Научная статья на тему 'Особенности функционирования продовольственного рынка в Амурской области'

Особенности функционирования продовольственного рынка в Амурской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
596
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ВНУТРИОБЛАСТНОЙ РЫНОК / ИМПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / AGRICULTURAL INDUSTRY COMPLEX OF THE AMUR REGION / FOOD MARKET / FOOD PRODUCTS / CONSUMER MARKET / AGRICULTURAL PRODUCTS / FOOD / REGIONAL DOMESTIC MARKET / FOOD IMPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашина Любовь Леонидовна

Изложены состояние и тенденции общехозяйственной конъюнктуры продовольственного рынка Амурской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования продовольственного рынка в Амурской области»

импортных поставок очень обширна. Мясное сырье ввозилось из 26 стран. Наиболее крупные поставки птицы из США, Бразилии, Германии, Франции; мясо говядины — из Аргентины, Бразилии, Уругвая, США; свинина из Бразилии, Испании, Дании, Бельгии, Германии, США, Канады, Беларуси. Поступление значительного количества импортного продовольствия тормозит развитие сельского хозяйства, занимает значительную часть внутреннего агропродовольственного рынка, способствует перекачке денег за рубеж. Стоимость импортной продукции обходится значительно ниже, чем местная, и выигрыш от реализации продовольствия не идет на поддержку сельхозтоваропроизводителей, а поступает в переработку, торговлю, коммерческим структурам.

Таким образом, учитывая складывающуюся ситуацию в торговле продовольствием, необходима взвешенная экспортно-импортная политика, которая в своей основе была бы органично связана с развитием собственного производства, функционированием внутреннего агропродо-вольственного рынка и нацелена на неуклонное сокращение зарубежных закупок тех видов продуктов, для производства которых имеются все необходимые условия.

Исходя из сложившихся тенденций и особенностей агропродовольственного рынка Алтайского края, мы предлагаем концептуальную модель стратегии развития агропродовольственного рынка Алтайского края на среднесрочную перспективу (рис.).

Агропродовольственный рынок все больше будет связан с конъюнктурой мирового рынка. Усиление открытости рынка в условиях вступления России в ВТО будет способствовать усилению конкуренции импортеров на внутреннем рынке регионов России и в то же время расши-

рению возможностей экспорта продукции, что усилит стремление коммерческих компаний экспортировать качественную и более дешевую продукцию. Одновременно следует учитывать последствия финансового и экономического кризиса, затронувшего рынок многих стран мира [4].

Поэтому региональным органам управления экономикой и агропродовольствен-ным комплексом предстоит сформировать новую систему индикативного планирования и прогнозирования, разработки балансов с тем, чтобы обеспечить стабильность регионального и национального агропродовольственного рынка в целом.

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / / Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 47. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Ковалева Г.Д. Регионы Сибири на внешнем рынке продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья / Г.Д. Ковалева, В.Ю. Дробышев // Регион: экономика и социология. — 2009. — № 4. — С. 122-144.

3. Афанасьев Е.В. Основные направления формирования и развития продовольственного рынка Сибири / Е.В. Афанасьев, С.М. Головатюк // Научные основы развития агропромышленного комплекса Сибири: сб. науч. тр. / Россельхозакаде-мия. Сиб. отд-ние. СибНИИЭСХ. — Новосибирск, 2007. — 528 с.

4. Рудой Е.В. Организационно-экономический механизм регулирования продовольственного рынка / Е.В. Рудой, Р.В. Захаров, Н.В. Григорьев, В.Н. Григорьев, П.Н. Волокитин. — Новосиб. гос. аграр. ун-т. — Новосибирск: Агро-Сибирь, 2009. — 166 с.

+ + +

УДК 339.13 (571.61) Л.Л. Пашина

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА

В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: агропромышленный комплекс Амурской области, продовольственный рынок, продовольственные товары, потребительский рынок,

продукция сельского хозяйства, продукты питания, внутриобластной рынок, импорт продовольствия.

Введение

Амурская область — представитель одного из крупнейших экономических районов российского Дальнего Востока.

Агропромышленный комплекс Амурской области традиционно создавал и создает условия для развития многих отраслей промышленности и сферы производственных услуг. На долю сельского хозяйства и отраслей перерабатывающей промышленности приходится пятая часть валового регионального продукта. Более того, агропромышленный комплекс области является поставщиком продукции в районы Крайнего Севера и Дальнего Востока.

Для Амурской области агропромышленный комплекс жизненно важный сектор экономики, и наличие четких ориентиров развития и поддержания продовольственного рынка в устойчивом состоянии крайне актуально для обеспечения региональной безопасности.

В агропромышленном комплексе области занято почти 30% работников сферы материального производства. Они дают свыше трети от общего объема валового продукта области, а это более половины объемов зерна, производимого в Дальневосточном федеральном округе, около 70% сои (60% сои в целом по стране), более четверти картофеля, третья часть мяса и молока.

Аграрные реформы, начатые после 1990 г., привели к созданию в агропромышленном комплексе основ многоукладной экономики. В собственность селянам переданы 91% сельхозугодий. К настоящему времени в области сформиро-

вались четыре основные группы производителей:

1) сельскохозяйственные организации;

2) крестьянские (фермерские) хозяйства;

3) индивидуальные предприниматели;

4) хозяйства населения. Согласно Всероссийской сельскохозяйственной переписи в аграрном комплексе действуют 340 сельскохозяйственных организаций, свыше 1,3 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 121 индивидуальный предприниматель, почти 14,5 тысячи личных подсобных хозяйств, продукция которых идет на стол дальневосточникам [1].

Объекты и методы

Развитие продовольственного рынка зависит от состояния агропромышленного комплекса как основного источника формирования продовольственного фонда, торговой сферы, платежеспособности покупателей и потребительского спроса. На продовольственный рынок отрицательно влияют отсутствие развитой инфраструктуры рынка, высокие уровни затрат при производстве, несоответствие производимой продукции требуемым стандартам.

В целом на рынке продовольственных товаров Амурской области в последние годы наблюдалась положительная динамика развития, его состояние было стабильным практически по всем основным видам продукции. Продовольственный рынок области характеризовался насыщенностью, отсутствием физического дефицита, высокой конкуренцией на рынке пищевой продукции, повышением спроса населения, ростом оборота розничной торговли (табл. 1).

Таблица 1

Удельный вес продовольственных товаров в обороте розничной торговли по административным единицам ДФО, %

Территории 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Российская Федерация, млрд руб. 46 46 45 45 46

Дальневосточный федеральный округ 52 51 50 49 49

Республика Саха (Якутия) 54 56 53 48 48

Приморский край 47 45 47 46 45

Хабаровский край 54 54 53 53 54

Амурская область 52 50 49 48 49

Камчатский край 58 57 55 52 54

Магаданская область 58 57 55 55 55

Сахалинская область 54 47 43 45 48

Еврейская автономная область 52 53 52 53 52

Чукотский автономный округ 69 76 76 76 75

Ситуация на потребительском рынке продовольственных товаров области в последние годы остается стабильной. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. удельный вес продовольственных товаров в обороте розничной торговли в Амурской области возрос на 1% и составил 49%, что на 3% выше, чем по Российской Федерации в целом.

Вместе с тем в 2008 г. произошли некоторые изменения в макроструктуре оборота розничной торговли. Доля непродовольственных товаров, которую можно рассматривать как один из показателей качества жизни населения и которая имела в последние годы тенденцию к росту, в 2008 г. снизилась и составила 51% (в 2007 г. — 52%).

Оценивая состояние и тенденции общехозяйственной конъюнктуры продовольственного рынка Амурской области, можно отметить некоторые незначительные положительные сдвиги, о чем свидетельствуют показатели динамики объема продукции сельского хозяйства, потребление основных продуктов питания на душу населения, динамика роста (снижения) объемов производства в промышленных видах деятельности.

В 2008 г. общий объем продукции сельского хозяйства в области вырос по отношению к таковым в 2007 г. на 5,7%, в том числе продукции растениеводства —

на 8,0, животноводства — на 2,5% (табл. 2).

Продукция сельского хозяйства используется в основном на удовлетворение потребностей населения области. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. отмечался рост потребления мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод, хлебных продуктов, а также снижение потребления молока и молочных продуктов, картофеля. Потребление сахара, растительного масла, овощей и бахчевых осталось на уровне предыдущего года (табл. 3).

В Амурской области, имеющей аграр-но-индустриальную ориентацию, достаточно высоко развито производство пищевых продуктов.

Производством пищевых продуктов в 2008 г. занимались 201 организация и территориально обособленное подразделение, на которых работали 5,6 тыс. чел. Отгруженная продукция (с учетом малых предприятий) составила 6,0 млрд руб., индекс производства в 2008 г. по сравнению с индексом 2007 г. составил 107,2%. Увеличение производства наблюдалось по таким видам продуктов, как масло животное, мясо, цельномолочная продукция, хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные и кондитерские изделия. В то же время снизилось производство колбасных изделий, муки, крупы, рыбной продукции.

Таблица 2

Динамика объема продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,

млн руб.

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Продукция сельского хозяйства 9555 9815 11034 12481 15201

В % к предыдущему году 114,6 94,2 114,3 108,5 105,7

Продукция растениеводства 6257 6241 6816 7177 11594

В % к предыдущему году 124,6 97,9 114,2 107,8 108,0

Продукция животноводства 3298 3574 4218 5304 6359

В % к предыдущему году 101,2 87,0 114,6 109,6 102,5

Таблица 3

Потребление основных продуктов питания на душу населения в год, кг

Показатели 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Мясо и мясопродукты (включая субпродукты 2-й категории и жир-сырец) 45 47 48 50 54

Молоко и молочные продукты 153 153 156 163 151

Яйца и яйцепродукты, штук 249 256 258 294 297

Рыба и рыбопродукты 12 14 14 15 16

Сахар 30 30 30 31 31

Масло растительное 13,1 13,7 13,7 13,8 13,8

Хлебные продукты 130 130 128 127 129

Картофель 205 199 207 199 128

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 108 108 112 119 119

Фрукты и ягоды 43 45 47 47 48

На состояние и развитие продовольственного рынка Амурской области также оказывают свое влияние межрегиональный обмен и импорт продовольственных товаров.

Внутриобластной рынок продовольственных товаров формируется за счет собственных ресурсов на 57% и на 43% за счет ввоза продовольствия из других регионов России и импортных поставок.

В целях экономической безопасности региона пороговым значением показателя обеспеченности основными продуктами питания собственного производства принято считать 55%.

Объемы производства таких продовольственных товаров, как колбасные изделия, крупа, минеральные воды, а также их качество позволили формировать рынок этих товаров в области на 55-99% местными производителями. В значительной степени область себя обеспечивает и такими основными продуктами питания, как цельномолочная продукция, яйца, картофель.

Производство большинства видов продуктов питания в основном ориентировано на сбыт потребителям области, отдельные виды вывозились в другие регионы страны.

Возрастающие транспортные тарифы и высокая себестоимость товаров ограничили географию вывоза продовольственных товаров практически до пределов Дальневосточного (81%) и Сибирского (18%) федеральных округов, незначительная часть (менее 1%) поставлялась в Центральный федеральный округ.

В последние годы изменилась структура вывоза: прекратился вывоз таких товаров, как консервы мясные и мясорасти-тельные, минеральные воды, алкогольная продукция и пиво, что связано главным образом со снижением или прекращением их производства в области. Стабильно вывозятся такие продовольственные товары, как масло животное, сыры жирные, цельномолочная продукция, кондитерские изделия, мука, консервы овощные и фруктовые, масла растительные [1-3].

Областной рынок продовольственных товаров в значительной степени зависит от ввоза из других регионов и импорта. Полностью за счет ввоза удовлетворяются потребности области по сахару, соли, цитрусовым и другим фруктам, чаю, кофе, сухим молочным продуктам. При наличии в области предприятий, производящих такие продовольственные товары, как

кондитерские изделия, сыры, водку и ли-кероводочные изделия, пиво, эти продукты ввозятся в область в больших количествах (60-99% всего объема продукции по этим видам в ресурсах области).

География ввоза продовольственных товаров остается довольно широкой. Основными поставщиками продовольствия, завезенного на потребительский рынок Приамурья из других регионов России, являются производители Сибирского федерального округа (40%), в том числе Алтайского края (16%), Омской (9%) и Иркутской (5%) областей [4-6].

На долю продукции, отгруженной производителями Дальневосточного федерального округа, приходится 25%, в том числе Хабаровского (20%) и Приморского (4%) краев, а также Центрального федерального округа (23%), в том числе Московской (9%), Липецкой (6%) областей и города Москвы (3%).

Производители Сибирского федерального округа выступили основными поставщиками таких продовольственных товаров, как масло животное, сыры, консервы молочные, цельномолочная и маргариновая продукция, сахар, мука, крупа, масло растительное, соль, воды минеральные.

Из Центрального федерального округа поступает весь объем консервов мясо-растительных и овощных, чая, кофе, основная доля консервов мясных и фруктовых, кондитерских изделий.

Дальневосточный федеральный округ выступает основным поставщиком говядины, свинины и мяса птицы, колбасных изделий, консервов томатных и рыбных, продукции рыбной пищевой, безалкогольных напитков [1].

Что касается импорта продовольственных товаров, то по данным таможенной статистики за 2008 г., в область из-за рубежа поступило продовольственных товаров и сырья для их производства на 24,6 млн долларов США, что ниже показателей 2007 г. на 23,4%.

В 2008 г. по сравнению с данными

2007 г. в натуральном выражении увеличились поставки мяса и субпродуктов, картофеля — на 3,1%, сахара — в 3,7 раза, снизились поставки овощей на 13,1%, фруктов — на 12,3%.

Основными поставщиками импортных продуктов питания в область являлись китайские производители, на их долю в

2008 г. приходилось 89% всего объема импорта продовольственных товаров.

Наибольшую долю в поступлении продовольствия из Китая занимали овощи, некоторые корнеплоды, клубнеплоды, фрукты, орехи (по 45%) [1].

Поставки мяса и мясных субпродуктов в 2008 г. осуществлялись из Аргентины, Бразилии и США, наибольшая доля приходилась на Бразилию (около 40%) и почти по 30% — на Аргентину и США. Из Германии, Швейцарии, Бельгии и Польши поступил весь объем кондитерских изделий и шоколада.

Таким образом, импорт продовольственных товаров оказывает не только отрицательное, но и положительное воздействие на продовольственный рынок области. Очень перспективным представляется развитие сотрудничества Амурской области и Китая по внедрению технологий выращивания на нашей территории рассады бахчевых культур и овощей. Помимо этого достаточно высокая доля товаров импортного производства обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на потребительском рынке товаров и, в свою очередь, способствует созданию необходимой конкурентной среды и ограничению роста потребительских цен на товары.

В целом ситуация на потребительском рынке продовольственных товаров области в последние годы оставалась стабильной.

Ежегодный прирост оборота розничной торговли продовольственными товарами за последние 5 лет составлял 8,4%. В 2000-2007 гг. наблюдалась тенденция роста доли непродовольственных товаров в обороте розничной торговли (с 40% в 2000 г. до 52% в 2007 г.). Однако к концу 2008 г. опережающий рост цен, особенно на продовольственные товары, негативно отразился на структуре продажи потребительских товаров, и доля непродовольственных товаров снизилась по сравнению с таковым в 2007 г. на 1,4 процентного пункта.

В 2008 г. оборот розничной торговли продовольственными товарами составил 26450,0 млн руб., что в товарной массе на 12% выше показателей предыдущего года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В расчете на душу населения области оборот розничной торговли продовольственными товарами в 2008 г. составил 30,5 тыс. руб., или 113% к таковым в 2007 г.

В структуре формирования оборота розничной торговли продовольственными

товарами сохранялась тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. В 2008 г. доля рынков в объеме оборота продовольственных товаров составила 9,7% (в 2007 г. — 11,6%).

На рынках население области от общего объема покупок приобрело 25% овощей, плодов и ягод, 20% говядины, свинины и мяса птицы, 27% цельномолочной продукции, 18% кондитерских изделий. Такие товары промышленной переработки, как сыры, чай, соль, мука, крупы, хлебобулочные изделия население в основном приобретало в магазинах.

В структуре розничной продажи товаров в 2008 г. по сравнению с таковой в 2007 г. несколько возросла доля колбасных изделий, масел животного и растительного происхождения, сыров, цельномолочной продукции, яиц, кондитерских и макаронных изделий, муки, крупы, хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля, овощей; снизилась доля говядины, свинины и мяса птицы, рыбной продукции, сахара [3].

Таким образом, развитие областного рынка основных продуктов питания в настоящее время можно охарактеризовать следующими факторами:

- область в значительной степени обеспечивает себя основными продуктами питания;

- рост производства основных видов продукции за последние годы, наряду с увеличением ассортимента и повышением качества, позволили товаропроизводителям не только улучшить свои позиции на потребительском рынке области, но и активно заниматься вывозом готовой продукции за ее пределы;

- область все еще вынуждена ввозить продовольственные товары в больших количествах. Во многих случаях ввоз ряда готовых продовольственных товаров экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок для удовлетворения различных запросов потребителей.

Продовольственный рынок области имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. В первую очередь необходимо совершенствование работы по защите и поддержке местных товаропроизводителей и улучшению условий для реализации выпускаемых товаров, по формированию системы, способствующей оптимизации соотношения местных, отечественных и импортных товаров. Для

улучшения качества продукции необходимо разрабатывать новые технологии производства и использовать высококачественное оборудование.

Важным моментом является конечная цель функционирования продовольственного рынка, заключающаяся в удовлетворении потребностей населения области высококачественными продовольственными товарами и обеспечении продовольственной безопасности.

Библиографический список

1. Амурский статистический ежегодник 2009: статистический сборник / Амур-стат. — Б., 2009. — 620 с.

2. Белый Н.П. Амурская область / Н.П. Белый, В.В. Рыльский. — Хабаровск: Приамурские ведомости, 2004. — 157 с.

3. Состояние потребительского рынка Амурской области в 2008 году: записка / Амурстат. — Б., 2009. — 71 с.

4. Состояние продовольственного рынка Амурской области в 2008 году: записка / Амурстат. — Б., 2009. — 69 с.

5. Пресс-выпуск № 1 от 10.02.2010 г. «О состоянии потребительского рынка в Амурской области».

6. Минакир П.А. Экономика регионов Дальнего Востока: монография / П.А. Минакир; Российская академия наук, Дальневосточное отделение, институт экономических исследований. — М.: Экономика, 2006. — 845 с.

+ + +

УДК 330.322: 336.2 С.Н. Зайков

НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РОССИИ

Ключевые слова: инновационная деятельность, инвестиционная деятельность, налоговые льготы, налоговое стимулирование, амортизационная политика.

В настоящее время одной из важнейших государственных внутриэкономиче-ских задач России является перевод отечественной промышленности от сырьевой направленности в сферу высоких технологий, в сферу инновационной деятельности [1].

Целью государственной политики в области развития инновационной деятельности в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации являются: формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, повышение качества жизни населения, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и частного сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства [2].

Экономический рост в развитых странах базируется, прежде всего, на использовании научных знаний и технологий, при этом сфера исследований и разработок (ИР) получает значительную по масштабам и разнообразную по формам государственную поддержку, включая непосредственное участие государственных структур в организации и финансировании научных исследований. Необходимость такого регулирования ИР связана с особенностями научного «производства» и его продукции, в их числе непредсказуемость экономических результатов научных исследований, сложность получения прибыли даже от коммерчески эффективных проектов при существующих системах защиты авторских прав. Главное же (и это отмечают все современные учебники по экономике) заключается в том, что рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку — так называемый «провал рынка» (market failure). Аргумент, что рынок в принципе не может гарантировать оптимальный или социально приемлемый уровень научных расходов, в последние 40 лет является главным при обосновании необходимости государст-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.