УДК 658.6
О развитии торговли продуктами питания
в условиях монополизации каналов сбыта
С.У. Нуралиев, д-р экон. наук, профессор Союз оптовых продовольственных рынков России, г. Мытищи, Московская обл.
Развитие продовольственного рынка на современном этапе характеризуется усилением глобализации и монополизации в сфере реализации продуктов питания и, как следствие, обострением проблем сбыта продукции сельских товаропроизводителей, диктат цен и условий по-ставок.Основная цель глобализации - укрепление лидирующих позиций крупных компаний на мировых товарных рынках и, в первую очередь, на рынке продуктов питания. Для этого используются различные методы и механизмы, направленные на устранение конкурентов и получение максимальной прибыли.
Многие компании используют методы недобросовестной конкуренции и грязные технологии, привлекая для этого своих экспертов в качестве консультантов при разработке государственных программ и законопроектов в странах, которые рассматриваются ими как потенциальные рынки сбыта, в ряде случаев в качестве иностранных консультантов используют специалистов, не имеющих к данной проблеме никакого отношения.
Для решения проблемы необходимо сформировать эффективную товаропроводящую инфраструктуру с одновременным совершенствованием федерального законодательства в сфере торговли продуктами питания. Все это должно способствовать развитию конкуренции между различными каналами сбыта и обеспечению гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.
К сожалению, монополизация каналов сбыта торговыми сетями и зарубежными компаниями на продовольственном рынке страны с каждым годом усиливается. Только в московском регионе, на который по данным Росстата приходится около 40 % оборота оптовой торговли продовольствием, за последние годы построено 12 предприятий немецкой компании «Метро» и 27 предприятий французской компании «Ашан».В ряде случаев государственная торгово-сбытовая политика способствует созданию и развитию таких компаний и торговых сетей в крупных городах и мегаполисах страны, где формиру-
ются основные продовольственные и финансовые потоки, усилению монополизации этих компаний в сфере обращения продуктов питания и обострению проблемы сбыта продукции сельских товаропроизводителей на внутреннем рынке.
Принятие Федерального закона № 271-ФЗ от 30.06.2006 г. «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», внесенного по инициативе торговых сетей, привело к ликвидации розничных рынков и снижению их доли в товарообороте. По данным Росстата, количество розничных рынков в связи с принятием этого Закона за 2006-2015 гг. уменьшилось с 5900 до 1300 или в 4,5 раза, а удельный вес розничной торговли по этим каналам сбыта снизился с 19,6 до 7,9 %, или в 3 раза.
Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», призванный устранить эти недостатки, не решил проблему сбыта продукции отечественных товаропроизводителей, а поправки, принятые к нему Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 273-Ф3,лишь частично сглаживают негативные последствия, поскольку монополизм торговых сетей продолжается, а тенденции ликвидации розничных рынков сохраняются.
В связи с этим представляется целесообразным распространить действия Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 и принятых к нему поправок на все предприятия торговли, в том числе и на розничные рынки, а Федеральный закон № 271-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» отменить как не отвечающий интересам государства.
Как показывает зарубежный опыт, для решения проблемы сбыта скоропортящейся продукции в странах с развитой рыночной экономикой государством создаются условия для развития оптовых и розничных рынков. Во многих странах эти каналы сбыта являются приоритетными в государственной торгово-сбытовой
политике, поскольку они способствуют развитию конкуренции и формированию справедливой цены.
По данным Всемирного союза оптовых рынков (ВСОР) более 50 % плодоовощной, мясной и рыбной продукции реализуется через такие рынки, а в России этот показатель составляет не более 10 %. Всоответ-ствии с соглашением, заключенным между ФАО и ВСОР, важнейшей задачей этих рынков является сокращение продовольственных потерь, которые оцениваются в 1,3 млрд. тв год, или около 30 % от объема мирового производства.
Для решения этой проблемы постановлением Правительства Российской Федерации № 593 от 25 июня 1998 г. была принята Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков, которая предусматривала создание 70 оптовых рынков в различных регионах страны. Для реализации этой программы с учетом зарубежного опыта был внесен на рассмотрение органов власти проект Федерального закона «Об оптовых продовольственных рынках», который предусматривал участие государства в создании таких рынков. К сожалению, по рекомендации некоторых экспертов закон не был принят, а Комплексная программа осталась нереализованной. В конечном итоге это привело к усилению монополии торговых сетей и зарубежных компаний на продовольственном рынке страны и снижению конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем рынке.
В настоящее время для решения этой проблемы и предотвращения продовольственных потерь во многих регионах страны ведется активная работа по созданию оптовых распределительных центров (ОРЦ). На их строительство государственной программой развития сельского хозяйства на 2015-2020 гг. предусмотрено выделить 79,4 млрд руб. Однако разработчики программы и те, кто ее реализует в регионах не понимают особенностей функционирования этих центров и принципиальных отличий между ОРЦ, которых нигде в мире нет и оптовыми продовольственными рынками (ОПР), которые успешно
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
функционируют в странах Евросоюза, США, Японии, Китае и т.д. Принципиальное их отличие заключается в том, что ОПР создаются в крупных городах, где формируется основной спрос на продовольствие, основными арендаторами на них являются отечественные товаропроизводители или их представители, а на ОРЦ - торговые сети или поставщики импортного продовольствия, ориентированные на российский рынок. С учетом этих особенностей создание ОРЦ «Прохладное» в Кабардино-Балкарской республике в соответствии с госпрограммой является экономически не обоснованным. Такие центры, также как и оптовые рынки, должны создаваться в местах массового потребления продуктов питания.
Серьезной угрозой для формирования и развития эффективной системы оптовой торговли продовольствием является проект Федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках», подготовленный и внесенный Законодательным собранием Краснодарского края на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Из текста законопроекта видно, что специалисты, принимавшие участие в его подготовке, не имеют представления об оптовом рынке, поскольку многие положения проекта Закона, связанные с созданием и функционированием оптовых рынков, определением полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в большей степени относятся к розничным рынкам. Они учитывают зарубежный опыт создания оптовых рынков и особенности их функционирования в Российской Федерации.
Основная цель создания оптовых рынков, как показывает зарубежный опыт, - это обеспечение населения крупных городов и промышленных центров высококачественными продуктами питания по оптимальной цене на основе развития рыночной конкуренции, с одной стороны, между многочисленными оптовыми поставщиками продовольствия региона (товаропроизводителями), с другой стороны, между оптовыми покупателями продовольствия (предприятиями розничной торговли города) на территории оптового продовольственного рынка.Исходя из этой цели, во всех странах с развитой рыночной экономикой оптовые рынки создаются в крупных городах, где формируется основной спрос на продовольствие. Причем, в одном городе функционирует только один оптовый рынок, который создает условия для разви-
тия конкуренции и формирования справедливой цены на продукты питания. По оценкам Всемирного союза оптовых рынков около 50 % скоропортящейся продукции в розничную торговлю и общественное питание города поступает по этим каналам сбыта.
С учетом этих особенностей и требований многие статьи законопроекта должны быть полностью пересмотрены. В законопроекте неверно определены концептуальные подходы к созданию и функционированию оптовых рынков в субъектах Российской Федерации. Это главная ошибка, которая приведет к серьезным экономическим потерям и последствиям для всех регионов страны, в том числе и для Краснодарского края. Очень важное значение имеет выбор места расположения оптового рынка. По этой причине многие оптовые рынки не смогут конкурировать с торговыми сетями или будут вынуждены зависеть от них.
Определение потребностей субъекта Российской Федерации в количестве оптовых рынков исходя из объемов сельскохозяйственной продукции, производимой в пределах территории этого субъекта Российской Федерации, как предусмотрено в статье 9 законопроекта, является экономически необоснованным. Оптовые рынки создаются в крупных городах, где формируется спрос на продукты питания, и потребности в этих рынках должны определяться исходя из численности населения конкретного города, т.е. исходя из потребностей города в продуктах питания.
С учетом анализа зарубежного опыта и региональных особенностей страны в каждом субъекте Российской Федерации (кроме Москвы и С-Петербурга) в зависимости от количества крупных городов может быть создан только один или два оптовых рынка. В связи с этим, в ведении реестра оптовых рынков на региональном уровне уполномоченным субъекта Российской Федерации нет никакой необходимости.
Строительство оптового рынка, как показывает зарубежный опыт, обходится не менее 2-3 млрд руб., а его основной задачей является ежедневное снабжение предприятий розничной торговли и общественного питания города свежими и качественными продуктами питания. В связи с этим, положение о выдаче разрешений на организацию оптового рынка в субъектах Российской Федерации органом местного самоуправления сроком на 5 лет, как предусмотрено проектом Федерального закона, яв-
ляется ошибочным и приведет лишь к усилению коррупции в региональных и местных органах власти.
Сегодня для решения проблемы сбыта Государственной программой развития сельского хозяйства в 2015-2020 гг. предусмотрено создание оптовых распределительных центров (ОРЦ) вместо оптовых рынков, хотя преимущества этих центров по сравнению с оптовыми рынками не изучены, а преимущества оптовых рынков, как показывает зарубежный опыт, очевидны.
Все эти замечания и предложения нами были высказаны и поддержаны при обсуждении проекта Федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках» на парламентских слушаниях в Совете Федерации 2 июля 2008 г., в том числе и с участием Председателя Законодательного собрания Краснодарского края
B.А. Бекетова.
В 2011-2014 гг. проект Закона неоднократно рассматривался в Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам, где также по этим причинам был отклонен. К сожалению, авторами законопроекта выводы не сделаны, зарубежный опыт организации оптовых рынков не изучен и не использован, последствия принятия Федерального закона для аграрной экономики не ясны.
Принятие Федерального закона «Об оптовых сельскохозяйственных рынках» в таком виде может привести к ликвидации оптовой торговли продовольствием, монополизации каналов сбыта торговыми сетями и зарубежными компаниями и еще большему обострению проблемы сбыта отечественного продовольствия на внутреннем рынке, как это произошло после принятия Федерального закона № 271 - ФЗ от 30 декабря 2006 г. Для решения этой проблемы, как показывает зарубежный опыт, принимаются государственные программы, а не законы, которые создают лишь дополнительные проблемы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амбиции и реальность. Место России в мировых рейтингах // Профиль. -2016. - №21 (955). - С. 10-11.
2. Нуралиев, С.У. Совершенствование государственной торгово-экономической политики в условиях глобализации / С.У. Нуралиев // Пищевая промышленность. - 2016. - №11. -
C. 17-19.
3. Нуралиев, С.У. Продовольственный рынок России в новых экономических условиях: задачи и перспективы / С.У. Нуралиев // Экономика сельскохозяй-
ственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - №3. - С.14-17.
4. Нуралиев, С.У. Обеспечение продовольственной безопасности в условиях глобализации и задачи оптовой торгов-
ли / С.У. Нуралиев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2016. - №9. - С.14-17.
5. Россия в цифрах 2016: Крат.стат. сб. - М.: Росстат, 2016. - 543 с.
6. Серегин, С.Н. Развитиеинноваций в усл овиях санкций: п роблемы и возможности / С.Н. Серегин, Н.Д. Аварский, С.У. Нуралиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - №10.
О развитии торговли продуктами питания в условиях монополизации каналов сбыта
Ключевые слова
оптовая и розничная торговля продуктами питания; оптовые продовольственные рынки и оптовые распределительные центры; продовольственный рынок и продовольственная безопасность
Реферат
Тенденции развития продовольственного рынка на современном этапе характеризуются усилением глобализации и монополизации в сфере реализации продуктов питания, обострением проблем сбыта продукции российских сельских товаропроизводителей, диктатом цен и условий поставок продовольствия. Особое место в решении этой проблемы отводится формированию эффективной товаропроводящей инфраструктуры и совершенствованию федерального законодательства в сфере торговли продуктами питания. Это должно обеспечить развитие конкуренции между различными каналами сбыта и гарантированный сбыт продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке. Как показывает зарубежный опыт, для решения проблемы сбыта скоропортящейся продукции в странах с развитой рыночной экономикой государством создаются условия для развития оптовых и розничных рынков. Во многих странах эти каналы сбыта являются приоритетными в государственной торгово-сбытовой политике, поскольку они способствуют развитию конкуренции и формированию справедливой цены.
Авторы
Нуралиев Сиражудин Урцмиевич, д-р экон. наук, профессор Некоммерческая организация «Союз оптовых продовольственных рынков России», 141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д. 14, $01К0рг@уаг^ех.ги1"|Нр://шшш.$01К0рг.0гд
On the development of trade in food products under the conditions of monopolization of the distribution channels
Key words
wholesale and retail trade of food products; wholesale food markets and wholesale distribution centers; food market and food security
Abstracts
Trends of food market development on the modern stage is characterized by increasing globalization and monopolization in the sphere of realization of food products, and their consequence is the growing problem of marketing of products of rural producers in the domestic market, dictate prices and terms of supply of food to the monopolized market. A special place in the solution of this problem is given to the formation of the effective commodity distribution infrastructure, and improvement of Federal legislation in the sphere of food trade, as a necessary condition for the solution to this problem is the development of competition between different distribution channels and providing a guaranteed market for products of domestic producers on the domestic market. Foreign experience shows that, to solve the marketing problems of perishable products in countries with developed market economy, the state creates conditions for development of wholesale and retail markets. In many countries, these distribution channels are a priority in the state trade and marketing policies, as they contribute to the development of competition and formation of a fair price.
Authors
Nuraliev Siragudin Urtcmievich, Doctor Of Economic Sciences, Professor, Non-profit organization «The Union of the wholesale food markets in Russia», V. Voloshinoy St., 14, Mytischi, Moscow region, 141014, [email protected], http://www.souzopr.org
SOLIDS EUROPEAN SERIES
SOLIDS
RUSSIA
6-7 июня 2017
ЦБК,Экспоцентр" Москва
Станьте участником!
3-я конференция и выставка по технологиям и транспортировке сыпучих материалов
Organised by
EASYFAIRS
' Viût Ihf futu'e
I^BH
www.soIids-russia.ru