С.М.Микаилов
ВНЕВЕДОМСТВЕННАЯ ОХРАНА ПОЛИЦИИ КАК СУБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с тем, что важнейшей особенностью развития социальной формы любого государства считается тесная взаимосвязь между развитием, благополучием и безопасностью. При этом, как известно, нормальное развитие общества и государства невозможно без утверждения в практике деятельности государственных органов обоснованных правовых начал управления. В полной мере это относится и к теории уголовной политики, являющейся основой для реализации мер по обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью.
Цель написания настоящей статьи состоит в определении сущности деятельности вневедомственной охраны полиции в государственной системе мер борьбы с преступностью, что позволит показать её значимость, место и роль в системе уголовной политики России.
В общем понимании слово «политика» (др. греч. роНйкё) - это искусство управления государством. [9] Учёные разных областей науки сходятся во мнении, что в целом политику можно определить как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, как вопросы и события общественной, государственной жизни и как определенным образом направленную деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д. [5; 6; 15 и другие]
Исходя из данного постулата, ряд учёных употребляют термин «уголовная политика» хоть и в разных контекстах, причем в ряде случаев вкладывая в него различное содержание, однако, сходятся в её сути, соглашаясь, что уголовная политика - это выработанное государством и основанное на объективных законах развития общества направление деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства в целом от преступных посягательств путем применения
наказания и других мер уголовно-правового характера к лицам, их совершившим, а также посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера. [4; 7; 11; 12 и другие]
Нередко, наряду с понятием «уголовная политика государства», в науке употребляется ряд схожих терминов. Например, такой термин как «государственная политика в сфере обеспечения общественной безопасности», под которой понимается совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на обеспечение общественной безопасности. [2]
Часто встречаются также родственные с ними понятия, связанные с формированием и реализацией государственной политикой в сфере обеспечения различных видов безопасности (национальной, государственной, информационной, экономической, продовольственной, промышленной и т.д.). Например, такой термин как «государственная политика в области обеспечения имущественной безопасности» предлагается толковать как совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, специальных и иных мер, направленных на обеспечение имущественной безопасности юридических и физических лиц». [10]
Не вдаваясь в детали различий и соотношения данных понятий, представляется, что по своей сути, указанные категории содержательно определяются как направления деятельности специально уполномоченных на то государственных органов и организаций по охране прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств, в том числе посредством предупреждения преступлений при помощи правового воспитания, угрозы применения уголовного наказания и мер профилактики индивидуального и специально-криминологического характера. При этом, можно заметить, что вторая категория, по своей сути, является дополнением первой, а также её составной частью, так же как и другие категории государственной политики, затрагивающие сферу обеспечения правопорядка и противодействия преступности.
Следовательно, деятельность специально уполномоченных государственных органов и организаций в сфере обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц, является одним из направлений реализации уголовной политики.
Данный вывод подтверждается также обоснованием ряда исследователей рассматриваемой проблемы. Например, Л.И. Беляева, Епифанова Е.В., обозначая стратегической целью уголовной политики обеспечение безопасности прав и свобод личности от угроз преступности, для её достижения предполагают решить несколько задач уголовной политики, среди которых обозначена задача защиты собственности.[6; 13] Л.И.Беляева, определяя уголовную политику как государственную политику борьбы с преступностью и особый вид социальной деятельности, направленной на активное противодействие преступности и другим правонарушениям, среди множества различных государственных органов, реализующих направления уголовной политики, в системе субъектов уголовной политики выделяет органы внутренних дел. При этом, среди основных направлений деятельности органов внутренних дел в сфере реализации уголовной политики, отмечается такое направление как охрана объектов собственности подразделениями вневедомственной охраны полиции. [13] Кроме того, рядом исследователей обосновано, что одним из субъектов системы обеспечения имущественной безопасности является вневедомственная охрана полиции. [10; 14 и другие]
В системе МВД России вопросы обеспечения имущественной безопасности возложены на многие структурные подразделения и службы органов внутренних дел. При этом, основные функции по осуществлению государственной защиты имущества и реализация одного из основных направлений деятельности полиции, определённых Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № З-ФЗ «О полиции» [1] (охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе) Приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждающими Уставы федеральных государственных казённых учреждений (далее - Устав) по соответствующему субъекту Российской Федерации, [3] возложено на службу вневедомственной охраны полиции.
Данным Уставом, вневедомственная охрана полиции определяется как составная часть единой централизованной системы федерального органа
исполнительной власти в области внутренних дел, осуществляющего охрану имущества граждан и организаций на договорной основе.[3,ст.1] Иными словами, вневедомственная охрана полиции является специально уполномоченной государственной организацией по осуществлению государственной защиты имущества, в том числе посредством предупреждения преступлений имущественной направленности.
Данный вывод можно подтвердить целями и направлениями деятельности вневедомственной охраны полиции, обозначенных в указанном выше Уставе, [3, ст.19,20] основными среди которых являются:
1.Охрана на договорной основе имущества граждан и организаций
2.Реализация на обслуживаемой территории единой технической политики в области охраны имущества и объектов.
3.Участие в инспектировании подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
4.Разработка и принятие мер по совершенствованию защиты имущества граждан и организаций от преступных посягательств
5.Участие в реализации государственных программ, разработке и осуществлении региональных мер по упорядочению и совершенствованию охраны имущества граждан и организаций
6.Обеспечение на охраняемых объектах использования современных технических средств охраны и безопасности для эффективной защиты имущества от преступных посягательств
7.Участие в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов, выдача предписаний и рекомендаций по их инженерно-технической укрепленности и оснащенности техническими средствами охраны.
Кроме перечисленного, вневедомственная охрана полиции, являясь составной частью полиции, реализует обозначенные Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции» направления деятельности полиции, в том числе предупреждение преступлений и административных правонарушений. [1, ст.2]
По мнению ряда исследователей, содержание уголовной политики составляет не только правотворчество, но и правоприменительная деятельность, а реализация уголовной политики предполагает применение
различных средств и методов, в том числе профилактического характера.[12; 13 и другие]
Сущность вышеперечисленных целей и направлений деятельности вневедомственной охраны полиции заключается как раз таки, в основном, в правоприменительной деятельности, в том числе в деятельности профилактического характера (предупреждение, в основном, преступлений имущественной направленности).
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать, что вневедомственная охрана полиции, будучи составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, а также специально уполномоченной государственной организацией по осуществлению государственной защиты имущества, в том числе посредством предупреждения преступлений имущественной направленности, является одним из субъектов реализации уголовной политики России.
Литература:
¡.Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900.
2.Концепция общественной безопасности в Российской Федерации / утв. Президентом России 20 ноября 2013г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 [Доступ за 06.04.2014 г.]
3.Приказ МВД России от 05.05.2012 № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»
4.Гребцов О.В. Уголовная политика современной России и предупреждение преступности // Санкт-Петербург 2000г.
5..Гринин Л.Е. Государство и исторический процесс. Политический срез исторического процесса. - М.: УРСС, 2007
б.Епифанова Е.В. Концепция уголовно правовой политики // Право и политика. -
М., 2007, №10
7.Звечаровский И.Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001.
8.Ильин В.В., Панарин А.С. Философия политики. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 284 с.
9.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М.: Эксмо, 2008.-944 с. 10Микаилов С.М. Национальная и имущественная безопасность: соотношение понятий и аспекты обеспечения вневедомственной охраной полиции: монография //М.: Перо, 2013. - 266 с.
11.Спиридонов Л.И. Органы внутренних дел как субъекты уголовной политики и социального планирования // Труды академии МВД СССР: уголовная политика Советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС. - М., 1982.
12. Стахов Я.Г. Современная уголовная политика и совершенствование взаимодействия правоохранительных органов субъектов Российской Федерации при ее реализации: Монография / Под науч. ред. докт. юрид. наук, проф. В.П. Ревина. М.: Академия управления МВД России, 2003.
13.Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: Учебник / Под ред. Л.И. Беляевой. М.: Академия управления МВД России, 2003.
14.Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности: Дисс... докт. юрид. наук. - М., 2005. - 380 с.
15.Штёкль К. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопросы философии. - 2007. - №8. - С. 34-46