Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВАМ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВАМ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
145
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТЕОРИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЕМКОСТИ / СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

Целью работы является обоснование и представление практических рекомендаций, направленных на совершенствование методических основ обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления. Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы государственного управления, в том числе на основе технологий ситуационного управления, что согласуется с требованиями соответствующих указов и постановлений Президента и Правительства Российской Федерации. Научная новизна работы состоит в системном подходе к проблеме, применении закона соответствия формы и содержания к системе управления органами внутренних дел, обобщении теории административной емкости, разработанной Ф. Р. Дунаевским в начале ХХ в. применительно к современным технологиям ситуационного управления, введении в научный оборот авторского определения термина «ситуационное управление». В основе методологии исследования - технология информационного моделирования реальной оперативной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел. Для разработки методической базы обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления необходимо решить проблему накопления соответствующего опыта и компетенции в ведомственной системе образования. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагается наработка необходимого опыта и набора компетенций профессорско-преподавательским составом с использованием активных методов обучения на основе игр и учений, создание виртуальной реальности средствами современных информационных технологий. Соответствующий опыт и методика разработаны в Академии управления МВД России. В результате проведенного исследования обосновано применение технологий ситуационного управления в интересах органов внутренних дел Российской Федерации как наиболее многочисленного и многофункционального федерального органа исполнительной власти для расширения пределов «административной емкости» лица, принимающего решение, в соответствии с теорией Ф. Р. Дунаевского. Предлагается принять положения, связанные с развитием технологий ситуационного управления, как дальнейшее развитие идеологии формирования системы центров оперативного управления. Описана методическая база обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления, сформированным в Академии управления МВД России. Обоснована необходимость их использования в учебном комплексе ситуационного управления, соответствующем по возможностям ситуационному центру МВД России, что позволит проводить учебные мероприятия по обучению новым технологиям управления в условиях, максимально приближенных к реальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лукашов Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF TRAINING OF HEADS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE BASICSOF THEORY AND ORGANIZATION OF SITUATIONAL MANAGEMENT

The purpose of the study is to substantiate and present practical recommendations aimed at improving the methodological foundations of training the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the basicsof theory and organization of situationalmanagement. The relevance of the work is due to the need to improve the system of public administration, including on the basis of situational management technologies, which meets the requirements of relevant decrees and resolutions. The President and the Government of the Russian Federation. The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the problem, the application of the law of conformity of form and content to the management system of internal affairs bodies, the generalization of the theory of administrative capacity developed by F. R. Dunaevsky in the early twentieth century, in relation to modern technologies of situational management, the introduction into scientific circulation of the author’s definition of the term «situational management». The research methodology is based on the technology of information modeling of the real operational situation in the territory of the service of the internal affairs body. In order to develop methodological foundations for teaching the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation the basics of the theory and organization of situational management, it is necessary to solve the problem of accumulating relevant experience and competence in the departmental education system. As one of the ways to solve the problem, it is proposed to gain the necessary experience and a set of competencies by the teaching staff using active teaching methods based on games and exercises, the creation of virtual reality by means of modern information technologies. The relevant experience and methodology have been developed at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a result of the conducted research, the use of situational management technologies in the interests of the internal affairs bodies of the Russian Federation as the most numerous and multifunctional federal executive authority to expand the limits of the administrative capacity of the decision-maker, in accordance with the theory of F. R. Dunaevsky, is justified. It is proposed to adopt provisions related to the development of situational management technologies as a further development of the ideology of the formation of a system of operational management centers. The methodological basis of training of heads of internal affairs bodies of the Russian Federation on the basics of theory and organization of situational management formed at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia is described. The necessity of their use in the situational management training complex corresponding to the capabilities of the situation center of the Ministry of Internal Affairs of Russia is justified, which will allow conducting training activities on teaching new management technologies in conditions as close as possible to real ones.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСНОВАМ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

органов внутренних дел

НИКОЛАИ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛУКАШОВ,

ведущий научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научно-исследовательского центра, кандидат физико-математических наук, доцент Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

E-mail: akadem11@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.11 — судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность.

ORCID 0000-0002-4603-7533 УДК 34.07

DOI 10.24412/2072-9391-2022-161-36-47

Дата поступления: 3 августа 2021 г.

Дата принятия статьи в печать: 17 марта 2022 г.

NIKOLAJ VASIL'EVICH LUKASHOV,

Leading Researcher of the Department

for the Study of Strategic Management Problems

of the Research Center,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences,

Associate Professor

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi and Alexander Kosmodemyanskikh St., 8

E-mail: akadem11@yandex.ru

Scientific Speciality: 12.00.11 - Judicial Activities, Prosecutorial Activities, Human Rights and Law Enforcement.

Методические аспекты обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления

Methodological Aspects of Training of Heads of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation on the Basics of Theory and Organization of Situational Management

Аннотация

Целью работы является обоснование и представление практических рекомендаций, направленных на совершенствование методических основ обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления.

Актуальность работы обусловлена необходимостью совершенствования системы государственного управления, в том числе на основе

Abstract

The purpose of the study is to substantiate and present practical recommendations aimed at improving the methodological foundations of training the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation on the basics of theory and organization of situational management.

The relevance of the work is due to the need to improve the system of public administration, including on the basis of situational manage-

технологии ситуационного управления, что согласуется с требованиями соответствующих указов и постановлении Президента и Правительства РоссиИскоИ Федерации.

Научная новизна работы состоит в системном подходе к проблеме, применении закона соответствия формы и содержания к системе управления органами внутренних дел, обобщении теории административнои емкости, раз-работанноИ Ф. Р. Дунаевским в начале ХХ в. применительно к современным технологиям ситуационного управления, введении в научный оборот авторского определения термина «ситуационное управление».

В основе методологии исследования - технология информационного моделирования реальной оперативной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел. Для разработки методической базы обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления необходимо решить проблему накопления соответствующего опыта и компетенции в ведомственной системе образования. В качестве одного из направлений решения проблемы предлагается наработка необходимого опыта и набора компетенций профессорско-преподавательским составом с использованием активных методов обучения на основе игр и учений, создание виртуальной реальности средствами современных информационных технологий. Соответствующий опыт и методика разработаны в Академии управления МВД России. В результате проведенного исследования обосновано применение технологий ситуационного управления в интересах органов внутренних дел Российской Федерации как наиболее многочисленного и многофункционального федерального органа исполнительной власти для расширения пределов «административной емкости» лица, принимающего решение, в соответствии с теорией Ф. Р. Дунаевского. Предлагается принять положения, связанные с развитием технологий ситуационного управления, как дальнейшее развитие идеологии формирования системы центров оперативного управления. Описана методическая база обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления, сформированным в Академии управления МВД России. Обоснована необходимость их использования в учебном комплексе ситуационного управления, соответствующем по возможностям ситуационному центру МВД России, что позволит проводить учебные мероприятия по обучению новым технологиям управления в условиях, максимально приближенных к реальным.

ment technologies, which meets the requirements of relevant decrees and resolutions. The President and the Government of the Russian Federation.

The scientific novelty of the work consists in a systematic approach to the problem, the application of the law of conformity of form and content to the management system of internal affairs bodies, the generalization of the theory of administrative capacity developed by F. R. Dunaevsky in the early twentieth century, in relation to modern technologies of situational management, the introduction into scientific circulation of the author's definition of the term «situational management».

The research methodology is based on the technology of information modeling of the real operational situation in the territory of the service of the internal affairs body. In order to develop methodological foundations for teaching the heads of the internal affairs bodies of the Russian Federation the basics of the theory and organization of situational management, it is necessary to solve the problem of accumulating relevant experience and competence in the departmental education system. As one of the ways to solve the problem, it is proposed to gain the necessary experience and a set of competencies by the teaching staff using active teaching methods based on games and exercises, the creation of virtual reality by means of modern information technologies. The relevant experience and methodology have been developed at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a result of the conducted research, the use of situational management technologies in the interests of the internal affairs bodies of the Russian Federation as the most numerous and multifunctional federal executive authority to expand the limits of the administrative capacity of the decision-maker, in accordance with the theory of F. R. Dunaevsky, is justified. It is proposed to adopt provisions related to the development of situational management technologies as a further development of the ideology of the formation of a system of operational management centers. The methodological basis of training of heads of internal affairs bodies of the Russian Federation on the basics of theory and organization of situational management formed at the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia is described. The necessity of their use in the situational management training complex corresponding to the capabilities of the situation center of the Ministry of Internal Affairs of Russia is justified, which will allow conducting training activities on teaching new management technologies in conditions as close as possible to real ones.

Ключевые слова: органы внутренних дел; социальное управление; теория административной емкости; ситуационный центр; ситуационное управление.

Keywords: internal affairs bodies; social management; theory of administrative capacity; situational center; situational management.

Современное общество, для которого характерно неуклонное разделение труда на фоне развития как «традиционных» индустриальных, так и наиболее современных информационных компьютерных технологий (далее — ИКТ), которые «являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века»1, испытывает потребность в совершенствовании систем социального управления, которые должны соответствовать формирующимся новым реалиям.

1 Окинавская хартия глобального информационного общества. Принята 22 июля 2000 г. лидерами стран «Большой Восьмерки» // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

В условиях глобализации, которая затрагивает все стороны человеческих взаимоотношений, «решительно и последовательно ломает множество устоявшихся, сложившихся за века институтов, механизмов, форм, рамок, в которых протекала и протекает жизнь человеческого сообщества и каждого человека. Причем речь идет... и о нормативно-правовых аспектах жизни» [6, с. 422].

Как показывает история развития человечества, каждому технологическому укладу соответствует своя специфическая общественная организация и система социального управления, основанная на праве [10] (табл. 1).

Соответствие общественной организации системе права и ИКТ

Таблица 1

Вид общественно-экономической формации Характер правовой системы Вид развивающейся информационной технологии Приблизительное время возникновения (лет назад)

Первобытно-общинный строй Обычное право Человеческая речь 50 тыс.

Рабовладельческие и раннефеодальные государства Писаные законы Письменность 5 тыс.

Феодальные государства Кодификация законодательства Книгопечатание 500

Буржуазные государства Конституционное право, верховенство конституции Электричество и электросвязь 150

Развитые социалистические и капиталистические государства Развитие и примат международного права Компьютеры 70

Глобальные системы надгосударственного управления Сближение и унификация мировых правовых систем Телекоммуникационные технологии 30

38

Очевидно, что система управления общественными отношениями, основанная на праве, или в более узком смысле — система государственного управления, должна соответствовать технологическому укладу.

В первой половине ХХ в. наша страна располагала самой передовой в мире системой государственного управления, созданной на основе достижений передовой отечественной науки, что и было признано во всем мире. Так, известный английского ученый Стаффорд Бир в начале 1960-х гг. утверждал следующее: «Высокоразвитые в промышленном отношении страны Запада вынуждены встретиться с силь-

ным давлением с Востока. Признаки в этом отношении явно зловещие. Поразительные темпы развития в России, например, не являются исключительно плодом одной железной воли и самопожертвования. Спутники не выводятся на орбиту постами и молитвами. Нам жизненно необходим какой-то принципиально новый путь развития. Кандидатом на эту роль является наука об управлении» [1, с. 12—13]. С тех пор западная цивилизация, сделав ставку на использование передовых, в первую очередь информационных технологий управления, достигла выдающихся результатов в деле развития экономики.

В нашей стране этот период совпал с гонениями на кибернетику, искусственным замедлением развития необходимых для формирования нового типа организации и технологического уклада ИКТ, а также тесно связанных с ними технологий микроэлектроники2. В ходе проведения «рыночной реформы» 1960-х гг. был свернут уникальный проект создания государственной автоматизированной системы обработки информации (ОГАС), которая была призвана качественно повысить эффективность управления народным хозяйством3.

В то же время стремительное развитие общественных отношений, прежде всего связанных с углублением специализации, разделением труда, внедрением современных информационных технологий, привело к резкому увеличению объема управленческой и правовой информации. Таким образом, мы подошли к рубежу XXI столетия с системой социального управления, не отвечающей требованиям нового технологического уклада. Неслучайно этот вопрос на протяжении последних лет остается в центре внимания руководства страны. Так, Президент Российской Федерации В. В. Путин 16 июля 2004 г. издал Указ «О мерах по совершенствованию государственного управления»4, а через два года, 30 марта 2006 г., сформирована специальная комиссия по данному вопросу5.

К сожалению, уже в 2008 г. указом Д. А. Медведева, бывшего в то время президентом страны, ее функционал и полномочия существенно сузили, сведя работу к решению частных кадровых вопросов, связанных с реформированием и развитием государственной службы6.

Между тем ситуация в сфере государственного управления диктовала необходимость проведения его качественного реформирования, и 7 мая 2012 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»7.

2 Как убивали микроэлектронику в СССР. URL: https://new.topru. org/kak-ubivali-mikroelektroniku-v-sssr/ (дата обращения: 28.07.2021).

3 Проект ОГАС: несбывшееся грядущее. URL: https://aftershock. news/?q=node/528922 (дата обращения: 28.07.2021).

4 О мерах по совершенствованию государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 16 июля 2004 г. № 910. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 О комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 30 марта 2006 г. № 285. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 О комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы (вместе с Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы) [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 15 декабря 2008 г. № 1775. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

Результатом его исполнения стало принятие более тридцати нормативных правовых актов различного уровня, придавших новый импульс проводимым реформам. Тем не менее качественных изменений достигнуть не удалось по причине несоответствия повышающихся требований к содержанию управления — его гибкости и оперативности, сложившимся организационным формам, остающимся, несмотря на автоматизацию документооборота, по существу на прежнем уровне развития, в том числе и в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России).

В настоящее время система управления органами внутренних дел (далее — ОВД) даже в повседневных условиях испытывает перегрузку, что требует принятия качественных мер, направленных на ее модернизацию. При осложнении оперативной обстановки объем поступающей информации возрастает многократно. Для решения этой проблемы традиционно в соответствии с имеющимися нормативными правовыми актами создаются оперативные штабы, однако они не располагают штатными единицами и технологическими возможностями для обработки дополнительной информации, организации связи и управления. В результате соответствующая нагрузка в значительной мере ложится на имеющиеся дежурные службы, что, с одной стороны, осложняет работу последних, а с другой — снижает эффективность деятельности оперативных штабов, поскольку не удовлетворяет в полной мере их потребностям в обработке управленческой и иной необходимой информации.

В результате при развертывании оперативных штабов имеет место дефицит оперативной информации, возникают проблемы в обеспечении надежной связи с подразделениями. Проблема назрела уже давно (рис. 1), однако решить ее до настоящего времени не удавалось.

Проблема соответствия формы содержанию является фундаментальной, имеет философские корни и достаточно глубоко изучена, начиная с древнегреческих ученых Платона и Аристотеля. Как известно, противоречие между формой и содержанием разрешается изменением формы, перестающей соответствовать новому содержанию [16]. В этом контексте существенной проблемой формы сложившейся отечественной командно-административной системы является углубление разделения труда и непрерывное возрастание потоков правовой и управленческой информации, что вызывает перегрузку содержания. В результате руководитель, лицо, принимающее решение (далее — ЛПР), испытывает трудности с оценкой оперативной обстановки и своевременной выработкой верных решений, доведением их до многочисленных ис-

Среднее количество приказов без грифа, подписываемых Министром внутренних дел СССР/Российской Федерации ежемесячно с 1973 по 2020 г.

03

о со cd и S Рн

с

о оэ н о

<а сг

К Ц

о

140

120

100

80

60

40

20

, \[ V 1 \ А \ /

г

г\ ж R2 = 0,9084

\ ч>

1970

1980

1990

Год

2000

2010

2020

Рис. 1. Среднее количество приказов, подписываемых ежемесячно Министром внутренних дел СССР/России с 1973 по 2020 г. (Я2 — коэффициент достоверности пунктирной линии приближения)

полнителей и последующим контролем исполнения. Перегрузка ЛПР, как было показано отечественным ученым Ф. Р. Дунаевским, происходит вследствие превышения лимита «административной емкости», что далее будет рассмотрено подробнее. Это требует принятия качественных решений, в первую очередь связанных с цифровой трансформацией формы управления. В МВД России еще в 1996 г.8 предусматривалось создание системы реагирования на чрезвычайные ситуации посредством объединения органов управления в едином блоке, для чего предполагалось укрепить дежурные части и значительно повысить статус начальников штабов всех уровней. Нормативными актами, подготовленными в рамках реализации данной концепции, для обеспечения работы оператив-

8 О Концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России: приказ МВД России от 20 марта 1996 г. № 145.

ных штабов предполагалось создание центров оперативного управления (далее — ЦОУ). Однако эта работа не была доведена до логического завершения.

В современных условиях для решения этой задачи предполагается использовать информационные и телекоммуникационные техно -логии. Функционал и идеология ЦОУ схожи, но не идентичны относительно более современному явлению, такому как ситуационный центр (далее — СЦ), активно развиваемому во многих сферах социального управления. Функционал СЦ более ориентирован на информационно-аналитическое обеспечение принятия решений в складывающихся ситуациях или обстоятельствах. ЦОУ более ориентирован на непосредственное управление силами и средствами (см. табл. 2). При соответствующем расширении функционала как ЦОУ, так и СЦ эти различия нивелируются.

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Некоторые функциональные отличия ЦОУ и СЦ

Функция Реализация в ЦОУ Реализация в СЦ

Непрерывный сбор, обработка и анализ информации, необходимой для оперативного управления ОВД В полном объеме Частично (в рамках ситуации)

40

Окончание табл. 2

Функция Реализация в ЦОУ Реализация в СЦ

Информирование руководства ОВД об оперативной обстановке В полном объеме Частично (в рамках ситуации)

Подготовка и направление оперативной информации в вышестоящий территориальный орган, а также местные органы власти и управления, органы ФСБ и прокуратуры В полном объеме Частично (в рамках ситуации)

Непрерывное оперативное управление нарядами и другими силами и средствами, привлекаемыми к охране общественного порядка, борьбе с преступностью В полном объеме Частично

Формирование и согласование с внешними субъектами информационного взаимодействия перечня сведений и источников информации, необходимых для выполнения поставленных совместных задач Частично В полном объеме

Формирование прогнозов и моделирование вариантов развития ситуации в сфере обеспечения правопорядка при осложнении оперативной обстановки и принятии решения о переводе СЦ (ЦОУ) в режимы повышенной готовности или кризисной ситуации Частично В полном объеме

Подготовка справочной информации об оперативной обстановке для доклада руководству Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций в рамках системы распределенных ситуационных центров (СРСЦ) Частично В полном объеме

Поддержка принятия решений на основании прогнозов и моделирования вариантов развития ситуации в сфере обеспечения правопорядка Частично В полном объеме

Таким образом, предлагается принять положения, связанные с развитием технологий ситуационного управления (далее — СУ), как дальнейшее развитие идеологии формирования системы ЦОУ.

Развитие ЦОУ/СЦ и в целом технологий СУ в системе МВД России находится в стадии становления. Практический опыт их применения имеют лишь некоторые региональные ОВД (Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.). При этом вопросы методического, организационного, штатного обеспечения внедрения технологий СУ в оперативно-служебную деятельность решаются в каждом случае индивидуально. Следовательно, необходимо принятие комплекса мер для системного решения данной проблемы на основе приведения в соответствие имеющейся формы и реального содержания управления.

Одним из приоритетных направлений такой трансформации является использование технологий СУ. В связи с этим было закономерно издание Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия»9.

9 О формировании системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия: Указ Президента РФ от 25 июля 2013 г. № 648. Опубликован не был. Цит. по: Об утверждении Положения о ситуационном центре Гу-

В настоящее время наша страна осуществляет поэтапное внедрение технологий СУ на фоне широкомасштабной цифровизации экономики, предполагающей автоматизацию функций (бизнес-процессов), ранее выполнявшихся людьми и организациями на основе ИКТ10.

Потребность в «цифровизации» обусловлена в первую очередь необходимостью преодоления последствий «информационного взрыва», осуществления обработки лавинообразно возрастающего объема информации, вызванного углублением разделения труда и необходимостью осуществления координации между отдельными элементами усложняющихся общественно-экономической и политической систем.

Увеличение количества взаимосвязей ведет к усложнению общественных отношений между центральными органами и исполнителями

бернатора области (ред. от 26 марта 2021 г.) [Электронный ресурс]: распоряжение Губернатора Ярославской области от 12 августа 2014 г. № 384-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/428665923 (дата обращения: 29.07.2021).

10 Об утверждении Разъяснений (методических рекомендаций) по разработке региональных проектов в рамках федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: приказ Минкомсвязи России от 1 августа 2018 г. № 428 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ document/564542375 (дата обращения: 29.07.2021).

42

с неизбежным катастрофическим «разбуханием» промежуточного, бюрократического звена, что предвидел и наглядно показал еще в начале XX века Федор Романович Дунаевский (1887-1960), руководивший в 1921-1930 гг. одной из научных организаций, решавших11 задачи научной организации управления, — Харьковским институтом труда (Всеукраинский институт труда (ВИТ)), специализировавшимся на проблемах интеллекта, профессионального отбора, использования счетно-аналитической техники и организационного анализа [11]. Федор Романович создал успешно примененную для последующего становления органов советского государственного управления теорию «административной емкости», определяющую возможность ЛПР руководить определенным, ограниченным количеством лиц. Было показано, что как превышение, так и занижение определенного оптимального числа приводит к снижению эффективности управления.

На тот период проблему расширения пределов «административной емкости» предлагалось решать путем создания промежуточных звеньев некоего принципиально нового типа, не обладающего недостатками «традиционной» бюрократии, и с помощью использования технических средств управления.

Однако уровень развития социального управления и вычислительной техники того времени не позволили решить данные задачи. К тому же необходимость их решения в то время далеко не всем представлялась очевидной, поскольку углубление специализации еще не порождало того информационного взрыва, с которым столкнулась современная цивилизация.

Сегодня теория Ф. Р. Дунаевского представляется особенно актуальной с учетом возможностей современных ИКТ и технологий социального управления, позволяющих эффективно решать обозначенные выше задачи расширения пределов административной емкости ЛПР. Наиболее подходящей организационной формой для этого представляется использование СЦ, предоставляющих максимальные возможности по расширению административной емкости ЛПР и оперативному управлению многочисленными разнородными силами и средствами.

Ситуационный центр как форма реализации технологий СУ в общем виде представляет собой объединенные в одном или несколь-

11 Можно назвать такие организации, как Институт техники управления (руководитель Е. Ф. Розмирович) и Отдел нормализации при Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (Н. А. Витке), Таганрогский институт научной организации производства (П. М. Ерманский), Казанский институт научной организации труда (И. М. Бурдянский), Лаборатория по изучению труда при Институте мозга в Ленинграде (академик В. М. Бехтерев), Отдел научной организации труда при Коммунистической академии (академик О. А. Ерманский) и ряд других.

ких смежных помещениях рабочие места для персонала, обеспечивающего сбор и обработку необходимой информации (в том числе анализ и прогноз), выработку управленческих решений, доведение их до исполнителей и контроль исполнения, внешнее взаимодействие и выполнение ряда прочих задач, как правило, с использованием современных ИКТ и средств коллективного отображения информации.

При правильной организации работы технологии СУ на базе СЦ позволяют многократно расширить ряд возможностей ЛПР, в том числе увеличить «административную емкость» и повысить эффективность вырабатываемых решений.

Необходимо отметить, что само понятие «ситуационное управление» до настоящего времени не закреплено в нормативных правовых актах, а теоретические исследования по данной проблеме ведутся по нескольким направлениям.

Наиболее разработана и формализована теория СУ с позиций автоматического управления техническими системами (Д. А. Поспелов [12] и др.). Однако переложение ее положений на социальные и экономические системы при внешнем наукообразии и математической строгости, характерных для технических наук, на практике встречается с большими трудностями, обусловленными невозможностью на данном этапе развития науки достаточно точного моделирования поведения сложных социально-экономических систем, к которым относятся ОВД.

Работы классиков теории менеджмента, напротив, трактуют СУ достаточно обтекаемо, в трудно формализуемом виде. Например, Г. Кунц в обширном двухтомном исследовании трактует СУ как непосредственное управление, нацеленное на разрешение возникающих текущих задач [9].

При этом в отечественной и особенно ведомственной литературе по теории управления достаточно широко используется термин «оперативное управление» как вид деятельности, связанной с «выработкой и реализацией управленческих решений, основанных на анализе и оценке информации, характеризующей текущие изменения в оперативной обстановке, целью обеспечения организационной устойчивости и стабилизации функционирования ОВД» [4, с. 10].

Исходя из этого, термин СУ можно определить следующим образом:

Ситуационное управление — это совокупность приемов и методов подготовки и принятия управленческих решений по управлению разнородными силами и средствами для контроля оперативной обстановки в реальном масштабе времени.

Система МВД России как один из самых многочисленных и многофункциональных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) нашей страны фактически является одним из лидеров по разработке и внедрению технологий СУ. Закономерно, что 22 мая 2018 г. был издан приказ МВД России «О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации»12, а 16 ноября 2018 г. утверждено положение о последнем13.

Данными документами СЦ МВД России определяется как внештатное подразделение «для информационно-аналитического и телекоммуникационного обеспечения» управления силами и средствами подразделений центрального аппарата, территориальных подразделений, иных органов и организаций, созданных для решения задач, возложенных на ОВД, оперативного взаимодействия с ФОИВ, иными государственными органами и организациями, в том числе в составе системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.

Этим было положено начало широкомасштабного внедрения в системе МВД России технологий СУ. Данная работа настоятельно требует организации обучения руководителей ОВД высшего и среднего звена использованию технологий СУ в оперативно-служебной деятельности, что предполагает соответствующее теоретическое и методическое обеспечение.

В Академии управления МВД России (далее — Академия) в настоящее время предусмотрено обучение руководителей ОВД по дисциплине «Ситуационное управление на государственном и муниципальном уровнях» [14; 13]. Объем дисциплины составляет 72 часа, в том числе 18 аудиторных, включает 8 тем (8 часов лекций и 10 часов практических занятий). В результате обучения слушатели получают минимально необходимые знания, умения и навыки в сфере ситуационного управления, включающие: основные понятия; роль и место СЦ в системе управления ОВД; правовые основы формирования и функционирования СЦ; основы управления с использованием СЦ, в том числе в особых условиях; прогнозирование оперативной обстановки; использование специализированого прикладного программного обеспечения. Обучение завершается штабной тренировкой.

12 О Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 22 мая 2018 г. № 318.

13 Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с Перечнем субъектов формирования и потребления информационных источников и ресурсов, используемых в деятельности СЦ МВД России) (ред. от 25.11.2019): приказ МВД России от 16 ноября 2018 г. № 775.

Однако для полномасштабного перехода к использованию технологий СУ это направление обучения необходимо развивать в части расширения компетенций, увеличения охвата контингента обучаемых, что сдерживается как небольшим количеством работ по указанной проблематике [2; 7; 8; 15], так и недостаточным объемом часов, посвященных СУ, в программах обучения руководителей системы МВД России.

В работе А. Н. Григорьева, В. П. Крамарен-ко [3] представлен краткий обзор публикаций по использованию ситуационного подхода в обучении сотрудников правоохранительных органов. Подчеркивается, что в современных условиях усложнения социальных систем при одновременном сокращении времени на принятие решений повышается значимость отработки действий обучаемых в типовых ситуациях предстоящей оперативно-служебной деятельности.

Важно, что качественный переход к технологиям СУ в действующих ОВД невозможен без предварительного моделирования и отработки возможных вариантов в «полигонных» условиях, поскольку реальный ОВД нельзя вывести из действия даже на короткое время.

В этом заключается важное отличие системы МВД России от системы Министерства обороны — если армия в промежутках между военными действиями имеет возможность заниматься боевой подготовкой, формировать оперативный и стратегические резервы, а в ходе боев производить ротацию и переформирование частей и соединений, то в ОВД такие возможности крайне ограничены при фактически непрерывном нахождении в полностью развернутом состоянии активных действий по поддержанию общественной безопасности.

Это требует тщательной подготовки к трансформации системы управления ОВД, в первую очередь на основе новых образовательных технологий.

Важным обстоятельством также является необходимость в кратчайшие сроки научить большое количество руководителей навыкам работы в новых условиях. Проведенная для разработки методических основ такого обучения научная работа показала, что наиболее оптимально использование активных форм обучения с опорой на проведение игр и учений в обстоятельствах, максимально приближенных к реальным [5]. Практическая подготовка к данной работе осуществляется в Академии уже более 10 лет.

На первом этапе (2010—2011 гг.) в рамках реализации инновационной программы развития академии «Создание виртуальных учебных полигонов деятельности подразделений и служб органов внутренних дел на основе современных информационно-телекоммуникационных тех-

44

нологий» («Электронный ОВД») была создана соответствующая технологическая база.

На втором этапе (2011—2012 гг.) в рамках крупнейшей (по численности участников) в истории академии научно-исследовательской работы (далее — НИР) «Разработка учебно-методического и информационного обеспечения виртуальных учебных полигонов деятельности подразделений и служб органов внутренних дел» была разработана структура, программное обеспечение и компьютерные пользовательские интерфейсы информационной модели базового ОВД.

Одновременно на базе кафедры информационных технологий управления ОВД происходило обучение использованию программного обеспечения и управлению сегментами информационной модели представителей всех кафедр, оснащенных полигонами.

Кафедрой информационных технологий управления ОВД с целью обеспечения возможности членам авторского коллектива и другим пользователям эффективного использования ресурсов виртуальных полигонов был разработан электронный учебник «Использование оборудования виртуальных учебных полигонов».

Весь профессорско-преподавательский состав кафедр и большинство сотрудников других служб и подразделений академии прошли обучение и переподготовку в области информационных технологий по программе «Курс технической подготовки профессорско-преподавательского состава Академии управления МВД России по использованию оборудования виртуальных учебных полигонов» объемом 60 часов (в том числе 30 аудиторных)14. Для приема зачетов по курсу была сформирована комиссия во главе с первым заместителем начальника академии.

В тот же период в рамках работ по подготовке к созданию технологической базы для проведения командно-штабных учений, координации, технологического и методического обеспечения виртуальных полигонов была разработана организационно-штатная структура Центра командно-штабных учений, которая легла в основу одноименного вновь созданного подразделения академии.

В результате интенсивной совместной работы профессорско-преподавательского состава, коллектива научного центра, отделов и служб академии создана инновационная образовательная технология, в составе которой три основных компонента:

1. Информационная модель (учебное информационное пространство), сформирован-

14 О технической подготовке профессорско-преподавательского состава: распоряжение начальника Академии управления МВД России от 28 февраля 2011 г. № 13.

ная на основе реальных данных и максимально приближенная к оперативной обстановке базового ОВД.

2. Технологическая база (комплекс виртуальных полигонов) информационной модели с возможностью индивидуальной настройки в соответствии со спецификой кафедр.

3. Базовое методическое обеспечение для проведения занятий на основе единой модели с возможностью последующего расширения как массива исходных данных, так и функционала.

Творческий коллектив сотрудников Академии создал как виртуальное информационное пространство базовой модели ОВД, так и набор инструментов для поддержания его в актуальном состоянии.

Созданы программно-аппаратные комплексы для поддержания информационной модели деятельности ОВД и их служб на трех основных и одном дополнительном — международном уровне управления в соответствии с целями и задачами МВД России в сфере международного сотрудничества.

Основным элементом модели является виртуальная штатная единица — информационный образ конкретной должности в штатном расписании ОВД.

Виртуальная штатная единица содержит следующие данные:

— должностная инструкция и функциональные обязанности;

— комплект учебной оперативно-служебной документации, в том числе штатное расписание подразделения, распорядок дня, индивидуальный план, графики дежурств, отпусков и т. п.;

— подборка необходимых нормативных правовых документов, статистических данных (в виде ссылок на общую электронную библиотеку документов);

— иные материалы для создания эффекта присутствия, погружения в виртуальную реальность.

Информационная модель содержит следующие данные общего назначения:

— схемы организационно-штатной структуры органа и его подразделений;

— схемы основных внешних связей, в том числе межведомственных;

— нормативная правовая база с детализацией;

— материалы, формирующиеся в ходе текущего документооборота и делопроизводства: письма, заявления граждан, журналы учетов и т. д.;

— статистические данные, используемые в ходе оперативно-служебной деятельности;

— справочные данные общего характера;

— геопространственные данные: карты описания мест происшествий, участков местности и т. д.;

— мультимедийные материалы: фото-, видео- и аудиозаписи.

Принципиально важным свойством модели является возможность изменения исходных данных для проведения конкретных учебных мероприятий, в том числе сквозных примеров (вводных), решения по которым затрагивают интересы сразу нескольких служб и подразделений, сформированных на основе реальной практики деятельности ОВД.

Членами авторского коллектива совершено 22 выезда в командировки, а также ряд выездов в департаменты МВД России и иные подразделения органов внутренних дел в рабочем порядке, вне командировок.

В результате обобщения представленных предложений были подготовлены три замысла единых примеров:

— Гусь-Хрустальный (резонансное общественно-политическое событие, произошедшее в г. Гусь-Хрустальном), Инспекторская проверка (действия личного состава ОВД при подготовке и проведении инспекторской проверки) (А. Н. Кадынцев), Профилактика (разработка и реализация мер по профилактике преступлений) (Н. Э. Мартыненко);

— Выборы (участие ОВД в подготовке и проведении выборов в государственные и муниципальные органы власти) (А. Н. Гугунский, В. О. Тулеев);

— Лавина (действия в особых условиях) (В. М. Щукин).

Детальная разработка сквозных примеров, наполнение их конкретным содержанием может производиться на основе информационной модели ОВД по мере ее наполнения.

Предполагается, что исходная, базовая структура информационной модели является общей и обязательной к использованию всеми участниками учебного процесса.

Для детализации модели с участием кафедр в соответствии с профилем преподаваемых дисциплин и направлений деятельности создаются локальные компьютерные модели и полигоны служб и подразделений ОВД с таким расчетом, чтобы полностью охватить соответствующие службы и подразделения базового ОВД (региональный и муниципальный уровни). Аналогично создается и пополняется информацией федеральный уровень путем закрепления зон ответственности кафедр за соответствующими департаментами, а при необходимости и иными ведомствами.

Перспективно также использование информационной модели для отработки важных управленческих решений на всех уровнях, в том числе при подготовке крупных общественно-политических мероприятий.

В рамках выполнения вышеупомянутой НИР подготовлена информационная и технологическая база и разработан широкий спектр учебно-методических материалов с использованием современных информационных технологий по каждой кафедре, в их числе:

— методические рекомендации «Теоретико-методологические аспекты организации электронного ОВД»; методические рекомендации «Анализ оперативной обстановки»;

— методические рекомендации «Организация деятельности оперативного штаба в особых условиях»;

— методические рекомендации «Концептуальные основы и методика проведения занятий по дисциплине "Уголовная политика с использованием электронного полигона кафедры"»;

— учебно-методические материалы «Обеспечения виртуальных учебных полигонов деятельности оперативных резервов МВД России в мирное и в военное время»;

— учебное пособие «Психологическая служба в системе управления»;

— методические рекомендации «Мониторинг социально-экономических показателей, оказывающих влияние на состояние экономической безопасности», и ряд других.

Произведена подготовка к широкомасштабному внедрению результатов НИР. Созданы уникальные возможности для качественного повышения уровня образования руководителей ОВД по применению технологий СУ с использованием инновационных образовательных технологий, для чего необходимо полномасштабное развертывание (наполнение) информационной модели базового ОВД.

Таким образом, в Академии управления МВД России сформированы методические основы обучения руководителей ОВД России основам теории и организации ситуационного управления, которые после необходимой актуализации и введения в строй Комплекса ситуационного управления, соответствующего по функциональным возможностям СЦ МВД России, позволят проводить учебные мероприятия по обучению использования технологий СУ по управлению ОВД в условиях, максимально приближенных к реальным.

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References:

1. Бир С. Кибернетика и управление производством / пер. с англ. Москва, 1965.

1. Bir S. Kibernetika i upravlenie proizvodstvom / per. s angl. Moskva, 1965.

2. Гостев А. А. Ситуационный центр МВД России: перспективы развития. URL: http:// www.ormvd.ru/pubs/101/situational-centreof-the-ministry-of-internal-affairs-of-russia-prospects-of-development/ (дата обращения: 20.03.2020).

3. Григорьев А. Н, Крамаренко В. П. Использование методологии ситуационного подхода в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (56).

4. Жаглин А. В. Совершенствование информационного обеспечения оперативного управления ОВД (организационные и правовые аспекты): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 1998.

5. Жевлакович И. Д., Лукашов Н. В., Шевыре-ва О. Н. Совершенствование методики проведения активных видов учебных занятий на основе современных информационных технологий // Труды Академии управления МВД России. 2011. № 3 (19).

6. Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. Москва, 2013.

7. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Ситуационного центра МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 3 (55).

8. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф, Грищен-ко Л. Л. [и др.] Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. Москва, 2020.

9. Кунц Г., Доннел О. С. Управление: систем -ный и ситуационный анализ управленческих функций: в 2 т. / ред., авт. предисл. Д. М. Гвишиани; пер. с англ. В. В. Рославце-ва, Ю. В. Семенова. Москва, 1981.

10. Лукашов Н. В., Лукашова С. С. Генезис общественной организации, информационных технологий и права в условиях формирования информационного общества // Бизнес в законе. 2015. № 5.

11. Михайличенко Д. Ю. Всеукраинский институт труда и становление харьковской школы научного менеджмента (1921—1930 гг.) // Гшея: науковий вюник. Збiрник науко-вих праць / гол. ред. В. М. Вашкевич. 2012. Вип. 60 (№ 5).

12. Поспелов Д. А. Ситуационное управление: теория и практика. Москва, 1986.

13. Холостов К. М, Звонарева А. Ю, Семенистый А. В. [и др.]. Программа «Ситуационное управление на государственном и муниципальном уровнях» для слушателей, проходящих обучение по программе магистратуры по направлению 38.04.04 Госу-

2. Gostev al. A. Situacionnyj centr MVD Rossii: perspektivy razvitiya. URL: http://www.ormvd. ru/pubs/101/situational-centreof-the-ministry-of-internal-affairs-of-russia-prospects-of-de-velopment/ (data obrashcheniya: 20.03.2020).

3. Grigor'ev A. N, Kramarenko V. P. Ispol'zovanie metodologii situacionnogo podhoda v professional'noj podgotovke sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Vestnik Kalinin-gradskogo filiala Sankt-Peterburgskogo univer-siteta MVD Rossii. 2019. № 2 (56).

4. Zhaglin A. V. Sovershenstvovanie informacion-nogo obespecheniya operativnogo upravleniya OVD (organizacionnye i pravovye aspekty): av-toref. dis. ... kand. yurid. nauk. Moskva, 1998.

5. Zhevlakovich I. D, Lukashov N. V., Shevyre-va O. N. Sovershenstvovanie metodiki pro-vedeniya aktivnyh vidov uchebnyh zanya-tij na osnove sovremennyh informacionnyh tekhnologij // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2011. № 3 (19).

6. Zor'kin V. D. Pravo v usloviyah global'nyh peremen: monografiya. Moskva, 2013.

7. Knyazhev V. B, Grishchenko L. L. Informacion-no-analiticheskoe obespechenie deyatel'nosti Situacionnogo centra MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2020. № 3 (55).

8. Knyazhev V.B., Majdykov A.F., Grishchenko L.L. [i dr.] Situacionnoe upravlenie v deyatel'nosti organov vnutrennih del: kurs le-kcij. Moskva, 2020.

9. Kunc G, Donnel O. S. Upravlenie: sistemnyj i situacionnyj analiz upravlencheskih funkcij: v 2 t. / red., avt. predisl. D. M. Gvishiani; per. s angl. V. V. Roslavceva, Yu. V. Semenova. Moskva, 1981.

10. Lukashov N. V., Lukashova S. S. Genezis obsh-chestvennoj organizacii, informacionnyh tekh-nologij i prava v usloviyah formirovaniya infor-macionnogo obshchestva // Biznes v zakone. 2015. № 5.

11. Mihajlichenko D. Yu. Vseukrainskij institut tru-da i stanovlenie har'kovskoj shkoly nauchno-go menedzhmenta (1921—1930 gg.) // Gileya: naukovij visnik. Zbirnik naukovih prac' / gol. red. V. M. Vashkevich. 2012. Vip. 60 (№ 5).

12. Pospelov D. A. Situacionnoe upravlenie: teoriya i praktika. Moskva, 1986.

13. Holostov K. M, Zvonareva A. Yu., Seme-nistyj A. V. [i dr.]. Programma «Situacionnoe upravlenie na gosudarstvennom i municipal'nom urovnyah» dlya slushatelej, pro-hodyashchih obuchenie po programme ma-gistratury po napravleniyu 38.04.04 Gosudarst-vennoe i municipal'noe upravlenie (po zaoch-noj forme obucheniya): uchebnaya programma. Moskva, 2019.

дарственное и муниципальное управление (по заочной форме обучения): учебная программа. Москва, 2019.

14. Холостов К. М., Звонарева А. Ю., Семенистый А. В. [и др.]. Программа «Ситуационное управление на государственном и муниципальном уровнях» для слушателей, проходящих обучение по программе магистратуры по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (по очной форме обучения): учебная программа. Москва, 2019.

15. Холостов К. М. Ситуационные центры: теоретико-методологические и практические основы применения в организации управления органами внутренних дел Российской Федерации: учебно-методическое пособие / под ред. В. Б. Княжева, Н. В. Сердюк [и др.]; под общ. ред. В. Б. Княжева. Москва, 2019.

16. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Содержание и форма / сост.: И. Т. Ка-савин. 2009. URL: http://philosophy.niv.ru/ doc/encyclopedia/epistemology/articles/871/ soderzhanie-i-forma.htm (дата обращения: 29.07.2021).

14. Holostov K. M., Zvonareva al. Yu, Semenis-tyj al. V. [i dr.]. Programma «Situacionnoe up-ravlenie na gosudarstvennom i municipal'nom urovnyah» dlya slushatelej, prohodyash-chih obuchenie po programme magistratu-ry po napravleniyu 38.04.04 Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie (po ochnoj forme obucheniya): uchebnaya programma. Moskva, 2019.

15. Holostov K. M. Situacionnye centry: teore-tiko-metodologicheskie i prakticheskie osnovy primeneniya v organizacii upravleniya organami vnutrennih del Rossijskoj Federacii: uchebno-metodicheskoe posobie / pod red. V. B. Knya-zheva, N. V. Serdyuk [i dr.]; pod obshch. red. V. B. Knyazheva. Moskva, 2019.

16. Enciklopediya epistemologii i filosofii nau-ki. Soderzhanie i forma / sost.: I. T. Kasavin. 2009. URL: http://philosophy.niv.ru/doc/en-cyclopedia/epistemology/articles/871/soder-zhanie-i-forma.htm (data obrashcheniya: 29.07.2021).

Для цитирования:

For citation:

Лукашов Николай Васильевич. Методические аспекты обучения руководителей органов внутренних дел Российской Федерации основам теории и организации ситуационного управления // Труды Академии управления МВД России. 2022. № 1 (61). С. 36-47.

Lukashov Nikolaj Vasil'evich. Methodological Aspects of Training of Heads of Internal Affairs Bodies of the Russian Federation on the Basics of Theory and Organization of Situational Management // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1 (61). P. 36-47.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.