Научная статья на тему 'Министерство внутренних дел Российской Федерации в 21 веке: направления совершенствования'

Министерство внутренних дел Российской Федерации в 21 веке: направления совершенствования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
375
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / MINISTRY OF INTERIOR / НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / ИТОГИ РАЗВИТИЯ / RESULTS OF DEVELOPMENT / ПРАВОПОРЯДОК / LAW ENFORCEMENT / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / PUBLIC SAFETY / DIRECTION OF IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нургалиев Р.Г.

В связи с мировым финансово-экономическим кризисом в статье определяются новые подходы к укреплению правопорядка и общественной безопасности органов внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the XXI.: Intermediate results and directions for improvement

In connection with world financial and economic crisis in article new approaches to strengthening the law and order and public safety of law-enforcement bodies are defined

Текст научной работы на тему «Министерство внутренних дел Российской Федерации в 21 веке: направления совершенствования»

ПРИОРИТЕТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

МВД РФ

Министерство внутренних дел Российской

Федерации в 21 веке: направления

совершенствования

Нургалиев Р.Г. **

In connection with world financial and economic crisis in article new approaches to strengthening the law and order and public safety of law-enforcement bodies are defined.

Прошедший год для правоохранительных органов был весьма напряженным. Мировой финансово-экономический кризис потребовал от органов внутренних дел поиска и выработки новых подходов к укреплению правопорядка и общественной безопасности.

В данных условиях сохранилась позитивная тенденция сокращения преступности, наметившаяся несколько лет назад. Общее количество зарегистрированных преступлений снизилось на 6,7 %, в том числе на 6,5 % — тяжких и особо тяжких. Уменьшилось на 6,4 % число преступных посягательств в общественных местах.

Сократилось количество дорожно-транспортных происшествий на 6,7 %, снизился детский дорожно-транспортный травматизм на 9,1 %.

Обеспечена безопасность и важнейших общественно-политических мероприятий: 23-го саммита Россия — Евросоюз, 13-го Международного Петербургского экономического форума, заседания Совета глав государств — членов ШОС и первого саммита глав-государств в формате БРИК в Екатеринбурге, конкурса «Евровидение-2009».

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию РФ были определены стратегические направления дальнейшего развития и модернизации всех сторон общественной жизни страны, ее экономических и социально-политических институтов.

Реализуя положения Стратегии обеспечения национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Директивы о приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ в 2009 г., министерство осуществляло свою работу по следующим направлениям:

> построения социально-ориентированной модели системы МВД РФ и формирования нового облика сотрудника милиции; последовательной реализации принципа открытости, укрепления сотрудничества с институтами гражданского общества;

> оптимизации деятельности органов внутренних дел путем внедрения современных инновационных подходов, новейших телекоммуникационных систем и наукоемких технологий;

> повышения результативности оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина;

> дальнейшего развития системы профилактики правонарушений;

> совершенствования антикоррупционного механизма в целях повышения уровня законности и служебной дисциплины;

> укрепления боеготовности внутренних войск;

> обеспечения эффективности миграционной политики.

Из выступления министра внутренних дел Российской Федерации, генерала армии Р.Г. Нургалиева на заседании расширенной Коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации (18 февраля 2010 г.).

Министр внутренних дел Российской Федерации.

CJ

OI

О

о

CJ

о о о

Q.

со

S

н

о

0

1

о я с о т ф

VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о

ш у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

В 2009 г. продолжалось совершенствование правовых основ и правового регулирования сферы деятельности органов внутренних дел. Министерство приняло участие в разработке 34 федеральных законов, 9 указов Президента Российской Федерации, 45 постановлений Правительства Российской Федерации, а также 16 международных актов различного уровня по вопросам, отнесенным к компетенции МВД РФ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 2009 г. № 233 «О территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» совершенствовалась ведомственная нормативная база.

Приведена в соответствие с изменениями федерального законодательства и система органов внутренних дел: реорганизованы 280 управлений и отделов внутренних дел в республиканских, краевых, областных центрах; преобразованы в отделы (отделения) милиции 244 органа внутренних дел; упразднено 98 городских УВД.

Наша деятельность, как и в предыдущие годы, основывалась на принципе открытости, взаимодействия и сотрудничества с гражданским обществом и его институтами. Только так формируется доверие. Доверие порождает уважение. Уважение ведет к содействию и помощи.

МВД РФ сотрудничает с общественными, в том числе правозащитными, организациями: Советом при Президенте РФ по содействию развития гражданского общества и правам человека, Общественными советами при МВД РФ и органах внутренних дел субъектов Федерации, Общественной палатой и Координационным советом Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации. Регулярно проводятся совместные совещания, брифинги, пресс-конференции, круглые столы.

Представители ряда правозащитных организаций входят в Общественные советы при МВД РФ и органах внутренних дел субъектов Федерации, на заседаниях которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы деятельности милиции.

На дальнейшее расширение и развитие диалога Министерства внутренних дел Российской Федерации и гражданского общества, доведение объективной информации до граждан о нашей работе направлена и новая Концепция взаимодействия со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2009-2014 гг.

В настоящее время в МВД РФ, ГУВД, УВД по всем субъектам Федерации созданы информационные советы.

На качественно новом уровне организована работа с обращениями и заявлениями граждан. Всего их поступило более 22 млн, из них почти 48 тыс. обращений получено через «телефоны доверия», Интернет-сайт министерства, электронную «Общественную приемную» и Правоохранительный портал Российской Федерации, что на 19,9 % больше по сравнению с 2008 г.

Следует отметить, что граждане не только обращаются с жалобами на неправомерные действия должностных лиц, но и вносят предложения по совершенствованию деятельности органов внутренних дел.

В декабре прошлого года создан Справочно-информационный портал государственных услуг, содержащий сведения:

> о приеме и рассмотрении сообщений о преступлениях и правонарушениях;

> о регистрации и государственном техническом осмотре транспортных средств, приеме квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений;

> об административных правонарушениях в области дорожного движения. Повышению эффективности выполнения служебно-оперативных задач способствует внедрение новых технологий. И здесь особое внимание МВД РФ уделялось техническому перевооружению, прежде всего, милиции общественной безопасности как наиболее приближенной к населению.

Так, внедрение навигационно-мони-торинговых систем и формирование аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» позволяет своевременно реагировать на совершаемые правонарушения. Если в 2008 г. аппаратно-программные комплексы создавались в городах-«милли-ониках», то в 2009 г. — и в городах с населением свыше 100 тыс. человек. Сегодня они работают в 59 субъектах, с их помощью раскрыто 19 400 преступлений, что в 2 раза больше, чем в 2008 г., и выявлено в 8 раз больше административных правонарушений.

Функционируют свыше 148 тыс. установок видеонаблюдения, более 7 тыс. устройств экстренной связи «гражданин-милиция», и почти 5 тыс. систем удаленного доступа к информационным базам данных.

Координация сил и средств, задействованных в охране общественного порядка, возлагается на центры управления нарядами (ЦУН). В 73 субъектах Федерации в подразделениях органов внутренних дел уже действуют 948 центров, оборудованных спутниковыми навигацион-но-мониторинговыми системами.

Оснащаются техническими средствами и подразделения патрульно-постовой службы: формируются специализированные мобильные подразделения. Только в течение 2009 г. свыше 1 604 патрульных автомобилей оборудованы системами позиционирования «ГЛОНАСС», что также способствует оперативности реагирования на сообщения о правонарушениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системами позиционирования оснащены и наряды комплексных сил, причем мониторинг их действий осуществляется из диспетчерского центра дежурной части.

Именно системное применение инновационных технологий позволило повысить эффективность и оперативность реагирования в результате чего сократилось количество правонарушений.

Наряду с внедрением технологий, ведущая роль в предупреждении противоправных деяний принадлежит участковым уполномоченным милиции. Это самый приближенный к гражданам институт правопорядка, насчитывающий в своих рядах свыше 55 тыс. сотрудников. Совместно с ними проходят службу и более 5 тыс. помощников.

В последние годы предпринимаются дополнительные меры по дальнейшему улучшению материально-технического оснащения службы:

> каждому четвертому сотруднику предоставлен служебный автотранспорт;

> почти две трети сотрудников обеспечены служебными помещениями. Подчеркну, что сегодня на учетах в

органах внутренних дел состоит свыше 3,5 млн граждан, а это огромный фронт для работы.

С каждым годом увеличивается и число обращений граждан за помощью к участковым. Так, в истекшем году этот показатель вырос на 17,5 %. Ими установлены лица, виновные в совершении более чем 425 тыс. преступлений, а это 23,3 % от общего числа противоправных деяний.

Проходит процедуру согласования и Инструкция по организации деятельности участковых уполномоченных милиции, которая исключит практику их не-

обоснованного отвлечения от основных обязанностей, освободит от выполнения дублирующих функций, нормативно закрепит порядок приема и работы с обращениями граждан на административных участках.

Главное для них сегодня — это общая и индивидуальная профилактика правонарушений.

В течение года продолжалось дальнейшее развитие Государственной системы профилактики, которая находилась в центре внимания и Правительственной комиссии, и МВД РФ. Сегодня организационно-правовой этап ее формирования завершен.

Реализованы мероприятия по активизации борьбы с алкоголизмом и наркоманией, максимальному использованию потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания.

Следует признать, что за три года работы Правительственной комиссии в целом по стране ситуация постепенно улучшается. Уже прослеживается положительная динамика в сторону уменьшения криминальной активности лиц, совершающих преступления в состоянии алкогольного опьянения на 7,6 %.

Однако по-прежнему беспокоит число преступных деяний, совершенных ранее судимыми (-0,5%), остававшееся практически на уровне прошлого года, а также лицами, не имеющими постоянного источника доходов (+2,9%). Для их адаптации нужен комплекс мер социальной поддержки, предусматривающий трудоустройство, медицинскую помощь, решение жилищно-бытовых вопросов, получение образования.

В связи с этим заслуживает внимания опыт работы в ряде субъектов — Краснодарском крае, Нижегородской, Свердловской и Ростовской областях, где установлены налоговые и иные льготы организациям, трудоустраивающим лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также выпускников интернатных учреждений и детских домов.

2009 год, объявленный «Годом молодежи», стал еще одним важным этапом в профилактике безнадзорности и преступности несовершеннолетних.

Значительный вклад внесла и Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних, систематически осуществляющая мониторинг, изучение и коор-

сч

О!

О

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

динацию работы регионов по социально-экономической адаптации и оказанию помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Огромный объем работы здесь выполняют и подразделения по делам несовершеннолетних, а также школьные инспектора, которые ведут правовую разъяснительную работу, выявляют и пресекают распространение наркотиков, порнографии, предотвращают кражи и драки среди подростков.

Профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей входит в обязанности «семейных инспекторов».

Все это позволило снизить криминальную активность несовершеннолетних: в прошедшем году количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, уменьшилось на 18,4% (со 116,1 до 94,7 тыс.). Сократилась до 5,7 % и доля подростковой преступности. Это самый низкий показатель за последние пятнадцать лет в стране.

Реализации профилактических задач способствует и институт добровольных общественных объединений правоохранительной направленности. В регионах осуществляют деятельность свыше 34 тыс. таких формирований общей численностью более 365 тыс. человек. С их участием раскрыто почти 38 тыс. (37,9 тыс.) преступлений, выявлено свыше 546 тыс. административных правонарушений и задержано более 447 тыс. человек.

Особое место в сфере общепрофилактических мероприятий занимает безопасность дорожного движения. И здесь министерством определены приоритеты: участник дорожного движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура.

Основу национальной стратегии составляет Федеральная целевая программа, рассчитанная до 2012 г. и послужившая базой для системного и комплексного подхода.

В рамках ее реализации в истекшем году:

> приняты два федеральных закона («О внесении изменений в ст.264 УК РФ» и «О внесении изменений в Кодекс об администрат ивнъх правонарушениях»), повышающие меры уголовной и административной ответственности;

> введен в действие Административный регламент, определяющий порядок действий сотрудников органов внутрен-

>

>

>

них дел по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения; изменена система обучения вождению и разработана новая методика проведения квалификационного экзамена при получении прав на управление транспортными средствами; активно внедряются автоматизированные информационные системы фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения, администрирования денежных взысканий с использованием мобильных терминалов безналичной оплаты штрафов, в том числе и на основе биллинговой технологии; на 2 730 автомашинах государственной инспекции безопасности дорожного движения установлено оборудование спутниковой навигации ГЛОНАСС. Дальнейшее развитие получила и Федеральная информационная система государственной инспекции безопасности дорожного движения (ФИС ГИБДД).

Принятый комплекс мер позволил достичь качественно нового уровня в области обеспечения безопасности дорожного движения и сохранить тенденции снижения всех основных показателей аварийности:

> число погибших снизилось на 12,9 %; раненых на 5,1%;

сократилось на 9,4 % количество ДТП, связанных с управлением транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения; по сравнению с прошлым годом сохранены 3 852 жизни. Но, к сожалению, масштаб аварийности в нашей стране еще довольно высок, а поэтому нам необходимо наращивать совместные усилия для достижения основной задачи — сокращения смертности на дорогах страны.

Весомый вклад в решение вопросов, связанных с обеспечением безопасности, внесла и Первая всемирная министерская конференция, проведенная в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре прошлого года в Москве. Она стала первым глобальным форумом министерского уровня, который позволил вывести вопросы дорожной безопасности на новый уровень, привлечь к ним внимание мировой общественности и придать международным усилиям системный и целенаправленный характер.

Поэтому руководителям органов внутренних дел, председателям региональных

> >

>

межведомственных комиссий необходимо на плановой основе продолжить совместную работу с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными институтами, средствами массовой информации и гражданами, направленную на формирование правосознания участников дорожного движения, предупреждение противоправного поведения водителей и пешеходов, внедрение современных технологий.

В истекшем году были реализованы и дополнительные меры по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Подразделениями вневедомственной охраны было выявлено более 111 тыс. преступлений, за их совершение задержано более 158 тыс. человек.

Одним из основных результатов Государственной системы профилактики и принятых мер по повышению эффективности деятельности милиции общественной безопасности (МОБ) можно обоснованно считать и улучшение оперативной обстановки по линии общеуголовной преступности.

Снижение количества преступлений отмечено практически по всем составам, во всех федеральных округах и в 68 субъектах Федерации. В том числе:

> по убийствам на 11,8 % (17,7тыс.);

> умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью — 5,1 % (43,1 тыс.);

> изнасилованиям — 13 % (5,398);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> квалифицированным грабежам — 15,8 % (205,4тыс.);

> разбоям - 14,9 % (30,1 тыс.);

> кражам из квартир — 11,7 % (152,6тыс.). За 2008 г. число зарегистрированных

преступлений сократилось в среднем на 6,7 % и составило — 2 млн 994 тыс. 820. При этом на 6,5 % снизилось количество тяжких и особо тяжких составов, а это — 796 тыс. 224.

В 2009 г. раскрыто 1 млн 651 тыс. преступлений (-3,6%), в том числе 429 тыс. 600 тяжких и особо тяжких (-5,4 %), количество нераскрытых преступлений снизилось на 11,5 %.

Установлены подозреваемые в совершении преступлений: более 838 тыс. преступлений (-5,1 %), следствие по которым обязательно и 812 тыс. 924 — следствие по которым не обязательно (-2,1 %).

При этом свыше 82 % всех преступных деяний, что составляет 1 млн 360 тыс., раскрыто сотрудниками органов внутренних дел.

Среди них и ряд резонансных преступлений:

> на территории Московской области убийства малолетнего Гречушкина, главы городского поселения Усти-менко и его жены;

> в Москве — убийство семьи гражданина Франции Спинелли (Тьерри Ги);

> в Санкт-Петербурге предотвращено убийство по найму ректора Государственной полярной академии Басанго-вой;

> привлечены к ответственности лица, совершившие разбойные нападения на ювелирный магазин в Воронеже и на инкассаторов в городах Кимры и Новороссийск, а также похитившие 250 млн руб. в Перми;

> задержаны и организаторы серии взрывов, прогремевших в 2008— 2009 гг. в Сочи;

> пресечена деятельность лидеров и активных участников преступных сообществ «Тамбовское» и «Общак». Выявлены лица, виновные и в совершении почти 62 тыс. (61,9 тыс.) преступлений прошлых лет, рост которых составил 6,1 %, из них более 20 тыс. тяжких и особо тяжких составов (+0,9%).

В Санкт-Петербурге раскрыты 14 преступлений сексуального характера в отношении малолетних детей, совершенных в период 2001—2007 гг.; раскрыто убийство в Амурской области, сопряженное с изнасилованием 2-х малолетних девочек; в Тверской области раскрыты убийства 4-х молодых девушек в период 2006—2008 гг., сопряженные с изнасилованием.

Пресечена деятельность устойчивой организованной этнической преступной группы, участники которой с марта 2004 г. по октябрь 2009 г. совершили 42 разбойных нападения на граждан, проживающих в частных домовладениях на территории Московской области. Общий ущерб от их преступной деятельности составил более 130 млн руб.

В 2008 г. разыскано преступников:

1 146 — за совершение убийств, 3 044 — за причинение тяжкого вреда здоровью, 48 545 — за кражи, 9 819 — за грабежи,

2 тыс. лиц, совершивших разбойные нападения. При этом остаток неразыскан-ных преступников снизился на 7,5 %.

Из 120 455 граждан, без вести пропавших, находившихся в розыске в 2009 г., 69 526 — местонахождение установлено, что составляет 57 %. В том числе из объ-

CJ

OI

О

О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

явленных в розыск в прошлом году 71 433 лиц без вести пропавших установлено — 65 955, что составило 92,3 %.

Раскрыто 31 600 (-13,5%) преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами. Пресечена деятельность более 10 200 лидеров и активных участников, изобличенных в совершении более 29 тыс. тяжких и особо тяжких преступных деяний, в том числе: 183 убийствах, из которых 8 по найму; 643 разбойных нападениях и 294 грабежах; 64 случаев похищения людей; 168 фактах бандитизма.

Однако обращаю внимание руководителей, что все еще остаются нераскрытыми 2,2 тыс. убийств, 7,3 тыс. фактов причинения тяжкого вреда здоровью, почти 758 тыс. краж, 124 тыс. грабежей, 11,2 тыс. разбоев, 60,7 тыс. мошенничеств, 19,6 тыс. угонов автотранспортных средств. Поэтому необходимо еще раз вернуться к материалам разыскных дел, создать оперативно-следственные группы, взять на персональный контроль, и по результатам мероприятий доложить в первом полугодии 2010 г. При этом все мы — от рядового до руководителя — должны помнить, что за каждым таким случаем судьба человека, его права и свободы. И наш долг помочь им восстановить справедливость.

Наркобизнес является основным фактором, питающим криминальную среду и влияющим на рост общеуголовных деяний корыстно-насильственной направленности. Из более 238 тыс. всех зарегистрированных наркопреступлений сотрудниками милиции выявлено 60,8 % (более 145 тыс.).

В прошедшем году по каналам международных связей органами внутренних дел:

> проведено 12 контролируемых поставок (из них совместно с МВД Казахстана — 6, МВД Таджикистана — 5, МВД Кыргызстана — 1);

> выявлено 24 преступления, возбуждено 17 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято более 100 кг наркотических средств.

Однако, оценивая масштабы наркопреступности, результаты на этом направлении признать удовлетворительными нельзя.

Известно, что последствиями наркобизнеса являются разрушенные нравственные ценности основ жизнедеятельности человека и пострадавшие имущественные интересы граждан.

Поэтому, учитывая специфику наркопреступлений и их тесную взаимосвязь с общеуголовными преступлениями, нам необходимо уделять пристальное внимание выявлению этих деяний всеми подразделениями органов внутренних дел, поскольку они посягают как на незыблемость конституционных прав и свобод человека и гражданина, так и на безопасность экономических отношений.

И здесь, говоря о состоянии защищенности экономики от преступных посягательств, особенно в условиях кризиса, необходимо отметить, что подразделениями министерства в 2009 г. выявлено 429 тыс. экономических преступлений. Среди них почти 173 тыс. преступлений (172,8 тыс.) тяжких и особо тяжких, 68 300 (+4,5 %) — совершенных в крупном и особо крупном размерах. Причиненный материальный ущерб по оконченным уголовным делам составил чуть более 1 трлн рублей.

В истекшем году криминальному влиянию была особенно подвержена финансово-кредитная сфера. И наши основные усилия были направлены на профилактику и вскрытие сложных преступных схем, благодаря чему увеличилось (+2,1%) и число раскрытых преступлений в этой области.

Так, пресечена деятельность межрегиональной организованной группы, осуществившей хищение более 28 млн руб. путем оформления на подставных физических лиц кредитов в «Росбанке», «Ренессанс Капитале», отделениях Сбербанка России.

Возбуждены уголовные дела в отношении представителей 39 организаций, совершавших мошенничества с привлечением денежных средств граждан под различные «высокодоходные проекты». В результате их противоправной деятельности причинен ущерб более чем 40 тыс. гражданам на сумму свыше 4 млрд 300 млн руб.

Увеличилось количество выявленных фактов легализации доходов, полученных преступным путем. В 2009 г. раскрыто свыше 8 тыс. таких преступлений, что почти на 7 % больше, по сравнению с 2008 г.

Пресечена деятельность организованной группы, занимавшейся незаконным обналичиванием денежных средств, их конвертацией и выводом за рубеж, на общую сумму более 20 млрд руб.

Выявлена организованная преступная группа и возбуждено уголовное дело в отношении генерального директора

торгово-закупочного сельскохозяйственного предприятия «Урожай» по факту предоставления в филиал одного из банков («Банк ВТБ») поддельных документов, послуживших основанием для перевода валютной выручки в сумме 22 млн 600 тыс. долларов США в банк Гонконга.

Комплекс дополнительных мер государственного контроля был направлен на предотвращение и выявление преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств.

Так, пресечена попытка хищения бюджетных средств в размере 1 млрд руб., выделенных в рамках Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.».

Возбуждено уголовное дело в отношении участников организованной группы — служащих банка, организовавших незаконное получение и последующее хищение денежных средств на общую сумму свыше 109 млн долларов США и 52 млн евро.

В числе первоочередных задач оставалась защита финансовых средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов, крупных инвестиционных и федеральных целевых программ от криминально-коррупционных угроз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За прошедший год выявлено 3,5 тыс. преступлений (-5,3%), связанных с реализацией приоритетных национальных проектов, установлено 1 400 виновных лиц. Размер причиненного материального ущерба составил свыше 1 млн руб.

Возбуждено уголовное дело по факту присвоения руководителями общества с ограниченной ответственностью «Зеленый мир СП» бюджетных средств в размере 1 млрд 200 млн руб., выделенных Правительством Московской области на реализацию программы «Ветхое жилье», путем перечисления денег на расчетный счет фирмы-однодневки.

В течение года органами внутренних дел был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на защиту бюджетных средств, выделенных на организацию и проведение саммита «АТЭС-2012» во Владивостоке, 37-й Всемирной летней универсиады в Казани, XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи. В результате выявлены факты нарушения законности, по которым возбуждены и расследуются уголовные дела. По-

добные факты недопустимы. Нам необходимо совместно с органами прокуратуры, руководителями и организаторами данных проектов выстроить систему надежной защиты и создать барьеры, препятствующие хищениям бюджетных средств.

Требую от руководителей органов внутренних дел усилить контроль за целевым расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов.

Для сокращения масштабов теневых и криминальных экономических отношений осуществляется противодействие незаконному переделу прав на объекты собственности. Представители министерства участвуют в работе Правительственной комиссии по обеспечению мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций и входят в состав межведомственных комиссий и рабочих групп по противодействию посягательствам на права собственников и акционеров, что улучшает качество работы по противодействию рейдерским захватам.

В 2009 г. выявлено 53 преступления, связанные с рейдерскими захватами, из них 52 совершены в крупном и особо крупном размерах. По 18 уголовным делам производство окончено, они направлены в суд.

Предотвращены рейдерские захваты телецентра «Альтаир» (г. Тула), Ростовского нефтеперерабатывающего завода, закрытого акционерного общества «Даль-машпром» (г. Владивосток) и других промышленных предприятий.

Вынесен приговор членам организованной преступной группировки, занимавшейся рейдерством от имени так называемой «Инвестиционной компании "Россия"» и захватившей имущественные комплексы сорока предприятий. Усилиями сотрудников милиции возмещен ущерб на сумму свыше 268 млн рублей. Семь подсудимых приговорены к лишению свободы на сроки от 9 до 13 лет.

К длительным срокам лишения свободы приговорены и рейдеры, осуществлявшие захваты «Артемовского машиностроительного завода», «Красногвардейского кранового завода», «Салдинского металлургического завода» (Свердловская область), закрытого акционерного общества «Бизнес-центр», общества с ограниченной ответственностью «Культура-ХХ1 век» (Москва) и других предприятий в различных регионах страны.

сч

О!

О

О

сч

о о о о.

с[ со

5

I-

О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

С начала 2010 г. органы внутренних дел работают в новых условиях — с 1 января заработал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. С построением единого экономического пространства начнется свободное перемещение товаров, услуг и капитала. Этим обстоятельством наверняка захотят воспользоваться представители организованного криминалитета. Исходя из этого, необходимо уже сейчас совместно с правоохранительными органами этих республик разработать комплекс мер по обеспечению экономической безопасности, чтобы, объединив усилия, мы могли действовать на упреждение.

Заслуживают внимания результаты деятельности подразделений криминальной милиции в ряде бюджетообразующих отраслей экономики:

> в топливно-энергетическом комплексе в 2009 г. выявлено 10,8 тыс. преступлений экономической направленности, в том числе в крупном или особо крупном размерах — 3 868;

> в лесопромышленном комплексе выявлено 8 200 преступлений, из них 5 тыс. совершено в крупном и особо крупном размерах;

> в сфере добычи и оборота биологических водных ресурсов выявлено 14 124 преступления, из них 922 в крупном и особо крупном размерах. Обеспечено возмещение причиненного материального ущерба на сумму 1 млрд 39 млн руб.

Однако все мы понимаем — принимаемые меры в этих отраслях экономики еще неадекватны складывающейся ситуации. Необходимо более последовательно и решительно создавать условия для подрыва экономических основ «теневого» и криминального бизнеса. Путь к этому — обеспечение соразмерности экономической ответственности лиц, преступивших закон и причиненного ущерба гражданину, обществу и государству. Здесь идет речь о штрафах и санкциях, возмещающих ущерб и упущенную выгоду государству, отзыве лицензий на соответствующие виды деятельности.

Угрожает жизни и здоровью граждан и незаконный оборот фальсифицированных и контрафактных товаров.

Организовано проведение профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по борьбе с преступлениями в сфере интеллектуальной собственности. В истекшем году

по фактам нарушения авторских и смежных прав выявлено более 7 тыс. преступлений, совершенных в основном в крупном и особо крупном размерах. В отношении 3 400 лиц уголовные дела направлены в суд. Размер причиненного ущерба составил 1 млрд 849 млн руб.

Совместно с другими правоохранительными органами осуществляются мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, связанных с незаконным использованием товарного знака и нарушением патентных прав.

Так, проведена оперативно-профилактическая операция «Контрафакт». В результате совершенных преступлений возбуждено 1 248 уголовных дел, из них 267 преступлений совершены в крупном и особо крупном размерах, 24 — в составе организованных групп. В суд направлены уголовные дела о 283 преступлениях. К уголовной ответственности привлечено 219 лиц. Уничтожено 79 тыс. единиц фальсифицированных товаров на сумму свыше 16 млн руб.

Возбуждено 8 уголовных дел в отношении участников (граждан России, Польши, Италии и Республики Беларусь) международной организованной группы, занимавшейся реализацией контрафактной техники на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

В ходе пресечения каналов поступления на российский рынок контрабандной и контрафактной продукции легкой промышленности в 2009 г. выявлено 600 преступлений, в том числе 23 факта контрабанды. Изъято продукции на сумму 630 млн руб., в том числе с незаконно нанесенной олимпийской и параолимпийской символикой — на общую сумму 7 млн 700 тыс. руб.

В рамках Межведомственного плана по предотвращению оборота незаконно произведенных лекарственных средств и биологически активных добавок и декриминализации рынка фармацевтической продукции в 2009 г. выявлено 22 тыс. (+5,3%) преступлений экономической направленности, в которых предметом преступных посягательств явились медикаменты, в том числе 1,5 тыс. (+13,1 %) связанных с контрабандой. Из незаконного оборота изъято фальсифицированной (контрафактной) продукции на сумму 2 млрд 400 млн руб.

В прошлом году раскрыто 11,5 тыс. правонарушений, связанных с незаконным оборотом этилового спирта и алко-

гольной продукции. Пресечена деятельность 449 подпольных цехов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма на период до 2020 г.

В этой связи руководителям органов внутренних дел следует принять меры профилактического характера и усилить мониторинг исполнения принятых нормативных правовых актов в области оборота лекарственных средств, алкогольной продукции, предметов интеллектуальной собственности.

В рамках обеспечения экономической безопасности предусмотрена и защита прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с Федеральным законом № 293 издан приказ МВД РФ (от 8января 2009 г. № 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России»), содержащий требования о прекращении всех проверочных мероприятий и возвращении проверяемым ранее изъятых документов.

5 августа 2009 г. в Звенигороде на совещании с участием представителей малого бизнеса Президентом Российской Федерации было подчеркнуто, что снижение административных барьеров остается главной задачей в сфере поддержки предпринимательской деятельности.

В этой связи министерством разработаны методические рекомендации, определяющие порядок действий сотрудников милиции по осуществлению государственного контроля в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Для предотвращения случаев проведения незаконных или несогласованных проверок внесены изменения и в административное законодательство.

Совместно с представителями малого и среднего бизнеса, органами прокуратуры разработан комплекс мер, направленных на обеспечение законности в сфере предпринимательской деятельности.

Решение проблем малого бизнеса во многом зависит от того, насколько успешно будет проводиться борьба с коррупцией.

Подразделениями органов внутренних дел в прошлом году было выявлено 38 672 преступления коррупционной направленности, из них 7 341 связано с получением взятки государственными и муниципальными служащими.

Возбуждены уголовные дела в отношении ряда должностных лиц органов государственной и местной власти республик Карелия и Адыгея, Курганской, Амурской, Новосибирской, Орловской, Волгоградской, Калининградской, Московской, Оренбургской, Ростовской областей, Ставропольского и Пермского краев и других федеральных и региональных чиновников.

Однако результаты нашей деятельности еще не отражают реальных масштабов коррупции в государстве. Противодействие этому явлению должно стать системным и, кроме выявления и пресечения преступной деятельности, необходимо предпринимать упреждающие, профилактические меры. Поэтому руководителям МВД, ГУВД и УВД следует усилить контроль в данном направлении.

Не меньшую общественную опасность представляют и угрозы экстремизма. В 2008 г. в стране было совершено 460 таких преступлений, а в 2009 г. — на 19 % больше, то есть — 548.

Организации экстремистской направленности делают серьезную ставку на молодежь. В течение прошлого года пресечена деятельность нескольких десятков преступных группировок в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, совершавших тяжкие преступления, в том числе убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.

Так, в Екатеринбурге установлены участники молодежной группировки, которые в 2006—2008 гг. осуществляли насильственные деяния в отношении граждан. Задержаны 18 человек. Расследуются более 40 эпизодов противоправной деятельности.

На территории Нижегородской области пресечена деятельность преступной молодежной группировки, члены которой совершили 6 вооруженных нападений на граждан. На их счету и убийство, вызвавшее общественный резонанс, профессора Волжской государственной академии водного транспорта.

Наряду с выявлением и пресечением правонарушений и экстремистских угроз особое внимание в деятельности правоохранительных органов уделяется вопросам профилактики и толерантности. И здесь нужна консолидация усилий и религиозных конфессий, и институтов гражданского общества, и органов правопорядка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сч

О!

О

о сч

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

В выявлении и пресечении противоправных деяний существенную роль играют оперативно-поисковые и оперативно-технические подразделения. Только в 2009 г. ими было проведено почти 948 тыс. мероприятий.

Их работа достаточно эффективна, что выражается в выявлении и раскрытии сложных преступлений, задержании и разоблачении участников организованных преступных группировок.

Угрожающе растет количество мошенничеств в сети Интернет, что подтверждается 8 тыс. возбужденными уголовными делами (+30 %).

В Екатеринбурге пресечена работа виртуального нелегального переговорного пункта для связи с Китаем и другими регионами. Материальный ущерб от действий злоумышленников составил более 10 млн руб.

Возбуждено более 200 уголовных дел в отношении распространителей детской порнографии, закрыто более 5 тыс. таких электронных ресурсов. При поддержке министерства создана «горячая» линия — «Дружественный Рунет», где каждый гражданин может оставить сообщение о негативном контенте.

Завершающим этапом противодействия преступности, по результатам которого граждане оценивают нашу деятельность, является расследование преступлений.

Уже третий год подряд деятельность следственных подразделений протекает в условиях снижения числа регистрируемых преступлений.

В 2009 г. сохранены позитивные тенденции в повышении результативности работы следственных подразделений:

> на 18,2 % уменьшилось количество уголовных дел, прекращенных производством;

> снизилось почти на 11 % (-10,9 %; на 116тыс.) уголовных дел, приостанов-леных по причине неустановления виновного лица;

> на 2,1 % возросло и количество раскрытых преступлений. Окончены производством и направлены в суды сложные, многоэпизодные уголовные дела. Среди них: в отношении четырех преступных сообществ, которые специализировались на:

> изготовлении и сбыте поддельных банковских пластиковых карт;

> хищении имущества грузоотправителей путем мошенничества;

> незаконной добыче краба с после -дующим вывозом продукции за рубеж, причинившим ущерб в размере 5 млрд руб.;

> контрабандном ввозе из ЮАР и сбыте в крупном размере на территории России эфедрина, используемого для изготовления наркотиков.

За незаконную банковскую деятельность к уголовной ответственности привлечены и преданы суду председатели правлений «Содбизнесбанка», «Роском-ветеранбанка» и банка «Родник».

В 2009 г. возбуждено и расследовалось несколько уголовных дел по фактам получения взяток чиновниками министерств иностранных дел, туризма, спорта и молодежной политики.

Наряду с достигнутыми результатами, остается и ряд проблем. Все еще являются неудовлетворительными материалы, предоставляемые для рассмотрения ходатайств о продлении сроков. Из 2 609 таких материалов более четверти возбуждены с нарушениями, в том числе и требований УПК Российской Федерации.

Поэтому требую от руководителей следственных органов осуществлять надлежащий ведомственный процессуальный контроль, исключая факты нарушения законности в ходе производства предварительного расследования, и усилить взаимодействие с оперативными службами.

Определенная позитивная направленность достигнута в органах дознания. Так в их производстве в 2009 г. находилось 1 млн 261 тыс. 586 уголовных дел. Почти более чем на четверть (—28 %) уменьшилось число уголовных дел, направленных ими для дальнейшего расследования по подследственности. Снизилось до 53 % (53,1 %) число приостановленных дел. Увеличилась до 95 % (95,1 %) и доля уголовных дел, направленных в суд.

Однако в работе дознавателей до сих пор имеют место случаи необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, нарушений процессуального закона при производстве по уголовным делам.

Поэтому обращаю внимание руководителей органов дознания на необходимость исправления ситуации и требую повышения качества знаний, а также практических навыков сотрудников по тактике и методике раскрытия и расследования преступлений.

Значительный вклад в раскрытие и расследование преступлений внесли и эк-спертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел (ЭКП ОВД), которые способствовали созданию доказательственной базы по 71,6% расследованных уголовных дел.

С созданием во всех федеральных округах сети экспертных автоматизированных комплексов ДНК-анализа и внедрением их в экспертную практику в 2,2 раза увеличилось количество экспертиз, по результатам которых установлено почти 7,5 тыс. виновных лиц.

С учетом потребностей практики развивались и новые виды экспертиз. Почти на 50 % возросло количество выполненных генотипоскопических экспертиз, на 32,8 % — ботанических и почвоведческих, на 24 % — компьютерных.

В последние годы существенно обновлено и оборудование экспертно-кри-миналистических подразделений, что позволяет им на современном уровне проводить необходимые исследования.

На протяжении 2009 г. в производстве органов внутренних дел находилось значительное число сложных, многоэпизод-ных уголовных дел, поэтому особое внимание уделялось государственной защите потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, а также судей, должностных лиц правоохранительных и других контролирующих органов.

Меры государственной защиты применялись в отношении 1 575 граждан. В их числе обеспечивалась безопасность 600 потерпевших, 487 свидетелей, 14 заявителей и очевидцев, 135 подозреваемых и обвиняемых.

Серьезную опасность для общества представляют преступления, связанные с терроризмом.

Совместными усилиями федеральных и региональных органов власти удалось стабилизировать ситуацию в Чеченской Республике, в результате чего в апреле 2009 г. на ее территории отменен режим контртеррористической операции. Наряду с этим, оперативная обстановка в республиках Ингушетия и Дагестан продолжает оставаться напряженной: по сравнению с 2008 г. участились всплески активности незаконных вооруженных формирований на 24,8 %.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания 19 августа в Ставрополе «О мерах по нейтрализации террорис-

тических и экстремистских угроз в Северо-Кавказском регионе» приняты дополнительные меры по совершенствованию межведомственного взаимодействия.

В ходе скоординированных оперативно-розыскных и разведывательно-поисковых мероприятий с ФСБ РФ нейтрализовано свыше 500 активных участников незаконных вооруженных формирований.

С учетом образования нового СевероКавказского федерального округа нам необходимо за счет перераспределения штатной численности территориальных органов МВД РФ создать Главное управление с местом дисклокации в Пятигорске.

В поддержании конституционного правопорядка на территории СевероКавказского региона принимали активное участие и внутренние войска МВД РФ. Задачи, поставленные перед войсками в 2009 г., а также План строительства и развития войск — выполнены в полном объеме.

При охране важных государственных объектов, специальных грузов караулами и войсковыми нарядами задержано более 47 тыс. нарушителей пропускного режима, предотвращена 21 аварийная ситуация.

Продолжено реформирование внутренних войск, совершенствование структуры органов военного управления, соединений и воинских частей, внедрение в их деятельность современных программно-аппаратных комплексов, систем спутниковой и автоматической телефонной связи. Введены в строй центры боевого управления в Уральском и Сибирском региональных командованиях. Осуществлен переход на новую систему подготовки младших командиров и специалистов.

Главному командованию внутренних войск МВД РФ необходимо наращивать боевой потенциал для обеспечения безопасности личности, общества и государства; активизировать содействие правоохранительным органам в стабилизации обстановки на территории Северо-Кавказского региона; оптимизировать систему управления войсками и продолжить укрепление воинской дисциплины.

Важную роль в обеспечении общественной безопасности выполняют и специальные подразделения милиции (ОМОН и ОМСН). В ходе проведения специальных мероприятий задержано 26 685 подозреваемых в совершении преступлений, в том числе 3 856 лиц, находящихся в розыске, 1 122 вооруженных преступника. Освобождено 50 заложников.

см

О!

О

о см

о о о о.

с[ со

I-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

Не оставались без внимания и вопросы миграции. Работа по предотвращению криминальных и иных негативных проявлений как со стороны трудовых мигрантов, так и в отношении них осуществляется Ситуационным центром МВД РФ и Федеральной миграционной службой РФ.

За истекший период оформлено более 4 млн заграничных паспортов, в том числе свыше 2,8 млн заграничных паспортов нового поколения, что на 52,9 % больше, чем в 2008 г.

Удалось стабилизировать ситуацию и на национальном рынке труда. В 2009 г. сокращение квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам позволило защитить российский рынок труда. В течение года на миграционный учет поставлено на 550 тыс. меньше иностранных граждан, чем в 2008 г. За нарушения миграционного законодательства составлено 2,5 млн протоколов об административных правонарушениях. Сумма штрафов составила 6,8 млрд руб.

Реализация задач, стоящих перед органами внутренних дел, невозможна без серьезных перемен в кадровой политике — создания нового облика сотрудника милиции.

Президент Российской Федерации подчеркнул, что личному составу органов внутренних дел необходимо добиваться полного соответствия высоким профессиональным требованиям и морально-психологическим качествам.

С этой целью разработана ведомственная целевая программа «Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД РФ на период до 2012 г.».

В мае 2009 г. утверждена Инструкция о порядке отбора граждан на службу в органы внутренних дел.

При приеме на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения МВД РФ устанавливается и соответствие кандидата требованиям профессиональной пригодности. Так, в 2009 г. среди абитуриентов, поступающих в вузы МВД РФ, выявлено более 999 человек группы риска, то есть психологически профессионально непригодных.

В соответствии с Планом мероприятий по совершенствованию работы с личным составом осуществляется разработка многоступенчатой методики выявления и профилактики на ранней стадии симптомов стрессовых реакций и состояний у сотрудников.

В ноябре 2009 г. утверждено Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Проведены организационно-штатные мероприятия и по формированию психологической службы.

Кроме того, при отборе кандидатов проводятся мероприятия по установлению наркозависимых лиц. В 2009 г. выявлено таких — 41. В МВД РФ создан специальный реестр, который содержит сведения о более чем 6 тыс. лиц, отклоненных по дискредитирующим обстоятельствам.

В ближайшее время предстоит и переход к использованию полиграфа. В этой связи разрабатывается нормативный документ, определяющий порядок его использования при отборе и назначении сотрудников. Проводится обучение специалистов-психологов работе на полиграфе.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации о федеральных кадровых резервах совершенствуется и процедура формирования управленческого звена. В марте 2009 г. утвержден Федеральный кадровый резерв МВД РФ, в который включено 146 руководителей.

Воплощается в жизнь и институт личного поручительства при назначении на руководящие должности.

В истекшем году значительные усилия были сосредоточены на создании преемственной, практико-ориентирован-ной и гибкой системы многоуровневого профессионального образования.

Сегодня наша основная задача — воспитание высококвалифицированных специалистов для органов внутренних дел с углубленной профильной подготовкой.

Отмечу, что за последние два года образовательная система МВД РФ претерпела существенные изменения. В ее работу последовательно внедряются инновационные технологии: система дистанционного обучения, программы на блочно-модульной основе, имеющие профессионально-прикладную направленность.

Созданы комплексные мониторинговые системы: «Качество обучения», «Служебный отзыв» и «Профессиональная подготовка».

Реализуя Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел», уже разработан и находится в стадии согласования проект оптимизации численности и состава образовательных и научных учреждений МВД РФ.

Совершенствуется и воспитательная работа. Завершилась реализация Программы комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов внутренних дел на 2007-2009 гг.

Возрождается и наставничество. Здесь важная роль принадлежит нашим ветеранам. Более 26 тыс. из них передают свой опыт и знания, уделяют большое внимание героико-патриотическому воспитанию молодежи.

В 2010 г. мы будем праздновать 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Для этого необходимо организовать активную работу по выполнению Плана мероприятий МВД РФ, посвященного данному юбилею. В нем предусмотрен весь комплекс форм и методов для пропаганды боевых и трудовых традиций, примеров мужества и героизма, проявленных нашими старшими товарищами в годы войны. В этих целях следует задействовать и потенциал Российского Совета ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск.

Всего в настоящее время свыше 4 тыс. ветеранских организаций объединяют более 521 тыс. человек, которые оказывают неоценимую помощь в достижении задач по укреплению законности и правопорядка в государстве.

В органах внутренних дел трудятся свыше 85 тыс. ветеранов, при участии которых в 2009 г. раскрыто 18 922 преступления.

Общество предъявляет высокие требования к сотрудникам милиции, их деятельность должна быть понятной и поддерживаемой населением. А добиться этого можно, только если ты сам честен, порядочен и законопослушен.

В Послании Президента Российской Федерации к Федеральному собранию РФ отмечается, что «для очищения рядов милиции от недостойных сотрудников должны быть приняты самые энергичные меры... таких следует предавать суду».

Поэтому на протяжении ряда лет мы решительно и бескомпромиссно боремся, с пока еще имеющими место, преступными проявлениями в наших рядах. И здесь важно отметить, что около 90 % фактов противоправного поведения выявляются собственными силами. Помогают нам в этом и граждане, и общественные организации, и уполномоченные по правам человека.

Сегодня, благодаря совместным усилиям органов государственной власти, совершенствуется законодательная база противодействия коррупции, в том числе и ведомственная.

Внесены изменения в Закон «О милиции» и Положение о прохождении службы в органах внутренних дел, согласно которым на сотрудников распространяются запреты, ограничения и обязанности, установленные федеральными законами «О противодействии коррупции» и «О государственной гражданской службе».

Ведомственным приказом детализирован перечень должностей, при назначении на которые сотрудники обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера как своих, так и родственников.

В целях реализации положений антикоррупционного законодательства в МВД РФ нормативно урегулирован порядок проведения экспертиз нормативных актов на предмет выявления положений, способствующих проявлению коррупции. Уже сегодня на официальном сайте в сети Интернет размещено 84 проекта.

Одновременно с созданием нормативно-правовой базы руководством министерства осуществляются мероприятия практического и управленческого характера. Повышается роль и персональная ответственность руководителей за соблюдение законности и служебной дисциплины во вверенных им подразделениях. Они должны быть для подчиненных образцом безукоризненного выполнения служебного долга, соблюдения профессионально-нравственных норм и правил поведения.

Но одними организационными мерами проблемы коррупции не решить. Понимая это, в министерстве принята Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел. Сегодня завершен ее первый этап. Уже есть и результаты: за совершение должностных преступлений к уголовной ответственности привлечено 2 717 сотрудников.

Подчеркну, Министерство внутренних дел Российской Федерации никогда не замалчивает и не скрывает выявляемые факты нарушений законности, совершаемые сотрудниками милиции, а решительно избавляется и будет избавляться от недостойных.

Но при этом мы обязаны защищать честь и достоинство тех, кто честно выполняет свой профессиональный долг.

см

О!

О

О

см

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О

О

сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф

VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

В настоящее время увеличились насильственные посягательства, угрозы и шантаж в отношении наших коллег в связи с исполнением ими служебных обязанностей, а также в отношении членов их семей. В 2009 г. на 22 % возросло число обращений в подразделения собственной безопасности за государственной защитой и составило 1111. В отношении угро-зоносителей уже возбуждено 54 уголовных дела.

За добросовестное выполнение служебных обязанностей Государственными наградами Российской Федерации награждены 2 625 сотрудников. Звания Героя Российской Федерации удостоены: подполковник Делимханов Алибек Сул-танович, старший сержант милиции Воробьев Вячеслав Михайлович. Орденами награждено 292 сотрудника, медалями — 2 152.

К сожалению, не обошлось и без потерь. Посмертно присвоены звания Героя России генерал-лейтенанту милиции Ма-гомедтагирову Адильгерею Магомедовичу, капитану милиции Малочуеву Олегу Григорьевичу, старшему лейтенанту Цвет-кову Сергею Евгеньевичу, рядовому Ибрагимову Тимуру Франиловичу.

Всего в 2009 г. при исполнении служебных обязанностей:

> погибло 410 наших товарищей;

> ранено 5 121 сотрудник органов внутренних дел.

Заботой и пристальным вниманием охвачены сегодня инвалиды военной травмы и семьи погибших. А это 34 775 человек, из них — 9 809 детей, — 134 ребенка-инвалида и — 100 детей-сирот. Мы должны постоянно помнить, что забота о семьях погибших и инвалидах военной травмы — это не только наш нравственный долг, но и важнейший фактор укрепления морально-психологического состояния личного состава.

Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел и внутренними войсками, возможно только при соответствующем уровне материально-технического обеспечения и социальной защищенности личного состава.

Несмотря на экономический кризис, министерству удалось сохранить базовые социальные расходы.

Кроме того, с 1 августа прошлого года на 8,5 % повысилось денежное довольствие сотрудников и военнослужащих. Всего за 5 лет оно возросло в 2,4 раза.

В истекшем году МВД РФ осуществлена выплата пенсий, пособий и компенсаций свыше 730 тыс. пенсионерам.

Реализованы Указ Президента Российской Федерации и принятое по инициативе МВД РФ Постановление Правительства РФ, предусматривающие ежемесячные пособия в размере 1 500 рублей и выплаты на оздоровительный отдых детям (до 15 лет включительно) сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей.

На материально-техническое, медицинское обеспечение, капитальное строительство, реализацию Программы МВД РФ «Создание ЕИТКС ОВД», развитие связи и научное обеспечение в 2009 г. доведены лимиты бюджетных обязательств в объеме 47 млрд 200 млн рублей. Подразделениям органов внутренних дел и внутренних войск поставлено новых современных образцов вооружения, специальных образцов технической продукции на общую сумму 1 млрд 390 млн руб.

Развивалась ведомственная авиация. С ее помощью раскрыто 452 преступления; обнаружены 133 единицы оружия, 393 единиц похищенного автотранспорта, 141 лицо, находящееся в розыске; выявлено 145 фактов браконьерства и 100 хищения биоресурсов.

Проводилась работа и по жилищному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД РФ. Выдано 1 216 государственных жилищных сертификатов на общую сумму почти 2 млрд руб.

Предоставлено 4 475 квартир в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Казани, Московской, Ленинградской, Кемеровской, Костромской, Псковской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Хабаровском крае, республиках Адыгея, Дагестан и Чеченской Республике.

Приобретено 20 квартир и семьям погибших сотрудников.

Введено в эксплуатацию 33 объекта общегражданского и 67 объектов специального назначения. В том числе завершено строительство административного здания МВД по Республике Ингушетия.

В центре внимания оставалась и забота о здоровье сотрудников органов внутренних дел и членов их семей. В медицинских учреждениях системы МВД РФ обслуживается около 3,5 млн чел. В 2009 г. на ведомственное здравоохранение в целом выделено финансирование в сумме 11 млрд 12 млн руб. Дополнительно к

бюджетному финансированию получено более 2 млрд руб. Внебюджетные средства были направлены на текущий и капитальный ремонты, приобретение медицинского оборудования, медикаментов, расходных материалов и предметов снабжения.

В план капитального строительства и реконструкции объектов ведомственного здравоохранения на 2009 г. было включено 28 объектов с общим объемом финансирования 668,5 млн руб.

Введены в эксплуатацию новый административно-лабораторный корпус и первая очередь реконструированного терапевтического корпуса Главного клинического госпиталя МВД РФ, который по уровню оснащенности не уступает лучшим профильным диагностическим учреждениям страны.

Завершено строительство и проведен капитальный ремонт в санаториях «Хоста», «Железноводск», «Приморье», «Юность». За истекший период в санаториях, пансионатах, домах отдыха отдохнули и поправили свое здоровье порядка 129 тыс. человек, в том числе члены семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, участники Великой Отечественной войны и ветераны.

На централизованные закупки медицинского оборудования выделено 356 млн руб.

Отмечу, что данная работа и впредь останется приоритетной для Министер-

ства внутренних дел Российской Федерации.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ от 12 ноября 2009 г. и Указе Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. определены пути дальнейшего развития и модернизации МВД РФ. В них отражены ожидания органов внутренних дел и всех нас — от руководства до рядовых сотрудников милиции, честно выполняющих свой профессиональный долг. Реализация этих положений позволит:

> сформировать новый облик сотрудника милиции, способного надежно защищать конституционные права и свободы человека и гражданина;

> повысить эффективность деятельности органов внутренних дел;

> обеспечить достойную оценку труда нашего сотрудника, учитывающую специфику милицейской службы и уверенность в завтрашнем дне;

> повысить престиж и конкурентоспособность профессии «милиционер». Мы — часть общества, так же, как и

все, переживаем за проблемы министерства, осознаем всю полноту ответственности за то, что в нем происходит. И для нас принципиально важно, чтобы результаты нашей деятельности оценивались не только по количественным показателям, но и с учетом мнения граждан страны.

см

О!

О

о см

о о о о.

с[ со

I-

О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.