Научная статья на тему 'К вопросу о понятии национальной безопасности Российской Федерации'

К вопросу о понятии национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
517
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / THE OBJECT AND THE SUBJECT OF NATIONAL SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Овчиев Руслан Михайлович, Туруханова Карина Витальевна, Болотаев Сергей Георгиевич

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «национальная безопасность», выделению объекта, субъекта и цели обеспечения национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Овчиев Руслан Михайлович, Туруханова Карина Витальевна, Болотаев Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with different approaches to the definition of "national security", the selected object, the subject and the purpose of national security.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 32

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Овчиев кандидат юридических наук, доцент, Южно-Российский институт управления -

Руслан филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Михайлович при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54).

E-mail: rostov-on-don000@mail.ru Туруханова студентка очного отделения факультета государственного и муниципального Карина управления, Южно-Российский институт управления - филиал Российской

Витальевна академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: karinaturukhanova@yandex.ru Болотаев Директор Гарантийного фонда Республики Татарстан Сергей (420111, Россия, г. Казань, ул. Чернышевского, 33).

Георгиевич E-mail: sergey.bolotaev@tutar.ru

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «национальная безопасность», выделению объекта, субъекта и цели обеспечения национальной безопасности. Ключевые слова: национальная безопасность, объект и субъект национальной безопасности.

Геополитические изменения, произошедшие в мире с начала третьего тысячелетия, резко повысили актуальность проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. И в этой связи следует определить, что мы понимаем под национальной безопасностью, каковы аспекты и приоритеты национальной безопасности в современной России, какие направления обеспечения национальной безопасности в настоящее время наиболее актуальны.

Термин «национальная безопасность» был впервые употреблен в начале ХХ века в послании президента США конгрессу в разделе об обосновании захвата зоны Панамского канала. В дальнейшем национальная безопасность стала трактоваться как способность страны сохранять территориальную целостность, суверенность, политические, экономические, социальные и другие основы общества и выступать в качестве самостоятельного субъекта системы международных отношений [1].

В Российской Федерации термин «национальная безопасность» впервые был использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» в 1995 г., а его определение было раскрыто в первом Послании Президента РФ Федеральному собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В тексте указанного документа отмечалось, что национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства. Исходя из данного определения деятельность государства и общества по обеспечению национальной безопасности направлена на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных интересов и ценностей, на защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту материальных и духовных ценностей народа, конституционного строя, а также территориальной целостности страны. Важным компонентом национальной безопасности является демографическая ситуация, так как нерешенность демографических проблем резко обостряет все экономические, политические и социальные вопросы, которые ставят перед обществом внешние и внутренние вызовы современности[2].

Оценивая нормативно-законодательное обеспечение национальной безопасности, следует отметить, что на данный момент создана необходимая правовая база: Федеральным Собранием приняты федеральные конституционные и федеральные законы, а Президентом Российской Федерации и Правительством России изданы нормативные и правовые акты, регулирующие правоотношения в различных сферах национальной безопасности. Прежде всего, это законы, регулирующие режим чрезвычайного и военного положения, регламентирующие деятельность спецслужб и правоохранительных органов в современных условиях, а также законы о борьбе с терроризмом, экстремизмом, легализацией

доходов, полученных незаконным путем [3, с. 7-21]. Ратифицированы многие международные акты, регулирующие участие России в обеспечении международной и региональной безопасности.

В то же время существенное расширение нормативной правовой базы не говорит о том, что проблема законодательного обеспечения национальной безопасности решена в полном объеме. Многие действующие нормативно-правовые акты регулируют не общую специфику национальной безопасности, а лишь отдельные направления противодействия конкретным угрозам национальной безопасности: экономической, экологической, ядерной и др. Практически не затронуто правовое регулирование одного из ключевых источников угроз безопасности Российской Федерации - негативных социокультурных процессов, ведущих к разрушению культуры народа, снижению значения нравственных начал, утрате духовности, девальвации ценности права [4].

При исследовании вопроса обеспечения национальной безопасности, как и при любом научном исследовании, необходимо выделить объекты национальной безопасности, а уже на основании объекта мы можем говорить о субъектах обеспечения национальной безопасности.

Как следует из указанных выше законов, основными объектами национальной безопасности являются личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. При характеристике объекта особое внимание, на наш взгляд, следует уделить молодежи, у которой не сформирована устойчивая система ценностей и низок уровень правосознания. Поэтому ее сознанием пытаются манипулировать как различные политические силы, так и криминальная среда, формирующие опасные угрозы и вызовы. По статистике МВД - ФСБ, более 90% членов экстремистских организаций - молодые люди в возрасте до 30 лет. Они же составляют 80% всех совершавших преступления экстремистской направленности, в т.ч. убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти [5].

Субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Основной движущей силой этих органов являются кадры, которые, бесспорно, являются ключевым элементом системы безопасности. При этом важно не наличие кадров само по себе, а их профессионализм, умение слышать людей, воспринимать и решать проблемы, поднимаемые ими. История свидетельствует: если власть отрывается от населения, уровень внутренних угроз возрастает и может привести к падению власти. Поэтому соответствие кадров предъявляемым к ним требованиям законов можно рассматривать в качестве индикатора, отражающего состояние внутренней безопасности страны либо отдельного региона [6].

В системе принципов обеспечения национальной безопасности важное место занимают идеи, направленные на реализацию национальных целей. В свою очередь, отметим основные принципы обеспечения национальной безопасности, прежде всего это: законность, соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность личности, общества и государства за обеспечение безопасности, интеграция с международными системами безопасности.

Для достижения данных целей государству и обществу необходимо принять решительные меры по ограничению всевластия бюрократии, искоренению коррупции, созданию благоприятных правовых условий для инвестиционной деятельности и обеспечении гарантий неприкосновенности собственности. Не меньшее значение имеют мобилизация граждан, в т.ч. через институты гражданского общества, на активное участие в напряженной работе по выводу страны на новые рубежи развития, формирование готовности с пониманием отнестись к неизбежному снижению привычного жизненного уровня в условиях санкций, введенных против нашей страны США и рядом их союзников [7].

Главной целью обеспечения национально безопасности Российской Федерации является создание и поддержание необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов всех объектов безопасности, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовывать национальные интересы Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в основе национальной безопасности Российской Федерации лежат национальные интересы страны. В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года под национальным интересом понимается совокупность внутренних и внешних

потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Современный мир переживает фундаментальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы Российской Федерации и ее граждан. Новая Россия, встав на твердую почву национальных интересов, обрела полноценную роль в глобальных делах. Стираются различия между внутренними и внешними средствами обеспечения национальных интересов и безопасности. В этих условиях внешняя политика становится одним из важнейших инструментов поступательного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности в глобализирующемся мире.

15 февраля 2015 г. на встрече с представителями ветеранских организаций президент России Владимир Путин отметил, что Россия продолжит последовательную борьбу с экстремизмом и будет, как и прежде, отстаивать свои национальные интересы в мире. Президент подчеркнул, что в современном мире далеко не все ещё дошли до уровня Льва Николаевича Толстого, когда его известная теория непротивления злу насилием могла бы приносить кому-то ощутимые плоды, особенно на международной арене [8].

Литература

1. Воронцов С.А. О необходимости совершенствования государственной политики и управления в сфере безопасности // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2013. Т. 6. № 4 (30). С. 6-18.

2. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7. С. 180-185.

3. Воронцов С.А. Спецслужбы России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучаю-

щихся по специальности "Юриспруденция" / С.А. Воронцов. Ростов-на-Дону, 2012. Сер. Высшее образование (Изд. 3-е, доп. и перераб.).

4. Воронцов С.А. Формирование угроз безопасности Российской Федерации как следствие кризиса культуры // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2013. № 5. С. 111-115.

5. Воронцов С.А. Противодействие экстремизму в среде студенческой молодежи // Власть. 2012. № 9.

С. 52-55.

6. Понеделков А.В., Магомедов К.О. Профессионализм государственных и муниципальных служащих

как фактор кадровой безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 8 (63). С. 29-33.

7. Воронцов С.А., Белоусов В.Т. О возможности реализации мобилизационного типа развития России

в XXI в. // Власть. 2015. № 5. С. 23-28.

8. Владимир Путин пообещал борьбу с экстремистскими организациями. Доступ: 1^7/^^/1/10307363 Дата обращения: 20.06.2015.

Ovchiev Ruslan Mikhaylovich, Ph.D. associate professor; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: rostov-on-don000@mail.ru

Turuhanova Karina Vitalyevna, a student of full-time faculty of State and Municipal Management; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: karinaturukhanova@yandex.ru Bolotayev Sergey Georgiyevich, Director of the Guarantee fund of the Republic of Tatarstan (33, Chernyshevsky St., Kazan, 420111, Russian Federation). E-mail: sergey.bolotaev@tutar.ru

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3 ON THE CONCEPT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article deals with different approaches to the definition of "national security", the selected object, the subject and the purpose of national security.

Keywords: national security, the object and the subject of national security.

References

1. Voroncov S.A. O neobhodimosti sovershenstvovanija gosudarstvennoj politiki i upravlenija v sfere bezopasnosti

// Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2013. T. 6. № 4 (30). S. 6-18.

2. Ponedelkov A.V., Voroncov S.A. Social'no-politicheskie aspekty demograficheskih processov, vlijajushhie na

nacional'nuju bezopasnost' Rossii // Vlast'. 2014. № 7. S. 180-185.

3. Voroncov S.A. Specsluzhby Rossii: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po

special'nosti "Jurisprudencija" / S.A. Voroncov. Rostov-na-Donu, 2012. Ser. Vysshee obrazovanie (Izd. 3-e, dop. i pererab.).

4. Voroncov S.A. Formirovanie ugroz bezopasnosti Rossijskoj Federacii kak sledstvie krizisa kul'tury // Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki. 2013. № 5. S. 111-115.

5. Voroncov S.A. ProtivodejstVie jekstremizmu v srede studencheskoj molodezhi // Vlast'. 2012. № 9. S. 52-55.

6. Ponedelkov A.V., Magomedov K.O. Professionalizm gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashhih kak faktor

kadrovoj bezopasnosti // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2015. № 8 (63). S. 29-33.

7. Voroncov S.A., Belousov V.T. O vozmozhnosti realizacii mobilizacionnogo tipa razvitija Rossii v XXI v. // Vlast'.

2015. № 5. S. 23-28.

8. Vladimir Putin poobeshhal bor'bu s jekstremistskimi organizacijami. Dostup: http://kurs.ru/1/10307363 Data

obrashhenija: 20.06.2015.

УДК 32

РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Беляев аспирант РАНХиГС, директор Агентства примирительных технологий

Максим Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации,

Анатольевич Башкирский институт социальных технологий (филиал) Образовательного

учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (450054, Россия, г. Уфа, пр. Октября, 74/2). E-mail: maxlex@inbox.ru

Аннотация

Глобальными можно считать такие измерения демографических процессов, как сокращение численности народонаселения, коренные трансформации возрастной, этнической и религиозной структур населения, институционализация диаспор, обострение проблем этнической преступности, обострение межнациональных и межэтнических проблем, увеличение коэффициента смертности населения на местах. В данной статье исследуются региональные особенности обеспечения демографической безопасности в России с позиций политической теории и практики.

Ключевые слова: демографическая безопасность, регион, самостоятельность, ответственность, целостность, муниципальные образования.

Современная Российская Федерация переживает не самый простой демографический период, вызванный сокращением численности своего населения. Несмотря на общефедеральный контур депопуляции, она имеет существенную региональную и местную специфику, обусловленную политическими, социокультурными, социально-экономическими, географическими и иными особенностями, в конечном счете определяющими демографическую безопасность на местах.

Если рассматривать региональный срез демографической безопасности, то очевиден ее контрастный характер: ряд территорий (Дальний Восток, Сибирь) имеет отрицательный механический

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.