УДК 378.147.88
Довгяло Валерий Казимирович
кандидат исторических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: dvk_68@mail.ru
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВПО
Valery K. Dovgyalo
PhD in Historical Science, Assistant Professor of the Jural Discipline and Methods of Teaching Law Chair
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,
e-mail: dvk_68@mail.ru
THE USAGE OF THE STUDY OF EDUCATION AND METHODOLOGY IN THE ORGANIZATION OF STUDENTS' EXTRACURRICULAR AUTONOMOUS WORK IN HIGH VOCATIONAL EDUCATION
Аннотация. Данная статья посвящена организации самостоятельной работы студентов образовательных организаций ВПО, как ведущей форме организации учебного процесса. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов позволяет сформировать готовность студентов к саморазвитию, развивает творческую активность и инициативу, способствует росту мотивации учения.
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; учебно-методический кабинет; компетенция; качество.
Abstract. This article is devoted to the organization of students' autonomous work of high vocational education as the leading form of educational process. The organization of students' extracurricular autonomous work lets the students' readiness to self-development form, develops th activity and initiative, promotes motivation.
Key words: autonomous work of students; the study of education and methodology; competence; quality.
© Довгяло В.К., 2014
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода
в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
Повышение качества подготовки специалистов является одной из важнейших проблем, стоящих перед высшей школой. Студент и выпускник высшего учебного заведения должен уметь самостоятельно приобретать новые научные сведения, а не только получать знания по предметам образовательной программы, овладевать умениями и навыками использования этих знаний, методами исследовательской работы. От того, как специалист будет проявлять инициативу, решать нестандартные задачи, планировать и прогнозировать результаты своей самостоятельной деятельности, зависит его профессиональный рост, социальная востребованность.
Студенты должны не только усваивать знания, приобретать умения и навыки, накапливать опыт творческой и научно-информационной деятельности, но и уметь развивать в себе внутреннюю и внешнюю самоорганизацию будущего специалиста, который готов активно преобразовывать получаемую им информацию, способен выстраивать индивидуальную траекторию самообучения. Самостоятельная работа будет средством достижения глубоких и прочных знаний, инструментом формирования у них активности и самостоятельности как черт личности.
СРС рассматривается исследователями как метод обучения (Ю.К. Бабанский, Л.В. Жарова, А.В. Усова и др.); форма организации учебных занятий (Б.Н. Есипов, Т.И. Шамова и др.); специфический вид учебной деятельности (И.А. Зимняя и др.); средство обучения (П.И. Пидкасистый и др.); основа самообразования (А.Я. Айзенберг, Г.Н. Сериков и др.); синтез формы учебной деятельности и средства организации познавательной деятельности (О.В. Долженко, В.Л. Шатуновский и др.), вида деятельности и организационной формы (Л.И. Рувинский, И.И. Кобыляцкий и др.), средства приобретения знаний и вида учебной работы (А.В. Петровский и др.); самонаправляемый процесс преобразования умственных способностей в учебные умения и навыки (Д. Шунк, Б. Зиммерман и др.); элемент модели процесса приобретения знаний (М. Мартинез-Понс, Ф. Вайнерт, М. Боекаертс и др.) и др.[3, с.87].
Самостоятельная работа студентов (СРС) - это деятельность студентов в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Как ведущая форма организации учебного процесса она формирует готовность к саморазвитию, развивает творческую активность и инициативу, способствует росту мотивации учения.
Согласно новой образовательной парадигме, независимо от специализации и характера работы, любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе СРС. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность
студентов. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.
СРС имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.
В настоящее время самостоятельная работа студентов в силу своей недостаточной целенаправленности, слабого контроля не может обеспечить качественную реализацию поставленных перед ней задач. Значительный объем заданий, предлагаемых для самостоятельной работы, не выполняется либо выполняется формально. Задача факультета, кафедр и преподавателей активизировать самостоятельную работу студентов в образовательном процессе, придав ей проблемный характер, мотивирующий субъектов на отношение к ней как к ведущему средству формирования учебной и профессиональной компетенции [2].
Анализ педагогической литературы, а также процессов, происходящих в системе высшего профессионального образования в России, выявил негативные явления, требующие переосмысления роли и места СРС в учебном процессе:
- слабая подготовка абитуриентов в школах;
- низкий уровень мотивации студентов к педагогическому образованию;
- малоэффективность форм и методов организации СРС;
- недостаточная отработка контроля за организацией и ходом СРС;
- недостаточное использование информационных и компьютерных технологий.
Дефицит навыков организации своей самостоятельной подготовки является одним из факторов, который оказывает влияние на уровень успеваемости и готовность будущих специалистов к профессиональному и личностному развитию. Все сказанное подчеркивает необходимость построения модели организации СРС, соответствующей требованиям подготовки современного специалиста.
Существование этих проблем приводит к необходимости создания гибкой модели организации внеаудиторной СРС, позволяющей приобретать знания где и когда это удобно обучаемому. В данной ситуации наиболее оптимальным способом такой организации СРС является активное использование учебно-методического кабинета факультета.
Факультет правового и социально-педагогического образования ПГГПУ реализует различные образовательные программы. Для организации и успешного функционирования СРС факультета по данным ООП необходим комплексный подход к организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы, обеспечение контроля качества выполнения, заинтересованность преподавателя в успешности самостоятельной работы.
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
Нам представляется, что основными путями дальнейшего совершенствования СРС на факультете является привлечение студентов к НИР; включение СРС в учебный план и расписание занятий; создание комплекса учебных и учебно-методических пособий для выполнения СРС; ориентация лекционных курсов на СРС; рейтинговый метод контроля СРС; организация постоянных консультаций преподавателями; проектирование дистанционных курсов преподавателями на платформе МООЭЬБ 2.7 и доступность учебно-методического кабинета.
Учебно-методический кабинет факультета должен работать на постоянной основе и в соответствии с установленным режимом работы, обеспечивать необходимые условия для самостоятельной работы студентов по образовательным программам факультета, а также ведения информационно-учебной и мониторинговой деятельности в процессе обучения студентов факультета правового и социально-педагогического образования. Кабинет является организационно-информационным центром методической работы преподавателей факультета.
К основным задачам учебно-методического кабинета относится:
1. Накопление и систематизация информационно-библиографического материала, в том числе на электронных носителях, касающегося дисциплин предметной подготовки специальностей и направлений факультета.
2. Подбор учебно-методических материалов к дисциплинам учебных планов факультета.
3. Хранение и использование ВКР студентов факультета.
4. Систематическое информирование студентов и преподавателей об учебных, учебно-методических и научных материалах, издаваемых в России и за рубежом, в том числе через сеть Интернет.
5. Накопление фонда аудиовизуальных материалов по дисциплинам учебных планов факультета.
6. Предоставление необходимых условий для самостоятельной работы студентов.
7. Организация факультетской системы тестирования для проверки учебных достижений студентов по дисциплинам ООП (основная образовательная программа) факультета. Проведение системных проверок (срезов) знаний студентов на основе тестирования в соответствии с учебным планом.
8. Пополнение фонда факультетских КИМ, подготовка тестов для контроля качества образования.
9. Предоставление базы тестов для самостоятельной работы студентов (интернет-тестирование, ЛБТ-тестирование).
10. Консультационная помощь преподавателям в проведении мониторинга качества знаний.
11. Представление руководству факультета, отделу мониторинга и статистики вуза и преподавателям отчетности о результатах мониторинга студентов и качестве подготовки выпускников.
12. Обеспечение технического доступа к электронно-библиотечным системам, закупаемым вузом.
В кабинете создается фонд учебной, учебно-методической, научной, справочной и иной литературы и материалов, который может быть представлен в печатном, электронном и других формах. Фонд контрольно-измерительных материалов в программной оболочке AST-тест по дисциплинам ООП готовят преподаватели, обеспечивающие читаемые курсы.
Работа в учебно-методическом кабинете позволит найти материалы к семинарскому занятию, докладу, реферату, курсовой и дипломной работам. Методисты кабинета проконсультируют по вопросам подготовки к занятиям, окажут помощь в поиске необходимых материалов. Кабинет должен обеспечивать доступные условия для использования студентами и преподавателями факультета электронно-справочных систем
(«КонсультантПлюс» и др.) - это работа в интернете, с правовыми системами, создание текстов, решение правовых и иных проблемных задач и т.д.
Овладение базовыми информационно-познавательными компетенциями, степень их развития и саморазвития напрямую влияет на степень готовности студента эффективно выполнять самостоятельную работу; выявлено и систематизировано десять базовых информационно-познавательных компетенций:
1. Поиск необходимой литературы, работа с каталогами.
2. Вычленение и понимание найденной информации.
3. Систематизирование, структурирование полученной информации.
4. Запоминание и хранение вновь полученной информации.
5. Пользование библиографическими справочниками.
6. Использование компьютерной техники, Интернета для получения необходимой информации.
7. Использование полученной информации в докладе, диспуте, споре.
8. Использование полученной информации для написания реферата, курсовой, дипломной работы.
9. Применение полученной информации для выполнения типовой задачи, типового задания.
10. Применение полученной информации для решения творческой, исследовательской задачи.
В учебно-методическом кабинете необходимо сформировать фонды оценочных средств, создать службы оценки учебных достижений (знаний, умений и навыков) и компетенций. Под фондом оценочных средств (ФОС) понимается комплект методических, контрольно-измерительных и оценочных материалов, предназначенных для выявления уровня сформированности компетенций на разных стадиях обучения студентов.
Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:
организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста
- самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;
- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента; контроль и оценка со стороны преподавателей [1, с. 81-83]. По нашему мнению, весь процесс, связанный с усилением роли самостоятельной работы студента при его обучении в вузе, должен быть управляемым, то есть планируемым и контролируемым, что и определяет ведущую роль преподавателя при организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине.
Таким образом, организация внеаудиторной самостоятельной работы в процессе обучения в вузе, формирование умений учебного труда станет основой для послевузовского образования и дальнейшего повышения квалификации. Важную роль в этом процессе призвана сыграть доступность для студентов учебно-методического кабинета. Самостоятельную работу студентов лишь тогда можно считать эффективно выстроенной, когда она не только методически грамотно проработана, организационно эффективно простроена, но и материально-технически обеспечена.
Список литературы
1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / Высшее образование в России. - 2007. - № 10. - С. 81-83.
2. Майер В.В. Учебно-методическая работа в вузе: учебное пособие. -Тюмень, 1996.
3. Пушкарева Т.П. Использование информационных технологий в организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов // Вестник РУДН. Серия «Информатизация образования». - 2009. - № 3. -С. 87.