - постоянно действующего организационно-управленческого государственного органа, направляющего и координирующего работу всех субъектов социально-правовой системы предупреждения преступности, пьянства, наркомании и других антиобщественных явлений.

Таким образом, социально-практическая реализация предложенных научно-практических рекомендаций по оптимизации и повышению эффективности государственной антинаркотической политики, включающей комплекс форм и мер позитивной и негативной профилактики, правового противодействия и социально-реабилитацинной работы, обеспечит устойчивое снижение распространенности потребления наркотиков, наркомании и наркобизнеса, которые причиняют обществу большой физический, моральный и материальный ущерб, препятствуют формированию и реализации социально позитивного и здорового образа жизни белорусской молодежи.

N. A. BARANOVSKI

SOCIAL PREVENTION OF DRUG ADDICTION AMONG YOUNG PEOPLE

Summary

On the basis of results of the sociological empirical study, actual theoretical and applied problems of the social prevention of drug abuse among young people are analyzed. The author offers the complex of scientific and practical recommendations for the improvement of the state of drug policy aimed at the reduction of the spread of drug consumption and the formation of the socially positive and healthy way of life of Belarusian youth.

Keywords: youth, drug addiction, drug policy, social prevention.

Поступила 16.11.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.