Научная статья на тему 'О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации'

О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
171
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Горский А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О санитарно-эпидемиологическом благополучии детей и подростков в Российской Федерации»

февраль № 2 /179/

О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

A.A. Горский

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

В Российской Федерации состояние здоровья детей и подростков характеризуется тенденцией к росту заболеваемости по ряду нозологических форм, значительной распространенностью хронических заболеваний, снижением качества здоровья детей.

По данным официальной статистики, общая заболеваемость детей до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 % (в 2005 г. — 171 278 на 100 тыс. детей), подростков - на 18 %.

Продолжается рост показателей болезней крови и кроветворных органов, анемий, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы, врожденных аномалий. Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых заболеваний (гастриты и дуодениты, болезни желчного пузыря и желчевыводя-щих путей, сахарный диабет).

Серьезные нарушения в состоянии здоровья установлены среди наиболее уязвимой группы населения - детей первого года жизни: железо-дефицитные анемии выявлены у 30-50 % обследованных, пищевая аллергия - у 20-30 %, гипотрофия и рахит - у 5-10 %.

Значительно увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность, низким остается удельный вес детей с I и II группой здоровья.

Проведенные исследования показали, что количество детей в возрасте 6-1 лег, не готовых к систематическому обучению, превышает 32 % .

Наряду с причинами социально-жономи-ческого характера все это обусловлено негативным влиянием факторов окружающей среды, серьезными недостатками в организации питания, неблагоприятными в ряде случаев условиями воспитания и обучения, не соответствующими гигиеническим нормативам и санитарным правилам, в том числе интенсифи-

кацией учебного процесса, распространением вредных привычек.

В сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей. При этом обеспечение их санитарно-эпидемиологического благополучия представляет одну из основных составляющих в ее решении.

В последнее время заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления здравоохранением, подразделениями Рос-лотребнадзора осуществлен ряд организационных и практических мероприятий в )той сфере.

Дальнейшее развитие получила нормативная база. С 2002 г. введены в действие девять санитарно-эпидемиологических правил, позволяющих при безусловном их выполнении исключить или снизить до минимума воздействие негативных факторов, возникающих в процессе воспитания, обучения и отдыха детей и подростков.

В связи с выходом Федерального закона «О техническом регулировании» ведется разработка проектов федеральных законов - технических регламентов: «Санитарно-эпидемиологические требования к производству и обороту продуктов детского питания и их пищевой ценности», «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации за последние три года издано 18 постановлений по различным аспектам санитарно-эпидемиологичес-кого благ ополучия детей и подростков, в том числе от 16 мая 2005 г. «О первоочередных мероприятиях по профилактике заболеваемости детского населения страны».

8

ЗФквО

февраль № 2 /179/

Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются, хотя и при недостаточном финансировании, региональные и муниципальные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в которых значительное внимание уделяется мероприятиям, направленным на создание надлежащих условий содержания, воспитания и обучения детей в дошкольных и образовательных учреждениях.

Повышение эффективности Госсанэпиднадзора за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в детских дошкольных и образовательных учреждениях, значительное увеличение доли обследования с применением лабораторных и инструментальных методов способствовали улучшению материально-технической базы этих учреждений, а также основных показателей, характеризующих состояние внутри школьной среды.

Вместе с тем следует признать недостаточность достигнутых результатов.

Сохраняется тенденция к сокращению количества детских дошкольных и образовательных учреждений, особенно в сельской местности, что приводит к их переуплотнению, способствующему возникновению и распространению инфекционных заболеваний.

Количество детей, нуждающихся в устройстве в эти учреждения, с 2001 по 2005 г. увеличилось с 238 до 805 тысяч. Сократилось также количество образовательных учреждений. Многие школы по-прежнему работают в две и даже в три смены.

Положение усугубляется в связи с тем, что многие образовательных учреждения располагаются в помещениях, не отвечающих гигиеническим требованиям.

Проводимая в последние годы модернизация образования (разработка государственных образовательных стандартов, внедрение инновационных форм обучения, переход на профильное обучение) направлена на уменьшение его негативного влияния на здоровье школьников. Разработаны и обоснованы требования по санитарно-эпидемиологической безопасности, допустимой учебной нагрузке для детей дошкольного и школьного возраста. Однако эти требования

зачастую не выполняются, что создает дополнительные риски для здоровья детей и подростков.

В результате проведения гигиенических исследований установлено, что реализация большинства учебных программ сопровождается интенсификацией учебного процесса, широкой компьютеризацией обучения, увеличением суммарной учебной нагрузки, снижением физической активности. Возросшие учебные нагрузки на школьников нередко в несколько раз превышают их возможности.

Большинство школ работают по 5-дневной учебной неделе, тогда как школьные планы все еще рассчитаны на 6-дневную неделю, при этом возрос объем учебного материала. Ежедневное количество уроков в начальной школе достигло 6, в средних и старших классах - 8. Учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, старших - 12-15 часов.

Нехватку времени школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности, что негативно сказывается на состоянии их здоровья.

По данным ФНЦ гигиены им. Ф.Ф. Эрис-мана, нарушение режима обучения школьников лишь на 15% сопровождается негативными изменениями функции нервной системы и повышением дезадаптации сердечнососудистой системы. Установлены также изменения нервных процессов на 11-18% у второклассников, обучающихся во 2-ю смену.

Повышенные учебные нагрузки уже в детском возрасте формируют патологию сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к нарушениям осанки, снижению зрения.

Положение усугубляется в связи с тем, что от 25 до 40 % учащихся школ и профтехучилищ подрабатывают в каникулярное время или совмещают работу с учебой.

Все это требует тщательного проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз всех учебных профамм, усиления действенности Госсанэпиднадзора за выполнением требований санитарного законодательства при организации обучения и работы школьников, усиления взаимодействия с региональными органами образования и местного самоуправления.

февраль № 2 /179/

З^ивб

9

Соответствующие поручения даны руководителям всех подразделений Роспотребнадзора.

Одной из важнейших проблем, определяющих здоровье детей, является организация их питания, в первую очередь в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях.

Проводимые ежегодные эпидемиологические исследования выявляют значительные нарушения, связанные с несоответствием между калорийностью потребляемой пищи и фактическими энерготратами, разбалансировкой рациона по основным пищевым веществам.

Вследствие этого около 10 % детей имеют сниженные антропометрические характеристики, около 7 % детей страдают ожирением. В большинстве регионов рационы питания недостаточны по содержанию большинства витаминов, макро- и микронутриентов. На протяжении ряда лет среди детей и подростков отмечается рост распространенности алиментарно-зависимых заболеваний - анемий, болезней желудочно-кишечного тракта и жел-чевыводящей системы.

За последние пять лет сократилось число неудовлетворительных проб готовых блюд в детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях по указанным показателям.

Вместе с тем проблема организации питания детей, особенно школьников, все еще далека от полного решения и требует принятия кардинальных мер по исправлению сложившегося положения.

В настоящее время охват учащихся горячим питанием составляет в среднем по стране только 68 %. Школьные меню разрабатываются с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей в биологически ценных веществах. Крайне недостаточно осуществляется обеспечение школьников продуктами, обогащенными витаминами и микронутриентами. Большинство пищеблоков имеют слабую материально-техническую базу, высокой остается изношенность технологического и холодильного оборудования. По-прежнему регистрируются вспышки кишечных инфекций и пищевых отравлений, обусловленные нарушениями санитарно-противо-эпидемического режима и производственной дисциплины.

В связи с вышеизложенным в августе 2007 г. издано постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об организации питания детей в общеобразовательных учреждениях», в котором органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России определены конкретные меры по обеспечению школьников горячим питанием, продуктами питания, обогащенными микронутриентами, а также по реорганизации системы питания на основе использования современных технологий производства и транспортировки пищевых продуктов, оптимизации рационов питания.

Завершается подготовка проекта второго этапа реализации Концепции государственной политики в области здорового питания для внесения в Правительство Российской Федерации.

24 апреля 2007 г. состоялось заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, на котором обсуждался вопрос о совершенствовании организации питания и оказания медицинской помощи учащимся в общеобразовательных учреждениях.

Основные направления деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия:

1. Дальнейшее совершенствование нормативной и методической базы, в том числе:

разработка технических регламентов, содержащих основные гигиенические требования к организации воспитания и обучения детей, безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков, производству и обороту продуктов детского питания, их пищевой ценности;

разработка СанПиН «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста»;

подготовка методических документов по проведению санэпидэкспертизы учебных программ, методов и режимов обучения и воспитания детей и подростков;

разработка методических указаний по оценке риска развития алиментарно-зависимых заболеваний на основе потребления пищевых продуктов и пищевых веществ.

10

ЗУивб

февраль № 2 /179/

2. Завершение разработки и внесение на утверждение в Правительство Российской Федерации проектов следующих документов:

«Основы государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период 2007-2010 гг.»;

«Национальный план действий по предупреждению вредного влияния окружающей среды на здоровье во имя будущего детей и подростков на 2007-2010 гг.».

3. Внесение соответствующих корректив в действующие федеральные и региональные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия с учетом полученных в последнее время данных социально-гигиенического мониторинга здоровья детей и влияющих на него факторов риска.

4. Внедрение в общеобразовательных учреждениях учебных профилактических программ в целях формирования у детей и подростков навыков здорового образа жизни,

сознательного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

5. Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы с широким использованием федеральных и региональных средств массовой информации в целях снижения распространения негативных стереотипов поведения среди подростков (табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ) и профилактики заболеваний.

6. Повышение эффективности Госсанэпиднадзора за соблюдение санитарного законодательства с внедрением новых технологий и оптимизацией лабораторных исследований.

7. Расширение научных исследований по разработке критериев оценки адаптационных возможностей детей и подростков к воздействию факторов окружающей и производственной среды, учебной нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.