Научная статья на тему 'Положение о факультете'

Положение о факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Положение о факультете»

ОФИЦИАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПОЛОЖЕНИЕ О ФАКУЛЬТЕТЕ

УТВЕРЖДАЮ Ректор ВолГУ

________О.В. Иншаков

23 декабря 2003 г.

1. Общие положения

1.1. Факультет является учебно-научным и административным подразделением университета, осуществляющим подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации руководящих, инженерно-технических и педагогических работников, руководство научно-исследовательской работой кафедр.

1.2. Факультет организуется приказом ректора на основании решения Ученого совета университета.

1.3. Факультет осуществляет подготовку специалистов как с отрывом, так и без отрыва от производства. Для организации учебной работы по отдельным формам обучения или по отдельным специальностям в составе факультета могут создаваться отделения.

1.4. Факультет объединяет все кафедры и лаборатории, относящиеся к специальностям, включенным в состав факультета, а также те общенаучные и общеобразовательные кафедры университета, которые по содержанию своей работы наиболее близки профилю факультета.

1.5. Факультет создается при наличии не менее 200 студентов. При наличии на факультете студентов дневного и заочного обучения принимаются следующие соотношения: число студентов дневного отделения для организации факультета берется за 1, заочного — за 0,4.

1.6. Факультет ликвидируется или реорганизуется приказом ректора на основании решения Ученого совета университета.

2. Цели и задаЧ факультета

2.1. Основными задачами факультета являются:

2.1.1. подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников высшей квалификации;

2.1.2. проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; распространение и пропаганда научных знаний;

2.1.3. удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования на основе неразрывного единства процесса обучения и научных исследований.

2.2. Факультет в пределах своей компетенции определяет основные направления своей деятельности:

2.2.1. осуществляет образовательный процесс, научную, финансовую, хозяйственную и иную деятельность в соответствии с законодательством РФ и Уставом ВолГУ;

2.2.2. имеет право, в пределах своей компетенции, на основе договоров и соглашений с российскими и зарубежными университетами, академиями наук, образовательными центрами, министерствами, ведомствами, предприятиями и организациями, в том числе и зарубежными, осуществлять двусторонние и многосторонние связи, проводить различные виды работ (обучение студентов, аспирантов, стажеров, обмен специалистами; вести научную, культурно-просветительскую и иную деятельность, организовывать конференции, оказывать платные услуги населению и т. д.);

2.2.3. разрабатывает штатное расписание, исходя из объема и форм выполняемой педагогической, научной, учебно-вспомогательной и инженерно-технической работы;

2.2.4. определяет направления и порядок использования средств, полученных за счет внебюджетной деятельности, включая определение их доли, направляемой на материальное стимулирование своих работников.

3. Управление факультетом

3.1. Управление факультетом осуществляется в соответствии с Уставом ВолГУ на принципах сочетания единоначалия и коллегиальности, участия в решении важнейших вопросов деятельности факультета преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов.

3.2. Высшим коллегиальным органом управления факультета является Ученый совет факультета.

3.3. В состав Ученого совета факультета:

3.3.1. входят по должности:

• декан, являющийся председателем;

• заместители декана, утвержденные приказом ректора;

• заведующие кафедрами;

• представитель администрации университета.

3.3.2. избираются:

• представитель объединенной профсоюзной организации от факультета;

• по 1 представителю от студентов и аспирантов, имеющих отличную или хорошую успеваемость;

• по 1 представителю из числа основного штатного персонала от кафедр, входящих в состав факультета.

Представители администрации университета включаются в состав Ученого совета факультета по согласованию с ректором.

Представитель объединенной профсоюзной организации от факультета избирается на заседании профкома.

Представители студентов и аспирантов избираются на общем собрании или конференции обучающихся факультета. Общее собрание или конференция обучающихся факультета проводится не менее одного раза в год.

Представители кафедр избираются на заседании кафедры.

Избранным считается кандидат, если за него проголосовало более 50 % присутствующих на заседании кафедры, общем собрании или конференции при наличии не менее 2/3 списочного состава основного штатного персонала или обучающихся.

Отозванным считается кандидат, если он освобожден от должности приказом ректора, если за него проголосовало более 50 % присутствующих на заседании кафедры, общем собрании или конференции при наличии не менее 2/3 списочного состава основного штатного персонала или обучающихся.

В случае увольнения (отчисления) из университета члена Ученого совета факультета он автоматически выбывает из состава Ученого совета факультета.

При выбытии (отзыве) членов Совета до окончания срока действия пополнение его до установленной численности проводится в том же порядке, что и при формировании его состава.

3.4. Срок полномочий Ученого совета — 5 лет.

Ученый совет факультета собирается не реже одного раза в месяц. Его внеочередное заседание может быть созвано по решению декана, Ученого совета университета или по предложению не менее 20 % членов Ученого совета факультета. Заседания Ученого совета факультета ведет декан факультета. Заседания Ученого совета правомочны, если на них присутствует не менее 2/3 списочного состава.

Решение Ученого совета факультета считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на заседании членов Совета, что должно подтверждаться явочным листом с подписями членов Совета.

Заседания Ученого совета и его решения оформляются протоколом, который подписывается председателем (заместителем председателя) и секретарем Совета.

Состав Ученого совета утверждается ректором университета.

4. Компетенция УЧеного совета факультета

4.1. Ученый совет факультета:

4.1.1. принимает профессионально-образовательные программы и рабочие учебные планы по направлениям подготовки (специальностям), вносит в них в процессе реализации по согласованию с проректором по учебной работе необходимые изменения;

4.1.2. рассматривает вопросы, связанные с допуском к чтению лекций ассистентов;

4.1.3. утверждает рабочие программы учебных дисциплин, решает вопросы организации учебного процесса;

4.1.4. рассматривает отчеты об учебнометодической и научно-исследовательской работе кафедр;

4.1.5. обсуждает планы научно-исследовательской работы и планы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава факультета;

4.1.6. подводит итоги производственной работы, учебной и производственной практик студентов факультета;

4.1.7. проводит конкурсы на замещение должностей профессорско-преподавательского состава в установленном порядке;

4.1.8. рассматривает дела соискателей ученых званий профессора и доцента в установленном порядке;

4.1.9. обсуждает кандидатуры на замещение должностей младших и старших научных сотрудников преподавателями — кандидатами наук, работающими над докторскими диссертациями;

4.1.10. обсуждает кандидатов на зачисление в докторантуру, аспирантуру, на должность стажера-исследователя из числа выпускников данного факультета;

4.1.11. осуществляет контроль за прикреплением соискателей к аспирантуре для подготовки и защиты кандидатских диссертаций;

4.1.12. осуществляет контроль за работой аспирантов и систематически заслушивает отчеты научных руководителей, заведующих кафедрами об эффективности их работы по подготовке аспирантов;

4.1.13. обсуждает темы докторских и кандидатских диссертаций;

4.1.14. утверждает индивидуальные планы аспирантов и ежегодно рассматривает материалы об их аттестации;

4.1.15. рассматривает индивидуальные планы докторантов;

4.1.16. обсуждает состояние и меры по дальнейшему улучшению научно-исследовательской работы студентов факультета;

4.1.17. избирает декана прямым тайным голосованием;

4.1.18. заслушивает ежегодные отчеты декана и дает оценку результатов его деятельности;

4.1.19. утверждает кандидатуры заместителей декана и секретаря Ученого совета факультета;

4.1.20. рекомендует Ученому совету Университета кандидатуры студентов для назначения именных стипендий;

4.1.21. рассматривает другие вопросы, связанные с деятельностью факультета.

4.2. Решения Ученого совета факультета (кроме указанных в п. 4.1.7, 4.1.8, 4.1.17) принимаются открытым голосованием.

Решения Ученого совета факультета вступают в силу после издания соответствующего распоряжения по факультету.

Председатель Ученого совета факультета организует систематическую проверку исполнения решений Совета и информирует его членов об их выполнении.

4.3. Члены Ученого совета факультета имеют права и обязанности, аналогичные правам и обязанностям членов Ученого совета университета.

5. Компетенция декана факультета

5.1. Непосредственное управление деятельностью факультета осуществляет декан. В пределах своей компетенции декан издает распоряжения и указания, обязательные для всех сотрудников и обучающихся факультета. Декан несет персональную ответственность за результаты работы факультета.

Декан может быть избран Ученым советом факультета на срок до 5 лет из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников университета, имеющих ученую степень и звание. Конкретный срок избрания определяется Ученым советом факультета. Избранный декан утверждается на должность приказом ректора.

Декан факультета является членом Ученого совета университета, председателем Ученого совета факультета, членом Государственной аттестационной комиссии и членом приемной комиссии университета.

5.2. Декан факультета имеет право:

5.2.1. вносить изменения в планы работы факультетских кафедр, заведующих кафедрами и индивидуальные планы преподавателей как в процессе планирования, так и в течение учебного года при производственной необходимости;

5.2.2. посещать все виды учебных занятий, зачеты и экзамены по факультетским специальностям;

5.2.3. принимать решения по оперативным вопросам работы факультетских кафедр в отсутствие заведующих;

5.2.4. определять порядок использования учебных, вспомогательных и производственных площадей, находящихся в ведении факультета.

5.3. На декана факультета возлагается:

5.3.1. Подбор и расстановка кадров:

• работа с кафедрами по обеспечению факультета высококвалифицированными профессорско-преподавательскими кадрами; общее руководство подготовкой аспирантов и работой по повышению квалификации

профессорско-преподавательского состава; формирование Ученого совета факультета в соответствии с настоящим Положением и другими нормативными документами; составление плана работы Ученого совета факультета и обеспечение его выполнения;

• организация работы Ученого совета факультета по конкурсным делам; организация рабочего места; разработка должностных инструкций сотрудникам деканата и определение графиков их работы; визирование графиков отпусков и заявлений по служебным вопросам заведующих кафедрами, преподавателей, сотрудников и студентов в адрес ректората, всех приказов относительно студентов и работников факультета;

• оперативное доведение до сведения коллектива факультета инструктивных документов, решений советов университета и факультета, приказов и распоряжений ректората, организация работы по их выполнению;

• составление ежегодного аналитического отчета о работе факультета и представление его на утверждение Ученого совета факультета.

5.3.2. Работа по укреплению материально-технической базы факультета: обеспечение оснащенности факультетских помещений современным оборудованием, обновление материально-технической базы факультета, контроль за созданием и эффективным использованием специализированных учебных лабораторий, классов, кабинетов; организация привлечения внебюджетных средств на развитие факультета.

5.3.3. Организация учебного процесса. В соответствии с графиками учебного процесса и исполнения документов декан:

• осуществляет руководство составлением и утверждает расписание учебных занятий, консультаций, зачетов, экзаменов, контроль их исполнения;

• определяет индивидуальные сроки сдачи сессии;

• обеспечивает:

- учет движения контингента студентов, группировку и сводку данных статистики, оформление внутрифакультетс-кой и подготовку данных для государственной статистической отчетности,

- подготовку приказов по личному составу студентов (перевод, отчисление, восстановление, направление на практику, оформление академических отпусков, смена фамилии, наказания, поощрения и т. д.),

- подготовку приказов о переводах и восстановлении студентов, ранее обучавшихся в других вузах, зачислении бакалавров, лиц, имеющих неполное высшее образование, для получения второго высшего образования;

• руководит созданием автоматизированного банка данных по направлениям деятельности факультета, своевременной корректировкой и дополнением базы данных достоверными сведениями;

• руководит работой по разработке профессионально-образовательных программ подготовки специалистов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• разрабатывает рабочие учебные планы специальностей факультета и обеспечивает их выполнение;

• осуществляет реализацию графика исполнения документов по организации учебного процесса на факультете;

• осуществляет контроль над самостоятельной работой студентов, организацией и проведением целевой подготовки специалистов на факультете;

• проводит анализ итогов зачетно-экзаменационных сессий;

• руководит подготовкой приказов о закреплении тем и руководителей дипломных работ студентов на факультете;

• осуществляет организацию работы ГЭК и ГАК, анализ итогов государственных экзаменов и защиты дипломных работ, разработку и проведение мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов на факультете с учетом замечаний и предложений ГАК;

• осуществляет контроль за состоянием текущей, курсовой и итоговой успеваемости, ходом экзаменационных сессий студентов по специальностям факультета;

• обеспечивает организацию работы:

- по заполнению групповых журналов успеваемости студентов,

- по оформлению и выдаче экзаменаторам зачетно-экзаменационных ведомостей в соответствии с расписанием зачетно-экзаменационной сессии, а также по контролю их своевременного возврата,

- по подготовке данных по итогам сессии, ликвидации академических задолженностей;

• осуществляет общее руководство научной работой студентов, проводимой на кафедрах, в научных кружках и научных обществах;

• руководит планированием, организацией и проведением учебных и производственных практик.

5.3.4. Работа по развитию образовательных технологий и повышению качества образования:

• организация функционирования внут-рифакультетской системы обеспечения качества подготовки специалистов;

• организация и проведение межкафед-ральных совещаний, научных и научно-методических совещаний и конференций;

• изучение, обобщение, внедрение и распространение опыта применения эффективных методов, методик, ЭВМ и других технических средств в учебном процессе;

• осуществление общего руководства подготовкой учебников, учебных и методических пособий по предметам кафедр, входящих в состав факультета; организация и контроль обеспечения студентов учебной и учебно-методической литературой.

5.3.5. Работа по обеспечению выполнения правил внутреннего распорядка, воспитательная работа:

• организация воспитательной работы на факультете и в общежитии; проведение мероприятий по укреплению трудовой дисциплины студентов, преподавателей и сотрудников факультета; контроль над созданием и обеспечением здоровых и безопасных условий труда в подразделениях факультета, учебных аудиториях, кабинетах, лабораториях, на базах практик;

• организация работы по благоустройству помещений университета и прилегающей территории;

• содействие структурным подразделениям университета, работающим с личным составом студентов, в исполнении их обязанностей.

5.3.6. Материально-бытовое обеспечение студентов. Подготовка данных:

• по начислению стипендии;

• об отлично успевающих студентах для представления их к именным стипендиям;

• о студентах, нуждающихся в материальной помощи; подготовка предложе-

ний по формам материального стимулирования студентов.

5.3.7. Организация приема и выпуска специалистов:

• обоснование плана приема потребностями народного хозяйства в кадрах;

• формирование предметных и технических комиссий;

• обеспечение выполнения плана приема по специальностям и формам обучения на факультете;

• оказание помощи в трудоустройстве выпускников факультета в соответствии с трудовым законодательством, заключении индивидуальных договоров студентов с предприятиями;

• развитие договорных связей с предприятиями на целевой прием и подготовку специалистов;

• организация связи с выпускниками факультета, разработка мероприятий, направленных на улучшение подготовки специалистов, выпускаемых факультетом;

- организация повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием по профилю факультета.

6. Заместители декана факультета

6.1. В помощь декану факультета при наличии 500 студентов дневного обучения устанавливается штатная должность заместителя декана по учебной работе, а при наличии свыше 1000 студентов — вторая должность заместителя декана.

На заочных факультетах должность заместителя декана устанавливается при наличии 1250 студентов и второго заместителя — при наличии 2500 студентов.

Заместители декана утверждаются и освобождаются от должности на основании решения Ученого совета факультета приказом ректора университета.

Должностные обязанности заместителей декана устанавливаются деканом соответствующего факультета.

6.2. Деканат должен иметь документацию в соответствии с утвержденной в университете номенклатурой.

Проректор

по учебной работе С.Г. Сидоров

Начальник учебнометодического управления Т.Е. Макеева

Юрист С.А. Сафронова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.