Экономика АПК
© Чекавинский А.Н.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
В статье рассматривается сущность продовольственной безопасности региона. Определены условия её обеспечения. Дана характеристика современного состояния продовольственной безопасности Вологодской области. Выявлены проблемы обеспечения экономической и физической доступности продуктов питания, а также факторы, сдерживающие ведение расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Продовольственная безопасность региона, физическая и экономическая доступность продовольствия,устойчивость продовольственной системы, Вологодская область.
В условиях усиления процессов глобализации и международной интеграции для России и её регионов становятся весьма актуальными вопросы выявления угроз экономической безопасности и обоснования путей их нейтрализации. Особую значимость приобретает продовольственный аспект безопасности. Это обусловлено прежде всего тем, что потребление продуктов питания является первоочередной жизненной необходимостью населения, и создание условий для обеспечения жителей продовольствием соответствующего качества в нужном объёме и доступного по цене
ЧЕКАВИНСКИЙ Александр Николаевич младший научный сотрудник ИСЭРТРАН [email protected]
выступает одной из приоритетных задач государственной политики. Кроме того, последствия разрушения отечественного агропроизводства в период рыночных преобразований, чрезмерного открытия страны для импорта сельхозсырья и продовольствия требуют принятия и реализации комплекса мер по развитию сельского хозяйства, снижению уровня зависимости от поставок продуктов питания из-за границы.
Следует также отметить, что в настоящее время ввиду децентрализации государственного управления повышается роль региональных и местных органов власти в комплексном социально-экономическом развитии территорий, в том числе и в обеспечении продовольственной безопасности. Вместе с тем до сих пор сущность данного понятия, система критериев и показателей оценки применительно к региону не являются достаточно устоявшимися. Некоторые учёные утверждают, что употреблять термин «продовольственная безопасность региона» некорректно, так как на территории
страны действует единое экономическое пространство и отсутствуют какие-либо ограничения по перемещению продовольственных товаров. Однако, на наш взгляд, проблема обеспечения продовольственной безопасности может и должна рассматриваться в региональном аспекте. Это обусловлено тем, что именно на уровне субъекта Федерации распределяются средства на поддержку сельскохозяйственного производства и повышение качества продукции, осуществляется разработка и реализация комплекса мероприятий по развитию торговой деятельности и агропродовольственного рынка. Следовательно, фактически выполнение решений по обеспечению продовольственной безопасности, принятых на федеральном уровне, во многом зависит от действий региональных и местных органов власти.
В связи с этим полагаем уместным рассмотреть точки зрения некоторых учёных на предмет сущности понятия «продовольственная безопасность региона». Согласно одному из подходов, под данной категорией понимают такое состояние экономики, при котором имеются условия и отлаженный механизм удовлетворения потребностей населения в продуктах питания в соответствии с существующим платёжеспособным спросом [4]. Из этого следует, что продовольственная безопасность региона может обеспечиваться не только за счёт внутреннего производства, но и в значительной мере за счёт ввоза. Однако его объём при этом формируется не стихийным образом, а в результате мер различного характера, реализуемых органами государственной власти. Действительно вряд ли можно говорить о существенной угрозе продовольственной безопасности в ситуации, когда после засухи 2010 года для удовлетворения потребностей малоимущих
слоёв населения в картофеле руководство Ульяновской области закупило 300 тонн его в Германии и Голландии и организовало централизованную продажу по социально значимым ценам. В то же время вызывают обеспокоенность случаи, когда местные сельхозтоваропроизводители не могут поставить собственную продукцию в торговые сети, которые завозят её из-за рубежа.
Академик РАСХН А.И. Костяев под продовольственной безопасностью региона предлагает понимать «способность системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли продуктами питания обеспечивать ими стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно обоснованным медицинским нормам» [5]. По сравнению с предыдущим подходом в данной трактовке учёный справедливо обращает внимание на недопустимость сбоев в продовольственном обеспечении и необходимость охвата всех слоёв населения продуктами питания в пределах рекомендуемых норм.
Наиболее полно, на наш взгляд, сущность продовольственной безопасности региона раскрыта в работах заведующего сектором аграрных реформ Института макроэкономических исследований Минэкономразвития России к.э.н. Р.Р. Гумерова. Он считает, что на уровне субъекта Федерации продовольственная безопасность обеспечивается при выполнении следующих условий [1]:
1. Продовольственная система способна производить, импортировать, обеспечивать хранение и продвижение к конечному потребителю продовольственных товаров в объёмах, необходимых для удовлетворения рациональных потребностей всех социальных групп населения (физическая доступность).
2. Наблюдается равенство всех социальных групп в потреблении минимально достаточного в количественном отношении, сбалансированного по ассортименту набора продовольственных товаров, иными словами, все люди имеют доступ к продовольствию (экономическая доступность).
3. Имеется возможность минимизировать влияние погодных условий и других колебаний на снабжение продовольствием населения, т. е. все люди всегда имеют доступ к продовольствию (надёжность продовольственной системы).
4. Хозяйствующие субъекты, участвующие в производстве и реализации продовольствия, функционируют в режиме расширенного воспроизводства (устойчивость продовольственной системы).
Основываясь на данных положениях, нами была проведена оценка отдельных компонентов, характеризующих современное состояние продовольствен-
ной безопасности Вологодской области. Сопоставление объёмов среднедушевого потребления продуктов питания с рациональными медицинскими нормами, установленными Приказом Минздравсоцраз-вития России [6], позволяют утверждать, что в целом за 2008 - 2011 гг. в регионе ситуация улучшилась. В рационе среднестатистического вологжанина стало больше на 4 кг мяса, на 1,5 кг - рыбы, на 3 кг - фруктов и ягод, на 5 кг - овощей и на 21 штуку больше яиц. В то же время жители региона по-прежнему избыточно употребляют в пищу сахар, кондитерские изделия, хлебные продукты и растительное масло (рис. 1).
Конечно, данный факт отчасти можно объяснить сформировавшимися потребительскими предпочтениями. Однако немаловажное значение при этом имеет физическая и экономическая доступность продуктов питания для большинства населения.
Рис. 1. Потребление продуктов питания в Вологодской области,
в % к рациональным нормам потребления
Молоко и молочные продукты Фрукты, ягоды Овощи, бахчевые Рыба и рыбопродукты Мясо и мясопродукты Картофель Яйца
Масло растительное Хлебные продукты Сахар, вкл. кондитерские изделия
0,0
50,0
73.1 74,7
75,6
72.2
85,0
80,8
Щ 88,9 80,6
90,0
84,3
105,3
102,1
123,1
115,0
126,0
140,0
130,5
132,6
154,2
162,5
100,0
150,0
200,0
□ 2011г. 0 2008 г.
Источник: данные Вологдастата [8], расчёты автора.
В связи с этим отметим, что, с одной стороны, в Вологодской области ежегодно вводятся торговые площади современного формата, увеличивается количество крупных федеральных операторов продовольственной торговли, растёт уровень конкуренции в данной сфере, с другой стороны, высокая активность в основном наблюдается в Вологде, Череповце и ряде районных центров. В отдалённых сельских населённых пунктах проблема обеспечения социально значимыми продуктами является актуальной. Ввиду малочисленности населения, низкой покупательной способности доходов, высоких транспортных издержек организация торговли на таких территориях остаётся нерентабельной.
Согласно данным Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области, только 19% малочисленных населённых пунктов обеспечены стационарными торговыми объектами, а 56% - выездной торговлей от 1 до 5 раз в неделю [11]. Следовательно, в отдельных территориях региона имеются проблемы физической доступности продовольствия.
В целях его экономической доступности органами власти и бизнесом реализуется ряд мероприятий. Так, с 2011 года во всех муниципальных образованиях действует областная акция «Жёлтый цен-
ник», по которой устанавливается минимальная наценка на социально значимые продукты питания. Развивается проект «Дисконтная карта «Забота», предусматривающий скидки на товары для определённых категорий граждан.
Для стимулирования потребительского спроса, увеличения объёмов реализации продукции сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий регулярно проводятся сельскохозяйственные ярмарки, на которых жители могут приобрести необходимые продукты по более низким, чем в магазинах и торговых сетях, ценам. В 2011 году только в г. Вологде проведено 197 таких мероприятий. Их посетило около 326 тыс. человек. При этом цены на молочную продукцию были на 5 -15% ниже средних по городу, на овощи и фрукты - на 30 - 50% [7].
Вместе с тем результаты выборочных обследований бюджетов домохозяйств, проведенных территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области, свидетельствуют о том, что в 2011 году у 70% вологжан доход не позволял в нужном объёме приобретать фрукты и ягоды. У половины жителей не хватало средств для потребления в соответствии с нормами овощей, бахчевых культур и молока (табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес жителей Вологодской области, доход которых не позволяет потреблять необходимое в соответствии с медицинскими нормами количество основных продуктов питания, %
Продукт 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2008 г., п. п.
Фрукты, ягоды 80 90 100 70 -10
Овощи, бахчевые 80 80 60 50 -30
Молоко и молочные продукты 80 60 60 50 -30
Яйца 40 60 50 20 -20
Рыба и рыбопродукты 20 30 30 20 0
Мясо и мясопродукты 40 50 40 30 -10
Источник: данные Вологдастата [9], расчёты автора.
Несмотря на то, что за исследуемый период среднедушевой денежный доход в Вологодской области увеличился с 12,2 до 15,5 тыс. рублей, или на 26,5%, темпы роста цен на некоторые продукты питания оказались значительно выше. Так, если в 2008 году среднестатистический вологжанин на свой доход мог купить в месяц 58 кг животного масла, то в 2011 году - только 44 кг, т. е. на 24% меньше. Покупательная способность доходов по приобретению сахарного песка снизилась более чем на 20%, картофеля -на 6, молока - на 4, говядины - на 1,4% (табл. 2). Более доступными с экономической точки зрения стали яблоки и свежая капуста.
За исследуемый период всё отчетливее прослеживается тенденция вытеснения значительной части населения региона с продовольственного рынка. По итогам 2008 года 192,7 тыс. человек имели доход ниже величины прожиточного минимума, в то время как в 2011 году их число составило 213,6 тыс. человек, т. е. на 10,8% больше. Среднемесячный доход 38% жителей области не превышал 10 тыс. рублей, что по стоимости эквивалентно четырём минимальным наборам продуктов питания. Отмеченные факты позволяют утверждать, что регулирова-
ние ценовой конъюнктуры агропродо-вольственного рынка со стороны региональной и местной власти должно проходить активнее (особенно в отношении малообеспеченных слоёв населения).
К сожалению, приходится констатировать, что в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов невозможно расширенное воспроизводство. Следовательно, продовольственная система региона находится в состоянии неустойчивости. В целом технико-технологический уровень в агросекторе не соответствует современным требованиям ресур-соэффективности и интенсификации1. По данным ведомственной статистики, в 2011 году более 70% тракторов и кормоуборочных комбайнов, а также половины зерноуборочных комбайнов эксплуатировались свыше 10 лет. Столь высокий физический и моральный износ машинно-тракторного парка, во-первых, приводит к частым ремонтам, невыполнению полевых работ в заданные сроки, потерям урожая, во-вторых, в этой ситуации у хозяйств уменьшаются возможности получения необходимого объёма кредитных средств на техническое перевооружение, поскольку фонды, находящиеся на балансе за пределами сроков амортизации, не могут выступать в качестве залога.
Таблица 2. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения Вологодской области по приобретению продуктов питания (в месяц), кг
Продукт 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г. к 2008 г., %
Масло животное 58 44 47 44 75,9
Сахар-песок 493 372 370 387 78,5
Картофель 716 723 727 673 94,0
Молоко, л 571 561 564 549 96,1
Говядина 1 кат. 72 62 69 71 98,6
Хлеб пшеничный в/с 269 239 272 271 100,7
Яблоки 205 221 258 235 114,6
Капуста свежая 550 778 545 791 143,8
Источник: данные Вологдастата [12].
1 Подробнее см., например: Чекавинский А.Н. Возможности ускорения производства сельхозпродукции в Вологодской области // Теоретические и прикладные проблемы агропромышленного комплекса. - 2012. - № 2. - С. 53-60.
Рис. 2. Рентабельность производства продукции, работ (услуг) в сельском хозяйстве и производстве пищевых продуктов Вологодской области, %
Источники: Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Вологодской области за 2011 год. - Вологда: Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области, 2012. - 159 с.; Промышленное производство Вологодской области стат. сборник / Вологдастат. -Вологда, 2012. - 139 с.
В производстве пищевых продуктов наблюдается похожая ситуация: в 2011 году 44,7% основных фондов было изношено, причём за 4 года их доля в общей стоимости увеличилась на 6,8 п. п. Конечно, в отдельных организациях АПК взят курс на модернизацию, однако этот процесс не стал всеобъемлющим. По словам начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли области Н.И. Анищенко, большинство предприятий застряли в 70 -80-х годах прошлого века [2].
Не наблюдается улучшения и в финансовом состоянии организаций комплекса. Даже с учётом всех форм поддержки в 2008 - 2011 гг. рентабельность производства продукции не превышала 10% (рис. 2), при этом годовая ставка инвестиционного кредита в российских банках составляла не менее 15 - 19%. Очевидно, что в данных условиях невозможно говорить о привлечении достаточного объёма средств для внедрения ресурсосберегаю-
щих технологий, повышении эффективности и конкурентоспособности деятельности, а следовательно, и об устойчивости основных субъектов продовольственного рынка.
Причины низкой доходности сельхозтоваропроизводителей и организаций пищевой промышленности хорошо известны. Они связаны с высоким диспаритетом цен в межотраслевом обмене АПК, недостаточной государственной поддержкой и неразвитостью потребительской кооперации.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что продовольственная безопасность Вологодской области обеспечивается не в полной мере. Повышение её уровня требует реализации комплекса мероприятий по развитию торговой деятельности, увеличению доходов населения, совершенствованию ценообразования на рынке АПК. Более подробно данные вопросы будут рассмотрены в следующих публикациях автора.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гумеров, Р.Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России / Р.Р. Гумеров // Российский экономический журнал. -2003. - № 7. - С. 9-26.
2. Ермаков, Д.А. Необходимый диалог / Д.А. Ермаков // Маяк. - 2013. - № 16 (8149]. - 2 марта. -С. 3.
3. Климова, Н.В. Продовольственная безопасность - основа обеспечения экономической безопасности региона / Н.В. Климова // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9. -С. 214-219.
4. Костусенко, И.И. Продовольственная безопасность и продовольственная независимость регионов: сущность и подходы к их оценке / И.И. Кустусенко // Аграрный вестник Урала. -2009. - № 1 (55]. - С. 8-13.
5. Костяев, А.И. Национальная и региональная продовольственная безопасность / А.И. Костяев, М.У Тимофеев // Региональная экономика: стабилизация и развитие: сб. науч. труд. - Т. 1. -М.: ВНИЭТУСХ, 2000. - С. 500-517.
6. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010 № 593н // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
7. Отчёт Главы города Вологды за 2011 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// vologda-portal.ru/oficialnaya_vologda/
8. Потребление основных продуктов питания населением Вологодской области в 2011 году: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 22 с.
9. Потребление продуктов питания по социально-экономическим группам населения Вологодской области в 2011 году (по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств]: стат. бюллетень / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 34 с.
10. Промышленное производство Вологодской области стат. сборник / Вологдастат. - Вологда, 2012. - 139 с.
11. Публичный доклад о результатах деятельности Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области за 2012 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://okuvshinnikov.ru/files/zip/aniwenko.pdf
12. Статистический ежегодник Вологодской области 2011: стат. сборник / Вологдастат. -Вологда, 2012. - 374 с.
13. Сычев, М.Ф. Проблемы развития аграрного сектора региона / М.Ф. Сычев // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 3. - C. 55-65.
14. Усков, В.С. Инновации - основа повышения эффективности сельскохозяйственного производства / В.С. Усков // Проблемы развития территории. - 2011. - № 3. - C. 59-66.