микаилов с.М.,
кандидат юридических наук, [email protected] кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75
MIKAILov S.M.,
candidate of legal Sciences,
chair of administrative activity
of internal affairs bodies;
Tyumen Advanced Training Institute
of the Ministry of the Interior
of the Russian Federation,
Amurskaya St. 75, Tyumen,
625049, Russian Federation
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ И НОВАЯ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Реферат. Исследуются основные направления деятельности вневедомственной охраны полиции в свете реализации требований новой стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683, которая является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также базовым документом стратегического планирования. обосновывается необходимость корректировки и конкретизации направлений деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности, выделения в конкретно складывающейся оперативной обстановке основных направлений ее функционирования. определив место вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения национальной безопасности, автор делает вывод о том, что возложение на нее функции обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов с применением присущих ей методов и средств есть адекватное проявление воли государства по обеспечению в целом национальной безопасности. В свете реализации стратегии целевая ориентация и основные акценты деятельности вневедомственной охраны полиции сместятся в сферу обеспечения антитеррористической защищенности объектов, требующих повышенного внимания со стороны государства в рамках обеспечения национальной безопасности (объектов, подлежащих обязательной государственной охране, обязательной охране подразделениями полиции, периметров международных аэропортов). Важнейшим направлением деятельности полиции также является обеспечение антитеррористической защищенности критически важных объектов, объектов особой важности и объектов топливно-энергетического комплекса путем участия в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности, подготовки рекомендаций по их инженерно-технической укре-пленности и оснащенности техническими средствами охраны.
Ключевые слова: национальная безопасность; деятельность; антитеррористическая безопасность; полиция; вневедомственная охрана; приоритет.
THE MAIN DIRECTIONS OF THE ACTIVITIES OF PRIVATE SECURITY SERVICE AND THE NEW STRATEGY OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Abstract. The main directions of the activities of private security service of police in the light of the implementation of the new Strategy of the RF national security, approved by the decree of the President of the RF from December 31, 2015 No. 683, are analyzed. This strategy is the basis for the formation and implementation of state policy in the sphere of ensuring the national security of the RF and the basic document of strategic planning. The need of correction and concretization of the activities of private security service in the sphere of ensuring national security and identifying the main areas of its functioning in specific operational environment is substantiated. Having determined the role of private security service in the system of ensuring national security, the author comes to the conclusion that imposing the function of providing property security and antiterrorist protection of objects using inherent methods and tools to this service is the adequate manifestation of the will of the state to ensure overall national security. In light of Strategy implementation the task orientation and the main emphasis of the activities of private security service will move into the sphere of ensuring the antiterrorist protection of objects requiring greater attention from the state (objects which are subjects to obligatory state and police protection, international airports perimeters). Another important area of policing is ensuring antiterrorist protection of the most significant facilities and fuel-energy complex
facilities by participating in the expert assessment of the status of their antiterrorist protection and security, as well as preparing recommendations on their equipment.
Keywords: national security; activity; antiterrorist security; police; private security service; priority.
В последний день минувшего года Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил новую Стратегию национальной безопасности Российской Федерации* (далее - Стратегия), определившую новые стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности. При этом под обеспечением национальной безопасности, как указано в Стратегии, понимается «реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества политических, военных, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие угрозам национальной безопасности и удовлетворение национальных интересов».
В связи с этим, на наш взгляд, актуализируются вопросы деятельности всех государственных и негосударственных структур, участвующих в обеспечении национальной безопасности страны, в части выделения и реализации в первоочередном порядке тех приоритетных направлений деятельности, которые напрямую связаны с выполнением задач в данной сфере. Следовательно, конкретизация функций элементов государственного механизма управления системой обеспечения национальной безопасности становится важным фактором совершенствования всей политической системы страны.
В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. N 390-Ф3 «О безопасности»**, определившем государство основным субъектом обеспечения безопасности в стране, сформулированы основные принципы деятельности по обеспечению безопасности государства, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов
* О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. N 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.
** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 1. Ст. 2.
Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, статус Совета Безопасности Российской Федерации, а также содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Таким образом, в данном законе предусмотрено, что свою деятельность по обеспечению безопасности государство будет осуществлять через уполномоченные институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти). Определив компетенцию каждого из органов власти, государство тем самым конкретизирует свойственные только им задачи и функции.
Стратегия также предполагает, что «реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения».
Представляется, что указанные закон и Стратегия, определяя контуры существующей современной системы обеспечения национальной безопасности страны, подразумевают широкий спектр институтов государства и общества, участвующих в обеспечении национальной безопасности, исходят из сфер деятельности общества и государства. При этом важно заметить, что в обеспечении безопасности принимают участие не только государственные органы, но и негосударственные организации и частные лица. Однако в этом механизме существуют специально созданные государством институты, непосредственно призванные обеспечивать национальную безопасность.
К органам обеспечения национальной безопасности принято относить вооруженные силы страны, воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена воинская служба, федеральную службу безопасности (включая пограничные войска), органы внешней разведки, федеральную службу охраны, органы внутренних дел и внутренние войска, налоговые органы, органы ликвидации последствий чрезвычай-
ных ситуаций и формирования гражданской обороны, органы, обеспечивающие безопасное проведение работ в различных сферах, природоохранные органы, органы обеспечения безопасности систем связи и коммуникаций, органы охраны здоровья и другие [1, с. 55; 2]. Деятельность каждого из вышеперечисленных субъектов регламентирует специальный законодательный или другой нормативный правовой акт, который определяет их административно-правовой, организационно-правовой статусы, компетенцию, полномочия и ответственность в соответствующей сфере деятельности, в том числе в сфере деятельности по обеспечению национальной безопасности*. Направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности в основном определены в ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»** и в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248***, а также в ряде других нормативных правовых актов федерального уровня.
Анализ данных нормативно-правовых источников, а также научной литературы [3; 4; 5] позволяет констатировать,
* Например, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» определяет направление деятельности органов ФСБ России в сфере обеспечения безопасности, Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» определяет направления деятельности полиции в данной сфере. Аналогично определяют направления деятельности в сфере обеспечения безопасности соответствующих органов такие акты, как Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и т.д.
** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.
*** Собр. законодательства Рос. Федерации.
2011. N 10. Ст. 1334.
что, действуя в целях обеспечения национальной безопасности, органы внутренних дел непосредственно реализуют деятельность по обеспечению личной безопасности граждан, общественной безопасности, охране собственности и общественного порядка, защите прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, осуществляют предупреждение и пресечение преступлений, их расследование и раскрытие, а также розыск и установление виновных лиц. Данная деятельность актуализируется в связи с тем, что в Стратегии целями общественной безопасности среди прочих определены защита основных прав и свобод человека и гражданина, сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации реализация указанных направлений деятельности возложена на все без исключения службы и подразделения. Однако ряд обозначенных направлений деятельности в ведомственных нормативных правовых актах выделен особо и возложен на некоторые из служб и подразделений.
Представляется также, что с учетом требований новой Стратегии указанная деятельность должна быть более конкретизирована, а механизм реализации усовершенствован.
Одним из подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации в структуре полиции является вневедомственная охрана полиции****.
Призванная обеспечивать имущественную безопасность граждан и организаций, вневедомственная охрана полиции как элемент единой системы органов внутренних дел участвует в процессе обеспечения национальной безопасности в целом и многих ее видов (общественной, экономической, информационной, транспортной, авиационной, энергетической и других) в частности [6].
Направления деятельности вневедомственной охраны полиции обозначены в Положении о Главном управлении
**** Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 10. Ст. 1336.
вневедомственной охраны МВД России* и в правоустанавливающих документах подразделений вневедомственной охраны территориального органа МВД России на региональном уровне, утверждаемых МВД России** (далее - Устав).
Анализ данных нормативных правовых источников позволил установить, что для достижения обозначенных целей, указанных в Уставах, вневедомственная охрана полиции осуществляет 39 видов (направлений) деятельности, которые условно можно подразделить на «общеполицейские» (связанные с пресечением преступлений и административных правонарушений в зоне действия постов и маршрутов патрулирования полиции вневедомственной охраны и другие направления, определенные Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N З-ФЗ «О полиции»); непосредственные, или основные (связанные непосредственно с обеспечением имущественной безопасности граждан и организаций), и обеспечительные (связанные с обеспечением деятельности самих подразделений вневедомственной охраны полиции) [6].
Практические аспекты деятельности вневедомственной охраны полиции и личный опыт службы автора данной статьи в указанном подразделении в должности руководителя позволяют констатировать, что реализовывать их, концентрируя силы и средства одновременно на всех без исключения обозначенных выше направлениях, крайне сложно, скорее, нереально.
Представляется, что ни одно направление не должно оставаться без внимания, но ряд из них, в зависимости от складывающейся оперативной обстановки, наличия ресурсов, периодически выходят на первый план в процессе деятельности и требуют повышенного внимания, перегруппировки сил и средств и принятия дополнительных мер по их оперативной реализации. Это особенно актуально в условиях, когда посты физической охраны вневедомственной
* Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. N 677 «Об утверждении Положения о Главном управлении вневедомственной охраны МВД России».
** См., например: Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 471 «Об утверждении Устава Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны ГУ МВД по Самарской области"».
охраны полиции в конце 2015 года по решению руководства страны с ряда важных объектов были сняты, а личный состав полиции, охранявший их, был сокращен, но обязанность по обеспечению их безопасности осталась направлением деятельности данной службы***.
Иными словами, возникает необходимость корригирования целей, конкретизации направлений деятельности и выделения из общей массы различных направлений деятельности основных в конкретно складывающейся оперативной обстановке в конкретное время.
Утверждение Президентом Российской Федерации новой Стратегии национальной безопасности России предопределено прежде всего появлением «новых угроз национальной безопасности, связанных с ростом глобальной и региональной нестабильности, появлением новых форм противоправной деятельности (связанных с использованием информационных, коммуникационных и высоких технологий), оказанием на Россию, проводящую независимую внешнюю и внутреннюю политику, политического, экономического, военного и информационного давления»****. Нарастающий экономический кризис в стране с высокой долей вероятности ведет к ухудшению материального положения большинства населения и обнищанию немалой его доли, вследствие чего прогнозируем рост так называемых имущественных преступлений (краж, грабежей, разбоев, мошенничества и т.п.). Следует также учитывать непростые реалии современности, когда террористические атаки стали едва ли не обыденностью и в борьбу с терроризмом вовлечен практически весь цивилизованный мир. При этом, как указано в Стратегии, «критическое состояние физической сохранности опасных объектов и материалов повышает вероятность их попадания в руки террористов»*****.
Обозначенные факторы требуют новых подходов к содержанию и реализации
*** Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией: утв. распоряжением Правительства РФ от 2 нояб. 2009 г. N 1629-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 45. Ст. 5397.
**** Стратегия, пп. 12, 13.
***** Стратегия, п. 20.
направлении деятельности всей системы обеспечения национальной безопасности в целом и ее элементов в частности. При этом выделение из них первостепенных и основных в складывающейся политической, экономической и прогнозируемой криминогенной ситуации становится условием эффективности их функционирования.
Соответственно, роль органов внутренних дел в противодействии и нейтрализации обозначенных в Стратегии угроз национальной безопасности существенно возрастает и требует также концентрации сил и ресурсов для решения первостепенных задач в рассматриваемой сфере.
Представляется, что в складывающейся политической и экономической ситуации в стране, а также в прогнозируемой на будущее оперативной обстановке первостепенными задачами вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности станут направления деятельности, связанные с обеспечением антитеррористической и имущественной безопасности граждан и организаций. Данный вывод аргументируется тем, что одним из основных «показателей оценки состояния национальной безопасности является удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств»*.
Следует заметить, что переориентированность узконаправленной охранной структуры на службу, приоритетом которой стала деятельность по обеспечению антитеррористической безопасности, наблюдается на протяжении нескольких последних лет. Задача, заключающаяся в том, что «дальнейшим вектором развития вневедомственной охраны полиции и одним из главных приоритетов ее деятельности определяется необходимость ухода от охраны имущества коммерческих предприятий и ориентированность на обеспечение безопасности особо значимых объектов Российской Федерации и усиление их охраны» [7], была поставлена руководством МВД России еще в 2012 году.
С учетом реалий современности и в свете реализации требований новой Стратегии национальной безопасности России решение данной задачи, на наш взгляд, актуализируется.
* Стратегия, п. 115.
Это связано, во-первых, с тем, что стало приоритетным такое направление деятельности, обозначенное в Федеральном законе «О полиции», Распоряжении Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 1629-р, утвердившем Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, и Уставах, как охрана объектов особой и критической важности, а также обеспечение антитеррористической защищенности объектов путем участия в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны. Данное направление деятельности становится приоритетным в связи с тем, что Стратегия одной из главных целей общественной безопасности определяет «совершенствование правового регулирования предупреждения терроризма и экстремизма»** с учетом противодействия таким обозначенным в Стратегии угрозам общественной безопасности, как «деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения населения» и «преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности»***.
Во-вторых, приоритетным становится такое обозначенное в Федеральном законе от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ «О безопасности объектов топлив-
но-энергетического комплекса»
и Фе-
деральном законе от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» направление деятельности вневедомственной охраны полиции, как обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса. Данное направление деятельности актуализируется исходя из того, что в Стратегии одним из условий обеспечения экономического роста страны, ее экономической и энергетической безопасности обозначено «повышение эффективности
** Стратегия, п. 44.
*** Стратегия, п. 43.
**** Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604.
государственного управления топливно-энергетическим комплексом»*, что, безусловно, подразумевает обеспечение защиты объектов топливно-энергетического комплекса от преступных посягательств.
В-третьих, как одно из основных направлений деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности можно выделить охрану периметров международных аэропортов. Данное направление определено Правительством Российской Федерации**. Указанное направление деятельности приобретает особую важность с учетом необходимости противодействия такой угрозе национальной безопасности (в том числе транспортной и авиационной безопасности), как «деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры»*** и «преступные посягательства, направленные против личности, собственности и общественной безопасности»****.
Важная роль вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой сфере деятельности заключается, на наш взгляд, в том, что по вопросам обеспечения национальной безопасности она взаимодействует с другими субъектами системы ее обеспечения и использует их возможности.
При этом в условиях новых реалий и в свете реализации требований новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации такая деятельность должна сочетаться не только с контрольными функциями (инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов), но и с оказанием им правовой и методической помощи (участие в реализации государственных программ, разработка и осуществление
Стратегия, п. 61.
** Обутверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры: постановление Правительства РФ от 1 февр. 2011 г. N 42 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 6. Ст. 890.
*** Стратегия, п. 43.
**** Стратегия, п. 43.
региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны особо важных и критически важных объектов, а также выдача рекомендаций по инженерно-технической укрепленности и оснащенности их техническими средствами охраны и безопасности). В этом плане возрастает значимость взаимодействия вневедомственной охраны полиции с территориальными антитеррористическими комиссиями, особенно в части обязательного привлечения сотрудников данной службы к проведению комплексных инспектирований на предмет антитеррористической защищенности различных категорий объектов, выработке требований по вопросам технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов и оснащению их техническими средствами охраны, а также их участия при согласовании паспортов безопасности критически важных объектов и объектов особой важности.
Учитывая то, что «состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности»*****, возрастает необходимость результативности взаимодействия вневедомственной охраны полиции с органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере обеспечения национальной безопасности и ее компонентов. Наиболее плодотворно данное взаимодействие должно проявляться в разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества граждан и организаций, объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации******, а также критически важных объектов и объектов особой важности.
При этом представляется, что вневедомственная охрана полиции должна использовать любые правовые и организационные механизмы, ориентированные на обеспечение удовлетворяющего потребности общества уровня имущественной безопасности и антитеррористической за***** Стратегия, п. 32.
****** Перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией: утв. Распоряжением Правительства РФ от 2 нояб. 2009 г. N 1629-р.
щищенности объектов различных категорий, национальных интересов Российской Федерации в целом как «объективно значимых потребностей личности, общества и государства»*.
В этом контексте большое значение имеют особенности организации и управления в подразделениях вневедомственной охраны полиции, которые могут позволить им на основе анализа имущественных преступлений и общего состояния оперативной обстановки своевременно выявлять угрозы антитеррористической и имущественной безопасности, определять их масштаб, возможные негативные последствия, вырабатывать меры по их нейтрализации и организовывать адекватное реагирование. Данные особенности уже, как правило, закладываются в практике планирования деятельности, определения задач и приоритетов, основанной на мониторинге и анализе информации о состоянии оперативной обстановки.
Соответственно, деятельность вневедомственной охраны полиции в рассматриваемой области станет важным фактором стабилизации правоотношений в сфере обеспечения как национальной безопасности и ее видов, так и правовой системы в целом, поскольку эта деятельность органично связана с основными элементами правовой системы, а именно с правотворчеством, правоприменением, праворазъяснением, профилактикой правонарушений и правовым контролем, обеспечением законности и правопорядка. При этом будет усиливаться важнейшее правозащитное свойство вневедомственной охраны полиции - способность реагировать на нарушения, посягающие на общезначимые интересы в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов различных категорий и разных форм собственности.
Многофункциональная деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению имущественной безопасности в современных условиях придает ей большой превентивный и регулирующий потенциал в целях обеспечения национальной безопасности в пределах тех рамок, которые определило ей государство. В таком случае выделение основных на-
* Стратегия, п. 6.
правлений деятельности вневедомственной охраны полиции в данной сфере как приоритетных (с учетом реализации требований новой Стратегии) и воздействие вневедомственной охраны полиции на процесс обеспечения национальной безопасности создаст дополнительные предпосылки для осуществления ею правового мониторинга угроз национальной безопасности как одной из основных функций вневедомственной охраны полиции, что будет способствовать принятию своевременных мер по нейтрализации и устранению возникающих угроз их состоянию, а также смягчению их последствий. При этом вневедомственная охрана полиции будет способна адекватно мобилизовать на нейтрализацию и устранение угроз национальной безопасности, учитывая их масштаб и локализацию, не только собственные ресурсы, но и ресурсы других субъектов системы обеспечения имущественной безопасности, а также самые широкие слои общественности и институты гражданского общества. Соответственно, объективная необходимость в использовании возможностей вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения национальной безопасности (в первую очередь, в части обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов) станет более очевидной и результативной. При этом значительные используемые и потенциальные возможности вневедомственной охраны полиции по нейтрализации либо устранению угроз национальной безопасности страны путем обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов указывают и на то, что ее роль в данном направлении деятельности не только сохранится, но и возрастет.
Таким образом, проведенный анализ новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, нормативно-правовых источников, научной литературы и практических аспектов современного состояния службы вневедомственной охраны полиции позволяет сделать вывод о том, что основные направления деятельности вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности должны претерпеть значительные изменения. Акценты ее деятельности и целевая ориентация сместятся в сферу
обеспечения антитеррористической защищенности объектов путем охраны имущества, и в первую очередь объектов, подлежащих обязательной государственной охране, обязательной охране подразделениями полиции периметров международных аэропортов, так как именно такие объекты требуют повышенного внимания со стороны государства в рамках обеспечения национальной безопасности. Важнейшим направлением деятельности также станет обеспечение антитеррористической защищенности объектов (критически важных объектов, объектов особой важности и объектов топливно-энергетического комплекса) путем участия в проведении экспертной оценки состояния их антитеррористической защищенности и безопасности и выдачи рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.
Реализация одного из основных требований Стратегии о необходимости эффективного функционирования всей системы обеспечения национальной безопасности* и «консолидации усилий федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»** выдвигает также на первые позиции такое направление деятельности вневедомственной охраны полиции, как ее взаимодействие с органами исполнительной власти страны и субъектов Российской Федерации, с территориальными антитеррористическими
Стратегия, пп. 32, 45. Стратегия, п. 3.
комиссиями и местными органами самоуправления в сфере обеспечения национальной безопасности. Такое взаимодействие будет заключаться в оказании им правовой и методической помощи путем участия в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны и антитеррористической защищенности особо важных и критически важных объектов, а также выдаче рекомендаций по инженерно-технической укрепленности и оснащенности объектов различных категорий техническими средствами охраны и безопасности с целью противодействия угрозам различных видов национальной безопасности и минимизации их последствий.
Следует также отметить, что возложение на вневедомственную охрану полиции функции обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищенности объектов с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению национальной безопасности в целом.
Представляется, что обозначенные нами приоритетные направления деятельности должны найти отражение в качестве дополнений в существующей или в новой редакции Концепции развития вневедомственной охраны полиции территориальных органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014-2016 годы)***, а также Уставах и других документах, регламентирующих деятельность вневедомственной охраны полиции.
*** Об утверждении Концепции развития подразделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов внутренних дел Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2014-2016 годы): приказ МВД России от 18 марта 2014 г. N 159.
**
Список литературы
1. Возжеников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М.: МОДУЛЬ, 2000.
2. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: РАГС, 2002.
3. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Ю.Н. Авдеев [и др.]. М.: Юнити-Дана, 2010.
4. Кардашова И.Б. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 494 с.
5. Фомин С.А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. М.: Флинта, 2014. 270 с.
6. Микаилов С.М. Национальная и имущественная безопасность: соотношение понятий и аспекты обеспечения вневедомственной охраной полиции: монография. М.: Перо, 2013. 266 с.
7. Горовой А.В. Доклад на всероссийском семинаре-совещании начальников подразделений службы вневедомственной охраны полиции субъектов Российской Федерации. Москва, 24-25 апреля 2012 г. // Официальный сайт МВД России. URL: http://www.mvd.ru/news/show_104976/ (дата обращения: 11 янв. 2016 г.).
МАЙОРОВ В.И., доктор юридических наук, профессор, [email protected] Кафедра административного и финансового права; Тюменский государственный университет, 625000, г. Тюмень, ул. Ленина, 38
КОРКИН А.В., кандидат юридических наук, доцент, [email protected] Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел; Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 66
MAYOROV V.I.,
Doctor of Legal Sciences, professor, [email protected]
Chair of administrative and financial law; Tyumen State University, Lenina St. 38, Tyumen, 625000, Russian Federation
KORKIN A.V.,
Candidate of Legal Sciences, associate professor, [email protected]
Chair of administrative law and administrative activities of internal affairs bodies; Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Korepina St. 66, Yekaterinburg, 620057, Russian Federation
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
Реферат. Рассматриваются вопросы современного состояния и перспектив развития административного законодательства о контрольно-надзорной деятельности в области дорожного хозяйства, в том числе вопросы административной ответственности. От проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог, соблюдения правовых и технических норм, регулирующих функционирование дорожного хозяйства, зависит состояние и развитие этой области. Однако фактически сложилась ситуация, в которой данные субъекты обладают лишь полномочиями. Действующий КоАП РФ традиционно устанавливает ответственность за административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения. Не выделяется дорожное хозяйство в качестве родового объекта административных правонарушений и в проекте нового Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, включенном в проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы РФ на период весенней сессии 2016 г. Аргументируется необходимость введения и детального регламентирования административной ответственности не только в области дорожного движения или транспорта, но и за неквалифицированные действия либо за бездействие органов управления дорожным хозяйством и их должностных лиц, приводящие к снижению эффективности функционирования дорожного хозяйства и, как следствие, к ухудшению экономики нашей страны. Отсутствие в законодательстве об административных правонарушениях санкций в