УДК 34.07
Микаилов Самир Мурсалович
кандидат юридических наук, старший преподаватель
кафедры административного, финансового и информационного права
Северного (г.Петрозаводск) филиала Российской правовой академии
Министерства юстиции Российской Федерации
Mikailov Samir Mursalovich
candidate of jurisprudence, senior teacher
chairs of the administrative, financial and information law
Northern (Petrozavodsk) of branch of the Russian legal academy
of the Ministry of Justice of the Russian Federation
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ПОЛИЦИИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
ACTIVITY OF PRIVATE SECURITY OF POLICE IN THE SPHERE OF ENSURING ANTI-TERRORIST SAFETY
Аннотация: Автор на основе анализа нормативно-правовых источников, научной и специальной литературы рассматривает деятельность вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и аргументирует, что, участвуя в процессе её обеспечения, она является субъектом системы обеспечения данного вида безопасности. Так как антитеррористическая безопасность является частью национальной безопасности, вневедомственная охрана полиции участвует в процессе её обеспечения.
Ключевые слова: антитеррористическая безопасность, национальная безопасность, система, полиция, вневедомственная охрана, деятельность
Abstract: The author on the basis of the analysis of standard and legal sources, scientific and special literature considers activity of private security of police in the sphere of ensuring anti-terrorist safety and reasons that, participating in process of its providing, it is the subject of system of providing this type of safety. As anti-terrorist safety is part of national security, the private security of police participates in process of its providing.
Key words: anti-terrorist safety, national safety, system, police, private security, activity
Актуальность рассмотрения данного вопроса связана с тем, что задача формирования, упорядочения, совершенствования и устойчивого функционирования системы обеспечения антитеррористической
безопасности является актуальной для любой цивилизованной страны, а для Российской Федерации особенно, учитывая сохраняющиеся угрозы её состоянию, а также продолжающееся реформирование её правоохранительной системы, призванной обеспечивать безопасность в данной сфере.
Рассматриваемая сфера деятельности априори является приоритетом важности глобального характера для всей в целом страны, учитывая общее состояние законности и правопорядка в России и количество совершаемых преступлений террористической направленности. Ухудшение её состояния отражается на состоянии национальной безопасности и становится предметом озабоченности для всего общества и государства.
Цель настоящей статьи состоит в определении места и роли вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения антитеррористической безопасности, что позволит показать её значимость и в общей системе обеспечения национальной безопасности страны.
В научной литературе термин «антитеррористическая безопасность» употребляется наряду с терминами «антитеррористическая защищённость» и «антитеррористическая деятельность». Зачастую между ними ставится знак равенства.
Несмотря на различные подходы в формулировании и трактовке термина «антитеррористическая безопасность», представители научного мира сходятся в едином мнении, что антитеррористическая безопасность, представляет собой «состояние защищенности физического лица или объекта от террористических угроз».[10;12;13] Такую же трактовку можно встретить и в официальных документах. [например, 9] Под антитеррористической защищенностью принято понимать состояние здания, строения, сооружения или иного объекта, при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта, [4, ст. 2 п.2; 10] а антитеррористическая деятельность - как «деятельность по предупреждению, выявлению, прекращению, минимизации последствий террористической деятельности с использованием комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение актов терроризма». [1, ст.3]
В нашем понимании, отождествлять понятия защищённость и безопасность не совсем корректно, так как защищённость, исходя из этимологии слова, предусматривает сохранение чего-либо и характеризуют некую статику явления, а безопасность - характеризует уровень защищенности от угроз различного характера. Иными словами, антитеррористическая безопасность - это понятие, характеризующее уровень противодействия угрозам её состояния и степень антитеррористической защищённости, то есть антитеррористическая безопасность включает в себя антитеррористическую защищённость и антитеррористическую деятельность, как деятельность, предусматривающую реализацию комплекса превентивных мер противодействия угрозам её состоянию. Таким образом,
на наш взгляд, определение антитеррористической безопасности должно содержать меры противодействия угрозам безопасности её состоянию.
Данный вывод согласуется, на наш взгляд, с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», который, во-первых уже в названии содержит слово «противодействие», а, во-вторых, раскрывает понятие «противодействие терроризму», как деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению и профилактике терроризма, борьбе с терроризмом и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, [1, ст.3 п.4] в-третьих, устанавливает основные принципы противодействия терроризму, [1, ст.2] а также правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Как и любой другой вид безопасности, антитеррористическая безопасности обеспечивается государственной и негосударственной системами её обеспечения. В общую систему обеспечения антитеррористической безопасности органично включаются правоохранительная система страны, другие институты государства, общество в целом, а также отдельные граждане. [10;12;13]
Одной из таких структур, призванных обеспечивать антитеррористическую безопасность, и тем самым, обеспечивать национальную безопасность, на наш взгляд, является вневедомственная охрана полиции.
Представляется, что включение вневедомственной охраны полиции в систему обеспечения антитеррористической безопасности обусловлено, прежде всего, её правоохранительной направленностью её деятельности, как структурной составляющей полиции. [3, ст.1,2] Учитывая исторический опыт деятельности, а также реалии сегодняшнего дня, по нашему мнению, можно утверждать, что, осуществляя основную возложенную на неё деятельность по обеспечению имущественной безопасности, вневедомственная охрана де-юре и де-факто принимает участие и в деятельности по обеспечению антитеррористической безопасности.
Данное утверждение аргументируется местом и ролью вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения антитеррористической безопасности, обусловленных задачами и функциями, вытекающих из требований законодательства страны, в соответствии с которым, являясь структурной частью полиции, вневедомственная охрана полиции обязана участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов. [3, ст.12, п.17]
Вывод о месте и роли вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения антитеррористической безопасности аргументируется также основным нормативно правовым актом, регламентирующим её деятельность, [например, 8] в соответствии с которым, среди прочих, обозначены такие направления деятельности вневедомственной охраны полиции как организация, обеспечение и осуществление на основе договоров охраны имущества граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, а также объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, [7] инспектирование подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, а также участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, выдача рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.
Кроме того, одним из приказов МВД России, регламентирующим организацию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере выявления, предупреждения и раскрытия преступлений террористического характера, определены такие приоритетные направления деятельности вневедомственной охраны полиции в данной сфере, как оказание содействия другим подразделениям МВД России по организации предупреждения преступлений террористического характера, преступлений и правонарушений экстремистской направленности, организация мероприятий по обеспечению безопасности находящихся под охраной подразделений вневедомственной охраны полиции территориальных органов внутренних дел МВД России в целях предупреждения подготовки и совершения на них преступлений террористического характера. Также, в ряде нормативно-правовых документах МВД России, вневедомственной охране отведена роль приданных сил в обеспечении различных видов безопасности при введении различных видов административно-правовых режимов.
На место вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения антитеррористической безопасности указывает её роль в обеспечении транспортной безопасности и возложение на неё Правительством Российской Федерации задачи по охране периметров международных аэропортов. [6]
На важную роль вневедомственной охраны полиции, в данной сфере, указывает и то, что законодательством страны [4] предполагается, в целях обеспечения антитеррористической защищённости и физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса, использовать подразделения вневедомственной охраны полиции.
В плане характеристики роли вневедомственной охраны полиции в обеспечении антитеррористической безопасности значимый интерес представляет её взаимоотношение с территориальными антитеррористическими комиссиями, по поручению которых сотрудники вневедомственной охраны полиции регулярно привлекаются к проведению комплексных инспектирований на предмет антитеррористической
защищённости различных категорий объектов, выработке требований по вопросам технической укреплённости и антитеррористической защищённости объектов и оснащению их техническими средствами охраны, а также принимают участие при согласовании паспортов безопасности объектов.
Следует отметить, что законодательство страны [2, ст.23.3, 28.3; 3, ст. 1,2,12] и указанные нормативно-правовые акты МВД России, возложив на вневедомственную охрану полиции обязанность по обеспечению антитеррористической защищённости объектов, одновременно предоставило ей соответствующие полномочия для реализации этих функций и задач в сфере обеспечения антитеррористической безопасности таких как «выдача в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в их охранной деятельности и выдача руководителям и должностным лицам организаций, объекты которых охраняются полицией в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, а в соответствии с законодательством Российской Федерации - руководителям и должностным лицам иных организаций, предписаний о соблюдении установленных требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан». [8]
Таким образом, многофункциональная деятельность
вневедомственной охраны полиции по обеспечению имущественной безопасности в современных условиях придает ей большой превентивный и регулирующий потенциал в целях обеспечения антитеррористической безопасности. Соответственно, объективная необходимость в использовании возможностей вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов вполне очевидна. Возложение на вневедомственную охрану полиции функции обеспечения имущественной безопасности и антитеррористической защищённости объектов с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению как различных видов безопасности, так и, в целом, национальной безопасности.
Проведённый анализ нормативно-правовых источников, а также научной и специальной литературы, на наш взгляд, позволяет утверждать, что:
1.Антитеррористическая безопасность - это состояние защищенности физического лица или объекта от террористических угроз, достигаемое противодействием этим угрозам путём реализации государством комплекса профилактических и иных мер, направленных на предупреждение, выявление, прекращение и минимизации последствий террористической деятельности.
2.Деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению антитеррористической безопасности представляет собой процесс исполнения
возложенных на неё задач по реализации комплекса мер направленных на предупреждение преступлений террористического характера путём организации, обеспечения и осуществления на основе договоров охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией, инспектирования подразделений охраны и участия в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, а также пресечения преступлений террористического характера в зоне постов и маршрутов патрулирования нарядов вневедомственной охраны полиции.
Таким образом, исследование показало, что вневедомственная охрана полиции, реализуя задачи по обеспечению имущественной безопасности, направленные на нейтрализацию угроз в данной сфере, априори участвует в процессе обеспечения антитеррористической безопасности. Следовательно, вневедомственная охрана полиции является одним из субъектов системы обеспечения антитеррористической и национальной безопасности.
Литература:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // СЗ РФ, 1998, №31, ст. 3808
2.Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ, 2002, ч.1, ст.1
3.Федеральный закон Российской Федерации от 7 апреля 2011 года № 3-Ф3 «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900
4.Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4604
5.Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»
6.Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2011 года №42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» // СЗ РФ № 6, 07.02.2011, ст. 890
7.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 г. N 1629-р «Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ, 2009,№ 45 ст. 5397
8.Приказ МВД России от 5 мая 2012 года № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»
9.Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 525512006 «Системы охраны и безопасности. Термины и определения» // http://snipov.net/c_4720_snip_110902.html
10.Коваленко Н. А. Антитеррористическая деятельность муниципальных органов власти в городских поселениях: социологический анализ. Дисс. канд. юрид. наук. Москва. 2008г.
11.Лутовинов В. Особенности национального терроризма. // "ОБЖ", октябрь 2000 г. -С. 34
12.Нозиков В.Н., Печерская Е.А., Печерский А.В., Грузин Д.П. Антитеррористическая безопасность: учебное пособие/ под ред. А.Я. Гришина. - Пенза, 2006.
13.Сидоренко А.Г, Тихомиров Ю.В. : Терроризм и антитеррористическая безопасность в контексте истории и современной геополитики. //Кучково поле, 2011 г. -640c.
Literature:
1.The federal law of the Russian Federation of March 6, 2006 No. 35-FZ "About counteraction to terrorism"//SZ Russian Federation, 1998, No. 31, Art. 3808
2. The federal law of the Russian Federation of December 30, 2001 No. 195-FZ "The code of the Russian Federation about administrative offenses"//SZ Russian Federation, 2002, p.1, Art. 1
3.The federal law of the Russian Federation of April 7, 2011 No. 3-FZ "Aboutpolice"//SZRussian Federation, 2011, No. 7, Art. 900
4.The federal law of the Russian Federation of July 21, 2011 No. 256-FZ "About safety of objects of fuel and energy complex"//SZ Russian Federation, 25.07.2011, No. 30 (p.1), Art. 4604
5.Decree of the President of the Russian Federation of March 1, 2011 No. 248 "Questions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation "
6. The resolution of the government of the Russian Federation of February 1, 2011 No. 42 "About the approval of Rules of protection of the airports and objects of their infrastructure"//SZ Russian Federation No. 6, 07.02.2011, Art. 890
7. The order of the Government of the Russian Federation of November 2, 2009 of N 1629-p "List of the objects which are subject to obligatory protection by divisions of militia of private security at law-enforcement bodies of the Russian Federation"//SZRussian Federation, 2009, No. 45 of Art. 5397
8.The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia of May 5, 2012 No. 418 "About the adoption of the Charter of Federal public state institution "Management of Private Security of the Ministry of Internal Affairs across the Republic of Karelia"
9.National standard of the Russian Federation GOST P 52551-2006 "Protection and safety systems. Terms and definitions"// http://snipov.net/c_4720_snip_110902.html
10.Kovalenko N. A. Anti-terrorist activity of municipal authorities in city settlements: sociological analysis. Diss. edging. law sciences. Moscow. 2008.
11.Lutovinov V. Features of national terrorism. // "OBZh", Oct., 2000 -
Page 34
12.Nozikov V. N., Pechersky E.A. Pechersky A.V. Georgian D.P.Antiterroristicheskaya safety: educational grant / under the editorship of A.Ya.Grishin. - Penza, 2006.
13.Sidorenko A.G, Tikhomirov Y.V. : Terrorism and anti-terrorist safety in a context of history and modern geopolitics. // Kuchkovo a field, 2011 - 640c.