Научная статья на тему 'СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ ОБМЕНА ОПЫТОМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАДРОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ ОБМЕНА ОПЫТОМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАДРОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМЫ / СТАТИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / РУКОВОДЯЩИЕ КАДРЫ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окюлов Нуъмон Омонбоевич

В данной статье описываются коренные реформы, проводимые в органах внутренних дел Республики Узбекистан, результаты которых основаны на статистических данных, и создание системы обучения с широким использованием зарубежного опыта. В статье также освещена масштабная работа, проводимая в Академии МВД Республики Узбекистан по ситуационным центрам и работе международного сотрудничества, использование новых методов в системе обучения и предложения по повышению их эффективности при подготовки и переподготовки руководящих кадров органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окюлов Нуъмон Омонбоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMAND CENTERS IN THE SYSTEM OF EXCHANGE OF EXPERIENCE AT THE INTERNATIONAL LEVEL IN THE FIELD OF TRAINING AND ORGANIZING THE WORK OF INTERNAL AFFAIRS BODIES PERSONNEL

This article describes the fundamental reforms carried out in the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan, which results are based on statistical data, and the creation of a training system with extensive use of foreign experience. The article also highlights the large-scale work carried out at the Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan on situation centers and international cooperation, the use of new methods in the training system and suggestions for improving their effectiveness in the training and retraining of senior personnel of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «СИТУАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ В СИСТЕМЕ ОБМЕНА ОПЫТОМ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ В СФЕРЕ ПОДГОТОВКИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КАДРОВОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»



Ситуационные центры в системе обмена опытом на международном уровне в сфере подготовки и организации работы кадров органов внутренних дел

НУЪМОН ОМОНБОЕВИЧ ОКЮЛОВ,

адъюнкт 3 факультета (подготовки научных и научно-педагогических кадров) (Академия управления МВД России) E-mail: urchicoy@gmail.com

Command centers in the system of exchange of experience at the international level in the field of training and organizing the work of internal Affairs bodies personnel

NUMON OMONBOYEVICH OKYULOV,

Adjund of the 3rd Faulty (Training of Sdentilk and Pedagogiœl Staff) (Management Aœdemy of the Ministry of the Interior of Russia)

E-mail: urchicoy@gmail.com

yflK 34

Аннотация. В данной статье описываются коренные реформы, проводимые в органах внутренних дел Республики Узбекистан, результаты которых основаны на статистических данных, и создание системы обучения с широким использованием зарубежного опыта. В статье также освещена масштабная работа, проводимая в Академии МВД Республики Узбекистан по ситуационным центрам и работе международного сотрудничества, использование новых методов в системе обучения и предложения по повышению их эффективности при подготовки и переподготовки руководящих кадров органов внутренних дел.

Ключевые слова и словосочетания: реформы, управленческая деятельность; статистика преступлений; ситуационные центры; система мониторинга; подготовка и переподготовка кадров; повышение квалификации; руководящие кадры.

Annotation. This article describes the fundamental reforms carried out in the internal Affairs bodies of the Republic of Uzbekistan, which results are based on statistical data, and the creation of a training system with extensive use of foreign experience. The article also highlights the large-scale work carried out at the Academy of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan on situation centers and international cooperation, the use of new methods in the training system and suggestions for improving their effectiveness in the training and retraining of senior personnel of internal Affairs bodies.

Key words and phrases: reforms; management activities; crime statistics; situation centers; monitoring system; training and retraining of personnel; professional development; management personnel.

В последние годы процесс реформирования в системе органов внутренних дел происходит во многих государствах. Коснулся он и Республики Узбекистан.

Проводимые реформы в системе органов внутренних дел Республики Узбеки-

стан, в частности, все условия, создаваемые для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, правовой и социальной защиты сотрудников, эффективного выполнения ими своих обязанностей, должны быть своевременными и эффективными, слу-

жить преобразованию социально-ориентированной профессиональной структуры, обеспечивающей качественный подход каждым сотрудником (как своим долгом) к интересам и правам людей.

Как и во всех иных сферах, в системе внутренних дел Республики Узбекистан проводятся масштабные реформы. В результате усилий по кардинальному повышению качества службы в органах внутренних дел в соответствии с современными требованиями Узбекистан добивается положительных результатов в областях обеспечения верховенства закона, эффективной борьбе с преступностью, предупреждению правонарушений, защите прав граждан и других важных приоритетных направлениях правоохранительной деятельности.

Для улучшения работы органов внутренних дел были усилены организационные структуры всех органов внутренних дел города и района за счет сокращения штатов в министерствах и региональных управлениях внутренних дел, создана система, которая может эффективно влиять на ситуацию.

На основе изучения опыта развитых зарубежных стран можно сделать вывод о том, что современные информационно-коммуникационные технологии внедряются в сферы общественного порядка и безопасности. Создание специальных ситуационных центров является тому прямым подтверждением. Специальные ситуационные центры — система мониторинга обстановки в общественных местах, микрорайонах, торговых центрах, учебных заведениях, улицах и других густонаселенных территориях через централизованную систему видеонаблюдения в столице и крупных городах, а также районах страны. Эти проекты очень эффективны в предупреждении преступности, раскрытии преступлений, распределении власти и ресурсов, а также стабилизации ситуации в стране. Ведется большая работа по постепенному внедрению этой системы во всех городах и районах, дальнейшему расширению ее возможностей.

Кроме этого, проводится значительная работа по усилению борьбы с организованной преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, усилению оперативного поиска, расследования, предотвращения преступлений и другим направлениям деятельности органов внутренних дел.

Это подтверждается официальной ведомственной статистикой. В частности, количество совершенных преступлений в стране за 9 месяцев 2020 г. снизилось на 25,9 % (8899), в том числе по уголовным расследованиям на 33,5 % (7071). При этом Узбекистан занимает 9-е место

из 10 стран с самым низким уровнем преступности на 100000 жителей в мире [5]. При этом совершенствуется и уголовно-правовое применение норм [3].

Современные условия интеграции требуют, чтобы образование проводилось на основе новых эффективных подходов. В связи с этим образовательные учреждения МВД Республики Узбекистан наладили обмен опытом с рядом родственных учебных заведений за рубежом. Так, в командировках сотрудники знакомятся не только с методами обучения, используемыми в учебном процессе в некоторых развитых странах, но и опытом отбора и приема на службу, особенностями прохождения службы. На наш взгляд, положительных тенденций можно добиться, применяя наиболее подходящие из них в образовательном процессе.

Решение прикладных проблем управленческой деятельности требует новых подходов к информационно-аналитическому обеспечению и необходимых для этого методических, программно-инструментальных, технических средств. Эффективной формой интеграции этих средств являются ситуационные центры, которые обеспечивают качественную подготовку, анализ, обсуждение и принятие коллективных управленческих решений за счет комплексного использования современных программных и технических средств обработки и отображения информации и все шире находят применение в органах государственного и корпоративного управления как инструмент поддержки управленческой деятельности [1, с. 80].

Это показывает повсеместное внедрение ситуационных центров в практику государственного управления. Сегодня система аналитических ситуационных центров органов государственного управления стремительно развивается: от ситуационного центра при главе государства до ситуационных центров министерств и структурных подразделений органов внутренних дел.

Учитывая острые, насущные потребности, предъявляемые к уровню жизни, для повышения эффективности работы органов внутренних дел особое внимание должно уделяться широкому применению на практике новых методов и механизмов работы, в частности, цифровых технологий, с углубленным изучением лучших практик развитых зарубежных стран.

Важным направлением международных связей образовательных учреждений МВД Республики Узбекистан является обмен опытом в учебном процессе, эффективное внедрение современных подходов через изучение передовых достижений зарубежных стран [4, с. 140].

Как одно из главных образовательных учреждений МВД Республики Узбекистан Академия МВД уделяет особое внимание углубленному изучению опыта подготовки полицейских в ведущих зарубежных странах и тесно сотрудничает с ними. С этой целью налажено последовательное сотрудничество с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и образовательными учреждениями России, Китая, Турции, Казахстана, Республики Беларусь и других стран, применяемое в области обучения и обмена опытом.

Активное использование ситуационных центров может явиться и новым инструментом для современного преподавания. Индивидуальная подготовка специалистов в ряде случаев экономически менее выгодна, чем групповое обучение в ситуационных центрах. В связи с этим возникает потребность в организации ситуационного центра образовательной направленности, в том числе на базе образовательных учреждений. При этом учебная направленность ситуационных центров ставит перед разработчиками и преподавателями ряд совершенно новых проблем, таких как разработка дидактических основ и методических подходов к использованию средств компьютерного моделирования, экспертных систем и мультимедиа при формировании навыков группового принятия решений в ситуационном центре [1, с. 80]. Связано это с тем, что ситуационных центров, приспособленных для ведения учебного процесса, в Узбекистане мало, опыт их работы небольшой. Это объясняется как дороговизной технических и программных средств ситуационных центров, так и отсутствием организационных, методических и дидактических разработок для применения ситуационных центров в учебном процессе.

Учитывая вышеизложенные аспекты, в Академии МВД Республики Узбекистан с помощью грантов международных организаций и иностранных государств создаются новые ситуационные центры. На сегодняшний день построено новое здание информационно-ресурсного центра Академии, отвечающее всем требованиям международных стандартов, в котором было установлено новое компьютерное оборудование, произведено пополнение новой учебной и юридической литературой, расширена база электронной библиотеки. В этом центре сотрудники, курсанты и слушатели также могут участвовать дистанционно в различных международных мероприятиях.

Для проведения практических занятий имеются криминалистический полигон, образцовый опорный пункт органов внутренних дел,

ситуационный учебный полигон безопасности дорожного движения.

Также в Академии строится центр симуляции и модуляции с компьютерным парком, с соответствующим программным обеспечением, интерактивными технологиями, инновационными программными комплексами, такими как «Виртуальный кабинет инспектора профилактики», «Дежурная часть органа внутренних дел», «Мой безопасный город», «Гражданин — орган внутренних дел», «Учебно-консультативный портал дознавателя» и другие.

Помимо этого, создается ситуационный полигон со специальными учебно-имитационными помещениями, площадками (автодром, имитация городской инфраструктуры (рынок, точки общественного питания, магазины), железнодорожной станции, зала-терминала аэропорта, фрагмент вагона метро, макет самолета и другие).

В Академии в 2017 г. в ходе проводимых реформ Высшие академические курсы получили статус факультета руководящих кадров. Основной целью факультета сегодня является подготовка высококвалифицированных руководящих кадров, обладающих качествами организатора и руководителя в деятельности органов внутренних дел, отвечающих духовным и нравственным требованиям, поставленным перед руководством органов внутренних дел.

На сегодняшний день факультет готовит квалифицированные кадры по специальности «Управленческая деятельность органов внутренних дел». В пределах годовой учебной программы слушатели изучают 26 дисциплин по семи учебным модулям. Учебный процесс осуществляется с применением передовых инновационных технологий и интерактивных методов. Занятия проводятся как профессорско-преподавательским составом, так и практическими сотрудниками органов внутренних дел, обладающими богатым опытом и знаниями [6].

С целью повышения знаний, умений и опыта в принятии управленческих решений следует увеличить объем занятий в ситуационных центрах со слушателями факультета руководящих кадров Академии МВД Республики Узбекистан.

Повышение качества кадрового потенциала признается одним из важнейших ресурсов интенсификации служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел [2, с. 94].

Такие учебные занятия повышают компетенцию, т. е. развивают умение применять теоретические знания и практические навыки при решении некоторых проблем, возникающих в профессиональной деятельности, и принятии рациональных управленческих решений.

В последние годы особенно остро растет потребность в улучшении системы образования на основе ситуационного и компетентностного подхода. Рассматриваемые нами методы обучения служат расширению навыков наблюдения обучающихся, формированию навыков мышления, целенаправленному устремлению к профессиональным навыкам, приобретаемым

во время учебы. Поэтому для органов внутренних дел очень важно повышать личностные и профессиональные качества сотрудников в процессе обучения. Особую, наиболее эффективную роль ситуационные центры могут сыграть в системе обмена опытом на международном уровне в сфере подготовки и организации работы кадров органов внутренних дел.

Список литературы:

1. Егоров А. И. Развитие ситуационных центров поддержки принятия решений в учебной деятельности // Фундаментальные исследования. 2008. № 8.

2. Лозовицкая Г. П. Кадровое обеспечение в органах внутренних дел: учебное пособие / Г. П. Лозовицкая, Е. А. Сумина, Д. М. Аказеев; под общ. ред. Г. П. Лозовиц-кой. Москва, 2020.

3. Лозовицкаяя Г. П. Общий сравнительно-правовой комментарий и сравнительные таблицы уголовных кодексов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ): монография в 2 ч. под ред. П. Г. Пономарева. Саратов, 2002. Ч. 1, 2.

4. Лозовицкая Г. П., Окюлов Н. О. Основные направления и современные тенденции развития системы управления кадрами в органах внутренних дел Республики Узбекистан // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179).

5. Рейтинг: Узбекистан входит в список самых безопасных стран мира для путешествий. URL: https://kun.uz/ru/07505730 (дата обращения: 16.11.2020).

6. Факультет подготовки руководящих кадров. URL: https://akadmvd.uz/ru/menu/fakultet-podgotovki-rukovodjaschih-kadrov (дата обращения: 16.11.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.