Научная статья на тему 'Российские регионы в системе обеспечения демографической безопасности России'

Российские регионы в системе обеспечения демографической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
381
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DEMOGRAPHIC SECURITY / РЕГИОН / REGION / AUTONOMY / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ЦЕЛОСТНОСТЬ / INTEGRITY / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / MUNICIPALITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляев Максим Анатольевич

Глобальными можно считать такие измерения демографических процессов, как сокращение численности народонаселения, коренные трансформации возрастной, этнической и религиозной структур населения, институционализация диаспор, обострение проблем этнической преступности, обострение межнациональных и межэтнических проблем, увеличение коэффициента смертности населения на местах. В данной статье исследуются региональные особенности обеспечения демографической безопасности в России с позиций политической теории и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN REGIONS IN THE SYSTEM OF DEMOGRAPHIC SECURITY OF RUSSIA

Global can be considered such measurements demographic processes such as reduction of population, indigenous transformation age, ethnic, and religious structures of the population, the institutionalization of Diaspora, the mounting problem of ethnic crime, aggravation of inter-ethnic and inter-ethnic problems, the increased death rate of the population on the ground. This article examines the regional characteristics of demographic security in Russia from the standpoint of political theory and practice.

Текст научной работы на тему «Российские регионы в системе обеспечения демографической безопасности России»

Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 3 ON THE CONCEPT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract

The article deals with different approaches to the definition of "national security", the selected object, the subject and the purpose of national security.

Keywords: national security, the object and the subject of national security.

References

1. Voroncov S.A. O neobhodimosti sovershenstvovanija gosudarstvennoj politiki i upravlenija v sfere bezopasnosti

// Problemnyj analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie. 2013. T. 6. № 4 (30). S. 6-18.

2. Ponedelkov A.V., Voroncov S.A. Social'no-politicheskie aspekty demograficheskih processov, vlijajushhie na

nacional'nuju bezopasnost' Rossii // Vlast'. 2014. № 7. S. 180-185.

3. Voroncov S.A. Specsluzhby Rossii: uchebnik dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchajushhihsja po

special'nosti "Jurisprudencija" / S.A. Voroncov. Rostov-na-Donu, 2012. Ser. Vysshee obrazovanie (Izd. 3-e, dop. i pererab.).

4. Voroncov S.A. Formirovanie ugroz bezopasnosti Rossijskoj Federacii kak sledstvie krizisa kul'tury // Gumanitarnye i social'no-jekonomicheskie nauki. 2013. № 5. S. 111-115.

5. Voroncov S.A. ProtivodejstVie jekstremizmu v srede studencheskoj molodezhi // Vlast'. 2012. № 9. S. 52-55.

6. Ponedelkov A.V., Magomedov K.O. Professionalizm gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhashhih kak faktor

kadrovoj bezopasnosti // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2015. № 8 (63). S. 29-33.

7. Voroncov S.A., Belousov V.T. O vozmozhnosti realizacii mobilizacionnogo tipa razvitija Rossii v XXI v. // Vlast'.

2015. № 5. S. 23-28.

8. Vladimir Putin poobeshhal bor'bu s jekstremistskimi organizacijami. Dostup: http://kurs.ru/1/10307363 Data

obrashhenija: 20.06.2015.

УДК 32

РОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Беляев аспирант РАНХиГС, директор Агентства примирительных технологий

Максим Центра ЮНЕСКО-ЮНЕВОК в Российской Федерации,

Анатольевич Башкирский институт социальных технологий (филиал) Образовательного

учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений» (450054, Россия, г. Уфа, пр. Октября, 74/2). E-mail: [email protected]

Аннотация

Глобальными можно считать такие измерения демографических процессов, как сокращение численности народонаселения, коренные трансформации возрастной, этнической и религиозной структур населения, институционализация диаспор, обострение проблем этнической преступности, обострение межнациональных и межэтнических проблем, увеличение коэффициента смертности населения на местах. В данной статье исследуются региональные особенности обеспечения демографической безопасности в России с позиций политической теории и практики.

Ключевые слова: демографическая безопасность, регион, самостоятельность, ответственность, целостность, муниципальные образования.

Современная Российская Федерация переживает не самый простой демографический период, вызванный сокращением численности своего населения. Несмотря на общефедеральный контур депопуляции, она имеет существенную региональную и местную специфику, обусловленную политическими, социокультурными, социально-экономическими, географическими и иными особенностями, в конечном счете определяющими демографическую безопасность на местах.

Если рассматривать региональный срез демографической безопасности, то очевиден ее контрастный характер: ряд территорий (Дальний Восток, Сибирь) имеет отрицательный механический

прирост населения, в то время как другие демографически привлекательны (Центральный, Приволжский и Южный федеральные округа, Москва, Санкт-Петербург). Республика Башкортостан относится как раз к тем российским регионам, в которых сохраняется стабильная демографическая ситуация. Очевидно, что контрастность российских регионов стимулирует проявление протестных настроений на местах, особенно в субъектах Российской Федерации, ограниченных в силу объектных причин от природных и промышленных ресурсов.

Демографическая безопасность - составная часть национальной безопасности, состояние защищенности государства, общества и рынка труда от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие на основе совокупности сбалансированных демографических интересов государства, общества и личности согласно конституционным правам граждан России. Демографическая безопасность - такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводства населения без существенного влияния внешнего фактора и обеспечения человеческими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность - это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесения ее с национальными интересами государства, заключающимися в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении существующего геополитического статуса [1, с. 58].

Сегодня особую роль в обеспечении демографической безопасности на местах играет детализированная и программно-целевая разработанность нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях.

Поэтому необходимо упорядочение нормативно-правовой базы демографической политики в регионах с использованием программно-целевого метода, позволяющего: а) координировать действия органов власти разных уровней; б) концентрировать средства из различных источников на реализации приоритетных направлений; в) своевременно реагировать на текущие демографические тенденции [2, с.88].

Совершенствование регионального законодательства должно идти по пути реализации специфических для каждого региона мероприятий, прямо или косвенно влияющих на уровень рождаемости, с учетом территориальных особенностей.

Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание ценностей материнства и отцовства, повышение статуса родительства, на переход от малодетной семьи к семье, имеющей не менее двух детей. Вместе с тем, механизмы и технологии обеспечения демографической безопасности нуждаются в конкретизации и постоянном научном совершенствовании [3, с. 114; 4-6].

Очевидно, что для получения достоверных сведений о состоянии населения Российской Федерации и его регионов следует создать систему государственного статистического наблюдения, соответствующую современным информационным потребностям и международным рекомендациям в области демографического развития. Необходима информационная поддержка в проведении демографической политики и обеспечении демографической безопасности, нужно расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, информировать население о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.

Полагаем, что целесообразно проводить мониторинг демографической безопасности в регионах по следующим направлениям:

- динамика численности населения в субъектах Российской Федерации (целевой показатель -темпы роста (сокращения) численности населения);

- оценка здоровья и смертности населения (целевые показатели - стандартизованный коэффициент смертности, ожидаемая продолжительность жизни при рождении);

- уровень и тенденции рождаемости (целевой показатель - суммарный коэффициент рождаемости);

- характеристика миграционных процессов и расселения населения (целевой показатель - коэффициент миграционного прироста (убыли) населения);

- уровень и качество жизни населения (целевой показатель - валовой региональный продукт на душу населения в субъекте Российской Федерации).

Процедуру выработки эффективных решений, учитывающих региональную и местную специфику, а также оценку результативности деятельности органов власти разных уровней в демографической сфере, затрудняет отсутствие на региональном уровне единого центра, отвечающего за реализацию демографической политики [7, с. 115].

Совершенствование организационного механизма регулирования демографических процессов может состоять в создании региональных центров, призванных обеспечивать межведомственное взаимодействие и координацию действий всех субъектов региональной демографической политики в области рождаемости (советов по реализации демографической политики) и межэтнических связей (советов по обеспечению демографической безопасности). Работа региональных органов власти осложняется дефицитом научного и кадрового потенциала, обеспечивающего научное обоснование выбора мер, реализуемых в дополнение к общегосударственным мероприятиям, проведение демографической экспертизы, оценку эффективности демографической политики в области рождаемости.

Следовательно, наиболее актуальными для большинства регионов России становятся мониторинг и совершенствование региональных и муниципальных мер, направленных на повышение рождаемости, подготовка кадров в области демографической, семейной и национальной политики.

К сожалению, существующая система сбора, систематизации и доведения до пользователей статистической информации не удовлетворяет в полной мере потребности органов исполнительной власти регионов. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо восстановить демографическую статистику в объеме, существовавшем до 1998 г., а также создать единый информационно-статистический ресурс, позволяющий интегрировать данные Федеральной службы государственной статистики с ресурсами других министерств и ведомств, обеспечивающих сбор и накопление ведомственной статистики.

Особого внимания заслуживает проблема финансирования демографических проектов в российских регионах. Федеративные трансформации, происходящие в стране и выраженные в повышении социально-экономической самостоятельности регионов, позволяют пересмотреть межбюджетные отношения в сфере демографической политики. В противном случае консолидированность бюджетов приводит к дифференциации демографической политики на местах, когда население, проживающее в разных субъектах Российской Федерации, фактически имеет неравный доступ к экономическим мерам и социальным услугам, обеспечивающим проведение демографической политики и в конечном счете сказывающимся на демографической безопасности региона.

За федеральным уровнем целесообразно оставить только финансирование мер поддержки семьи, образующих систему минимальных социальных гарантий, а также реализацию национальных проектов, финансируемых при долевом участии бюджетов федерального и регионального уровней, внебюджетных фондов. Эти меры должны быть дополнены на уровне региона за счет средств регионального и муниципального уровней власти и привлечения социально ответственного бизнеса.

Следует исходить не из остаточных возможностей, а из обоснованных затрат, необходимых для достижения поставленных целей. При расширении самостоятельности регионов складывается территориальный опыт, сочетающий общее и частное - общероссийский подход к решению проблем повышения рождаемости и демографические, социально-экономические, национальные, исторические особенности и возможности регионов. При этом координация действий в этой сфере происходит из Центра. Полностью предоставлять субъектам Федерации проведение демографической политики нецелесообразно.

Литература

1. Кузнецова Е.Д. Демографическая политика в Российской Федерации: условия реализации и приоритеты // Информационная среда и ее особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Саратов: Изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2012. С. 57-61.

2. Шипунова О.В. Проблемы и перспективы региональной демографической политики в области рождаемости // Регион: экономика и социология. 2012. № 1. С. 88-90.

3. Шипунова О.В. Анализ факторов влияния на уровень рождаемости в Ставропольском крае // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2012. № 1. С. 113-116.

4. Нигматуллина Т.А. Социально-политические технологии возрождения семьи в современных условиях: этнонациональный срез. М.: Этносоциум, 2013.

5. Нигматуллина Т.А. Механизмы формирования современной российской молодежной политики: региональный аспект. М.: NOTA BENE, 2013. 256 с.

6. Нигматуллина Т.А. Трансформация института семьи в современном мире: мировые и российские тенденции // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 6. С. 65-76.

7. Сулейманов А.Р. Национальная безопасность федеративных государств в условиях глобализации: идейно-информационные риски // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 11 (65). С. 110-117.

Belyaev Maxim Anatolyevich, graduate student of the RANEPA, the Director of the Agency of Conciliatory Technologies of the UNESCO-UNEVOC Center in the Russian Federation on the base of Bashkir Institute of Social Technologies (branch of) Educational Institution of the Trade Unions of Higher Education «Academy of Labor and Social Relations» (74/2, Pr. Oktyabrya, Ufa, Republic of Bashkortostan, 450054, Russian Federation). E-mail: [email protected]

RUSSIAN REGIONS IN THE SYSTEM OF DEMOGRAPHIC SECURITY OF RUSSIA

Abstract

Global can be considered such measurements demographic processes such as reduction of population, indigenous transformation age, ethnic, and religious structures of the population, the institutionalization of Diaspora, the mounting problem of ethnic crime, aggravation of inter-ethnic and inter-ethnic problems, the increased death rate of the population on the ground. This article examines the regional characteristics of demographic security in Russia from the standpoint of political theory and practice.

Keywords: demographic security, region, autonomy, responsibility, integrity, municipalities.

References

1. Kuznecova E.D. Demograficheskaja politika v Rossijskoj Federacii: uslovija realizacii i prioritety // Informacionnaja sreda i ee osobennosti na sovremennom jetape razvitija mirovoj civilizacii. Saratov: Izd-vo CPM «Akademija Biznesa», 2012. S. 57-61.

2. Shipunova O.V. Problemy i perspektivy regional'noj demograficheskoj politiki v oblasti rozhdaemosti // Region:

jekonomika i sociologija. 2012. № 1. S. 88-90.

3. Shipunova O.V. Analiz faktorov vlijanija na uroven' rozhdaemosti v Stavropol'skom krae // Izvestija vysshih

uchebnyh zavedenij. Sociologija. Jekonomika. Politika. 2012. № 1. S. 113-116.

4. Nigmatullina T.A. Social'no-politicheskie tehnologii vozrozhdenija sem'i v sovremennyh uslovijah: jetnonacional'nyj srez. M.: Jetnosocium, 2013.

5. Nigmatullina T.A. Mehanizmy formirovanija sovremennoj rossijskoj molodezhnoj politiki: regional'nyj aspekt. M.:

NOTA BENE, 2013. 256 s.

6. Nigmatullina T.A. Transformacija instituta sem'i v sovremennom mire: mirovye i rossijskie tendencii // Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura. 2013. № 6. S. 65-76.

7. Sulejmanov A.R. Nacional'naja bezopasnost' federativnyh gosudarstv v uslovijah globalizacii: idejno-informacionnye riski // Jetnosocium i mezhnacional'naja kul'tura. 2013. № 11 (65). S. 110-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.