субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления повысит
эффективность их совместного сотрудничества.
Источники:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года
2. Федеральный закон от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Ковешников Е. М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. — М., 2002.
4. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации : учебник. — М., 2007.
5. Авакьян С. А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России / С. А. Авакьян - М., 2011 - 326с.
6. Муниципальное право Российской Федерации. Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Дмитриева. М., 2008 - 131с
Sources:
1. The Constitution of the Russian Federation of 12.12.1993
2. Federal Law of 6.10.2003 No. 131-FZ "On general principles of the organization of local
self-government in the Russian Federation"
3. Koveshnikov, EM The State and Local Self-Government in Russia: The Theoretical and Le-
gal Basis of Interaction. - M., 2002.
4. Shugrina E. S. Municipal Law of the Russian Federation: a textbook. - M., 2007.
5. Avakyan SA State, problems and prospects of local self-government in Russia / SA Avakyan
-M., 2011 -326p.
6. Municipal law of the Russian Federation. Ed. Doct. jurid. Sciences, prof. Yu.A. Dmitrieva.
M., 2008 - 131s
Т.Ф. Гаю
старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки,
Краснодарский университет МВД
T.F. Gayu
senior lecturer of the Department tactical and special training Krasnodar University of MVD (2009stalker@mail.ru)
О РОЛИ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД ВО ВНЕСЛУЖЕБНОЕ ВРЕМЯ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию мер обеспечения личной безопасности сотрудника ОВД, так как не только вся система МВД в целом, и ее конкретные подразделения, но и каждый отдельный сотрудник, в частности, в значительной мере выступают в качестве объектов, которым необходимо обеспечение защищенности, т.к. решение многих вышеназванных экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД, и тем более ее отдельных сотрудников.
Annotation. The article discusses approaches to improving measures to ensure the personal safety of police officers, as not only the entire system of the interior Ministry as a whole, and its specific units, but also each individual employee, in particular, largely act as objects that need to ensure security, as the solution of many of the above-mentioned economic, material, legal and social problems is beyond the competence of the interior Ministry, and especially its individual employees.
Ключевые слова: безопасность сотрудника ОВД и ее виды, личная безопасность, принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России.
Key words: security of the employee of Department of internal Affairs and its types, personal safety, principles of ensuring own safety of system of the Ministry of
internal Affairs of Russia.
На сегодняшний день весьма приоритетной становится проблема изучения внешних и внутренних угроз личной безопасности сотрудников ОВД, их источников и модификаций. Острота данной проблемы обусловлена тем, что в современном обществе весьма часто объектом посягательства являются именно сотрудники и члены их семей.
И, бесспорно, неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности полицейского является не только физический, но и психологический риск. Таким образом, приоритетной в данном контексте задачей является проведение специальной работы по уменьшению этого риска до минимального предела, что, в настоящее время, чрезвычайно важно.
Если говорить о деятельности сотрудников ОВД как о полифункциональной системе, то очевидным становится то, насколько она эффективно работает. Как известно, любая система в общем, и система правоохранительных органов, в частности, будет эффективно работать только тогда, когда она всегда сможет сама себя защитить таким образом, чтобы у преступников даже не возникало мысли использовать в решении вопросов пути и способы силового воздействия на представителей власти.
На проблему обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, реализации системы мер, направленных на снижение уровня профессионального риска до реально-возможного минимума, необходимо смотреть как на комплексную проблему.
Большинство ученых и экспертов, работающих в данном направлении, предлагают разделить весь широчайший спектр мер безопасности сотрудников на общие и специальные.
К общим, традиционно, можно отнести те меры, которые органы государственной власти устанавливают и применяют при первичном трудоустройстве граждан на службу, и также непосредственно в процессе прохождения ими службы в структурных подразделениях ОВД. И в данном списке, в первую очередь, должно значиться обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с назначением его на должность; а также проведение системной периодической проверки сотрудников на профессиональную пригодность к действиям в таких условиях, которые связаны с необходимостью применения не только физической силы, но и специальных средств, а также огнестрельного оружия.
Что касается специальных мер, то к ним можно отнести комплекс мероприятий, обеспечивающих безопасность сотрудников органов внутренних дел и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они целесообразны при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением сотрудниками ОВД своей служебной деятельности. Также специальные меры защиты могут распространяться и на близких родственников сотрудника ОВД, а еще в практике встречаются и исключительные случаи, когда на жизнь, здоровье и имущество иных лиц совершается посягательство с той целью, чтобы воспрепятствовать профессиональной деятельности должностных лиц органов внутренних дел в правовом поле законов, либо для того, чтобы принудить их к изменению характера деятельности, либо из желания отомстить за указанную деятельность.
Если анализировать комплекс мер по обеспечению безопасности в системе МВД России, то нам видится это как система взаимосвязанных и взаимообусловленных организационно-управленческих, правовых, социально-психологических, оперативно-розыскных, режимных, воспитательных, пропагандистских и профилактических или иных мер, направленных на то, чтобы создавать и поддерживать
условия не только для выявления и нейтрализации, но и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности.
Если попытаться обобщить и систематизировать принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России, то среди них по приоритетности можно назвать, в первую очередь, законность применяемых мер, а также уважение, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Также системообразующими являются принципы единства системы обеспечения собственной безопасности и централизации управления этой деятельностью, а также активность и наступательность, приоритетность упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам.
Нельзя оставлять без внимания такие принципы как: принцип конспирации, в процессе реализации которого происходит сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности; принцип единства сочетания целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД России.
И, безусловно, такие принципы, как: принцип комплексного использования сил и средств, принцип последовательной алгоритмизации в реализации антикоррупционной политики; принцип персональной ответственности руководителей за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях; принцип уважения, соблюдения и защиты прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих.
Меры обеспечения собственной безопасности в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации направлены, в первую очередь, на то, чтобы защитить жизнь, здоровье, не позволить унизить честь, достоинство, деловую репутацию сотрудников МВД, а также гражданских служащих, в том числе и их близких, а также уронить деловую репутацию Органов Внутренних Дел Российской Федерации, или иных организаций и подразделений, которые были созданы для того, чтобы выполнить задачи и осуществить все делегированные ОВД полномочия.
Особое место среди мер обеспечения собственной безопасности в системе Министерства Внутренних Дел Российской Федерации занимают такие, как: получение предупредительной информации, позволяющей предотвратить возможные внешние и внутренние угрозы, оценить возникающие угрозы, выявить источники опасности, подготовить аналитические материалы, прогнозы изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности системы МВД России.
Эксперты, занимающиеся разработкой данной проблемы все чаще говорят о необходимости осуществления мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также о том, что настал момент для тотального совершенствования нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности [1].
Абсолютно назрела необходимость не только предупреждать, выявлять, но и самым жестким образом пресекать коррупционные правонарушения, совершаемые сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.
Особое внимание в современных условиях должно быть уделено поиску путей оптимизации и совершенствования механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России, в том числе для проведения в установленном порядке проверок на соответствие кандидатов профессиональным компетенциям в рамках определенных должностей.
Нужно также учесть, что необходимо проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД России от преступных посягательств и террористических угроз, на предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов [2].
Должно стать совершенно невозможным проникновение в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели, и все эти меры должны опираться на мощный ресурс научного и методического сопровождения деятельности системы МВД России в сфере обеспечения собственной безопасности.
Нельзя умалять значимости взаимодействия с представителями средств массовой информации, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан, а также непосредственно с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности [3].
Весьма серьезную роль играет и профессиональная защищённость сотрудников ОВД, включающая в себя следующие детерминанты, а точнее виды защищенности:
- экономическая;
- правовая;
- материально-техническая;
- социально-психологическая;
- кадровая;
- информационная;
- специальная;
- психологическая и
- физическая.
Экономическая защищенность направлена на то, чтобы материальное обеспечение сотрудника системы МВД соответствовало его объективным материальным и иным потребностям.
Правовая защищенность опирается на соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД тем объективным условиям и задачам, которые эксплицированы в служебную деятельность сотрудника ОВД, а также именно правовая защищенность является предиктором уровня правового обеспечения профессиональной деятельности сотрудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью [4].
Материально-техническая защищенность призвана иллюстрировать соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников тем объективным условиям и задачам, реализуемым в профессиональной среде ОВД.
Что касается социально-психологической защищенности, то это соответствие общественного мнения о деятельности системы МВД объективным оценкам ее деятельности и соответствие «образа сотрудника» ОВД реальным профессиональным и личностным типам сотрудников. В качестве наиболее яркого показателя социально-психологической защищенности выступает стабильный положительный эмоционально-психологический климат в коллективе.
Кадровая защищенность представляет собой соответствие уровня профессиональной надежности персонала, т. е. нравственных качеств сотрудников и их профессиональной компетентности тем требованиям, которые в современных
условиях предъявляются к личности сотрудника системой МВД.
Информационная защищенность - соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такие знания для решения профессиональных задач обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких
Специальная защищенность - эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите органов внутренних дел от деструктивных воздействий преступных элементов
Психологическая защищенность - соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.
Физическая защищенность - соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья при решении (или в связи с решением) профессиональных задач до объективного предела [5].
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что и вся система МВД в целом, и ее конкретные подразделения, так и отдельно взятый сотрудник, в значительной мере выступают в качестве объекта обеспечения защищенности, т. к. решение достаточно большого количества экономических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД и тем более отдельного сотрудника. Источники:
1. Братусин А.Р., Скобликов Р.В., Устименко В.О., Ворожко Н.П. Инновационный потенциал личности и возможности его развития // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 288-294.
2. Братусин А.Р. Проекционный характер восприятия образа террориста современной молодежью // В сборнике: Приоритеты и механизмы обеспечения экономического роста, финансовой стабильности и социальной сбалансированности в России / сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22-27.
3. Власенко Е.Е., Братусин А.Р. Организация, функционирование и методическое обеспечение первоначальной подготовки полицейских в системе МВД России//АРЫОМ. Сер.: Гуманитарные науки. 2014. № 3.
4. Timoshenko L.I., Ryzhov A.V. Moral and psychological preparation staff of special forces of police taking part in counter-terrorist operations/В сборнике: региональные аспекты функционирования гостиничной индустрии = Regional aspects of the hospitality industry материалы II Всероссийского научно-практического семинара = Materials II Russian scientific-practical seminar. Под редакцией: О.Ю. Колосовой, Т.В. Вергун, Ю.С. Авраменко. -2015. -С. 216-219.
5. Timoshenko L.I., Kudryavtsev R.A. Some features of training staff of special forces polices for negotiating with terrorists/В сборнике: Региональные аспекты функционирования гостиничной индустрии = Regional aspects of the hospitality industry материалы II Всероссийского научно-практического семинара = Materials II Russian scientific-practical seminar. Под редакцией: О.Ю. Колосовой, Т.В. Вергун, Ю.С. Авраменко. -2015. -С. 214-216.
Sources:
1. Bratusin AR, Skoblikov RV, Ustimenko VO, Vorozhko N.P. Innovative potential of the individual and the possibilities of its development // Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-3. Pp. 288-294.
2. Bratusin A.R. Projection character of perception of the image of a terrorist by modern youth
// In the collection: Priorities and mechanisms for ensuring economic growth, financial stability and social balance in Russia / collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016. P. 22-27.
3. Vlasenko EE, Bratusin A.R. Organization, functioning and methodological support of the
initial training of policemen in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // APRIORI. Ser .: Humanities. 2014. № 3.
4. Timoshenko L.I., Ryzhov A.V. In the collection: regional aspects of the functioning of the
hotel industry. The materials of the II All-Russian Scientific and Practical Seminar = Materials II Russian scientific-practical seminar. Edited by: O.Yu. Kolosovoy, Т.В. Vergun, Yu.S. Avramenko. -2015. -FROM. 216-219.
5. Timoshenko L.I., Kudryavtsev R.A. In the collection: Regional aspects of the functioning of
the hotel industry. Materials of the II All-Russian scientific and practical seminar. Materials II Russian scientific-practical seminar. Edited by: O.Yu. Kolosovoy, Т.В. Vergun, Yu.S. Avramenko. -2015. -FROM. 214-216.
Т.А. Литвин доцент кафедры морского права, ФГБОУ ВО «ГМУ имени адмирала Ф.Ф.Ушакова»
T.A. Litvin Associate professor of sea law, State Maritime University of a name of the admiral F.F. Ushakov
(tatiana.litvin@mail.ru 8-8617-61-64-04)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ С ЗАТОНУВШИМИ
СУДАМИ
Аннотация. Проблема брошенных затонувших судов и их утилизация затрагивает интересы государства в вопросах обеспечения безопасности судоходства и защиты окружающей среды от загрязнения, а также судовладельцев-собственников имущества и участников страхового бизнеса.
Согласно законодательству РФ, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам (гидротехническим и другим) собственник затонувшего имущества обязан по требованию капитана морского порта в установленный им срок поднять затонувшее имущество и при необходимости удалить или уничтожить его.
Одной из основных проблем в утилизации затонувших судов является их крайне высокая стоимость и поэтому у судовладельцев интерес к утилизации своих судов отсутствует. Если собственник судна не предпринимает или уклоняется от принятия мер по подъему и ликвидации судна, оно попадает под определение «брошенные суда». Необходимость принудительных мер возникает у администрации морского порта.
Ратификация Россией Найробийской международной конвенции по удалению затонувших судов и Гонконгской международной конвенции по безопасной и экологически рациональной утилизациисудов даст возможность относить к затонувшему имуществу выведенные из эксплуатации и брошенные (бесхозяйные) суда.
Annotation. The article considers the problem of abandoned wrecks and their disposal affecting the interests of the state both in ensuring navigational safety and protecting the marine environment from pollution, as well as 'ship owners-property owners' and participants in the insurance business.
According to the Russian Federation legislation, if sunken property creates a threat to the navigational safety or harm to the marine environmental pollution or pre-