Научная статья на тему 'Тенденции регулирования финансово-кредитных институтов в Европе'

Тенденции регулирования финансово-кредитных институтов в Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ИНСТИТУТЫ / FINANCIAL MARKET / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / ДОЛГОВОЙ КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН / DEBT CRISIS OF THE EUROPEAN COUNTRIES / ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СОЮЗ / EUROPEAN BANKING ASSOCIATION / FINANCIAL-CREDIT INSTITUTES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина Т. В., Микаилов П. В., Репета-турсунова А. В.

Статья посвящена исследованию основных тенденций в сфере регулирования финансово-кредитных институтов в Европе. Представлен анализ последствий долгового кризиса европейских стран, выявлено наличие зависимости между банками и суверенным долгом государств, исследованы причины и идея создания Европейского банковского союза. Детально рассмотрен механизм функционирования Европейского банковского союза в целом. Отдельное внимание уделено сценариям работы с проблемными банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to research of main tendencies in sphere of regulation of financial-credit institutes in Europe. Analyze consequences of debt crisis of European countries, reveal existence of dependence between banks and a sovereign debt of the states, investigate the reasons and idea of creation of European banking association are given. The mechanism of functioning of European banking association in general is in details considered. The separate attention is paid to scenarios of work with problem banks.

Текст научной работы на тему «Тенденции регулирования финансово-кредитных институтов в Европе»

innovation projects as multi level system // FES: Finance, economic, strategy. — 2010. — № 6. — P. 16-19.

4. Bezrukova, T. L. Management of development furniture enterprises : monograph. — Voronezh, 2009. — P. 192.

5. Kiryanov, E. O. Problems of formation financial-investment strategy for industrial enterprises of Russia // International student research bulletin. — 2015. — № 4. — P. 281-282.

6. Tumbinskaya, N. U. Improving the business of furniture enterprises // Management of economic systems. — 2012. — № 39.

7. Charaeva, M. V. Financial management of real investment enterprises: system approach. — M. : REU of G. V. Plekhanov, 2011.

8. Charaeva, M. V. Investment strategy as one of basic elements system of strategic financial management. — 2011. — № 4.

9. Shanin, I. I. Development of industry and applied innovations during recovery period after the crisis // Messenger of Voronezhskiy Government Technical University. — 2011. — № 10. — P. 155-158.

Т. В. Никитина, П. В. Микаилов, А. В. Репета-Турсунова

ТЕНДЕНЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ ИНСТИТУТОВ

В ЕВРОПЕ

Аннотация

Статья посвящена исследованию основных тенденций в сфере регулирования финансово-кредитных институтов в Европе. Представлен анализ последствий долгового кризиса европейских стран, выявлено наличие зависимости между банками и суверенным долгом государств, исследованы причины и идея создания Европейского банковского союза. Детально рассмотрен механизм функционирования Европейского банковского союза в целом. Отдельное внимание уделено сценариям работы с проблемными банками.

Ключевые слова

Регулирование, финансово-кредитные институты, финансовый рынок, долговой кризис европейских стран, Европейский банковский союз.

T. V. Nikitina, P. V. Mikailov, A. V. Repeta-Tursunova

TENDENCIES OF REGULATION OF FINANCIAL AND CREDIT INSTITUTES

IN EUROPE

Annotation

Article is devoted to research of main tendencies in sphere of regulation of financial-credit institutes in Europe. Analyze consequences of debt crisis of European countries, reveal existence of dependence between banks and a sovereign debt of the states, investigate the reasons and idea of creation of European banking association are given. The mechanism of functioning of European banking association in general is in details considered. The separate attention is paid to scenarios of work with problem banks.

Keywords

Regulation, financial-credit institutes, financial market, debt crisis of the European countries, European banking association.

В последние 10 лет в риторике многих экономистов европейских стран все чаще слышны призывы к усилению регулирования и контроля за деятельностью финансово-кредитных институтов. Это касается не только национальных, но и международных финансовых рынков. Так, именно долговой кризис европейских стран, разгоревшийся следом за мировым экономическим кризисом 2008 г., стал отправной точкой создания европейского банковского союза.

Кроме того, многие эксперты и политики призывают банкиров вспомнить о морали, ответственности перед клиентами-потребителями финансовых услуг в порыве быстрой возможности наживы с помощью спекуляции и надувания мыльных пузырей (до сих пор в активах многих банков скрываются так называемые «токсичные бумаги») [1, с. 26].

Начало европейского долгового кризиса, который позднее перерос в полномасштабный экономический кризис, традиционно датируется весной 2010 г., когда возникли проблемы с обслуживанием государственного долга Греции. Стало очевидным, что подобные проблемы в ближайшее время должны были испытать еще несколько стран ЕС. Катализатором европейского кризиса послужил предшествовавший ему мировой финансовый и экономический кризис 2007-2009 гг. За 20082009 гг. реальный ВВП стран ЕС сократился на 3,7 %, тогда как реальный ВВП развитых стран за тот же период упал на 3,4 %. Классическим объяснением европейского кризиса, во многом лежащим на поверхности, является возникновение проблем в государственных финансах (рост бюджетного дефицита и накопление государственного долга) стран, которые стали источником кризиса [2]. Именно долговой кризис европейских стран обозначил потенциальный «порочный круг»

между банками и суверенным долгом государств [3, с. 3].

Как следует из рисунка 1, в случае усиления долгового кризиса естественным образом существенно страдает банковская система страны, и банки в этом случае нуждаются в финансовой поддержке государства. В случае если правительство оказывает банкам финансовую помощь, его фискальная позиция ослабляется, и, соответственно, стоимость рефинансирования возрастает. Так как происходит рост стоимости рефинансирования, банки терпят издержки, и, как следствие, их баланс ослабевает, что приводит в конечном итоге к новому витку усиления кризиса. Именно для того чтобы разорвать связь между банками и государством в рамках сложившегося «порочного круга», а также для усиления и без того достаточно крепких банковских связей между станами, Еврокомиссия в мае 2012 г. объявила о начале создания Европейского банковского союза. Кроме того, создание подобного союза, ставшего дополнением к уже существующим экономическому и валютному союзам, было необходимо для восстановления доверия к финансовой системе европейских стран, существенно снизившегося в результате продолжающегося кризиса. В настоящее время Евро-комиссией уже разработаны 28 правил, которые банки должны соблюдать, оперируя на едином рынке. Вместе они составляют единый свод правил (rule book), направленный на улучшение контроля и управления финансового сектора. Большинство из этих правил уже вступили в силу или находятся на финальной стадии внедрения. Изначально членами банковского союза станут 18 стран, на территории которых используется евро, однако в дальнейшем к союзу смогут присоединиться и другие страны Европейского союза с собственной валютой.

Банки нуждаются i гос. поддержке

Усиление кризиса

Ослабление фискальной позиции правител ьства

Ослабление бух. баланса банка

Рост стоимости рефинансирования

Рисунок 1 — Связь между банками и суверенным долгом государства [3, с. 3]

Согласно законопроекту 468/2014 Европейского центрального банка, Банковского союза европейских стран будет состоять из трех ключевых элементов [4]. Во-первых, будет создана единая система банковского надзора (Single Supervisory Mechanism), подконтрольная Европейскому центральному банку. Уже с ноября 2014 г. ЕЦБ стал надзорным органом более чем над 6 тысячами банков в еврозоне в рамках единого наблюдательного механизма. В настоящее время его специалистами проводится комплексная оценка финансового состояния банков и их стресс-тестирование. Что касается новых требований к банкам, то единый надзорный орган в своей деятельности будет руководствоваться документом Базельского комитета по банковскому надзору — Базель III. На начальном этапе европейский надзорный орган будет заниматься прямым надзором лишь над 130 крупнейшими банками Европы, однако в дальнейшем возможно распространение прямого надзора на другие более мелкие банки. Стоит заметить, что на первоначальном ограни-

чении сферы прямого надзора единого банковского надзорного органа настаивала Германия, что обусловлено спецификой ее национальной банковской системы. На данный момент в Германии функционирует более 2 тысяч банков, множество из которых являются общественно-правовыми и действуют в рамках отдельных регионов Германии и при этом практически не связаны с международным банковским бизнесом. В связи с этим возникает вопрос о целесообразности их перехода под контроль наднационального органа банковского регулирования. С контролем этих банков гораздо лучше справятся национальные надзорные органы, знакомые со спецификой их работы.

Таким образом, для упрощения работы ЕЦБ все европейские банки будут разделены по степени их значимости на значимые и менее значимые. К системно значимым банкам относятся банки, отвечающие хотя бы одному из следующих критериев:

• активы банка составляют свыше 30 млрд евро;

• активы банка составляют более 20 % от ВВП той страны, где он располагается;

• банк получил кредит от Европейского фонда финансовой стабильности (фонд, созданный странами, входящими в зону евро, для оказания антикризисной финансовой помощи ее участникам) или Европейского стабилизационного механизма;

• банк является одним из трех наиболее значимых для государства-члена банковского союза.

Следует отметить, что даже те банки, чьи головные офисы находятся за пределами еврозоны, но осуществляют значительное количество операций в одной из стран-членов банковского союза, такие как Barclays, HSBC и Bank of America, станут объектами прямого банковского надзора со стороны ЕЦБ [5, c. 3]. Что касается тех банков, которые не входят в разряд значимых, то прямой надзор за ними будут осуществлять национальные надзорные органы, для которых ЕЦБ будет издавать нормативные акты, директивы и общие инструкции.

Кроме всего прочего, так как в рамках банковского союза все банки ев-розоны станут объектами одного и того же надзора, доверие ко всем банкам со стороны клиентов должно возрасти. В новых условиях уровень доверия к банку будет зависеть в большей степени от рискового профиля банка, и в меньшей степени от финансовой мощи страны члена Евросоюза, где этот банк располагается. Это должно обеспечить более легкий доступ банков всех членов Евросоюза к фондированию на одинаковых условиях, что в конечном итоге облегчит им возможность выдачи кредитов физическим и юридическим лицам на территории всего Европейского союза.

Во-вторых, с целью работы с банками, находящимися на грани банкротства и защиты их вкладчиков будет создан единый механизм урегулирования банкротств банков (Single resolution

mechanism), финансирование которого будет осуществляться через специально созданный для этого фонд. Кром того будет создан Единый механизм работы с проблемными банками (МРПБ), который позволит максимально оперативно принимать решения о регулировании банкротств банков.

На рисунке 2 представлены два сценария принятия решений по проблемным банкам, предусмотренные законопроектом о банковском союзе европейских стран. В первом случае Европейская комиссия в течение 12 часов может вынести план помощи кредитной организации на рассмотрение Совета Европы, которой дается еще 12 часов на его оценку. Затем, если у Совета Европы возникли замечания, единый механизм по работе с проблемными банками производит соответствующие корректировки. Во втором случае Еврокомиссия в течение 24 часов может опротестовать план помощи кредитной организации, если он не соответствует общественным интересам европейского общества. В случае если Еврокомиссия выразила свое несогласие, единый механизм по работе с проблемными банками корректирует свое решение в течение 8 часов. Система работы единого механизма будет налажена таким образом, что любое решение можно будет принять в рамках 32 часов. Ключевым нововведением станет переход от системы Bail-out к системе Bail-in. Как известно, многие европейские банки в преддверие финансового кризиса 2008 г. осуществляли рискованные операции, имели недостаточную капитализацию и приобретали правительственные долги. Когда вследствие такого подхода разгорелся банковский кризис, для финансирования проблемных банков использовались средства налогоплательщиков, а не владельцев банков. Такую систему называют bail out или другими словами выход из экономических трудностей за чужой счет [6].

в рамках 12 часов\ б рамках 24 часов у в рамках 32 часов

Сценарии JVal:

Еврокоилссияиожет предложил Ccaeiy Европы опр oie ci ŒaiE е е р еше ние

Совет Европы проводит оценку плат Еярскоинсснн

41

МШЬизмеЕлетшанв

созтЕектвшс тр ео аванилми 0 oseia Еьропы

Б случае отсустаил вояэахенийсо стороны Совета iBpomimaH вступает в силу

Сценарий JVa2:

Еврэкомнссня может опршестоыть план по причине несовпадения с общественными интересами

МРПБ корректирует р ешение ъ случа е, е ели Еврокоыж сияла зтоц

Рисунок 2 — Сценарии принятия решений по проблемным банкам

Характерной чертой нового подхода, который был применен во время банковского кризиса на Кипре, является причисление к расходам по управляемому банкротству средств акционеров, кредиторов первой очереди и обладателей незастрахованных вкладов или, другими словами, использование при реструктуризации долгов кредитно-финансового института средств его владельцев, кредиторов и клиентов. Таким образом, по долгам банков будут платить акционеры и кредиторы, а не налогоплательщики европейских стран. Кроме того, реструктуризация долга в данном случае подразумевает вхождение кредиторов в состав акционеров, то есть получение акций должника. Это позволит банкам даже в сложной финансовой ситуации продолжать свою деятельность, что поможет избежать нарушений в финансовой системе и даст время надзорным органам для реорганизации банка. Что касается единого фонда европейских банков, то согласно законопроекту он будет создан в 2016 г. и будет расти за счет средств европейских банков до 2024 г. Для того чтобы понять, насколько важно создание подобного фонда для европейских стран, следует отметить, что лишь за период 2008-

2010 гг. объем государственной помощи банкам составил 1,6 трлн евро, или 13 % от ВВП всего Европейского союза. Все эти вливания были обеспечены за счет средств налогоплательщиков [7].

В-третьих, страны зоны евро создадут единую систему страхования частных банковских вкладов, которая будет функционировать согласно Директиве по системе страхования вкладов (Directive of deposit guarantee scheme). В рамках этой системы вклады до 100 тыс. евро во всех странах-членах банковского союза будут полностью застрахованы от любых рисков. Эти гарантии дадут вкладчикам чувство финансовой стабильности, что предотвратит экстренное изъятие ими средств в случае ухудшения финансовой ситуации в стране. К нововведениям новой системы также следует отнести срок выплат компенсаций, который сократится до семи дней. Кроме того, согласно Директиве о реструктуризации и реорганизации банков (BRRD) [8], вклады частных лиц и малых предприятий свыше 100 тыс. евро в случае банкротства банка будут выплачиваться в первую очередь. Таким образом, данная группа вкладчиков будут иметь приоритет перед другими незастрахованным кредиторами.

Еще одной причиной создания банковского союза стала серьезная фрагментация рынка кредитования и финансирования. Некоординированные ответные действия стран-членов еврозоны на банкротства системообразующих банков, иногда сопровождаемые ограничением государственного финансирования в рамках национальных границ совместно с высокой взаимозависимостью банков с государством, где они базируются, привели к серьезной фрагментации рынка. Так, согласно последним данным, около 80 % немецких средних и малых предприятий, подавших заявку на кредит за последние годы, получили положительный ответ, в то время как в южных странах еврозоны данный показатель падает до 40 %, а в таких проблемных странах, как Греция, — до 25 % [9].

Возвращаясь к ключевой проблеме, которую европейские страны пытаются решить путем создания банковского союза, — наличию зависимости между банками и суверенным долгом государств, можно сказать, что создание банковского союза сможет решить ее по ряду причин:

• благодаря его созданию банки будут сильнее и станут менее чувствительны к финансовым кризисам и потрясениям. Общеевропейский банковский надзор обеспечит эффективное соблюдение более строгих пруденциальных требований к банкам и будет повсеместно контролировать уровень достаточности резервов и ликвидности банков. Как результат, европейские банки станут более устойчивыми и будут способны адекватно управлять рисками, связанными с их деятельностью;

• случаи банкротства банков будут регулироваться без участия денег налогоплательщиков. Тем самым будут ограничены негативные последствия для фискальной позиции правительства, так как финансирование проблемных банков будет проводиться за счет средств банковских акционеров и кредиторов, а также за

счет фонда, организованного европейским банковским сообществом;

• так как банки теперь будут под надзором единого европейского надзорного органа — ЕЦБ, а не национального, то все вопросы, связанные с финансовыми проблемами банков, будут решаться на наднациональном уровне, что поможет избежать несогласованности действий правительств разных стран.

Подводя итоги, следует отметить, что создание подобного союза должно положить конец вливанию денег налогоплательщиков в банковскую систему и поможет обеспечить финансовую стабильность. Это, в свою очередь, приведет к созданию условий для финансирования реального сектора экономики со стороны финансового сектора, стимулированию восстановления экономики и созданию новых рабочих мест [10].

Библиографический список

1. Malu Dreiyer. Die Regulierung der Finanzmarkte-fur mehr Kontrolle und Moral // Kreditwesen. — 2014. — № 7.

2. Никитина, Т. В., Репета-Турсунова, А. В. Финансовые рынки и финансово-кредитные институты. — СПб. : изд-во СПбГЭУ, 2014.

3. Banking union: restoring financial stability in Eurozone, European Commission // MEMO 14/294. — 2014. — 15, April. — Р. 3.

4. Regulation (EU) № 468/2014 of European Central Bank of 16 April 2014 establishing the framework for cooperation within Single Supervisory Mechanism between the European Central Bank and national competent authorities and with national designated authorities (SSM Framework Regulation) (ECB/2014/17) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=uri serv: OJ.L_.2014.141.01.0001. 01.ENG.

5. Single Supervisory Mechanism (SSM) Stronger together? Deloitte, 2013.

6. Стрежнева, М. Контуры банковского союза в ЕС [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.ecpol.ru/ macroeconomics/2012-04-05-13 -38-52/709-kontury-bankovskogo-soyuza-v-es.html.

7. Никитина, Т. В. Международная гармонизация финансового надзора с институциональной точки зрения // Маркетинг и эффективность банковского бизнеса : материалы науч.-практ. конф. — СПб. : изд-во СПбГЭУ, 2013.

8. Directive 2014/59/EU of European Parliament and of Council of 15 May 2014 establishing a framework for recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/EU, and Regulations (EU) № 1093/2010 and (EU) № 648/2012, of European Parliament and of Council [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=celex :32014L0059.

9. Никитина, Т. В. Тенденции развития европейских финансовых институтов // Маркетинг и эффективность банковского бизнеса : материалы науч.-практ. конф. — СПб. : изд-во СПбГЭУ, 2014.

10. Gabor Steingart, Bert Rürup Agenda 2020. Was jetzt zu tun ist! // Handelsblatt Research Institute, 2013.

Bibliographic list

1. Malu Dreiyer. Die Regulierung der Finanzmärkte — und für mehr Control of Moral // Kreditwesen. — 2014. — № 7.

2. Nikitina, T. V., Repeta-Tursunova, A. V. Financial markets and financial and credit institutions. — SPb. : Publishing house of SPSEU, 2014.

3. Banking union: restoring financial stability in Eurozone, European Commission // MEMO 14/294. — 2014. — 15, April. — P. 3.

4. Regulation (EU) № 468/2014 of European Central Bank of 16 April 2014 establishing the framework for cooperation within Single Supervisory Mechanism between European Central Bank and national competent authorities and with national designated authorities (SSM Framework Regulation) (ECB/2014/17) [Electronic resource]. — URL : http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.L_.2014. 141.01.0001.01.ENG.

5. Single Supervisory Mechanism (SSM) Stronger together? Deloitte, 2013.

6. Strezhneva, M. Outlines of a banking Union in the EU [Electronic resource]. — URL : http://www.ecpol.ru/ macroeconomics/2012-04-05-13-38-52/ 709-kontury-bankovskogo-soyuza-v-es.html.

7. Nikitina, T. V. International harmonization of financial supervision from institutional point of view // Marketing and efficiency of banking business : materials of scientific-practical conf. — SPb. : Publishing house of SPSEU, 2013.

8. Directive 2014/59/EU of European Parliament and of Council of 15 May 2014 establishing a framework for recovery and resolution of credit institutions and investment firms and amending Council Directive 82/891/EEC, and Directives 2001/24/EC, 2002/47/EC, 2004/25/EC, 2005/56/EC, 2007/36/EC, 2011/35/EU, 2012/30/EU and 2013/36/EU, and Regulations (EU) № 1093/2010 and (EU) № 648/2012, of European Parliament and of Council [Electronic resource]. — URL : http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/EN/TXT/?uri=celex: 32014L0059.

9. Nikitina, T. V. Development trends of European financial institutions // Marketing and efficiency of the banking business : materials of scientific-practical conf. — SPb. : Publishing house of SPSEU, 2014.

10. Gabor Steingart, Bert Rürup Agenda 2020. Was jetzt zu tun ist! // Handelsblatt Research Institute, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.