ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
Материалы заседания Ученого совета университета 30 декабря 2009 года
Г. В. Елизарова,
декан факультета иностранных языков
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЛОГИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Самостоятельная образовательная работа (или деятельность) студентов в современных условиях представляется довольно проблематичным понятием. С одной стороны, о ней уже довольно много написано и многое сделано. Так, библиотека РГПУ им. А. И. Герцена обладает списком из 211 названий работ преподавателей, в которых встречается словосочетание «самостоятельная работа». С другой стороны, при такой колоссальной теоретической разработке вопроса мы тем не менее понимаем, что на самом деле до истинно самостоятельной деятельности нашим студентам еще довольно далеко.
Очень хотелось избежать такого стиля изложения проблемы, который будет представлять собой хорошо подготовленную лекцию на тему, что такое самостоятельная деятельность с анализом подходов к ее пониманию, классификаций ее форм, методов, типов портфолио и т. д. Вместо этого представляется более продуктивным попытаться идентифицировать практическую, прикладную сторону проблемы, определить, почему при таком обилии теоретических разработок мы вынуждены обращаться к этому аспекту нашей образовательной практики.
У самостоятельной образовательной деятельности огромный диапазон: от курсовых работ до оригинальных практико-ориентированных проектов. Все возможные виды самостоятельной образовательной деятельности охватить в одной статье невозможно. В силу этого хотелось бы остановиться на принципиально важных вопросах и построить статью следующим образом: 1) предпринять очень краткий анализ причин, побудивших нас обратиться к данному
вопросу; 2) представить положение дел в настоящий момент (т. е. что у нас есть, а именно: 2 вида самостоятельной образовательной деятельности); 3) обосновать неадекватность такого положение дел в силу необходимости самостоятельной образовательной деятельности третьего, принципиально нового типа и сделать попытку определить наличие проблем, не позволяющих достичь его в кратчайшие сроки; 4) предложить некоторые из путей решения существующих проблем.
В данной статье не будут анализироваться различные подходы к самостоятельной образовательной деятельности. В качестве рабочего предлагается принять следующее простое определение: это работа, которую студент выполняет самостоятельно.
I. Причины необходимости изменения отношения к самостоятельной образовательной деятельности студентов.
Их несколько (и формальных, и содержательных). Прежде всего, следует иметь в виду письмо Минобразования РФ от 27 ноября 2002 г. № 14-55-99бин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». Оно ориентирует на новую парадигму работы, усиливающую не только роль самостоятельности студентов, но и переориентацию деятельности преподавателя. Потенциал этого письма еще далеко не исчерпан, и некоторые из его положений могут быть успешно применены сегодня, о чем будет упомянуто в дальнейшем. Во-вторых, речь должна идти о федеральных образовательных стандартах третьего поколения, разработанных в терминах компетенций. Они конкретизируют ориентированность на самостоятельную образовательную деятель-
ность студентов, поскольку предполагают у каждого студента наличие индивидуальной образовательной программы или индивидуального образовательного маршрута. В стремлении создать новое поколение обучающихся, поколение личностей, ориентированных на life long learning (обучение в течение всей жизни), мы не можем миновать формирование компетенций подлинно самостоятельной образовательной деятельности студентов. Ибо, по сути дела, самостоятельная образовательная деятельность студентов — это моделирование их будущей профессиональной деятельности, в которой не будет преподавателей, но будут руководители, как правило, оценивающие самостоятельность как одно из самых востребованных профессиональных качеств. Это некая универсальная компетенция, которая применима к любой профессиональной деятельности.
В конкретно-формальном аспекте федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает прежнюю нагрузку студента (не более 27 аудиторных часов в неделю), из которой все, что остается «за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами аудиторной нагрузки», является самостоятельной образовательной деятельностью. Это означает, что вуз сам может устанавливать объем аудиторной нагрузки, о чем четко говорится в письме: «От 23-25 часов на младших курсах, до 18-20 — на старших». Прошу вспомнить эти цифры, когда будет предложено обсуждение путей решения проблем.
В целом мы значительно продвинулись по пути решения вопроса о самостоятельной деятельности студентов. Достаточно указать в качестве примеров на следующие факторы: 1) персональные сайты преподавателей, которые они располагают как на сайте университета, так и на сайтах «контакта» или даже зарубежных (moodle) с учетом того, где студентам легче и удобнее с ними работать; 2) Болонский процесс с его обязательной мобильностью требует от студентов самостоятельности в очень многих аспектах; 3) заинтересованность в самостоятельной образо-
вательной деятельности студента существует и на уровне университета в целом, затрагивая не только студентов. Поставленная перед нами задача дальнейшей оптимизации образовательного процесса, о которой (после оптимизации штатного расписания) неоднократно говорило наше руководство, не может быть решена без радикального реструктурирования всего спектра взаимодействия всех участников образовательного процесса (профессорско-преподавательский состав, студенты, учебно-методическое управление, методические кабинеты, лаборатории, ресурсные центры и т. д.).
Без учета названных (и более мелких, но не менее важных) причин мы не сможем решить выдвигаемые новыми государственными образовательными стандартами (а значит, и государством) задачи.
II. Современное положение дел.
На данный момент мы имеем, как правило, два типа самостоятельной образовательной деятельности студента. Оба типа являются продолжением работы аудиторной, но отличаются друг от друга. Во-первых, существует самостоятельная образовательная деятельность, которая осуществляется при непосредственном участии преподавателя (или прямо на занятиях, или во внеурочное время, либо в лабораториях на уровне проведения ориентированных на индивида или группу экспериментов, либо в ходе практик, в том числе и полевых). Разумеется, в этом случае студент может прибегнуть к помощи преподавателя. Есть и второй тип самостоятельной образовательной деятельности студентов. Он осуществляется без участия преподавателя во внеурочное время: в библиотеках, методических кабинетах, компьютерных классах свободного доступа и т. д. И тогда студент лишен возможности обратиться за помощью в организации собственной работы и зачастую испытывает затруднения, поскольку исчерпывающие компетенции самостоятельной образовательной деятельности у него еще не сформированы, а эффективного сопровождения подлинно самостоятельной образовательной деятельности пока нет.
Действительно, откуда возьмутся требуемые компетенции, если нет процесса их формирования. Такое положение дел подтверждается целым рядом фактов.
В перечне заданий для самостоятельной образовательной деятельности доминируют такие: подготовка списков литературы, подборка источников по определенной теме, изучение источников, анализ приведенных преподавателем источников, написание рефератов на заданные темы, подготовка к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам и даже выполнение домашних контрольных работ.
Согласно штатному расписанию методических кабинетов, в них по преимуществу работают специалисты, далекие от способности формировать у студентов навыки самостоятельной работы. Это, как правило, до-кументоведы, собирающие и складирующие различные данные, вплоть до архивных, собственно лаборанты, технически готовящие документы к аттестациям, и т. д. В целом на настоящий момент в университете действует 28 учебных кабинетов при кафедрах (с 28 заведующими кабинетами), 7 кабинетов при деканатах (с 7 должностями зав. кабинетами); у всех 13-й разряд по уровню заработной платы.
По штатному расписанию учебных лабораторий (их в университете 42), среди 42 зав. лабораториями 1 доктор наук (0,4 ставки 13-го разряда), 7 кандидатов наук (по 0,5 ставки 13-го разряда), 33 ставки сотрудников без степени (с уровнем заработной платы по 13-му разряду ЕТС).
В компьютерных классах открытого доступа (без учета факультетских) работают сотрудники, способные помочь студенту справиться с технической проблемой, но не с методической, ориентированной на формирование компетенции самостоятельной образовательной деятельности. В университете официально два класса свободного доступа, располагающиеся в нескольких помещениях. В них работают на инженерных ставках 3 студента. Они могут оказать техническую, но не методическую поддержку.
Расписание работы непосредственно около классов отсутствует. Оно находится на сайте университета (не на первой его страничке) и гласит, что классы работают с 9 до 17 часов, то есть в то время, когда большинство студентов находятся на аудиторных занятиях.
Обобщая роль учебных лабораторий, ресурсных центров и учебно-методических кабинетов в организации самостоятельной деятельности студентов, можно сказать, что в большинстве случаев деятельность соответствующих структурных подразделений заключается в следующем: в обеспечении студентам открытого доступа к образовательным интернет-ресурсам, в хранении и предоставлении студентам для самостоятельной работы учебной, учебно-методической, научной литературы на традиционных носителях, в создании (или приобретении) электронных библиотек, учитывающих специфику факультетов; в предоставлении лабораторного оборудования для выполнения домашних заданий, для самостоятельного освоения студентами предметных умений и навыков. Необходимо отметить, что последнее направление деятельности развито слабо; в определенном смысле исключением являются факультет биологии (студенческая лаборатория при кафедре зоологии) и факультет иностранных языков (лаборатория устной речи).
К сожалению, далеко не все названные структурные подразделения принимают участие в организации управляемой, целенаправленной самостоятельной деятельности студентов, т. е. в оказании профессиональной методической помощи студентам. Часто их деятельность сводится только к технической поддержке учебного процесса (в том числе и самостоятельной работы). Данная ситуация обусловлена несколькими проблемами: наличием в штатном расписании этих подразделений должностей, в основном связанных со вспомогательным персоналом (инженеры, программисты и т. п.), отсутствием продуманной, пошаговой методической системы самостоятельной деятельности студентов. При наличии таковой лаборатории учебно-методические кабинеты могли бы не только
создавать условия для самостоятельной работы, но и разрабатывать учебные модули самостоятельной деятельности. При таком подходе к самостоятельной образовательной деятельности, мы в лучшем случае продолжаем обучать предмету, а не приемам самостоятельной деятельности.
Особого внимания заслуживает обратная связь, контроль самостоятельной образовательной деятельности. При настоящем положении дел он сводится к контролю на занятиях, промежуточной и итоговой аттестации. В этом случае мы оцениваем только результат (выполнения того, что мы с вами и задали студенту сделать). Мы не знаем, каким путем, с какими затратами студент пришел к этому результату. Возможно, он мог достичь такого результата гораздо более рациональным путем, но он не знает, каким, а мы его этому не учим.
Справедливости ради надо сказать, что самостоятельная образовательная деятельность, как никакая другая, отражает специфику факультета, и существуют весьма удачные примеры ее организации, содержащие элементы подлинной самостоятельности.
Так, на естественнонаучных факультетах огромные потенциальные возможности самостоятельной образовательной деятельности кроются в таком виде работы, как эксперимент (факультеты химии и физики). Примеры истинной самостоятельной образовательной деятельности студентов можно, например, получить при замене алгоритмов выполнения действий на постановку проблемы, при применении приемов, стимулирующих аналитическое мышление, например, индивидуальное (каждым студентом) составление уравнений и схем реакций, выполнение расчетных химических задач различной степени сложности, при применении заданий творческого характера, нацеленных на оценивание значимости приобретенных знаний в процессе их применения, например, в тех случаях, когда результаты работы студентов с различными заданными параметрами объединяются и используются для построения единой графической зависимости.
При этом в зависимости от стадии обучения самостоятельная образовательная деятельность студентов может носить тренинговый, частично поисковый и собственно исследовательский характер.
Кроме этого, создаются ситуации самообучения, в которых один из студентов выступает в роли преподавателя и получает дополнительные возможности по развитию специальных профессиональных компетенций, включая и приемы развития самостоятельности у других обучающихся, и т. д.
Полевая практика студентов на факультетах биологии и географии также используется для стимулирования у студентов самостоятельных решений поставленных задач.
На творческих факультетах — это произведения (художественные, музыкальные, спортивные), созданные, разумеется, на базе вуза, но самостоятельно, вне пределов его образовательного процесса и получившие признание за его пределами на выставках и соревнованиях различного уровня.
На гуманитарных (и не только) факультетах студенты вовлекаются в формирование веб-страниц дисциплин и порталов направления (филфак), осуществляют самостоятельные познавательные действия и даже оценивают их результат и принимают решение о его отправке (или нет) преподавателю. Так, на факультете иностранных языков существует компьютерная программа Speech Repository для будущих переводчиков. Она позволяет студенту выбрать язык, с которого переводить, степень трудности речи говорящего, длительность речи, ее тематику и т. д., затем перевести текст, записывая его на носитель, прослушать результат устного перевода и решить, отправлять такой результат для оценки преподавателем или использовать его как тренировочный, а для преподавателя выбрать другой устный текст.
Использование дистанционного общения через электронную почту или вебстраницу преподавателя для многих стало повседневной практикой.
Некоторые факультеты искусно использовали балльно-рейтинговую систему для
стимуляции самостоятельной деятельности студентов. Имеется в виду следующее. Студент имеет выбор: оценить свои возможности и интересы и либо выполнить одну, но «дорогую», на много баллов работу, либо выполнить несколько более мелких заданий и заработать таким образом то же количество баллов. Балльно-рейтинговая система как источник стимулов к самостоятельной образовательной деятельности еще очень мало исследована в нашем университете.
Особо следует отметить исследовательскую деятельность студентов в рамках студенческих научных обществ. Она (в разных видах) существует на всех факультетах, и опыт последних лет, когда на итоговые конференции факультеты объединяются в группы, подчеркивает ее интеграционный характер. Возрастает количество дипломных работ, выполняемых по заказам города. Это означает их практическую направленность, которая предполагает своим составляющим компонентом самостоятельную деятельность.
Все перечисленное — положительные примеры, но они не затрагивают сути всеобъемлющей проблемы.
III. Проблемы.
Указанные факторы и многое другое не представляют собой третьего типа самостоятельной образовательной деятельности студента, подлинно самостоятельной, выполняемой студентом, исходя из его интересов, потребностей, возможностей, поставленной цели и достигаемого результата. Все перечисленное — это скорее направленная преподавателем внеаудиторная работа студентов, а не подлинно самостоятельная. Превращение ее в таковую требует, как минимум, решения нескольких проблем, а как максимум, изменения всей идеологии образовательного процесса. Наиболее острыми из проблем представляются следующие.
Необходимо целенаправленное формирование компетенций, обеспечивающих способности к подлинно самостоятельной работе, таких, например, как: а) компетенция самопознания собственной личности, компетенция познания особенностей студента в
самостоятельной (индивидуальной) работе, позволяющая ему понять и научиться идентифицировать наиболее продуктивный для него или нее тип мышления и мыслительных операций (multiple intelligences), определить наиболее продуктивный тип работы собственной памяти и необходимости ее эксплуатации и развития, определить склонность к лидерству, к работе в команде или, наоборот, работе индивидуальной, с наличием или отсутствием внешней критики, идентифицировать собственные профессиональные интересы и наиболее короткие и действенные пути их достижения и т. д. или компетенция поиска и оперирования информацией (можно сказать поисковая компетенция), способность самостоятельной идентификации нужной студенту информации, определения для себя наиболее эффективного способа анализа (информации, ситуации, типов и особенностей других людей и т. д.); распределения времени, очередности действии и т. д.; б) компетенция инициации активности студента по отношению к собственному образовательному процессу, способность определять и выражать свои ожидания от изучения направления и дисциплины, выдвигать обоснованные в рамках федерального государственного образовательного стандарта предложения по изменению структурирования, содержания и контроля эффективности дисциплины, ее сопряженности с другими, интегрировать образовательный и собственно жизненный опыт, то есть опыт, полученный в других областях, формирующих личность. Здесь, думается, большое поле деятельности для управления по воспитательной работе. Самостоятельность образовательной деятельности не может существовать без самостоятельности как таковой, как качества характера, без саморефлексии. Перечисленные компетенции — это лишь примеры того, чем должен обладать студент, приступающий к самостоятельной образовательной деятельности.
Следующая проблема — это изменение отношения и студента, и преподавателя к самостоятельной образовательной деятельности студента. Даже если мы сможем создать
необходимые условия для самостоятельной образовательной деятельности студента, включая дистанционные консультации, реальные консультационные часы (как на Западе), доступ в фундаментальную библиотеку с персональных домашних компьютеров, простимулируем посещение студентами библиотек и классов свободного доступа, мы не добьемся самостоятельности студентов в подлинном смысле этого слова, а тем более их способности формировать самостоятельность у собственных учеников в будущем, если не сможем изменить психологии — отношения и студента, и преподавателя к самостоятельной образовательной деятельности студента. Суть этого изменения состоит в том, что и студент, и преподаватель должны понять, что самостоятельная образовательная деятельность студента осуществляется в его интересах. Студент должен осознать, что делает это не для преподавателя, а для себя, для своего будущего, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Другими словами, должно измениться самосознание студента, развиться понимание того, что он сам несет ответственность за результат собственного образования.
Преподаватель, в свою очередь, должен осознать, что делает вышеупомянутое не только для студента, но и для себя, для облегчения своей работы, для обогащения (через общение с самостоятельными студентами) собственной личности, для своей карьеры, для своей успешной жизни. Одновременно он должен понять, что он перестает быть истиной в последней инстанции, но становится старшим, более опытным, однако не начальником, а партнером студента в образовательном процессе.
И если мы решимся пойти по пути не смены ярлыков, а полного изменения представлений о самостоятельной образовательной деятельности студента, то одной из самых трудных проблем станет формирование соответствующей компетенции преподавателя, его способности мотивировать студента к самостоятельной работе, демонстрировать собственным примером преимущества самостоятельности,
показывать в качестве примеров посредством собственных действий владение как отраженными в федеральном государственном образовательном стандарте компетенциями (общенаучными, инструментальными и прочими), так и собственно компетенцией самостоятельности, представленной выше применительно к студентам, демонстрировать новые технологии преподавания, как технические, так и собственно дидактические, превращая лекции из сообщения информации в установочные, проблемные, а затем в аналитические по результатам самостоятельной образовательной деятельности студентов, выдавать такие индивидуализированные задания по самостоятельной образовательной деятельности студентов, которые реально показывали бы студенту не только что, но и как он должен самостоятельно сделать. Такие задания и руководства по их выполнению должны динамично изменяться; следует постоянно увеличивать долю студенческой самостоятельности при обеспечении того, что он сможет это сделать сам, своевременно (лучше в начале семестра) формулировать задания по самостоятельной образовательной деятельности студентов с тем, чтобы студент мог, учитывая свои особенности, рационально распределить время на их выполнение, создать условия для студентов по самостоятельной образовательной деятельности по индивидуальному графику и выполнения работы и отчетности за нее с возможностью индивидуальных консультаций.
IV Пути решения.
Даже самый талантливый и мотивированный студент не способен самостоятельно сформировать в себе перечисленные качества. Для их формирования нужны условия. К условиям относится множество факторов, среди них:
1) разработка положения о самостоятельной образовательной деятельности, которое может представлять собой отдельный документ или интегрировать все, что касается самостоятельной образовательной деятельности из других положений (об индивидуально ориентированном учебном процессе, о балльно-рейтинговой системе оценивания
и т. д.) или внесение во все созданные положения четкого пункта о самостоятельной образовательной деятельности;
2) разработка единого понимания самостоятельной образовательной деятельности;
3) необходимость специального формирования требующихся компетенций с учетом роста роли самостоятельной образовательной деятельности — от бакалавриата к магистратуре и аспирантуре, причем с особым вниманием к формированию необходимых качеств у студентов, обучающихся заочно;
4) необходимость создания специального курса «Самостоятельная образовательная деятельность» (по аналогии с курсом «Образование как деятельность»), включающего все вопросы, связанные с самостоятельной образовательной деятельностью: от распределения времени, приемов чтения различного вида, приемов концентрации внимания, рационального индивидуально ориентированного конспектирования до самоконтроля, сравнительного анализа с результатами предыдущего опыта и т. д. (как на Западе);
5) согласование различными преподавателями в рамках образовательной программы различных видов самостоятельной образовательной деятельности студентов с целью избежать «временных накладок»; помощь такой организации деятельности, которая бы дополняла и усиливала (но не дублировала) работу, направленную на формирование различных компетенций (в рамках разных дисциплин), самостоятельной образовательной деятельности студентов, например, способствовала самостоятельному установлению связи материала различных дисциплин, его связи с практикой;
6) создание подразделений, в которых студент может самостоятельно работать, с соответствующим персоналом, не только техническим, помогающим «управиться» с компьютером, но методически подготовленным, способным помочь именно в том, что и как студент в будущем должен делать самостоятельно;
7) наличие в каждом учебно-методическом комплексе раздела по методике организации студентом (не только его преподавателем) самостоятельной образовательной деятельности или более обобщенной методической литературы на эту тему;
8) организация условий, при которых преподаватель имеет возможность создавать методическую литературу по данной теме, учитывая необходимость ее постоянной модификации, а также условий контроля выполнения самостоятельной образовательной деятельности студентов;
9) изменение подхода к индивидуальным планам преподавателей, в которых уже сейчас имеется раздел «Учебно-методическая работа» с подразделом «самостоятельная работа» студентов. Необходимо иметь в виду, как часы и формы работы преподавателя, направленные на формирование способностей студентов к самостоятельной образовательной деятельности и контроля за этапами их формирования, так и достижения студентов, которые при содействии данного преподавателя смогли стать самостоятельными и самостоятельно произвести верифицируемые результаты;
10) большее включение в образовательный процесс проектных подходов, требующих индивидуализации проектов и, соответственно, большей самостоятельности их исполнителей;
11) организация систематических тематических field trips (посещений мест будущей практической деятельности) с целью формирования самостоятельного представления студента о будущей профессии, его (ее) возможностей в ней, анализа ее состояния и т. д.;
12) включение в текущую и итоговую аттестацию заданий, требующих самостоятельной образовательной деятельности студентов;
13) возможно, на первых порах, пока самостоятельная образовательная деятельность студентов не стала органической и даже доминирующей частью образовательной деятельности, необходимо создать си-
стему поощрений, аналогичную стипендии Потанина.
Возникает естественный вопрос: «Как всего перечисленного добиться?»
Здесь представляется уместным вспомнить начало внедрения Болонского процесса. В период зарождения этого движения в РГПУ был проведен семинар одним из московских представителей, который многому нас научил, но коронной фразой которого было: «Внедряйте положения Болонского процесса поэлементно». Именно такой подход и стал для нас движущей силой: сначала пересчет «веса» дисциплин в кредиты, потом балльно-рейтинговая система оценки студенческих достижений, потом модульная организация преподавания и т. д. Так и теперь, думается, не стоит сразу ломать все и раздражать студентов требованиями, к которым ни они, ни мы сами пока не готовы. Необходимо внедрять истинно самостоятельную работу поэлементно. Однако эта «поэлементность» должна быть
строго продумана, внедрена и проконтролирована на уровне управленческих решений— от действий администрации университета до действий факультетов, кафедр, каждого преподавателя.
В завершение можно сказать следующее: уже неоднократно звучала мысль о том, что в ближайшем будущем преуспеет тот, кто лучше других будет справляться с состоянием неопределенности, с необходимостью быстро и самостоятельно принимать решения. Это будущее наступило и стало настоящим.
Сейчас, если мы хотим внедрить подлинно самостоятельную деятельность, то нам придется обдумать еще один нетривиальный тезис: у самостоятельной деятельности не может быть единственно верного решения проблемы. Если человек — личность и действительно действует самостоятельно, то решений будет столько же, сколько зрелых и грамотных личностей их достигало. Принять такое нелегко, но учесть необходимо.