людям другой национальности». Но, к сожалению, 19% ответили на этот вопрос отрицательно.
Исследование сложившихся стереотипов в сфере межкультурной коммуникации позволило выявить эффективные и неэффективные стратегии поведения молодых людей при общении с представителями других культур.
Являясь, с одной стороны, упрощенными и схематичными представлениями, которые характеризуют действительность в самом обобщенном виде, стереотипы, тем не менее, выполняют очень важную функцию: составляют основу менталитета любого народа, они помогают личности ориентироваться в окружающем мире.
Литература
1. Берулава Г. А. Роль стереотипов психической активности в развитии личности. М.: Изд-во «Гуманитарная наука». - 2010.
2. Берулава Г.А., Берулава М.М. Стереотипы психической активности// Гуманизация образования. - 2010. - №8
3. Демьянков В.З. Стереотип// Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г. Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. - М.: Филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. - 1996. - 177-179 с. (248с.)
4. Красных В.В. Этнопсихология и лингвокультурология. Курс лекций / В.В.Красных. - М.: ИТДГК «Гнозис» - 2002 - 284с.
Педагогическая психология
Гулянова Л. П.
Технологии организации самостоятельной деятельности студента в вузе
Сейчас все школьные учителя говорят, что дети, родившиеся с интервалом 3-5 лет являются совершенно разными. Их мозг работает не так, как работал мозг их родителей, бабушек и дедушек. Преподаватели вуза так же всё чаще обращают внимание на снижение интеллектуального потенциала молодежи, их мыслительных и познавательных способностей. И пока учёные обсуждают причины происходящего и проводят исследования, нам приходится учить тех, кто находится рядом с нами. Мы поняли, что студентов нельзя обучать по-старому, и обязаны вносить значительные коррективы в подготовку специалистов.
Важнейшая часть процесса обучения - самостоятельная работа студентов, которая служит основой высшего образования. Известно, что только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысль и действие, становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от «передачи» студентам знаний в
готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, к формированию у них опыта творчества. Такой переход предполагает учет психологической, теоретической и практической готовности студентов к обучению в высшей школе; соответствующий отбор учебного материала; планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости; использование передовых технологий обучения, проверки и оценки приобретаемых студентами знаний, навыков и умений, уровней сформированности опыта самостоятельной деятельности на различных этапах становления их как специалистов.
В связи с быстрым обновлением научно-технических знаний, с социальными изменениями, все более очевидным становится необходимость самообразования. Будущий специалист не может получить в вузе весь объем знаний, необходимый ему в профессиональной деятельности, так как содержание образования и технологии обучения отстают от темпов развития науки и производства. Значительная часть профессиональных знаний, которыми должны овладеть юристы, менеджеры, инженеры и другие специалисты, постоянно обновляется. Таким образом, все более очевидным становится необходимость перехода от формулы «образование - на всю жизнь» к формуле «образование -через всю жизнь».
В основу обучения специалистов заложен принцип самообучения, реализация которого всецело зависит от организации студентом самостоятельной познавательной деятельности. Для этого важно, чтобы студент умел самостоятельно приобретать знания из разных источников; работать с информацией; отбирать и конструировать необходимые способы познавательной деятельности, адекватные целям и задачам учения; применять усвоенные знания на практике; взаимодействовать с преподавателем.
Вузовское обучение ориентировано на решение следующих дидактических задач: поиск знаний, их осмысление и закрепление; формирование и развитие практических навыков, а также интеллектуальных и организаторских умений; обобщение и систематизация знаний в процессе продвижения обучающегося от низшей к высшей ступени своего становления.
В структуре учебного процесса должно постоянно происходить конструирование нового знания, которое является важной частью самостоятельной работы студента. Чтобы система организации и самоорганизации учебной работы могла нормально функционировать, студенту следует оценить:
а) цели в процессе изучения данной дисциплины (конечное состояние приобретаемого опыта);
б) формы и способы контроля, которые позволяют ему оценить степень достижения цели, а также ориентиры при выборе стратегии и тактики учебно-познавательной деятельности.
Кроме того, студент должен иметь соответствующие программы, организующие его деятельность по овладению знаниями и умениями,
предоставляющие ему необходимую информацию о содержании и эталонах учебной деятельности с учетом психолого-педагогических особенностей восприятия и осознания этой информации. Необходим определенный мотивационный настрой, интерес и убежденность в значимости и необходимости знаний и умений, которые побуждали бы его к активной работе. Заинтересованность, самостоятельность, сознательность и активность обучающихся в значительной степени зависят от характера и организованности их деятельности, от форм и методов контроля, самоконтроля, а порой и взаимоконтроля, от их отношения к своим результатам. И чем лучше сконструирована и систематизирована совокупность знаний, подлежащих усвоению, тем в большей степени обучаемым ясны цели изучения, тем лучше и прочнее эти знания усваиваются.
Наш опыт свидетельствует о том, что основой студенческих работ является познавательная задача, предлагаемая обучаемым в конкретной ситуации и выступающая как объект их деятельности. Структура учебно-познавательной деятельности студентов видится как совокупность взаимосвязанных, динамично изменяющихся элементов: восприятие и осмысление учебного материала, изучение литературы, преобразование учебной информации в знания и их закрепление, подготовка к практическим занятиям, написание рефератов и т.п.
Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебно-методическим отделом вуза.
СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выходить из кризисной ситуации и т.д.
Независимо от специальности и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
В высшей школе преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов, а студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.
В вузе существуют различные технологии организации индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам, выполнение рефератов, заданий, курсовых работ,
создание портфолио, а на заключительном этапе - выполнение дипломного проекта (работы).
Рассмотрим основные технологии организации самостоятельной работы.
Коллективами кафедр разрабатываются:
1. Система заданий для самостоятельной работы.
2. Темы рефератов и докладов.
3. Инструкции и методические указания к выполнению лабораторных работ, тренировочных упражнений, домашних заданий и т.д.
4. Темы курсовых, дипломных работ и проектов.
5. Списки обязательной и дополнительной литературы.
Для успешного выполнения СРС преподаватели должны познакомить студентов с основными положениями квалификационной характеристики выпускников и объяснить им, каким образом весь учебный процесс и каждая отдельная дисциплина способствуют выработке профессиональных и личностных качеств специалиста, входящих в эту характеристику. Поскольку самостоятельная работа - важнейшая форма учебного процесса, следует акцентировать внимание студентов на ее непосредственном влиянии на формирование таких параметров квалификационной характеристики, как мобильность, умение прогнозировать ситуацию и активно влиять на нее, самостоятельность оценок и т.д., чтобы студенты видели положительные результаты своего труда и чтобы переживаемый ими успех в обучении способствовал трансформации опосредованного интереса в интерес непосредственный. Формированию такой мотивации способствует искренняя заинтересованность преподавателей в успехе студентов.
В настоящее время в вузе существуют две общепринятые формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно СРС, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, или, когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории. Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию, так называемая КСР. В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта СРС, предусматривающего большую самостоятельность студентов при наличии консультаций.
На занятиях преподаватель не читает лекций, не ведет семинаров, лабораторных работ, т.е. не является источником первичной содержательной информации. Эту информацию студенты извлекают сами, пользуясь рекомендованными источниками. В аудитории преподаватель присутствует для оказания методической помощи студентам, консультаций, контроля и организации аудиторной работы студентов. Как правило, консультации носят индивидуальный характер, и лишь в отдельных случаях даются необходимые разъяснения (особо трудный материал) всей аудитории.
Разработаны стандарты 3-го поколения, которые значительно отличаются от стандартов 2-го поколения. Для этого требуется модернизация традиционной
педагогической системы высшей школы, предусматривающей внедрение новых технологий обучения, проведение учебно-методической перестройки учебного процесса.
Студент должен понимать, для чего ему нужны знания, полученные в вузе, и как его личные достижения отразятся в его дальнейшей жизни, профессиональной деятельности, трудоустройстве, карьере. Поэтому лекции должны быть проблемными, практико-ориентированными, а доля самостоятельной работы должна превышать долю аудиторных занятий.
Рассмотрим технологию организации самостоятельной работы студентов и роль в ней структурных подразделений вуза:
A) Методика организации СРС зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы студентов, индивидуальных качеств студентов, и условий учебной деятельности.
Б) Процесс организации СРС включает в себя следующие этапы:
- подготовительный (определение целей, составление программы, подготовка методического обеспечения, оборудования);
- основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы);
- заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
B) Организацию СРС обеспечивают:
- учебно-методический Совет университета;
- учебно-аналитическое управление;
- деканаты факультетов;
- кафедры;
- преподаватели университета.
Г) Учебно-аналитическое управление, учебно-методический Совет университета:
- разрабатывают и утверждают нормативную документацию по СРС;
- информируют структурные подразделения вуза, обеспечивающие организацию СРС, о нормативных документах и рекомендациях Министерства образования и науки Российской Федерации и университета;
- оказывают методическую помощь факультетам и кафедрам по организации СРС;
- контролируют планирование и организацию СРС в НОУ ВПО МИУ, на факультетах и кафедрах;
- определяют необходимые работы по информационному и методическому обеспечению заданий для самостоятельной работы студентов);
- выделяют в расписании учебных занятий студентов дни самостоятельной работы.
Д) Деканаты факультетов университета:
- определяют правильность требований и условий выполнения заданий;
- устраняют дублирование учебного материала;
- планируют СРС на факультете по семестрам;
- контролируют СРС по факультету в целом, согласовывая объем и сроки заданий по всем дисциплинам (уточняют объем заданий по каждой дисциплине);
- информируют студентов и преподавателей о СРС на семестр;
- контролируют деятельность кафедр факультета по организации СРС;
Е) Кафедры:
- определяют основные направления, содержание, формы и методы подготовки студентов к самостоятельному труду, формирования определенного уровня самодисциплины студентов, мотива к получению знаний;
- определяют конкретное содержание, объем материала, подлежащий самостоятельному изучению по каждой дисциплине в соответствии с учебным планом;
- определяют способ изложения его в методической литературе (учебных пособиях, методических указаниях и др.) в доступной для эффективного усвоения форме;
- обеспечивают контроль организации и качества выполнения СРС;
- устанавливают связь материала со смежными теоретическими курсами, между теоретическими знаниями и производственной практикой;
- анализируют эффективность СРС, вносят коррективы с целью активизации и совершенствования СРС;
- осуществляют мониторинг развития навыков СРС и вырабатывают рекомендации по их совершенствованию.
Ж) Преподаватели университета:
Знакомят студентов:
- с системой форм и методов обучения в университете, научной организацией труда, методикой самостоятельной работы, критериями оценки качества выполняемой самостоятельной работы;
- с целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, формами контроля СРС.
Формируют:
- умения поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений;
- навыки научного исследования;
- развивают навыки работы с учебником, классическими первоисточниками и современной научной литературой;
- проводят групповые и индивидуальные консультации по методике самостоятельной работы;
- осуществляют систематический контроль выполнения студентами графика самостоятельной работы;
- проводят анализ и дают оценку работы.
З) Библиотека университета:
- организует занятия по библиотековедению и библиографии с целью формирования навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;
- оказывает студентам помощь в организации самостоятельных занятий.
И) Отдел информационных технологий вуза предоставляет виртуальное
информационное пространство для организации самостоятельной работы студентов.
Электронные образовательные ресурсы
Конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. В ситуации динамического социально-экономического развития страны анализ запросов сообщества, запросов студентов и имеющегося заказа государства позволяет выявить потребность в новых результатах образования.
Современное общество, по мнению многих исследователей, находится на стадии перехода от индустриального типа к информационному, а информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому, информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.
Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему Информатизация образования -процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления.
Современное российское общество сегодня находится на пороге смены образовательных парадигм. Преподаватели уже стоят перед необходимостью освоения новейших технологий обучения, таких, как электронная почта, видеокниги, учебно-методические пособия, обучающие игры и др. на лазерных дисках, видео-уроки с использованием спутникового телевидения, системы мультимедиа и многое другое. Необходим и уже начат, пересмотр организационных форм учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной и индивидуальной работы студентов, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.
Внедрение новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс приводит к коренному изменению функций преподавателя, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом.
Нами накоплен определенный опыт по внедрению новых информационных технологий в учебный процесс:
1. Преподаватели нашего университета разрабатывают электронные учебные пособия и учебники по дисциплинам государственных образовательных стандартов специальностей и направлений.
2. Разработаны презентации по дисциплинам.
3. Создан и успешно работает отдел информационных технологий.
4. Функционирует 7 компьютерных классов, имеющих выход в Интернет.
5. Все аудитории снабжены проекторами, экранами и ноутбуками.
6. Создана видеотека.
7. Создан внутренний студенческий образовательный портал академии, который включает рубрики:
- обучающие программы;
- телелекции;
- задания студентам;
- библиотека;
- тестирование.
Продолжается работа по созданию и внедрению электронных учебно-методических пособий в образовательный процесс с целью увеличения доли самостоятельной работы студентов и апробации форм дистанционного обучения для повышения качества обучения. Практика показывает, что студенты успешно владеют информационными технологиями. На основе выше изложенного можно сделать следующий вывод: внедрение информационных технологии как формы самостоятельной работы учащихся способствует:
- индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;
- стимулированию стремления студентов к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;
- повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его постоянному и динамическому обновлению.
Стандартная процедура экзамена в вузе, в какой бы форме она не проходила, на сегодняшний день не позволяет выявить многие умения и навыки, которые необходимо формировать и развивать у студентов для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий после окончания вуза. Диплом бакалавра и специалиста также не отражает истинных достижений выпускника за весь период обучения в вузе, поскольку учебный процесс не ограничивается только рамками изучения дисциплины и экзаменом. Он подразумевает участие в научных исследованиях, конференциях, прохождение практик, общественную работу Поэтому, опираясь на зарубежный опыт и российскую практику, мы считаем, что «портфолио» индивидуальных образовательных достижений должен стать обязательным приложением к диплому, поскольку позволит обеспечить целостное восприятие личности студента. А грамотно построенный портфолио студента-выпускника поможет в трудоустройстве, профессиональном росте и планировании своей будущей деятельности.
В последнее время отмечается повышенный интерес к технологии портфолио. В нашем вузе уделяется большое значение технологическим приемам работы над предметным портфолио студента.
Конспект остается одной из форм самостоятельной работы студентов с литературой и наиболее эффективным методом учебы. Конспектирование имеет большое значение не только для того, чтобы сохранить содержание источника для своей будущей работы. Оно развивает память, мышление, письменную и устную речь.
Самостоятельная научно-исследовательская работа студента представляет собой работу, направленную на развитие аналитических способностей, например, через комплексное обучение её методике написания, оформления, рецензирования студенческих рефератов и практике их устной публичной защиты по учебным дисциплинам на основе единых стандартных требований в вузе.
Написание реферата обогащает знания студентов по выбранной теме, помогает им логично, грамотно обобщить и изложить в письменном виде собранный материал, а затем умело, аргументировано публично устно защитить его перед своими сокурсниками на семинарском занятии или на научной студенческой конференции и, таким образом, приобрести опыт публичной защиты курсовых, дипломных и иных научных исследований.
Приобретённое студентами в вузе умение логически мыслить, структурно ясно, четко, аргументировано, устно и письменно выражать и отстаивать свои взгляды значимо сказывается на всей последующей производственной деятельности и управленческом должностном росте молодых специалистов.
Литература
1. Андреев А.В., Андреева С.В., Доценко И. Б. Практика электронного обучения с использованием Мооё1е. - Таганрог: Из-во ТТИ ЮФУ - 2008. -146с.
2. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. - СПб. - 2001.
3. Введение в современные веб-технологии. А.В. Кудряшев, П. А. Светашков. Электронный ресурс. Режим доступа http://intuit.ru.
4. Гин А. А. Приемы педагогической техники. М.: Вита-Пресс.-1999.
5. Гозберг Г. С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования/ Г. С. Гохберг, А. В. Зафиевский, А. А. Короткин. - М.: Издательский центр «Академия». - 2004.
6. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003.
7. Иномистов В.Ю. Введение в Интернет. ^^еЬтехнологии. 1часть (учебное пособие). - Киров: ВятГУ, Электр. - 2008 - 109с.
8. Коджаспирова Г. М., Петров К. В .Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2001.
9. Л.Ю.Кобелева., В.Ф. Третьякова Я и моя будущая профессия. Челябинск: Симарс. - 2007
10. Моиссева М.В., Полат Е.С.,Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. к. п. н. М.В. Моисеевой. - М.: Изд. Дом «Камерон».- 2004.- 216с.
11. Г.М.Мухамедьянова, С. А. Мухамедьянова. Портфолио: введение в теорию и практику. - Уфа, - 2007
12. Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе. // высшее образование в России. - 1994. - №2
13. Турик Л. А. Портфолио студента педагогического вуза: учебное пособие. -Таганрог. - 2009.
14. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: законодательно-нормативная база проектирования и реализации: Учебно-информационное издание. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы. АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ :Максимов Н. И. -2009. - 100с.
15. Шафрин, Юрий Алексеевич. Информационные технологии: Учеб. пос. В 2-х ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы / Шафрин, Юрий Алексеевич. - М.: Лаборатория Базовых Знаний. -2000. - 336с.
Социально-педагогические проблемы здравоохранения
Вороненко И. И.
Особенности изменений толстой кишки у детей первого месяца с перинатальным поражением центральной нервной системы
В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности, родов и новорожденного в первые дни его жизни[1], обусловливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте[3].
В настоящее время большое внимание уделяется изучению роли перинатального поражения ЦНС в формировании патологии различных органов и систем[5]. По данным литературы, у детей с IIIII ЦНС поддерживается гипоксия слизистой оболочки пищеварительной системы преимущественно за счет локальных процессов [6], нарушены механизмы микробной колонизации кишечника[4,7,8], что приводит к функциональным нарушениям ЖКТ,