Научная статья на тему 'Обеспечение продовольственной безопасности как один из национальных приоритетов страны'

Обеспечение продовольственной безопасности как один из национальных приоритетов страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КРИТЕРИЙ И ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / САМООБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сатаева Р.Р.

Обеспечение продовольственной безопасности страны является одной из приоритетных задач государства. Рассмотрены ее важнейшие аспекты, основные критерии и показатели, меры по формированию эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Проанализировано состояние продовольственной обеспеченности в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение продовольственной безопасности как один из национальных приоритетов страны»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАКОДИН ИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ

ПРИОРИТЕТОВ СТРАНЫ

Р. Р. САТАЕВА, аспирант кафедры региональной экономики

E-mail: srr1986@inbox.ru Башкирский государственный университет

Обеспечение продовольственной безопасности страны является одной из приоритетных задач государства. Рассмотрены ее важнейшие аспекты, основные критерии и показатели, меры по формированию эффективных механизмов обеспечения продовольственной безопасности. Проанализировано состояние продовольственной обеспеченности в Российской Федерации и Республике Башкортостан.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, критерий и показатель продовольственной безопасности, продовольственная независимость, Доктрина продовольственной безопасности, самообеспеченность.

Обеспечение продовольственной безопасности страны принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов, имеющих исключительное социальное и политическое значение. Продовольственная безопасность для Российской Федерации является одной из центральных задач в системе национальной безопасности, поскольку без надежного снабжения продовольствием ни одна страна не в состоянии избежать зависимости отдругих государств.

Определяющим требованием продовольственной безопасности является стабильное обеспечение населения продовольствием в необходимом количестве. Для этого каждая отдельно взятая страна должна обладать собственным производством необходимых продуктов питания.

Понимание значимости продовольственной проблемы в мировом масштабе проявилось еще в XIX в., но усилилось в 1940-е гг., когда многие европейские страны испытывали тяжелые последствия второй мировой войны. По их инициативе в 1945 г. была создана международная Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), которая была признана специализированным учреждением Организации ОбъединенныхНаций (ООН).

В Риме, где находится штаб-квартира ФАО, в 1974 г. состоялась Всемирная конференция по проблемам продовольствия. Основанием для ее созыва послужил мировой зерновой кризис 1972—1974гг., когда в условиях сокращения товарных ресурсов цены на пшеницу, рис, кукурузу и другие виды зерна, а также продукцию земледелия в целом возросли примерно в 3 раза. Это поставило многие страны, зависившие от импорта продовольствия и кормов, в весьма трудное экономическое положение [4, с. 8—9]. В этот период в международную практику был введен термин «продовольственная безопасность», она обозначалась как «... состояние, когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необ-ходимыхдля активной здоровой жизни» [6, с. 3].

Тревога мирового сообщества о медленном прогрессе в преодолении бедности и голодав развивающихся странах явилась толчком к проведению в ноябре 1996 г. очередной Всемирной конференции, на которой была принята Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности. Данная декларация предусматривает применение следующих мер по решению проблемы продовольственной безопасности:

• усиление ответственности правительств всех стран за продовольственное обеспечение своих граждан;

• использование возможностей международных органов и двухсторонней помощи при решении продовольственных проблем;

• повышение роли мирового рынка в обеспечении глобальной продовольственной безопасности на основе либерализации международной торговли на принципах, определенных

Всемирной торговой организацией (ВТО);

• формирование мировых потоков продовольствия из развитых стран в развивающиеся на основе роста в них платежеспособного спроса;

• усиление кооперации международных агентств, занимающихся вопросами продовольствия [12, с. 3].

В России проблемы продовольственной безопасности и продовольственной независимости страны в научных кругах наиболее активно стали обсуждаться с середины 1990-хгг. в связи с резким сокращением объемов производства отечественной сельскохозяйственной продукции, ростом импорта продовольствия. В этот же период шла активная работа по подготовке и принятию ряда законодательных актов, затрагивающих решение проблемы продовольственной безопасности страны:

• Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996—2000гг.: утверждена Указом Президента РФ 18.06.1996 № 9 (Д);

• Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации»: введен в действие постановлением Совета Федерации от25.12.1997 № 453-СФ;

• Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [7, с. 8]. В Доктрине развиваются положения Стратегии

национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, касающиеся продовольственной безопасности Российской Федерации. Учтены нормы Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации 27.07.2001, и других нормативных правовых актов Российской Федерации в этой области [10, с. 71].

В соответствии с Федеральным законом под продовольственной безопасностью Российской Федерации понимается такое «состояние экономики Российской Федерации, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации и гарантируется доступность пищевых продуктов» [14]. Закон дает определение понятия «продовольственная независимость» как условие обеспечения продовольственной безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов питания из-за рубежа не возникает чрезвычайной

продовольственной ситуации. Продовольственная независимость Российской Федерации — это состояние экономики Российской Федерации, при котором в случае прекращения ввоза на территорию Российской Федерации пищевых продуктов не возникает продовольственный кризис и производство жизненно важных пищевых продуктов за год составляет не менее чем 80 % годовой потребности населения в этих пищевых продуктах в соответствии с физиологическими нормами питания [14, с. 118].

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации даются следующие определения: «... Продовольственная независимость Российской Федерации — устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его доли в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов... Продовольственная безопасность Российской Федерации — состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образажизни» [10, с. 71].

Понятия «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость» в отношении регионов не являются достаточно устоявшимися и первоначально употреблялись применительно к степени самообеспеченности продовольственными ресурсами населения науровне страны [6, с. 3].

Часть ученых считает, что в отношении регионов употребление понятий «продовольственная безопасность» и «продовольственная независимость» некорректно в силу единства продовольственного рынка страны, отсутствия барьеров по перемещению продовольствия между регионами.

В связи с этим Д. Ф. Вермель ведет речь не о продовольственной безопасности регионов, а о региональных особенностях обеспечения продовольственной безопасности России [2]. Для этого он все регионы России подразделяет на две группы: ввозящие и вывозящие продовольствие. В каждой из этих групп автор выделяет подгруппы регионов в зависимости от специфики природно-экономичес-ких условий сельскохозяйственного производства в них и региональной специализации сельского хозяйства.

Вторая точка зрения по данному вопросу является диаметрально противоположной, т. е., что и в отношении регионов необходимо рассматривать состояние продовольственной безопасности и продовольственной независимости так же, как и применительно к отдельно взятой стране. В этом случае исследователи сводят понятие «продовольственной безопасности» к самообеспеченности продовольствием, что, собственно, и характеризует продовольственную независимость региона.

Так, А. А. Лылов пишет: «Продовольственная безопасность определяется созданием гарантированной возможности продовольственного обеспечения населения за счет собственных ресурсов на уровне, удовлетворяющем биологические потребности людей в питании с учетом требований:

• стабильности производства и предложения по массе и структуре рациона, удовлетворяющего требованиям нормального развития и жизнедеятельности организма, а также конкурентоспособности и устойчивости этого производства;

• возможности самообеспечения продовольствием активного населения;

• создания гарантий продовольственного обеспечения нетрудоспособной части населения и населения невостребованного либо исключенного из активной трудовой деятельности» [9, с. 152].

Наконец, третий подход заключается в том, что для регионов вполне правильным и корректным является рассмотрение их продовольственной безопасности, а понятие «продовольственная независимость» применимо только к национальному уровню [5,8].

В этой связи следует отметить публикации, из которых следует, что в регионах (в данном случае — в Республике Татарстан) существует практика расчета уровня их продовольственной безопасности [5]. Под продовольственной безопасностью в этом случае понимается «... состояние экономики, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, и при котором без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания» [5, с. 125].

Имеются и другие определения. Так, А. И. Костяев и М. У. Тимофеев под продовольственной безопасностью региона понимают «способность системы производства, хранения, перера-

ботки, оптовой и розничной торговли продуктами питания обеспечивать ими стабильно и равномерно в течение года все категории населения соответствующих территорий в размерах потребления, отвечающих научно обоснованным медицинским нормам» [8, с. 507].

По мнению И. И. Костусенко, может быть и четвертый подход, сущность которого заключается в том, что с нормативной точки зрения к региональному уровню применимо лишь понятие «продовольственная безопасность». Речь идет о том, что для любого региона могут быть разработаны и реализованы такие нормативные документы, как закон, концепция, стратегия, программа обеспечения его продовольственной безопасности. При этом сущность понятия «продовольственная безопасность региона» принципиально отличается от аналогичного понятия на уровне страны. Под продовольственной безопасностью любого региона следует понимать такое состояние его экономики, при котором существуют условия и имеется отлаженный механизм удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания в соответствии с существующим платежеспособным спросом. Из данного определения следует, что продовольственная безопасность региона обеспечивается не только за счет внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, но и в значительной степени — ввоза, который рассматривается не как стихийное явление, а как результат целенаправленных экономических, правовых и организационных мер, осуществляемых органами государственной власти субъектаФедерации [7, с. 10].

Как известно, состояние продовольственной безопасности страны характеризуют три ведущих приоритетных продовольственных подкомплекса: зернопродуктовый, мясной и молочный. На их долю приходится более 75 % производства всей продукции, 80 % производственных основных фондов и численности работников [13, с. 36]. Несмотря на принимаемые меры, потенциал АПК России использован далеко не полностью, а состояние продовольственной безопасности вызывает серьезные опасения.

Из Доктрины продовольственной безопасности следует, что для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется доля отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющего пороговые значения в отношении: зерна —

не менее 95%; сахара — не менее 80; растительного масла — не менее 80; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) — не менее 85; молока и моло-копродуктов (в пересчете на молоко) — не менее 90; рыбной продукции — не менее 80; картофеля — не менее 95; соли пищевой — не менее 85 % [10, с. 72].

Доктрина продовольственной безопасности станет основой для подготовки правовых и нормативных документов, концепций и программ по обеспечению продовольственной безопасности России и развитию агропромышленного комплекса страны, в том числе базовой отрасли — сельского хозяйства. Ее реализация позволит обеспечить продовольственную безопасность как важнейшую составную часть экономической безопасности Российской Федерации.

Исходя из этого, следует выделить три составляющих понятия «продовольственная безопасность»: первая — это такое состояние экономики государства, при котором обеспечивается продовольственная независимость и стабильность; вторая — гарантия населению страны, любому человеку физической и экономической доступности продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами; третья — качество и безопасность потребляемых пищевых продуктов.

Стратегической целью обеспечения продовольственной безопасности является надежное снабжение жителей страны сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. Гарантией ее достижения служит стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие необходимых запасов, в том числе резервных фондов.

Исходя из стратегической цели, следует выделить основные задачи обеспечения продовольственной безопасности:

• снабжение населения за счет отечественного производства основными видами продовольствия;

• государственная гарантия качества и безопасности потребляемых продуктов питания;

• предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности России.

Ключевое значение для осуществления политики обеспечения продовольственной безопасности страны имеют ее четкие критерии и показатели. Критерии можно объединить в три группы: в сфере потребления, производства и управления. В сфере потребления:

• физическая и экономическая доступность продовольствия;

• степень удовлетворения физиологической потребности человека в питательных веществах;

• качество продуктов питания;

• уровень агфляции (продовольственной инфляции);

• степень социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

• пороговые значения продовольственной безопасности по основным видам продовольствия. В сфере производства.

• уровень продовольственной обеспеченности России;

• развитие отраслей АПК;

• степень бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В сфере организации и управления:

• резервирование основных видов продовольственных, материально-технических, финансовых и земельных ресурсов, семян, комбикормов;

• устойчивость агропродовольственного рынка и его основных сегментов.

Основными показателями обеспечения продовольственной безопасности служат:

• производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия надушу населения;

• потребление основных видов продовольствия на человека;

• энергетическая ценность пищевого рациона россиян;

• потребление продовольствия по отдельным группам населения;

• доля импорта основных продуктов питания в товарных ресурсах;

• стратегические и оперативные продовольственные резервы в сопоставлении с нормативными требованиями;

• индикативные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. Государственная политика по обеспечению

продовольственной безопасности России должна учитывать риски и угрозы, которые могут существенно ее ослабить. К главным рискам следует отнести макроэкономические, природно-климатические, социальные и внешнеэкономические. В агропродовольственной политике государства крайне важно принимать во внимание основные угрозы обеспечения продовольственной безопасности: превышение пороговой величины импорта; низкий платежеспособный спрос населения; ценовые диспропорции на продовольственном рынке;

дефицит квалифицированных кадров; неразвитость системы мониторинга и прогнозирования развития агропродовольственного рынка; негативные политические факторы [3,с. 16—18].

Анализ статистических данных продовольственного обеспечения показывает, что в целом по России сохраняется зависимость страны от импорта отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. За счет импорта ныне формируется 36 % товарных запасов на продовольственном рынке, минуя пороговое значение. Остро стоит проблема зависимости от ввоза животноводческой продукции, доля которой в товарных ресурсах мяса и мясопродуктов оценивается в 41 %, молока и молокопродуктов — 27 % [3,с. 15].

По Республике Башкортостан на начало 2009 г. импорт мяса и мясопродуктов от общего объема ресурсов составил 15,3 %; молока — 2,7 %, в 2007 — 13,4 и 2,8%; в 2006 - 11,9 и 3,2%; в 2005 - 15,6 и 2,8%; в 2000г. — 10,7 и 0,4% соответственно, что

показывает стабильность производства в данной отрасли (табл. 1). Поданным Росстата, Республика Башкортостан устойчиво занимает 1-е место в стране по производству молока, по мясу — 3-е [11].

Ввоз продовольственных товаров на территорию страны связан с масштабным дисбалансом потребления населением продуктов питания. Перечень основных продуктов питания, ввозимых в Россию за последние десять лет, показывает, насколько резки колебания ввозимых продоволь-ственныхтоваров (табл. 2).

Так, если в 2000 г. в Россию ввозилось зерна 4 677тыс. т, то в 2009 г. почти в 11 раз меньше, (429,2тыс. т), а ввоз сахара-сырца за этот период уменьшился в 3,6 раза, семян подсолнечника — в 3,5 раза.

Зато ввоз мяса увеличился за рассматриваемый период с 519,9 до 1 437тыс. т — почти в 3 раза; молока сухого и сгущеного и рыбы свежемороженой — в 2 раза (табл. 2).

Таблица 1

Импорт и экспорт основных продуктов питания в Республике Башкортостан, тыс. т

Год

Продукция 2000 2005 2006 2007 2008

Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт Импорт Экспорт

Мясо и мясо- 28,5 5,6 48,5 9,3 38,8 7,3 45,7 6,3 55,3 7,8

продукты

Молоко и мо- 6,8 103,2 61,6 262,1 73,2 281,7 67,1 329,7 66,9 334,0

локопродукты

Яйца, млн шт. 19,7 217,4 47,7 137,0 89,7 152,2 116,2 156,7 127,9 132,6

Картофель 0,4 0,1 0,1 3,5 5,0 5,0 6,3 4,2 8,0 0,1

Овощи 32,9 0,1 23,7 0,0 19,7 0,0 43,1 17,0 62,0 25,0

Сахар-сырец 22,0 5,2 80,3 6,3 67,6 4,1 65,9 2,3 97,7 3,9

Мука 2,4 0,1 0,9 0,6 3,0 0,5 1,4 0,4 - 3,7

Злаки 18,6 0,1 80,3 - 39,5 3,1 8,8 43,4 - 1,9

Источник: [1].

Таблица 2

Импорт основных продуктов питания по Российской Федерации, тыс. т

Продукция Год

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Зерно (в массе - 4 677 1 857,9 1 358,1 1 672,5 2 910,2 1 449,4 2 313,4 1 066,5 958,6 429,2

после доработки)

Мясо свежемо- 749,3 519,9 884,1 1 152,5 1 097 1 030,7 1 339,7 1411,3 1 489,5 1 710,8 1437

роженое

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясо птицы 826,4 693,9 1 398,6 1 382,5 1 205,7 1 114,4 1 328,7 1 282,5 1 294,9 1 223,9 985,7

свежемороженое

Молоко сухое 84,5 76,6 84,1 59,2 100,4 127,7 145,6 145,2 130,6 160,2 133,9

и сгущеное

Сахар-сырец 1 252,7 4 546,5 5 414 4 452,8 4 112,6 2 586,5 2 893 2 629,4 3410,3 2 417,6 1251,7

Сахар белый 1 796 467 273,4 476,5 455,2 612,3 625,1 349,7 296 165 258,9

Семена подсол- 284 150,4 184,2 176,2 201,4 161,2 131,4 100 131,9 111,9 43,4

нечника

Рыба свежеморо- 313,9 327,3 432,15 461,4 572,8 681,4 786,7 686,1 870,2 881,4 794,7

женая

Источник: [15].

I 2008 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % чо сл 119,3 115,6 о 93,3 чо ио 55,3 116,2

Абсолютная норма сч Г-- чо сл сл оо сч сч чо сл оо сч сч

2007 Соотношение абсолютной и рациональной норме, % 90,6 119,3 115,6 о 90,8 ^г оо о чо 114,2

Абсолютная норма оо чо чо сл сл оо сч сч 10,9 оо о сл о сч

2006 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % оо оо 119,0 112,4 о 87,5 сл оо 55,3 117,1

Абсолютная норма чо чо со чо со оо сч сч 10,5 сл оо сл оо гл сч

2005 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % ^г оо 118,6 сл о о 83,3 сч оо 55,3 115,2

Абсолютная норма сл чо сч чо сл сл Г-- сч сч 10,0 сч оо сл оо гч

2000 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % сл Г-- 90,8 о сл 153,3 66,6 чо о сл сл 107,6

Абсолютная норма ио ио 277 ио сч сч чо 00 чо о чо со

1995 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % сч сл 101,3 чо о 103,3 48,3 оо 32,6 132,3

Абсолютная норма сл чо сл о сл ио чо сч со оо 1/4 оо сл сл гл

1990 Соотношение абсолютной и рациональной норм, % сл сл 124,6 109,6 143,3 оо чо оо 117,1

Абсолютная норма сл Г-- о оо сл Г-- сч сл о" чо оо чо чо гл сч

Рациональная норма ио Г-- ио о сл о сч о сл сч 001 о о

Продукция Мясо и мясопродукты Молоко Яйца, шт. Сахар Масло растительное Картофель Овощи и продовольственные бахчевые культуры Хлебные продукты

В условиях рыночной экономики весомое значение имеет товарооборот Республики Башкортостан с другими регионами Российской Федерации и странами дальнего и ближнего зарубежья, т. е. ввоз продовольственных товаров в республику и вывоз их из республики. Как видно из данных табл. 2, в РБ ввоз из субъектов РФ многих видов продовольственных товаров увеличился за 2000—2009гг.: молоко и молочные продукты — в 2 раза, мясо и мясопродукты — в 10, яйца — 6, картофель — 20, овощи — 2, сахар-сырец — в 4 раза соответственно. В свою очередь, из РБ вывозятся ценные продовольственные товары, а некоторые основные виды продуктов в большом объеме: за рассматриваемый период ввоз мяса увеличился в 1,4 раза, молока — 3,2, овощей — в 205 раз (табл. 1).

По Российской Федерации в целом удовлетворительно обстоят дела с потреблением хлеба и хлебопродуктов, масла растительного, сахарного песка и картофеля, которое соответствует рациональным нормам питания, а по большинству пищевых продуктов обеспечение населения не удовлетворяется в должной мере. Из-за недостатка собственного сырья и низких доходов значительного числа граждан по республике эти показатели намного выше (табл. 3).

Важнейшим определяющим фактором формирования рынка сельскохозяйственных продуктов выступает уровень доходов населения, в основе которого лежит заработная плата.

Низкий уровень жизни, который был присущ значительной части населения в начале 2000-хгг., идет к сокращению. В начале 2000 г. доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации варьировала в районе 29 %, а уже в 2008г. она составляла 13,1 %, т. е. снижение в 2,2 раза. В Республике Башкортостан также снижается доля ^ населения с низким уровнем жизни, у и составила 33,1% в 2000г., 11,4% - в ЦР 2008 г. — уменьшение почти в три раза

о

| (табл. 4).

Таблица 4

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Страна, регион Год

2000 2001 2002 2003 2004 2005* 2006 2007 2008

Российская Федерация, млн чел. 42,3 40,0 35,6 29,3 25,2 25,2 21,5 18,7 18,5

В процентах от общей численности населения 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 17,7 15,2 13,3 13,1

Республика Башкортостан, тыс. чел. 1288 1162,5 951,6 830,6 713,8 605,4 587,4 518,8 462,5

В процентах от общей численности населения субъекта 33,1 28,3 23,2 20,3 17,5 14,9 14,5' 12,8 11,4

* На основании Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» осуществлен пересмотр состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. При анализе динамики бедности необходимо принять во внимание, что при использовании данных о величине прожиточного минимума, определяемой в сопоставимой методологии, тенденция к сокращению уровня бедности не менялась.

Источник: [1].

По Приволжскому федеральному округу даже самый высокий уровень денежных доходов, ниже величины прожиточного минимума, в Республике Марий Эл в 2008 г. — 25,2 %, но и здесь наблюдается снижение этого показателя по сравнению с 2000 г. в 2,4 раза (60,2 %). Среди аутсайдеров можно назвать Республику Мордовию, Чувашскую Республику, Саратовскую и Ульяновскую области: на 20,3,20,0, 20,6 и 20,1 % соответственно, ниже величины прожиточного минимума (2008 г.).

Среди субъектов Приволжского федерального округа с наименьшей долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума можно выделить Республику Татарстан, Нижегородскую область, Пермский край: 8,4, 13,5, 14,5% соответственно. С 2008г. Республика Башкортостан находится на 2-м месте после Республики Татарстан по доле населения с низкими доходами (табл. 5).

Среди всего многообразия видов продовольствия, играющих важную роль в питании человека, особое и ничем не заменимое место принадлежит зерну и продуктам его переработки. Зерновое хозяйство является основой сельскохозяйственного производства, а также продовольственного комплекса, именно от уровня производства зерна и эффективности его использования во многом зависит жизненный уровень населения, продовольственная безопасность страны и ее отдельных регионов.

Рынок зерна имеет значительное регулирующее значение для сопряженных рынков, в частности, для рынка мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также рынка других продуктов животноводства. Производство зерна имеет и стратегическое значение — участвует в формировании продовольственных запасов.

Республика Башкортостан традиционно является одним из крупнейших производителей зерна,

устойчиво занимая по объему его производства 6-е место среди российских зернопроизводящих регионов.

В 2008 г. производство зерна в республике составило 4 533тыс. т, или больше на 11 %, чем в 2007г., и на51 %, чем в 2000г. (табл. 6).

По стране в целом также наблюдается тенденция увеличения производства зерна. В 2008 г. было произведено 108,2 млн т, что составило 132% к уровню 2007г., и 165 % — к 2000г. (табл. 7).

В 2008 г. в стране на душу населения зерна произведено в 1,7 раза больше, чем в 2000г., почти на том же высоком уровне, что в 1990 г. По Республике Башкортостан эти показатели намного выше: производство зерна составило 1 117,3 кг на душу населения, что превышает аналогичный показатель по России на 46,5 % (табл. 6, 8).

Многие ученые подчеркивают, что в целом должно быть в корне изменено отношение государства к зерновой отрасли, которой следует придать статус приоритетной в АПК, а производителям товарного зерна обеспечить преимущественное положение на зерновом рынке.

Для этого не требуется искать новые, не известные в мировой и отечественной практике экономические меры. Обеспечить выполнение ранее принятых федеральных законов, усилить контроль за исполнением действующих и принять ряд дополнительных актов, которые бы определили на ближайшую и более отдаленную перспективу систему основных мер по развитию зернового хозяйства и рынка зерна, а также эффективный механизм их реализации на федеральном и региональном уровнях.

Важное значение в обеспечении продовольствием имеют молоко и молокопродукты, по потреблению которых в дореформенный период Россия занимала одно из лидирующих мест в мире — до 386 кг, что соответствовало рекомендуемым нормам

Таблица 5

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в Российской Федерации и Приволжском федеральном округе (в процентах от общей численности субъекта)

Регион, страна Год

2000* 2001** 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Республика Башкортостан 33,1 28,3 23,2 20,3 17,5 14,9 14 5*** 12,8 11,4

Республика Марий Эл 60,2 58,8 52,5 49,7 46,5 39,7 29 9*** 27 5*** 25,2

Республика Мордовия 52,9 48,5 43,7 36,1 31,9 29,8 28 3*** 24 2*** 20,3

Республика Татарстан 33,2 27,3 23,6 19,2 15,8 12,8 9,9 8,7 8,43)

Удмуртская Республика 35,1 33,3 30,4 30,1 26,1 22,4 уд д*** 17,3 16,5

Чувашская Республика 51,3 44,8 40,9 31,9 30,8 27,0 21 4*** 20,6 20,0

Пермский край 25,5 24,3 23,4 21,8 20,3 17,1 14,4 13,8*** 14,5

Кировская область 45,2 42,2 34,5 31,3 26,9 26,8 23,5 22,1*** 17,5

Нижегородская область 35,4 27,2 22,8 22,7 20,4 17,5 15 9*** 2*** 13,5

Оренбургская область 42,1 38,1 33,3 28,9 24,4 22,0 19,4 18,6*** 16,4

Пензенская область 49,4 43,7 37,6** 33,2 27,9 26,0 23 2*** 17,1 15,5

Самарская область 31,2 29,8 27,7 21,1 18,9 17,3 у] 0*** 15,5 16,9

Саратовская область 41,2 38,7 34,4 29,2 27,5 24,9 21,7 23 у*** 20,6

Ульяновская область 44,5 45,2 40,7 33,3 31,6 28,8 24 2*** 20,7 20,1

Российская Федерация 29,0 27,5 24,6 20,3 17,6 15,2 13,3 13,1

* В расчетах использованы ретроспективные оценки величины прожиточного минимума, полученные на основе установленной в субъектах Российской Федерации потребительской корзины (в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») и ее проекта по состоянию на конец 2002 г.

** В расчетах использованы данные о величине прожиточного минимума, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

*** На основании Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» осуществлен пересмотр состава потребительской корзины, в соответствии с которой определяется величина прожиточного минимума. При анализе динамики бедности необходимо принять во внимание, что при использовании данных о величине прожиточного минимума, определяемой в сопоставимой методологии, тенденция к сокращению уровня бедности не менялась.

Источник: [1].

Таблица 6

Объемы производства основных продуктов сельского хозяйства в Республике Башкортостан, тыс. т

Год Место,

Продукция 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 в Российской Федерации в 2008 г.

Зерно (в массе после доработки) 4 727,6 2 990,7 2 521 3 107,1 3 743,8 3 840,4 3 235,9 2 884 3 883 4 069,4 4 533 6

Мясо и мясопро- 326,1 267,4 204,4 211,0 218,2 225,3 231,3 225,7 240,3 246,8 249,9 5

дукты

Молоко 1 930,0 1 708,5 1 539,3 1 765,6 1 881,4 2 050,7 2 061,9 2 083,4 2 136,3 2 250,1 2 298,6 1

Яйца, млн шт. 1 147,7 1 197,6 1 178,6 1 178,2 1 150,4 1213,9 1 226,7 1 270,6 1 280 1 283,1 1 283,3 6

Сахарная свекла (фабричная) 1 586,1 960,5 1 148,0 1 160,0 742,7 748,6 1 065,2 1 193,7 1 850,2 1 503,1 1 112,0 9

Семена 89,5 31,5 126,0 66,1 55,1 94,4 131,8 125,7 143,5 110,7 137,0 12

подсолнечника

Картофель 1 379,4 1 009,4 715,0 1 038,5 1 235,0 1 303,2 1 349,3 1 381,6 1 405,3 1 420,1 1 205,3 2

Овощи 193,3 227,6 224,2 285,1 325,1 382,1 413 429,4 455,7 449,5 334,8 9

Рыба и рыбопродукты 1,7 0,2 0,3 0,5 0,8 1,1 0,9 0,9 1,1 1,2 38

Источник. [1, 11].

Таблица 7

Объемы производства основных продуктов сельского хозяйства по Российской Федерации, млн т

Продукция Год

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Зерно (масса после доработки) 116,7 63,4 65,5 85,2 86,6 67,2 78,1 78,2 78,6 81,8

Мясо и мясопродукты 10,1 5,8 4,4 4,4 4,7 4,9 5,0 4,9 5,2 5,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Молоко 55,7 39,2 32,3 32,9 33,5 33,4 32,2 31,1 31,4 32,1

Яйца, млн шт. 47 469,7 33 830,2 34 052,9 35 172,7 36 266,6 36 485,8 35 776,6 36 929,7 37 923 37 875,3

Сахарная свекла (фабричная) 32,3 19,1 14,1 14,6 15,7 19,4 21,8 21,4 30,9 29,0

Семена подсолнечника 3,4 4,2 3,9 2,7 3,7 4,9 4,8 6,4 6,7 5,6

Картофель 30,8 39,9 34 35 32,9 36,7 35,9 37,3 38,6 36,8

Овощи 10,3 11,3 12,5 13,3 13,0 14,8 14,6 15,2 15,6 15,5

Рыба и рыбопродукты 7,9 3,9 3,8 3,6 3,3 3,3 3,0 3,2 3,3 3,4

Источник: [1].

Таблица 8

Производство продукции сельского хозяйства на душу населения, кг

Продукты Год

1990 1995 2000 2005 2006 2007 2008

Зерно (после доработки) Российская Федерация 790,3 427 446 547,8 552,6 576 762,5

Республика Башкортостан 1 195 736 612 710 958,5 1 004 1 117,3

Мясо и мясопродукты Российская Федерация 68,5 39 30,2 34,4 36,5 40,2 44,1

Республика Башкортостан 82,4 65,8 49,6 55,5 59,3 60,9 61,6

Молоко Российская Федерация 377,3 264,3 219,7 218,2 221 226,6 228,1

Республика Башкортостан 487,8 420,5 373,6 512,8 527,3 555,2 566,5

Яйца, шт. Российская Федерация 321,4 227,8 231,8 258,7 266,6 266,7 -

Республика Башкортостан 290,1 294,7 286 312,7 316 316,5 316,3

Сахарная свекла (фабричная) Российская Федерация 218,7 128,6 96 150 217,2 204,2 204,3

Республика Башкортостан 401 236,4 278,6 293,8 456,7 370,8 274,1

Семена подсолнечника Российская Федерация 23,2 28,3 26,6 45,1 47,5 39,8 51,8

Республика Башкортостан 22,6 7,7 30,6 31 35,4 27,3 33,8

Картофель Российская Федерация 208,6 268,7 231,4 261,3 271,4 259,1 -

Республика Башкортостан 348,6 248,4 173,5 340 347 350 297

Овощи Российская Федерация 69,7 76,1 85,1 106,4 109,7 109,1 -

Республика Башкортостан 49 56 54,4 105,6 112,5 111 82,5

Рыба и рыбопродукты Российская Федерация 53,3 26,5 25,7 22,5 22,9 24,1 23,5

Республика Башкортостан 0,4 0,05 0,07 0,22 0,27 0,3 0,32

Источник: [1, 11].

РАМН. Наивысший уровень производства молока в РФ был достигнут в 1990 г. — 55,7 млн т, ас 1991 по 2008 г. в стране производство уменьшилось почти на 40%, в результате чего потребление молока на душу населения тоже снизилось примерно в таких же пределах.

Реформирование экономики, связанное с переходом на рыночные отношения, привело к снижению производства молока и в Республике Башкортостан, но в меньшей степени по сравнению в целом по стране. Республика Башкортостан устойчиво занимает 1-е место по производству молока среди субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан традиционно потребляют большое количество молока и продуктов его переработки. В расчете надушу населения в 1995 г.

потреблялось 309 кг молока, что превышает аналогичный показатель по стране на 21 %, в 2005 г. — 362 кг, что больше на47 %, чем по стране.

Производство молока с 1990 г. увеличилось на 19 % и составило в 2008 г. 2 298,6тыс. т. Потребление же молока на душу населения за соответствующий период уменьшилось на 4 %, однако производство надушу населения в 2008 г. превышало потребление на 203 кг, что говорит о хорошем резерве. В 1990 г. среднегодовой надой на 1 корову составил 2 597 кг, в 2008 г. — 3 665 кг, в то время как в США этот показатель доходит до 6 600 кг, или больше в 2,5 раза (см. табл. 3, 6, 7, 8, 9).

Производство мяса в России уменьшилось с 10,1 млнтв 1990г. до 6,2 млнтв2008г., или в1,6 раза. С 2001 г. наблюдается увеличение производства мяса и

Год 2007 | Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % 81,3 сл сл Г-- 101,6 о сл 106,6 сч гл сл Г-- 115,2

Абсолютная норма чо сч сч сч сл гл 12,8 сч сл о гч

2006 Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % сл г-~ Г-- 78,3 ■чГ гч о о сл о сч гл 70,6 115,2

Абсолютная норма оо сл сл сч чо сч сл гл 12,6 сч гл чо о гч

2005 Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % сл Г-- Г--Г-- 001 126,6 101,6 сл гл 68,6 115,2

Абсолютная норма ио сл сч о сч оо сл 12,2 гл гл сл о гч

2000 Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % о чо 70,5 91,2 116,6 82,5 оо 57,3 111,4

Абсолютная норма гч оо сч сч ю со сл сл оо чо оо г--

1995 Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % сл Г-- 83,2 86,4 106,6 62,5 сч 50,6 116,2

Абсолютная норма сч чо гч сч гл 1/4 сч чо Г-- сч сч

1990 Соотношение абсолютной и рациональной нормы, % 001 126,8 118,8 156,6 оо чо о 59,3 114,2

Абсолютная норма Г-- Г--оо сл Г--сл сч Г-- 10,2 чо о сл оо о сч

Рациональная норма Г-- о сл о сч о сл сч | 001 о о

Продукция Мясо и мясопродукты Молоко Яйца, шт. Сахар Масло растительное | Картофель Овощи и продовольственные бахчевые культуры Хлебные продукты

мясопродуктов по Российской Федерации, и в 2008 г. оно составило 6 261,8тыс. т, или 140 % к уровню 2001 г. (табл. 7).

В 1990 г. мяса на душу населения в Российской Федерации было произведено 68,5 кг, что меньше рациональных норм потребления на 9%. В 2000г. потребление мяса населением превышало на 49 % собственного производства, а в 2007г. — на 51 %, что показывает пополнение мясного рынка импортной продукцией. В 2007 г. потребление мяса на душу населения увеличилось до 61 кг, т.е. ниже рациональной нормы потребления (табл. 8). Производство мяса в Республике Башкортостан с 2001г. наращивается. В 2008 г. оно составило 249,9тыс. т, что на 1,2% больше, чем в 2007г., на 3,9% больше, чем в 2006 г., на 18,4% больше чем в 2001г.

Мяса и мясопродуктов в 1990 г. производилось на душу населения выше рациональных норм потребления — 82,4 кг, а в 2008 г., хотя и имело место снижение производства мяса до61,6кг,но достигнут один из высоких показателей в целом по Российской Федерации. Это предопределило Республике Башкортостан 5-е место среди 83 субъектов РФ (табл. 6,8).

По анализу объемов производства сельскохозяйственной продукции и потребления основных продуктов питания по Российской Федерации и Республике Башкортостан можно сделать следующие выводы (табл. 6, 7, 10):

• на начало 2008 г. фактическое производство мяса и мясопродуктов в Российской Федерации составило к норме минимальной потребительской корзины 114, а к рациональной норме питания — 69,5 %;

• молока — 80,2 и 50,1% соответственно;

• зерна — 109и 68,1 % соответственно. Фактическое производство превышает уровень рациональной нормы питания лишь по картофелю (табл. 10).

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией в Рос-^ сийской Федерации составляет: по мясу и « мясопродуктам — 65,8, молоку — 93,6%, в | Республике Башкортостан — 84,8 и 114,8 %

о

| соответственно(табл.11,12).

Таблица 10

Объемы производства сельскохозяйственной продукции по Российской Федерации, необходимые для обеспечения населения продовольствием, млн т

Продукция Вариант Фактически произведено на начало 2008 г. В процентах к варианту №1 В процентах к варианту №2

№1.По нормам минимальной потребительской корзины №2. По рациональным нормам питания

Зерно (в массе после доработки) 75 120 81,8 109 68,1

Мясо и мясопродукты 5,0 8,2 5,7 114 69,5

Молоко 40 64 32,1 80,2 50,1

Яйца, млн шт. 25 45 37,9 151,6 84,2

Сахарная свекла (фабричная) 29 54 29,0 100 53,7

Семена подсолнечника 5,3 6,3 5,6 105,6 88,8

Картофель 35 35 36,8 105,1 105,1

Овощи и бахчевые 16 21 15,5 96,8 73,8

Источник: [1].

Таблица 11

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией Российской Федерации, %

Продукция Год

1990 1995 2000 2005 2006 2007

Мясо и мясо- 90,9 71,0 67,3 62,6 62,9 65,8

продукты

Молоко 97,1 104,1 102,6 92,8 92,5 93,6

Яйца 107,8 105,6 102,0 103,4 104,1 105,0

Сахарная свекла 468,1 406,3 276,4 396,3 561,8 527,2

(фабричная)

Семена подсол- 226,6 377,6 270,3 369,8 376,8 311,2

нечника

Картофель 196,1 218,0 197,6 197,3 206,4 196,8

Овощи 78,0 100,9 100 103,4 104 99,3

Таблица 12

Уровень самообеспечения основной сельскохозяйственной продукцией Республики Башкортостан, %

Продукция Год

2000 2005 2006 2007 2008

Зерно 100,5 93,5 102,9 104,5 110,0

Мясо 89,0 87,7 89,4 89,6 84,8

Молоко 106,1 110,6 111,6 112,6 114,8

Яйца 119,8 108,2 105,7 102,9 102,3

Картофель 92,3 102,1 90,9 94,4 97,4

Овощи 80,2 100,0 96,1 94,2 80,7

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан: стат. сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2009. 102 с.

2. ВермельД. Ф. Региональные особенности обеспечения продовольственной безопасности России: сб. тезисов I Международной конференции «Продовольственная безопасность России». 12-14.03.2002. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гордеев А. Обеспечить продовольственную безопасность России // Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 11. С. 15-21.

4. Гусманов И. У. Региональный рынок продовольствия и земельные отношения (на материалах Республики Башкортостан). Уфа: Гилем, 2001. 254 с.

5. Долгова Н. С. О методических рекомендациях по расчету уровня продовольственной безопасности Республики Татарстан: сб. тезисов I Международной конференции «Продовольственная безопасность России». 12-14.03.2002. М., 2002. С. 124-126.

6. Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности России. М.: ГНУ ВНИИЭСХ,

2008. 176 с.

7. Костусенко ^.^Продовольственная безопасность и продовольственная независимость регионов: сущность и подходы к их оценке // Аграрный вестник Урала.

2009. № 1.С. 8-13.

8. Костяев А. И., Тимофеев М. У. Национальная и региональная продовольственная безопасность // Региональная экономика: стабилизация и развитие: сб. науч. трудов. Т. 1. М.: ВНИЭТУСХ, 2000. С. 500-517.

9. Лылов A.A. Проблемы региональной продовольственной безопасности в Сибири // Научные основы разработки и реализации региональных программ стабилизации и развития АПК, систем ведения агропромышленного производства и обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Новосибирск: СибНИИЭСХ, 1998. С. 152-153.

10. О продовольственной безопасности Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1997 // Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности России. М.: ГНУВНИИЭСХ, 2008. С. 118-125.

11. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 30.01.2010. № 120//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 2. С. 71-74.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели: стат. сборник. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2008. 999 с.

13. Римская декларация по всемирной продовольственной безопасности // АПК: экономика, управление. 1997. № 2. С. 3-6.

14. Статистический анализ продовольственной безопасности субъектов Российской Федерации (по материалам Оренбургстата) // Вопросы статистики. 2008. № 12. С. 36-43.

15. Федеральная служба государственной статистики: URL: http: www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.