Научная статья на тему 'Формирование системы оптовых продовольственных рынков региона'

Формирование системы оптовых продовольственных рынков региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
711
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОПТОВЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / СИСТЕМА / FOOD SUPPLY / WHOLESALE FOOD MARKET / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полозова Татьяна Владимировна, Колесняк Игорь Александрович, Колесняк А. А.

Предложена структура управления и инфраструктура регионального оптового продовольственного рынка, схема движения продукции сельского хозяйства и продовольственных товаров до конечного потребителя. Определено место оптового рынка в системе продовольственного обеспечения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полозова Татьяна Владимировна, Колесняк Игорь Александрович, Колесняк А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of wholesale food regional market systems

We offer a management structure and an infrastructure of regional wholesale food market; as well as a scheme of agricultural products and foodstuff movements to end-consumers. We have also defined the place of wholesale markets in the system of food supplying.

Текст научной работы на тему «Формирование системы оптовых продовольственных рынков региона»

УДК 380.13

Т. В. Полозова, И. А. Колесняк, А. А. Колесняк

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ РЕГИОНА

Предложена структура управления и инфраструктура регионального оптового продовольственного рынка, схема движения продукции сельского хозяйства и продовольственных товаров до конечного потребителя. Определено место оптового рынка в системе продовольственного обеспечения.

Ключевые слова: продовольственное обеспечение, оптовый продовольственный рынок, система.

Организация товародвижения играет существенную роль в системе продовольственного обеспечения населения любого региона. Продовольственное обеспечение населения региона страны определяется, в первую очередь, состоянием продуктопроизводящих и обслуживающих отраслей. С каждым годом снижается доля сельхозтоваропроизводителя в цене продукции сельского хо -зяйства (15-18 %), значительная часть приходится на переработчиков, торговлю и перекупщиков. В 1990 г. коммерческие структуры и структуры теневого капитала занимали в цене конечного товара 0,5 % затрат, а в настоящий период занимают 25-28 %. Организующим звеном системы продвижения ресурсов продовольствия из сферы их производства в сферу конечного потребления, обеспечивающим повышение доли товаропроизводителей в конечной цене продукции сельского хозяйства, является оптовый продовольственный рынок.

Понятие «оптовый продовольственный рынок» трактуется в научной литературе по-разному. По мнению С. У Нуралиева и Л. Н. Усенко, оптовый продовольственный рынок - это управляемая и регулируемая система товаропродвижения с соответствующей инфраструктурой [1, с. 9-10; 2]. В нашем представлении понятие оптового продовольственного рынка двойственное: во-первых, это одна из структур механизма концентрации и продвижения крупных партий товаров от производителей к потребителям, во-вторых, это организационная форма, решающая определенные задачи и выполняющая соответствующие функции в подсистемах формирования и распределения ресурсов продовольствия. Главное преимущество такой формы организации в системе товародвижения в том, что она, во-первых, настроена на интересы конечного потребителя, во-вторых, ориентирует товаропроизводителя на требования рынка, в-третьих, способствует поступлению средств в местный бюджет за счет ликвидации теневых структур торговли, создает предпосылки снижения розничной цены при одновременном росте прибыли товаропроизводителя.

Организация оптовых рынков позволяет снизить розничные цены в торговой сети в среднем на 10-20 % [3, с. 61]. Через региональные оптовые рынки возможно эффективно влиять на ценообразование конкретных видов продовольственных товаров и стимулирование их производства. При наличии в регионе оптовых продовольственных рынков товаропроизводитель может выбрать различные варианты сбыта: 1) самостоятельно реализовать свой товар на оптовом рынке; 2) сдать товар оптовику для оптовой реализации; 3) отправить товар непосредственно в магазин.

Высокоорганизованные оптовые рынки облегчают работу служб санэпидемнадзора, торгинспекций, предотвращают поступление недоброкачественной продукции в торговую сеть, обеспечивают стабильность в продовольственном снабжении, защищают товаропроизводителя и переработчика. Значительно упрощаются взаиморасчеты между участниками торгов. Аккредитация банка на оптовом рынке обеспечивает расчеты между покупателями и продавцами.

В настоящее время в Бурятии нет организованной системы оптовых продовольственных рынков, хотя создается и действует сеть оптовых центров, где индивидуальные предприниматели реализуют свои интересы или интересы фирм, которые они представляют. Сельскохозяйственные товаропроизводители и система потребительской кооперации республики пока находятся вне сферы организованного оптового продовольственного рынка. Вопросы сбыта местных продовольственных товаров и создания оптовых каналов их движения к потребителю в настоящее время не решены.

Оптовый продовольственный рынок должен по праву занять в системе продовольственного обеспечения населения Бурятии свое место (рис. 1).

Укрупнение экономических районов и создание федеральных округов открывает возможность централизованной организации и реализации на практике этой важной и неотложной работы. Формирование территориально более широких рынков позволяет учесть потребности населения регионов, входящих в округ, предопределяет уточнение размещения и специализации сельскохозяйственного производства, создание товарных продуктовых зон и центров формирования, распределения и сбыта продукции для повышения уровня продовольственного обеспечения округов.

Управление системой оптовых продовольственных рынков должно осуществляться государством. Координирующим органом управления оптовыми рынками в Республике Бурятия становится министерство сельского хозяйства и продовольствия.

Основными задачами государственных органов управления в связи с упорядочением формирования и распределения фондов продовольствия становятся следующие [4, с. 21-22]: создание системы оптовых продовольственных рынков и координация их деятельности; организация, обеспечение и регулирование механизма финансовых отношений в системе оптовых продовольственных рынков; развитие материально-технической базы доработки, хранения и сбыта продукции; организация движения товаропотоков в системе оптовых продоволь-

ственных рынков; организация подготовки кадров для работы в системе оптовых продовольственных рынков; оказание содействия в правовой, экономической и иной деятельности участников системы оптовых продовольственных рынков, их информационное обслуживание.

Нами предложена возможная структура управления республиканским оптовым продовольственным рынком (рис. 2).

Работа оптовых продовольственных рынков обеспечивается специализированными структурами, образующими его инфраструктуру [5, с. 169] (рис. 3).

Включение в активную работу по закупке, поставке и реализации товаров организаций агропромышленного комплекса (АПК) и потребительской кооперации на основе объединения средств заинтересованных организаций при соответствующей помощи местных органов, позволит увеличить объемы закупок сельскохозяйственной продукции для формирования продовольственных фондов республики.

Улучшение ситуации на продовольственном рынке не обязательно жестко связывать со значительным увеличением вложений, поскольку главным тормозом стабилизации аграрного производства является его убыточность, обусловленная в том числе и диспаритетом закупочных и розничных цен, резервом сокращения которого может стать именно перестройка системы экономических отношений между сельхозтоваропроизводителями и отраслями переработки, хранения и реализации продуктов.

Предлагаемая схема движения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в системе основных продовольственных рынков представлена на рис. 4.

Экономическая основа деятельности оптового продовольственного рынка (ОПР) предопределяется его организационно-правовой формой, от которой зависят и принципы формирования начального капитала, и результаты его хозяйственной деятельности. В случае его создания как государственного предприятия уставный капитал формируется исключительно за счет государственного бюджета и имущества соответствующих органов.

Оптовый рынок может быть организован как на прибыльной, так и на бесприбыльной основе. С точки зрения экономической стратегии и назначения ОПР, который не является собственником продукции, деятельность его организуется на бесприбыльной основе. В этом случае его доходы должны обеспечивать расходы на заработную плату персонала рынка, предоставляемые рыночные услуги, поддержание и развитие его материально-технической базы [6]. Все они должны закладываться в тарифы.

Затраты оптового рынка обеспечиваются доходами за счет арендной платы за предоставление помещений продавцам и покупателям, платы за оказание услуг, членских взносов участников рынка, поступлений от сертификации качества продукции.

Учитывая ограниченность средств на капитальные вложения, оптовые продовольственные рынки в республике должны создаваться на основе существующих предприятий оптовой торговли, плодоовощных баз, распределительных холодильников, материально-техническое оснащение которых наиболее близко к потребностям оптовых рынков, с привлечением бюджетов территорий.

Механизм экономических отношений субъектов оптовых продовольственных рынков может быть разный:

Рис. 1. Республиканский оптовый продовольственный рынок в системе продовольственного обеспечения

от координации ценовой политики до более сложных отношений, включающих различные формы фьючерсных договоров, селенговых операций, использование венчурного капитала внешних инвесторов и отдельных частных крупных предпринимателей [4, с. 172].

В первом случае оптовый продовольственный рынок обеспечивает товаропроизводителям свободную реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия без заключения каких-либо контрактов с потребителями

этой продукции под гарантию оптового рынка. В данном случае идет свободное ценообразование на основании возникшего спроса и предложения в момент реализации продукции. Функции рынка сводятся к организации сферы обслуживания (предоставление информации о ситуации на рынке, хранение продукции, оказание услуг по реализации и доставке продукции, ее сертификации и т. д.).

Следовательно, задача ОПР на данном этапе заключается в создании условий функционирования конкурент-

Службы и отделы

Договорно- Организация Материально- Финансы Информационно- Служба

правовая торговли техническое и экономика консультационное безопасности

обеспечение обеспечение

Общественного питания и гостиничного хозяйства

Рис. 2. Структура управления республиканского оптового продовольственного рынка

Рис. 3. Инфраструктура регионального оптового продовольственного рынка Республики Бурятия

ного рынка, который включает нерегулируемое предложение (свобода в производстве) и нерегулируемую цену, уравновешивающую спрос и предложение, что возможно на всех видах оптовых продовольственных рынков республики. Сама по себе автоматически цена не создает равновесия спроса и предложения, но тенденции ее уровня предупреждают о его нарушении. Движение цен сейчас объясняется степенью монополизации (действием отдельных крупных оптовых центров), а не равновесием предложения и спроса на продукцию внутри региона. В настоящее время на рынке продовольствия в республике установилось превышение предложения продукции над потребительским спросом, обусловленное низким оплачиваемым спросом, ростом по этой причине уровня продовольственного самообеспечения населения республики.

Правительство республики использует меры, направленные на увеличение экспорта продовольствия как своей, так и транзитной, т. е. ввозимой (в случае повышения цен экспорта), продукции.

По мере укрепления своих позиций оптовый рынок республики может расширить сферу и формы отношений. Например, проводить селенговые операции, когда сельхозтоваропроизводители в силу разных причин (уда-

ленность, занятость, некомпетентность) передают права распоряжения своей продукцией рынку за определенную плату на основе договора коммерческой концессии. Селенговая деятельность выгодна для обеих сторон: производителя и оптовика. Для рынка это источник инвестирования, а для собственника - выгодное размещение продукции, поскольку продукция может быть продана дороже и быстрее, а при необходимости может получить дополнительно доработку и упаковку.

Оптовые продовольственные рынки могут для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия использовать закупочные и товарные интервенции. Решение вопросов объемов закупочных и товарных интервенций, уровня цен на закупаемую и реализуемую сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие является прерогативой правительства Республики Бурятия.

Органы исполнительной власти Республики Бурятия устанавливают нормы деятельности государственных агентов по регулированию оптового республиканского рынка на территории республики.

Создание республиканского оптового продовольственного рынка обеспечит товаропроизводителям организованный сбыт продукции, повысит их долю в конечной цене потреби-

Рис. 4. Схема движения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в системе оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия

тельского товара, будет способствовать росту объема производства и повышению качества продукции, наполнению рынков товарами местного производства, улучшению социально-экономической ситуации в АПК республики.

В целях стимулирования участия местных сельхозтоваропроизводителей в поставках продукции для государственных нужд Министерство экономического развития и внешних связей республики предлагает: 1) предусмотреть введение повышающего коэффициента (до 40 %) к дотациям на сельхозпродукцию организаций, победивших в конкурсах на поставку ее для государственных нужд; 2) создать продовольственный фонд Республики Бурятия как резерв для расходов, во-первых, для стабилизации (через закупку и продажу продукции) цен на продовольственном рынке, во-вторых, для оплаты поставок сельскохозяйственной продукции. Создание такого продовольственного фонда позволит закупать продукцию для республиканских государственных и муниципальных нужд и регулировать цены на рынке продовольствия.

Появляется также возможность проводить объединенные конкурсы на закупку сельхозпродукции для нужд социальной сферы республики.

Формирование продовольственного фонда предполагается осуществлять на конкурсной основе среди поставщиков сельскохозяйственной продукции за счет выделяемых муниципальными образованиями квот.

Республика Бурятия находится в зоне интересов Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, обладающего реальным финансовым капиталом, технологическими возможностями, инвестиционными намерениями, продовольственными товарами, импорт которых необходим в силу географического расположения региона. В свою очередь Бурятия будет иметь возможность выхода на международный рынок продовольственных товаров соответствующего стандарта.

Вместе с тем открываются качественно новые возможности создания межгосударственных территорий с особым финансово-экономическим режимом. В этом случае повышается заинтересованность транснациональных компаний в объединении на локальной территории финансовых, технологических и рыночных возможностей разных стран; реализуется заинтересованность стран-участников в объединении для совмещения в своих целях импортозамещающей и экспортно ориентированной политики.

Для практической реализации данного подхода необходимо разработать на уровне Российской Федерации и республики порядок и нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимоотношения участников ОПР.

Формирование и функционирование межгосударственных оптовых продовольственных рынков основывается на принципе единых в его рамках условий для стран-участников финансовой и налоговой политики, валютных операций, таможенных правил, использования и охраны природных ресурсов, внутренней инфраструктуры и системы управления, а также межгосударственной координации привлечения финансовых, технологических, природных и трудовых ресурсов стран-участни-ков. Условием их развития служат для отечественных и зарубежных инвесторов государственные гарантии Российской Федерации, Бурятии и других стран-участников, а также система налоговых льгот и стимулов.

Учредителями таких оптовых рынков могут быть транснациональные компании, мэрии городов, крупные фирмы отдельных стран, правительственные органы, национальные банки, оптовые рынки, ассоциации и корпорации.

Таким образом, создание системы оптовых продовольственных рынков позволит сформировать в регионе эффективную систему распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обеспечит доступ сельских товаропроизводителей на конкурентные рынки и повысит их долю в конечной цене потребительского товара до 60-70 %, снизит потери продукции от поля (фермы) до потребителя и расходы в системе распределения продуктов питания.

Библиографические ссылки

1. Нуралиев С. У Создание системы оптовых продовольственных рынков в России и перспективы их развития // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2003. № 7. С. 16-18.

2. Усенко Л. Н. Теория и практика продовольственного рынка : научн.-практ. пособие / Рост. гос. экон. акад. Ростов н/Д., 1998.

3. Нуралиев С. У. Организация и развитие системы оптовых продовольственных рынков в России. М. : ФГНУ «Росинформагротех», 2002.

4. Колесняк А. А., Нехланова С. А., Колесняк Д. А. Концепция развития системы оптовых продовольственных рынков Республики Бурятия. Улан-Удэ : Изд-во БГСХА, 2002.

5. Колесняк А. А. Продовольственное обеспечение: региональный аспект : моногр. М. : Восход-А. 2007.

6. Рекомендации по созданию оптовых продовольственных рынков : утв. приказом М-ва сел. хоз-ва и продовольствия РФ № 66 от 5 апреля 1994. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

T. V. Polozova, I. A. Kolesnyak, A. A. Kolesnyak FORMATION OF WHOLESALE FOOD REGIONAL MARKET SYSTEMS

We offer a management structure and an infrastructure of regional wholesale food market; as well as a scheme of agricultural products andfoodstuff movements to end-consumers. We have also defined the place of wholesale markets in the system of food supplying.

Keywords: food supply, wholesale food market, system.

© Полозова Т. В., Колесняк И. А., Колесняк А. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.