РЫЖКОВА С.М., ГАСАНОВАХ.Н., СИЛКОЕ.А.
РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ-ВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ, СЫРЬЕМ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ И ЕГО
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В статье излагается определение, классификация, правовой статус оптовой торговли. Рассмотрены виды договоров оптовой торговли, позволяющие развивать и совершенствовать договорные отношения в сфере распределения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
RYZHKOVA SM, GASANOVA КК, SILKO E.A.
REGULATION OF WHOLESALE TRADE СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ PUBLIC GOODS, RAW MATERIALS AND FOOD AND HIS LEGAL PROBLEMS.
In the article are presented definition, classification, legal status of wholesale trade. Are examined the forms of the agreements of the wholesale trade, which make it possible to develop and to improve contract relationship in the sphere of the distribution of agricultural production, raw material and foodstuffs.
Ключевые слова: Рыночные отношения, оптовая торговля, оптовая торговля, оптовая база, оптовый магазин, дистрибьютор, джоббер
Keywords: Market relations, wholesale trade, wholesale trade, wholesale depot, wholesale store, distribyutor, dzhobber
Развивающиеся рыночные отношения существенно смещают устоявшиеся в экономике приоритеты. Как известно, в течение длительного времени торговля, в том числе и оптовая, находилась за пределами интересов государства и какой-либо существенной роли в хозяйственном механизме агропромышленного комплекса (АПК) страны не играла.
С началом нового тысячелетия в АПК стал формироваться новый хозяйственный механизм регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, ориентированный на потребителя, в следствии чего роль и место торговли аграрной продукцией претерпевают существенные изменения.
Вместе с тем следует отметить, что научное обеспечение торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в целом на сегодняшний день практически отсутствует. Отсутствие теоретической базы не могло не сказаться и на правовом регулировании торговой деятельности, особенно в оптовом звене.
Так, в отличие от экономически развитых стран мира, где уже не одно столетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота аграрной продукции (в виде самостоятельно существующих торговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства), в нашей стране
правовая база в сфере торговли АПК еще только складывается, причем не в качестве отраслевого, а в рамках гражданского законодательства.
В Государственном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 5130399 «Торговля. Термины и определения», утвержденном Постановлением Госстандарта России от 11 августа 1999 г. № 242-ст, под оптовой торговлей понимается торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Причем отношения между продавцом и покупателем товара в оптовой торговле строятся либо на основе договора купли-продажи, либо на основании договора поставки.
Для оптовой торговли до недавнего времени не было четкого определения ни в гражданском, ни в налоговом законодательстве. Впервые на данный пробел обратил внимание Конституционный суд РФ, который в Постановлении от 30.01.2001 г. № 2-П указал, что само понятие «реализация товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет» является юридически неопределенным. Он отметил, что ГК РФ выделяет реализацию путем:
❖ розничной купли-продажи, когда покупателю товар передается для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 492 ГК);
❖ поставки, когда продавец передает производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК).
Экономический термин «оптовая торговля» используется для квалификации реализации крупных партии аграрной продукции и иных товаров, продажи оптовым покупателям, потребляющим сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие в значительном количестве или продающим их затем в розницу. Как правило, оптовая торговля аграрной продукцией осуществляется через сеть распределительных и логистических центров оптовых и мелкооптовых покупателей-посредников (трейдеров) по ценам, предусматривающим дилерские скидки.
Из вышеперечисленных определений следует, что главным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» впервые дает легальное определение оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием как вида торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Хотя оптовая торговля упоминалась ранее в ряде подзаконных актов, однако по непонятной причине ее легальное определение на уровне закона отсутствовало. Кроме того, данный закон дает определения торговой деятельности, розничной торговли, торгового объекта, торговой сети, продовольственных товаров. Вводится торговый реестр, содержащий сведения о
субъектах торговой деятельности и состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации.
Похожее определение дано в Модульном торговом кодексе для государств-участников СНГ (Постановление от 03.12.2009 г. № 33-24). Здесь «оптовая торговля (продажа товаров оптом, крупными партиями) - это деятельность торгового предпринимателя (производителя товаров, поставщика), осуществляющего продажу производимых им или закупаемых им товаров покупателю для использования в предпринимательской (розничной торговле) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».
В настоящее время существует множество публикаций, в которых приводится классификация по выделению форм (видов организаций) оптовой торговли, в частности ученые ГНУ ВНИИЭСХ выделяют следующие виды таких организаций:
1. Оптовая база - организация по приемке, хранению, складской переработке и отпуску продукции оптовым покупателям.
2. Оптовый магазин - торговая организация, реализующая товары в порядке оптовой и мелкооптовой торговли, а также оказывающая предторговые услуги: подготовку к реализации, комплектование, раскрой, расфасовку и др.
3. Дистрибьютор (от «distribution» - «распределение») - организация, осуществляющая оптовую закупку определенных товаров у крупных агропромышленных фирм-производителей и сбыт товаров на региональных рынках.
4. Джоббер - фирма, занимающаяся скупкой отдельных партий товара для его быстрой перепродажи.
Являясь основной базой правового регулирования торгового оборота, гражданское законодательство не отражает специфику деятельности торговли в целом и оптовой, в частности. За рамками ГК РФ остались подсистемы и функциональные виды торговли, специфика ее деятельности. Следует отметить, что специфика этой деятельности весьма существенна. Как известно, в торговой деятельности одним из главнейших элементов ее эффективности является скорость товарного обращения. Именно в силу этой особенности торговый оборот требует мобильности, быстроты порядка заключения, изменения и расторжения торговых сделок, упрощения их формы, в большей степени применения торговых обычаев.
Правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на практике уже в течение ряда лет, оказался вообще ничем не урегулированным. Речь идет о дилерах, дистрибьюторах, торговых домах, оптовых, оптово-промышленных, оптово-розничных объединениях и других новых интеграционных формах объединений субъектов оптовой торговли. Не урегулирован также правовой статус и таких особых объектов, которые по праву считаются организаторами оптового оборота, как оптовые ярмарки, промышленно торговые выставки, оптовые продовольственные рынки и пр.
Такой важнейший раздел деятельности оптовой торговли, как каналы товародвижения и рыночные связи по поставкам товаров (продукции), также остался вне поля деятельности гражданского кодекса Российской Федерации.
Известно, что экономика агропромышленного комплекса страны в условиях рыночных отношений может успешно развиваться лишь в том случае, если произведенные материальные блага (сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие) будут вовремя реализованы конечному потребителю, причем скорость обращения товаров, как уже отмечалось выше, здесь играет роль доминанты.
Основная функция оптовой торговли - это продвижение сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия от производителя к потребителю и бесперебойное обеспечение спроса розничной торговой сети и предприятий общественного питания продовольствием, осуществление которого во многом зависит от договорных отношений по поставкам продовольственных товаров.
Целью оптовой торговли на продовольственном рынке являются стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, сырья, а также их переработки путем становления устойчивых хозяйственных связей между производителями, оптовиками и потребителями, организация сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и удовлетворение потребительского спроса.
Оптовая торговля использует такие виды договоров, как контрактная, договорная, государственные закупочные и товарные интервенции, поставки товаров для государственных нужд (госзаказ), товарообменные операции, экспортно-импортные операции, а также оказание гуманитарной помощи.
В процессе оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием возникают определенные взаимоотношения, которые регулируются действующим законодательством и основываются на принципах равенства участников этого процесса, неприкосновенности их собственности, свободы выбора формы реализации произведенной ими продукции, свободы заключения договора (контракта, соглашения), невмешательства третьих лиц (администрации региона, оптового рынка и др.) в коммерческую деятельность, возможности осуществления судебной защиты (при необходимости) имущественных и личных интересов и прав.
Представляется, что для установления взаимовыгодных и эффективных рыночных (договорных) отношений с отечественными производителями, равномерного распределения товаров по регионам, постепенного вытеснения импортной продукции и, в конечном итоге, стабильности потребительского рынка в целом одной только частной инициативы и свободного волеизъявления участников имущественного оборота вряд ли достаточно. Этот пробел в гражданском законодательстве должен быть устранен путем определения видов, форм рыночных договорных отношений и критериев их определения.
Рассмотрим кратко некоторые виды договоров оптовой торговли.
Контрактация, являясь одной из форм оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, осуществляется на основе
договора контрактации (контракта). Этим договором производитель сельскохозяйственной продукции, сырья обязуется передать произведенную им продукцию заготовителю - лицу, организации, осуществляющему ее закупки для дальнейшей переработки или продажи.
Гражданский кодекс Российской Федерации весьма кратко (статьи 535538) определяет содержание договора контрактации, предоставляя участникам контрактации самим детализировать его положения. Если ранее (до 1990 г.) существовали типовые договоры контрактации практически на все виды сельскохозяйственной продукции и сырья или на группы определенной продукции (плоды и овощи, мясо и мясопродукты и др.), то с введением договорных свободных цен на ряд сельскохозяйственной продукции и сырья договоры контрактации приобрели также свободную форму, однако существует ряд основных моментов, которые должны быть отражены в них.
Являясь правовым документом, определяющим экономические отношения в системе реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, договор контрактации (контракт) не только обеспечивает планомерную работу перерабатывающих предприятий и организаций розничной торговли, позволяющую успешно решать проблему обеспечения населения продуктами питания, но и заготавливать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд.
Договоры контрактации кроме специфики отрасли отражают и особенности контрактуемой продукции, конкретное размещение производителя и заготовителя.
В зависимости от вида продукции, на которую заключен договор контрактации, в нем отражаются некоторые специфические моменты, касающиеся конкретной продукции. Например, в договоре контрактации на реализацию зерна и маслосемян удовлетворяются условия приемки давальческого сырья, порядок оплаты услуг по их сушке, очистке, переработке и хранению.
Договор контрактации на реализацию картофеля, овощей, плодов должен содержать характеристику тары и упаковки продукции.
Договоры на скот и молоко могут предусматривать жесткую фиксированную цену за единицу продукции базисного качества, неизменную в течение всего срока действия договора, с надбавками и скидками (с учетом упитанности скота, жирности молока), или цену с индексацией по рыночному курсу.
При заключении договоров на закупку животноводческой продукции у фермеров в договоре может учитываться твердая зарплата им, а также полное их обеспечение кормами, топливом для производства продукции, зооветоб-служиванием, молодняком и т.д., при этом риск падежа животных, их страхование берет на себя заказчик.
В соответствии со статьей 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд (госзаказ) осуществляется на основе государственного контракта на их поставку для этих нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки для государственных нужд. При этом
государственными нуждами признаются потребности Российской Федерации или ее субъектов, определяемые в установленном законом порядке, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Государственный заказчик определяется на конкурсной основе.
Государственный контракт также заключается по результатам конкурса на размещение заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд.
Основные положения договора поставки (контракта) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд практически соответствуют договору контрактации или договору поставки. Отношения сторон по исполнению государственного контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506-523 Гражданского Кодекса Российской Федерации и касающимися договора поставки.
Однако оплата продукции производится государственным заказчиком по ценам, зафиксированным в государственном контракте, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным контрактом.
21.07.2005 г. принят Федеральный закон № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005 г.). До вступления в силу данного Федерального закона законодательство Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд не имело единства. Отношения по закупкам товаров были регламентированы целым рядом законодательных и нормативных правовых актов, содержащих значительное количество противоречивых норм, серьезно осложняющих работу в сфере закупок и контроль за их осуществлением.
К таким законам можно отнести Федеральный закон от 13.12. 1994 г. № 60-Ф3 «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
Кроме того, поставка продукции для госнужд регулируется Федеральным законом от 02.12.1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который в обобщенном виде представляет собой нормы об обеспечении государственных нужд сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, государственных заказчиках на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд, стимулировании закупок и поставок сельскохозяйственной продукции.
Федеральный закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулировании такого участия, развития
добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
С момента принятия Закона № 94-ФЗ в него было внесено множество поправок. Законотворческая активность определялась стремлением привести данный Закон в соответствие с реалиями и, безусловно, отражала развитие института госзакупок.
В скором времени Россия должна перейти на федеральную контрактную систему. В чем будет заключаться ее главное отличие от существующей до сих пор системы государственного заказа?
Федеральная контрактная система (ФКС) предполагает переход к регулированию полного цикла государственных закупок и должна заменить действующий закон о государственных и муниципальных закупках.
21.06.2012 г. Законопроект № 68702-6 « О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» принят в первом чтении.
Законопроект о федеральной контрактной системе предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая прогнозирование и планирование, осуществление закупочных процедур, исполнение контрактов, аудит и контроль полученных результатов.
Законопроект предоставляет дополнительные возможности для усиления общественного контроля. Общественность получит возможность обжаловать действия заказчика.
ФКС вводит инструменты управления контрактными рисками, в том числе антидемпинговые меры. Вводятся новые способы проведения торгов: двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием (квалификационным отбором), запрос предложений, а также возможность как для заказчика, так и для исполнителя одностороннего расторжения контракта в случае нарушения его существенных условий.
Целью ФКС является реализация единого цикла формирования, размещения государственного заказа и исполнения государственных контрактов, который позволяет обеспечить выполнение публичных обязательств государства, адекватное потребностям государства качество поставляемых товаров, работ и услуг, эффективное использование ресурсов, надежное управление технологическими и экономическими рисками, существенное снижение коррупции в государственном секторе.
Сфера регулирования в рамках ФКС охватывает стадию формирования госзаказа, стадию размещения госзаказа и стадию исполнения.
Договоры поставки представляют собой наиболее распространенный документ, фиксирующий отношения между участниками сферы распределения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Различие структур, участвующих в процессе оптовой торговли, разнообразные условия поставок, особенности видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия требуют отражения в них всей специфики
поставок определенной продукции. При этом условия поставок также определяются Гражданским кодексом Российской Федерации. Составление договора требует учета всех моментов, касающихся договаривающихся сторон, продукции, условий поставок.
Договор поставки, являющийся в настоящее время основной правовой формой отношений в оптовом обороте, в том виде, в каком он представлен в гражданском кодексе, малопригодная модель по закупке и реализации товаров в розничную торговую сеть. Действующее законодательство по поставке (§3 гл. 30 ГК) не отражает, во-первых, особенностей поставки отдельных видов товаров, поскольку поставка продукции и потребительских товаров, предназначенных для реализации населению, имеет существенные различия. Во-вторых, оно не учитывает особенностей поставки товаров в розничную сеть.
Одной из форм оптовой торговли являются государственные закупочные и товарные интервенции, которые осуществляются для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Закупочные интервенции осуществляются в форме закупок и залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, товарные же интервенции организуются как их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.
В том случае, если рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, а также когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не могут в связи с сокращением спроса реализовать произведенную ими продукцию, осуществляются закупочные интервенции.
Когда на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия возникает их дефицит, а также при уровне рыночных цен, превышающем максимальное их значение на эту продукцию, осуществляются товарные интервенции.
Субъекты Российской Федерации формируют региональные продовольственные фонды для проведения товарных интервенций за счет собственных источников.
Координация осуществления государственных закупочных и товарных интервенций осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Государственные закупочные и товарные интервенции должны проводиться, в основном, в отношении зерновых культур, семян масличных культур, шерсти, мяса крупного рогатого скота, свиней, птицы, масла растительного и животного, сахара, молока сухого. Однако этот перечень не является чем-то застывшим, он пересматривается, уточняется применительно к ежегодным условиям и утверждается Правительством Российской Федерации.
Организация и проведение государственных закупочных и товарных интервенций осуществляется государственными агентами. Статус государственного агента предоставляется предприятию, организации решением Правительства Российской Федерации на 1 год на конкурсной основе.
Внешнеторговые сделки (экспортно-импортные операции) в оптовой торговле сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием обычно имеют коммерческую суть и заключаются между двумя или более сторонами в соответствии с условиями, определяемыми соглашением международных торговых организаций.
Правовым документом, регламентирующим условия сделки по экспорту или импорту, является соглашение или контракт. При этом формы такого документа в системе оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием могут быть: соглашения или контракты по купле, продаже, страхованию, перевозке, поставке, хранению и др.
Наиболее часто в международной практике встречаются такие виды коммерческих сделок как прямая торговая сделка с производителем и сделка через посредника. В обоих случаях эти сделки оформляются, как отмечалось выше, соглашением или контрактом.
К операциям с оптовыми партиями сельскохозяйственной продукцией, сырьем и, в основном, с продовольствием можно отнести так называемую гуманитарную помощь, которая представляет собой бескорыстную помощь нуждающимся или пожертвование. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст.582) определяет пожертвование как дарение (безвозмездную передачу) вещи или права в общеполезных целях.
Гуманитарная помощь может быть оказана помимо граждан и прочих субъектов гражданского права, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждения, фондам, общественным и религиозным организациям, а также государству.
Использование различных форм оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием позволит развить и совершенствовать договорные отношения в сфере распределения этих продуктов, выявлять новые возможности в использовании каналов сбыта.
Предусмотреть специфику торговой (в том числе оптовой) деятельности в рамках ГК весьма проблематично, так как гражданское законодательство, регулирующее и имущественный оборот, по своей структуре и содержанию - фундаментальное.
Напротив, торговый оборот, в отличие от имущественного, находится в постоянной динамике (особенно с развитием мировой торговли), что связано с подверженностью его значительным колебаниям в зависимости от целого ряда факторов (политических, демографических, социальных, конъюнктуры на товарном рынке). Мы считаем, что совместить в одном нормативно- правовом акте, каким является ГК РФ, стабильность гражданского законодательства и динамизм торгового нецелесообразно, поскольку постоянно пришлось бы вносить изменения и дополнения в ГК. Поэтому совершенствование правового регулирования оптовой торговли нам видится в принятии отдельного торгового кодекса или закона о торговле, в котором отдельный раздел был бы посвящен оптовой торговле.
_Литература_
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994).
2. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая» от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1996).
3. Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 18.12.2009).
4. «Модульный торговый кодекс для государств-участников СНГ» (принят в г. Санкт- Петербург 03.12.2009 г. Постановлением 33-24 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
5. Магомедов А-Н.Д., Рыжкова С.М. и др. Маркетинг аграрной продукции: принципы и концепция. Коллективная монография.- М. - ФГУП «Типография» Россельхозакадемии, 2012.
6. Магомедов А-Н.Д., Гасанова Х.Н.. и др. Научные основы развития инфраструктуры товаропроводящей сети агропродовольственного рынка. - Коллективная монография, М.: 2012. - 147 с.