Научная статья на тему 'О роли и месте специалистов по анализу информации (аналитиков) в системе органов внутренних дел Российской Федерации'

О роли и месте специалистов по анализу информации (аналитиков) в системе органов внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
327
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / цифровая трансформация / аналитическая деятельность / государственное управление / анализ информации / ситуационный центр / ситуационное управление / internal affairs bodies / digital transformation / analytical activity / public administration / information analysis / situational center / situational management

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления в сфере внутренних дел в условиях цифровой трансформации государства, что соответствует требованиям руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации. Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию информационно-аналитической деятельности в сфере внутренних дел. Целью исследования является научное обоснование и представление практических рекомендаций по совершенствованию информационно-аналитической деятельности в системе органов внутренних дел Российской Федерации. В основе методологии исследования – диалектический метод познания, анализ и синтез знаний об окружающей действительности, а также эмпирические методы обобщения сведений по исследуемой проблеме. Результаты и ключевые выводы: произведен анализ системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления в сфере внутренних дел. Сделан вывод о необходимости упорядочения и систематизации информационно-аналитической деятельности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне. В качестве организационной формы совершенствования информационно-аналитического обеспечения предлагается использовать возможности создаваемых в территориальных органах внутренних дел ситуационных центров. Данная мера также будет способствовать решению вопроса изыскания штатных ресурсов для комплектования последних. Показано, что для обеспечения эффективности реализации данных предложений необходимо организовать массовое первоначальное обучение аналитиков из состава расчетов формируемых ситуационных центров. Предложен вариант программы такого обучения, рассмотрены варианты его организации с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Обучение предполагается организовать на базе Академии управления МВД России, располагающей необходимыми для этого методическими и технологическими ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Place of Information Analysis Specialists (Analysts) in the System of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

The relevance of the work is due to the need to improve the system of information and analytical support for public administration in the field of internal affairs in the conditions of digital transformation of the state, which meets the requirements of the governing documents of the President and the government of the Russian Federation. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of information and analytical activities in the field of internal affairs. The purpose of the study: is scientific substantiation and presentation of practical recommendations for improving information and analytical activities in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation. The methodology of the research is based on the dialectical method of cognition, analysis and synthesis of knowledge about the surrounding reality, as well as empirical methods of generalizing information on the problem under study. The results and key conclusions: the analysis of the information system and analytical support of public administration in the field of internal affairs is carried out. The conclusion is made about the need to streamline and systematize the information and analytical activities of the territorial bodies of internal affairs at the regional level. As an organizational form of improving information and analytical support, it is proposed to use the capabilities of situational centers created in the territorial bodies of internal affairs. This measure will also contribute to the solution of the issue of finding staffing resources for the recruitment of the latter. It is shown that in order to ensure the effectiveness of the implementation of these proposals, it is necessary to organize mass initial training of analysts from the calculations of the formed situational centers. A variant of the such training program is proposed, options for its organization using the capabilities of distance learning technologies are considered. The training is supposed to be organized on the basis of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which has the necessary methodological and technological resources for this.

Текст научной работы на тему «О роли и месте специалистов по анализу информации (аналитиков) в системе органов внутренних дел Российской Федерации»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ:

методология, правовое обеспечение

Лукашов Николай Васильевич,

кандидат физико-математических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научно-исследовательского центра, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ORCID 0000-0002-4603-7533

E-mail: akadem11@yandex.ru

Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки

УДК 34.07

DOI 10.24412/2072-9391-2022-464-33-41

Дата поступления: 18 августа 2022 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2022 г.

Nikolaj Vasil'evich Lukashov,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor,

Leading Researcher of the Department for the Study

of Strategic Management Problems of the Research Center,

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8

ORCID 0000-0002-4603-7533

E-mail: akadem11@yandex.ru

Scientific Speciality: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences

О роли и месте специалистов по анализу

информации (аналитиков) в системе

органов внутренних дел Российской Федерации

The Role and Place of Information Analysis Specialists (Analysts) in the System of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation

Аннотация

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления в сфере внутренних дел в условиях цифровой трансформации государства, что соответствует требованиям руководящих документов Президента и Правительства Российской Федерации. Научная новизна работы состоит в системном подходе к теоретическому обоснованию информационно-аналитической деятельности в сфере внутренних дел.

Abstract

The relevance of the work is due to the need to improve the system of information and analytical support for public administration in the field of internal affairs in the conditions of digital transformation of the state, which meets the requirements of the governing documents of the President and the government of the Russian Federation. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the theoretical justification of information and analytical activities in the field of internal affairs.

The purpose of the study: is scientific substan-

34

Целью исследования является научное обоснование и представление практических рекомендаций по совершенствованию информационно-аналитической деятельности в системе органов внутренних дел Российской Федерации.

В основе методологии исследования - диалектический метод познания, анализ и синтез знаний об окружающей действительности, а также эмпирические методы обобщения сведений по исследуемой проблеме.

Результаты и ключевые выводы: произведен анализ системы информационно-аналитического обеспечения государственного управления в сфере внутренних дел. Сделан вывод о необходимости упорядочения и систематизации информационно-аналитической деятельности территориальных органов внутренних дел на региональном уровне. В качестве организационной формы совершенствования информационно-аналитического обеспечения предлагается использовать возможности создаваемых в территориальных органах внутренних дел ситуационных центров. Данная мера также будет способствовать решению вопроса изыскания штатных ресурсов для комплектования последних.

Показано, что для обеспечения эффективности реализации данных предложений необходимо организовать массовое первоначальное обучение аналитиков из состава расчетов формируемых ситуационных центров. Предложен вариант программы такого обучения, рассмотрены варианты его организации с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий. Обучение предполагается организовать на базе Академии управления МВД России, располагающей необходимыми для этого методическими и технологическими ресурсами.

Ключевые слова: органы внутренних дел; цифровая трансформация; аналитическая деятельность; государственное управление; анализ информации; ситуационный центр; ситуационное управление.

tiation and presentation of practical recommendations for improving information and analytical activities in the system of internal affairs bodies of the Russian Federation.

The methodology of the research is based on the dialectical method of cognition, analysis and synthesis of knowledge about the surrounding reality, as well as empirical methods of generalizing information on the problem under study.

The results and key conclusions: the analysis of the information system and analytical support of public administration in the field of internal affairs is carried out. The conclusion is made about the need to streamline and systematize the information and analytical activities of the territorial bodies of internal affairs at the regional level. As an organizational form of improving information and analytical support, it is proposed to use the capabilities of situational centers created in the territorial bodies of internal affairs. This measure will also contribute to the solution of the issue of finding staffing resources for the recruitment of the latter.

It is shown that in order to ensure the effectiveness of the implementation of these proposals, it is necessary to organize mass initial training of analysts from the calculations of the formed situational centers. A variant of the such training program is proposed, options for its organization using the capabilities of distance learning technologies are considered. The training is supposed to be organized on the basis of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, which has the necessary methodological and technological resources for this.

Keywords: internal affairs bodies; digital transformation; analytical activity; public administration; information analysis; situational center; situational management.

Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 4741 вовлечено в процесс цифровой трансформации (далее — ЦТ) государственного управления, ключевых отраслей экономики и социальной сферы.

1 О национальных целях развития Российской Федерации

на период до 2030 года: Указ Президента Рос. Федерации от 21 июля

2020 г. № 474 // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

Важным компонентом ЦТ является совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления и текущей оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД). При этом информационно-аналитическое обеспечение, с одной стороны, является одной из основных составляющих эффективности государственного управления, а с другой — относится к относительно малоизученным и теоретически обоснованным институтам последнего. Существует мнение, что в оте-

чественной науке не сформировано универсальных аналитических методик, концепций и школ. «Большинство работает интуитивно, исходя из собственного жизненного опыта» [12, с. 9]. Утверждается, что в настоящее время в Российской Федерации «сформировалось достаточно большое число независимых аналитических школ, стоящих на различных методологических и идеологических позициях» [9, с. 19].

На федеральном уровне нормативно не закреплено даже само понятие «информационно-аналитическая деятельность». Должностная категория «аналитик» введена в федеральную классификацию2 лишь в 2008 г.3, при этом типовые должностные обязанности сформулированы в самом общем виде, а квалификационные требования ограничиваются «наличием высшего образования вне зависимости от его профиля».

В таких обстоятельствах федеральные органы исполнительной власти (далее — ФОИВ) вынуждены самостоятельно вырабатывать политику в сфере информационно-аналитического обеспечения деятельности, что, с одной стороны, способствует наиболее полному удовлетворению своих специфических потребностей, а с другой — вызывает необходимость самостоятельно проходить путь по выработке соответствующих теоретических и методологических основ, приходя к сходным в целом, но различным в деталях результатам.

В ведомственной науке информационно-аналитическая деятельность определяется, в частности, как «процесс, осуществляемый в рамках повседневной деятельности штабов ОВД и выражающийся в сборе, систематизации и осмыслении разнообразных данных о состоянии преступности, результатах работы ОВД, среде их функционирования, в целях обеспечения принятия управленческих решений» [4, с. 4]. «Информационно-аналитическое обеспечение управления — как функция органа управления по сбору, обработке и «выдаче информации для нужд управления, выявление научными методами положительных и отрицательных тенденций в состоянии правопорядка и правоохранительной деятельности, установление причин их появления, прогнозирование преступности, подготовку обоснованных выводов и рекомендаций по борьбе с преступностью» [11, с. 95].

2 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) (ред. от 27 марта 2018 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 О внесении изменений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [Электронный ресурс]: приказ Минздравсоцразвития России от 29 апреля 2008 г. № 200. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Отсутствие на протяжении ряда лет единой политики в рассматриваемой сфере на федеральном уровне привело к тому, что «система информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления складывается, как правило, явочным порядком» [13, с. 17].

В прошлом веке вопросы ведомственной аналитической работы регулировались временным наставлением по службе штабов4 и соответствующим приказом МВД СССР5. Эти документы для своего времени были глубоко проработаны, однако не учитывали многих современных реалий, таким образом, на протяжении длительного периода информационно-аналитическая деятельность в системе МВД России на должном уровне не регламентировалась.

Это обстоятельство создало условия для развития эффекта, описанного еще основателем Академии МВД СССР С. М. Крыловым: «Когда жонглирование статистическими данными пытаются выдать за анализ, — это самообман. Это признание аналитической несостоятельности аппарата. Об этом приходится говорить столь резко потому, что эта болезнь изживается медленно. Некоторые не хотят понять, что анализ является средством поиска истины, а не одной из разновидностей фотографирования того, что окружает нас» [8, с. 115].

На этом фоне в 2018 г. принята «Инструкция по организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»6 (далее — Инструкция). Документ ожидаемый и актуальный, но одновременно неоднозначный по содержанию. Так, информационно-аналитическая работа в Инструкции определена как «деятельность, направленная на поиск, получение, систематизацию, оценку и анализ данных о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемой территориальными органами МВД России территории и объектах, результатах их работы, выявление и прогнозирование тенденций и отклонений, выработку на этой основе своевременных, обоснованных и оптимальных управленческих решений, направленных на эф-

4 Об утверждении временного наставления по службе штабов органов внутренних дел: приказ МВД России от 12 февраля 1997 г. № 86 (в ред. приказов МВД России от 2 ноября 1999 г. № 859, от 8 февраля 2011 г. № 62). Наставление отменено приказом МВД России от 30 декабря 2016 г. № 947 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России», без принятия эквивалентного нормативного правового акта.

5 Об организации информационно-аналитической работы в органах внутренних дел: приказ МВД СССР от 13 мая 1987 г. № 100; О мерах по реализации Концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел: приказ МВД России от 12 мая 1993 г. № 229 и др.

6 Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 26 сентября 2018 г. № 623.

36

фективное выполнение функций и решение поставленных перед ними задач». Данное определение существенно отличается от ряда научно обоснованных, предложенных ранее и одновременно представляется чрезмерно громоздким, более похожим на фрагмент перечня обязанностей из гипотетического должностного регламента аналитика. Инструкция содержит и иные неоднозначные термины, в том числе такой основополагающий, как «информация», которая определена как «сведения, которые отражают состояние преступности и охраны общественного порядка, характеризуют силы и средства органов внутренних дел, способы и методы воздействия на управляемую систему и результаты управляющих воздействий, условия и проявления внешней среды, влияющие на состояние сферы управления и эффективность деятельности органов внутренних дел», что также представляется чрезмерно громоздким и, как следствие, — узким. Например, данное определение не охватывает явным образом правовую информацию, а главное, противоречит соответствующему определению в действующем федеральном законодательстве7, трактующем понятие «информация» как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Однако наиболее существенным и, на наш взгляд, главным пробелом в организации информационно-аналитической деятельности, сохранившимся и в рассматриваемой инструкции, является фактическое отсутствие механизма ее регулирования в организационном штатном аспекте.

Так, до настоящего времени в типовых штатных расписаниях подразделений системы МВД России отсутствуют должности специалистов по информационно-аналитическому обеспечению (аналитиков), а соответствующий функционал, в том числе отраженный в Инструкции, неравномерно и фактически эволю-ционно распределен между рядом иных должностных категорий сотрудников и работников различных подразделений. Такое положение дел объясняется отчасти тем фактом, что аналитические функция в той или иной мере возлагаются на все без исключения самостоятельные структурные подразделения, а также территориальные и иные органы и организации системы МВД России. Например, в типичном территориальном ОВД на муниципальном уровне может насчитываться порядка 30—40 подразделений по направлениям деятельности при штатной численности 150—200 человек. Очевидно, что иметь аналитика по каждому из них не представ-

7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

ляется возможным. Соответствующие функции выполняют в части касающейся сотрудники, ответственные за подготовку отчетных и распорядительных документов, а также ограниченное число сотрудников (работников) штабных и организационно-аналитических подразделений. В ряде территориальных ОВД должности аналитиков введены по инициативе руководства, однако они не интегрированы в федеральную систему, соответственно, отсутствуют типовые должностные инструкции и регламенты работы, что размывает объект регулирования в сфере информационно-аналитической деятельности.

Это не позволяет организовать систематическое обучение специалистов-аналитиков и, как следствие, создать полноценную систему аналитического обеспечения, на что и указывают ряд авторов [1; 7].

В августе 2021 г. ОАД МВД России инициировал вопрос о необходимости актуализации и совершенствования организации дополнительного профессионального образования сотрудников территориальных органов МВД России, выполняющих аналитические функции, предложив разработку примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации руководящего состава подразделений анализа, планирования и контроля штабов территориальных органов МВД России на региональном уровне со сроком обучения не менее 14 дней. Однако эффективность данного мероприятия представляется невысокой, поскольку руководители, как правило, не занимаются непосредственно подготовкой аналитических материалов, а лишь организуют эту работу в условиях отсутствия обучения аналитиков, круг которых выделить не всегда представляется возможным.

Таким образом, аппараты управления продолжают испытывать трудности при обработке первичных данных, подготовке аналитических материалов, выработке оптимальных решений, что и было отмечено в обзоре ОАД МВД России «Состояние работы подразделений центрального аппарата МВД России, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, по подготовке информационно-аналитических материалов» (по материалам с 2020 по начало 2022 г.).

При этом в системе МВД России создана и успешно функционирует система информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД МВД России), которая «представляет собой совокупность используемых в МВД России автоматизированных информационных систем, программно-аппаратных комплексов и программно-технических средств, а также систем связи и передачи данных, пред-

назначенных для информационно-аналитического обеспечения деятельности Министерства»8.

В то же время ИСОД МВД России остается всего лишь инструментом, предоставляющим соответствующие ресурсы, для эффективного использования которых необходимы специальные знания и навыки — как всему заинтересованному личному составу ОВД по направлениям оперативно-служебной деятельности, так и основным субъектам информационно-аналитической деятельности — аналитикам.

Планом реализации основных направлений дальнейшего развития ИСОД МВД России на период с 2020 по 2024 г. предусмотрена «Организация профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по эксплуатации информационно-телекоммуникационных систем, а также средств и систем защиты информации». К сожалению, пункты о подготовке конечных пользователей ИСОД, специалистов в сфере информационно-аналитического обеспечения в данном плане отсутствуют.

Изложенные обстоятельства, в свою очередь, затрудняют процесс ЦТ и объединение ресурсов информационно-аналитической деятельности в свете наметившейся в последнее десятилетие тенденции к ее централизации на базе технологий ситуационного управления.

В 2009 г. «с целью повышения эффективности государственного управления» в Российской Федерации создана государственная автоматизированная информационная система «Управление» (далее — ГАС «Управление»), первостепенной задачей которой определено «обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления решений в сфере государственного управления и местного самоуправления, а также планирования деятельности этих органов». При этом предполагается, что ГАС «Управление» функционирует на основе «сети специальной связи и информации, информационно-аналитических и ситуационных центров»9, в том числе во исполнение Указа Президента Российской Федерации о формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия10. Предполагается поэтапное

8 Основные направления дальнейшего развития единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России на период с 2020 по 2024 год (утв. исполняющим обязанности Министра внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В. А. Колокольцевым 21 января 2020 г.).

9 О государственной автоматизированной информационной системе «Управление» (вместе с «Положением о государственной автоматизированной информационной системе "Управление"») [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Рос. Федерации от 25 декабря 2009 г. № 1088 (ред. от 17.05.2022). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 О формировании системы распределенных ситуационных

развертывание в основных ФОИВ ситуационных центров (далее — СЦ), в основу работы которых положен сбор и аналитическая обработка управленческой информации.

В мае 2018 г. в МВД России издан приказ «О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации»11, а через полгода утверждено соответствующее по-ложение12. Данный СЦ комплектуется преимущественно на внештатной основе «для информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения» управления силами и средствами, в том числе подразделений центрального аппарата, территориальных и иных органов организаций системы МВД России, а также для внешнего взаимодействия.

Дальнейшее распространение технологий ситуационного управления на уровне региональных ОВД создает уникальные возможности по развитию информационно-аналитической, а также и контрольной деятельности, позволяет сконцентрировать соответствующие ранее разрозненные ресурсы.

Вместе с тем остро встает вопрос о комплектовании СЦ на фоне сокращения штатов и сложного финансово-экономического положения в стране. Соответствующий резерв усматривается именно в оптимизации аналитической работы.

Поскольку, как было показано выше, в сложившейся структуре территориального ОВД аналитические функции выполняют преимущественно штабные подразделения, ориентированные на информационное обеспечение руководства, а соответствующие потребности в иных службах и подразделениях удовлетворяются за счет внутренних резервов, у последних возникает необходимость обращения за идентичными исходными данными для анализа, что вызывает многократное дублирование запросов (рис. 1). При этом отсутствие штатных должностей аналитиков негативно отражается на качестве анализа, производимого сотрудниками, не имеющими специальной подготовки.

центров, работающих по единому регламенту взаимодействия [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 25 июля 2013 г. № 648. Опубликован не был. Цит. по тексту распоряжений Губернатора Ярославской области от 25 декабря 2015 г. № 661-р, от 26 марта 2021 г. № 52-р «Об утверждении Положения о ситуационном центре Губернатора области» (с изм. на 26 марта 2021 г.) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. Доступ из справ.-правовой системы «Кодекс». URL: https://docs.cntd.ru/ document/428665923 (дата обращения: 29.07.2022).

11 О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 мая 2018 г. № 318.

12 Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Перечнем субъектов формирования и потребления информационных источников и ресурсов, используемых в деятельности СЦ МВД России»): приказ МВД России от 16 ноября 2018 г. № 775 (ред. от 25 ноября 2019 г.).

38

Рис. 1. Обмен данными для реализации функции анализа информации в ОВД

При внедрении технологий ситуационного управления появляется возможность сконцентрировать организационные штатные и технологические ресурсы по анали-

зу информации на базе СЦ, нештатное представительство в котором, как предполагается, должны иметь все основные подразделения ОВД (рис. 2).

Рис. 2. Обмен данными для реализации функции анализа информации в ОВД при использовании технологий ситуационного управления

При таком подходе информационно-аналитическое подразделение, сформированное на базе СЦ регионального ОВД, позволит удовлетворять потребности в анализе не только штаба, но и всех других заинтересованных подразделений, избегая дублирования и многократных запросов, особенно в части подготовки типовых аналитических документов, например типовых отчетов и прогнозов. Выделение аналитической функции позволит повысить качество анализа, достигнуть единообразия представления документов.

Объединение информационно-аналитического потенциала СЦ на федеральном, межведомственном уровне создаст дополнительные возможности по отработке решений, требующих длительного согласования. Например, для окончательного решения задачи законодательного регулирования регистрации и учета преступлений, поставленной еще в 1998 г.13, что, в свою очередь, будет способствовать решению

13 О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений [Электронный ресурс]: Указ Президента Рос. Федерации от 30 марта 1998 г. № 328. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ряда актуальных проблем досудебного производства [2, с. 76].

Ограниченное и четко определенное количество аналитиков позволит организовать их подготовку как часть штатного состава СЦ территориального ОВД на региональном уровне.

Помимо аналитических функций, штатному составу СЦ также могут быть переданы функции контроля, в настоящее время нередко избыточные в рамках сложившейся зонально-линейной системы их организации.

Исходя из вышеизложенного персонал СЦ может быть укомплектован за счет перераспределения части штатной численности сотрудников (работников) территориальных органов МВД России, выполняющих аналитические и контрольные функции при одновременном повышении эффективности исполнения последних.

Предлагаемые меры позволят также унифицировать структуру и содержание программ повышения квалификации руководящего состава и сотрудников СЦ в части исполнения функций анализа, прогноза и планирования с целью обеспечения деятельности территориальных ОВД России на региональном уровне. В связи с изложенным предлагается организовать такое обучение, исходя из следующего:

1. По форме обучения. Предусмотреть обучение по смешанной очно-дистанционной форме, с возможностью при необходимости перехода с очного на онлайн-обучение.

Дистанционную форму обучения предлагается применять как до выезда группы к месту проведения занятий (общеобразовательный минимум, необходимый для успешного освоения курса всеми обучаемыми для выравнивания базового уровня подготовки), так и после окончания курса (для выполнения итоговой самостоятельной квалификационной работы по прибытии к месту службы по материалам своего ОВД, во взаимодействии с профессорско-преподавательским составом образовательной организации).

2. По структуре и содержанию курса. С учетом незначительного (14 дней, или 112 часов) объема курса освоение фундаментальных основ аналитической деятельности, а также освоение сложных специализированных программных продуктов не представляется возможным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За отведенное время необходимо сосредоточиться на освоении необходимых основ и базовых прикладных навыков аналитической деятельности. В связи с этим предлагается следующее распределение учебной нагрузки:

Дистанционное обучение до прибытия в образовательную организацию (вне отведенных очных 112 часов). За три недели до начала обучения — предварительное тестирование на знание положений основных нормативных правовых актов в сфере информационно-анали-

тической деятельности, основ работы с пакетом прикладных программ Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint), компьютерной графики (Paint)14. За две недели до начала обучения — по результатам тестирования — самостоятельная работа по совершенствованию знания нормативной правовой базы и навыков работы с программным обучением.

В программу очного обучения представляется необходимым включить следующие разделы:

Входное контрольное тестирование на знание положений основных нормативных правовых актов в сфере информационно-аналитической деятельности и основ работы с пакетом прикладных программ Word, Excel, PowerPoint, Paint (2 ч.).

Введение в курс. Роль и место аналитической деятельности в государственном и муниципальном управлении, в системе МВД России, в подразделениях органов внутренних дел на региональном уровне (2 ч. лекция (далее — л.)).

Теоретические основы аналитической деятельности (фундаментальные понятия — анализ, синтез, математическое моделирование, основные математические функции и инструменты в аналитической деятельности, в том числе корреляционный и факторный анализ, экспертные методы, социологические методы) (2 ч. л., 10 ч. практическое занятие (далее — п. з.)).

Современные информационные технологии в аналитической деятельности (программное обеспечение общего и специального назначения, прикладные приемы и методы использования в аналитической деятельности) (2 ч. л., 22 ч. п. з.).

Направления оперативно-служебной деятельности ОВД. Типовая структура, информационное взаимодействие служб и подразделений (2 ч. л., 6 ч. семинар (далее — сем.)).

Информационные ресурсы аналитической деятельности в ОВД (2 ч. л., 2 ч. п. з.).

Анализ оперативно-служебной деятельности подразделений ОВД и ее результатов (показатели оперативно-служебной деятельности и алгоритм их достижения по основным направлениям, критерии оценки эффективности, выявление недостатков по данным статистической и иной отчетности, взаимодействие сотрудников информационно-аналитической службы с руководством ОВД и его структурных подразделений) (2 ч. л., 4 ч. сем., 4 ч. п. з.).

Анализ оперативной обстановки на территории обслуживания ОВД (общий социально-экономический и по основным направлениям деятельности) (2 ч. л., 6 ч. сем.).

Прогнозирование изменений оперативной обстановки на территории обслуживания ОВД (в целом и по отдельным направлениям оператив-

14 Состав программного обеспечения может быть скорректирован.

40

но-служебной деятельности, мониторинг критических показателей) (2 ч. л., 4 ч. сем., 6 ч. п. з.).

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности ситуационных центров и центров оперативного управления ОВД (2 ч. л., 4 ч. п. з. в комплексе ситуационного управления).

Основные правила, методика, прикладные приемы подготовки отчетных аналитических документов (2 ч. л., 2 ч. сем., 4 ч. п. з.).

Обзор организации, практики и передового опыта аналитической деятельности: в системе МВД России, в иных правоохранительных органах, в системе государственного и муниципального управления Российской Федерации (2 ч. л., 2 ч. сем., 2 ч. п. з.).

Обзор организации, практики и передового опыта аналитической деятельности зарубежных правоохранительных органов (2 ч. л., 2 ч. сем.).

Основные направления совершенствования информационно-аналитической деятельности в системе МВД России. Выбор и назначение тематики итоговой квалификационной работы по актуальным направлениям информационно-аналитической деятельности (4 ч. деловая игра).

Подведение итогов. Выходное тестирование. Зачет по курсу (4 ч.).

Всего 112 часов очного обучения.

Дистанционное обучение по окончании пребывания в образовательной организации (вне отведенных очных 112 часов) включает в себя подготовку итоговой квалификационной работы на базе территориального ОВД по месту службы, в том числе консультации с научным руководителем, защита работы онлайн с уча-

Список литературы:

1. Автухова О. В. Актуальные проблемы, возникающие в аналитической деятельности МВД России // Право: ретроспектива и перспектива. 2020. № 2 (2).

2. Гаврилов Б. Я. Актуальные проблемы досудебного производства: видение ученого и правоприменителя // Актуальные проблемы судебной, правоохранительной, правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию образования кафедры уголовного процесса: в 2 ч. (Краснодар, 17—18 марта 2022 г.) / отв. ред. В. А. Семенцов. Краснодар, 2022. Ч. 1.

3. Жевлакович И. Д., Лукашов Н. В., Шевыре-ва О. Н. Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19).

стием в обсуждении всей учебной группы (посредством СВКСм).

При наборе на обучение группами по 20 человек в течение учебного года на базе одной образовательной организации, например — Академии управления МВД России, где имеется необходимый методический и технологический задел [3; 5; 6; 10], возможно обучать не менее 300 сотрудников СЦ, то есть минимум по 3 в каждом территориальном органе на региональном уровне. При сохранении подобной интенсивности обучения появляется возможность сформировать кадровое ядро аналитиков во всех региональных СЦ в течение 2—3 лет. В дальнейшем необходимо поддержание достигнутого уровня общей компетенции для восполнения выбывающего по естественным причинам личного состава, при этом, очевидно, интенсивность обучения может быть снижена до одного набора в год.

Таким образом, представляется возможным упорядочить и систематизировать информационно-аналитическую деятельность территориальных ОВД на региональном уровне посредством сосредоточения ее кадрового и организационного штатного потенциала в создаваемых СЦ, что также будет способствовать решению вопроса изыскания ресурсов для комплектования последнего.

Для обеспечения эффективной реализации данного решения необходимо организовать массовое первоначальное обучение аналитиков из состава расчетов формируемых СЦ, в том числе на базе Академии управления МВД России, располагающей необходимыми для этого методическими и технологическими ресурсами.

References:

1. Avtuhova O. V. Aktual'nye problemy, vozni-kayushchie v analiticheskoj deyatel'nosti MVD Rossii // Pravo: retrospektiva i perspekti-va. 2020. № 2 (2).

2. Gavrilov B. Ya. Aktual'nye problemy do-sudebnogo proizvodstva: videnie ucheno-go i pravoprimenitelya // Aktual'nye problemy sudebnoj, pravoohranitel'noj, pravozash-chitnoj, ugolovno-processual'noj deyatel'nosti i nacional'noj bezopasnosti: materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferen-cii, posvyashchennoj 50-letiyu obrazovaniya kafedry ugolovnogo processa: v 2 ch. (Krasnodar, 17-18 marta 2022 g.) / otv. red. V. A. Se-mencov. Krasnodar, 2022. Ch. 1.

3. Zhevlakovich I. D, Lukashov N. V., Shevyreva O. N. Improving the methodology of conducting active types of training sessions based on modern information technologies // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2011. № 3 (19).

4. Зубов И. Н, Попков В. Ю, Титов А. П. Организация информационно-аналитической работы в органах внутренних дел: учебное пособие. Москва, 1998.

5. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Ситуационного центра МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55).

6. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 1 (41).

7. Костюченко Н. И. Проблемы управления ОВД, связанные с отсутствием системы аналитического обеспечения // Актуальные вопросы права и правоприменения: материалы Международной научно-практической конференции (Ставрополь, 16 октября 2020 г.). Ставрополь, 2021.

8. Крылов С. М. Избранные труды (1967-1979): сборник / под общ. ред. А. С. Коваленко. Москва, 1999.

9. Курносов Ю. В., Конотопов П. Ю. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы. Москва, 2004.

10. Лукашов Н. В. Методические аспекты обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61).

11. Организация управления органами внутренних дел: учебник / Ф. Ф. Анюров [и др.]; ред.: А. М. Кононов, И. Ю. Захватов. Москва, 2012.

12. Росщупкин В. Г. Информационно-аналитическая деятельность в системе управления: учебное пособие. Самара, 2018.

13. Терентьев А. В. Информационно-аналитическое обеспечение органами внутренних дел аппаратов государственной власти и местного самоуправления в сфере правоохранительной деятельности (по материалам ГУВД города Москвы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2006.

4. Zubov I. N, Popkov V. Yu, Titov A. P. Organ-izaciya informacionno-analiticheskoj raboty v organah vnutrennih del: uchebnoe posobie. Moskva, 1998.

5. Knyazhev V. B, Grishenko L. L. Information and analytical support for the activities of the Situation Center of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 3 (55).

6. Knyazhev V. B, Grishenko L. L. Further Measures to Improve Training of Senior Commanders for the System of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Equipping the Ministry's Academy of Management with a Situation Management Center // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 1 (41).

7. Kostyuchenko N. I. Problemy upravleniya OVD, svyazannye s otsutstviem sistemy analitichesko-go obespecheniya // Aktual'nye voprosy prava i pravoprimeneniya: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Stavropol', 16 oktyabrya 2020 g.). Stavropol', 2021.

8. Krylov S. M. Izbrannye trudy (1967-1979): sbornik / pod obshch. red. A. S. Kovalenko. Moskva, 1999.

9. Kurnosov Yu. V., Konotopov P. Yu. Analitika: metodologiya, tekhnologiya i organizaciya in-formacionno-analiticheskoj raboty. Moskva, 2004.

10. Lukashov N. V. Methodological Aspects of Training of Heads of Internal AffairsBodies of the Russian Federation on the Basics of Theory and Or-ganizationof Situational Management // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61).

11. Organizaciya upravleniya organami vnutrennih del: uchebnik / F. F. Anyurov [i dr.]; red.: A. M. Kononov, I. Yu. Zahvatov. Moskva, 2012.

12. Rosshchupkin V. G. Informacionno-analit-icheskaya deyatel'nost' v sisteme upravleniya: uchebnoe posobie. Samara, 2018.

13. Terent'ev A. V. Informacionno-analitich-eskoe obespechenie organami vnutrennih del apparatov gosudarstvennoj vlasti i mestno-go samoupravleniya v sfere pravoohranitel'noj deyatel'nosti (po materialam GUVD goroda Moskvy): avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 2006.

Для цитирования:

For citation:

Лукашов Николай Васильевич. О роли и месте специалистов по анализу информации (аналитиков) в системе органов внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 4 (64). С. 33-41.

Lukashov Nikolaj Vasil'evich. The Role and Place of Information Analysis Specialists (Analysts) in the System of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 4 (64). P. 33-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.