Научная статья на тему 'Продовольственный рынок Амурской области в системе межрегиональных рынков'

Продовольственный рынок Амурской области в системе межрегиональных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / ВВОЗ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ВЫВОЗ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / FOODSTUFFS / FOOD MARKET / FOODSTUFFS IMPORT / FOODSTUFFS EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пашина Любовь Леонидовна, Реймер Валерий Викторович

The food market of Amur region in inter-regional market system

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present the estimation of current situation in the food market of the Amur region and the revealing of its development tendencies are actual problems. The carried out analysis describes the condition and the sources of regional food market resources formation, volumes of foodstuffs production, import and export.

Текст научной работы на тему «Продовольственный рынок Амурской области в системе межрегиональных рынков»

УДК 339.175

Л.Л. Пашина, В.В. Реймер

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ В СИСТЕМЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ

В современных условиях актуальной задачей является оценка текущей ситуации на продовольственном рынке Амурской области, а также выявление тенденций его развития. Проведенный анализ характеризует состояние и источники формирования ресурсов продовольственного рынка области, объемы производства, ввоза и вывоза продовольствия.

Продовольствие, продовольственный рынок, ввоз продовольствия, вывоз продовольствия.

Введение

Региональные продовольственные рынки нельзя рассматривать без их взаимосвязи как с национальным, так и с мировым рынком. Такой подход определяется, с одной стороны, необходимостью обеспечения продовольственной безопасности регионов и страны в целом, а с другой - формированием более благоприятных условий для ее равноправного импортно-экспортного партнерства с другими государствами. Продовольственный рынок, являясь целостной социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних, так и внутренних факторов. К внешним относятся конъюнктура мировых цен на продовольствие и сельскохозяйственное сырье, меры политического (эмбарго, гуманитарная помощь) и экономического (квоты, стандарты) характера и т.д., к внутренним - уровень развития отечественного производства, природноклиматические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур, развитость инфраструктуры продоволь-ственных рынков, степень интегрированности про-изводства, переработки и торговли, объемы, формы и методы государственной поддержки продоволь-ственного рынка, наличие

правового обеспечения функционирования рынка продовольствия.

Целью работы является анализ источников формирования продовольственного рынка Амурской области, а также оценка эффективности использования потенциала территории для достижения продовольственной безопасности.

Объекты и методы исследования

Продовольственный рынок Амурской области в 2009 году формировался за счет собственных ресурсов на 59 % (в 2008 г. - на 57 %) и на 41 % - за счет ввоза продовольствия из других регионов России и импортных поставок. В целях экономической безопасности региона пороговым значением показателя обеспеченности основными продуктами питания собственного производства принято считать 55 %.

Объемы и качество производства продовольственных товаров в регионе, таких как мясо, колбасные и кондитерские изделия, минеральные воды, позволили формировать рынок на 40-99 % за счет местных товаропроизводителей. В значительной степени область себя обеспечивает и такими основными продуктами питания, как цельномолочная продукция, яйца, картофель (табл. 1).

Таблица 1

Доля отдельных видов продовольственных товаров местных производителей на рынке области, %

Продовольственные товары 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Мясо и субпродукты I категории 28,4 28,8 28,2 30,2 44,2

Колбасные изделия 87,1 74,5 60,3 55,6 42,3

Масло животное 10,5 12,4 13,1 11,3 19,3

Сыры жирные 27,4 21,3 21,1 20,2 21,3

Кондитерские изделия 39,5 33,5 33,9 38,4 40,0

Мука 45,0 47,3 11,6 8,9 9,4

Крупа 29,9 63,3 66,3 30,3 8,6

Безалкогольные напитки 84,6 52,0 39,8 39,3 37,5

Минеральные воды 37,5 98,4 97,4 98,6 98,8

Масла растительные 46,1 36,6 29,0 43,7 21,8

Продукция рыбная пищевая 13,8 10,3 12,7 8,3 4,0

Консервы и пресервы рыбные 50,2 28,2 20,4 10,2 13,0

Продовольственные товары 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Водка и ликеро-водочные изделия 31,7 17,1 10,1 19,3 16,1

Пиво 6,1 2,8 - 1,1 1,5

Объемы вывезенных продовольственных товаров в 2009 году в сопоставимых ценах выросли по сравнению с 2008 годом на 16,4 %. Увеличению вывоза способствовало расширение ассортимента, применение новых видов упаковки, улучшение качества продукции (рис. 1).

2008 год

81,0

■ Центральный

■ Сибирский

■ Дальневосточный

2009 год

83,6

■ Центральный

■ Уральский

■ Сибирский

■ Дальневосточный

Рис. 1. Изменение структуры вывоза продовольственных товаров из Амурской области по федеральным округам, %

В 2009 году доля вывоза продовольственных товаров амурских производителей за пределы области в объеме их производства составила 19,8 %, что выше показателя 2008 года на 7 процентных пункта. Высокие транспортные тарифы и себестоимость продовольственных товаров ограничивают географию вывоза практически до пределов Дальневосточного (84 %) и Сибирского (14 %) федеральных округов, незначительная часть поставлялась в Центральный (2 %) и Уральский (менее 1 %) округа.

Наибольший удельный вес в общем объеме вывоза продовольственных товаров в 2009 году занимали мясо и птица (14 %), цельномолочная продукция (28 %), кондитерские изделия (6 %), консервы фруктовые (9 %), масла растительные (14 %). Также за пределы области в незначительном объеме вывозились сыры

жирные, масла животные, мука, макаронные изделия, консервы овощные и томатные, безалкогольные напитки, водка и ликеро-водочные изделия.

В последние годы изменилась структура вывоза: прекратился вывоз таких товаров, как консервы мясные и мясорастительные, минеральные воды, пиво, что обусловлено снижением объемов или прекращением их производства в регионе.

В 2009 году увеличился вывоз мяса и птицы на 5,7 %, сыра - на 28,6 %, цельномолочной продукции -на 32,4 %, кондитерских - на 16,3 % и макаронных изделий - в 1,9 раза, консервов овощных - на 3,7 %, безалкогольных напитков - в 3,3 раза, масла растительного - в 2,3 раза по отношению к 2008 году. Впервые за последние годы вывозились водка и ликеро-водочные изделия. Уменьшился вывоз масла животного - в 2,2 раза, муки - на 13,1 %, консервов фруктовых - в 1,7 раза и томатных - в 22 раза.

Региональный рынок продовольственных ресурсов в значительной степени зависит от ввоза из других регионов страны и импорта. В 2009 году объем ввезенного продовольствия на территорию Амурской области в товарной массе сократился по сравнению с 2008 годом на 2,6 % (табл. 2).

Таблица 2

Динамика структуры ввозимых продовольственных товаров по ассортименту, в % к итогу

Продовольственные товары 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Продовольственные товары - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

в том числе: продукты животноводства 22,5 20,6 21,6 21,2 20,4

продукты растениеводства 12,2 12,3 11,0 11,0 11,5

продукты промышленной выработки 26,3 29,5 29,7 35,4 31,5

алкогольные напитки 28,9 29,7 29,1 26,0 27,8

Полностью за счет ввоза удовлетворяются потребности в поставках сахара, соли, цитрусовых культур, фруктов, чая, кофе, сухих молочных продуктов. При наличии в области предприятий, производящих кондитерские и колбасные изделия, сыры, водку и ликеро-водочные изделия, пиво, они ввозятся в значительных объемах (60-99 % всего объема продукции по этим видам в ресурсах области) (рис. 2).

2008 іод

Центральный

■ Северо-Западный

■ !Южный

■ Приволжский

■ Уральский

■ Сибирский

■ Дальневосточный

■ Северо-Кавказский

■ Приволжский

■ Уральский

■ Сибирский

■ Дальневосточный

Рис. 2. Изменение структуры ввоза продовольственных товаров на территорию Амурской области по федеральным округам, %

Г еография ввоза продовольственных товаров остается обширной. Основными поставщиками продовольствия, завезенного на рынок Приамурья из других регионов России в 2009 году, были производители Сибирского федерального округа (34 %), в том числе Алтайского края (8 %), Омской (9 %) и Иркутской (11 %) областей. На долю продукции, отгруженной производителями Дальневосточного федерального округа, приходилось 30 %, в том числе Хабаровского (26 %) и Приморского (2 %) краев, а также Центрального федерального округа (21 %), в том числе Липецкой области (7 %), города Москвы (3 %) и Белгородской, Московской, Тульской областей (по 2 %).

Производители Сибирского федерального округа выступили основными поставщиками таких продовольственных товаров, как масло животное и растительное, сыры, консервы молочные, маргариновая продукция, мука, крупа, соль. Из Центрального федерального округа поступил весь объем консервов мясных, овощных и фруктовых, чая, основная доля сахара, кондитерских изделий, минеральной воды. Дальневосточный федеральный округ выступил основным поставщиком мяса и птицы, колбасных изделий, консервов томатных и рыбных, продукции рыбной пищевой, безалкогольных напитков.

Потребительский рынок алкогольной продукции и пива в области практически полностью завоеван конкурентной продукцией из других регионов России. В 2009 году за счет собственного производства рынок алкогольной продукции Приамурья обеспечивался лишь на 1 %, что ниже 2008 года на 2 процентных пункта. В 2009 году завезено алкогольной продукции и пива на общую сумму почти 6 млрд рублей.

В 2009 году в Амурскую область из-за рубежа поступило продовольственных товаров и сырья для их производства на 29,4 млн долларов США, что ниже 2008 года на 6,8 %.

В последние годы наблюдалось снижение доли импортных поставок продовольствия в общей стоимости импорта. Если в 2005 году их доля составляла 20 %, то в 2009 году она снизилась до 14 %. Активно развивается процесс импортозамещения по многим продуктам питания (табл. 3).

Таблица 3

Импорт продовольствия, тонн

Продовольственные товары 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Мясо и субпродукты пищевые - - 260 267 -

Овощи, некоторые корнеплоды и клубнеплоды 31 296 34 960 30 202 26 914 29 947

в т.ч. картофель 4849 5978 4113 4240 5258

Фрукты, орехи 23 592 25 055 21 637 18 969 23 713

Рис 1383 2686 - - -

Изделия из мяса, рыбы 343 231 20 - -

Изделия мучные 10 13 19 27 11

Сахар - 50 746 2739 1317

В 2009 году по сравнению с 2008 годом в натуральном выражении увеличились поставки овощей на 8,9 %, картофеля - на 24,0 %, фруктов - на 25,0 %, снизились поставки сахара в 2,1 раза, изделий мучных - в 2,5 раза.

Основными поставщиками импортных продуктов питания в область являются производители Китая, на их долю в 2009 году приходилось 92 % (в 2008 г. - 89 %) всего объема импорта продовольственных товаров. Наибольшую долю в поступлении продовольствия из Китая занимали овощи, отдельные корнеплоды, клубнеплоды и фрукты, орехи (45 и 49 % соответственно, в 2008 г. - по 45 %). Китай в 2009 году являлся единственным импортером в область томатов, огурцов, капусты, моркови, картофеля. Китайские производители - поставщики сахара и макаронных изделий.

Основная часть импортных фруктов также завозилась из КНР (88 %), 11 % поступило из Филиппин и незначительная доля (менее 1 %) - из Эквадора и Таджикистана.

Из Г ермании, Швейцарии и Польши поступил весь объем кондитерских изделий из сахара, мучные кондитерские изделия поступили из Нидерландов. Основные поставщики шоколада - Швейцария (34 %), Гер-

мания (23 %) и Нидерланды (22 %), небольшие объемы поступили из Бельгии, Польши и Великобритании.

Вина в 2009 году завозились из Испании (21 %), Италии (55 %) и Франции (43 %), их импорт сократился на 10,6 % в сравнении с 2008 годом. Спирт этиловый, спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки завозились из 17 стран, основными поставщиками выступали Франция (57 %), Великобритания (8 %), Швеция (7 %), Дания и Финляндия (по 4 %).

Результаты и их обсуждение

Продовольственный рынок Амурской области в 2009 году характеризовался насыщенностью, отсут-

ствием физического дефицита, высокой конкуренцией со стороны всех участников. Продовольственный рынок региона имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. Однако товаропроизводители из соседних регионов активно продвигают на амурский рынок алкогольную продукцию и пиво, муку, макаронные и колбасные изделия. Во многих случаях ввоз ряда готовых продовольственных товаров экономически оправдан, так как является дополнением к собственному производству и расширяет продовольственный рынок. Наблюдается тенденция импортозамещения.

Список литературы

1. Добросоцкий, В. Основные направления регулирования продовольственного рынка / В. Добросоцкий // Экономист. -2QQQ. - № 3. - С. 78-81.

2. Состояние продовольственного рынка Амурской области в 2QQ9 году. - Благовещенск: Амуроблкомстат, 2Q1Q. - 69 с.

ФГОУ ВПО «Дальневосточный государственный аграрный университет», 675QQ5, Россия, г. Благовещенск, ул. Политехническая, 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел./факс: (4162) 52-31-79 е-mail: [email protected]

SUMMARY L.L. Pashina, V.V. Reymer The food market of Amur region in inter-regional market system

At present the estimation of current situation in the food market of the Amur region and the revealing of its development tendencies are actual problems. The carried out analysis describes the condition and the sources of regional food market resources formation, volumes of foodstuffs production, import and export.

Foodstuffs, food market, foodstuffs import, foodstuffs export.

Far East State Agrarian University 675QQ5, Russia, Blagoveschensk, street Polytekhnicheskaya, 86.

Phone/Fax: (4162) 52-31-79 е-mail: [email protected]

_ _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.