Научная статья на тему 'Оптовая торговля в системе инфраструктурного комплекса продовольственного рынка: функции и современное состояние'

Оптовая торговля в системе инфраструктурного комплекса продовольственного рынка: функции и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
657
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стуканова И.П.

В статье рассмотрена проблема состояния и развития оптовой торговли, как одного из важнейших звеньев инфраструктурного комплекса рынка продовольствия, выполняющей ряд важнейших функций и обеспечивающей эффективность рынка в целом. Особе внимание уделяется вопросу создания оптовых продовольственных рынков, призванных способствовать созданию оптимальных условий функционирования потребительского рынка продовольствия и развитию торговли продуктами питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стуканова И.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптовая торговля в системе инфраструктурного комплекса продовольственного рынка: функции и современное состояние»

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ ИНФРАСТРУКТУРНОГО КОМПЛЕКСА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА: ФУНКЦИИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И.П. СТУКАНОВА, кандидат экономических наук, доцент Московский государственный университет прикладной биотехнологии

На потребительском рынке продовольственных товаров осуществляется тесная взаимосвязь и взаимодействие между потребностями и потреблением, платежеспособным спросом и предложением, производителями и потребителями. Эффективность этой связи, как и потребительского рынка в целом, обусловлена уровнем развития его инфраструктуры, поэтому рассмотрение оптовой торговли как основного звена инфраструктуры продовольственного рынка, ее функций и современного состояния, является актуальным, особенно в свете необходимости постоянного совершенствования сферы товарного обращения.

Именно инфраструктура (в переводе с англ. — основа, фундамент) является предпосылкой создания гармоничных отношений на рынке продовольственных товаров как система звеньев, обеспечивающих формирование связей между субъектами рынка. Рыночная инфраструктура представляет собой взаимосвязанный комплекс отраслей оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения и складского хозяйства, финансово-кредитного, страхового, информационного и нормативно-правового обеспечения, функционирующих в социально-экономической среде.

Процесс формирования развитой инфраструктуры определяется территориальной организацией сферы обращения. Специфика переходного периода такова, что решение новых организационно-экономических и управленческих задач инфраструктурного комплекса должно осуществляться с учетом существующей инфраструктуры, которая была ориентирована на равномерное распределение оптовых предприятий, имеющих унифицированные товарные профили и жесткую централизацию при формировании структур и хозяйственных связей, что не в полной мере соответствует новым рыночным условиям.

Важнейшей функцией потребительского рынка продовольствия является доведение товаров до пот-

ребителя. Ключевую роль в этом процессе играют торгово-посреднические структуры, включающие организации оптовой и розничной торговли, региональные коммерческие центры, посреднические торгово-закупочные организации, биржи, брокерские конторы, аукционы и др.

Коммерческие связи с производителями продуктов питания и осуществление заказов на партии продуктов, воздействуя тем самым на объем их выпуска и ассортимент, осуществляют предприятия оптовой торговли.

Оптовая торговля как элемент инфраструктуры потребительского рынка формирует необходимый ассортимент потребительских товаров и снабжает ими розничную торговлю, которая, являясь завершающим звеном движения товаров от производителя к потребителю, обеспечивает окончательное их признание, давая начало новому витку воспроизводственного процесса.

Таким образом, оптовая торговля как элемент потребительского рынка обеспечивает:

• реализацию товаров, создавая экономическую предпосылку для осуществления воспроизводственного процесса и обеспечивая взаимосвязь производства с потреблением;

• процесс доведения товаров до потребителей, осуществляя наряду с их перемещением, ряд вспомогательных операций, таких как хранение, сортировка, формирование партий и др.;

• сокращение издержек производства путем развития и совершенствования техники продаж и технологии торговых операций, функционирования сети складов и создания необходимых товарных запасов, а также развития информационной базы;

• развитие системы сервиса и т. д.

Переход России к рыночным отношениям, активное становление и развитие рынка позволили

оптовой торговле в наибольшей степени реализовать вышеперечисленные функции, о чем свидетельствуют статистические показатели как в отношении торговли в целом, так и оптовой торговли, в частности. Только за период с 2000 по 2006 г. оборот оптовой торговли, являющийся одним из основных экономических показателей деятельности данной сферы, увеличился в 4,7 раза (табл. 1).

Развитие оптовой торговли также характеризуется появлением и увеличением численности организаций других видов деятельности, осуществляющих перепродажу продукции, с учетом которых общий оборот оптовой торговли в РФ в 2006 г. составил 19 859,1 млрд руб., или 109,9 % к 2005 г. Кроме того, положительную динамику развития сферы товарного обращения обеспечивает показатель оборота оптовой торговли неторговых организаций, однако в целом по России данный показатель составил 35 % от оборота организаций оптовой торговли против 42 % в 2005 г. Проявляющаяся тенденция требует внимания и тщательного анализа вызвавших ее причин.

Среди объективных факторов, оказывающих влияние на деятельность всех сфер, и оптовая торговля в данном случае не исключение, степень активности и величина инвестиций, поступающих от национальных и иностранных инвесторов. Увеличение объема инвестиций в оптовую торговлю просматривается на протяжении нескольких лет, однако их распределение по сферам торговли сильно дифференцировано и имеет различную динамику.

Так, общий объем иностранных инвестиций в организации оптовой торговли в 2006 г. составил 11,8 млрд долл., что на 39,6 % меньше, чем в 2005 г. Тем не менее объем иностранных инвестиций в организации, торгующие сельскохозяйственным сырьем и животными, а также пищевыми продуктами, увеличился соответственно на 16 млн долл. и 397 млн долл.

Сфера товарного обращения представляет собой одну из ведущих отраслей национальной эко-

Оборот опт

номики, о чем свидетельствует тот факт, что оборот организаций оптовой торговли составляет почти треть оборота всех организаций РФ, достигнув в 2006 г. показателя 14651,9 млрд руб., или 31,2 % от оборота всех организаций (для сравнения: в 2005 г. этот показатель был равен 10 251,7 млрд руб., или 28,1 %). Следует также отметить, что оборот организаций оптовой торговли существенно различается по субъектам РФ, позволяя, таким образом, сделать вывод о разной степени развитости сферы товарного обращения в регионах. Наибольший оборот организаций оптовой торговли наблюдается в Центральном и Приволжском федеральных округах, составляя соответственно 43,7 % и 16,9 % от общего оборота организаций оптовой торговли РФ.

Увеличение объема иностранных инвестиций и внимание государства к проблемам АПК, пищевой и перерабатывающей промышленностей стали одним из факторов, повлиявших на рост численности организаций, основным видом деятельности которых является оптовая торговля сельскохозяйственным сырьем и животными, а также пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия (в 2007 г. их число по сравнению с 2006 г. увеличилось на 1,3 тыс., или на 16,2 %, и на 4,4 тыс., или 7,9 %, соответственно). В общей структуре оптовой торговли доля этих организаций составляет соответственно 3 % и 8,7 %.

Помимо вышеперечисленных функций, оптовая торговля, выступая элементом рыночной инфраструктуры, играет важную социальную роль, обеспечивая занятость населения, создавая рабочие места и обеспечивая определенный уровень предпринимательской активности. Численность работников, занятых в оптовой торговле, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась на 6,6 % и составила 2413,8 тыс. человек, или 5,0 % от общей численности работников, занятых в организациях всех видов экономической деятельности. Прочное место в оптовой торговле занимают предприятия малого бизнеса, формирующие около половины оборота оптовой торговли (см. рисунок).

Таблица 1

ж торговли

Год Оборот оптовой торговли — всего В том числе организаций оптовой торговли

млрд руб. (в фактически действовавших ценах) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах) млрд руб. (в фактически действовавших ценах) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2000 4 256,8 144,5 3 133,7 154,8

2001 5 507,8 107,0 4 221,7 111,4

2002 6 819,2 107,6 5 465,6 112,5

2003 8 887,7 114,5 7 249,6 116,5

2004 11 422,9 114,3 9 170,5 112,5

2005 15 626,0 114,8 11 007,5 100,7

2006 19 859,1 109,9 14 706,9 115,6

Источник: Торговля в России. 2007. — М., 2007. С. 137.

9,7

34,8

Реализация оптовой торговлей социальной функции в столь существенном объеме во многом обусловливается развитием рыночных отношений, становление которых способствовало появлению предприятий различных форм собственности. Так, среди предприятий, осуществляющих оптовую торговлю сельскохозяйственным сырьем и животными, 58,6 % находятся в частной собственности. Среди осуществляющих торговлю продуктами питания, включая табачные изделия и напитки — 49,5 %.

Среди структурных особенностей современной оптовой торговли следует особо отметить оптовую торговлю продуктами питания, которая, будучи одним из приоритетных направлений социально-экономической политики, требует внимания как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

В общей товарной структуре оборота оптовой торговли удельный вес продовольственных товаров в 2006г. снизился по сравнению с 2005 г. на 1,47 % и составил 10,32 % в общем объеме оптового товарооборота. Особенно существенны изменения в структуре оборота по маслам растительным — в 2,4 раза и по сахару (кроме сахара-сырца, технического, жидкого сахара и сахарной пудры) — в 2,3 раза.

Удельный вес продажи основных продовольственных товаров, определяемый как отношение продажи к суммарному объему производства и импорта каждого продукта, организациями оптовой торговли в общем объеме ресурсов этих товаров на январь 2007г. составил: мяса и птицы — 17,6 %, колбасных изделий — 26,7 %, масла животного — 30,4 %, масел растительных — 16,7 %, маргариновой продукции — 41,6 %, макаронных изделий — 23,9 %, чая — 47,2 %, сахара - 38,5 %, круп - 60,8 %.

Тенденция к увеличению объемов продажи основных видов продуктов питания организациями оптовой торговли сохранилась и по итогам 2007 г. (табл. 2).

2005 г.

2006 г.

35,7

6,1

36,9

37,1

19,8

19,9

■ Крупные и средние организации оптовой торговли

В Крупные и средние организации других видов деятельности

■ Малые предприятия оптовой торговли

И Малые предприятия других видов деятельности_

1) В фактически действовавших ценах.

Структура оборота оптовой торговли по организациям (в процентах к итогу)

Оптовая торговля продовольственными товарами обеспечивает движение продуктов питания от производителя к потребителю и предполагает завоз продуктов на оптовые склады, а затем — в магазины. Поэтому важным фактором эффективного взаимодействия оптовых и розничных предприятий является совершенствование материально-технической базы сферы товарного обращения.

Общая численность и площадь складских помещений организаций оптовой и розничной торговли в РФ за период (2005—2006 гг.) сократилась соответственно: в оптовой торговле — с 8 023 до 7 281 ед., общая площадь — с 90 088,5 тыс. кв. м до 8 914,5 тыс. кв. м; в розничной торговле — с 8 772 до 8 310 ед., общая площадь — с 4 203,8 до 3 849,4 кв. м. При этом следует отметить, что имеющаяся материально-техническая база оптовой и розничной торговли, в том числе торговли продовольственными товарами, на сегодняшний день работает не особенно эффективно: не хватает современных складских помещений, оборудованных в соответствии с требованиями логистики, квалифицированного персонала, недостаточно развита система управления и информатизации в сфере товародвижения.

Таблица 2

Объем продажи отдельных видов продуктов питания в натуральном выражении организациями оптовой торговли

Вид продукта питания 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. руб. 20 761 481,6 30 447 296,8 56 415 020,7

Мясо и птица, т 674 024,54 917 066,71 1 075 420,05

Продукция рыбная товарная (без рыбных консервов), т 537 395,46 477 157,5 493 397,8

Яйца, тыс. шт. 1 606 250,7 2 358 098,8 2 296 324,3

Сыры жирные, включая брынзу, т 85 624,52 110 821,5 147 131,8

Хлеб и хлебобулочные изделия, т 97 053,7 81 235,2 96 554,8

Кондитерские изделия, т 837 064,5 999 663,6 1 026 113,4

Масло растительное, т 808 052,97 601 597,6 746 416,2

Алкогольная продукция и пиво, тыс. руб. 776 492 192,7 882 824 121,2 1 198 353 657

Для улучшения снабжения розничной торговли и населения продуктами питания и обеспечения рационального товародвижения, в частности, необходимо эффективно задействовать имеющую довольно высокий материально-технический уровень сеть складов системы потребительской кооперации в сельской местности, в областных и районных центрах, площади которых используются сегодня недостаточно.

Оптовая торговля выполняет и важную маркетинговую функцию, поскольку, наряду с обеспечением процесса реализации продуктов питания, оптовые предприятия оказывают существенное влияние на формирование платежеспособного спроса и предложения товаров на рынке продовольствия, чем обеспечивает определенный уровень рыночного равновесия и благоприятную конъюнктуру.

Последняя складывается во многом благодаря тому, что наряду с предприятиями оптовой торговли, на рынке продовольственных товаров развиваются и такие структуры, как закупочные организации розничных фирм, оптовые фирмы по заготовке сельскохозяйственных продуктов, оптовые продовольственные рынки, независимые агенты, дистри-бъюторы, товарные брокеры и др.

В продуктовой цепочке между производителем, оптовиком, розничным торговцем и потребителем важное значение имеют стабильно налаженные связи. Появление на рынке продовольствия многочисленных неорганизованных посредников приводит к неоправданному завышению цен, определенной степени монополизации некоторых рыночных сегментов и создает сложности при реализации продуктов питания.

Этим обусловлено появление в системе рыночной инфраструктуры оптовых продовольственных рынков (в октябре 1994г. Правительство РФ приняло постановление «О создании системы оптовых рынков»).

Оптовые продовольственные рынки являются коммерческими предприятиями, осуществляющими операции по купле-продаже продовольствия, в соответствии с установленными правилами торговли.

Как элемент оптовой торговли оптовый продовольственный рынок представляет собой управляемый и регулируемый механизм товародвижения, функционирование которого обеспечивается инфраструктурами, включающими в себя комплекс производственных помещений и вспомогательных технических служб.

Оптовые продовольственные рынки призваны обеспечить оптимальные условия функционирования для производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, продавцов, покупателей на основе рационализации системы товародвижения и распределения продовольственной

продукции, снижения издержек обращения и в итоге способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей населения в продуктах питания.

Эти задачи оптовых продовольственных рынков решаются в процессе реализации таких функций, как:

• комплексное организационно-экономическое, материально-техническое, нормативно-правовое, информационное обеспечение сделок купли-продажи продовольственных товаров;

• формирование и поддержание благоприятной конъюнктуры рынка продовольственных товаров путем регулирования оптовых цен на продукты питания;

• снижение социальной напряженности в регионе путем создания новых рабочих мест в системе обслуживания оптовых продовольственных рынков; обеспечение условий для сохранения качественных параметров продуктов и снижения их потерь в процессе хранения и транспортировки, что является важным условием качественной стороны потребления продовольствия. Оптовые продовольственные рынки способствуют созданию нормальной конкурентной среды, снижают уровень монополизации оптовой торговли, создают условия для сокращения издержек обращения и эффективного развития торговли.

Таким образом, оптовая торговля как важнейшая составляющая сферы товарного обращения, реализуя общие и специфические функции и являясь одной из основных сфер народного хозяйства, в период становления в России рыночных отношений прошла существенный путь развития. Тем не менее ряд проблем, выделяемых в данной сфере, требует скорейшего решения, поскольку именно оптовая торговля, ее состояние и тенденции развития оказывают влияние на развитие экономики страны и ее социальную сферу, в том числе и на повышение качества жизни. Повышение уровня и качества жизни населения предполагает наиболее полное удовлетворение его разносторонних потребностей. Уровень удовлетворения жизненно важной потребности в продуктах питания, наряду с такими факторами, как обеспечение их предложения и наличие платежеспособного спроса, во многом зависит от того, насколько развит его инфраструктурный комплекс, и в частности сфера товарного обращения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Торговля в России. 2007. - M., 2007. С. 137.

2. Торговля в России. 2007. - M., 2007. - 565 с.

3. По материалам официального сайта Росстата РФ www. gks.ru

4. Постановление Правительства РФ «О создании системы оптовых рынков» от 03.10.1994 № 1121 (с изменениями от 03.12.1994 и 26.01.1995).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.