Научная статья на тему 'Совершенствование организационного обеспечения профилактики коррупционных правонарушений субъектами обеспечения собственной безопасности в системе МВД России'

Совершенствование организационного обеспечения профилактики коррупционных правонарушений субъектами обеспечения собственной безопасности в системе МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
633
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CORRUPTION / PREVENTION / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA / DIVISIONS OF THE INTERNAL SECURITY / КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / МВД РОССИИ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белай Михаил Евгеньевич, Осяк Андрей Николаевич, Капранова Юлия Витальевна

Авторы анализируют правовое и организационное обеспечение профилактики коррупционных правонарушений в деятельности субъектов обеспечения собственной безопасности в системе МВД России. Рассматриваются отдельные организационные аспекты антикоррупционной деятельности подразделений собственной безопасности, формулируются предложения по их совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белай Михаил Евгеньевич, Осяк Андрей Николаевич, Капранова Юлия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL SUPPORT OF THE PREVENTION OF CORRUPTION OFFENCES BY THE SUBJECTS OF THE INTERNAL SECURITY IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The authors analyze the legal and organizational support for the prevention of corruption offenses in the activities of subjects to ensure internal security in the Ministry of internal affairs of Russia. The article deals with some organizational aspects of anti-corruption activities of its own security units, makes proposals for their improvement.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организационного обеспечения профилактики коррупционных правонарушений субъектами обеспечения собственной безопасности в системе МВД России»

УДК 351.74 : 343.352 ББК 67.629

© 2019 г. Белай Михаил Евгеньевич,

начальник 4-го отдела (научно-методического обеспечения деятельности ПСБ) Информационно-аналитического управления Главного управления собственной безопасности МВД России кандидат юридических наук. E-mail: mbelaj@mvd.ru

Осяк Андрей Николаевич,

начальник кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук. E-mail: aosiak2@ mvd.ru

Капранова Юлия Витальевна,

доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: ruimvdadmpravo@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СУБЪЕКТАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В СИСТЕМЕ МВД РОССИИ

Авторы анализируют правовое и организационное обеспечение профилактики коррупционных правонарушений в деятельности субъектов обеспечения собственной безопасности в системе МВД России. Рассматриваются отдельные организационные аспекты антикоррупционной деятельности подразделений собственной безопасности, формулируются предложения по их совершенствованию. Ключевые слова: коррупция, профилактика, МВД России, подразделения собственной безопасности.

Belaj Mikhail Evgenyevich - head of the 4th department (scientific and methodological support of activities of the internal security subdivision) of the Informational and analytical department of the Main directorate of the internal security of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law.

Osyak Andrey Nikolaevich - head of the Department of administrative law of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law.

Kapranova Yulia Vitalyevna - associate professor of the Department of administrative law of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law, associate professor.

IMPROVING THE ORGANIZATIONAL SUPPORT OFTHE PREVENTION OF CORRUPTION OFFENCES BYTHE SUBJECTS OFTHE INTERNAL SECURITY IN THE MINISTRY OF INTERNALAFFAIRS OF RUSSIA

The authors analyze the legal and organizational support for the prevention of corruption offenses in the activities of subjects to ensure internal security in the Ministry of internal affairs of Russia. The article deals with some organizational aspects ofanti-corruption activities of its own security units, makes proposals for their improvement.

Keywords: corruption, prevention, the Ministry of internal affairs ofRussia, divisions of the internal security.

Профилактика коррупции как составляющая противодействия ей предусматривает реализацию предупредительных мер общего и специального характера в деятельности различных субъектов, участвующих в разработке и реализации мер по предупреждению и профилактике коррупции, укреплению дисциплины и законности, в том числе в деятельности системы публичных органов российского государства. С принятием в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции» [1] в России процесс противодей-

ствия коррупции охватил все уровни публичной власти, в том числе гражданское общество, возложив функции по предупреждению коррупции на все без исключения органы государственной власти и местного самоуправления.

В настоящее время в России создан целостный механизм по противодействию коррупции, сформированы правовые и организационные основы ее профилактики в деятельности различных субъектов: ратифицированы основные международные соглашения,

приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. Современный комплекс мер против коррупции опирается на уже проделанную работу в рамках проводимых мер национальными планами по противодействию коррупции 20102011, 2012-2013, 2104-2105, 2016-2017 годов, посредством которых усилено административное и уголовно-процессуальное законодательство, сформированы различные уровни реализации антикоррупционного законодательства. Действующий Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы [2], утвержденный Указом Президента Российской Федерации 29 июня 2018 года, представляет собой последовательно реализуемый и постоянно совершенствуемый комплекс мер организационно-правового, экономического, информационного и кадрового характера по противодействию коррупции.

Коррупция в органах внутренних дел представляет собой негативное социально-правовое явление, связанное с использованием сотрудниками органов внутренних дел своего должностного положения с целью извлечения материальной выгоды вопреки интересам государственной службы.

К специфическим факторам, способствующим совершению преступлений коррупционной направленности в органах внутренних дел, традиционно относят:

- недостатки кадровой политики по подбору и расстановке специалистов, воспитательной работы;

- деформацию правосознания отдельных сотрудников;

- недостатки в выявлении и документировании противоправной деятельности сотрудников, подозреваемых в коррупционных преступления;

- коррупционные связи сотрудников органов внутренних дел с криминальными группировками [3, с. 27].

Профилактика коррупционных правонарушений в системе МВД России осуществляется комплексно, по формам и содержанию зависит от субъектного состава, различают над-ведомственный [4, с. 33-39] и ведомственный уровни.

В рамках общего внутриведомственного уровня антикоррупционную деятельность

осуществляют: руководители (начальники) органов внутренних дел, учреждений, предприятий МВД России, их подразделений (в том числе инспекции по личному составу, отделы кадров, морально-психологического обеспечения и др.). Специализированно в системе МВД России противодействуют коррупции: Главное управление собственной безопасности МВД России (далее - ГУСБ МВД России), подразделения собственной безопасности территориальных органов МВД России, подразделения собственной безопасности оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделений.

В соответствии с приказом МВД России «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» [5] под собственной безопасностью в системе МВД России следует понимать состояние ее защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия посредством создания эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, обеспечения инженерно-технической укреплен-ности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информационных ресурсов, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких, а также принятия оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз.

К числу таких угроз следует относить:

- несанкционированный доступ к различным видам служебной информации и возможность ее неправомерного распространения;

- попытки поступления на службу в органы внутренних дел для использования служебного положения в противоправных целях;

- нарушение законности со стороны сотрудников и гражданских служащих системы МВД России;

- угрозы в отношении жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел и др. [6, с. 61].

Антикоррупционная деятельность подразделений собственной безопасности МВД России направлена как на выявление корруп-

ционных преступлений, изобличение сотрудников органов внутренних дел, причастных к ним, склонных к коррупционным связям, злоупотребляющих служебным положением, посредством оперативно-розыскной деятельности, так и на профилактику коррупции внутри органов внутренних дел, участие в мероприятиях по укреплению дисциплины и законности, в работе конкурсных и аукционных комиссий, в оценке состояния защищенности объектов органов внутренних дел от преступных посягательств.

В системе МВД России направления деятельности по профилактике коррупции успешно реализовываются в связи с точной и детальной законодательной регламентацией запретов, ограничений, антикоррупционных требований и обязанностей сотрудников органов внутренних дел, федеральных гражданских государственных служащих системы МВД России, установлением ответственности (взысканий) за их несоблюдение. В целях эффективного обеспечения исполнения возложенных на сотрудников органов внутренних дел обязанностей по соблюдению служебной дисциплины, запретов, ограничений, требований, связанных со службой в органах внутренних дел, процедуры их соблюдения достаточно подробно урегулированы ведомственным законодательством.

Детальная регламентация соответствующих процедур (порядка подачи уведомления о фактах склонения к коррупционным правонарушениям, уведомления об иной оплачиваемой деятельности сотрудниками органов внутренних дел, сообщения о получении подарка, его сдачи, оценки и реализации (выкупа), уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении служебных (должностных, трудовых) обязанностей, которая приводит или может привести при исполнении служебных обязанностей к конфликту интересов и др.) позволяет сотрудникам подразделений собственной безопасности МВД России контролировать исполнение возложенных на сотрудников органов внутренних дел обязанностей по соблюдению запретов и ограничений, связанных с прохождением службы.

Эффективность текущей специализированной антикоррупционной работы организационно зависит от начальника ГУСБ МВД России, который координирует деятельность органов, организаций и подразделений систе-

мы МВД России по вопросам собственной безопасности, противодействию коррупции.

Правовое и организационное обеспечение профилактики коррупционных правонарушений в деятельности субъектов обеспечения собственной безопасности в системе МВД России в итоге преследует цель недопущения коррупционных правонарушений, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в системе МВД России.

ГУСБ МВД России, как самостоятельное структурное оперативное подразделение центрального аппарата МВД России, обеспечивает и осуществляет в пределах собственной компетенции выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правового регулирования в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, а также государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных служащих и их близких. ГУСБ МВД России реализует меры профилактики в следующих правовых формах:

- планирование (анализ, оценка, прогнозирование);

- организация (мониторинг, оперативно-розыскная деятельность, обобщение практики, обеспечение государственной защиты, ведение баз данных, оперативного учета, координация деятельности по вопросам обеспечения собственной безопасности, обеспечение исполнения законодательства о противодействии коррупции, разработка форм отчетности, подготовка ответов по запросам государственных органов);

- контроль (ведомственный контроль);

- регулирование (выработка мер по повышению эффективности, разработка проектов нормативных правовых актов).

ГУСБ России, исходя из основных реализуемых задач и функций, организовывает и осуществляет следующие специальные меры профилактики:

- проводит оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений о достоверности и полноте сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера и соблюдении требований к служебному поведению граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы в системе МВД России, сотрудников и гражданских служащих систе-

мы МВД России, граждан, ранее являвшихся сотрудниками либо гражданскими служащими системы МВД России по поступившим в установленном порядке запросам из иных государственных органов;

- осуществляет сбор, обработку и учет оперативно-розыскной информации по вопросам выявления причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России;

- рассматривает обращения граждан и иную информацию о нарушениях законности, в том числе правонарушениях, подготавливаемых, совершаемых или совершенных сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России из корыстных побуждений с использованием служебного положения;

- формирует базы данных по лицам, совершившим коррупционные преступления;

- участвует в согласовании свершения федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении МВД России, крупных и иных сделок, а также выработке стратегии их развития;

- направляет в адрес руководителей органов, организаций и подразделений системы МВД России информацию о выявленной противоправной коррупционной деятельности сотрудников, гражданских служащих и работников, ее причинах и условиях, вносит соответствующие предложения по устранению имеющихся недостатков;

- проводит семинары, изучает антикоррупционную политику зарубежных стран;

- доводит до населения основные результаты своей деятельности в сфере профилактики коррупции.

В рамках Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы к приоритетным, требующим дальнейшего совершенствования, мерам правового и организационного обеспечения по профилактике коррупции в деятельности субъектов обеспечения собственной безопасности по профилактике коррупции в системе МВД России следует относить:

- совершенствование системы запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции;

- совершенствование законодательства, связанного с контролем за соответствием расходов и доходов лиц, занимающих государст-

венные должности, иных лиц, и предоставлением сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера;

- пропаганду антикоррупционных стандартов и развитие общественного сознания.

Стабильная правоприменительная практика в сфере профилактики коррупции является условием эффективности ее реализации. В этом ключе существующие в системе МВД России антикоррупционные профилактические процедуры представляются достаточно разработанными.

Вместе с тем приоритетными в деятельности подразделений собственной безопасности являются направления по совершенствованию правового и организационного обеспечения профилактики коррупционного поведения сотрудников органов внутренних дел по вопросам получения подарков, приглашений в зачет будущих просьб или лояльного отношения, по вопросам конфликта интересов при наличии близких (не родственных) отношений с высокопоставленными и состоятельными лицами. В силу высокой ла-тентности коррупционных правонарушений, а также сложности доказывания того факта, что подарок, услуга, приглашение, факт знакомства и коррупционные действия сотрудника органов внутренних дел связаны напрямую, в случае поддержания близких отношений с указанной категорией лиц практически невозможно в указанных случаях определить виновность сотрудника органов внутренних дел, провести различие между наказуемым и допустимым поведением.

В данном вопросе интересен опыт зарубежных стран. Так, например в Голландии, в вопросах определения коррумпированности гражданского служащего, принцип причинности был упрощен до того, что согласно законодательству для доказывания вины достаточно предположить о связи одного с другим. Дающий взятку может быть арестован, не будучи пойман на месте преступления [7, с. 258].

Указанный опыт в российской правовой действительности трудноприменим, однако в рамках профилактики коррупционных правонарушений подобное поведение может послужить основанием для отнесения того или иного сотрудника органов внутренних дел подразделениями собственной безопасности к категории лиц, подпадающих в зону коррупционного риска, а в дальнейшем, при нали-

чии определенных обстоятельств, и к лицам, утратившим доверие.

Как отмечают отдельные авторы, несовершенным является понятие «конфликт интересов» [8, с. 4-14]. Данным понятием трудно охватить все имеющиеся варианты человеческих взаимоотношений. Формально конфликт интересов может быть снят путем расторжения брака, а семейные отношения при этом могут сохраняться. Между соседями и знакомыми возможны более близкие и доверительные взаимоотношения, сопровождающиеся подарками, услугами, чем между кровными родственниками. В итоге складывающиеся отношения могут быть не охвачены правилами антикоррупционного поведения.

Сложности противодействия коррупции также обусловлены тем, что существуют проблемы измерения коррупции [9. с. 260-264.]. Представляется, что профилактика коррупции теснейшим образом связана с вопросами оценки (измерения) эффективности мер по ее предупреждению и должна оцениваться исходя из конечного совокупного результата их воздействия. Планы противодействия коррупции и оценка эффективности реализации этих планов в системе МВД России должны находиться в прямой взаимосвязи с оценкой уровня коррупции, чтобы можно было сделать вывод о том, что противодействие осуществляется фактически, а не на уровне нормативных правовых актов. Принцип оценки эффективности противодействия коррупции не должен подменяться простым сравнением предыдущих результатов сводной статистики. Как справедливо отмечалось: «... "совершенствование законодательства" и, как следствие, наличие множества нормативных-правовых актов не являются панацеей в борьбе с коррупцией» [10, с. 59].

Необходимо подвергать оценке результат -реально существующий уровень коррупции в органах внутренних дел, отмечать рост или снижение коррупционных показателей, а не отчетность по проведенным мероприятиям, необходимо глубоко и всесторонне аналитически сопоставлять затраченные ресурсы с фактическим результатом, а такие методики до сих пор не достаточно проработаны.

Считаем, что методики измерения коррупции в органах внутренних дел и результатов противодействия ей должны заключаться во всесторонней поэтапной оценке. На первом этапе - оценка внутренних показателей эф-

фективности профилактической антикоррупционной деятельности в подразделениях органов внутренних дел (соблюдение антикоррупционных стандартов, обучение и информирование, обеспечение соответствия системы внутреннего контроля требованиям антикоррупционной политики); на втором - оценка общества (внешние показатели профилактической работы органов внутренних дел, в том числе оцениваемые гражданами онлайн в форме анкетирования); на третьем - оценка контрольных показателей профилактики коррупции в органах внутренних дел (оценка эффективности текущей профилактической антикоррупционной деятельности подразделениями собственной безопасности органов внутренних дел в конкретном территориальном органе МВД России на основе учета первого и второго этапов, а также собственных проведенных мероприятий). По завершении комплекса мер необходимо подготовить и разместить на официальном сайте территориального органа МВД России, деятельность которого подвергается оценке, отчетные материалы по проведенной работе, достигнутые результаты в сфере профилактики коррупции (выявленные сферы деятельности с высокими коррупционными рисками, сведения о лицах, привлеченных к ответственности, осуществленные меры по устранению причин и условий, способствующих коррупции и др.). Важно внести предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства и профилактических мер, реализуемых в органах внутренних дел в целях адекватного реагирования на возникающие угрозы, выработку новых стратегий профилактики коррупционных проявлений.

Комплекс мер по оценке эффективности проводимой антикоррупционной профилактической работы в органах внутренних дел должен быть основан на принципах открытости и участия граждан, постоянного контроля, неотвратимости наказания, соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Так же при этом обязательно участие подразделений собственной безопасности МВД России как специального независимого эксперта. Только таким образом возможно обеспечить надлежащий уровень устойчивости личного состава к нарушениям законности, соблюдение требований антикоррупционного законодательства. Но именно эти меры позволят повысить уровень до-

верия граждан к полиции - за счет усиления значимости мнения населения, повышения возможностей его влияния на деятельность

Литература

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Российская газета. 30.12.2008. № 266.

2. Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 20182020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации 02.07.2018. № 27. Ст. 4038.

3. Омелин В. Н., Астишина Т. В. Особенности выявления преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 3 (81).

4. Капранов А. В., Капранова Ю. В. Прокурорский надзор за соблюдением антикоррупционного законодательства в системе органов внутренних дел // Юристъ-Правоведъ. 2015. № 1 (68).

5. Приказ МВД России от 2 января 2013 г. № 1 «Об утверждении Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» // URL: https://www.consultant.ru.

6. Захватов И. Ю., Кишкин Д. В. О современных подходах к проблеме повышения эффективности деятельности подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России на региональном уровне // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).

7. Чистякова Н. Г. Борьба с коррупцией по-голландски // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2009. № 14.

8. Ноздрачев А. Ф., Автономов А. С. Меры профилактики и контроля конфликта интересов по законодательству Российской Федерации и зарубежных стран // Административное право и процесс. 2017. № 5.

9. Осяк А. Н., Капранова Ю. В., Овсепян Г. М. Приоритетные направления борьбы с коррупцией в контексте измерения коррупционных проявлений // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 2 (36).

10. Мигущенко О. Н. Методологические основы предупреждения преступлений коррупционной направленности // Российский следователь. 2018. № 7.

органов государственной власти через активное участие в механизме общественного контроля.

Bibliography

1. About anti-corruption: federal law of December 25, 2008 № 273-FL // Rossiyskaya gazeta. 30.12.2008. № 266.

2. About the national plan of anti-corruption for 2018-2020: decree of the Russian President of June 29, 2018 № 378 / Collection of the legislation of the Russian Federation. 02.07.2018. № 27. Art. 4038.

3. Astishin V. N., Omelenum T. V. Features of detection of offenses of corruption orientation, internal affairs made by staff of bodies//the Bulletin of the Ufa legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 2018. № 3 (81).

4. Kapranov A. V., Kapranova Yu. V. Public prosecutor's supervision of observance of the anticorruption legislation in the system of law-enforcement bodies // Yurist-Pravoved. 2015. № 1 (68).

5. About the approval of the Concept of ensuring own safety in the system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: the order of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of January 2, 2013 № 1 // URL: https:// www.consultant.ru.

6. Zakhvatov I. Yu., Kishkin D. V. About modern approaches to a problem of increase in efficiency of activity of divisions of own safety of territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the regional level // Works of the MIA Academy of Management. 2012. № 2 (22).

7. Chistyakova N. G. Fight against corruption in Dutch//RGGU Bulletin. Series: Political science. History. International relations. 2009. № 14.

8. Nozdrachev A. F., Avtonomov A. S. Measures of prevention and control of the conflict of interests for the legislation of the Russian Federation and foreign countries//Administrative law and process. 2017. № 5.

9. Osyak A. N., Kapranova Yu. V., Ovsepy-an G. M. The priority directions of fight against corruption in the context of measurement of corruption manifestations // The Bulletin of Ministry of Internal Affairs Academy of Republic of Belarus. 2018. № 2 (36).

10. Migushchenko O. N. Methodological bases of prevention of crimes of corruption orientation // Russian investigator. 2018. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.