Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 декабря 2009 года "Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике федеральных общественных образовательных стандартов высшего профессионального образования"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 декабря 2009 года "Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике федеральных общественных образовательных стандартов высшего профессионального образования" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В условиях перехода на уровневую профессиональную подготовку, индивидуально ориентированное обучение в логике федеральных государственных стандартов третьего поколения основным условием достижения студентами профессиональной компетентности становится вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 30 декабря 2009 года "Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике федеральных общественных образовательных стандартов высшего профессионального образования"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 30 декабря 2009 года

«Организация самостоятельной учебной деятельности студентов в логике федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования»

Заслушав и обсудив доклад декана факультета иностранных языков Г. В. Елизаровой, Ученый совет отмечает, что в условиях перехода на уровневую профессиональную подготовку, индивидуально ориентированное обучение в логике федеральных государственных стандартов третьего поколения основным условием достижения студентами профессиональной компетентности становится вовлечение обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня на первый план выдвигается задача формирования у студентов таких качеств, как способность приобретать новые умения, творческая активность и самостоятельность в принятии решений. Условием, обеспечивающим их развитие, является повышение качества самостоятельной учебной деятельности и профессиональное саморазвитие студента в ней.

В настоящее время в вузе существуют две общепринятые формы самостоятельной работы студентов: при участии преподавателя и без него, которые могут быть как аудиторными, так и внеаудиторными. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется во всех видах аудиторных учебных занятий (на лекциях, семинарах, практических и лабораторных занятиях) под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания студент может получить консультацию. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, служащая продолжением аудиторной, выполняется в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

В университете постоянно ведется работа по совершенствованию условий для эффективности самостоятельной работы студентов. Создана система оказания квалифицированной помощи в подборе литературы библиографами-консультантами фундаментальной библиотеки университета. Организованы занятия по использованию информационно-библиотечных ресурсов и сервисов. Работниками библиотеки проводятся занятия, призванные помочь студентам ориентироваться в информационном потоке, работать с библиографическими источниками, библиотечными каталогами, электронными полнотекстовыми и реферативными ресурсами, наукометрическими ресурсами. Работают учебно-методические кабинеты и лаборатории (кабинетов — 28, лабораторий — 42). Действуют два компьютерных класса открытого доступа (с общим

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

количеством посадочных мест 70). Разработаны учебно-методические комплексы по модулям и дисциплинам, в которые включены методические указания для студентов, организующие их самостоятельную учебную деятельность. Изменились требования к подготовке выпускных квалификационных работ, к содержанию государственного экзамена. Государственная аттестация становится показателем продуктивности именно самостоятельной деятельности студентов. Студенты регулярно выполняют дипломные работы по заказу городских структур. Активно внедряется портфолио, как новая форма оценки достижений студента, которая может выступать важной составляющей при государственной аттестации студентов. Разработаны технологические карты учебной и научно-исследовательской работы студентов, технологические карты практик, экспериментов, конкретизирующие задания для студентов и критерии их оценки. Активно поддерживается участие студентов в конкурсах грантов, олимпиадах, конкурсах на получение стипендий.

Увеличение роли и доли самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности в стандартах уровневой профессиональной подготовки является характерной особенностью федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения.

Ученый совет отмечает стремление преподавателей к совершенствованию форм педагогического сопровождения самостоятельной деятельности студентов, активное использование информационных технологий в процессе установок на самостоятельную работу, консультирования и оценки независимой работы студентов.

В целом сделан прорыв в организации самостоятельной образовательной деятельности студентов, проявляющийся в постоянном росте ее видов и усложнении. Обобщая опыт факультетов, можно констатировать, что РГПУ им. А. И. Герцена значительно продвинулся в увеличения роли и в изменении характера самостоятельной работы студента, которая приобретает многообразные формы.

Однако, критически оценивая статус и характер самостоятельной образовательной деятельности студентов, следует признать, что третий тип самостоятельной образовательной деятельности студентов, собственно самостоятельной, основанной на наличии у них соответствующих компетенций самостоятельной деятельности, в университете на настоящий момент развит недостаточно.

Успешность самостоятельной учебной деятельности обучающихся, с одной стороны, зависит от сформированности общих компетенций (способности к самообучению и саморазвитию, приверженности этическим ценностям, толерантности, способности работать автономно и в команде, навыков межличностного общения, способности к критике и самокритике, способности к адаптации в новых ситуациях и т. д.), а с другой — от сформированности специальных компетенций самостоятельной образовательной деятельности, а именно: компетенции познания особенностей собственной самостоятельной деятельности, компетенции оперирования информацией, компетенции интегрировать весь (а не только образовательный) опыт в продуктивную образовательную деятельность с должной ответственностью за ее результаты.

Кроме этого, необходимо формировать новые взаимоотношения преподавателя и студента и новые компетенции самого преподавателя. Новое осмысление самостоятельной работы обучающихся, как специфического, хотя и неразрывно связанного с другими, вида деятельности продиктовано необходимостью выстраивания каждым студентом индивидуального образовательного маршрута. Компетент-ностный подход, лежащий в основе федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения, предполагает соответствие задач самостоятельной работы по дисциплине задачам образовательного модуля/программы. Изменение подхода к организации самостоятельной деятельности студентов требует от преподавателя новых ролей и новых функций, принципиально нового качества сопровождения самостоятельной работы студента.

Таким образом, развитие самостоятельности в образовательной деятельности студента обусловливает необходимость совершенствования взаимодействия всех подразделений университета: от администрации в виде ректората и управлений (учебно-методического, воспитательной работы, информатизации) до библиотеки, факультетов, кафедр, межкафедральных объединений, до конкретных преподавателей.

Материалы заседания Ученого совета университета 30 декабря 2009 года

При организации самостоятельной работы студентов необходимо многостороннее согласование подходов к ее организации.

В свою очередь, система условий предполагает наличие нормативной базы, адекватное информационно-методическое обеспечение самостоятельной деятельности, рациональное взаимодействие структурных подразделений факультетов (ресурсные центры, методические кабинеты и пр.), то есть развитие инфраструктуры самостоятельной деятельности студентов.

Ученый совет постановляет:

1. Признать работу по совершенствованию организации самостоятельной образовательной деятельности студентов чрезвычайно актуальной для обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.

2. В целях совершенствования самостоятельной образовательной деятельности студентов разработать положение о самостоятельной работе студента.

Ответственный: начальник организационно-студенческого отдела учебно-методического управления.

Срок: до 01.09.2010 г.

3. Подготовить предложения по оптимизации деятельности структур, обеспечивающих сопровождение самостоятельной учебной деятельности студентов (методических кабинетов, лабораторий, компьютерных классов открытого доступа, библиотеки, предметных лабораторий).

Ответственный: начальник учебно-методического управления.

Срок: до 01.04.2010 г.

4. В каждом учебном подразделении (на факультете, в учебном институте) разработать программу, направленную на повышение эффективности организации самостоятельной образовательной деятельности студентов.

Ответственные: деканы факультетов, директора учебных институтов.

Срок: до 01.09.2010 г.

5. Обеспечить повышение квалификации профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала (заведующих методическими кабинетами, лабораториями и т. д.) по проблеме организации и сопровождения самостоятельной учебной деятельности студентов.

Ответственный: директор института постдипломного образования.

Срок: в течение года.

6. С целью повышения эффективности самостоятельной работы провести совместный семинар студентов и преподавателей «Самостоятельная работа глазами студентов».

Ответственный: начальник управления по воспитательной работе.

Срок: апрель 2010 г.

7. В целях повышения мотивации профессорско-преподавательского состава разработать систему поощрений за лучшую организацию самостоятельной работы студентов.

Ответственный: начальник учебно-методического управления.

Срок: май 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.