РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Л.Г. АХМЕТШИНА, аспирант кафедры теории и практики кооперации Российский университет кооперации
В статье проведена комплексная оценка современного состояния продовольственного рынка Ульяновской области, выявлены основные тенденции его развития, в соответствии с которыми предложены мероприятия по повышению эффективности его функционирования на региональном уровне.
Ключевые слова: Ульяновская область, региональный продовольственный рынок, мониторинг аграрного рынка, стратегия развития продовольственного рынка.
Формирование эффективной системы продовольственного обеспечения населения предполагает повышение эффективности сельскохозяйственного производства, продовольственную защищенность региона, насыщение рынка доступным для всех групп населения продовольствием, а промышленность — сырьем, выравнивание доходов, развитие социальной инфраструктуры на селе. Решение этих вопросов диктуется, с одной стороны, производственным потенциалом региона, совершенствованием вопросов размещения необходимого продовольствия или сырья, углублением специализации и концентрации сельскохозяйственного производства, т. е. формированием специализированных товарных продовольственных зон, адекватных потребностям рынка, обеспечивающих реальные экономические выгоды всем сельхозтоваропроизводителям, а, с другой стороны, — уровнем потребительского спроса на продовольственные товары, который, в свою очередь, детерминирован уровнем среднедушевого денежного дохода населения, роста цен на продовольствие, а также динамикой объемов и структуры среднедушевого потребления продуктов питания. Стало быть, эту проблему необходимо решать как организацию процесса совершенствования показателей функционирования продовольственного рынка, состава его элементов на основе изучения закономерностей взаимодействия прямых и обратных связей.
Комплексная оценка регионального продовольственного рынка позволяет отслеживать процессы формирования региональных товарных
ресурсов основных видов сельскохозяйственного сырья и продовольствия, оказывает помощь в разработке предложений по стимулированию производства продукции, повышению ее конкурентоспособности и уровня товарности, применению прогрессивных форм реализации, обеспечивающих более полное удовлетворение платежеспособного спроса, защиту экономических интересов товаропроизводителей и потребителей продовольствия.
Региональный потребительский рынок Ульяновской области отличает ряд существенных особенностей, во многом обусловленных факторами экономического характера, к которым относится индустриально-аграрная специализация экономики области. Она предопределила относительно высокий уровень развития сферы производства потребительских товаров, в том числе продуктов питания.
Ресурсы продовольственного рынка Ульяновской области формируют два источника. Первый — производство сельскохозяйственной продукции и ее переработка на предприятиях агропромышленного комплекса и пищевой промышленности области. Второй источник — ввоз продуктов питания из других регионов России, а также поступление импортного продовольствия.
На долю сельского хозяйства Ульяновской области приходится 10,4 % валового регионального продукта (ВРП). В сельской местности проживают 351,9 тыс. чел., или 26,8 % от общей численности населения. В сельском хозяйстве Ульяновской области занято 80,4 тыс. чел., или 12,5 % от работающего населения области. Во всех категориях хозяйств области 2 083,2 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 56 % территории, из них 1 604,0 тыс. га — пашня. Сельскохозяйственным производством занимаются 278 сельскохозяйственных предприятий, 1 710 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 253 тыс. личных подсобных хозяйств.
Мониторинг аграрного рынка Ульяновской области свидетельствует о негативной тенденции
Развитие АПК
сокращения объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции (табл. 1).
Так, за 2002—2007 гг. сельскохозяйственными товаропроизводителями области произведено меньше продукции: зерна — на 33,0 %, овощей — на 3,51, мяса — на 17,82, молока — на 17,52, яиц — на 30,85 %. Исключение составляют лишь сахарная свекла, подсолнечник и картофель, рост производства которых составил 2,98 раз, 12,75 и 29,43 % соответственно.
В целом Ульяновская область имеет благоприятную природную и экономическую среду для развития перспективных товарных отраслей сельского хозяйства. Сложившаяся ситуация служит в основном иллюстрацией упущенных возможностей, а не объективных препятствий для развития. Основными причинами относительно медленного развития сельскохозяйственного производства являются:
• низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
• неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
• финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью продовольственного рынка, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
• дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.
Динамика производства сел в хозяйствах всех категорий '
Доля продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в общем объеме производства области в 2007 г. составила 14,2 %. О положении дел в этой отрасли можно судить по следующим данным: в 2007 г. по сравнению с 2002 г. производство хлеба и хлебобулочных изделий сократилось на 26,33 %, муки — на 34,03, сахара-песка — на 43,14, консервов мясных, молочных, плодо-воовощных — на 45,91, макаронных изделий — на 68,22 % (табл. 2). Однако в последние годы наметился рост производства цельномолочной продукции на 26,62 %, мяса, включая субпродукты 1-й категории — на 65,82, колбасных изделий — на 76,14, масла растительного — на 142, масла животного — на 163, мясных полуфабрикатов — на 371 %. Эта положительная тенденция является следствием значительного увеличения ввоза сырья из соседних регионов, включая импорт.
В структуре розничного товарооборота Ульяновской области на долю продовольственных товаров в 2007 г. приходилось 43,8 % совокупного товарооборота (в 2002 г. — 41,5 %). При этом объем продаж продуктов питания составил 31 205,9 млн руб. Следует отметить, что на протяжении исследуемого периода только в 2002 и 2006 гг. рост количественных показателей продаж большинства продуктов питания по области был адекватен качественным сдвигам, т. е. увеличению физического объема реализации. Так, рост цен на продовольственные товары составил 113,63 и 107,69 % при росте розничной торговли продовольственными товарами на 120,6 и 136,7 %, тогда как на протяжении 2003—2005 и 2007 гг. рост оборота розничной торговли был обеспечен увеличением потребительских цен на продовольственные товары. Основными каналами продажи продовольственных товаров в настоящее время в области являются предприятия розничной торговли, общественного питания и рынки. Почти четвертую часть продовольственных товаров население покупает на продовольственных и смешанных рынках.
Таблица 1
^хозяйственной продукции .яновской области, тыс. т. [4]
Продукция Год 2007 г. к 2002 г., %
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Зерно (в массе после доработки) 1139,4 700,9 693,2 655,8 724,4 763,4 67,0
Сахарная свекла 96,8 189,1 212,7 212,9 306,9 288,4 в 2,98 раз
Подсолнечник 25,1 32,7 28,2 34,0 33,7 28,3 112,75
Картофель 197,1 254,7 259,5 268,1 270,8 255,1 129,43
Овощи открытого грунта 97,0 106,6 104,0 106,7 109,9 93,6 96,49
Скот и птица на убой (в живом массе) 62,3 61,8 56,3 51,9 51,5 51,2 82,18
Молоко 352,1 327,9 299,1 287,2 289,8 290,4 82,48
Яйца, млн шт. 538,8 500,7 298,9 360,7 399,2 372,6 69,15
Таблица 2
Динамика производства основных видов продукции пищевой промышленности Ульяновской области [4]
Продукция Год 2007 г.
2002 2003 2004 2005 2006 2007 к 2002 г., %
Сахар-песок, тыс. т 117,3 29,7 63,5 94,3 69,1 66,7 56,86
Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 99,9 90,1 74,4 70,9 71,0 73,6 73,67
Кондитерские изделия, т 49 184 62 099 62 397 63 968,2 55 726,8 54 953,2 111,73
Макаронные изделия, т 387 366 166 446 274,4 122,98 31,78
Масла растительные, т 1301 1997 1679 2779,3 4530,5 3144,1 в 2,42 раз
Консервы, тыс. усл. банок 9490 9680 4043 2944,6 3024,4 5133,3 54,09
В том числе: 4855 5438 2016 748 876 1480 30,48
мясные
молочные 470 338 175 186 58,5 48,7 10,36
плодоовощные 4165 3904 1852 2010,6 2089,9 3604,6 86,55
Мясо, включая субпродукты 7,9 13,97 11,4 10,5 12,1 13,1 165,82
1 категории, тыс. т
Колбасные изделия, тыс. т 8,8 14,9 14,9 15,5 15,4 15,5 176,14
Мясные полуфабрикаты, тыс. т. 0,7 1,0 0,9 1,5 2,1 3,3 в 4,71 раз
Масло животное, тыс. т 4,6 7,6 10,5 9,3 12,7 12,1 в 2,63 раз
Цельномолочная продукция 46,2 38,4 37,4 42,5 49,0 58,5 126,62
(в пересчете на молоко), тыс. т
Мука, т 106430 79 138 42 160 65 211,7 60 635,9 70 206,8 65,97
Изучение инфраструктуры продовольственного рынка области показало ее неразвитость. Из-за неотлаженного рыночного механизма в стадии становления и медленного развития находятся такие признанные мировым опытом формы организации продовольственной цепочки, как оптовые продовольственные рынки и торговые фирмы, которые занимаются закупкой сырья, продовольствия у сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий на основе торговых сделок, а затем реализуют его в мелкооптовую, розничную торговлю, предприятиям общественного питания. В области в основном формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли. Мировой опыт показывает, что создание оптовых рынков — первый этап организации каналов товародвижения, дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрупнения с последующим превращением в главное звено системы распределения продовольствия на региональном уровне.
Негативное воздействие на развитие продовольственного рынка и продовольственную независимость региона оказывает масштабный импорт сельскохозяйственного сырья и продовольствия, сохраняющийся в последние годы и имеющий тенденцию к росту. В 2007 г. в Ульяновской области основную часть импортируемых продовольственных товаров составляют: молоко и молокопродукты (доля импорта в ресурсах — 20,1 %), мясо и мясопродукты (42,0 %).
Невозможно охарактеризовать состояние и динамику развития продовольственного рынка без изучения потребительского спроса и тенденций
его изменения на продукты питания, который выражается в виде физического объема реального потребления продуктов питания на душу населения. В течение исследуемого периода потребление большинства продуктов питания колеблется по годам, что вызвано не столько их недостатком на рынке, сколько высокими ценами, которые делают недоступными для большинства населения высокобелковые и витаминные продукты питания. Население, проживающее на территории Ульяновской области, по показателям потребления находится на более низком уровне по сравнению с Приволжским федеральным округом и Россией в целом. В 2006 г. жители Ульяновской области на душу населения потребляли меньше мяса и мясопродуктов — на 19,30 и 20,69 %, молока и молочных продуктов — на 21,05 и 5,86, масла растительного — на 36,64 и 34,13, овощей — на 13,21 и 13,21, хлебопродуктов — на 5,0 и 5,79 % от уровня Поволжья и России в целом соответственно. Только по сахару этот показатель имеет противоположное значение: потребление продуктов данной товарной группы в Ульяновской области на душу населения больше, чем в Поволжье и в среднем по России, на 18,92 и 12,82 %. В отношении яиц и картофеля, потребление их в области ниже, чем по Приволжскому федеральному округу (на 4,10 и 10,74 %), но превышает среднероссийские показатели, хотя и менее чем на 1 %. Ни по Ульяновской области, ни по Приволжскому федеральному округу, ни по России в целом потребление основных продуктов питания не соответствует медицинским нормам,
Развитие АПК
за исключением картофеля, хлебных продуктов, а также сахара по Ульяновской области.
Продовольственная проблема и развитие сельского хозяйства и всего продовольственного рынка тесно связаны между собой, однако между ними нельзя поставить знака равенства. Реальный уровень удовлетворения потребностей населения в продовольствии напрямую определяется уровнем доходов населения, социально-экономическим положением и уровнем развития в целом всей экономики региона.
Несмотря на определенный рост доходов части населения Ульяновской области, индикаторы уровня жизни, главными из которых являются среднедушевые доходы, среднемесячный размер пенсий, величина прожиточного минимума, остаются на достаточно низком уровне. Так, в 2007 г. среднедушевые денежные доходы жителей Ульяновской области составили 7 937,8 руб. По данному показателю Ульяновская область заняла 6-е место среди всех субъектов ПФО. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата жителей области, работающих в экономике, — 8 412,2 руб. Сохраняется значительный слой населения, материальное положение которого ниже прожиточного минимума (265,9 тыс. чел., или 20,1 % от общей численности населения).
При этом рост среднедушевых денежных доходов населения на протяжении исследуемого периода, а в 2006 г. и реальных располагаемых доходов, был адекватен росту цен на продукты питания, что расширило доступность продовольствия для различных социальных групп населения (см. рисунок).
Вместе с тем необходимо отметить, что сохраняется поляризация распределения денежных доходов населения. По предварительным данным, доходы наиболее обеспеченной группы населения Ульяновской области в 2007 г. в 13,4 раза превысили доходы наименее обеспеченной группы населения
2003
2004
2005
2006
2007
- Среднедушевые денежные доходы населения
- Реальные располагаемые денежные доходы
- Индексы потребительских цен
Динамика основных показателей уровня жизни населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
(в 2006 г. — в 12,5 раз). Коэффициент Джини на протяжении последних пяти лет остается высоким, возрастая от 0,364 до 0,392 и характеризуя высокую степень концентрации доходов у небольшой по доле группы населения.
Низкие доходы большей части населения области не могут формировать оптимального потребительского спроса на продовольственном рынке, являются для отдельного потребителя ограничительным препятствием к потреблению тех или иных продуктов питания, так как их выбор при низком уровне доходов определяется не личными пристрастиями потребителя, а имеющимися у него средствами для удовлетворения потребности в пище. Доля расходов населения на продукты питания в 2007 г. составила 36,4 %. В структуре расходов наибольшую долю имеют расходы на мясо и мясные продукты (11,3 %), хлеб и хлебные продукты (6,2 %), молоко и молочные продукты (5,0 %), сахар и кондитерские изделия (2,7 %).
Проведенное исследование выявило некоторые положительные моменты развития продовольственного рынка Ульяновской области. Тем не менее наличие ограниченного доступа всех групп населения к продовольственным ресурсам в необходимом количестве и высокого качества, значительное сокращение здесь объемов производства продовольствия, отклонение и деформация рациона питания местных жителей ставят данную задачу по своей значимости в число приоритетных и безотлагательных. Для стабилизации и дальнейшего развития продовольственного рынка региона необходимо осуществить комплекс мер по повышению эффективности его функционирования.
Главный вектор развития агропродовольс-твенного комплекса определен в Основных направлениях агропродовольственной политики РФ, приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы.
Каждый регион обладает собственными резервами развития продовольственного комплекса, формирует самостоятельную продовольственную политику, а поставленные задачи решаются с использованием оригинальных проектов и механизмов. Исключение не составляет и Ульяновская область, для которой аг-
РЕгиомьнАя экономикА: теория и практика 75
ропромышленный комплекс — жизненно важный сектор экономики и наличие четких ориентиров развития и поддержания продовольственного рынка в устойчивом состоянии представляется крайне актуальным вопросом для продовольственного обеспечения населения региона.
Правительством Ульяновской области предусмотрены различные направления поддержки местных товаропроизводителей, которые отражены во многих документах и нормативных хозяйственно-правовых актах, разрабатываемых законодательными и исполнительными органами власти, в частности: Областная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008—2012 годы, Программа развития конкуренции на продовольственном рынке Ульяновской области на 2008—2012 годы, Постановление Правительства Ульяновской области от 05.04.2007 № 113 «О плане организации розничных рынков на территории Ульяновской области», Закон Ульяновской области от 04.05.2008 № 69-ЗО «О продовольственной безопасности Ульяновской области», Областная целевая программа «Развитие сельскохозяйственной потребительской и сельской кредитной кооперации в Ульяновской области» на 2007—2010 годы и др. Однако отсутствуют единые стратегические направления развития продовольственного рынка, в рамках которых бы разрабатывались программы, уточняющие их главные задачи.
Разработка и реализация Стратегии позволит подготовить и провести преобразования, нацеленные на создание условий для формирования эффективного продовольственного рынка региона, выработать план действий органов государственной власти, направленных на достижение стратегических целей, с учетом имеющихся возможностей, доступных ресурсов и инструментов управления.
Стратегия развития продовольственного рынка обеспечит качественно новый, более цивилизованный, облик продовольственного рынка, будет способствовать поддержанию высоких темпов его развития, позволит создать новые рабочие места.
Эффективное функционирование регионального продовольственного рынка возможно при условиях:
• ослабления диспаритета цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства за счет эффективного механизма государственной поддержки и государственного регулирования сельскохозяйственного производства;
• проведения научно обоснованной инвестиционной политики и технологической модернизации продовольственного комплекса;
• создания инновационной инфраструктуры, призванной обеспечить доступ к оригинальным технологиям, потенциалу и результатам научных исследований и разработок;
• формирования научной инфраструктуры, способной обеспечивать разработки, внедрение и сопровождение инновационных технологий (создание учебно-научно-производственных комплексов, агротехнопарков, различного рода ассоциаций и бизнес-инкубаторов);
• модернизации образовательной инфраструктуры с целью формирования кадрового потенциала, подготовки высококвалифицированных специалистов;
• совершенствования финансовой инфраструктуры по таким направлениям, как кредитование, налогообложение, развитие системы страхования;
• разработки новых не только программно-целевых, но и системных подходов в отношении сохранения и дальнейшего развития сельских территорий как фундамента национальной культуры, источника пополнения трудовых ресурсов, сохранения природной среды.
В арсенале имеется достаточное число разработанных концепций и механизмов, для того чтобы реализовать обозначенные направления создания эффективного продовольственного рынка как основы устойчивого продовольственного обеспечения населения региона. Четкая и ясная агропродовольственная стратегия, прописанная в виде основного закона с конкретными параметрами развития, позволит их реализовать.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рулинская А. Г. Тенденции развития продовольственного рынка: региональный аспект. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 3. - С. 48-51.
2. Серегин С., Ишмуратов М. Продовольственный рынок в экономике страны. // АПК: экономика, управление. 2007. № 10. - С. 49-52.
3. ШелкоплясоваГ. С., ШелкоплясовА. Д. Важные аспекты устойчивого развития агропродовольственного сектора России // Материалы Второго Всероссийского конгресса экономистов-аграрников: устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России, 13-15 февраля 2006 г., Москва. - Ч. II. - М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2006. - С. 184-187.
4. Экономическое положение Ульяновской области в 2007 году. Статистический ежегодник. Официальное издание / Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Ульяновской области. - Ульяновск. 2008. - 486 с.