Научная статья на тему 'О роли ценностных и этических факторов в регулировании деятельности современных кредитных институтов'

О роли ценностных и этических факторов в регулировании деятельности современных кредитных институтов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАДЗОР / ЭТИКА И ЦЕННОСТИ В БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авис О. У.

Анализ состояния современной банковской системы, пережившей последствия последнего мирового экономического и финансового кризиса дает основание утверждать, что предпринятые после него меры регулирования деятельности банков, направленные на обеспечение их стабильного и устойчивого развития, оказались недостаточно эффективными в силу чрезмерной жесткости и давления на финансовое положение кредитных институтов. В этих условиях необходимо уделить существенное внимание ценностным и этическим факторам банковской деятельности и использовать разработанные на их основе стандарты для совершенствования надзорной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О роли ценностных и этических факторов в регулировании деятельности современных кредитных институтов»

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЭТИКА В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ

О роли ценностных и этических факторов в регулировании деятельности современных кредитных институтов

Авис Олег Ушерович,

канд. экон. наук,

доцент Департамента финансовых рынков и банков,

Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации

Анализ состояния современной банковской системы, пережившей последствия последнего мирового экономического и финансового кризиса дает основание утверждать, что предпринятые после него меры регулирования деятельности банков, направленные на обеспечение их стабильного и устойчивого развития, оказались недостаточно эффективными в силу чрезмерной жесткости и давления на финансовое положение кредитных институтов. В этих условиях необходимо уделить существенное внимание ценностным и этическим факторам банковской деятельности и использовать разработанные на их основе стандарты для совершенствования надзорной практики. Ключевые слова: банки, регулирование, надзор, этика и ценности в банковской деятельности.

Как известно, современные коммерческие банки подвергаются серьезным испытаниям, вызванным падением доверия к ним после недавнего мирового финансового и экономического кризиса, который нанес существенный ущерб экономике, населению и самим банкам, а также заставил многие государства принять срочные меры по спасению крупнейших банков и направить на эти цели значительные средства, в основном используя деньги налогоплательщиков.

В этой связи политические и денежные власти предприняли ряд жестких мер в отношении банковских институтов, усилили требования к их капиталу и к соблюдению установленных экономических нормативов, применили дополнительные контрольные инструменты оперативного отслеживания и необходимый для этого дополнительный набор информации.

По прошествии достаточного для аналитических оценок времени можно сделать вывод, что ужесточение надзорных мер создало для банков новые ре-гуляторные и финансовые проблемы, в определенной степени остудило их склонность к необдуманным и неоправданным рискам и заставило заняться трансформацией своих бизнес-стратегий.

При этом на фоне дополнительной капитализации банков отмечено, что они сократили кредитную поддержку развития национальных экономик и занялись поиском новых источников доходов в других направлениях деятельности, что отрицательно сказывается на экономическом росте, вызывает недовольство существующей клиентуры и ухудшает конкурентные позиции кредитных институтов.

Банковское сообщество и представители многих исследовательских и экспертных организаций считают ужесточение регуляторных мер недостаточно обоснованным и констатируют, что в целом они не только сдерживают восстановление и развитие банков и осуществление ими основных операций, но и угрожают существованию самих кредитных институтов.1 При этом критика в адрес регуляторных институтов затрагивает разработку и внедрение недостаточно продуманного и фрагментарно противоречивого инструментария, неэффективность подтверждается огромным объе-

1 Studue: Regulierung hat Maximum der Belastung erreicht - Banken brauchen punktuelle Erleichterungen. FAZ.net. 13.08.2017; Verfehlt die Bankenregulierung ihre Wirkung? NZZ 10.08.2017; Греф: европейский банкинг скоро перестанет существовать из-за регулирования. Сайт АРБ 07.06.2018

-&

О

о

od о-4 Н

Ы

OJ

Н

мом действующих правил и нечетко сформулированными требованиями.1

В этой связи правомерен вопрос о том, почему огромный регуляторный механизм не устраняет риски банковской деятельности, почему он не в состоянии заблаговременно оценить возможные проявления кризиса и свести до минимума его негативные последствия. Вероятно, одной из причин этого можно было назвать достижение им предела возможностей влияния на банковскую деятельность, то есть заведомо отрицательных результатов при продолжении политики ужесточения пруденциальных требований.

В таком случае, представляется, более эффективным стал бы поиск новых подходов к внешнему регулированию деятельности банков, основанный не на ужесточении и усложнении количественных параметров их деятельности, а на обращении к фундаментальным качествам банкинга как симбиоза коммерческого и общественного института, к его ценностной и этической философии.

Вспоминая Адама Смита, следует подчеркнуть, что он говорил о триаде ограничителей человеческого поведения. Только в своем взаимном сочетании они могут управлять поведением людей в рыночной среде. В этой связи следует констатировать, что в современной экономике, включая и банковский сектор, доминирует лишь один из ограничителей - в ранге государственных и пруденциальных институтов. При этом существенно ослабло влияние ограничителя, в равной степени базирующегося на нравственных ценностях, на этике, на морали. Не кроются ли неудачи современной системы регулирования мировой финансовой сферы, оказавшейся бессильной предотвратить и уменьшить всеобъемлющий кризис, в том, что она не сопровождалась в своем развитии нравственными ограничителями, более того, существенно игнорировала их, доведя человеческий эгоизм до катастрофических размеров? Многие экономисты предлагают вернуть мировой экономике нравственные начала, причем не формально, не декларативно, а придав им обязательный характер и соответствующий общественный статус2. Понятно, что и в России необходимо уделить достойное внимание нравственной проблеме экономического и общественного развития, и в ее решении важную роль должны играть банки.

Приходится констатировать, что современная история финансового посредничества существенным образом отвергает имманентно присущие ему принципы умеренности, осмотрительности, доверительности и надежности, что подтверждается неоправданным ослаблением уровня и масштабов

1 Tillmann A. Bankenregulierung 4.0 - Noch mehr regulieren jder gar nicht mehr? FAZ.net. 21.08.2017; Müller J. Die ausufernde Regulierung hat den Finanzmarkt erwürgt. NZZ 10.8.2017

2 Устойчивость банковской системы и развитие банковской

политики. Монография под ред. О.И. Лаврушина. Москва, КНО-РУС. 2014 год; Braucht der Bank Mopal? Oder er hat sie sowieso? FAZ.net 15.08.2013; Leusmann K. Kulturwandel bei der Banken. Wege zur Ethik und Verantwortung im Kreditgewerbe. Springer Gabler 2013; Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Kreditwesen 11/2014

внутреннего и внешнего контроля, доминированием противоречивых коммерческих, политических и популистских интересов.

Современное банковское дело за последние десятилетия в значительных масштабах приобрело технологические, системно-аналитические и нормативно определенные характеристики. Математическая статистика, расчет вероятностей, применение аналитических моделей и эконометрики в попытке объяснить происходящие процессы выверенными и доказанными закономерностями, делают основные функции современных кредитных учреждений чрезмерно технологичными и практически лишают их ценностных и этических качеств.

Этика как обобщение веры и доверия, как основополагающая категория смысла существования банков, заменена Технологией как символом набора программируемых и регулируемых действий. Между тем в существе функционирования банковских систем заложены явно выраженные общественно-экономические характеристики, отражающие множество социально-экономических проблем и оказывающие сильное влияние на общественное развитие. Однако это влияние на протяжении ряда лет трансформировалось в сторону формирования таких негативных качеств, как стремление к безудержному обогащению, нерациональность, склонность к неоправданным рискам, непрозрачность в отношениях и стремление выглядеть лучше, чем на самом деле, решать свои проблемы, перекладывая их на своих партнеров, и нежелание входить в их аналогичные ситуации. В этом, безусловно, проявляется неэтичность банков.

Она, к сожалению, проявляется на фоне наличия сводов этических правил банковского дела, определяющих их подход к существу и проявлениям этичности действий, а также к поведению банковских сотрудников. В России Кодекс этических принципов банковского дела был разработан и утвержден XIX съездом Ассоциации российских банков в 2008 году, а впоследствии его примеру последовали многие коммерческие банки. Так, в ВТБ с 2013 года действует Этический кодекс, в Сбербанке с 2015 года применяются положения Кодекса профессиональной этики, аналогичные документы приняты, в частности, Альфа-банком, Сургутнефтебанком, банком «Возрождение»3.

Однако, как свидетельствует практика, само наличие этических кодексов у кредитных институтов не обязательно означает их фактическое соблюдение, то есть определенном смысле превращает их в простую декларацию, существенно не сказывающуюся на формировании подлинно этических отношений и не выдерживающую проверки практикой при возникновении ряда проблем.

3 Детально с этими документами можно познакомиться на сайтах ассоциации и соответствующих банков - прим. автора

По результатам исследования соблюдения банками этических принципов1, проведенного в 2012 году компанией Bain & Company, выяснилось, что вся банковская сфера больше всего понесла репутационные потери, то есть утратила доверие к себе, поскольку доля клиентов, положительно оценивших свои банки, уменьшилась на 13%, в том числе по крупным институтам - на 27%.

Анализ дефектов корпоративной культуры, исказивших систему целевых и управленческих установок и специфику корпоративной этики в банках, показал, что основной причиной сложившейся ситуации стало формальное отношение банков к этическим аспектам своей деятельности и их вто-ростепенность на фоне чисто коммерческих целей.

Поэтому было бы полезно обратиться к проблематике ценностей и этичности, для того чтобы еще раз убедиться в необходимости придания им первостепенной значимости на фоне фактического несрабатывания многих ужесточенных регулятор-ных мер. Их недостаточная эффективность становится поводом для более серьезного внимания этичности и ценностям, причем не только в рамках отдельно действующих банков, но и в качестве составной части обязательных пруденциальных норм.

Как известно, достаточно распространенным является мнение, согласно которому экономика и ценности являются непримиримыми вещами и конкурируют между собой.

Такое утверждение, к сожалению, обоснованно и оперирует примерами финансовых кризисов и таких скандалов, как многолетний сговор крупнейших зарубежных банков по ставкам LIBOR. Последовавшие затем судебные решения, огромные штрафы и значительный отток клиентов оказались той ценой, которую заплатили банки за свое неэтичное поведение.

После каждого скандала и каждого кризиса раздаются призывы к ужесточению регулирования и к большему надзору. Должен ли надзор заботиться о том, чтобы ценности в конечном итоге укоренились в экономике?

Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить, что следует понимать под выражениями «ценности» и «этичное поведение».

Ценности в контексте рассматриваемой проблемы определяются как образец поведения или как морально характеризуемые и достойные свойства и качества. Уважительность, солидарность и ответственность могли бы считаться примерами ценностей, которые большинство людей признают достойными. Этическое поведение - это полноценное поведение, то есть поведение, характерное для любой ценности.

При этом важно определиться в том, насколько ценности могут оцениваться банковским надзором, где он в состоянии их поощрять, могут и должны ли ценности вообще быть предметом банковского

надзора, в чем заключаются пределы надзорных правил и нужен ли в принципе кодекс ценностей в экономике.

Перед финансовым кризисом доминировала точка зрения, согласно которой невидимая рука конкуренции полностью удовлетворяет рынок. Существует много высказываний по поводу того, что экономика и этика находятся в вечном конфликте. Так, по мнению Джорджа Сороса, финансовые рынки не просто лишены морали, они аморальны, для них достаточно конкуренции в качестве ценности.2

Однако в банковской сфере имеются примеры того, что в прошлом именно игнорирование ценностей в ряде случаев определило принятие ошибочных решений и стало причиной серьезных проблем.

Финансовый кризис, начавшийся в 2007 году на американском рынке недвижимости, показал, что кратковременное стремление к прибыли может иметь катастрофические последствия, поскольку уверенность в эффективности использования се-кьюритизации для управления кредитными рисками фактически стала причиной несоблюдения консервативных стандартов при выдаче большого числа рискованных кредитов и привела к недооценке вероятности кредитных дефолтов, допущенной в результате недостаточной тщательности и слабой прозрачности секьюритизированных продуктов. Такое неэтичное поведение банков определялось также системой материального поощрения, стимулировавшей стремление к быстрому получению банками прибыли.

В результате этого начался процесс систематической выдачи банками кредитов клиентам, которые не в состоянии были их обслуживать, что отчасти искусственно поддерживалось умышленно неверным консультированием их банками. Коллапс американского рынка недвижимости привел банки к огромным убыткам и к масштабной утрате клиентского доверия, что дополнялось судебными исками, штрафами и другими проблемами.

Тем самым подтверждается справедливость оценки, данной банкам в этой ситуации - именно их неэтичное поведение в принципе сделало возможным финансовый кризис, поскольку ложное консультирование и стремление к быстрому получению прибыли поощрялись принятой в банках системой материального стимулирования, а непрозрачные и неуважительные отношения с клиентами прикрывались программами секьюритиза-ции при отсутствии реалистичной оценки кредитных рисков.

Еще на одном примере можно продемонстрировать, что рынок не в состоянии осуществлять саморегулирование без достаточного учета ценностей - это скандал со ставками LIBOR, который выявил манипуляции крупнейших банков на рынке межбанковского кредитования, договаривавшихся об установлении устраивавших их процентных

1 Braucht der Markt Moral? Oder hat er sie sowieso? FAZ.net 15.08.2013

2 Dombret A. Warum die Wirtschaft Werte braucht - Lektionen aus der Bankenbranche. Bundesbank.de 17.11.2017

-&

О

о

od о-4 H

Ы

OJ

Н

ставках, которые были ориентиром для уровня ставок по всему миру при выдаче кредитов или приеме вкладов.

Эти примеры показывают, что банковское дело действительно нуждается в ценностях и в этичности, что одной конкуренции недостаточно для определения четких правил действий и что решение этой задачи должны взять на себя надзорные институты.

Некоторые новые концепции банковского надзора точно нацеливают на эту миссию, однако, как и прежде, их недостаточно. Классический банковский надзор должен контролировать, формировать доверие и, в конечном итоге, обеспечить функционирование стабильной банковской системы с надежными институтами, С учетом этой задачи европейские надзорные институты разработали ряд новых мер, включая Положение о материальном вознаграждении и создание целевой группы по проблемам поведения и культуры.1

Положение о материальном вознаграждении определяет минимальные требования к системам материального поощрения в банках. В ходе реформ после финансового кризиса здесь много внимания было уделено отказу от ложных стимулов. Для этого было предложено воспользоваться возможностью требования возврата уже осуществленных поощрительных выплат в случаях принятия руководством банков серьезных ошибочных решений. Кроме того, выплату поощрительного вознаграждения рекомендовано выплачивать с отсрочкой во времени и с предложением части его в виде опционов на акции, что должно стимулировать принятие взвешенных решений и ограничить стремление к быстрому получению прибыли.

Идея создания целевой группы по проблемам поведения и культуры в настоящее время проходит стадию тестирования, поскольку важно проверить обоснованность методологию оценки поведения и культуры в банках.

Конкретно эта работа осуществляется во взаимодействии надзорных органов и руководства банков. Это позволяет эффективно реализовать в них запланированные стратегические изменения и выявить существенные этические и ценностные риски, а предлагаемые стандарты этического поведения могут служить индикаторами раннего предупреждения проблем и инструментами их устранения для достижения финансового успеха на основе формирования соответствующего риск-профиля в банках.

Результаты первых исследований в банках показали, что стандарты этического поведения, учитывающие наличие существенных рисков, связанных с качеством управления и подходами к принятию решений, как и частичные изменения цен-

„ ностных стратегий, требуют реального и эффективного внедрения.

е

СО

о

(N _

^ 1 Dombret A. Warum die Wirtschaft Werte braucht - Lektionen aus der Bankenbranche. Bundesbank.de 17.11.2017

Тем самым новые меры, предлагаемые надзорными органами в виде целевой группы по проблемам поведения и культуры, а также положения о материальном вознаграждении, направлены на стимулирование этичного поведения в банках, то есть однозначно свидетельствуют о том, что банковский надзор признает значимость ценностей и этики для кредитных институтов.

Однако следует иметь в виду, что одни только правила не могут обеспечить соблюдение таких рекомендаций, при этом важно иметь в виду наличие соответствующих пределов и индивидуальную склонность к их внедрению. При использовании соответствующих правил этичного поведения банки формируют и укрепляют доверие к себе со стороны инвесторов и клиентов.

Что касается пределов регулирования, то здесь необходимо иметь в виду объективно складывающиеся процессы глобализации. В глобализован-ном финансовом мире безопасность и стабильность современных банковских систем нуждаются в совместных решениях и ни в коем случае не ограничиваются отдельно взятой банковской системой или конкретным банком.

Кроме того, в глобальной конкуренции существенное значение имеют национальные особенности, а регуляторное давление часто является ответом на такую региональную конкуренцию. Поскольку в настоящее время в международном масштабе не разработаны глобальные правила поведения, здесь возникает этический вакуум.

В организации технологии регулирования этичного поведения банков нельзя не учитывать столь важный фактор, каким представляется так называемый homo oeconomicus, учитываемый большинством современных экономических моделей и описывающий идеального человека, который рационально мыслит и тем самым может принимать оптимальные решения.

Поскольку в современных банках отношения формируются людьми, не всегда рациональными, то есть не отличающимися качествами homo oeconomicus, принимаемые там решения часто окрашены эмоциями, и при этом допускаются ошибки.

Из вышесказанного следует, что в настоящее время некоторые из новых инструментов банковского надзора все больше приобретают ценностную и этическую характеристику и в принципе со временем должны заполнить существующий еще этический вакуум. Однако одних действий надзорных органов явно недостаточно, этичное поведение и уважение ценностей не могут масштабно внедряться исключительно на основе правил. Важно, чтобы ценности разделялись всеми участниками банковских отношений, а попытки предотвратить некоторые проявления неэтичного поведения при учете одних только экономических аспектов, не гарантируют успех, поскольку тем самым не удастся определить причину такого поведения.

В этой связи очень важно понять, что заставляет конкретного банкира действовать согласно этическим стандартам - то, что он разделяет суще-

ственные при этом ценности или то, что он соблюдает их из страха быть наказанным?

Безусловно, большинство банкиров честны и действуют в лучших проявлениях этичности, однако людям согласно их природе свойственно стремиться к лучшему в материальном и личном плане, и в этом проявляется постоянный конфликт их интересов.

Другими словами, следует не только признать, что правила могут укоренять ценности в банковской сфере, но и необходимо уточнить, каким образом их надо определять и создавать. В этой ситуации лучшим вариантом будет создание глоба-лизованного Кодекса ценностей с участием надзорных органов.

Кодекс ценностей оправдан там, где правила создают определенное поле для маневра и где решение принимает не homo oeconomicus, а обычный человек. Вероятно, наличие Кодекса ценностей поможет легче принимать этичные решения, делать это добровольно, но с учетом необходимости не только понимания его смысла, но и следования его основным принципам..

Однако при этом возникает целый ряд вопросов:

• На кого должны распространяться положения Кодекса ценностей?

• Должен ли Кодекс ценностей быть общеприменимым или иметь отраслевую специфику?

• Какие ценности должны указываться в Кодексе ценностей?

• Следует ли соглашаться с тем, что его учитывали все банки?

• Необходимо ли принимать критически важные решения до рассмотрения вопросов существующими или создаваемыми в банках комиссиями по этике?

Достижение поставленных целей будет более реальным в случае разработки критериев этичности банковской деятельности, их оценки с учетом специфики функционирования конкретных кредитных институтов. Такой подход станет основой для разработки и внедрения в банковскую практику этического рейтинга, значимость которого не будет уступать применяемым в настоящее время традиционным рейтингам.

Кроме того, возможно, потребуется внесение в ныне действующий регуляторный и надзорный механизм соответствующим образом сформулированных и проверяемых элементов этичности, которые смогут тем самым в определенной степени противостоять «моральным рискам», особенно часто возникающим в крупных, системно значимых банках. Этот достаточно эффективный этический заслон сможет быть успешным только в том случае, если регулирующий орган определит круг задач, которые должны быть сформулированы в предполагаемом глобальном Кодексе ценностей, придаст им статус обязательных стандартов и будет обращать внимание на то, чтобы реальные действия банков соответствовали заявленным ценностным и этическим принципам.

Литература

1. Греф: европейский банкинг скоро перестанет существовать из-за регулирования. Сайт АРБ 07.06.2018

2. Устойчивость банковской системы и развитие банковской политики. Монография под ред. О.И. Лаврушина. Москва, КНОРУС. 2014 год

3. Braucht der Markt Moral? Oder hat er sie sowieso? FAZ.net 15.08.2013

4. Dombret A. Warum die Wirtschaft Werte braucht - Lektionen aus der Bankenbranche. Deutsche Bundesbank 17.11.2017

5. Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Kreditwesen 11/2014

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Leusmann K. Kulturwandel bei der Banken. Wege zur Ethik und Verantwortung im Kreditgewerbe. Springer Gabler 2013

7. Müller J. Die ausufernde Regulierung hat den Finanzmarkt erwürgt. NZZ 10.8.2017

8. Studue: Regulierung hat Maximum der Belastung erreicht - Banken brauchen punktuelle Erleichterungen. FAZ.net. 13.08.2017

9. Tillmann A. Bankenregulierung 4.0 - Noch mehr regulieren jder gar nicht mehr? FAZ.net. 21.08.2017

10. Verfehlt die Bankenregulierung ihre Wirkung? NZZ 10.08.2017

ON THE ROLE OF VALUES AND ETHICAL FACTORS IN REGULATION MODERN CREDIT INSTITUTIONS

Avis O.U.,

Financial University under the Government of the Russian Federation

Status analysis of the modern banking system emerging from the effects of the last global economic and financial crisis gives rise to argue that since the measures regulating the activities of banks to ensure their stable and sustainable development, were insufficient because of stiffness and pressure on the financial situation of credit institutions. In these circumstances, it is necessary to devote significant attention to values and ethical banking and use factors have been developed based on these standards to improve supervisory practices.

Keywords: banks, regulation, supervision, ethics and values in banking.

References

1. Gref: European banking will soon cease to exist due to regulation. ARB website 07.06.2018

2. The stability of the banking system and the development of banking policy. Monograph ed. O.I. Lavrushin. Moscow, KNORUS. year 2014

3. Braucht der Markt Moral? Oder hat er sie sowieso? FAZ.net 08/15/2013

4. Dombret A. Warum die Wirtschaft Werte braucht - Lektionen aus der Bankenbranche. Deutsche Bundesbank 11/17/2017

5. Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Kreditwesen 11/2014

6. Leusmann K. Kulturwandel bei der Banken. Wege zur Ethik und Verantwortung im Kreditgewerbe. Springer Gabler 2013

7. Müller J. Die ausufernde Regulierung hat den Finanzmarkt erwürgt. NZZ 10.8.2017

8. Studue: Regulierung hat Maximum der Belastung erreicht -Banken brauchen punktuelle Erleichterungen. FAZ.net. August 13, 2017

9. Tillmann A. Bankenregulierung 4.0 - Noch mehr regulieren jder gar nicht mehr? FAZ.net. 08/21/2017

10. Verfehlt die Bankenregulierung ihre Wirkung? NZZ 08/10/2017

-&

О

о

od и* H

Ы

Н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.