Современные формы
организации рынков скота, мяса и мясных продуктов
Н.Ф. Небурчилова, канд. эконом. наук, Т.А. Маринина, И.П. Волынская, И.В. Петрунина
ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Важным фактором обеспечения мясного производства сырьем является формирование каналов поступления скота на предприятия отрасли. Как показывает мировая практика, основными каналами реализации скота на убой являются контрактация, кооперативный сбыт, система оптовой торговли — оптовые рынки, аукционы, биржи.
Ключевые слова: контрактационное соглашение, коммерческие посредники, да-вальческие условия, товарный кредит, электронная торговля, интервенционные агентства, «Рюнжи», «Мерканваленсия».
^ До начала рыночных экономических реформ 90-х годов контрактационные соглашения регулировались «Положением о порядке заключения и исполнения договоров контрактации сельскохозяйственной продукции». Положение являлось их методической основой, кроме того регулирующие функции выполняли приказы и инструкции соответствующих министерств и ведомств.
Данное Положение регламентировало сроки и порядок прикрепления хозяйств к заготовителю для заключения договоров контрактации. В договорах контрактации указывалось наименование и количество поставляемого скота. В свою очередь заготовительная организация обязывалась обеспечить хозяйство действующими стандартами, техническими условиями, правилами приемки и оценки закупаемой продукции и расчетов за нее, по требованию хозяйства консультировала его работников по этим вопросам.
Договоры контрактации заключались сроком на пять лет с разбивкой по годам или на один год. Договор считался выполненным в том случае, если стороны обеспечили исполнение всех принятых на себя обязательств. Неисполнение обязательств по договору контрактации считалось нарушением государственной дисциплины.
Сохраняет свою роль этот договор и сейчас. Ему посвящены статьи 535-538 Части второй Гражданского Кодекса РФ, в которой определено содержание договора контрактации как одного из видов договора купли-продажи.
С переходом Российской Федерации от административно-командной к рыночной экономике возникли новые общие правовые и экономические принципы формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Поставщиками выступают предприятия, организации и учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности.
В хозяйственном обороте широко используются и иные виды договоров, опосредующие движение сельскохозяйственной продукции, в том числе между
производителями и их партнерами по хозяйственным связям: купли-продажи, поставки, мены.
В современных условиях наиболее распространенными каналами реализации сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации являются федеральные и региональные фонды, коммерческие посредники (оптовики, перерабатывающие предприятия, кооперативы, частные лица и пр.), собственная торговая сеть.
Альтернативными методами распределения продукции являются обмен, переработка сельскохозяйственной продукции на давальческих условиях, товарный кредит. При этом доля участия государства в каналах реализации скота и птицы на убой с каждым годом снижается.
Таким образом, по данным Росстата, реализация скота и птицы на убой для государственных и муниципальных нужд снизилась с 18,7 % в 2006 году до 10 % в 2008 году. Кроме того, в реализации скота и птицы на убой по другим каналам сбыта доля оптовой торговли составила всего порядка 20,3 %.
Наиболее перспективными тенденциями, определяющими развитие сбытовой деятельности сельскохозяйственных предприятий на современном этапе, являются:
- развитие инфраструктуры товародвижения, складского и транспортного хозяйства;
- расширение форм интеграции сельскохозяйственных товаропроизводителей с другими участниками системы распределения продукции;
- использование электронной торговли и форм сбыта продукции путем заключения контрактов (в том числе форвардных и фьючерсных).
Доля каналов реализации скота и птицы на убой, %
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Для государственных и муниципальных нужд 18,7 14,8 10,0
По другим каналам (перерабатывающим организациям, организациям оптовой торговли, общественного питания, через собственную торговую сеть и др.) 81,3 85,2 90,0
Рыночная инфраструктура / ЭКОНОМИКА
В соответствии с требованиями товаропроизводителей (при выборе ими того или иного канала реализации своей продукции) и с учетом опыта европейских стран структура оптовой торговли развивается на основе выделения в ее составе следующих видов оптовых структур:
- самостоятельных хозяйствующих субъектов, т.е. специализирующихся на оптовой торговле предприятий, осуществляющих полный комплекс за-купочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар;
- посреднических оптовых структур, не использующих в своей деятельности, как правило, перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты, комиссионеры и т.п.);
- организаторов оптового оборота (ярмарки, товарные биржи, аукционы, оптовые рынки).
Из указанных видов оптовых структур в настоящее время основными на российском потребительском рынке должны стать самостоятельные хозяйствующие субъекты-предприятия, специализирующиеся на оптовой торговой деятельности. Они представлены как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальными предприятиями и могут использовать различные методы обслуживания клиентов и предоставлять им разные виды оптовых услуг. В дальнейшем для расширения возможностей сельскохозяйственных товаропроизводителей по реализации продукции могут иметь место широко применяемые в мировой торговле формы оптовой торговли — оптовые рынки, аукционы, биржи.
Оптовые рынки представляют собой структуры, функционирующие в рамках организационно-экономических и нормативно-правовых условий, регламентирующих и обеспечивающих совершение операций по купле-продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия на специально отведенных местах.
Оптовые мясные рынки бывают двух типов: рынок живого скота и рынок мяса и мясопродуктов.
Инфраструктура рынка обычно включает комплекс производственных помещений и вспомогательных служб.
Для оптовых рынков скота производственными помещениями являются весовые, загоны для содержания животных, кормокухня, складские помещения для кормов; для оптовых рынков мяса и мясопродуктов — холодильники, цехи или участки для разделки отрубов.
Вспомогательные службы включают железнодорожные и автомобильные подъездные пути с автостоянками, расчетно-финансовые центры, банки, службы контроля качества и санитарно-ветеринар-ного контроля, гостиницы, почту, медпункты.
Технологическую основу управления рынками составляет информационная среда, включающая в себя программно-коммуникационное оборудование, системы передачи данных и информационные фонды (базы данных).
За рубежом сельскохозяйственная продукция продается также интервенционным агентствам, на товарных рынках (на биржах, с аукциона) и с использо-
ванием системы контрактов (производственных, фьючерсных, форвардных).
В мировой практике имеются специализированные и универсальные оптовые рынки. Наиболее крупные оптовые рынки функционируют в США, Европе, Японии.
К универсальным рынкам, торгующим многими сельскохозяйственными продуктами, относится, например, «Рюнжи» во Франции. К специализированным рынкам, торгующим продукцией одной категории, относится мясной рынок Смитфилд в .Англии.
Оптовый рынок «Рюнжи» — один из крупнейших в Европе, создан в 1969 году. Рынок — смешанное государственно-частное акционерное предприятие, официально именуемое «Смешанное деловое общество — рынок национального значения «Рюнжи». Расположенный у южных ворот Парижа, рынок «Рюнжи» уже 40 лет является крупнейшей в мире аграрно-пищевой базой. Рынок состоит из следующих секторов: фрукты и овощи, молочные продукты, птицеводческие продукты, мясные продукты, морские и пресноводные продукты, декоративное садоводство.
В 2007 году оборот этого гиганта составил 7,6 миллиардов евро. В его состав входит около 1200 предприятий, на которых работает в общей сложности более 12 000 человек. Рынок занимает 232 гектара, и его оборот в 2007 году составил 1508380 тонн продукции. Количество посетителей достигает порядка 6 млн. человек, а его ресурсы позволяют обслуживать 18 миллионов потребителей, живущих в пригородах Парижа.
Рынок «Рюнжи» постоянно меняется, приспосабливаясь к новым условиям и нормам: не так давно модернизированы холодильные камеры мясного павильона и павильона морских продуктов. «Рюнжи» связан с крупнейшими автомобильными магистралями страны, вблизи расположены два аэропорта.
Продукция поставляется на рынок и реализуется на основе ежегодных торговых соглашений. Кроме того, покупатели делают ежегодные заявки на поставки. Среди поставщиков — 296 крупных объединений производителей-кооперативов. Рынок работает круглосуточно. Покупатели — объединения розничной торговли, супермаркеты. Оплата продукции осуществляется после ее реализации.
Управляющая компания «Семмарис» (8еттаи8), владеющая рынком, выступает как консультант, уполномоченный заказчик и аналитик по реализации подобных проектов в других странах. Она выявляет особенности торговли продуктами питания, изучает предложенные площади, предлагает варианты организации, в том числе составляет «общий план» и проектирует многофункциональные модульные постройки.
Уже три года один из отделов компании — Рюнжи Консультант — работает над расширением международного сотрудничества, в частности, с Китаем.
Так, например, был разработан проект нового оптового рынка в Шанхае, занимающего около ста гектаров и вмещающего примерно 400 тысяч квадратных метров павильонов и складов. В настоящий момент подходит к концу первый этап его строительства (20 % от всего объема работ).
№2 апрель 2010 ВСЁ О МЯСЕ
47
О
£
и
со
О
* ф
00 X
о о
V ф
X О-
э- с
ю
2 о о 1
° 8 с О.
>зГ * ф <0
5 I
5 £ сг I
о %
СО О 5 С О Ф О- * с О
и £Л ф ™
е- о
X О
0 ^
* (О с[
1 2
ч о
о. О
го <М ^ *
^ а
3 Ю
Л К Ф н
1 *
2 о
СМ
со
Как принять участие?
Позвоните по телефону +49-6221-1357-15
или напишите письмо ¡[email protected]
В Шеньжене был подписан контракт с крупнейшей китайской компанией, занимающейся оптовыми рынками, СЗАП (SZAP). «Семмарис» уже участвует в реализации проекта в Пинху, на севере Шеньженя.
Для организации системы оптовых продовольственных рынков на территории Испании государством было создано предприятие «Меркаса», которое объединяет 22 продовольственных объединения.
Одним из них является центральный снабженческий рынок Валенсии — АО «Мерканваленсия», целью которого является предоставление необходимых площадей и инфраструктур для оптимального развития материально-технического обеспечения аграрно-продуктового сектора.
На территории «Мерканваленсии» находятся оптовые рыбные, фруктовые, овощные рынки, рынки цветов, а также первая в Валенсийской области бойня, признанная Европейским сообществом.
Внутри территории различными предприятиями предоставляется большое количество услуг:
- материально-техническое обслуживание (холодильники, транспорт, склады, мастерские, бензоколонка, гостиница и т.д.);
- финансовые (подразделения банков, консалтинговые службы и т.д.)
- коммерческие (услуги по уходу и ремонту);
- общие (медицинские услуги, бюро по доставке почты, ветеринарные услуги, зал заседаний, кафетерии, рестораны, службы безопасности и т.д.) В Берлине для организаций оптовой торговли в
городе существует три крытых рынка — мясной и фруктовый в Тиргартене и цветочный в Крейцберге.
Таким образом, оптовая торговля объемлет широкое рыночное пространство, начинающееся при завершении производства продукции промышленным или сельскохозяйственным производителем и заканчивающееся продажей и доставкой товаров предприятиям розничной сети, промышленным потребителям, государственным учреждениям и др.
Главная задача государства — поддерживать и развивать новые каналы реализации продукции аграрно-промышленного сектора в целом и мясного подкомплекса в частности, содействовать распространению зарубежного и отечественного опыта, оказывая при этом необходимые меры государственной поддержки. —
Контакты:
Небурчилова Нина Федоровна Маринина Татьяна Александровна Волынская Ирина Петровна Петрунина Ирина Всеволодовна Тел. раб.: (495) 676-67-31
Литература
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ), Часть вторая, ст. 535-538.
2. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник // ИНФРА-М, 2003
3. http://www.ambafrance-uz.org/france.
4. http://zempravo.org.ru/07.html.