Научная статья на тему 'О рынке продовольственных товаров Приморского края'

О рынке продовольственных товаров Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гемба В.Н.

Характеризуется современное состояние продовольственного рынка Приморского края, рассматриваются пути совершенствования товарного обращения в продовольственном комплексе на основе создания оптового продовольственного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О рынке продовольственных товаров Приморского края»

Отраслевые рынки товаров и услуг

В.Н. Гемба,

аспирант кафедры математики и моделирования ДВГАЭУ

О РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Характеризуется современное состояние продовольственного рынка Приморского края, рассматриваются пути совершенствования товарного обращения в продовольственном комплексе на основе создания оптового продовольственного рынка.

Рынок потребительских товаров признается многими учеными одним из самых приоритетных в системе всех рынков, т.к. он непосредственно связан с обеспечением населения различными потребительскими товарами, формируя тем самым уровень и качество жизни населения.

Центральным звеном потребительского рынка является рынок продовольственных товаров, на долю которого приходится более 2/3 всего потребительского рынка. В силу этого анализ условий и факторов рын-кообразующих процессов на региональном продовольственном рынке представляется важным направлением научного поиска.

Ввиду удаленности Приморского края от центральных экономически развитых районов России возникают сложности с поставками продовольствия в регион. В технологической цепочке от производителя к оптовому и розничному покупателю нет системного характера, происходит неоправданное повышение цен на продовольствие из-за многочисленных посредников, вследствие чего страдают рядовые покупатели. Нередко внешние экономические связи для края оказываются более эффективными, чем внутригосударственные. Близость Приморского края к странам Азиатско-Тихоокеанского региона открывает большие возможности для развития рынка продовольственных товаров. Актуальной является организация бесперебойного круглогодичного снабжения населения продуктами из стран АТР, в частности из Китая.

В течение последних лет в Приморском крае наблюдался устойчивый прирост физической массы оборота розничной торговли (в 2000 г. -3%, в 2001 г. - 18%, в 2002 г. - 14%) [3]. На потребительском рынке продовольственных товаров в 2002 г. ситуация оставалась стабильной и характеризовалась высокой насыщенностью и широким ассортиментом всех товарных групп. Оборот розничной торговли продовольственными товарами составил 19434,9 млн руб. (119,7% к уровню 2001 г.). В обороте

розничной торговли доля продовольственных товаров составила 45,9% (в

2001 г. - 43,7%) [6].

Пятую часть продовольственных товаров население приобретает на рынках. Так, в 2002 г. доля продовольственных товаров в структуре товарооборота рынков составила 45%, было реализовано продовольственных товаров на 4 млрд руб. [2].

При высоком уровне насыщенности торговли продовольственными товарами качество многих из них остается неудовлетворительным, о чем свидетельствуют данные проверок, проводимых краевым управлением Госторгинспекции. Основными причинами снятия с продажи продовольственных товаров являлись нарушения правил реализации и хранения этой продукции на предприятиях торговли, несоблюдение санитарных норм, отсутствие документов, гарантирующих качество и безопасность товаров.

В последние годы наблюдается рост денежных доходов населения. Реально располагаемый денежный доход на душу населения в декабре

2002 г. по сравнению с декабрем 2001 г. увеличился на 14% (за аналогичный период 2001 г. по сравнению с 2000 г. - на 8%) [3], возросла покупательная способность номинальных денежных доходов населения по всем основным продуктам питания.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчины трудоспособного возраста), в среднем по краю в конце декабря 2002 г. составила 1174,2 руб. в расчете на месяц и по сравнению с декабрем 2001 года возросла на 10,4% [1].

В 2002 г. отмечалась тенденция снижения интенсивности инфляционных процессов во всех наблюдаемых секторах экономики. Темпы роста цен на продовольственные товары несколько отставали от общего увеличения цен на товары и услуги (9,4% против 13,6%). Общий рост цен на плодоовощную продукцию (на 7,2%) был ниже, чем на продукты питания (без учета плодоовощной продукции - 9,7%) [1]. В динамике потребительских цен на продовольственные товары проявились основные закономерности, характерные для данной группы товаров: постепенное замедление темпов роста цен в летний период и их ускорение в конце года.

Одним из факторов, оказывающих влияние на уровень цен на продовольственные товары, являются цены производителей края - как в сельском хозяйстве, так и в промышленности. Чаще всего рост цен производителей не в полной мере отражается на динамике цен на потребительском рынке. Сдерживающее влияние оказывает потребительский спрос, насыщенность рынка товарами, а также поступление в край завозной продукции, в т.ч. из дальнего и ближнего зарубежья.

Говоря об импорте товаров, следует отметить, что значительная часть продовольственных ресурсов Приморья в 2002 г. обеспечивалась за счет импорта. Объем ввоза важнейших продовольственных товаров в крае возрос на 43,5%. Доля продовольствия и сельхозсырья для его производства в структуре импорта превысила 23% (в 2001 г. - 24%). Импорт продовольственных товаров из стран вне СНГ составил 182,7 млн долларов и увеличился на 43,5%, из государств - участников СНГ - 94,2 тыс. долларов, что составляет 23,1% к уровню 2001 г. [2].

Отдельные виды товаров в розничных предприятиях края в большей мере представлены продукцией отечественных, в т.ч. местных производителей (макаронные, колбасные изделия, цельномолочная продукция, консервы мясные, молочные и рыбные, безалкогольные напитки). Минимален импорт хлебобулочных изделий, рыбной продукции, сыра. Высокой остается доля импорта мяса и птицы, масла растительного, овощей, кофе, чая, алкогольных напитков (табл. 1).

Таблица 1

Средняя доля импорта в объеме оборота розничной торговли Приморского края, %

Вид продукции 1999 2000 2001 2002

Хлеб и хлебобулочные изделия 0 0 0 1

Маргариновая продукция 13 10 7 7

Масло животное 8 9 6 6

Масло растительное 24 21 17 17

Мясо 26 27 23 30

Колбасные изделия 3 3 4 3

Рыбная продукция 1 2 0 2

Кондитерские изделия 13 13 10 11

Алкогольные напитки и пиво 8 10 7 15

Составлено по данным Приморского краевого комитета государственной статистики.

Четвертая часть импортных продовольственных товаров реализуется по ценам выше отечественных. Например, средние цены на отечественные сыры, консервы овощные, молочные смеси для детского питания, макаронные изделия, маргарин, масло сливочное составляли от 56 до 74% от цен аналогичных импортных продуктов. Обратная картина наблюдалась в соотношении цен на мясо, печень, масло подсолнечное, консервы мясные - отечественные товары были на 30-84% дороже импортных, а также на овощи (на 3-22% дороже).

Значительная доля импорта на продовольственном рынке связана с неблагополучной ситуацией в сельском хозяйстве края. В 2002 году выпуск продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составил 6891,3 млн руб., или 103,4% к уровню 2001 г. [2]. Валовый сбор основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий и производство основных продуктов животноводства всеми сельхозтоваропроизводителями за последние несколько лет характеризуются следующими данными (табл. 2).

Несмотря на то что в 1999-2002 гг. в сельском хозяйстве края наметилась незначительная тенденция к улучшению (табл. 3), говорить о стабилизации еще рано.

В последние годы в результате непродуманных общеэкономических преобразований многие сельскохозяйственные товаропроизводители не смогли реализовать свою продукцию. Значительное влияние на эти процессы оказывает слабое развитие рыночной инфраструктуры регионального продовольственного рынка: отсутствие разветвленной инфраструктуры оптового звена торговли и его недостаточно тесная связь с

розничным звеном; слабое развитие надлежащих транспортных коммуникаций; отсутствие современных высокотехнологичных складских помещений, тарного хозяйства и упаковочных предприятий и пр. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия, ограничивается возможность сбыта продуктов отечественными сельхозтоваропроизводителями по приемлемым ценам. Сегодня ясно, что проблема обеспечения населения края продовольствием по доступным ценам имеет не только производственный, но и явно выраженный инфраструктурный аспект.

Таблица 2

Динамика производства основных продуктов сельского хозяйства в Приморском крае, тыс. т

Продукция 1990 1999 2000 2001 2002 2002 в % к 1990

Зерновые культуры 284,4 124,7 118,9 134,9 150,1 52,8

Соя 102,8 54,5 61,3 67,5 22,9 22,3

Картофель 168,2 354,3 295,3 433,7 497,5 295,8

Овощи 93,7 88,8 93,9 114,6 117,0 124,9

Мясо (в убойной массе) 84,8 17,8 18,4 16,6 16,5 19,5

Молоко 372,6 148,4 143,1 136,1 129,3 34,7

Яйца, млн. штук 666,2 204,2 177,0 177,1 196,8 29,5

Составлено по данным Приморского краевого комитета государственной статистики.

Таблица 3

Динамика производства основных продуктов сельского хозяйства Приморского края, в процентах к предыдущему году

Продукция 1999 2000 2001 2002

Зерновые культуры 69 95,4 114 111

Соя 91 113 110 34

Картофель 66 83 147 115

Овощи 71 106 122 102,1

Мясо (в убойной массе) 91 103,9 90 99,1

Молоко 99,5 96,4 95,2 95,0

Яйца, млн штук 77 87 100,1 111

Составлено по данным Приморского краевого комитета государственной статистики.

Решающим шагом на пути реформирования аграрного сектора экономики должно стать создание оптовых продовольственных рынков (ОПР).

В широком понимании ОПР представляет собой самостоятельную юридическую хозяйственную структуру, функционирующую на принципах акционерного общества открытого типа, образованную путем объединения имущества и финансовых средств, находящихся в государственной, муниципальной, коллективной и коллективно-долевой, частной собственности и предназначенную для осуществления операций по купле-

продаже различных видов продовольствия в соответствии с установленными законодательными актами. Как юридическое лицо ОПР занимается не только куплей-продажей, его основная задача - предоставить помещения и торговое оборудование для проведения торгов коммерческим оптовым организациям на условиях долгосрочной аренды, а также закупка и завоз больших партий товара и формирование ассортимента продукции.

По характеру и содержанию своей деятельности ОПР осуществляет регулирование производства, создавая экономическую основу для увеличения темпов роста производства и формирования производственных пропорций.

Воздействуя на производство и розничную торговлю, оптовый продовольственный рынок осуществляет ряд экономических функций, обеспечивающих процесс воспроизводства в регионе, а именно [5]:

• организует завоз товаров из районов производства в районы потребления;

• определяет наиболее рациональные пути товародвижения, обеспечивающие ускоренную оборачиваемость товаров, сокращение звеньев их прохождения до потребителя, достижение максимальной экономии издержек обращения;

• на основе изучения платежеспособного спроса участвует в формировании производственных программ предприятий промышленности товаров народного потребления, активно воздействуя на производителей различных форм собственности в отношении системного обновления ассортимента товаров, освоения новых видов товаров;

• концентрирует товары сложного ассортимента, выпускаемые предприятиями других районов, комплектует их, преобразуя производственный ассортимент в торговый.

ОПР - это управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс торговых помещений, обслуживаемых вспомогательными техническими службами, гостиницу, автостоянку, медпункт, расчетно-кассовый центр (банк), службы контроля качества, санитарно-эпидемиологического контроля продукции, а также другие службы, способствующие четкой, бесперебойной деятельности рынка.

Наличие оптовых рынков позволит повысить экономическую эффективность распределительной сети за счет оптимизации размера грузопотоков, рационально использовать хранилища и складские помещения, сократить потери продукции и издержки обращения, что, в свою очередь, позволит предложить покупателям качественные продукты по приемлемым ценам. Кроме того, создание ОПР позволит легализовать оптовую торговлю и тем самым увеличить поступление налоговых отчислений в бюджет государства [4].

Необходимость создания ОПР обусловливается рядом факторов, важнейшими из которых являются:

а) разрушение сложившейся при социализме системы централизованного распределения сельхозпродукции и отсутствие новых эффективных распределительных структур;

б) резко возросший монополизм предприятий перерабатывающей промышленности и торговли;

в) возросшая роль импорта продовольствия;

г) некомпетентно проведенная приватизация предприятий оптовой торговли и перерабатывающих предприятий;

д) резко возросший диспаритет цен, неплатежи, умышленные и неумышленные ошибки в проведении кредитной и финансовой политики, непомерные налоги, коррумпированность властных структур и т. д.

Появление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где продавец и покупатель могут осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. У производителя в рамках оптового рынка появляется возможность получения прибыли не за счет повышения цены, а за счет повышения товарооборота. Оптовый покупатель имеет возможность закупки продукции мелкими партиями и в ассортименте с оптового продовольственного рынка ежедневно, исключая необходимость в товарных запасах и сокращая тем самым отвлечение оборотных денежных средств до минимума. Конечной целью создания оптового продовольственного рынка является надежное, стабильное, круглогодичное снабжение населения городов качественной, сертифицированной скоропортящейся продукцией в широком ассортименте и по доступным ценам.

Литература

1. Индексы цен и тарифов по Приморскому краю за 2002 год: Стат. бюл. / Приморский краевой комитет госстатистики. Владивосток, 2003.

2. О состоянии продовольственного рынка Приморского края в 2002 году: Комплексный доклад / Приморский краевой комитет госстатистики. Владивосток, 2003.

3. О ценовой ситуации на потребительском рынке товаров и услуг в 2002 году: Аналитическая записка / Приморский краевой комитет госстатистики. Владивосток, 2003.

4. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Р.н/Д: Феникс, 2000.

5. Шмидт Ю.Д. Научно-организованные основы формирования и развития Дальневосточного продовольственного рынка. Ч. II. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1997.

6. Экономика и социальная сфера Приморского края за 2002 год: Стат. бюл. / Приморский краевой комитет госстатистики. Владивосток, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.