Научная статья на тему 'О направлениях совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности: тенденции и перспективы'

О направлениях совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности: тенденции и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1761
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ / ANTI-TERRORIST SECURITY / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL SAFETY / OWN SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев И.Б.

В статье рассматриваются направления совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности в целях профилактики коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, повышения антитеррористической защищенности объектов ОВД и разработки нормативных правовых актов для их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About Perfection Directions of the Interior Ministry of Russia’s Activity for Providing of its Own Safety: the Trends and Prospects

The article considers perfection directions of the Interior Ministry of Russia’s activity for providing of its own safety for the prevention of corruption ofenses making by internal afairs bodies’ personnel staf, increasing of anti-terrorist security of internal afairs bodies’objects and development of normative legal acts for its realization.

Текст научной работы на тему «О направлениях совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности: тенденции и перспективы»

О направлениях совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности: тенденции и перспективы

И. Б. ГРИГОРЬЕВ,

главный эксперт информационно-аналитического управления, кандидат юридических наук (ГУСБ МВД России) E-mail: gib2002@rambler.ru

About Perfection Directions of the Interior Ministry of Russia's Activity for Providing of its Own Safety: the Trends and Prospects

I. B. GRIGORYEV,

Candidate of Law, Chief Expert for Informational Analytical Department (Main Department of the Own Safety of the Interior Ministry of Russia)

yflK 351.74

В статье рассматриваются направления совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности в целях профилактики коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, повышения антитеррористической защищенности объектов ОВД и разработки нормативных правовых актов для их реализации.

The article considers perfection directions of the Interior Ministry of Russia's activity for providing of its own safety for the prevention of corruption offenses making by internal affairs bodies' personnel staff, increasing of anti-terrorist security of internal affairs bodies'objects and development of normative legal acts for its realization.

Собственная безопасность, профилактика, коррупция, законодательство, антитеррористическая защищенность, безопасность, правовая безопасность.

Own safety, prevention, corruption, legislation, anti-terrorist security, safety, legal safety.

2 января 2013 г. приказом МВД России № 1 утверждена Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, в рамках реализации которой подразделениями собственной безопасности при совершенствовании нормативной правовой базы проводится систематическая работа, направленная главным образом на:

1) создание эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям;

2) обеспечение инженерно-технической укрепленности и антитеррористической за-

щищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств;

3) государственную защиту сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и их близких.

В связи с этим основной акцент в деятельности органов и подразделений МВД России по вопросам, связанным с обеспечением собственной безопасности системы Министерства, в ближайшей перспективе будет сделан на совершенствовании нормативной правовой регламентации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по указанным направлениям.

Вместе с тем, рассматривая каждое из них в отдельности, подчеркнем, что в настоящее время внутри системы МВД России сотрудникам органов внутренних дел созданы запретительные барьеры для совершения коррупционных правонарушений, это:

— обязанность сотрудника докладывать непосредственному начальнику обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений [3];

— обязательная ежегодная подача сведений о своих доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах и расходах, имуществе и имущественных обязательствах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [2];

— требование о предупреждении непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;

— нормативное закрепление порядка наложения на сотрудников взысканий за коррупционные правонарушения и увольнения в связи с утратой доверия [1];

— наличие запрета иметь возможность заниматься иной оплачиваемой деятельностью без уведомления (в рамках реализации положений Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» в системе Министерства внутренних дел с 1 января 2015 г. введен в действие приказ МВД России от 15 декабря 2014 г. № 1110 «Об организации учета уведомлений об иной оплачиваемой работе», головным разработчиком которого в системе МВД России являлось ГУСБ МВД России — прим. автора) и многое другое [8].

Полагаем, что дальнейшее развитие ведомственной нормативной правовой базы, направленной на более детальную регламентацию так называемых «запретительных барьеров» для совершения сотрудникам органов внутренних дел коррупционных правонарушений, следует отнести к одному из путей совершенствования нормативной правовой регламентации оперативно-служебной деятельности как органов внутренних дел Российской Федерации в целом, так и подразделений собственной безопасности системы МВД России, в частности.

Помимо собственно правовой работы одним из главных направлений деятельности подразделений собственной безопасности органов внутренних дел по противодействию коррупции и укреплению антикоррупционной устойчивости системы МВД России явля-

ется осуществление проверок и согласований сотрудников, назначаемых на вышестоящие должности, и лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, которые проводятся в ходе реализации комплекса мер, направленных на предупреждение и пресечение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели.

К отдельному направлению совершенствования нормативной правовой регламентации оперативно-служебной деятельности, как кадровых подразделений, так и подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации следует отнести разработку ведомственных нормативных правовых актов, направленных на регламентацию отдельных вопросов, связанных с осуществлением проверок и проведением согласований различных категорий сотрудников, а также лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел.

Безусловно, важнейшим направлением в рамках специального уровня обеспечения состояния собственной безопасности является осуществление комплекса оперативно-розыскных мероприятий по выявлению и документированию фактов участия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России в совершении преступлений, в том числе коррупционной направленности. При этом к числу перспектив развития нормативной правовой базы, регламентирующей оперативно-служебную деятельность подразделений собственной безопасности МВД России по данному направлению, полагаем возможным отнести разработку отдельного документа, отражающего специфику работы подразделений собственной безопасности при осуществлении ОРД.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» особого внимания заслуживает разработка ведомственных нормативных правовых актов, действие которых направлено на укрепление законности и антикоррупционной защищенности органов внутренних дел путем совершенствования мер профилактики [11, 12].

Рассматривая второе важнейшее направление деятельности подразделений собственной безопасности по обеспечению правовой защищенности органов внутренних дел Российской Федерации, подчеркнем, что осуществление мер организационного и технического

характера, направленных на обеспечение инженерно-технической укрепленности и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов территориальных органов МВД России, является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства в области противодействия терроризму.

Решение отдельных задач обеспечения национальной безопасности достигается за счет разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов [4]. При этом согласно Инструкции по обеспечению инженерно-технической укре-пленности и повышению уровня антитеррористической защищенности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств, утвержденной приказом МВД России от 31 декабря 2014 г. № 1152, указанные объекты должны соответствовать требованиям антитеррористической защищенности и инженерно-технической укрепленности.

Подтверждая авторскую позицию, отметим, что во исполнение подпункта 4.7 Перечня нормативных правовых актов, подлежащих разработке и (или) сопровождению в 2017 г. (Приложение № 1 к Плану основных организационных мероприятий МВД России на 2017 г., рег. № 1/1695) и п. 412 Плана по переработке ведомственных нормативных правовых актов в связи с выходом из состава органов внутренних дел Российской Федерации ряда подразделений и возложением на МВД России дополнительных функций (рег. № 1/4154), ГУСБ МВД России разработан проект приказа МВД России «О внесении изменений в приказ МВД России от 31 декабря 2014 г. № 1152 «Об обеспечении безопасности объектов органов внутренних дел Российской Федерации от преступных посягательств» (далее — проект приказа), при подготовке которого установлено, что в системе МВД России детально не регламентированы вопросы распределения финансовых средств бюджета на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности ведомственных объектов, в связи с чем в настоящее время требуют уточнения отдельные позиции, связанные с организацией материально-технического обеспечения в системе МВД России. При этом в согласованной ФЭД МВД России и ДТ МВД России редакции проекта приказа названным подразделениям центрального аппарата МВД России впервые в истории развития ведомственной нормативной правовой базы поручено в установленном порядке предусматривать бюджетные

ассигнования на оснащение объектов органов внутренних дел Российской Федерации инженерно-техническими средствами укре-пленности и техническими средствами охраны, на их эксплуатацию и ремонт.

В этой связи полагаем, что к числу перспектив совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности следует отнести и выработку единого и прозрачного механизма внутреннего распределения финансовых средств бюджета МВД России на проведение мероприятий по антитеррористической защищенности ведомственных объектов. Актуальным, по мнению автора, направлением совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности в настоящее время продолжает оставаться необходимость выработки механизма по оснащению ведомственных объектов системами охранного освещения, оповещения, охранной и тревожной сигнализации, средствами и системами контроля и управления доступом.

Одним из аспектов деятельности подразделений собственной безопасности по обеспечению правовой защищенности системы МВД России является совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с осуществлением государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и их близких [13].

Отметим, что ГУСБ МВД России подготовлены предложения и впоследствии согласован проект регламента привлечения специальных подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации к осуществлению мероприятий по личной охране защищаемых лиц [7]. В ряде субъектов Российской Федерации (например, Республика Дагестан) до недавнего времени достаточно актуальным являлся вопрос о наделении начальников подразделений собственной безопасности территориальных органов МВД России на региональном уровне полномочиями по координации деятельности подразделений по физической защите специального отряда быстрого реагирования в ходе реализации задач и функций по обеспечению безопасности должностных лиц органов внутренних дел и их близких. Таким образом, издание указанного акта, безусловно, станет следующим этапом, в том числе и в совершенствовании деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности.

Важнейшим направлением является и плановая и (или) инициативная разработка правовым подразделением Главного управления

проектов ведомственных нормативных правовых актов. Разработка некоторых из них в настоящее время связана с произошедшими изменениями в содержании прав и обязанностей полиции в связи с образованием Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, с учетом передачи МВД России функций и полномочий по контролю за оборотом наркотиков и миграции, произошедшими организационно-штатным изменениями в структуре МВД России, ликвидацией и образованием новых организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В этой связи полагаем, что важнейшей задачей на современном этапе развития системы МВД России является выработка системного подхода к определению исчерпывающего (по состоянию на сегодня) и (или) возможного (прогнозируемого в будущем) перечней угроз [10] как в сферах «ведомственного» правотворчества, правового регулирования и правоприменения, так и в указанных сферах в пределах не только компетенции МВД России, но и всех как правоохранительных органов, так и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, иных органов государственной власти в целом. В зависимости от содержания указанных перечней следует определить и ответные меры реагирования на соответствующие угрозы.

Безусловно, выявление указанных вызовов — задача не из легких, поскольку проблемные с точки зрения правовой неурегулированности и (или) наличия противоречий и несоответствий положений правовых норм друг другу моменты, как правило, определяются по итогам проведения мониторинга правоприменения. Содержащиеся в нем предложения оцениваются экспертами в первую очередь с учетом приведения в них данных правоприменительной практики, принимаются во внимание главным образом при наличии статистических и иных сведений (как правило — более чем за 2 года), безусловно свидетельствующих о наличии проблем правоприменения и о единственно возможном способе их устранения путем внесения изменений в законодательство или ведомственные нормативные правовые акты.

При определении перспектив совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности существует необходимость применения комплексного подхода, в том числе — и использования методов статистической науки, в

частности, позволяющих определить как динамику развития (тенденцию) потенциально опасных факторов, так и влияние наиболее значимых факторных признаков на состояние защищенности как системы МВД России, так и отдельных сфер общественной жизни, деятельности государства в целом или части его территории, индивида как при его нахождении в условиях действия определенных правовых режимов, так и вне сферы их применения.

Конечно, сложность заключается и в том, что в связи с изменениями в содержании прав и обязанностей полиции с учетом передачи МВД России функций и полномочий по контролю за оборотом наркотиков и миграции, произошедшими иными организационно-штатными изменениями в структуре МВД России, ликвидацией и образованием новых организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, система сбора статистических сведений в настоящее время до конца не организована, порою не разработаны необходимые формы отчетности, а если рассматривать эту проблему шире — не до конца проработаны механизмы взаимодействия между вновь созданными подразделениями, а правовая регламентация тех или иных сфер общественной жизни (оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации) просто не успевает за указаниями руководства страны, содержащихся в его поручениях, в связи с чем при необходимости оперативного приведения ведомственной нормативной правовой базы в соответствие с требованиями законодательства правовым подразделениям зачастую приходится действовать в авральном режиме без какого-либо долгосрочного (перспективного) планирования своей деятельности.

Организация проведения научных исследований, направленных на совершенствование планирования деятельности уполномоченных государственных органов по обеспечению безопасности государства в настоящее время также является приоритетом.

Кроме того, к числу перспектив совершенствования деятельности МВД России по обеспечению собственной безопасности полагаем возможным отнести и расширение взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения собственной безопасности, в связи с чем развитию подлежит и докумен-тационное закрепление взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации

с иными федеральными органами исполнительной власти, в первую очередь — с Росгвар-дией [5], по вопросам, связанным с осуществлением мер, направленных на обеспечение инженерно-технической укрепленности и повышение уровня антитеррористической защищенности объектов системы МВД России, а также действие которых направленно на повышение эффективности механизма противодействия коррупции в системе федеральных органов исполнительной власти в целом.

Так, в качестве перспективного направления дальнейшего развития организационно-правовых основ взаимодействия МВД России с федеральными органами исполнительной власти при необходимости регламентации вопросов обеспечения собственной безопасности полагаем необходимым указать издание нормативных правовых актов либо подписание отдельных протоколов о взаимодействии по направлениям деятельности, предусматривающим механизмы противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти и (или) регламентирующим вопросы обеспечения государственной защиты лиц, проходящих службу в заинтересованных органах государственной власти, и их близких, либо регламентирующим иные вопросы, связанные с обеспечением безопасности деятельности федеральных органов исполнительной власти.

В заключении подчеркнем, что наделение должностных лиц органов внутренних дел (полиции) определенными полномочиями должно осуществляться в строгом соответствии с целями и задачами деятельности

подразделения, где они проходят службу, напрямую соответствовать его приоритетным направлениям деятельности, функциям и полномочиям.

Изучение и анализ состояния служебной дисциплины, разработка и осуществление мер по ее укреплению и профилактике ее нарушений в органах, организациях и подразделениях системы МВД России отнесены к числу функций ДГСК МВД России (подпункт 11.42 Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 16 июня 2011 г. № 660), в связи с чем считаем, что в настоящее время назрела необходимость пересмотра существующего порядка учета сведений о правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел, направленного на исключение несвойственных подразделениям собственной безопасности как оперативным подразделениям органов внутренних дел функций по сбору, анализу и постановке на автоматизированные учеты сведения о сотрудниках, совершивших как дисциплинарные проступки, так и уголовно-наказуемые деяния, возложив их на службу кадров, что также подлежит нормативному закреплению в ближайшей перспективе [9].

Безусловно, в целом совершенствованию подлежит ведомственная нормативная база, регламентирующая основные направления деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России по обеспечению ее правовой защищенности, обеспечение «правовой безопасности» органов внутренних дел Российской Федерации в целом [6].

Список литературы:

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: фе-дер. закон от 22 декабря 2014 г. № 431-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 52 (ч. I). Ст. 7542.

2. О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 16 декабря 2016 г. № 848 // СПС КонсультантПлюс.

3. Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. № 293 // Рос. газ. 2010. № 152.

4. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Бецков А. В., Зыков В. В. Концептуальные основы взаимодействия МВД России с войсками национальной гвардии России при совместном выполнении оперативно-служебных (боевых) задач // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

6. Григорьев И. Б. О направлениях деятельности подразделений собственной безопасности системы МВД России по обеспечению ее правовой защищенности // Правовая работа как фактор повышения эффективности

деятельности органов правопорядка: проблемы и пути решения: сб. трудов Междунар. научн.-практ. конф. М., 2016.

7. Григорьев И. Б. Организационно-правовые основы деятельности подразделений собственной безопасности МВД России по обеспечению государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких: тенденции и перспективы // Деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в современных условиях: вопросы теории и практики. 2016. № 3-3.

8. Григорьев И. Б. Организационно-правовые основы и приоритетные направления деятельности подразделений собственной безопасности МВД России по противодействию коррупции в системе Министерства // Вестник МВД России. 2016. № 4.

9. Григорьев И. Б. К вопросу об основных тенденциях становления и перспективах развития системы учета правонарушений, совер-

шенных сотрудниками органов внутренних дел (полиции) // Оперативно-розыскная работа. 2016. № 1.

10. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. О стратегии деятельности органов внутренних дел МВД России в условиях новых угроз национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).

11. Рашевский Ю. М, Саетгараев В. Ф. Актуальные вопросы формирования эффективного механизма противодействия коррупции в России // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 3 (39).

12. Рашевский Ю. М, Саетгараев В. Ф. Сущность и основные элементы организационно-правового механизма взаимодействия органов внутренних дел и общественных объединений в сфере противодействия коррупции // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

13. Сафронов А. Д. Безопасность сотрудников органов внутренних дел: профессионализм и виктимность // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.