Научная статья на тему 'Информатизация как необходимое условие обеспечения динамичного развития сферы пищевых производств'

Информатизация как необходимое условие обеспечения динамичного развития сферы пищевых производств Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВО ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ТЕМПЫ РОСТА / КОЭФФИЦИЕНТЫ ОПЕРЕЖЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ИКТ ЗАТРАТЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES (IKT) / INFORMATION / MANUFACTURE OF FOOD PRODUCTION / RATES OF GROWTH / FACTORS OF AN ADVANCING / IKT - EXPENSE

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Омарова Эльмира Шахбановна, Рабаданова Раисат Муртазалиевна

Проведен сравнительный анализ и даны авторские оценки темпов роста производства продукции пищевой промышленности России. Рассчитаны коэффициенты опережения различных видов пищевых продуктов, проведена их группировка. Приведены данные об уровне использования ИКТ в общем количестве организаций по стране и в сфере производства пищевых продуктов. Приведена структура затрат на ИКТпо их направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AS A NECESSARY CONDITION OF MAINTENANCE OF DYNAMICAL DEVELOPMENT OF SPHERE OF FOOD MANUFACTURES

The comparative analysis is carried out (spent) and the author's estimations of rates of growth of production of a food-processing industry of Russia are given. The factors of an advancing of various kinds offoodstuff are designed, their grouping is carried out(spent). The data on a level of use MKT in total of organizations on the country and in sphere of manufacture of foodstuff are given. The structure of expenses on MKT on their directions is given.

Текст научной работы на тему «Информатизация как необходимое условие обеспечения динамичного развития сферы пищевых производств»

ОМАРОВА Э.Ш., РАБАДАНОВА P.M.

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ПИЩЕВЫХ

ПРОИЗВОДСТВ

Проведен сравнительный анализ и даны авторские оценки темпов роста производства продукции пищевой промышленности России. Рассчитаны коэффициенты опережения различных видов пищевых продуктов, проведена их группировка. Приведены данные об уровне использования ИКТ в общем количестве организаций по стране и в сфере производства пищевых продуктов. Приведена структура затрат на ИКТпо их направлениям.

OMAROVA E.SH, RABADANOVA R.M.

INFORMATION AS A NECESSARY CONDITION OF MAINTENANCE OF DYNAMICAL DEVELOPMENT OF SPHERE OF FOOD

MANUFACTURES

The comparative analysis is carried out(spent) and the author's estimations of rates of growth of production of a food-processing industry of Russia are given. The factors of an advancing of various kinds offoodstuff are designed, their grouping is carried out(spent). The data on a level of use MKT in total of organizations on the country and in sphere of manufacture of foodstuff are given. The structure of expenses on MKT on their directions is given.

Ключевые слова: информатизация, производство пищевой продукции, темпы роста, коэффициенты опережения, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), ИКТ - затраты.

Keywords: information, manufacture of food production, rates of growth, factors of an advancing, information and communication technologies (IKT), IKT - expense.

Под влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) меняется экономика всех стран мира. Влияние это заключается в усилении интеллектуальных возможностей управленческого персонала при принятии стратегических решений в процессах управления предприятиями и организациями различных форм собственности и сфер экономики, в том числе и сферы пищевых производств. Формирование электронных хранилищ знаний, баз данных и возможности доступа к ним в любом месте и в любое время суток посредством коммуникаций и сети Internet позволяет ускорить процесс принятия управленческих решений.

Информатизация является одной из основных задач, стоящих в настоящее время перед пищевой промышленностью страны. До середины 90-х годов ХХ-го века отечественные инвесторы в целом вкладывали свои средства преимущественно в предприятия пищевой промышленности регионов и

страны (за исключением табачной индустрии и производства алкогольных напитков). С середины 90-х годов, с приходом иностранных инвесторов на наш рынок, произошли позитивные изменения в использовании информационных технологий. Наиболее высокий уровень внедрения информационных технологий отмечается на предприятиях по производству табачной, алкогольной продукции и безалкогольных напитков. На большинстве предприятий пищевой промышленности информационные технологии, к сожалению, развиваются очень слабо.

В последние десять лет ИТ на предприятиях производственной сферы значительно усиливают свои позиции. Эта тенденция прослеживается и на предприятиях пищевой промышленности. Все больше предприятий этой отрасли переходят к комплексной автоматизации своей деятельности.

Анализ данных о производстве пищевых продуктов в России за 1992, 1995, 2000, 2003-2008 гг. показывает наличие различных тенденций в их динамике.

Производство мясо-молочной продукции, начиная с 2000г., ежегодно росло, исключение составило масло животное. Только по двум продуктам (мясо и масло животное) производство в 2008г. не достигло уровня 1992г.

Производство мясных полуфабрикатов и консервов в 2008г. выросло в 5,7 и 4,0 раза соответственно, по сравнению с 2000г. Первые - ежегодно росли и в 2004г. уже удвоились (рост начался в 2003г.). Производство мяса и колбасных изделий выросло в 2,4 и 2,3 раза соответственно (к 1992г.).

Производство масла животного за 2003-2008 гг. находилось в пределах 107(2003) - 95(2005) процентов от уровня 2000г. В 2008 его производство составило 37% от уровня 1992г.

Наиболее скромным оказался рост продукции из зерновых культур:

❖ объем производства муки, а также хлеба и хлебобулочных изделий ежегодно сокращался и в 2008г. составил менее половины уровня 1992г.;

❖ производство крупы и комбикормов до 2000г. сокращалось, затем стало расти, но их уровень также оставался в пределах 50% от 1992г.;

❖ производство макаронных изделий стало расти с 1995г. и в 2008г. приблизилось к уровню 1992г. (93%), а производство кондитерских изделий выросло в наибольшей степени и в 2008г. превысило уровень 1992г. в 1,6 раза.

По всем видам алкогольной продукции наблюдается резкий рост производства. При этом рост алкогольной продукции обусловлен не соответствующим ростом производства винограда, а иными факторами. В производстве алкогольной продукции, минеральных вод, безалкогольных напитков, а также папирос и сигарет у страны нет проблем. Особо впечатляют успехи страны в производстве вин и коньяков. Эти продукты вырабатываются из винограда, производство которого резко сократилось. А выпуск продукции из винограда резко вырос.

В таблице 1 приведены данные о производстве различных видов пищевых продуктов в стране за 1992, 1995, 2000, 2005 и 2008 годы в натуральных и условно-натуральных измерителях, а в таблице 2 - темпы роста в 2008г. в

процентах к остальным рассматриваемым периодам. В последнем столбце таблицы 2 приведены авторские оценки темпам роста производства в 2008г. к 1992г., которые нами сгруппированы на: недопустимо низкие, низкие, удовлетворительные, высокие, сверхвысокие и фантастические (см. табл. 3).

В заключении к анализу данных таблиц 2 и 3 можно отметить, что высокие, сверхвысокие и фантастические темпы достигнуты по видам продукции, рост которых обусловлен импортом сырья и технологий.

Таблица 1.

Динамика производства пищевых продуктов в натуральных и условно-натуральных измерителях в России 1992, 1995, 2000, 2005 и 2008 гг. [2]

Наименования продукции 1992 1995 2000 2005 2008

Мясо, включая субпродукты I категории, тыс.т 4686 2370 1193 1857 2858

Мясные полуфабрикаты, тыс.т 390 268 244 987 1388

Колбасные изделия, тыс.т 1547 1293 1052 2014 2444

Товарная пищевая рыбная продукция, (без рыбных консервов), млн.т 2,8 2,2 2,8 3,1 3,3

Масла растительные, тыс. т 994 802 1375 2193 2466

Маргариновая продукция, тыс.т 560 198 462 642 719

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), млн.т. 9,8 5,6 6,2 9,7 10

Масло животное, тыс.т 762 421 267 254 278

Сыры жирные (включая брынзу), тыс.т 299 218 221 378 429

Консервы, млн. условных банок 5353 2428 3223 9360 12674

в т.ч. мясные и мясорастительные 558 348 508 674 718

консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов 1332 574 531 837 896

молочные 629 527 620 897 865

плодоовощные 2950 1014 1636 7123 10307

Мука, млн. т 20,4 14,0 12,1 10,4 10,1

Крупа, тыс. т 2011 1418 932 960 1080

Комбикорма, млн. т 27,4 14,3 8,0 10,0 13,5

Хлеб и хлебобулочные изделия, млн. т 16,8 11,3 9,0 8,0 7,5

Кондитерские изделия, тыс.т 1829 1372 1628 2416 2848

Макаронные изделия, тыс.т. 1102 603 704 993 1021

Алкогольные напитки в абсолютном алкоголе, млн.дкл 76,3 60,8 74,4 96,7 107

Водка и ликероводочные изделия 152 123 123 132 121

Вина виноградные 39,8 15,2 24,1 31,7 50,3

Вина плодовые 2,5 7,6 2,8 3,0 4

Вина шампанские и игристые 7,6 8,2 6,8 14,1 20,8

Коньяки 1,8 0,9 1,7 4,5 10,4

Пиво 279 213 516 910 1140

Воды минеральные, млн.дкл. 21,6 27,6 98,5 266 400

Безалкогольные напитки, млн.дкл 79,1 84,7 214 484 602

Папиросы и сигареты, млрд. шт. 148 141 348 407 413

Анализ показателей объемов производства и темпов роста целесообразно дополнить анализом показателей, характеризующих соотношения в динамике роста производства различных видов пищевых продуктов.

Таблица 2.

Темпы роста продукции пищевых производств в России в 2008г. в про-

центах к 1992, 1995, 2000 и 2005 гг.

Наименования продукции 1992 1995 2000 2005 Авторе. оценки темпов 2008г. к 1992г.

Мясо, включая субпродукты

I категории 61,0 120,6 239,6 153,9 Недоп. низкие

Мясные полуфабрикаты 355,9 517,9 568,9 140,6 Сверхвыс.

Колбасные изделия 158,0 189,0 232,3 121,4 Удовл.

Товарная пищевая рыбная продукция, (без рыбных консервов) 117,9 150,0 117,9 106,5 Низкие

Масла растительные 248,1 307,5 179,3 112,4 Высок.

Маргариновая продукция 128,4 363,1 155,6 112,0 Низкие

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 102,0 178,6 161,3 103,1 Низкие

Масло животное 36,5 66,0 104,1 109,4 Недоп. Низкие

Сыры жирные (включая брынзу) 143,5 196,8 194,1 113,5 Удовл.

Консервы — всего 236,8 522,0 393,2 135,4 Высок.

в т.ч. мясные и мясорастительные 128,7 206,3 141,3 106,5 Низкие

консервы и пресервы рыбные и из морепродуктов 67,3 156,1 168,7 107,0 Недоп. Низкие

Молочные 137,5 164,1 139,5 96,4 Удовл.

плодоовощные 349,4 1016,5 630,0 144,7 Сверхвыс.

Мука 49,5 72,1 83,5 97,1 Недоп. низкие

Крупа 53,7 76,2 115,9 112,5 Недоп. низкие

Комбикорма 49,3 94,4 168,8 135,0 Недоп. низкие

Хлеб и хлебобулочные изделия 44,6 66,4 83,3 93,8 Недоп. низкие

Кондитерские изделия 155,7 207,6 174,9 117,9 Удовл.

Макаронные изделия 92,6 169,3 145,0 102,8 Низкие

Алког-е напитки в абсол-м алкоголе 140,2 176,0 143,8 110,7 Высок.

Водка и ликероводочные изделия 79,6 98,4 98,4 91,7 Удовл.

Вина виноградные 126,4 330,9 208,7 158,7 Удовл.

Вина плодовые 160,0 52,6 142,9 133,3 Удовл.

Вина шампанские и игристые 273,7 253,7 305,9 147,5 Высок.

Коньяки 577,8 1155,6 611,8 231,1 Фантас.

Пиво 408,6 535,2 220,9 125,3 Сверхвыс.

Воды минеральные 1851,9 1449,3 406,1 150,4 Фантас.

Безалкогольные напитки 761,1 710,7 281,3 124,4 Фантас.

Папиросы и сигареты 279,1 292,9 118,7 101,5 Сверхвыс.

Источник: составлена авторами.

Таблица 3.

Оценка темпов роста производства различных групп пищевых продук-_тов в 2008г. по сравнению с 1992г._

Мясомо- Кон- Продук- Алко- Безалко- Итого

лочная сервы ция из гольная гольная

продукция зерновых продукция продукция

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Недопустимо низкие 2 1 4 - - 7

Низкие 3 1 1 - - 5

Удовлетворительные 2 1 1 3 - 7

Высокие 1 1 - 2 - 4

Сверхвысокие 1 1 - 1 1 4

Фантастические - - 1 - 2 3

Итого 9 5 7 6 3 30

Источник: составлена авторами.

В качестве таких показателей нами предлагается использовать коэффициенты опережения. Такие коэффициенты рассчитываются путем деления темпов роста объемов продукции каждого вида к темпам роста продукции одного из них, принимаемых за основу (в качестве основы нами приняты темпы роста производства «мяса, включая субпродукты 1-й категории»). Коэффициенты опережения нами рассчитаны по темпам роста в 2008г. к: а) 1992г.; б) 1995г.; в) 2000г.; г) 2005г.

Величины коэффициентов опережения, рассчитанные к 1992г., колеблются в пределах от 0,60 (для продукта «Масло животное») до 30,36 (для продукта «Воды минеральные»). В таблице 4 приведена группировка пищевых продуктов по величинам коэффициентов опережения: для пяти видов продукции их величины меньше единицы, для шестого вида продукции он равен 1,00 (это продукт, темпы роста которого приняты за основу, т. е. «Мясо, включая субпродукты 1-й категории»); для пяти видов продукции коэффициенты опережения равны 1,10-1,93; наибольшее число видов продукции входит в третью группу (девять видов) с величинами коэффициентов опережения, равными 2,07 («Вина виноградные») - 2,62 («Вина плодовые»); четвертая группа представлена одним видом продукции - «Консервы, всего» с коэффициентом опережения 3,88; в пятую группу входят три вида продукции, их коэффициенты опережения составляют 4,07; 4,49 и 4,58; шестая группа представлена двумя продуктами - «Консервы плодоовощные» и «Мясные полуфабрикаты» с коэффициентами опережения5,73 и 5,84; седьмую группу образуют два вида алкогольных и два вида безалкогольных продуктов, коэффициенты опережения двух алкогольных продуктов составляют 6,70 и 9,47, а двух безалкогольных - 12,48 и 30,36.

Коэффициенты опережения, рассчитанные к 1995г., имеют диапазон от 0,44 («Вина плодовые») до 12,02 («Воды минеральные»). В этом случае виды продукции по величинам коэффициентов опережения нами разделены на шесть групп: до 1,00 (8 видов); от 1,01 до 2,00 (10 видов); от 2,01 до 3,00 (4 вида); от 3,01 до 4,00 (1 вид); от 4,01 до 5,00 (3 вида); более 5, 00 (4 вида).

Таблица 4.

Коэффициенты опережения различных видов пищевых продуктов, рассчи-_танных по темпам их роста в 2008г, по сравнению с 1992г._

До 1,00

Масло животное 0,60

Хлеб и хлебобулочные изделия 0,73

Мука 0,81

Комбикорма 0,81

Крупа 0,88

Мясо, включая субпродукты I категории 1,00

1,01-2,00

Консервы и пресервы, рыбные и из морепродуктов 1,10

Водка и ликероводочные изделия 1,31

Макаронные изделия 1,52

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) 1,67

Товарная пищев. рыбная продукция (без рыб. консервов) 1,93

Вина виноградные 2,07

2,01-3,00

Маргариновая продукция 2,11

Консервы мясные и мясорастительные 2,11

Консервы молочные 2,25

Алкогольные напитки в абсолютном алкоголе 2,30

Сыры жирные (включая брынзу) 2,35

Кондитерские изделия 2,55

Колбасные изделия 2,59

Вина плодовые 2,62

3,01-4,00

Консервы, всего 3,88

4,01-5,00

Масла растительные 4,07

Вина шампанские и игристые 4,49

Папиросы и сигареты 4,58

5,01-6,00

Консервы плодоовощные 5,73

Мясные полуфабрикаты 5,84

Более 6,00

Пиво 6,70

Коньяки 9,47

Безалкогольные напитки 12,48

Воды минеральные 30,36

Источник: составлена авторами.

За четыре года (1992-1995 гг.) трудно ожидать значительных структурных изменений. Тем не менее как положительные изменения можно охарактеризовать следующие:

❖ увеличение количества видов пищевых продуктов с коэффициентом опережения менее чем у «Мяса, включая субпродукты 1-й категории»;

❖ уменьшение коэффициентов опережения для «Вин плодовых», «Водки и ликероводочных изделий» и «Пива».

С 2000г. по 2008г. для России сложились относительно благоприятные экономические условия, позволившие обеспечить рост производства во всех отраслях народного хозяйства, включая и пищевые сферы производства. Об этом свидетельствует резко сократившийся разрыв между величинами коэффициентов опережения, рассчитанных по темпам роста в 2008г. к 2000г.:

❖ диапазон этих коэффициентов составляет 0,35 - 2,63;

❖ для 22-х видов продукции коэффициенты опережения стали ниже, чем для «Мяса, включая субпродукты 1-й категории»;

❖ коэффициенты опережения для таких видов продукции, как «Водка и ликероводочные изделия», «Папиросы», «Алкогольные напитки», «Вина плодовые» стали одними из низких (0,41; 0,50; 0,60; 0,70 соответственно).

Позитивные структурные изменения произошли и за период 2000-2005 гг. Как показывает анализ коэффициентов опережения в 2008г. к 2005г., диапазон значений уменьшился до 0,60-1,50. Коэффициент опережения для «Мяса, включая субпродукты 1-й категории» стал одним из самых высоких, лишь по двум видам продукции - «Вина виноградные» и «Коньяки» - он оказался выше и составил 1,03 и 1,50 соответственно. Коэффициент опережения для «Водки и ликероводочных изделий» стал самым низким.

Однако нельзя признать позитивным тот факт, что семь видов продукции, представляющие алкогольные и безалкогольные напитки, оказались в числе 12 видов продукции с наибольшей величиной коэффициентов опережения.

Республика Дагестан - один из крупнейших регионов Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. В аграрно-промышленном комплексе РД занято более 40% работающих в сфере материального производства, имеется более 20% основных производственных фондов, создается около 40% валового регионального продукта.

В настоящее время в пищевой и перерабатывающей промышленности республики насчитывается более 430 зарегистрированных предприятий всех форм собственности, в т. ч. около 70 крупных и средних.

Предприятия пищевой промышленности располагают большими мощностями: по производству консервов плодоовощных - 450 муб, спирта этилового - 800 тыс. дал, водки - 2900 тыс. дал, коньяка - 1700 тыс.дал, шампанских вин - 1650 тыс.дал. Однако они используются в среднем на 15-20%. Кроме того, имеющийся потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности физически и морально изношен и не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема производимой в республике сельскохозяйственной продукции. В таблице 5 приведены данные, характе-

ризующие динамику развития пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Дагестан.

Таблица 5.

Основные показатели развития пищевой и перерабатывающей _промышленности Республики Дагестан [3'_

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Консервы плодоовощные, муб 30,1 24,2 28,6 30,0 31,5 20,2 21,4

Цельномолочная продукция, тыс. т. 7,5 27,8 15,1 10,6 12,7 13,5 15,5

Кондитерские изделия, тыс. тонн 1,9 2,0 2,0 2,8 3,8 4,6 5,1

Безалкогольные напитки, тыс. дал 958 1320,2 1358,9 1949 2475 4090 4454

Минеральная вода, млн. бут 4,3 11,6 17,6 25,3 32,2 46,7 47,6

Товарная рыбная продукция, тыс. т. 6,9 3,7 4,8 6,2 7,7 8,4

Консервы рыбные, муб 13,1 7,5 3 2,8 1,84 1,9 1,4

Глобальная информационная сеть охватывает совокупность электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и/или их локальных сетей, которые могут быть расположены в любых точках земного шара, связанных между собой каналами дальней связи (коммутируемыми или выделенными), предоставляемыми телефонными компаниями или другими организациями связи. Глобальная информационная сеть обеспечивает пользователям возможность обмениваться информацией, совместно использовать технические и программные средства, информационные ресурсы. Глобальная сеть может быть как общедоступной (Интернет), так и специализированной (корпоративной или ведомственной).

Локальная вычислительная сеть, в отличие от глобальной информационной сети, соединяет две или более ЭВМ (возможно, разного типа), расположенные в пределах одного здания или нескольких соседних зданий, и не использует для этого средства связи общего назначения.

Таблица 6.

Удельный вес организаций, использующих ИКТ в общем количестве организаций по стране и в сфере производства пищевых продуктов

за 2001 и 2006, 2007 гг. (в %) [1, 21

№ 2001 2006 2007

Всего Произв. пищевых прод. Всего Произв. пищевых прод. Всего Произв. пищевых прод.

1. Использующие выч. тех-

нику 78,7 81,2 93,3 92,3 93,3 2,8

2. Использующие локаль-

ные сети 39,0 47,8 57,0 67,4 56,4 67,0

3. Использующие глобаль-

ные сети 34,2 39,5 62,5 71,3 68,7 76,7

4. в т.ч. Интернет 32,4 38,9 61,3 71,2 67,8 76,6

5. Имеющие веб-сайты 10,2 12,9 21,1 30,5 19,8 28,1

В последние годы Росстатом публикуются данные, характеризующие состояние использования ИКТ в организациях [1, 2].

В таблице 6 приведены данные, характеризующие изменение удельного веса организаций, использующих информационно-коммуникационные

технологии (ИКТ) в общем количестве обследованных организаций по стране в целом и в сфере производства пищевых продуктов в 2006-2007 гг., по сравнению с 2001г.

Как видно из таблицы 6, по всем направлениям ИКТ удельный вес организаций сферы производства пищевых продуктов выше, чем в среднем по стране. Исключение составляет число организаций, использующих вычислительную технику. Удельный вес пищевых производств по этому направлению ИКТ в 2006-2007 гг. хотя и вырос по сравнению с 2001г., но был ниже, чем в среднем по всем сферам экономики.

Рост удельного веса сферы пищевых производств по направлениям, приведенным в той же таблице 6, отражает такой же рост по всем сферам экономики. Так, разница в удельных весах организаций сферы пищевых производств, использующих локальные вычислительные сети, от всех организаций составила 8,8; 10,4 и 10,6 процентных пунктов за 2001, 2006 и 2007 гг. Такая же разница по направлению «Использование глобальных сетей» составила 5,3; 8,8 и 8,0, по направлению «Использование Интернет» - 6,5; 9,9 и 8,8, по направлению «Имеют веб-сайты» - 2,7; 9,4 и 8,3 процентных пункта.

В таблице 7 приведены данные о количестве организаций сферы производства пищевых продуктов, использующих ИКТ, и их доля в общем количестве организации.

Таблица 7.

Количество организаций сферы производства пищевых продуктов, исполь-

зующих ИКТ, и их доля в общем количестве организаций [1, 2]

Число обследованных организаций из них организации, использовавшие

ПК ЭВМ других типов Локал. вычисл. сети Эл. почту Глоб. сети из них Интернет Выдел. каналы связи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество организаций

2004 4686 4152 420 2730 2747 3067 2764 824

2005 4452 4063 501 2831 2895 2949 2943 1058

2006 4223 3899 584 2848 2973 3012 3008 1182

2007 4129 3832 636 2767 3124 3167 3163 1278

Доля в общем количестве организаций, %

2004 3,84 3,89 4,12 4,51 4,24 4,39 4,64 4,00

2005 2,95 2,96 3,58 3,58 3,42 3,60 3,66 3,70

2006 2,61 2,59 3,19 3,09 2,89 2,99 3,04 3,23

2007 2,43 2,41 2,87 2,89 2,66 2,71 2,74 2,97

Как видно из этих данных, число обследованных организаций сферы пищевых продуктов, как в абсолютном выражении, так и в процентах к общему числу обследованных организаций, ежегодно уменьшалось. То же происходило по числу организаций, использующих персональные компьютеры. Число организаций сферы пищевых производств, использующих электронную почту, глобальные сети, в т.ч. и Интернет, а также имеющие выделенные каналы связи, ежегодно росло. Однако в процентах к общему числу организации по всем этим направлениям ИКТ доля сферы пищевых производств ежегодно уменьшалась.

В целом данные таблицы 7 свидетельствуют о некотором отставании использования ИКТ предприятиями сферы производства пищевых продуктов: уменьшилась доля во всех составляющих ИКТ, особенно в наличии вычислительных сетей, электронной почты и Интернет.

Уровень использования ИКТ в первую очередь можно оценить по количеству ПК, имеющихся в организациях. Такие данные для организаций сферы пищевых производств приведены в таблице 8.

Как видно из этой таблицы, количество персональных компьютеров в пищевой сфере ежегодно росло и в 2007г. составило 131,5 тыс. шт. (на 123% больше, чем в 2004г.). Ежегодно росло количество персональных компьютеров, имевшихся в составе локальные вычислительные сети, доступ к глобальным сетям, в т.ч. к Интернет, а также число персональных компьютеров на 100 работников. Однако доля организаций сферы пищевых производств в общем количестве персональных компьютеров по их направлениям ежегодно уменьшалась.

Таблица 8.

Количество персональных компьютеров в организациях сферы производства пищевых продуктов и их доля в общем количестве персональных компьюте-

ров в обследованных организациях [1, 2]

Число персональных компьютеров из них Число персональных компьютеров на 100 работников, шт.

в составе локальных вычислительных сетей имевшие доступ к глобальным сетям в том числе к сети Интернет всего из них имевших доступ к сети Интернет

Количество персональных компьютеров, тыс.шт.

2004 106,9 83,9 36,3 34,3 8 3

2005 119,2 95,9 44,6 42 12 4

2006 129,2 106,5 58,8 54,6 13 5

2007 131,5 111,9 64,2 60,7 14 6

Доля в общем количестве персональных компьютеров, %

2004 2,35 2,64 2,40 2,81 40,0 60,0

2005 2,09 2,36 2,19 2,49 52,2 57,1

2006 1,93 2,19 2,26 2,45 50,0 55,6

2007 1,75 1,95 1,96 2,10 48,3 54,6

При этом удельный вес по показателям использования персональных компьютеров заметно ниже, чем удельный вес в количестве организаций, использующих ИКТ.

Не в пользу пищевой сферы происходит и рост числа персональных компьютеров на 100 работников: их приходится менее половины от числа персональных компьютеров на 100 работников в организациях всех сфер экономики.

Более важным показателем, характеризующим состояние использования ИКТ организациями, являются показатели затрат на ИКТ.

В таблице 9 приведены данные о затратах организаций сферы производства пищевых продуктов на ИКТ и их удельном весе в затратах всех обследованных организаций.

Как видно из данных таблицы 9, сумма затрат на ИКТ в сфере пищевых производств в 2005г. уменьшилась в 3,6 раза по сравнению с 2004г. В 2006-2007 гг. имел место небольшой рост этих затрат, но они оставались менее 1/3 от уровня 2004г. Соответственно резко отличается доля сферы пищевых продуктов в затратах на ИКТ по годам.

В 2007г. доля сферы пищевых продуктов в затратах на ИКТ по всем его направлениям снижалась и приблизилась к черте 1% (лишь затраты на оплату услуг связи оказались чуть выше - около 2%).

Таблица 9.

Затраты организаций сферы производства пищевых продуктов на ИКТ и их

доля в затратах обследованных организаций за 2004-2007 гг. [1, 2]

Всего в т. ч. затраты на

Приобр. вычисл. техники Приобр. программ. средств оплату услуг связи обучение сотруд. оплату услуг сторон. организ. прочие затраты

Затраты организаций на ИКТ, млн.руб.

2004 12324,8 4252,7 467 1849,5 46,9 1014,6 4694

2005 3401,2 1106,1 342,5 1309,7 19,1 462,3 161,7

2006 4016,6 1200,2 486,9 1489,1 24,5 477,5 338,5

2007 4082,7 1085,3 488 1741 23,7 562 182,6

Доля организаций с( )еры производства пищевых продуктов в затратах на ИКТ, %

2004 7,32 5,56 2,82 4,60 3,47 5,21 32,85

2005 1,58 1,41 1,56 2,31 0,87 1,33 0,77

2006 1,59 1,41 1,71 1,88 1,21 1,25 1,77

2007 1,36 1,16 1,10 1,98 1,09 1,14 0,81

Ст зуктура затрат на ИКТ по их направлениям

2004 100,00 34,51 3,79 15,01 0,38 8,23 38,09

2005 100,00 32,52 10,07 38,51 0,56 13,59 4,75

2006 100,00 29,88 12,12 37,07 0,61 11,89 8,43

2007 100,00 26,58 11,95 42,64 0,58 13,77 4,47

Заслуживает внимания и структура затрат на ИКТ в организациях самой сферы производства пищевых продуктов. В соответствии с данными таблицы 9 к позитивным моментам в структурных изменениях можно отнести ежегодное уменьшение удельного веса на приобретение вычислительной техники и увеличение удельного веса затрат на приобретение программных средств, обучение сотрудников и оплату услуг сторонних организаций (аутсорсинг).

Негативной оценки заслуживает, на наш взгляд, рост в 2,8 раза удельного веса затрат на оплату услуг связи и крайне незначительная доля затрат на обучение сотрудников.

Возможности информатизации в различных регионах различны. Во-первых, подавляющая часть ИКТ-предприятий расположены в крупных центрах и благополучных регионах (гг. Москва и Санкт-Петербург, Тюменская, Московская и Ленинградская области и др.); во-вторых, предприятия и орга-

низации этих регионов имеют более высокие финансовые и другие возможности для информатизации; в-третьих, более крупными бюджетными средствами располагают и органы государственного и хозяйственного управления этих регионов. В результате значительная часть регионов, особенно неблагополучных и депрессивных, заметно отстают от остальных от уровня информатизации.

Трудно всерьез говорить, например, что на пищевых предприятиях Республики Дагестан ведется работа по информатизации. В подтверждение приведем данные по четырем пищевым предприятиям разных видов производств: ОАО «Махачкалинский гормолзавод», ОАО «Махачкалинский хлебозавод №2», ОАО «Гергебельский консервный завод» и ООО «Каспий хлеб» (таблица 10).

Таблица 10.

Показатели, характеризующие уровень использования ИКТ на предпри-

ятиях пищевой промышленности РД

ПК, Мониторы, кол- Прин-

штук во/ модель теры, штук Наименование ПО

ОАО «Махачкалинский 8 1 — Samsung 4 БЭСТ-5 версия 7

гормолзавод» 7 — ViewSonic

ОАО «Махачкалинский хлебозавод» №2 10 10 — ViewSonic 4 1С: Бухгалтерия версия 7.7

ОАО Гергебельский консервный завод 8 5 — Samsung 1 - LG 2 - Toshiba 2 1С: Бухгалтерия версии 7.7 1С: Предприятие версия 7.7

ООО «Каспий хлеб» 10 5 — Samsung 3 — LG 1 — Asus 4 1С: Бухгалтерия версии 7.7; 8.0 1С: Зарплаты и кадры версия 7.7

Источник: составлена авторами по данным предприятий.

Предприятия почти ничем не отличаются друг от друга: по 8-10 ПК, 2-4 принтера и ПО по автоматизации бухгалтерского учета и отчетности.

В новой экономике ХХ1-века для выхода на более высокий уровень развития предприятиям и организациям следует уделить особое внимание повышению уровня использования ИКТ и квалификации своих сотрудников.

_Литература_

1. Информационные и коммуникационные технологии в российской экономике: 2007. Статистический сборник. - М.: ГУ-ВШЭ, 2007. - 296 с.

2. Россия в цифрах. 2007; 2008; 2009: Крат.стат.сб./Росстат. - М., 2007. -494с; - М., 2008. - 510 с; - М., 2009. - 525 с.

3. Статистический ежегодник. Дагестан, 2001-2007 г.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.