Уголовно-правовые науки
DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_143 УДК 348
О РОЛИ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО МЫШЛЕНИЯ
В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ON THE ROLE OF SOCIAL AND LEGAL THINKING IN CRIME PREVENTION
ТИЩЕНКО Юрий Юрьевич,
кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: yutish@list.ru;
TISHCHENKO Yuriy Yu.,
Candidate of Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia. 125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1. E-mail: yutish@list.ru
Краткая аннотация. В статье идет речь роле социально-правового мышления в профилактике преступлений. Автор полагает, что для постижения сущности социально-правового мышления необходимо его целенаправленное исследование с обязательным учетом новых задач, а также с использованием положительного опыта профилактики преступлений. Для проведения такого исследования необходимо осуществить поиск оптимальных методик формирования криминологического мышления, широкого круга участников профилактической деятельности, принимающих участие в противодействии преступности. Выделенный в статье перечень основных положений исследования может рассматриваться как один из основных аспектов, необходимых для разработки социально-правового мышления в области профилактики преступлений.
Abstract. The article deals with the role of socio-legal thinking in crime prevention. The author believes that in order to comprehend the essence of socio-legal thinking, it is necessary to study it purposefully, taking into account new tasks, as well as using positive experience in crime prevention. To conduct such a study, it is necessary to search for optimal methods for the formation of criminological thinking, a wide range of participants in preventive activities involved in combating crime. The list of the main provisions of the study highlighted in the article can be considered as one of the main aspects necessary for the development of socio-legal thinking in the field of crime prevention.
Ключевые слова: преступность, профилактика, борьба с преступностью, социальное мышление, правовое мышление, преступник, криминологическое мышление, профилактическая деятельность.
Keywords: crime, prevention, fight against crime, social thinking, legal thinking, criminal, criminological thinking, preventive activity.
Для цитирования: Тищенко Ю.Ю. О роли социально-правового мышления в профилактике преступлений // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 143-144. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_143.
For citation: Tishchenko Yu. Yu. On the role of social and legal thinking in crime prevention // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 143-144. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_143.
Статья поступила в редакцию: 01.05.2023
Социально-правовое мышление, как правило, формируется в результате происходящих в нашей стране процессов реформирования правовой системы. Появление нового социально-правового мышления предопределяет обращение профилактики преступлений в одно из основных направлений обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, поскольку мышление граждан определяет позицию общества и ее отдельных социальных групп по отношению к профилактической деятельности.
Вопросы, связанные с изучением социально-правового мышления в сфере профилактики преступлений рассматривались различными учеными-криминологами еще в советское время, однако данные исследования получили свое развитие в 80-х годах прошлого столетия. Наиболее полное, на наш взгляд, определение данному процессу дал А.Э. Жалинский, который указывал, что социально-правовое мышление в самом общем виде можно определить как интеллектуальную деятельность, состоящую в решении задач, связанных с использованием правовых средств, необходимых для упорядочения общественных отношений, включая преодоление преступности[4, с. 7].
В теории и практике сформировалось устоявшееся убеждение о том, что ряд применяемых подходов к профилактике преступлений, в целом недостаточно оправдывают себя, а уровень реализации мер предупреждения не соответствует ее практическим задачам.
В настоящее время достаточно часто подчеркивается идея повышения уровня правового регулирования профилактики преступлений, регулярно доказывается необходимость усиления ее регулятивного потенциала, обеспечиваемого управленческой, организационной, информационной, кадровой и иными системами. Однако на сегодняшний день нет никаких оснований полагать, что изучение вопросов состояния социально-правового мышления и его соотношения с профилактикой преступлений завершено, поскольку разрешение вопросов профилактики преступлений может уже опираться на новое или изменяющееся социально-правовое мышление. Следует отметить достаточно интересную точку зрения исследователей, которые справедливо отмечают, что проблема социально-правового мышления имеет прогностическое измерение, которое определяется угрозами из будущего, а целью исследования социально-правового мышления является выявление таких угроз, и своевременное реагирование на них [5, с. 205].
Полагаем, что для постижения сущности социально-правового мышления необходимо его целенаправленное исследование с обязательным учетом новых задач, а также с использованием положительного опыта профилактики преступлений. Для проведения такого исследования необходимо осуществить поиск оптимальных методик формирования криминологического мышления, широкого круга участников профилактической деятельности, принимающих участие в противодействии преступности.
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 6(222)
Исходя из наших соображений, в предмет исследования социально-правового мышления в сфере профилактики преступлений может быть включено выяснение исторических аспектов и обусловленности данного элемента общественного сознания, выявление его функций, анализ его содержания и информационной основы, а также анализ перевода мыслительных процессов в реальную профилактическую деятельность и оценку его эффективности.
Полагаем, что наибольшее значение при проведении исследований социально-правового мышления будет иметь анализ связей различных видов обыденного и профессионального рассуждения, то есть изучение криминологических введений в социально-правовое мышление достаточно большого круга лиц, сталкивающихся с обеспечением действия права. Указанные направления исследования социально-правового мышления должны предполагать подход к нему как к динамично развивающемуся социальному явлению, в котором возникают и осознаются происходящие в стране социальные изменения. По мнению А.А. Алпатова адаптация новых знаний к уже имеющейся системе правовых представлений, составляющих основу когнитивного компонента правосознания, поскольку в процессе познания правовой реальности человек получает новую информацию, которую необходимо включить в систему уже имеющихся знаний, и если она не укладываются в прежнюю систему и противоречат ей, то может «перевернуть» его представления о правовой жизни, собственном социальном статусе и общественной роли [2, с. 128].
Опираясь на оценку общих процессов реформирования, имеющуюся информацию о совершаемых противоправных деяниях, а также мерах противодействия им, считаем возможным выделить ряд основных положений, присущих социально правовому мышления, к числу которых относятся:
- осознание роли общественности как самостоятельного субъекта профилактики преступлений, не только оказывающего помощь правоохранительным органам, но и осуществляющего контроль за их деятельностью;
- обоснование целей профилактики преступлений, основываясь на принципах взаимной ответственности государства и граждан;
- наблюдение за состоянием общественного сознания и изменением образа жизни различных социальных групп;
- подчинение профилактики преступлений более общим социальным задачам, в целях использования планирования и прогнозирования процессов социально-экономического развития.
Выделенный нами перечень основных положений исследования может рассматриваться как один из основных аспектов, необходимых для разработки социально-правового мышления в области профилактики преступлений. На наш взгляд данные положения должны оказать свое влияние, прежде всего, на процесс управления системой регулирования и осуществления профилактической деятельности. Как справедливо отмечает В.Н. Гуляихин, с помощью мышления формируется ценностно-смысловой компонент правосознания, который обеспечивает истинность правовых суждений и умозаключений. Находясь в конкретной социально-культурной среде, личность занимает определенную общественную позицию по правовым вопросам, что также определяет характер ее мышления [3, с. 54].
Следует отметить, что в рамках проведения подобных исследований существенное значение приобретает разработка методик решения отдельных мыслительных задач, связанных с повышением эффективности и активизацией мер профилактики преступлений. В процессе разработки методик планирования профилактики преступлений, должно больше внимания уделяться задачам распознавания проблемных ситуаций, прогнозированию, выбору способов приведения в действие профилактических мер, в целом реализации направления профилактики. Поэтому разработка методик своевременного социально-правового мышления должна обязательно содержать конкретную цель, исходящую из проблемной ситуации, отдельные приемы обработки и систематизации информации, выбор способов решения проблемной ситуации, и его согласование с интересами участников профилактической деятельности, направленной на противодействие совершению противоправных деяний.
Учитывая высказанные нами соображения, полагаем, что для разработки современной системы профилактики преступлений и ее адаптации к нынешним условиям необходимо признать приоритет социальных и специальных мер предупреждения преступности по отношению к применению уголовного законодательства. Также целесообразно ориентировать интенсивность профилактики на сокращение уголовной репрессии и создание системы мониторинга за основными элементами социальной ситуации, оказывающими влияние на преступность. Кроме этого, необходимо обеспечить переход с количественных оценок состояния системы предупреждения преступности на качественные оценки, позволяющие определять влияние профилактических мер на поведение граждан и при этом учитывать их отношение к реализации указанных мер воздействия.
Библиогра фия:
1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. Психологический журнал. 1994. № 4. С. 39-55.
2. Алпатов А.А. Эпистемология и онтология права. Вопросы права и политики. 2013. № 12. С. 127-194.
3. Гуляихин В.Н. Правовое мышление и воспитательный процесс. Юридические исследования. 2015. № 7. С. 52-92.
4. Жалинский А.Э. Избранные труды. Том 4. Правовое мышление и профессиональная деятельность юриста. Науковедческие проблемы правоведения. ИД Высшей школы экономики. 2016. С.7.
5. Клеймёнов М.П., Верченко Н.И. Прогностический аспект социально-правового мышления. Вестник Томского государственного университета. 2021. № 465.
С. 205.
6. Лошакова С.А. О сущности воспитательной функции права. Юридический мир. 2014. № 6. С. 39-41.
References:
1. Abulkhanova-Slavskaya K.A. Social thinking of personality: problems and research strategies. Psychological journal. 1994. No. 4. pp. 39-55.
2. Alpatov A.A. Epistemology and ontology of law. Issues of law and politics. 2013. No. 12. pp. 127-194.
3. Gulyikhin V.N. Legal thinking and educational process. Legal research. 2015. No. 7. pp. 52-92.
4. Zhalinsky A.E. Selected works. Volume 4. Legal thinking and professional activity of a lawyer. Scientific problems of jurisprudence. ID of the Higher School of Economics. 2016. p.7.
5. Kleimenov M.P., Averchenko N.I. Prognostic aspect of socio-legal thinking. Bulletin of Tomsk State University. 2021. No. 465. p. 205.
6. Loshakova S.A. On the essence of the educational function of law. The Legal world. 2014. No. 6. pp. 39-41.