9.7. ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УГРОЗ
Акиев Магомед Хаджибиевич, адъюнкт кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях. Место учебы: Академия управления МВД России. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы обеспечения антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения населения, обозначаются проблемы правового и организационного характера при осуществлении этой деятельности.
Ключевые слова: терроризм, антитеррористическая безопасность, объекты жизнеобеспечения населения, органы внутренних дел.
QUES TIONS OF A CTIVITY OF LA W-ENFORCEMENT BODIES ON SAFETY OF OBJECTS OF LIFE SUPPORT OF THE POPULATION FROM TERRORIST THREATS
Akiev Magomed Hadzhibiyevich, adjunct at management of law-enforcement bodies in special conditions. Place of study: Management Academy of MIA Russia. E-mail: [email protected]
Annotation: In article questions of ensuring anti-terrorist safety of objects of life support of the population are considered problems of legal and organizational character are designated at implementation of this activity. Keywords: terrorism, anti-terrorist safety, objects of life support of the population, law-enforcement bodies.
В настоящее время, анализ криминогенной ситуации в Северо-Кавказском Федеральном округе Российской Федерации дает основание предполагать дальнейшее обострение оперативной обстановки, это связано с продолжающейся активной преступной деятельностью незаконных вооруженных формирований. В результате чего будет сохраняться высокий уровень вероятности совершения террористических актов и других преступлений, совершаемых общественно-опасными способами, как в отношении сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, так и руководителей государственных структур власти, мирных граждан, а также объектов жизнеобеспечения.
Изложенное развитие событий потребует от правоохранительных органов ещё больших усилий, организованности и четкого взаимодействия, повышения эффективности работы по противодействию преступлениям данной направленности, подготовки и реализации комплекса, организационных и практических мер по совершенствованию профессионализма личного состава в условиях осложнения оперативной обстановки.
Одной из первостепенных задач решаемых органами внутренних дел по обеспечению общественной безопасности является обеспечение нормального функционирования объектов жизнеобеспечения населения. В связи с совершением 21.07.2010 года диверсии на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарской Республике, а также имеющейся информацией о том, что лидеры НВФ в СКФО вынашивают планы совершения подобных террористических актов и в дальнейшем, эта про-
блема за последнее время значительно актуализировалась.
Правительство Российской Федерации определило перечень важных объектов, которые подлежат обязательной государственной охране. Все остальные объекты, не внесенные в этот перечень, могут охраняться различными субъектами охраны, как государственными, так и частными. Вопрос состоит в том, как оптимально определить компетенцию субъектов, обеспечивающих охрану и безопасность этих объектов. Безопасность и охрану объектов жизнеобеспечения осуществляют в основном органы внутренних дел, внутренние войска МВД России, ведомственная (военизированная) охрана, частные охранные предприятия. Однако в настоящее время не предпринимаются действенные меры, по выработке единого для всех заинтересованных правоохранительных органов и специальных служб алгоритма действий по предупреждению и пресечению террористических актов и диверсий на объектах жизнеобеспечения населения, не существует единого общегосударственного потенциала для защиты взаимосвязанных элементов инфраструктуры страны. По нашему мнению одной из причин этого является то, что понимания взаимосвязи этих элементов, как и унифицированного нормативно-закрепленного понятия объектов жизнеобеспечения не существует. Нет также понимания всей важности указанных объектов. К сожалению, как и во многих других подобных случаях, вся ответственность за совершение преступлений, где имеет место вывод из строя объектов жизнеобеспечения ложиться на плечи сотрудников ОВД. Пример этому вышеуказанный теракт в КБР на Баксанской ГЭС в 2010 году. После его совершения несколько руководителей республиканского МВД были отправлены в отставку, а комиссия из центрального аппарата МВД России выявила ряд серьезных недостатков в обеспечении безопасности указанных объектов и это при том, что на момент совершения этого резонансного преступления в республике действовало экстремистское подполье и практически еженедельно от рук бандитов гибли сотрудники правоохранительных органов и мирные жители, а уровень боеготовности был гораздо выше чем в иных условиях.
В статье 12 Федерального закона РФ № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции» предписывается сотрудникам ОВД «участвовать в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств», к объектам данного вида, несомненно, относятся и объекты жизнеобеспечения населения.
Понятие объекта жизнеобеспечения содержится в Руководящем документе МВД России РД № 78.36.0032002. «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 06.11.2002). Объект жизнеобеспечения: совокупность жизненно - важных материальных, финансовых средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском, санитарно-эпидемиологическом, информационном, транспортном, коммунально-бытовом обеспечении и другие).
Выражаясь общедоступным языком, это все-то без чего не может существовать человек в современном мире. Не случайно именно эти объекты и становятся мишенями террористов, которые все чаще выступают уже и в роли диверсантов против своей же страны. Объекты жизнеобеспечения населения, являясь элементами инфраструктуры, являются также и наиболее
2'2013
Пробелы в российском законодательстве
возможными целями террористических посягательств. Традиционно важнейшие элементы инфраструктуры были привлекательны для тех, кто хотел причинить ощутимый урон противнику. Теперь, так как без нормального функционирования указанных объектов невозможна нормальная жизнедеятельность, террористы могут достичь высокого экономического и политического эффекта, совершая теракты на указанных объектах. Разрушение инфраструктуры может снизить обороноспособность страны, подорвать доверие граждан к органам государственной власти. Кроме того, хорошо спланированные террористические атаки можно осуществить гораздо легче и дешевле, чем вести войну традиционными методами. Скорейшее создание государственной системы безопасности объектов жизнеобеспечения населения, в России является приоритетной задачей.
Необходимо отметить, что в настоящее время возникает настоятельная потребность для теории и практики в четком определении понятия «объект жизнеобеспечения». Отсутствие единообразия в указанном определении может негативно сказаться не только на результативности деятельности органов внутренних дел в указанной среде, но и на самой антитеррористической безопасности этих объектов. С учетом этого считаем целесообразным закрепление понятия объекта жизнеобеспечения и основных положений, определяющих его правовой статус, а также компетенцию органов внутренних дел, обеспечивающих безопасное функционирование таких объектов в федеральном правовом акте.
Исследование подтверждает, что противодействие террористической угрозе требует новых подходов, основанных на глубоком анализе оперативной информации, ее совместном использовании государственными правоохранительными органами и специальными службами противостоящими терроризму, и организации в этих целях их теснейшего сотрудничества. Это должно выражаться, в том числе, в разрабатываемых документах, планирующих деятельность органов внутренних дел по противодействию терроризму на объектах жизнеобеспечения населения, которые должны учитывать происходящие с угрозами и опасностями изменения и возникновение в результате этих процессов новых уязвимых мест в обеспечении безопасности данных объектов.
Рассматривая возможности оптимизации деятельности территориальных органов МВД России по обеспечению безопасности объектов жизнеобеспечения с учетом изложенных факторов, следует отметить, что одним из основных факторов, влияющих на ее эффективность, является территориальность. Анализируя вопросы территориальности, следует обратить внимание на рациональное построение зон оперативного обслуживания в условиях повседневной деятельности и при наступлении чрезвычайных обстоятельств. Учитывая, что в МВД России создана, и продолжительный период времени функционирует система оперативного реагирования по территориальности, вопросы оптимизации по этому признаку могут решаться путем своевременного внесения соответствующих корректировок в планы единой дислокации и оперативные планы действий территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Теоретическая значимость рассматриваемых проблем состоит в систематизации знаний в области нор-мотворческой деятельности, в непосредственной организации безопасности объектов жизнеобеспечения населения, а также в разработке конкретных механизмов управленческих решений по предупреждению нападений на такие объекты и пресечении противоправ-
ных действий незаконных вооруженных формирований, террористических групп и отдельных террористов.
Практическая значимость и необходимость исследования в этой области в первую очередь обуславливается первостепенной важностью задач по обеспечению безопасности такого рода объектов на территории Российской Федерации. Во-вторых, необходимостью перераспределения функций по обеспечению безопасности таких объектов и вычленения роли и места органов внутренних дел и собственных служб безопасности таких объектов, определением степени ответственности, за непринятие эффективных мер безопасности. В-третьих, изменению требований к государственным органам в части организации контроля над деятельностью собственников негосударственных объектов жизнеобеспечения населения.
Предложения по совершенствованию нормативно-правовых актов обеспечивающих безопасность объектов жизнеобеспечения населения, эффективности взаимодействия и планирования, при организации безопасности, изменения понятийно-
терминологического аппарата в этой области должны способствовать дальнейшему развитию теоретических основ управления безопасностью объектов жизнеобеспечения населения. Направления совершенствования деятельности ОВД по обеспечению безопасности объектов жизнеобеспечения необходимо провести по следующим основным направлениям:
- Необходимо выработать организационный механизм, оптимизации совместной деятельности, различных субъектов, обеспечения безопасности объектов жизнеобеспечения населения в связи с принятием новых федеральных законов в области безопасности, новой концепции противодействия терроризму, а также заключенным и ратифицированным Российской Федерацией международным соглашениям и конвенциям в этой области.
- Сформулировать на законодательном уровне предложения по правовому обеспечению дальнейшего совершенствования, антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения населения, применительно к ОВД.
- Выделить среди субъектов обеспечения безопасности ответственного исполнителя за принимаемые решения в области функционирования таких объектов, повышения их антитеррористической и противодивер-сионной уязвимости.
- Совершенствовать подготовку органов оперативного управления (штабов), групп оперативного построения сил и средств ОВД и взаимодействующих с ними в период обострения оперативной обстановки правоохранительных органов и специальных служб, для принятия правильных управленческих решений с использованием новых информационных технологий.
Таким образом, основными критериями отнесения объектов жизнеобеспечения населения к числу потенциальных объектов террористических посягательств являются не только их государственная, экономическая и в первую очередь социальная значимость, высокая степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, но и возможные последствия диверсионно-террористических акций на этих объектах для населения, территории и окружающей среды. Совершенно очевидно что, борьба с терроризмом, должна отвечать требованиям времени, с учетом процессов глобализации современного, мира предусматривающих тесное взаимодействие государственных субъектов противодействия терроризму, которые должны учитывать все происходящие изменения в стране и мире, а также отражаться в нормативных и правовых актах по обеспечению антитеррористической безопасности на рассматриваемой категории объектов.
Список литературы:
1. Федеральный закон № 390-ФЗ от 28.12.2010 г. «О безопасности»
2. Федеральный закон № 16-ФЗ от 09.02.2007 г. «О транспортной безопасности»
3. Федеральный закон № 256-ФЗ от 21.07.2011г. «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса»
4. Указ Президента РФ № 1167 от 13 сентября 2004 г. «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом»
5. Указ Президента РФ № 116 от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму»
6. Постановление правительства РФ № 459 от 05.05.2012 г. «Об утверждении положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования»
7. Постановление правительства РФ № 460 от 05.05.2012 г. «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса»
8. Постановление Правительства РФ № 547от 04.09.2003г. (ред. от 08.09.2010) «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
9. Распоряжение Правительства РФ № 1314-р от 27.08.2005г.
«Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов»
10. Приказ Минрегиона РФ № 320 от 05.07.2011г. «Об утверждении свода правил Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования»
11. Приказ Росжелдора № 515 от 25.10.2011г. «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта»
12. Приказ Минпромэнерго России № 150 от «04» мая 2007 г. « Рекомендации по антитеррористической защищенности»
13. Руководящий Документ № 78.36.003-2002. «Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств» (утв. МВД РФ 06.11.2002)
Literature list:
1. The federal law No. 390-FZ of 28.12.2010. "About safety"
2. The federal law No. 16-FZ of 09.02.2007. "About transport safety"
3. The federal law No. 256-FZ from 21.07.2011г. "About safety of objects of fuel and energy complex"
4. Decree of the President of the Russian Federation No. 1167 of September 13, 2004. "About urgent measures for increase of efficiency of fight against terrorism"
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 116 of February 15, 2006. "About measures for counteraction to terrorism"
6. The resolution of the Government of the Russian Federation No. 459 of 05.05.2012. "About the adoption of provision on basic data for carrying out categorization of object of fuel and energy complex, an order of its carrying out and criteria of categorization"
7. The resolution of the Government of the Russian Federation No. 460 of 05.05.2012. "About the approval of
rules of updating of the material safety data sheet of object of fuel and energy complex"
8. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 547ot 04.09.2003г. (an edition of 08.09.2010) "About population preparation in the field of protection against emergency situations of natural and technogenic character"
9. The order of the Government of the Russian Federation No. 1314-r from 27.08.2005г.
"About approval of the Concept of federal system of monitoring of crucial objects and (or) potentially dangerous objects of infrastructure of the Russian Federation and dangerous freights"
10. The order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation No. 320 from 05.07.2011г. "About the approval of the set of rules Ensuring anti-terrorist security of buildings and constructions. General requirements of design"
11. Roszheldor No. 515 order from 25.10.2011г. "About the approval of Methodical recommendations about carrying out an assessment of vulnerability of objects of transport infrastructure and vehicles of railway transport"
12. The order of the Ministry of Industry and Energy of Russia No. 150 of May "04", 2007. "Recommendations about anti-terrorist security"
13. Leading Document No. 78.36.003-2002. "Technical ukreplennost. Technical means of protection. Requirements and norms of design on protection of objects from criminal encroachments" (утв. Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation 06.11.2002)
Рецензия
на статью «Вопросы деятельности органов внутренних дел по обеспечению безопасности объектов жизнеобеспечения населения от террористических угроз» М.Х. Акиева, адъюнкта Академии управления МВД России.
Организация антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения населения весьма актуальная проблема, которая заслуживает поддержки и одобрения, в ФЗ РФ № 3-ФЗ «О полиции», одна из основных обязанностей полиции - защита объектов потенциальных террористических посягательств.
Статья имеет теоретическое и прикладное значение, т.к. до настоящего времени вопрос об организации антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения и тактики действий органов внутренних дел при ее организации не имеет достаточной проработки. Пока остаются без ответа и вопросы понятийного аппарата в данной области, существует значительный пробел в федеральном и ведомственном законодательстве.
Автор показывает необходимость выработки новых предложений и рекомендаций для органов внутренних дел по проведению мероприятий по антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения населения, показывает необходимость и актуальность проведения исследований данной темы.
Вывод: Статью целесообразно опубликовать в открытой печати, она актуальна, своевременна, теоретически и практически значима для понимания особенностей деятельности правоохранительных органов по антитеррористической безопасности объектов жизнеобеспечения населения.
Профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, Академии управления МВД России, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, профессор М.П. Киреев