Экономика
левая программа «Основные направления развития АПК Тюменской области на 2008-2012 годы». С каждым муниципальным районом заключены соглашения, в которых согласованы конкретные параметры объёмов производства и результативности.
В области сформирован и начал работу Гарантийный фонд, обеспечивающий возврат денежных средств и поручительства по кредитным договорам при недостаточном обеспечении у самих заёмщиков. Четыре банка выдают кредиты на развитие бизнеса под обеспечение Гарантийного фонда. Выдано более 50 гарантий. Введена льготная процентная ставка для начинающих предпринимателей, получивших займы Фонда развития и поддержки предпринимательства. Тюменской областной думой в апреле 2009 года были внесены изменения в закон Тюменской области «О предоставлении налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков». Малый и средний бизнес работает по упрощённой системе налогообложения.
Агропромышленный комплекс Тюменской области является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции на территории Уральского федерального округа. Инновационный вариант развития сельского хозяйства предполагает новый технологический уровень производства, стимулируемый масштабным привлечением в отрасль инвестиционных средств, ослабление инфраструктурных ограничений, формирование новых рынков, улучшение уровня жизни сельского на-
селения. По инновационному варианту в 2020 году относительно уровня 2007 года производство продукции сельского хозяйства области может возрасти на 66,5%, производство зерна будет увеличено в 1,6 раза, картофеля - в 1,1 раза, овощей - в 1,1 раза. Продукция животноводства: производство скота и птицы будет увеличено в 2020 году в 1,7 раза, молока - в 2 раза, яиц - в 1,1 раза. Цель увеличения производства пищевых продуктов предполагает решение следующих задач: освоение новых видов продукции и повышение качества, инновационной активности предприятий пищевой промышленности, подготовка высококвалифицированных кадров, сохранение и создание новых рабочих мест, доведение доли продуктов питания, произведённых областными товаропроизводителями, в общем объёме потребления до 95%.
Таким образом, целью АПК является развитие сельских территорий и сохранение потенциала возрождения, переход на новый уровень производства, активное использование творческого и кадрового потенциала в сельскохозяйственном производстве, расширение сфер применения человеческого потенциала на селе и сбалансированного рынка труда, формирование эффективной инновационной системы на селе. Надо сделать всё, чтобы и сегодня, и в будущем экономический рост приводил к видимым изменениям в социальной сфере. Без решения социальных проблем села невозможно обеспечить устойчивое развитие сельских терри-
торий и сельского хозяйства.
В перерабатывающих отраслях основными приоритетами будут совершенствование технологий производства для выпуска более качественной, обогащенной витаминами и микроэлементами продукции, востребованной потребителями; обеспечение импорто-замещения на региональном рынке продовольствия продукцией собственного производства в соответствии с потребностями населения области, включая северные округа; создание производств с глубокой переработкой сырья и безотходными технологиями, включая новые производства по переработке овощей, ягод и дикоросов, изготовлению рапса, рапсового масла и биодизеля. Критерии оценки эффективности результатов реализации Концепции долгосрочного развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года представляют собой показатели социально-экономического развития (абсолютные величины и темпы роста), позитивное общественное мнение.
Развитие АПК до 2020 года и на перспективу до 2030 года позволит повысить конкурентоспособность производимой сельскохозяйственной продукции, улучшить качество жизни сельского населения и укрепить продовольственную безопасность всего региона.
Рост валового дохода и улучшение уровня жизни людей, занятых в сельском хозяйстве, зависят от использования человеческого капитала, от его профессиональной подготовки и совершенствования квалификационных знаний работников.
Литература
1. Горшков М. К. Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 19922002 гг. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 512 с.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года : распоряжение Правительства Тюменской области от 25 мая 2009 г. № 652-РП. Тюмень, 2009. С. 65-69.
3. Итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года. Трудовые ресурсы и их характеристика в Тюменской области : стат. сб. Тюмень, 2008. Ч. 2.
4. Хагуров А. А. Социология российского села / под ред. В. И. Нечаева. М. : Институт социологии РАН, 2008. С. 126, 133, 188.
КОНЪЮНКТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА
Л.Г. АХМЕТШИНА,
аспирант кафедры экономики кооперации и предпринимательства, Российский университет кооперации
Ключевые слова: Ульяновская область, региональный продовольственный рынок, методика конъюнктурного анализа, эластичность спроса, прогнозирование развития.
Важными индикаторами продовольственного рынка являются характеристики спроса и предложения, на стыке которых с учётом доходов населения формируется определённый уровень потребления продовольственных товаров, чем во многом определяется конъюнктура рынка.
В научной литературе наблюдаются различные подходы к понятию ры-
ночной конъюнктуры. Как правило, они исходят из двух концепций.
Логика первой концепции состоит в том, что конъюнктура рынка характеризуется той или иной экономической ситуацией, сложившейся на том или ином рынке в определённом временном моменте или интервале.
Идеология другой концепции определяется тем, что рыночная конъюнк-
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. В. Волошиной, д.12/30; тел. 8-916-6269548; e-mail: akhmetshinalg@mail.ru
The Ulyanovsk area, the regional food market, technique of the tactical analysis, elasticity of demand, forecasting of development.
тура формируется системой условий (соотношением спроса и предложения, уровнем монополизации и конкурентности рынков, коммерческого и потребительского рисков), определяющих конкретную рыночную ситуацию.
При некоторой противоречивости приведенные концепции дополняют друг друга и составляют единое целое. Это позволяет обосновать единое понятие рыночной конъюнктуры как оценки тенденций и сложившейся ситуации на конкретном рынке с учётом совокупности условий (соотношения спроса и предложения, уровня монополизации и конкурентности рынков, коммерческого и потребительского рисков), основных факторов (прежде всего доходов населения и уровня цен), системы индикаторов и соответствующих показателей, характеризующих наличие товаров, масштаб, пропорциональность, цикличность и сезонность деятельности, устойчивость и колеблемость основных параметров, состояние и развитие деловой активности.
Конъюнктурный анализ, как правило, проводится для изучения уровней и взаимосвязи спроса и предложения с целью выявления имеющихся закономерностей (как устойчивых количественно доказанных тенденций) и прогнозирования дальнейшего развития. Исходя из этого реализована методика конъюнктурного анализа регионального продовольственного рынка, включающая три взаимосвязанных этапа.
Сущность первого (оценочного) этапа заключается в изучении масштабов и пропорций, вектора направлений и скорости изменений базисных параметров, уровня устойчивости развития. Применительно к региональному продовольственному рынку прежде всего изучается душевое потребление продуктов питания, размеры производства, ввоза и вывоза продовольственных товаров.
Специфика второго (функционального) этапа заключается в выявлении причинно-следственных связей и условий, характеризующих рыночную ситуацию, с целью изучения сложившихся закономерностей развития. Применительно к продовольственному рынку изучаются зависимости душевого потребления продуктов питания от доходов населения и цен, выявляются направления их роста или снижения.
На третьем этапе конъюнктурного исследования регионального продовольственного рынка исходя из полученных моделей спроса и предложения определяются противоречия между производством и потреблением продуктов питания в регионе, осуществляется прогнозирование рыночной конъюнктуры.
Региональный продовольственный рынок Ульяновской области отличает ряд существенных особенностей, во
многом обусловленных факторами экономического характера, к которым относится индустриально-аграрная специализация экономики области. Она предопределила относительно высокий уровень развития сферы производства потребительских товаров, в том числе продуктов питания. Однако о стабильном продовольственном обеспечении населения региона за счёт внутреннего производства, экономически эффективном продовольственном рынке, создающем возможности для расширенного воспроизводства, пока говорить не приходится. По ряду причин динамика производства сельскохозяйственной продукции имеет неустойчивый характер. Так, за период 2002-2008 годов сельскохозяйственными товаропроизводителями области произведено меньше продукции: овощей - на 35,15%, мяса - на 13,32%, молока - на 18,49%, яиц - на 28,19%. Исключение составляют лишь сахарная свёкла, подсолнечник и картофель. Сложившаяся ситуация служит в основном иллюстрацией упущенных возможностей, а не объективных препятствий для развития, поскольку Ульяновская область имеет благоприятную в отношении природно-климатического потенциала, социально-экономического положения региона среду для развития перспективных товарных отраслей сельского хозяйства.
2008 год для Ульяновской области, как и страны в целом, был непростым, особенно его завершение. Мероприятия в рамках реализации областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области на 2008-2012 годы», разработанной в соответствии с Государственной программой, позволили по ряду показателей добиться значительных положительных результатов. Но происходящие экономические преобразования нашли своё закономерное отражение и в сельском хозяйстве. Наметившуюся динамику удалось сохранить благодаря заделу, который был сделан в первой половине года.
О положении дел в пищевой и перерабатывающей промышленности области можно судить по следующим данным: в 2008 году по сравнению с 2002-м производство хлеба и хлебобулочных изделий уменьшилось на 30,93%, муки - на 34,88%, макаронных изделий - на 48,35%, консервов мясных, молочных, плодовоовощных - на 54,63%, сахара-песка - на 54,82%. Но при этом рост производства кондитерских изделий составил 20,41%, цельномолочной продукции - 41,56%, колбасных изделий - 51,14%, мяса, включая субпродукты 1-й категории, - 2,08 раза, масла растительного - 2,37 раза, масла животного - 2,76 раза, мясных полуфабрикатов - 4,29 раза, что является следствием значительного увеличения ввоза сырья из со-
Экономика
седних регионов, включая импорт. Эффективность работы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ульяновской области всё ещё остаётся низкой.
В структуре розничного товарооборота Ульяновской области на долю продовольственных товаров в 2008 году приходилось 46,8% совокупного товарооборота (в 2002 г., соответственно, 41,5%). Следует отметить, что на протяжении исследуемого периода только в 2002 и 2006 годах рост количественных показателей продаж большинства продуктов питания по области был адекватен качественным сдвигам, то есть увеличению физического объёма реализации, тогда как в другие годы рост был обеспечен увеличением потребительских цен на продовольственные товары. Основными каналами продажи продовольственных товаров в настоящее время в области являются предприятия розничной торговли, общественного питания и рынки.
Оценка регионального продовольственного рынка не должна ограничиваться только воспроизводственным аспектом. Исследование спроса на продовольствие, процесса его формирования и развития, факторов, влияющих на изменение потребительских оценок и структуру потребления, является важнейшим условием его эффективного управления.
Потребность населения в продовольствии определяется физиологическими нормами душевого потребления. Чем ближе душевое потребление к нормам, тем выше интерес населения к качественным и в первую очередь экологическим характеристикам продовольствия. И, наоборот, с ухудшением рациона питания возникает не столько необходимость изменения структуры потребления основных пищевых продуктов (молока, мяса, хлеба, картофеля, сахара, овощей), сколько стремление не допустить долговременного дефицита калорийности питания, пагубно влияющего на здоровье человека. Очевидно, чем ниже уровень потребления продовольствия в регионе, тем выше значимость этой составляющей в системе региональных интересов. Анализ среднедушевого потребления основных продуктов питания в Ульяновской области свидетельствует о том, что продовольственный рынок продолжает функционировать в условиях ограниченного спроса основной массы населения прежде всего на мясомолочные продукты, и несмотря на увеличение их потребления, а также масла растительного, овощей и продовольственных бахчевых культур, данные показатели ниже рекомендуемых рациональных норм на 36,5; 42,2; 36,2 и 34,5% соответственно. По яйцам недостаток в потреблении составил 50 шт., или 17,24%. Потребление хлеба и хлебо-
продуктов ниже нормы на 2,73%. Потребление сахара стабильно и превышает рекомендуемые нормы питания на 12,82%. Низкий уровень потребления высококачественных мясных, молочных продуктов, растительных масел, фруктов и овощей компенсируется так называемыми низкокачественными продуктами питания, к которым относится картофель. Потребление картофеля превышает медицинские нормы на 13,68%.
Ульяновская область по ряду продуктов питания пока не имеет возможности обеспечить существующий уровень потребления. За 2002-2008 годы по молоку и молокопродуктам уровень самообеспеченности сократился с 117,1 до 96,2%, мясу и мясопродуктам - с 70,6 до 57,7%, по овощам и бахчевым культурам - с 87,9 до 60,8%, поэтому часть продовольствия ввозится из других регионов, другая часть потребности покрывается за счёт импорта продуктов питания. В 2008 году доля ввезённой продукции в ресурсах мяса и мясопродуктов составила 41,4%, молока и молокопродуктов - 14,9%.
Продовольственная проблема, развитие сельского хозяйства и всего продовольственного рынка тесно связаны между собой, однако между ними нельзя поставить знак равенства. Реальный уровень удовлетворения потребностей населения в продовольствии напрямую определяется социально-экономическим положением, уровнем развития в целом всей экономики региона и прежде всего доходами покупателей и ценами на рынке.
В 2008 году объём денежных доходов жителей региона сложился в сумме 9528,6 руб. в месяц и увеличился по сравнению с 2002 годом более чем в 4 раза. Потребительская ценность этих доходов ниже, судя по индексу цен, который за последние семь лет составил 239,5%, в связи с чем в статистике рассчитывается индекс реальных располагаемых денежных доходов населения.
Для изучения влияния этих факторов на покупательский спрос с измерением его эластичности (реагирования на изменение социально-экономических условий на рынке) в экономической науке и практике используются разнообразные модели, линейные или криволинейные производственные функции. На основе корреляционно-регрессионного анализа осуществлено моделирование зависимостей душевого потребления продуктов питания от индекса реальных располагаемых денежных доходов населения и индекса цен на продовольственные товары. Параметры полученных вероятностных функций использованы для расчётов коэффициентов эластичности, представленных в таблице 1.
С позиций влияния среднедушевых доходов населения на потребление тех
Экономика
или иных продуктов питания очевидны различные уровни и характер коэффициентов эластичности. По яйцам (Э=0,7025) наблюдается наиболее эластичный положительный спрос, когда увеличение доходов на 1% приводит к увеличению потребления данного продукта питания на 0,7025%. Достаточно высоко и положительно реагирует на рост денежных доходов потребление хлеба и хлебобулочных изделий (Э=0,6767) и молока и молокопродуктов (Э=0,4198). Положительным, но мало эластичным, является спрос на растительное масло (Э=0,1543), мясо и мясопродукты (Э=0,1400) и овощи (Э=0,1347). Отрицательным является спрос на картофель, ибо с увеличением анализируемого фактора на 1% потребление его сокращается на 0,1205%.
Влияние ценового фактора на потребление продуктов питания ниже по сравнению с доходами населения. Положительный спрос наблюдается лишь у яиц (Э=0,8370) и мясопродуктов (Э=0,2304). По хлебу и молоку данный фактор является несущественным в связи с тем, что это продукция повседневного спроса, более дешёвая в пересчёте на энергетическую ценность. Остальные виды продовольствия относятся к малоэластичным и отрицательным. С ростом цен на 1% их потребление сокращается: по растительному маслу - на 0,5634%, по овощам -на 0,4624%, по картофелю - на 0,3128%. Таким образом, наиболее сильно зависит от повышения цен потребление яиц и растительного масла.
Выявленные тенденции и изучен-
ные закономерности развития регионального продовольственного рынка служат необходимой информацией для прогнозирования потребностей, производства и потребления продуктов питания в Ульяновской области на будущее (табл. 2). Расчёт ключевых показателей, а также перспективной численности населения (1224375 чел.) осуществлён с помощью методов экстраполяции на основе эконометрических моделей.
С целью обеспечения населения необходимыми продуктами питания на период до 2012 года (с учётом сокращения населения на 80625 чел., объёмов потребления основных продуктов питания, за исключением мяса, молока и овощей), так как собственного производства на уровне 2008 года будет недостаточно, кроме сахара, картофеля, яиц и молока необходимо увеличить объёмы производства хлебобулочных изделий (на 32,746 тыс. т, или 44,49%), овощей (на 26,389 тыс. т, или 28,19%), растительного масла (на 6,905 тыс. т, или в 3,23 раза, мяса (на
11,593 тыс. т, или 22,64%). По прогнозируемым данным, производство основных продуктов питания в 2012 году будет ниже уровня 2008 года, за исключением растительного масла, а также мяса и молока в пищевой промышленности, но и они не будут производиться в достаточном количестве. К 2012 году по рациональным нормам питания дефицит потребления ресурсов хлеба составит 21,04%, овощей - 29,50%, мяса - 30,70%, яиц - 31,13%, растительного масла -
Таблица 1
Эластичность спроса на различные продукты питания в Ульяновской области
Продукты питания Коэффициенты эластичности
душевых доходов цен
Мясо и мясопродукты 0,1400 0,2304
Молоко и молокопродукты 0,4198 -
Яйца 0,7025 0,8370
Растительное масло 0,1543 -0,5634
Овощи 0,1347 -0,4624
Картофель -0,1205 -0,3148
Хлеб и хлебобулочные изделия 0,6767 -
Таблица 2
Оценка перспективного состояния потребностей, производства и потребления основных ресурсов продовольствия Ульяновской области на 2012 год
Вид продовольствия Прогноз потребностей в соответствии с мед. нормами Прогноз потребления Прогноз производства, тыс. т
кг/чел. тыс. т кг/чел. тыс. т с.-х. пищ. пром-сть
Хлеб и хлебные продукты 110 134,681 86,8571 106,346 - 42,76786
Овощи 139 170,188 98 119,989 31,25 -
Картофель 117 143,252 132 161,618 169,4286 -
Растительное масло 13 15,917 8,1714 10,005 - 3,996482
Сахар 39 47,751 44 53,873 - 10,38929
Мясо и мясные продукты 74 90,604 51,2857 62,793 40,67143 19,66143
Молоко и молочные продукты 389 476,282 231,2857 283,18 232,6 69,68571
Яйца (шт./млн шт.) 290 355,069 199,7143 244,525 278,5714 -
Экономика
37,14%, молока - 40,54%. Таким образом, если по мясу, молоку, овощам потребление немного приблизится к рекомендуемому уровню, то по растительному маслу, яйцам и хлебу снизится. Прогнозируемый уровень по-
требления картофеля и сахара на 12,82% превысит потребность в них.
Таким образом, при анализе состояния регионального продовольственного рынка необходимо учитывать множество факторов, формирующих
товарное предложение на рынке и спрос населения, а также тенденции их изменения. Это позволит субъектам хозяйствования выбрать правильную стратегию развития своей деятельности.
Литература
1. Баранов А., Кушхов Г. Развитие продовольственного рынка в регионе // АПК: экономика, управление. 2006. № 3. С. 24-25.
2. Стуканова И. Маркетинговый подход к формированию регионального рынка продовольствия // АПК: экономика, управление. 2009. № 2. С. 65-70.
3. Экономическое положение Ульяновской области в 2008 году. Статистический ежегодник. Официальное издание / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области. Ульяновск, 2009. 460 с.
ИННОВАЦИОННЫМ ПУТЬ - ОСНОВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
М.М. ГАЛЕЕВ (фото),
доктор экономических наук, профессор,
Э.Р. УРАЗАЕВ, аспирант, Д.М. ГАЛЕЕВ,
соискатель, Пермская ГСХА им. академика Д.Н. Прянишникова
Ключевые слова: инновации, наука, бизнес, конкурентоспособность, стратегические цели.
Устойчивый экономический рост отечественного АПК помимо ряда факторов связан с развитием производства на основе использования инноваций и новых технологий. Конкурентоспособность любого предприятия зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание.
Переход к устойчивому развитию в любой отрасли и в сфере агропромышленного комплекса возможен при построении единой инновационной системы. Составляющие данной системы - наука, инновации и новые технологии - должны не только находиться в тесной взаимосвязи между собой, но и иметь активную законодательную поддержку на уровне государства [3].
Необходимость перевода экономики на инновационный путь развития подтверждается принятием ряда государственных документов нормативного и ненормативного характера. Так, Постановлением правительства РФ от 27 июля 1998 года №832 была принята Концепция инновационной политики государства; в марте 2002 года президентом РФ утверждены Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий до 2010 года; принята Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы; правительством рассматривается вопрос совершенствования налоговой политики на период до 2011 года, где предусматриваются меры по стимулированию научно-исследовательских работ; рассматривается вопрос разработки механизма по проблемам уско-
ренной амортизации основных видов машин и оборудования для производства инновационной продукции [1].
Несовершенство инновационной системы России, отличающей её от других технологически развитых стран, заключается в высокой доле государственного сектора исследований и разработок, небольшом числе крупных наукоёмких корпораций и относительно слабом развитии малого инновационного бизнеса. Госсектор науки в России занимает по доле во внутренних затратах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) 72%, в нём работают 78% всех отечественных исследователей. Эти цифры говорят о том, что основную часть научных институтов составляют государственные учреждения, что резко ограничивает возможности их участия в процессе взаимодействия с бизнесом. В результате большой накопленный потенциал научно-технических решений и технологий остается невостребованным, научные институты и учёные ограничены в получении дополнительного дохода для развития НИОКР и могут рассчитывать только на государственное финансирование. Последнее с учётом сложившейся ситуации в экономике страны является весьма проблематичным. Провал между государством, наукой и бизнесом препятствует и процессу изменения приоритетов научной сферы в направлении увеличения удельного веса экономически значимых проектов, и доступу предпринимателей к
614990, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23; ■тел. 8 (3422) 12-47-79
новым идеям, техническим открытиям и уникальному оборудованию. Подтверждением тому является приведенный Минсельхозом факт того, что в сельском хозяйстве страны степень использования инноваций достигает только 5% от числа научно-технических достижений отрасли [1].
Вместе с тем действующее законодательство, не обеспечивая механизмов коммерческого трансферта и взаимодействия с предпринимательским сектором, не позволяет полноценно и прозрачно решать проблему коммерциализации технологий с непосредственным участием государственных научных организаций. Это обстоятельство закрывает пути к использованию в России одного из ключевых инструментов инновационного развития.
Увеличение бизнесом инвестиций в научные исследования, разработки, освоение новых технологий, его участие в разработке целевых программ развития отраслей промышленности будет формировать инновационную среду, без которой невозможно обеспечивать повышение конкурентоспособности отечественных мясных продуктов. Однако участие бизнеса в разработке инновационных технологий и реализации инновационных проектов в мясной отрасли находится на неоправданно низком уровне, что сдерживает модернизацию производства и
Innovations, science, business, competitiveness, strategic purposes.