СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Актуальные вопросы банковской этики и задачи ее встраивания в систему управления кредитными институтами
Авис Олег Ушерович,
канд. экон. наук,
доц. Департамента финансовых рынков и банков,
Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации
В результате последнего мирового финансово-экономического кризиса банкам был нанесен существенный репутационный урон, что привело эти рыночные институты с большой социально-экономической значимостью к существенной утрате доверия клиентов и общественного признания. Масштабные меры, предпринятые правительствами и центральными банками во многих странах в целях восстановления стабильности и улучшения перспектив функционирования кредитных институтов, оказались явно неэффективными в смысле восстановления ими утраченного доверия. Одним из существенных способов достижения этой цели является реальное, а не декларированное, соблюдение банками этических принципов в своей деятельности, для чего необходим комплекс специфических корпоративных и организационных мер. Ключевые слова: банки, этика банков, этический кодекс, надзорно-правовой механизм, меры поведенческого надзора.
Современное банковское дело отличается специфическими характеристиками, придающими новое качество институтам, оказывающим банковские услуги и предоставляющим широкий набор банковских и финансовых продуктов. При этом применяются современные информационные технологии и средства связи, привлекаются специалисты с глубоким знанием прикладных экономико-математических наук и большим аналитическим потенциалом, что позволяет им разрабатывать сложные и комплексные финансовые продукты.
В этой связи многие ведущие практики и эксперты прогнозируют, что классические банковские институты, предоставляющие своим клиентам традиционный набор услуг и продуктов, на фоне конкуренции с другими участниками финансового рынка в течение ближайшего десятилетия превратятся в технологические компании, способные быстрее, дешевле и удобнее формировать свои отношения с потребителями банковских услуг.1
Сейчас в банковской сфере складывается тенденция доминирования информационных и аналитических технологий в результате создания ими более комфортной среды потребления банковских услуг, расширения масштабов и характера внедрения искусственного интеллекта, а также предложения все усложняющихся финансовых инструментов. При этом увеличивается информационная асимметрия, дающая финансовым институтам очевидные преимущества перед их клиентами и тем самым существенно сказывающаяся на отношениях доверия, которые, по большому счету, определяли и будут определять существо банковского дела.
Банки в силу своей социально-экономической природы и роли в развитии реальной экономики и оказании различного рода финансовых услуг представляют собой важнейший общественно-экономический институт, эффективность функцио-
1 Цифровая экономика положит конец современной банковской индустрии, сайт АРБ 18.01.2018
нирования и устойчивого развития которого во многом определяет возможности экономического роста.
Поэтому после последнего мирового финансово-экономического кризиса, нанесшего существенный урон экономикам и банковским системам многих стран, в целях стабилизации положения и обеспечения возможностей посткризисного развития надзорные меры были значительно ужесточены.
Однако в настоящее время отмечается удивительный парадокс: Еще никогда методы и системы оценки рисков и управления ими не были столь системны и совершенны, как сейчас, а методы надзорно-правового регулирования приобрели очень высокий уровень детализации. Однако при этом большое число банков по-прежнему сталкивается с проблемами, угрожающими их существованию. Самой серьезной из них оказалась утрата общественного признания и доверия к банкам со стороны клиентов, в том числе и из-за несоблюдения этических норм, большей частью носящих чисто декларативный характер. Такое положение беспокоит представителей банковского сообщества, экспертов и ученых-экономистов и нуждается в выявлении его причин. В последнее время тема стала предметом многочисленных научных исследований, она широко обсуждается в экспертных кругах, постепенно выходит за рамки из чисто теоретических дискуссий и приобретает перспективы реального учета в качестве одного из определяющих факторов развития банков.1
Не располагая доверием - специфическим ресурсным фактором, по своей значимости и эффективности превосходящим большинство остальных факторов, банки не способны успешно и стабильно развиваться. В этой связи не исключено, что осуществляемые в настоящее время дорогостоящие проекты инвестирования в современную информационно-технологическую и аналитическую базу, могут оказаться невостребованными, а значит, неэффективными.
В сложившейся ситуации оценка эффективности деятельности банков на основе устойчивого успеха, выражаемого достигнутой доходностью, должна определяться также лояльностью, доверительностью, добросовестностью отношений со всеми группами заинтересованных лиц, и прежде всего с их клиентами. Поскольку перечисленные качественные характеристики относятся к этической сфере, они наряду с прибылью могли бы рассматриваться как второй критерий устойчивого успеха. Если банк не получает намеченную прибыль, он теряет свой капитал, а если не отличается этичностью, он теряет в общественном признании. Другими словами, прибыль без этики так же угрожает существованию банка, как и этика без прибыли.
В этой связи некоторые эксперты полагают, что кризисы, затронувшие значительное количество банков, объясняются и тем, что их деятельность в основном была ориентирована на достижение кратковременного успеха при игнорировании не менее важного этического кода.2
Если прибыль, как критерий устойчивого успеха, может измеряться количественными и объемными показателями, то в отношении второго критерия устойчивого успеха - этики - важно понять, возможно ли выявить и разработать измеряемые и применяемые к ней критерии. При этом высказывается мнение, что на их основе следует и можно разработать Этический рейтинг с последующим использованием его в качестве одного из критериев оценки эффективности банковской деятельно-сти.3 Тем самым наряду с надзорно-правовым инструментарием будет востребован и его этический компонент, что может внести решающий вклад в стабилизацию банковской системы и, прежде всего, вернуть существенно пошатнувшееся к ней доверие.
Поскольку нормативы и система наказаний и поощрений, применяемые в надзорной практике, оказывают реальное влияние на поведение рыночных игроков, то по аналогии с моделями измерения операционного риска ее следовало бы распространить и на разработку Этического рейтинга с последующими процедурами согласования и разрешения его применения, а также соблюдения выработанных правил. Кроме того, на его основе можно было бы определить содержание публикуемой отчетности, а также с учетом качественного содержания дифференцировать детальные надзорно-правовые требования.
Следует отметить, что на фоне других проблем, с которыми сталкиваются банки, усиление акцента на их этичность может показаться несвоевременным и малозначимым. Однако это не так. В свое время Базельский комитет по банковскому надзору признал обязательной разработку кодекса корпоративной этики, в котором должны отражаться формы проявления приемлемого поведения, исключаться такие формы неприемлемого поведения, как ложная финансовая отчетность, отмывание денег, мошенничество, подкуп или коррупция.
В российской банковской практике наличию аналогичных кодексов тоже придается достаточно важное значение. В 2008 году по инициативе Ассоциации российских банков был разработан и принят Кодекс этических принципов банковского дела.4 Однако он носил рекомендательный характер, не предусматривал серьезных мер административного или общественного наказания, а поэтому не оказал должного влияния на усиление
1 Козловски П. Этика банков. Уроки финансового кризиса: - М.: КНОРУС, 2016. - 272 с.; Leusmann K. Kulturwandel bei Banken. Weg zu Ethik und Verantwortung im Kreditgewebe. Springer Gabler. Springer Fachmedien Wiesbaden 2013 -116 S.
2 Финансы должны соответствовать этике. geeccom.org;
3 Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Über ethisch vertretbares Handeln im Spannungsfeld von Regulatorik und Renditeansprüchen. Zeitschrift für das gesamte Kreditwesen 11 / 2014
4 Кодекс этических принципов банковского дела. Одобрен XIX Съездом АРБ 2 апреля 2008 года
-&
О
о
od и* Н
Ы
01 Н
этических акцентов при оценке эффективности деятельности банков. Многие банки, взяв за основу его принципиальные положения, разработали и приняли свои кодексы профессиональной этики (корпоративной этики, деловой этики), однако, как полагают эксперты,1 они тоже отличаются значительной декларативностью, не раскрывают всех деталей предусмотренных мер наказания за допущенные нарушения, которые к тому же в большинстве случаев не становятся достоянием общественности.
Однако в последнее время за рубежом и в нашей стране стали проявляться признаки усиления внимания к нормам этического поведения в банках. Так, в Германии на уровне руководства Бундесбанка была признана необходимость разработки и принятия Этического кодекса как одной из возможностей возврата доверия к банкам.2 При этом, не дожидаясь проявления инициативы со стороны банковской общественности, лучшим вариантом считается совместное участие банков и государства в реализации этой идеи. Признавая Этический кодекс инструментом формирования требуемого уровня самодисциплины, очень важно, чтобы в случаях возможных нарушений его положений предусмотренные им санкции были жесткими и неотвратимыми. При этом предлагается не ограничиться раз-работкой Этического кодекса и совместными усилиями Бундесбанка, надзорных органов и представителей коммерческих банков разработать концепцию создания и внедрения Этического рейтинга.3
Активизацией этических подходов к регулированию деятельности банков занялся и Банк России, который вместе с Ассоциацией банков России занялся разработкой Кодекса этического поведения участников финансового рынка,4 основной задачей которого будет определение правил добросовестного поведения на финансовом рынке, создание для клиентов банков возможности получения запрашиваемых ими услуг, отвечающих принятым стандартам и исключающих двойное толкование возникающих вопросов. В разрабатываемом кодексе будет дано однозначное определение недобросовестных практик, к которым наряду с манипулированием информацией и инсайдерской торговлей будут отнесены случаи введения клиента в заблуждение на основе недобросовестных аналитических рекомендаций.
Предполагается, что кодекс будет иметь рекомендательный характер, то есть его несоблюдение не приведет к юридическим последствиям,
1 Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Über ethisch vertretbares Handeln im Spannungsfeld von Regulatorik und Renditeansprüchen. Zeitschrift für das gesamte Kreditwesen 11 / 2014
2 Vorstand Dombret will Ethik-Kodex für Banken. Epochtimes.de 09.03.2016
3 Leusmann K. Reputationsrisiko und Bankenethik - zwei Themen in der gleichen Sackgasse? Risiko Manager 07. Juli 2015
4 Ассоциация «Россия» разработает этические правила пове-
дения банков на рынке. Сайт Ассоциации 11.10.2017, Пашутин-
ская Е. ЦБ создаст кодекс этики финансистов после письма
аналитика Гаврилова. РБК 08.01.2018
однако это, безусловно, отрицательно скажется на репутации тех участников рынка, которые его будут нарушать, и следовательно, снизит доверие к нему как со стороны клиентов, так и остальных институтов финансового рынка.
Большинство экспертов5 признают такое решение правильным и своевременным, поскольку это позволит решать проблемы, не подпадающие под действие принятых нормативных правил, в частности, в случаях выявления фактов недобросовестной конкуренции и непрозрачной информации об условиях оказываемых услуг.
Вместе с тем эффективность внедрения Кодекса этического поведения участников рынка оценивается неоднозначно. Ряд экспертов6 полагает, что информация о нарушителе этического кодекса, скорее всего, отрицательно скажется на его репутации, а в случае введения клиентов в заблуждение - на их уходе из банка. Вместе с тем рекомендательный характер Этического кодекса и отсутствие санкций за его нарушение не обеспечат необходимого уровня мотивации его соблюдения. По существующей оценке, этичное поведение и репутация пока не являются неотъемлемыми нормами для российского финансового рынка.7
Поэтому весьма важно, чтобы банковский надзор, наряду с соответствующими нормами регулирования деятельности кредитных институтов, учитывал также сложившуюся культуру делового общения, общественное признание и сложившиеся традиции, поскольку все они основываются на соблюдении этических норм.
Именно они, по мнению экспертов, должны приобрести существенно большее значение в ситуации возникновения и предотвращения практик недобросовестных продаж предлагаемых банками финансовых услуг и продуктов, так как ее по большому счету нельзя назвать противоправной в силу реализации банком собственного интереса. К примеру, обращение комплексных финансовых инструментов не подвергается действию норм банковского надзора, поэтому здесь более уместным было бы внедрение поведенческого надзора за действиями сотрудников банков в сфере, отличающейся от регуляторного надзора.
При этом возможны несколько вариантов организационного решения данной проблемы. По первому из них органом осуществления поведенческого надзора может быть нынешний мегарегуля-тор, а по второму - саморегулируемая банковская организация, к идее создания которой снова вернулись представители Банка России и банковских ассоциаций. Второй вариант представляется более правильным и логичным, поскольку в рамках саморегулируемого сообщества банки смогли бы в общих интересах разработать и применить на практике механизм реального учета этических принципов своего функционирования.
5 Романчук С. О финансовой этике. polit.ru 10 января 2018.
6 Пашутинская Е. ЦБ создаст кодекс этики финансистов после письма аналитика Гаврилова. РБК 08.01.2018
7 Поведенческий надзор против мисселинга. ЫБи 12.09.2018
С учетом отсутствия оформленного и функционирующего в настоящее время органа банковского саморегулирования возможен и временный, компромиссный вариант, при котором банки возьмут на себя обязательства в добровольном порядке соблюдать разработанные регулятором этические нормы. Правда, и в этом случае возникают сомнения в эффективности предполагаемых мер ответственности вероятных нарушителей этического кодекса в связи с тем, что его положения будут исключительно рекомендательными.
Организационная дилемма будущего органа поведенческого надзора проявляется в том, что его включение в действующий нормативный инструментарий станет еще одним направлением действующего правового регулирования и поводом для разработки еще одного банковского норматива - поведенческого, - основные подходы к содержанию и параметрам которого пока не понятны и должны обсуждаться надзорным блоком вместе с банковским сообществом.
Если же поведенческий надзор организовать в нормативной сфере этического банкинга, то и здесь предстоит разработать те же стандарты и правила, привести их в систему, а самое главное, придать им обязательный характер с возможными санкциями, которые нанесут существенный урон репутации вероятного нарушителя. При этом чувствительными для нарушителей будут не примененные к нему надзорные ограничения и наказания, а существенное увеличение репутационных рисков, выражающихся в утрате доверия к нему как со стороны клиентов, так и остальных участников банковского сообщества. Эти меры могут оказать более существенное влияние на перспективы его функционирования и выживания в банковской системе.
При этом очень важно, чтобы информация о недобросовестной практике продаж на финансовых ранках была предана огласке. Однако, понимая, что возможный при этом реальный репутаци-онный и материальный урон, поведенческий надзор должен строиться постепенно, учитывать все возможные риски и возможную реакцию банковского сообщества.
Литература
1. Ассоциация «Россия» разработает этические правила поведения банков на рынке. Сайт Ассоциации 11.10.2017
2. Кодекс этических принципов банковского дела. Одобрен XIX Съездом АРБ 2 апреля 2008 года
3. Козловски П. Этика банков. Уроки финансового кризиса: - М.: КНОРУС, 2016. - 272 с.
4. Пашутинская Е. ЦБ создаст кодекс этики финансистов после письма аналитика Гаврилова. РБК 08.01.2018
5. Поведенческий надзор против мисселинга. ЫБи 12.09.2018
6. Романчук С. О финансовой этике. polit.ru 10 января 2018.
7. Финансы должны соответствовать этике. geeccom.org;
8. Цифровая экономика положит конец современной банковской индустрии, сайт АРБ 18.01.2018
9. Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Über ethisch vertretbares Handeln im Spannungsfeld von Regulatorik und Renditeansprüchen. Zeitschrift für das gesamte Kreditwesen 11/
2014
10. Leusmann K. Kulturwandel bei Banken. Weg zu Ethik und Verantwortung im Kreditgewebe. Springer Gabler. Springer Fachmedien Wiesbaden 2013 -116 S.
11. Leusmann K. Reputationsrisiko und Bankenethik - zwei Themen in der gleichen Sackgasse? Risiko Manager 07. Juli 2015
12. Vorstand Dombret will Ethik-Kodex für Banken. Epochtimes.de 09.03.2016
ACTUAL ISSUES OF BANKING ETHICS AND THE TASKS OF ITS INTEGRATION INTO THE CONTROL SYSTEM CREDIT INSTITUTIONS Avis O.U.,
Financial University under the Government of the Russian Federation
As a result of the recent global financial and economic crisis, banks suffered significant reputational damage that led them-market institutions with great socio-economic importance-to a substantial loss of customer confidence and public recognition. Extensive measures taken by Governments and central banks in many countries, in order to restore stability and improve prospects for the functioning of credit institutions proved to be manifestly inadequate in the sense of their recovery the lost confidence. One of the essential ways to achieve this goal is real, rather than declared, the observance by banks of ethical principles in their activities, which requires a set of specific corporate and organizational measures. Keywords: banking, banks, ethics code of ethics, supervisory and legal framework measures behavioral surveillance
References
1. The Association "Russia" will develop ethical rules for the behavior of banks in the market. Association website 11.10.2017
2. Code of ethical principles of banking. Approved by the XIX ARB Congress on April 2, 2008
3. Kozlowski P. Bank Ethics. Lessons from the financial crisis: -M.: KNORUS, 2016. - 272 p.
4. Pashutinskaya E. The Central Bank will create a code of ethics for financiers after analyst Gavrilov's letter. RBC 01/08/2018
5. Behavioral surveillance against misselling. NBJ 09/12/2018
6. Romanchuk S. About financial ethics. polit.ru January 10, 2018.
7. Finance must comply with ethics. geeccom.org;
8. The digital economy will put an end to the modern banking industry, ARB website 01/18/2018
9. Leusmann K. Bankenethik in der Marktwirtschaft. Über ethisch vertretbares Handeln im Spannungsfeld von Regulatorik und Renditeansprüchen. Zeitschrift für das gesamte Kreditwesen 11/2014
10. Leusmann K. Kulturwandel bei Banken. Weg zu Ethik und Verantwortung im Kreditgewebe. Springer Gabler. Springer Fachmedien Wiesbaden 2013 -116 S.
11. Leusmann K. Reputationsrisiko und Bankenethik - zwei Themen in der gleichen Sackgasse? Risiko Manager 07. Juli
2015
12. Vorstand Dombret will Ethik-Kodex für Banken. Epochtimes.de 03/09/2016
-&
О
о
od и* H
Ы
Ol
Н