Научная статья на тему 'Конкурентоспособность отечественного продовольствия в условиях монополизации каналов сбыта'

Конкурентоспособность отечественного продовольствия в условиях монополизации каналов сбыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ / ОПТОВЫЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ РЫНКИ И ОПТОВЫЕ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуралиев Сиражудин Урцмиевич

Проблема обеспечения продовольственной безопасности на основе создания гарантированных каналов сбыта остается важнейшей задачей органов государственной власти, бизнеса и науки независимо от экономической и политической ситуации на мировых товарных рынках. Важное место в решении этой проблемы отводится совершенствованию механизмов развития и регулирования системы оптовой торговли продовольствием на основе формирования эффективного оптового звена в системе товародвижения. Основной задачей предприятий оптовой торговли в этой системе является организация своевременной поставки продуктов питания в розничную торговлю и общественное питание, обеспечение контроля за качеством продовольствия, предотвращение поступления на рынок продукции, не отвечающей спросу и требованиям потребителя. Для этого предприятия оптовой торговли должны хорошо знать конъюнктуру рынка, прогнозировать спрос и удовлетворять потребности населения в продуктах питания в необходимых объемах и ассортименте, а государство должно принимать эффективные законы и программы, способствующие развитию добросовестной конкуренции и более эффективному использованию экономических ресурсов общества независимо от экономических санкций и макроэкономической нестабильности на внешнем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нуралиев Сиражудин Урцмиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competitiveness of domestic food in conditions of monopolization of sales channels

The problem of ensuring food security on the basis of creation of guaranteed sales channels remains the most important task of public authorities, business and science, regardless of the economic and political situation on world commodity markets. An important place in the solution of this problem is given to improving the mechanisms of development and regulation of wholesale food trade on the basis of the formation of an effective wholesale link in the system of product distribution. The main objective of the enterprises of wholesale trade in this system is the organization of timely delivery of food products in retail and catering, ensuring control over the quality of food, prevention from entering the market products that do not meet the demand and requirements of the consumer. For this enterprise of wholesale trade should be familiar with the market situation, to forecast demand and meet the needs of population in food products in the required quantities and assortment, and the government should make effective laws and programs to facilitate the development of fair competition and more efficient use of economic resources of society regardless of economic sanctions and macroeconomic instability on the external market.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность отечественного продовольствия в условиях монополизации каналов сбыта»

ТЕМА НОМЕРА ПРОДУКТЫ

для оптимального питания

УДК: 65.29:664(045)

Конкурентоспособность отечественного продовольствия

в условиях монополизации каналов сбыта

С. У. Нуралиев, д-р экон. наук, профессор Союз рынков России

Особенностью современного этапа экономического развития является усиление процессов глобализации на мировых товарных рынках, особенно в сфере производства и обращения продуктов питания. Конечная цель глобальных компаний -достижение лидерства на мировых товарных рынках и максимизация прибыли.

Для реализации этой стратегической цели многие компании используют методы недобросовестной конкуренции, которые в конечном итоге приводят к монополизации каналов сбыта, диктату цен, затрудняют сбыт произведенной продукции на монополизированных рынках.

Наиболее остро эти проблемы стоят перед российскими сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, которые не могут реализовать свою продукцию на внутреннем рынке в связи с отсутствием альтернативных каналов сбыта и несовершенством федерального законодательства в этой сфере.

Необходимым условием решения этой проблемы в условиях глобализации и макроэкономической нестабильности на внешнем рынке является формирование эффективного механизма взаимодействия власти и бизнеса длясоздания условий впроизводстве конкурентоспособных

продуктов питания на основе эффективного использования экономических ресурсов общества.

По уровню обеспеченности земель-нымиресурсами Россия занимает 1-е место в мире (18% сельхозугодий планеты); лесными ресурсами - 1-е место в мире (18% ресурсов планеты); водными ресурсами - 2-е место (20% запасов); запасами газа - 2-е место (17,4% мировых запасов); запасами нефти - 8-е место (6,1% мировых запасов); трудовыми ресурсами (численность населения 150 млн чел.) - 9-е место в мире (2% населения планеты).

Рациональное использование этих ресурсов позволяет стране обеспечить не только внутренние потребно-стив продуктах питания, но и значительно расширить объемы их экспорта для обеспечения продовольственной безопасностинаселения России

и планеты в целом. Для этого нужна эффективная торгово-экономическая политика, направленная на реализацию конкурентных преимуществ страны на внутреннем и международном рынках.

К сожалению, из-за отсутствия такой политики и неэффективности использования экономическихресурсов общества уровень жизни значительной части населения остается низким, зависимость от импорта продуктов питания, особенно в крупных городах и промышленных центрах, сохраняется.

Это объясняется отсутствием эффективного механизма взаимодействия власти, бизнеса и науки при формированииторгово-экономической политики, которая должна быть направлена, с одной стороны, на развитие добросовестной конкуренции между различными каналами сбыта для обеспечения гарантированного сбыта отечественного продовольствия на внутреннем рынке, а с другой стороны - на реализацию экспортного потенциала страны для удовлетворения потребностей населения в тех странах, где экономических и природных ресур-совнедостаточно.

В условиях глобализации значительно повышается роль науки в разработке и реализации этой политики. Важнейшей задачей науки в этих условиях является изучение и прогнозирование ситуации на внутреннем и внешнем рынке и подготовка рекомендаций для органов государственной власти для продвижения отечественного продовольствия на национальный и международные рынки, эффективное использование ресурсов и возможностей бизнеса.

Зарубежный опыт развития товаропроводящей инфраструктуры для решения этой проблемыпоказывает, что в большинстве стран с развитой рыночной экономикой реализация мясной, рыбной и плодоовощной-продукции осуществляется через оптовые и розничные рынки. Сбыт продукции по этим каналам позволяет государству более эффективно регулировать товарные и финансовые потокина внутреннем рынке.

В России эта проблема неоднократно обсуждалась в последние годы федеральными органами законодательной и исполнительной власти.

В 1998 г. Правительством Российской Федерации была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков на 1998 - 2005 гг., в соответствии с которой предусматривалось создать 70 оптовых продовольственных рынков в различных регионах страны.

Для эффективной реализации этой программы в 1998 г. был подготовлен и внесен на рассмотрение проект Федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках». В соответствии с этим проектом Закона было предусмотрено непосредственное участие государства в создании и функционировании таких рынков, как это делается в других странах с развитой экономикой.

К сожалению, эти предложения не были поддержаны зарубежными экспертами и консультантами, которые принималиактивное участие в проведении экономическихреформ в России и формировании торгово-экономической политики государства в 90-е гг. ХХ века. В результате проект Федерального закона не был принят, а Комплексная программа осталась нереализованной. В итоге это привело к монополизации каналов сбыта торговыми сетями и зарубежными компаниями.

Проблема монополизации каналов сбыта сегодня представляет серьезную угрозу не только для отечественного товаропроизводителя, но и для потребителя и для государства в целом. Если не будет решена проблема сбыта, не будет решена и проблема производства, проблема переработки и проблема реализации готовой продукции для обеспечения продовольственной безопасности страны. Решение этой проблемы в условиях монополизации каналов сбыта зависит от готовности монополиста обеспечить доступ продукции отечественных товаропроизводителей на внутренний рынок.

К сожалению, во всех крупных городах страны, где формируется основной спрос на продовольствие, каналы сбыта монополизированы крупными зарубежными компаниями и торговыми сетями. Только в Московском регионе, где по данным Росстата приходится около 40% оборота оптовой торговли продовольствием, за последние годы построено 12 предприятий торговли продуктами питания немецкой компании «Метро» и 27 предприятий торговли французской компании «Ашан».

В тоже время на территории Германии нет ни одного предприятия торговли французской компании «Ашан», хотя эти два государства входят в единую Европейскую интеграционную систему. Во многих регионах страны местные органы власти, представляя этим компаниям лучшие земельные участки, создают им определенные конкурентные преимущества.

Этому способствуют также и принимаемые на федеральном уровне законы и программы. Федеральный

закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» привел к ликвидации розничных рынков и еще большему усилению монопольного влияния торговых сетей и зарубежных компаний на российском рынке.

По данным Росстата после принятия этого Закона общее количество розничных рынков за 2007 - 2016 гг. уменьшилось с 5892 до 1158, или более чем в 5 раз, а удельный вес товарооборота розничных рынков за этот период снизился с 19,6% до 7,1%, или в 2,8 раза. За последние годы в этот Закон четыре раза (в 2007, 2009, 2011, и 2014 гг.) вносились изменения с целью снижения негативных последствий его действия, норешить эту проблему полностью не удалось.

Союз рынков России в 2017 г. неоднократно направлял предложения по этим вопросам для обсуждения и включения в итоговые рекомендации парламентских слушаний Государственной Думы и Совета Федерации. Предложения о неэффективности и необходимости отмены этого закона направлялись также в федеральные органы исполнительной власти. Прошло десять лет - достаточный срок для того, чтобы убедиться в неэффективности этого закона и необходимости его отмены.

Сегодня стало понятно, что нужно не только отменить этот закон, но и строить новые рынки, создавать условия для развития рынков и добросовестной конкуренции между различными каналами сбыта. За десять лет ликвидировано около 4734 розничных рынков или 80% от общего количества в стране. Кто инициировал этот закон, какой ущерб нанесен государству и кто должен нести ответственность за такие решения.

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», призванный устранить эти недостатки и обеспечить равные конкурентные условия для всех участников рынка, также не решил проблему эффективного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

Поправки, принятые к этому Закону в июле 2016 г., снова не возымели должного действия, а лишь частично устранили негативные последствия Федерального закона № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. В связи с этим необходимо отменить этот Закон, поскольку монополизм торговых сетей продолжает усиливаться, а розничные рынки не возрождаются.

ПРОДУКТЫ ДЛЯ ОПТИМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ

I ТЕМА НОМЕРА Л

Для решения проблемы сбыта Союзом рынков России в октябре 2010 г. в Правительство Российской Федерации были направлены предложения о необходимости разработки и принятия Государственной программы развития инфраструктуры продовольственного рынка.

По сообщению Минсельхоза России, предложения Союза поддержаны и будут учтены и включены в Государственную программу развития сельского хозяйства. В декабре 2014 г. в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013 - 2020 гг. были внесены изменения и дополнения и в соответствии с этими изменениями на 2015 - 2020 гг. на создание оптовых распределительных центров (ОРЦ) предусмотрено выделить 79,4 млрд руб.

К сожалению, согласно Государственной программе, вместо оптовых продовольственных рынков в порядке эксперимента решили построить оптовые распределительные центры (ОРЦ), причем без всякого научно-экономического обоснования и учета опыта функционирования таких объектов в странах с развитой рыночной экономикой.

Зарубежный опыт показывает, что ОРЦ, также, как и оптовые рынки, должны создаваться в крупных городах и промышленных центрах, где формируется основной спрос на продовольствие. В связи с этим создание ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарской республике является экономически не обоснованным и ошибочным.

Информацию по этому вопросу неоднократно направляли в Минсель-хоз России, Государственную Думу, Совет Федерации и другие органы государственной власти. Тем не менее, строительство подобных ОРЦ без всякого научно-экономического обоснования продолжается. Примечательно, что основными арендаторами торговых и складских комплексов на ОРЦ выступают торговые сети и зарубежные торговые компании, ориентированные на российский рынок, а на ОПР - отечественные товаропроизводители.

С учетом этой особенности реализация Государственной программы развития сельского хозяйства в части создания ОРЦ может привести к дальнейшей монополизации каналов сбыта торговыми сетями и зарубежными компаниями и еще большему обострению проблемы сбыта отечественного продовольствия на внутреннем рынке.

Для комплексного решения этой проблемы и развития добросовестной конкуренции между различными

каналами сбыта наука должна изучить и дать объективную оценку эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на развитие торгово-сбытовой инфраструктуры. Необходимым условием успешного решения этой проблемы должно стать формирование эффективного механизма взаимодействия власти, бизнеса и науки.

Основными задачами органовго-сударственной власти в соответствии с этим механизмом являются:

• организация эффективного распределения и использования экономических и природных ресурсов общества;

• создание условий для развития конкуренции в сфере производства и реализации продуктов питания;

• формирование конкурентоспособной налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики государства;

• поддержка отечественного бизнеса и науки в реализации конкурентных преимуществ страны и использовании экономических ресурсов общества;

• разработка и реализация эффективных законодательных и нормативных актов и государственных программ.

Основными задачами бизнеса являются:

• эффективное использование экономических ресурсов общества;

• производство товаров и услуг, отвечающих требованиям рынка;

• удовлетворение потребностей населения в продуктах питания;

• создание рабочих мест и обеспечение занятости населения;

• формирование доходной части государственного бюджета для выполнения государством своих функций.

Основными задачами науки являются:

• участие в подготовке, обсуждении и экспертизе проектов федеральных законов и нормативных актов;

• анализ и прогнозирование рисков для продовольственного рынка при подготовке и экспертизе законопроектов;

• участие в разработке и реализации государственных комплексных и целевых программ развития отрасли;

• подготовка предложений по корректировке экономической политики с учетом ситуации на рынке (индикативное планирование).

Реализация этих задач в условиях глобализации и макроэкономической нестабильности на мировых товарных рынках на основе формирования эффективного механизма

взаимодействия органов власти, бизнеса и науки позволит более эффективно использовать конкурентные преимущества страны на внутреннем и международном рынках для решения экономических и социальных проблем общества.

Вопросы конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке и роли оптовой торговли в решении этой проблемы будут обсуждаться на Всероссийской конференции, которая пройдет в Москве с 21 по 23 марта 2018 г. Информация по этим вопросам размещена на сайте Союза рынков России (www.souzopr.org)

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбиции и реальность. Место России в мировых рейтингах. - Профиль. -

2016. - № 21 (955). - С. 10 - 11.

2. Нуралиев, С.У. Совершенствование государственной торгово-экономической политики в условиях глобализации/С.У. Нуралиев // Пищевая промышленность. - 2016. - № 11. - C. 17 - 19.

3. Нуралиев, С.У. Продовольственный рынок России в новых экономических условиях: задачи и перспективы/С.У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2015. - № 3. - С. 14 - 17.

4. Нуралиев, С.У. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях глобализации и задачи оптовой торговли/ С.У. Нуралиев //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - № 9. - С. 14 - 17.

5. Нуралиев, С.У. О роли оптовой торговли в обеспечении продовольственной безопасности и качества пищевых продуктов/С.У. Нуралиев // Пищевая промышленность. - 2017. - № 2. - С. 8 - 10.

6. Россия в цифрах 2016: Крат. стат. сб./Росстат - М., Р 76. - 2016. - 543 с.

REFERENCES

1. Ambicii i real'nost'. Mesto Rossii v mirovyh rejtingah. - Profil'. - 2016 . -№21 (955). - S. 10-11.

2. Nuraliev, S.U. Sovershenstvovanie gosudarstvennoj torgovo-jekonomi-cheskoj politiki v uslovijah globalizacii / S.U. Nuraliev // Pishhevaja promyshlen-nost'. - 2016. - № 11. - C. 17-19.

3. Nuraliev, S.U. Prodovol'stvennyj rynok Rossii v novyh jekono-micheskih uslovijah: zadachi i pers-pektivy / S.U. Nuraliev // Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. - 2015. - №3. - S. 14-17.

4. Nuraliev, S.U. Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti v uslovi-jah globalizacii i zadachi optovoj tor-govli / C.U. Nuraliev //Jekonomika sel'skohozjajstvennyh i pererabatyvajushhih predprijatij. - 2016. - №9. - S. 14-17.

5. Nuraliev, S.U. O roli optovoj torgovli v obespechenii prodovol'stvennoj bezopasnosti i kachestva pishhevyh produktov / S.U. Nuraliev // Pishhevaja promyshlennost'. -

2017. - №2. - C. 8-10.

6. Rossija v cifrah 2016: Krat.stat. sb. / Rosstat - M., R 76. - 2016. - 543 s.

Конкурентоспособность отечественного продовольствия в условиях монополизации каналов сбыта

Ключевые слова

конкуренция и конкурентоспособность; оптовая и розничная торговля продовольствием; оптовые продовольственные рынки и оптовые распределительные центры; продовольственный рынок и продовольственная безопасность

Реферат

Проблема обеспечения продовольственной безопасности на основе создания гарантированных каналов сбыта остается важнейшей задачей органов государственной власти, бизнеса и науки независимо от экономической и политической ситуации на мировых товарных рынках. Важное место в решении этой проблемы отводится совершенствованию механизмов развития и регулирования системы оптовой торговли продовольствием на основе формирования эффективного оптового звена в системе товародвижения. Основной задачей предприятий оптовой торговли в этой системе является организация своевременной поставки продуктов питания в розничную торговлю и общественное питание, обеспечение контроля за качеством продовольствия, предотвращение поступления на рынок продукции, не отвечающей спросу и требованиям потребителя. Для этого предприятия оптовой торговли должны хорошо знать конъюнктуру рынка, прогнозировать спрос и удовлетворять потребности населения в продуктах питания в необходимых объемах и ассортименте, а государство должно принимать эффективные законы и программы, способствующие развитию добросовестной конкуренции и более эффективному использованию экономических ресурсов общества независимо от экономических санкций и макроэкономической нестабильности на внешнем рынке.

Авторы

Нуралиев Сиражудин Урцмиевич, д-р экон. наук, профессор Союз рынков России, 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 14, souzopr@yandex.ru

Competitiveness of domestic food in conditions of monopolization of sales channels

Key words

competition and competitiveness; wholesale and retail trade of food; wholesale food markets and wholesale distribution centers; food market and food security

Abstracts

The problem of ensuring food security on the basis of creation of guaranteed sales channels remains the most important task of public authorities, business and science, regardless of the economic and political situation on world commodity markets. An important place in the solution of this problem is given to improving the mechanisms of development and regulation of wholesale food trade on the basis of the formation of an effective wholesale link in the system of product distribution. The main objective of the enterprises of wholesale trade in this system is the organization of timely delivery of food products in retail and catering, ensuring control over the quality of food, prevention from entering the market products that do not meet the demand and requirements of the consumer. For this enterprise of wholesale trade should be familiar with the market situation, to forecast demand and meet the needs of population in food products in the required quantities and assortment, and the government should make effective laws and programs to facilitate the development of fair competition and more efficient use of economic resources of society regardless of economic sanctions and macroeconomic instability on the external market.

Authors

Nuraliev Sirajidin Urtzmievich, Doctor of Economical Sciences, Professor

Union of the markets of Russia, 141014, Moscow Region, Mytischi, ul. V. Voloshinoy, 14, souzopr@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.