Научная статья на тему 'Экономика пищевой промышленности Дагестана на пути выхода из кризиса'

Экономика пищевой промышленности Дагестана на пути выхода из кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика пищевой промышленности Дагестана на пути выхода из кризиса»

- финансовые ( субсидии, займы, кредиты, ускоренная амортизация );

- фискальные ( снижение ли отмена налогов, пошлин, тарифов );

- административные ( освобождение от лицензирования, квотирования, общее прединвестиционное содействие ).

В целом, следует выделить:

- отрасли и сферы экономики, приоритетные для привлечения и использования иностранных инвестиций;

- отрасли, где участие иностранных инвестиций ограничивается;

- отрасли, закрытые для иностранных капиталовложений.

В итоге, необходимо учитывать стратегическую проблему привлечения иностранного капитала, а именно - обеспечение баланса интересов страны - импортера и иностранного инвестора ( с учетом страновых особенностей ) и выделение комплекса производств видов деятельности и регионов, в которых иностранные инвестиции необходимы, желательны и целесообразны.

Вместе стем мировой опыт трансферта капитала свидетельствует, что инвестиционный климат страны в первую очередь определяет надежность правовой системы и существующий порядок налогообложения. Исходя из этого, важнейшую значимость приобретает законодательство в области иностранных инвестиций.

Клычева А.М., Магомедова У.А.-И., Даудова З.М. Экономика пищевой промышленности Дагестана на пути выхода

из кризиса

В 1998 году на долю пищевой промышленности (включая мукомольно-крупяную и комбикормовую) приходилось 31,6% всей продукции промышленности.

Таблица 1.

Объем производства по отдельным подотраслям пищевой пром. в 1998 г.

Произв-во,млн.руб. в % к 1997 г. Рентабель-

Вся про- Крупная Вся Круп- ность в III

промыш и сред- про- ная и квартале по

мышлен няя мыш- сред- крупной и

лен- лен. няя средней (в %)

ность

Пищевая пром-

ть (без муко-

мольно-

групяной и комбикормовой) 460 313,5 92,0 92,3 6,5

из нее:

винодельческая 225,6 156 93,6 93,6 41,0

произв-во безал-

когольных

напитков 0,7 0,4 161,1 161,0 1,7

плодоовощная 20,5 19,0 100,6 107,3 -5,3

мясная и молоч-

ная 80,3 28,2 73,8 76,9 -1,3

рыбная 52,8 48,7 81,9 82,0 -31,3

Более значительное, чем в целом по пищевой промышленности, продолжилось падение производства в мукомольно-крупяной и комбикормовой отраслях.

За год увеличилось производство колбасных изделий, овощных и томатных консервов, хлеба и хлебобулочных изделий, майонеза, коньяка, шампанского, безалкогольных напитков. Возобновлено производство детских и плодоовощных консервов. Вместе с тем продолжал уменьшаться выпуск кулинарных изделий, мяса и мясных полуфабрикатов, топленых, пищевых жиров, сыров, масла животного, цельномолочной продукции, мороженого, фруктовых консервов, кондитерских и макаронных изделий, водки и ликеро-водочных изделий, вина виноградного, минеральной воды, муки, крупы, пива, дрожжей. Приостановлен выпуск филе мороженого, мясных консервов.

По-прежнему, в кризисном состоянии находится одна из старейших отраслей пищевой промышленности - рыбная. Несмотря на рост числа предприятий, имеющих лицензию на добычу рыбы, улов ее сократился за последние годы в 3 раза, только за последний год на 8% (выловлено только 75% выделенного на 1998 г. лимита), в том числе прудовой - более чем в 8 раз, продолжается рост браконьерства и неучтенного вылова рыбы. На предприятиях резко сокращен ассортимент выпускаемой рыбной продукции. Производственные мощности используются на 10-12%. В 1998 году увеличилось производство только рыбы мороженой и копченой. Уменьшился выпуск соленой (включая сельдь соленую) и балычных изделий, рыбных консервов, муки кормовой из рыбы и др. морепродуктов, приостановлен выпуск охлажденной рыбы. На 65% уменьшилось производство в АО «Главный Сулак».

В кризисном положении винодельческая отрасль. Из-за недостатка собственных оборотных средств и отсутствия бюджетного финансирования на закладку виноградников и закупку виноматериалов возникли серьезные проблемы с производством винодельческой продукции. Существенные убытки терпят предприятия первичного виноделия от сдачи сухих виноматериалов на коньячное спиртокурение и на производство шампанского. Объем виноматериалов по сравнению с 1985 годом упал более чем в 6 раз.

К концу 1998 года дагестанские предприятия имели 82 лицензии на производство алкогольной продукции. В 1998 году ими произведено алкогольной продукции на 176,9 млн. руб. (без учета НДС и акциза), с объема которой уплачено 42,2 млн. руб. акцизов и 24,1 млн. руб., лицензионных сборов. Розлив алкогольной продукции в потребительскую тару составил 2,8 млн. дал.

Суммарная мощность предприятий по производству вина виноградного составила на 1 января 1999 г. 10767,6 тыс. дал в год. Однако использовались они лишь на 3.3%. Крупные мощности по производству вина виноградного имеют предприятия ЗАО «УММИ» (7606,5 тыс. да), Махачкалинский винзавод (537,8 тыс.дал), совхоз им. Алиева (420,0 тыс.дал), Дербентский завод игристых вин (418,5 тыс.дал). Наиболее полно использовались мощности у совхоза им. Даха-даева (68%). Использование мощностей по производству спирта этилового составило 3%, шампанского- 62%, коньяка - 18,3%.

Суммарная мощность по производству водки составила 2410,8 тыс. дал в год, процент использования мощностей - 3%. Наиболее крупными по производству являются Махачкалинский винзавод (537, 8 тыс. дал), МП «Урари» (500,0 тыс. дал) ликеро-водочный завод «Кизляр» (448 тыс. дал), Махачкалинский пивзавод (300,0 тыс. дал)

В 1998 году произведено водки на 9 млн. руб., что меньше прошлого года на 40,2%. С каждого дала водки уплачено акцизов 41,6 руб., и 1,8 руб. лицензионных сборов.

Таблица 2.

Уплата акцизов и сборов производителями водки в Дагестане.

Произ-во водки, тыс. дал Уплачено тыс. руб.

1998 г. 1998 в % к 1997г. акцизов лиценз. сборов

Всего по предприятиям, в том числе: 100,4 59,8 4095 172,7

Дербенский коньячный 0,2 20,0 - -

комбинат

Махачкалинский винза- 39 70,9 2889 -

вод

Совхоз «Дахадаева» 8 в 8,0 р. - -

ГППО «Дагпищепром» 7 в 2,3 р. - -

МП «Урари» 5 - 7 -

МП «Галактика» 5 - 56 41

ГУП завод по произв-ву 9,6 в 3,2 р. 20 48

и розливу напитков

(г.Буйнакск)

Ликеро-водочный завод 6 - 25 -

(г.Буйнакск)

Кочубейский ликеро- 6 27,3 435 42

водочный завод

ЗАО «Диамонд» - 1 10,6 16,1 544 41,7

ЗАО «Ликеро-водочный 7 - 125 -

завод»

Кизлярский вино- 3 - - -

коньячный завод

Таблица3

Выпуск основных видов пищевой продукции в Дагестане в 1998 г.

1998 г. 1998 г. Справ.

в % к 97 г. в %

1997 г. к 96 г.

Улов рыбы, всего, тонн 15088 91,9 77,9

Улов прудовой рыбы, тонн 41 12,0 148,0

Выпуск товарной пищевой рыбной продук- 13404 88,6 109,3

ции (включая консервы), тонн

Мясо, включая субпродукты 791 77,8 63,0

1 категории всего тонн

Колбасные изделия, тонн 377 в 2,1 р. 119,7

Жиры пищевые, топленые, тонн 4 38,3 70,5

Мясные полуфабрикаты, тонн 35 79,5 183,3

Цельномолочная продукция, тонн 4457 65,1 74,8

Мороженое, тонн 454 63,4 131,3

Консервы, всего муб, из них 18 75,2 103,1

Рыбные 6,4 67,9

Фруктовые 3,8 45,8

Овощные 1,9 179,7

Томатные 5,7 116,0

Мука, всего тыс.тонн 24,3 60,4 69,8

Хлеб и хлебобулочные изд-я, тыс.тонн 203 101,0 98,6

Кондитерские изд-я, тонн 1650 91,1 105,5

Макаронные изд-я, тонн 98 78,4 63,1

Майонез, тонн 82 в 2,1р. 50,0

Пиво, тыс.дал 234 83,3 57,7

Безаалкогольные напитки, тыс. дал 142 108,4 в 3,0 р.

Минеральная вода, тыс. полулитров 429 8,8 в 2,5 р.

Дрожжи, тонн 1100 98,0 в 4,2 р.

Комбикорма, тонн 11238 53,3 72,7

Спирт-ректификат пищевой, тыс. дал 32 53,3 136,3

Водка и ликеро-водочные изелия, тыс. дал 92,4 55,0 69,1

Коньяк, тыс. дал 360 113,6 128,8

Вино виноградное, тыс. дал 397 64,7 193,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шампанское, тыс. дал 801 105,5 150,0

Виноградарство Дагестана еще недавно бывшее одной из самых доходных отраслей с\х-ва и во многом определяло ситуацию отрасли в стране в 1985 году удельный вес площадей виноградных насаждений республики составил 38% виноградников, возделываемых в России (45% валового сбора винограда получали в Дагестане), за последние годы пришли в упадок. Площади под виноградниками уменьшились с 71,2 тыс. га ( в 1983 г. до 20,0 тыс.га в 1998 году (в3,6 раза), а производство винограда сократилось с 380,2 тыс. тонн до 51,4 тыс.тонн в 1998 г. (в 7,4 раза).

В настоящее время долю республики в площади виноградников и производстве винограда России составляет немногим более четверти.

Доля Дагестана в виноградарстве России, в %

Диаграмма 1.

38 37

45

29 28

38

22 27

площади виноградников □ 1985 □ 1994□ 1996ц1998

валовый сбор винограда

В последние годы в республике предпринимаются усилия по возрождению виноградарства и виноделия. Разработана гос. программа на 1997-2000 гг. «Виноград и вино-2000», которая предусматривает увеличение площадей виноградников в 1,5-2 раза и доведение их до 40-45 тыс. га с одновременным увеличением урожайности до 60-65 центнеров с 1 га.

В последние годы в структуре продовольственного рынка существенно возросла доля мяса и мясопродуктов, растительного масла, сахара, кондитерских изделий, хлеба, и хлебобулочных изделий. В то же время произошло снижение доли сегментов молока, алкогольных напитков. Потребление молока и молочных продуктов на душу населения сократилось с 386 кг в 1990 г. до 278 кг в 1999 году. Несмотря на рост цен на эту продукцию, не удалось сохранить долю производства молока и молочных продуктов в 1999 году на уровне предыдущих лет. Произошло это по двум причинам: в результате уменьшения производства молока в стране и сокращения импорта из стран дальнего зарубежья и государств СНГ. Так, импорт молока и молочных продуктов из стран дальнего зарубежья и государств СНГ сократился с 5761 тыс. т. в 1993 г. до 4376 тыс. т. в 1999 г. Снижение объемов производства некоторых основных продуктов пищевой промышленности в последние годы привело к сокращению объемов продажи продуктов питания несмотря на импорт. Объем продажи через все каналы реализации мяса и птицы в 1998 году по сравнению с 1990 г. уменьшился в 2 раза, колбасных изделий - в 1,8 раз, животного масла - в 1,6 раз, растительного масла - на 7%, сыра и брынзы - в 2,5 раза, сахара - в 1,4 раза, кондитерских изделий - в 1,7 раза, хлебопродуктов - на 10,6%. Исключение составляют консервы мясные: объем продаж которых возрос на 85,3%.

Таблица 4.

Производство основных продуктов животноводства в республ., (тыс. тонн)

1998 г. 1998 г. в % к

1991-1995 гг. 1996г. 1997г.

Мясо (в живом весе) 117,0 102,4 103,1 99,2

Молоко 264,3 871 95,1 96,4

Яйца (млн. шт) 217,1 110,5 137,4 116,9

Шерсть (тонн) 9883 76,9 79,5 84,3

Поставка продовольственных товаров сокращается как за счет внутренних источников, также по импорту. Причем уменьшение выработки продовольственных товаров происходит не только из-за резкого спада производства в сельском хозяйстве, но и из-за вывоза части сельскохозяйственного сырья, в частности подсолнечника, за рубеж.

В 1994 году в РФ из стран СНГ было импортировано продовольственных товаров на 1324,5 млрд. руб., в том числе из Украины - на 556,6 млрд., Белоруссии - 303,0 млрд. руб., Молдовы - 196,7 млрд., Узбекистана - 144,9 млрд., Казахстана - 54,9 млрд. руб.

Емкость рынка продовольствия и его сегмента определяется спросом и предложением. Однако это не означает, что отпадает необходимость регулирования рынка. Государственные структуры должны использовать различные методы регулирования преимущественно экономические и осуществлять финансовую поддержку становления рынка продовольствия.

Защита отечественного производителя - неотложная государственная задача, поскольку его разорение приведет страну к продовольственной зависимости от зарубежных поставок, подрыву экономики в целом. Известно, что защиту своего продовольственного рынка в переходный период вынуждены были организовывать все восточноевропейские страны, входившие ранее в СЭВ и ставшие на рыночный путь раньше России. В Польше, Чехии, Словакии после небольшого периода либерализации цен возросли тарифы на импорт сельскохозяйственной продукции. Были введены квоты на импорт картофеля, плодов, ряда продуктов животноводства. Поддержка отечественных товаропроизводителей при угрозе расширения поставок импортной продукции по демпинговым ценам в высокоразвитых странах - исключительно острая проблема.

Защита внутреннего продовольственного рынка должна носить не только запретительный характер. Следует разработать программу по обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Это касается как производства мяса, молока, фруктов, ягод, овощей, так и продукции, широко используемой в пищевой промышленности, например, сахара.

Россия буквально наводнена импортными продовольственными товарами в привлекательной упаковке и хорошо рекламируемыми. Это создает иллюзию насыщенности внутреннего продовольственного рынка и ослабляет внимание к развитию отечественного продовольственного хозяйства, обрекая его на техническое отставание и неконкурентоспособность. Однако, надо отметить, что импортные продовольственные товары более дешевы из-за низкого качества.. В 1994 году брак среди проверенных кондитерских изделий, закупленных по импорту, составил 18%.

Росту производства продовольственных товаров в стране может способствовать минимизация налогов, либерализация кредитов, которые создают базу для снижения цен на отечественные товары.

На предприятиях пищевой промышленности еще недостаточно изучается конъюнктура рынка готовой продукции. Если она раньше осуществлялась через службы сбыта, то теперь предприятия вынуждены искать потребителя самостоятельно. Остро ощущается потребность в специалистах по маркетингу, практически не ведется массовая их подготовка. Предприятия же, производящие пищевые продукты, различны по размерам и выпускаемому ассортименту и не могут действовать по единой схеме сбыта продукции. Для крупных предприятий целесообразно организовать собственную службу маркетинга, для мелких -воспользоваться услугами других организаций, занимающихся такой деятельностью. Росту производства продовольственных товаров может способствовать минимизация налогов, либерализация кредитов, которые создают базу для снижения цен на отечественные товары.

Ограничительные меры по импорту важно сочетать с модернизацией перерабатывающей промышленности и стимулированием ее развития. Необходима также разработка государственной программы финансирования, которая должна реализоваться за счет таможенных сборов, налоговых отчислений от продажи соответствующей, вкладов производителей и привлекаемых средств коммерческих структур.

Только за 1994-98 годы на развитие материально-технической базы перерабатывающих отраслей направлено и освоено более 56,4 млн. рублей бюджетных средств и инвестиционных кредитов, в том числе на строительство объектов перерабатывающей промышленности 16,1 млн. руб., введены в эксплуатацию 12 цехов. Так, в 1998 г. в Избербаше введены в эксплуатацию новые линии на пищекомбинате и АО «Дагинтерн» в стадии наладки аналогичные линии по производству конфет на АО «Пищевик» г.Дербента.

Дроздов А.Г., Дохолян С.В.

Принципы разработки производственно-экономического потенциала организации и их реализация

Стратегический потенциал организации - очень емкое понятие, которое содержит множество видов и подвидов: функциональный, интеллектуальный, производственный, финансовый, кадровый, управленческий, инновационный и т.д. Разработка полного комплекса стратегического потенциала во всех его взаимосвязях и взаимообусловленности достаточно сложна, поэтому авторами в качестве предмета исследования в данной работе выбран наиболее важный с практической точки зрения для организации и при этом комплексный по содержанию производственно-экономический потенциал. Стратегический потенциал организации разрабатывается в ходе и является основным результатом стратегического управления.

В новой экономической системе стратегическое управление на уровне основного звена играет очень значимую роль. В его рамках осуществляется решение многих задач, стоящих перед организацией: расширение деятельности по изучению и прогнозированию спроса, формирование адаптивных управленческих структур, стимулирование инновационных и инвестиционных процессов, отбор наилучших вариантов стратегического развития по различным критериям и т.д.

Основным инструментом для разработки стратегического потенциала организации служит стратегическое планирование. Своеобразие стратегического планирования как новой системы внутрифирменного управления определяют ее принципы, наиболее важным из которых является селективность при ориентации на цели глобального характера. Решая вопрос об определении генеральной цели деятельности, организация анализирует свое функциональное предна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.