Научная статья на тему 'О роли учебных лабораторий и учебно-методических кабинетов в организации самостоятельной деятельности студентов'

О роли учебных лабораторий и учебно-методических кабинетов в организации самостоятельной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
898
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАБОРАТОРИИ УЧЕБНЫЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Олег Владимирович, Глазунов М. А.

Одним из важнейших условий реализации идей компетентностно-деятельностного подхода является организация самостоятельной работы студентов, под которой мы понимаем учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Олег Владимирович, Глазунов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли учебных лабораторий и учебно-методических кабинетов в организации самостоятельной деятельности студентов»

О. В. Иванов,

заместитель декана факультета социальных наук

М. А. Глазунов,

инженер группы технической поддержки учебных подразделений управления информатизации

О РОЛИ УЧЕБНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КАБИНЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Государственные образовательные стандарты третьего поколения ориентируют на такую организацию обучения, при которой освоение предметного содержания осуществляется на основе развивающих технологий, в процессе деятельности самих обучающихся. Одним из важнейших условий реализации идей компетентностно-деятельностного подхода является организация самостоятельной работы студен-

тов, под которой мы понимаем учебную деятельность, осуществляемую без непосредственного руководства преподавателя. Самостоятельная работа должна быть организована так, чтобы в ходе ее обучающиеся активно и целенаправленно приобретали новые для них знания и умения, компетенции. Несомненно, определенную роль в обеспечении самостоятельной деятельности могут играть такие структурные

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

подразделения университета, как учебные лаборатории, ресурсные центры, учебно-методические кабинеты.

Для выявления современного состояния работы вышеназванных структур (в контексте их роли в организации самостоятельной деятельности студентов) сотрудники учебно-методической информационной лаборатории факультета социальных наук осуществили анализ деятельности некоторых подразделений. Методом случайной выборки было проведено исследование потенциала 11 подразделений университета.

На основе полученных данных можно сделать следующие предварительные выводы. Деятельность лабораторий и учебно-методических кабинетов направлена на обеспечение студентам открытого доступа к образовательным интернет-ресурсам, на хранение и предоставление студентам для самостоятельной работы учебной, учебно-методической, научной литературы на традиционных носителях, на создание (или приобретение) электронных библиотек, баз знаний, учитывающих специфику преподаваемых на факультетах дисциплин, на предоставление лабораторного оборудования, ресурсов для выполнения домашних заданий или для самостоятельного освоения студентами предметных умений и навыков, компетенций во внеаудиторное время.

Последнее направление деятельности, на наш взгляд, развито в университете, к сожалению, недостаточно. Это связно, видимо, с содержательной спецификой дисциплин, реализующихся на факультетах: указанное направление работы оказалось более характерным для учебных подразделений тех факультетов, где преподаются дисциплины, деятельностные по своей внутренней сущности (например, дисциплины естественнонаучного цикла), «традиционно» требующие развития у студентов профессиональных компетенций, а значит и наличия соответствующего оборудования, ресурсов и системы работы.

Обобщая полученные данные, можно констатировать, что на сегодняшний день учебными подразделениями создаются определенные условия (организационные, но не методические!) для осуществления самостоятельной работы студентов, при этом сам процесс познавательной деятельности, увы, не всегда носит продуманный и системный характер. К сожалению, далеко не все структуры принимают участие в организации управляемой и целенаправленной самостоятельной работы студентов, то есть в оказании обучающимся профессиональной методической помощи. Часто их деятельность сводится к технической, обслуживающей поддержке учебного процесса (в том числе и самостоятельной работы). Данная ситуация, на наш взгляд, обусловлена несколькими факторами. Во-первых, штатные расписания учебных подразделений факультетов на данный момент включают должности, в основном относящиеся к вспомогательному персоналу (инженеры, программисты, и т. д.). Видимо, для усиления роли подразделений в развитии учебной самостоятельности студентов необходимы изменения в их структуре и штатных расписаниях, предполагающие разработку новых, «методических» направлений деятельности и появление научно-методического персонала. Во-вторых, по всей вероятности, в университете необходимо создание продуманной, пошаговой дидактической системы самостоятельной деятельности студентов. При наличии таковой, лаборатории, учебно-методические кабинеты могли бы не только создавать условия для самостоятельной работы, но и при тесном сотрудничестве с преподавателями «по заказу» преподавателей разрабатывать учебно-методические материалы (в том числе электронные), организующие самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, управляющие такой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.