Научная статья на тему 'Коррупция в системе национальной безопасности Российской Федерации'

Коррупция в системе национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / GOVERNMENT / CORRUPTION / NATIONAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY THREAT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрянина Ольга Александровна

В данной статье определена роль и развитие российского антикоррупционного законодательства в системе обеспечения национальной безопасности. Дана оценка практики антикоррупционных действий на международном уровне.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the role and development of the Russian anti-corruption legislation in the system of national security. The evaluation of anti-corruption practices at the international level.

Текст научной работы на тему «Коррупция в системе национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 34

Петрянина Ольга Александровна Olga A. Petryanina

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и международного права

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), senior lecturer of the char of constitutional and international law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russian (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)

E-mail: petryanina-oa@yandex.ru

Коррупция в системе национальной безопасности Российской Федерации Corruption in the national security of the Russian Federation

В данной статье определена роль и развитие российского антикоррупционного законодательства в системе обеспечения национальной безопасности. Дана оценка практики антикоррупционных действий на международном уровне.

Ключевые слова: государство, коррупция, национальная безопасность, экономическая безопасность, угроза.

In this article the role and development of the Russian anti-corruption legislation in the system of national security. The evaluation of anti-corruption practices at the international level.

Keywords: government, corruption, national security, economic security threat.

В последнее время Российская Федерация в связи с упорной работой в области противодействия преступлениям коррупционной направленности вышла из списка лидирующих государств по уровню коррупции. Президент РФ В.В. Путин еще в начале 2002 года указал, что коррупция в современном государстве носит характер системы и данную проблему нельзя решить методами репрессий [1]. Во многих государствах накоплен огромный опыт противодействия коррупции в обществе. Ряд реализованных ими инструментов борьбы с этим негативным явлением стали находить свое место реализации в России.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 ноября 2003 года № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией» был создан специализированный антикоррупционный орган — Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации, важнейшей задачей которого является оказание помощи главе государства в определении приоритетных направлений государственной политики

в сфере борьбы с коррупцией и их реализации [2]. Также наряду с этим Совет осуществляет функции по координации деятельности органов государственной власти по вопросам противодействия коррупции, организует контроль по осуществлению мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции.

В апреле 2016 года Указом Президента РФ данный план был обновлен. В настоящее время в нем закреплены мероприятия, направленные на решение основных задач по снижению коррупционной активности. Они разрабатываются и в последствии проводятся только в связи с тем, что коррупция всегда находится на той или иной стадии «роста», а особенно в те моменты, «...когда страна находится в состоянии реформирования, модернизации, коренной ломки общественных, государственных и экономических устоев» [3, с. 308], именно поэтому особое внимание рассматриваемой проблеме уделено и в Указе Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности РФ», где в императивной форме отмечено,

© Петрянина О.А., 2017

что «коррупция является угрозой национальной безопасности».

Коррупция не может быть отнесена исключительно к одной группе противоправных деяний [4, с. 58], она пускает корни в экономической, политической, общественной, образовательной, культурной и других областях нашей жизни, становится частью гражданского общества и неотъемлемой частью нашего взаимообщения.

Идея обеспечения безопасности направлена на устойчивое развитие всех государств без исключения, то есть установления такого ее состояния, в рамках которого не ставится под угрозу развитие грядущих поколений [5, с. 173].

В самом тексте Стратегии отмечается, что «угроза национальной безопасности — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам» [6].

Однако при подробном рассмотрении этого документа отмечаем отсутствие отдельного раздела, посвященного противодействию коррупции на стратегическом уровне.

Такая ситуация объясняется отсутствием самостоятельного индикатора, закрепляющего коррупцию как элемент угрозы национальной безопасности в разделе VI «Основные показатели состояния национальной безопасности». Хотя в пункте 115 состояние национальной безопасности непосредственно связано с обеспечением ее экономической составляющей.

Обусловлено это тем, что в настоящее время в Российской Федерации принят целый пакет программной документации, включающий в себя концептуальные начала в области обеспечения национальной безопасности, в соответствии с которыми экономическая безопасность является ее неотъемлемой частью [7, с. 87].

В этой связи считаем необходимым обратить внимание на некоторые позиции, связанные с экономической безопасностью, а именно:

— валовой внутренний продукт на душу населения;

— уровень инфляции;

— доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

— доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

— уровень безработицы (доля от экономически активного населения) [6].

Все вышеуказанные показатели включают в себя высокие коррупционные риски и детерминанты.

Учитывая, что в пункте 116 Стратегии указано: «...Перечень основных показателей состояния национальной безопасности может уточняться по результатам его мониторинга» [8], в соответствии с чем возникает потребность в его расширении, то есть необходимо введение новых индикаторов, учитывающих уровень коррупции в государстве. В первую очередь, данная работа должна быть построена на положениях Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», где в статье 1 закреплено широкое понятие коррупции с исчерпывающим списком действий, относящихся к ней [8].

Повышенную общественную опасность коррупция представляет собой по следующим причинам: во-первых, завуалированность схем коррупционных преступлений, которые представляют собой различные способы необоснованного экономического обогащения; во-вторых, денежные средства и иные материальные блага, обретенные в результате совершения коррупционных преступлений, позволяют вести достойное криминальное существование [9, с. 215].

Коррупция даже еще на уровне своего зачатия уже наносила непоправимый вред как прямым, так и косвенным интересам общества и государства. По мнению современных авторов, она выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности и продолжает существовать в современном обществе [3, с. 302], нанося ущерб наиболее значимым благам и ценностям. При этом масштабы причиняемого ей ущерба зависят от форм проявления коррупции.

Поэтому в настоящее время взаимодействие общества и государства должно быть построено на принципе: «Нет контакта — меньше возможностей для коррупции». В связи с чем управленческий аппарат государственных и муниципальных органов управления, обладающий пакетом документов, регламентов, а также электронными технологиями, должен снижать уровень коррупционных рисков путем максимального исключения прямого контакта с лицами, получающими государственные услуги.

Однозначность мнения данной стороны очевидна — инструменты для противоборства есть и активная борьба с коррупцией осуществляется, но при рассмотрении нельзя забывать и об общественном мнении. А мнение это заключается в том, что борьба с коррупцией фактически осуществляется только формально. Успех антикоррупционной политики напрямую зависит

от индивидуальной и групповой сознательности граждан. Гражданское общество в данном вопросе играет важную роль, которая состоит в выявлении негативных тенденций при осуществлении антикоррупционных мер и сообщении об этом в органы государственной и исполнительной власти, которые, в свою очередь, должны незамедлительно реагировать на полученные сигналы и проводить расследования. В настоящее время недостаточное внимание гражданского общества в развитии антикоррупционной политики и контроля за ее осуществлением приводит к снижению результатов противодействия.

Сегодняшняя ситуация складывается таким образом не случайно, проблема гражданского общества состоит как раз в том, что стороны противодействия коррупции между собой не связаны — нет инструментов взаимодействия общества и власти.

Минимизация коррупции как в органах государственной власти, так и в органах внутренних дел [10, с. 247] только законодательными методами будет не эффективна. В этом мы соглашаемся с авторами данной идеи, и особенно в том, что эффективными методами борьбы в данном случае должна являться профилактика рассматриваемого социального явления, складывающаяся из мероприятий, проводимых на различных уровнях.

Оценка и анализ сложившейся ситуации на международном уровне позволили нам выявить перспективные результативные мероприятия, реализация которых будет способствовать снижению коррупционной активности:

— возможность пожизненного отстранения от должности, а также лишение права занимать руководящие должности;

— перечисление административных штрафов за деяния коррупционной направленности в установленном внутригосударственным законодательством размере в бюджеты по месту несения службы должностного лица;

— обязательное психологическое тестирование на коррупционную склонность при приеме на государственную и муниципальную службу;

— возможность формирования независимого органа по противодействию коррупции, работа которого состоит в тесном взаимодействии с общественными организациями, а также с наделением их широкими полномочиями. Очень важно, чтобы решения данного органа носили обязательный характер для органов государственной и исполнительной власти;

— проведение экскурсий в исправительные учреждения (пенитенциарной системы) как для

действующих должностных лиц, так и для кандидатов, принимаемых на государственную и муниципальную службу;

— повышение квалификации должностных лиц в части правовых знаний по противодействию коррупции (конференции, семинары, деловые игры);

— утверждение инструкции поведения в случае возникновения ситуаций непосредственного участия в действиях коррупционной направленности;

— лишение социальных льгот должностных лиц, осужденных за коррупцию;

— установление четкой грани между понятиями «подарок» и «взятка», проведение стоимостной оценки подарков в случаях их принятия, фиксирование стоимости деловых обедов, встреч и т. д.

Внедрение вышеуказанных мероприятий должно привести к стабилизации российского общества и исключению коррупции из элементов угроз национальной безопасности для России.

Противодействие коррупции должно стать общенациональным делом, а не объектом политических спекуляций, почвой для популизма, политической эксплуатации и кампанейщиной.

В своем Послании Федеральному Собранию Президент РФ В.В. Путин 1 декабря 2016 года обратил внимание на то, что «...борьба с коррупцией — это не шоу, она требует профессионализма, серьезности и ответственности, только тогда она даст результат, получит осознанную, широкую поддержку со стороны общества» [11].

Именно поэтому необходимость обеспечения исполнения законов, способствующих борьбе с коррупцией, и составляет базовую основу общественной безопасности в исследуемой области, а также дает гарантию защиты государством основных прав и свобод личности.

Примечания

1. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсант. 2012. 6 февраля.

2. О Совете при Президенте РФ по борьбе с коррупцией: указ Президента РФ от 24 ноября 2003 года № 1384 / Российская газета. 2003. 24 ноября.

3. Основы теории национальной безопасности: учебное пособие / Е.А. Матвиенко [и др.]. Волгоград, 2015.

4. Миловидова А.С. Отражение проблемы коррупции в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 1 (37).

5. Петрянин А.В., Петрянина О.А. Понятие безопасности: законодательно-доктринальные подходы //

з

з ^

а ф <о

ф ©

>з о

о >з з о о

QL

о

0

1 о (С

с о

п ф

0

1 -Q Ч (В I

0

3 ^

1 Ф

О 3 о

§

I

а £

0 <в

1

з

I

S

S

Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21.

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Российская газета. 2015. 31 декабря.

7. Трусов Н.А., Петрянина О.А. Конституционно-правовые основы обеспечения экономической безопасности России на современном этапе // Государство и право в изменяющемся мире: материалы международной научно-практической конференции. Н. Новгород, 2016.

8. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273—ФЗ // Российская газета. 2008. 30 декабря.

9. Петрянин А.В. О некоторых особенностях предмета коррупционных преступлений // Актуальные проблемы экономики и права. Казань, 2012. № 2.

10. Сухоруков В.А. Проблемы коррупции в органах внутренних дел // Социально-политическое развитие России как комплексная проблема гуманитарного знания: сборник трудов Всероссийской научной конференции. Волгоград, 2015.

11. URL: http://www.kremlin.ru/search?query=посла ние+президента+федеральному+собранию (дата обращения 03.12.2016).

Notes

1. Putin V.V. Democracy and the quality of the state // Kommersant. 2012. February 6.

2. The Council of the Presidential anti-corruption: presidential decree dated November 24, 2003 № 1384 // Rossiyskaya gazeta. 2003. November 24.

3. Fundamentals of the theory of national security: textbook / E.A. Matvienko [and others]. Volgograd, 2015.

4. Milovidova A.S. Reflection of the problem of corruption in the national security Strategy of the Russian Federation // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2017. № 1 (37).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Petryanin A.V., Petryanina O.A. Security concept: legislative and doctrinal approaches // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 21.

6. Russia's National security strategy: a presidential decree of December 31, 2015. № 683 // Rossiyskaya gazeta. 2015. December 31.

7. Trusov N.A., Petryanina O.A. Constitutional and legal bases of maintenance of economic safety of Russia at the present stage // State and law in a changing world: proceedings of the international scientific-practical conference. Nizhny Novgorod, 2016.

8. On combating corruption: the federal law of December 25, 2008 № 273—FZ // Rossiyskaya gazeta. 2008. December 30.

9. Petryanin A.V. Some peculiarities of the subject of corruption crimes // Actual problems of economics and law. Kazan, 2012. № 2.

10. Sukhorukov V.A. Problem of corruption in the internal affairs bodies // Socio-political development of Russia as a complex problem of human knowledge : proceedings of all-Russian scientific conference. Volgograd, 2015.

11. URL: http://www.kremlin.ru/search?query=nocn aHMe+npe3Mflem"a+$eflepanbHOMy+co6paHMK> (date of access: 03.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.