Научная статья на тему 'Продовольственная безопасность в контексте региональной безопасности'

Продовольственная безопасность в контексте региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
236
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЛИЧНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ / FOOD SECURITY / CRITERIA AND RATES FOOD SECURITY / INDIVIDUAL CONSUMPTION / PER CAPITA PRODUCTION

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Самбраш Людмила Валентиновна

Рассматриваются критерии оценки продовольственной безопасности региона на примере Камчатского края с анализом производства продовольственного рынка основных продуктов питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional security include food security

The criteria of evaluation of the region's food safety using the example of Kamchatsky region with the analysis of the production of the food market of the main food are considered in the article

Текст научной работы на тему «Продовольственная безопасность в контексте региональной безопасности»

УДК [338.439.02:332.1](517.66)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.В. Самбраш

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003

e-mail: Infporm-me@yandex. ru

Рассматриваются критерии оценки продовольственной безопасности региона на примере Камчатского края с анализом производства продовольственного рынка основных продуктов питания.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, показатели и критерии продовольственной безопасности, личное потребление, производство на душу населения.

Regional security include food security. L.V. Sambrash (Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003)

The criteria of evaluation of the region’s food safety using the example of Kamchatsky region with the analysis of the production of the food market of the main food are considered in the article.

Key words: food security, criteria and rates food security, individual consumption, per capita production.

Основной целью любого общества является улучшение качества жизни людей. Важной составной частью качества жизни является состояние (качество) здоровья человека. Безопасность

- один из основных принципов формирования качества продовольственных товаров. Другой приоритетный принцип - обеспечение пищевой ценностью продукта согласно его назначению в питании человека. Немаловажная роль отводится внешнему виду, органолептическим показателям: упаковке, информации для потребителя о качестве и направлении использования продукта.

Одним из основных критериев, отражающих степень социально-экономического развития общества, является уровень продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность означает уровень доступности продуктов питания для основной части населения страны, для поддержания необходимого и достаточного образа жизни. Производство продуктов питания должно регулироваться нормами продовольственной безопасности, но с учетом того, что некоторые из продуктов, например фрукты в силу климатических условий, не могут, поэтому требования к предельно допустимым нормам импорта по данным продуктам должны быть разными.

В мировой практике сельское хозяйство - не самый прибыльный сектор экономики. Но, тем не менее, чтобы не попасть в зависимость от других стран, необходимо государственное участие в регулировании процесса продовольственной безопасности.

Система обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации. Для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов были приняты такие законы, как Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в 1999 г. [1], который определяет главные направления в области сохранения санитарного благополучия населения России, включая санитарные вопросы безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья, Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в 2000 г. [2], а также другие законы и подзаконные акты.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного

надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов здоровья населения [2]. Качество и безопасность продуктов питания регулируются и контролируются государством. 1 июля 2003 г. был принят и введен в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» [3], который предусматривает создание двухуровневой системы документов:

- технические регламенты, обязательные для применения и использования;

- добровольные национальные стандарты.

Многочисленные ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СанПиНы и другие ведомственные акты действуют впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, причем требования, установленные действующими национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании. В настоящее время действуют такие регламенты, как Технический регламент на масложировую продукцию [4], Технический регламент на молоко и молочную продукцию [5], Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей [6].

Продовольственная безопасность является одной из важнейших проблем современной российской экономики. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. Продовольственная безопасность является частью национальной безопасности страны.

Стратегической целью продовольственной безопасности Российской Федерации является надежное обеспечение населения страны безопасной и качественной сельскохозяйственной и рыбной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

К основным задачам обеспечения продовольственной безопасности, определенным в Доктрине, относятся:

- достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных и качественных пищевых продуктов в объемах и ассортименте в соответствии с установленными рациональными нормами потребления, необходимыми для активного, здорового образа жизни;

- устойчивое развитие отечественного производства основных видов продовольствия, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

- обеспечение безопасности и качества потребляемых пищевых продуктов.

В Доктрине продовольственной безопасности сформулированы три группы показателей, по которым должна проводиться оценка продовольственной безопасности в нашей стране. Это показатели в сфере потребления, производства и национальной конкурентоспособности; и в сфере организации и управления. Также установлен критерий оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности (по основным видам продовольственных товаров) - удельный вес отечественной сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, %; по зерну - не менее 95; по сахару -не менее 80, по растительному маслу - не менее 80; по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) - не менее 85; по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) - не менее 90; по рыбе и рыбопродуктам - не менее 80; по картофелю - не менее 95; по соли пищевой - не менее 85. Эти показатели и критерии необходимы для разработки системы показателей и критериев оценки продовольственной безопасности на уровне регионов [7].

Уровень продовольственной безопасности страны должен характеризовать, с одной стороны, степень удовлетворения потребности населения в качественных продуктах питания, а с другой -надежность продовольственного обеспечения на всей ее территории. Для этого необходимо использовать показатели производства и потребления основных видов продовольствия и элементов пищи на душу населения, степень их физической и экономической доступности и достаточности исходя из медицинских (физических) норм.

Если исходить из определения продовольственной безопасности страны, то для нее должны

быть гарантированы устойчивые и достаточные уровни производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые с учетом объемов их импорта полностью обеспечивали бы потребности населения в продуктах питания; физическая и экономическая доступность продовольствия, его качественное и не приносящее ущерба здоровью населения состояние. Эти гарантии должны подкрепляться созданием надежной системы натуральных и денежных резервных фондов, развитым информационным обеспечением и законодательством. В связи с этим национальную продовольственную безопасность следует оценивать исходя из уровня самообеспеченности продовольствием, доли импорта в товарных ресурсах и покрытия внутреннего спроса, уровня производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения разумной самообеспеченности страны продовольствием с учетом использования преимуществ международного разделения труда в АПК [8].

Региональный аспект продовольственной безопасности приобретает все большую значимость. Поэтому общие методические подходы к оценке продовольственной безопасности сохраняются и при решении региональных проблем. Они характеризуют: уровень потребления продовольствия; состояние агропромышленного комплекса; продовольственную независимость региона; устойчивость системы продовольственного обеспечения. Продовольственная безопасность региона заключается в способности системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли обеспечить продуктами питания стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научнообоснованным медицинским нормам. Продовольственная безопасность регионов базируется на рациональном территориальном разделении труда в сфере агропромышленного производства, рациональном сочетании в потреблении местной и привозной продукции, отсутствии каких-либо барьеров при межрегиональной торговле продовольствием [9].

Фундаментом продовольственной безопасности, как известно, является эффективное сельскохозяйственное производство. Наиболее важной стратегической задачей развития экономики Камчатского края является ускоренный рост производства сельскохозяйственной продукции. Обеспеченность населения продуктами питания всегда являлась не только главным условием развития продовольственного рынка, но и решающим фактором социальной стабильности, продовольственной безопасности с соответствующими последствиями в социальнодемографическом развитии Камчатки. Основным критерием продовольственной безопасности является производство аграрным сектором не менее 80% потребляемых продуктов питания. Ресурсное обеспечение внутреннего рынка в Камчатском крае продолжает почти полностью зависеть от поставок товаров из-за его пределов. Формирование потребительского рынка в Камчатском крае складывается на 80-90% за счет ввоза товаров из других регионов страны и импорта. Отраслевая структура сельского хозяйства Камчатского края включает молочную, мясную, птицеводческую, картофелеводческую и овощеводческую отрасли. Отрасли сельскохозяйственного производства формируют пять основных продовольственных рынков. В полном объеме местное производство обеспечивает потребительский рынок только картофелем, корнеплодами, рыбной пищевой продукцией, включая рыбные консервы, яйцами, частично - молоком, овощами закрытого грунта.

Производством сельскохозяйственной продукции в крае занимаются 40 сельскохозяйственных организаций различной формы хозяйствования, 407 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 60 тыс. личных хозяйств населения. Переработку сельскохозяйственной продукции могут производить девять молоко- и мясоперерабатывающих предприятий и цехов

сельскохозяйственных организаций. Реализация сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки осуществляется учреждениям социальной сферы края, военным и другим спецпотребителям, в торговую сеть и через собственные торговые точки товаропроизводителей. В 2009 г. в обороте находилось всего земель сельскохозяйственного назначения 22 574 га, в том числе под картофель использовалось 3100 га, под овощи 689 га. По сравнению с 2008 г. общая площадь под посевы увеличилась на 2,2%, в том числе под картофель сократилась на 1%, под овощи сократилась на 8%. Поголовье крупного рогатого скота в 2009 г. в Камчатском крае составило 9,5 тыс. голов (из них коров - 3,9 тыс.), свиней - 12,8 тыс., овец и коз - 2,5 тыс. голов. По сравнению с 2008 г. поголовье свиней увеличилось на 10,1%; сократилось поголовье птицы на 7,6%, крупного рогатого скота - на 4,9%, овец и коз - на 2,8%.

Критерием необходимости и достаточности производства продукции в Камчатском крае служит расчет обеспеченности его населения основными продуктами собственного производства. Рынки молочной и мясной продукции, в силу технологических причин, недостаточно обеспечены

продукцией собственного производства: молочной продукцией - на 29,0%, мясной -

на 10,3%. Объем рынка молочной продукции в 2009 г. в Камчатском крае составил 53,1 тыс. т. Производство молока в 2009 г. по сравнению с уровнем 2008 г. сократилось на 6,9%, а ввоз молока и молокопродуктов наоборот увеличился на 4,7% (табл. 1) [10].

Таблица 1

Баланс рынка молока и молокопродуктов в Камчатском крае (в пересчете на молоко, тыс. т)

Показатель Годы 2009/2008, (%)

2006 2007 2008 2009

Запасы на начало года, тыс. т 2,2 2,5 2,4 0,8 33,3

Производство молока в целом по краю, тыс. т 17,0 17,7 16,0 14,9 93,1

Ввоз молока и молокопродуктов, тыс. т 32,6 37,6 36,5 38,2 104,7

Ресурсы всего, тыс. т 51,8 57,8 54,9 53,9 98,2

Производственное потребление 1,8 2,3 2,2 2,1 95,4

Личное потребление 47,5 53,1 51,9 51,3 98,8

Запасы на конец года 2,5 2,4 0,8 0,5 62,5

Самообеспечение, % 35,8 33,3 30,8 29,0 94,1

Потребление на человека в год, кг/чел. 133 148 151 149 98,7

Производство на душу населения в год, кг 48,8 51,3 46,5 43,4 93,3

Причиной низкого обеспечения населения молочной продукцией собственного производства является затянувшийся кризис в сельском хозяйстве, из-за которого произошло сокращение поголовья крупного рогатого скота, моральный и физический износ материально-технической базы животноводства. Потребление на человека в год молока и молокопродуктов в Камчатском крае составляет 149 кг.

Объем рынка мясной продукции составляет 23,3 тыс. т, из них местного производства в среднем 2,3 тыс. т (табл. 2) [10]. Доля мяса зарубежного производства, поставляемого из других регионов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва, Владивосток и др.) по прямым договорам составляет основную часть (более 85%) общего объема предложения внутреннего рынка в Камчатском крае. Промышленность Камчатского края и сельскохозяйственные производители не в состоянии в полной мере удовлетворить потребительский рынок нашего региона.

Таблица 2

Баланс рынка мяса и мясопродуктов в Камчатском крае (в пересчете на мясо, тыс. т)

Показатель Годы 2009/2008, (%)

2006 2007 2008 2009

Запасы на начало года 0,8 0,8 0,9 0,7 77,8

Производство 2,6 3,0 2,5 2,3 92,0

Ввоз 17,8 18,9 19,9 20,3 102,0

Ресурсы всего 21,2 22,7 23,2 23,3 100,4

Производственное потребление 0,1 0,1 0,1 0,1 100,0

Личное потребление 20,3 21,6 22,5 22,3 99,1

Запасы на конец года 0,8 0,9 0,7 0,9 128,6

Самообеспечение, % 12,8 13,9 11,1 10,3 92,8

Потребление на человека в год, кг 58 62 65 65 100

Производство на душу населения в год, кг 7,8 8,3 7,1 6,7 94,4

Объем ресурсов яиц и яйцепродуктов в 2009 г. снизился по сравнению с уровнем 2008 г. на 6,5% и составил 62,4 млн шт., причем ввоз яиц составил всего 12,8% от уровня 2008 г. Объем собственного производства яйцепродуктов снизился по сравнению с уровнем с 2008 г. на 4,5% и составил 49,1 млн шт. (табл. 3) [10].

Таблица 3

Баланс рынка яиц и яйцепродуктов (в пересчете на яйца, млн шт.)

Показатель Годы 2009/2008, (%)

2006 2007 2008 2009

Запасы на начало года 3,3 6,2 6,7 12,2 182,1

Производство 54,4 56,9 51,4 49,1 95,5

Ввоз 3,8 1,9 8,6 1,1 12,8

Ресурсы всего 61,5 65,0 66,7 62,4 93,5

Производственное потребление, потери 2,4 4,7 3,8 4,8 126,3

Личное потребление 52,9 53,6 50,7 52,4 103,3

Запасы на конец года 6,2 6,7 12,2 5,2 42,6

Самообеспечение, % 102,8 106,2 101,4 93,7 92,4

Потребление на человека в год, шт. 141 142 147 153 104,1

Производство на душу населения в год, шт. 156,3 164,1 149,2 143,2 95,9

Объем производства картофеля в Камчатском крае в 2009 г. составил 51,0 тыс. т, что полностью обеспечивает потребности края в продовольственном и семенном картофеле, но по сравнению с 2008 г. объем производства снизился на 5,6%. Ввоз картофеля составляет в среднем 1% от внутреннего потребления из-за более поздних сроков его созревания в Камчатском крае (табл. 4) [10].

Таблица 4

Баланс рынка картофеля (тыс. т)

Показатель Годы 2009/2008, (%)

2006 2007 2008 2009

Запасы на начало года 23,1 21,3 22,2 21,9 98,6

Производство (валовой сбор) 41,7 39,6 54,0 51,0 94,4

Ввоз 0,1 3,3 1,3 0,8 61,5

Ресурсы всего 64,9 64,2 77,5 73,7 95,1

Производственное потребление 10,2 10,5 21,3 22,2 104,2

Потери 3,1 4,1 4,6 4,6 100,0

Личное потребление 33,4 31,5 34,3 31,0 90,4

Запасы на конец года 21,3 22,2 21,9 20,5 93,6

Самообеспечение, % 124,9 125,7 157,4 164,5 104,5

Потребление на человека в год, кг 103,0 101,0 100,0 90,4 90,4

Производство на душу населения в год, кг 120,0 114,0 157,0 149,0 94,9

Объем ресурса овощей в 2009 г. составил 58,3 тыс. т, а объем собственного производства овощей составил 28%. В 2009 г. собственное производство овощей по сравнению с 2008 г. снизилось на 10,9% (табл. 5) [11]. Одной из причин снижения объемов производства овощей является сокращение посевных площадей. Основным производителем продукции птицеводства в Камчатском крае является муниципальное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Пионерское». На долю предприятия приходится 97% объема производства яйца в регионе. Картофель относится к одним из немногих видов сельскохозяйственной продукции, потребление которого в течение ряда лет полностью осуществляется за счет собственного аграрного сектора Камчатского края.

Таблица 5

Баланс рынка овощей в Камчатском крае (тыс. т)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Годы 2009/2008, (%)

2006 2007 2008 2009

Запасы на начало года 44,1 51,1 49,6 29,7 59,8

Производство (валовой сбор) 16,9 14,2 18,3 16,3 89,1

Ввоз 24,6 18,3 1,9 12,3 647,3

Ресурсы всего 85,6 83,6 69,8 58,3 83,5

Производственное потребление 1,1 1,3 2,7 2,4 88,8

Потери 1,5 1,7 1,9 2,3 121,0

Личное потребление 31,9 31,0 35,5 33,4 94,1

Запасы на конец года 51,1 49,6 29,7 20,2 68,0

Самообеспечение, % 38,3 27,8 36,9 28,0 75,8

Потребление на человека в год, кг 124 129 103 98 95,1

Производство на душу населения в год, кг 49,0 41,0 53,0 47,0 88,7

Постановлением Правительства Камчатского края от 28 ноября 2008 г. № 394-П была утверждена краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Камчатском крае на 2009 год» [11]. Цель Программы - создание условий для повышения конкурентоспособности отечественной продукции Агропромышленного комплекса, обеспечения населения Камчатского края высококачественной сельскохозяйственной продукцией. Основные

задачи программы - обеспечение населения Камчатского края доступными по цене и безопасными по качеству продуктами питания; совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; обеспечение производства молока на уровне 17 тыс. т при увеличении среднего надоя; сохранение позиций на краевом рынке яйца; увеличение доли сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на краевом рынке; представление производимой в Камчатском крае сельскохозяйственной продукции на дальневосточных, российских и международных выставках и ярмарках.

В Программе сказано, что наиболее важной стратегической задачей является ускоренный рост производства сельскохозяйственной продукции. Обеспеченность населения продуктами питания всегда являлась не только главным условием его существования, но и решающим фактором социальной стабильности. Для обеспечения роста производства продуктов питания в Камчатском крае необходим активный поиск методов восстановления агропромышленного комплекса, повышения эффективности всех его отраслей, в том числе и сельского хозяйства.

В связи с тем, что цель программы не была достигнута по увеличению производства молока, яиц, мяса, овощей, за 2009 г., данные приведены выше, было принято Постановление Правительства Камчатского края от 13 июля 2009 г. № 278-П «Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2010-2012 годы» (далее Программа) [12]. Новая программа разработана исходя из принципа преемственности краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Камчатском крае на 2009 год». Одной из основных задач программы является увеличение производства сельскохозяйственных продуктов питания к 2012 г.:

- производства молока на уровне 20,3 тыс. т;

- производства мяса на уровне 5,4 тыс. т;

- яйцепродуктов - 56,2 млн шт. [10].

В табл. 6 приведены данные по состоянию на 2009 г. и планируемый 2012 г. нормы потребления основных продуктов питания, рекомендуемые НИИ питания РАМН, и количества потребляемых человеком продуктов в год и произведенных на душу населения в год. Процентное соотношение потребления одним человеком в Камчатском крае в 2009 г. к нормам потребления, рекомендуемым НИИ питания РАМН основных продуктов питания, составило:

- мясо и мясопродукты - 87%;

- молоко и молочные продукты - 47%;

- яйца-59%;

- картофель - 90%;

- овощи - 70%.

Таблица 6

Баланс потребления основных продуктов питания в соответствии с нормами, рекомендуемыми НИИ питания РАМН

Группы продуктов Рациональные нормы потребления в год Потребление на человека в 2009 г. Произведено на душу населения в 2009 г. Произведено на душу населения в 2012 г.

Мясо и мясопродукты, кг 75 65 6,7 16,2

Яйца и яйцепродукты, шт. 260 153 143,2 174

Молоко и молочные продукты в перерасчете на молоко, кг 320 149 43,4 63,2

Овощи, кг 140 98 47

Картофель, кг 100 90,4 149,0

Производство основных продуктов питания в процентном соотношении на душу населения в Камчатском крае к нормам потребления, рекомендуемым НИИ питания РАМН, составило в 2009 г.: мясо и мясопродукты - 8,9%; молоко и молочные продукты - 13,6%; яйца - 55%; картофель - 149%; овощи - 33,6%; в 2012 г.: мясо и мясопродукты - 22%; молоко и молочные продукты - 20%; яйца - 67%. Как видно из приведенных данных, производство

сельскохозяйственной продукции в Камчатском крае в разы меньше установленных норм, а запланированное на 2012 г. увеличение производства основных продуктов питания всего на несколько процентов увеличит производство, и то в случае полной реализации программы.

Ресурсное обеспечение внутреннего рынка в Камчатском крае продолжает почти полностью зависеть от поставок продовольственных товаров из за его пределов. Формирование

потребительского рынка в Камчатском крае в ближайшее время будет складываться на 75-90% за счет ввоза продовольственных товаров из других регионов страны и импорта, поэтому говорить о продовольственной безопасности Камчатского края пока нет оснований. Для того чтобы оградить потребительский рынок Камчатского края от некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, которые попадают из других регионов и за счет импорта, должен осуществляться мониторинг прогнозирования и контроля за состоянием и перспективами достижения и поддержания уровня продовольственной безопасности.

Чтобы обеспечить продовольственную безопасность Камчатского края, нужно удовлетворить текущую потребность в продуктах сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а также удовлетворить потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах питания, увеличить рост доходов населения, обеспечивающий доступ всех групп населения к продовольствию на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения. Стимулированием рынка сельскохозяйственной продукции должно стать развитие конкуренции за счет стимулирования выпуска камчатской продукции, упрощенного доступа на товарные рынки крестьянских (фермерских хозяйств) и формирования правил оборота сельскохозяйственной продукции.

Механизм обеспечения экономической возможности доступа к продуктам питания на региональном уровне должен включить: мероприятия по повышению жизненного уровня населения; формирование и развитие внутреннего рынка продовольствия (регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; развитие системы оптовой торговли сельскохозяйственной продукции); регулирование уровня закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие с учетом нормативной рентабельности их производства и стоимости продуктов питания минимальной потребительской корзины. Для достижения продовольственной безопасности в Камчатском крае надо поднять уровень развития агропромышленного комплекса, когда внутренний спрос на продовольственные товары удовлетворяется в значительной степени за счет собственного производства.

Литература

1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.99 г. № 52-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

2. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 2. - Ст. 150.

3. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 52 (часть I). - Ст. 5140.

4. Технический регламент на масложировую продукцию: Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 26. - Ст. 3009.

5. Технический регламент на молоко и молочную продукцию: Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 24. - Ст. 2801.

6. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей: Федеральный закон от 27 октября 2008 г. № 178-ФЗ // СЗ РФ. - 2008. - № 44. - Ст. 4984.

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // СЗ РФ. - 2010. - № 5. - Ст. 502.

8. Алтухов А.И. Продовольственная безопасность страны и ее оценка // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - С. 1-5.

9. Лысоченко А.А. Теоретический аспект концепции обеспечения продовольственной безопасности регионов России // Региональная экономика. - 2009. - № 3 (96). - С. 64-69.

10. Камчатский статистический ежегодник: Стат. сб. // М.В. Завадская, Г.Ф. Дворка и др.-Петропавловск-Камчатский: Камчатстат, 2010 г. - 428 с.

11. Об утверждении краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия в Камчатском крае на 2009 год: Постановление Правительства Камчатского края от

28 ноября 2008 г. № 394-П // Официальные ведомости. - 2008. - № 196-198.

12. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства

и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Камчатском крае на 2010-2012 годы»: Постановление Правительства Камчатского края от 13 июля 2009 г. № 278-П»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.kamchatka.gov.ru/index.php?cont=oiv_din&mcont=1488&menu=4&menu2=0&id=166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.